МС Ванганелла
Бывших австралийских военнопленных переводят на корабль-госпиталь «Ванганелла» через два дня после их освобождения из лагеря Бату Линтанг , Кучинг, Саравак, на острове Борнео, сентябрь 1945 года.
| |
История | |
---|---|
Австралия | |
Имя | Ванганелла |
Тезка | Ванганелла, Новый Южный Уэльс |
Владелец | Хаддарт Паркер |
Порт приписки | Мельбурн |
Маршрут | Транс-Тасман |
Строитель | Харланд и Вольф , Белфаст |
Номер двора | 849 |
Запущен | 17 декабря 1929 г. |
Завершенный | 29 ноября 1932 г. |
В эксплуатации | 12 января 1933 г. |
реклассифицирован |
|
Порт приписки | Мельбурн |
Идентификация |
|
Судьба | Списано на слом на Тайване в 1970 году. |
Общие характеристики | |
Тип | Океанский лайнер |
Тоннаж | 9,576 брт , 5,625 нрт |
Длина | 461,2 футов (140,6 м) |
Луч | 63,9 футов (19,5 м) |
Черновик | 7,6 м (25 футов) [ нужна ссылка ] |
Глубина | 29,1 футов (8,9 м) |
Установленная мощность | 1305 л.с. , 6750 л.с. |
Движение |
|
Скорость | 16,7 узла (30,9 км/ч) |
Емкость | 304 первого класса, 104 второго класса |
Экипаж | 160 |
Датчики и системы обработки | беспроводная пеленгация |
MS Wanganella был зарегистрированным в Австралии океанским лайнером , построенным компанией Harland and Wolff и вступившим в эксплуатацию на маршруте через Тасман в 1933 году. Первоначально называвшийся Achimota , он был приобретен Huddart Parker после того, как первоначальная продажа компании Elder Dempster Lines провалилась.
Переименованный в «Ванганелла» , корабль плавал между Новой Зеландией и Австралией до 1941 года, когда его переоборудовали в госпитальное судно . Как Австралийский госпитальный корабль (AHS) Wanganella , корабль действовал для поддержки австралийских войск до 1946 года, когда его вернули гражданскому оператору. В 1950-х и 1960-х годах Ванганелла пострадала от нескольких забастовок со стороны портовых рабочих.
Увеличение количества путешествий по воздуху сделало эксплуатацию корабля менее жизнеспособным, но до того, как корабль должен был быть списан в 1963 году, он был приобретен и пришвартован в Даутфул-Саунд , Новая Зеландия, и использовался в качестве общежития для строителей, строящих электростанцию Манапури. до 1970 года. В апреле 1970 года буксир отбуксировал Ванганеллу в Гонконг, а затем на Тайвань, где она была сдана на слом.
Здание
[ редактировать ]Харланд и Вольф построили Wanganella под номером 849 на стапеле номер пять на верфи в Белфасте , спустили ее на воду 17 декабря 1929 года и завершили ее 29 ноября 1932 года. [ 1 ] [ 2 ] Старейшина Демпстер Лайнс заказал ее в качестве Ахимоты для торговли в Западной Африке. [ 1 ] Но у старейшины Демпстера в то время были финансовые проблемы, и он так и не взял на себя управление кораблем. В конце концов, в сентябре 1932 года базирующаяся в Мельбурне австралийская судоходная компания Huddart Parker купила Ахимоту и переименовала ее в Ванганеллу . [ 3 ] начало регулярной службы 12 января 1933 года.
Ванганелла имел два винта , каждый из которых приводился в движение восьмицилиндровым четырехтактным одностороннего действия дизелем . Harland and Wolff построила двигатели по лицензии по проекту Burmeister & Wain . [ 1 ] В общей сложности оба двигателя имели мощность 1305 л.с. [ 4 ] и дал ей рабочую скорость 16,7 узла (30,9 км/ч). [ 1 ]
Ванганелла была оснащена беспроводной пеленгацией . В 1934 году ее кодовые буквы LHVJ. [ 4 ] были заменены позывным VJPQ. [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]Перед Второй мировой войной
[ редактировать ]Переименованный в Wanganella , корабль был транстасманским океанским лайнером с самым высоким рейтингом и имел причалы для 304 пассажиров первого класса и 104 пассажиров второго класса. В основном он плавал между городами Окленд и Веллингтон в Новой Зеландии, а также Сиднеем и Мельбурном в Австралии, пересек Тасманово море за три с половиной дня.
28 декабря 1937 года он столкнулся с траулером «Дурравин» у берегов Нового Южного Уэльса. 19 июня 1940 года она помогла спасти пассажиров RMS Niagara после того, как последний подорвался на мине и затонул у берегов Окленда. [ 6 ]
Послание в бутылке
[ редактировать ]11 сентября 1935 года сообщение в бутылке в океан было выброшено , гласившее: «Выброшено за борт мистером и миссис Робертом Хэром и его сыном Билли 9 ноября 35 года по пути из Сида в Ок» . Если вы найдете, пожалуйста, свяжитесь с указанным выше в Балларате , Викт-Ауст, красивом городе, крупнейшем внутреннем городе Содружества.
Оно было обнаружено на острове Фрейзер в Квинсленде примерно 20 лет спустя, но сообщение было забыто до 2018 года, когда нашедший попытался выяснить отправителей сообщения, включая капитана корабля (капитан Р. Дэррок) и названного свидетеля ( У Элсден-Дью). Сообщение было написано на карточке-меню ужина. Меню, датированное вторником, 10 сентября 1935 года, исполнился один день, когда оно было украшено рукописной запиской, помещено в бутылку с пробковой крышкой и брошено в океан. [ 7 ] Следует отметить, что г-н Роберт Хэйр был менеджером компании Huddart Parker Line, частью которой был Ванганелла , а его сын Уильям (Билли) стал ведущим радиологом и профессором радиологии в Мельбурнском университете . [ 8 ]
Корабль-госпиталь
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны «Ванганелла» была переоборудована в австралийский госпитальный корабль (AHS). В период с 19 мая 1941 по 1946 год компания AHS Wanganella перевезла раненых и больных, эвакуированных с Ближнего Востока, Новой Гвинеи, Соломоновых островов, Борнео и южной части Тихого океана, преодолев расстояние более 251 011 морских миль (464 872 км) и перевезя 13 385 раненых. [ 9 ]
Недавно освобожденный солдат из лагеря Бату Линтанг , Кучинг, Саравак писал о ней:
Я впервые по-настоящему увидел корабль-госпиталь на расстоянии более мили... Расстояния и размеры объектов в море могут быть очень обманчивыми... [и] я понял, что он был намного больше во всех отношениях, чем я себе представлял. . Ванганелла , ибо таково было ее волшебное имя, тихо ехала на якоре, невозмутимая ни ветром, ни приливом, нереальным, ослепительно-белым, клинически чистым, небесным кораблем, терпеливо ожидающим, как возлюбленный, чтобы принять нас. ... Меня покачивало вместе с движением МТБ . Мой освободитель Мэсси посмеялся над моей слабостью, но с энтузиазмом сказал: «Это чертовски хороший корабль». Теперь с тобой все будет в порядке, сапожник ! Казалось бы, противоречием называть Ванганеллу «адским кораблем»; мне она казалась сосудом из другого мира, но я понял его заботу, чтобы заверить меня, что теперь у всех нас действительно есть надежда на будущее. Левый борт корабля возвышался высоко над нами. Я с тревогой наблюдал за огромными ступенями, ведущими от катера к главной палубе. ... Начался медленный подъем, истощающий энергию. Каждый пациент, ибо именно этим мы и стали; его сопровождали австралийские медсестры-мужчины. Они позаботились о том, чтобы, хотя нас и вырвали из-под японской пяты, мы не падали и не были захвачены морем. ... После вечности усилий, продвигаясь шаг за шагом, один за другим мы достигли палубы. Позади меня раздался голос: «Мне бы не хотелось делать это снова». Это был Слим Ландерс: я не был уверен, имел ли он в виду восхождение по трапу или три с половиной года в Бату Линтане».
— [ 10 ]
Пост-был
[ редактировать ]Во время своего первого послевоенного плавания Ванганелле чудом удалось спастись, когда она села на мель на рифе Барретт (позже заявившем права на TEV Wahine , потеряв 53 человека) у входа в гавань Веллингтона в Новой Зеландии. 19 января 1947 года, совершая свое первое после войны путешествие через Тасман, Ванганелла незадолго до полуночи столкнулась с рифом Барретт и застряла. Погодные условия были необычайно благоприятными и оставались такими в течение 18 дней, которые она провела на рифе. Такая благоприятная погода до сих пор известна в Веллингтоне как «погода Ванганеллы». Никто не пострадал, а пассажиров сняли с корабля на следующее утро после аварии. Понесенный ею ущерб вывел ее из строя на 22 месяца, в основном из-за забастовки, когда она стояла в плавучем доке для ремонта. Харланд и Вольф прислали необходимые стальные конструкции из Белфаста. [ 3 ]
Ванганелла снова оказалась втянутой в забастовку; на этот раз в споре о береговой линии Новой Зеландии в 1951 году . Эта 151-дневная промышленная битва между работодателями и работниками водного транспорта в Новой Зеландии началась, когда работники водного транспорта отказались работать сверхурочно. Правительство Новой Зеландии, работая рука об руку с работодателями, было полно решимости разгромить профсоюз и ввело чрезвычайное положение. Для работы на пристанях была привлечена армия. Ванганелла стала участвовать в контрабанде денег и рабочей силы между Австралией и Новой Зеландией, а ее австралийская команда перевезла в Новую Зеландию тысячи фунтов от различных профсоюзов Австралии в поддержку своих новозеландских товарищей.
Примерно в 1960 году Ванганелла была приобретена торговцем металлоломом Альбертом Дж. Симсом и отправлена в Сингапур для переработки на металлолом . Однако цены на металлолом упали, и корабль вернулся в строй на рейсе из Сиднея в Окленд. В начале 1962 года, когда владельцы перешли во владение компании McIlwraith McEacharn Ltd из Мельбурна, судно было продано гонконгской компании Hang Fung Shipping & Trading Co Ltd, действовавшей под тем же названием. [ 3 ]
Хостел-корабль
[ редактировать ]В 1950-х и 1960-х годах расширение гражданских авиаперевозок сделало перевозки через Тасман устаревшими. В 1963 году, незадолго до того, как корабль должен был быть сдан на слом, инженеры, работавшие на строительстве электростанции Манапури в Новой Зеландии, приобрели «Ванганеллу» .
Между 1963 и 1970 годами «Ванганелла» была пришвартована в Саундфул-Саунд и использовалась в качестве общежития для рабочих, строящих отводящий туннель и подъездную дорогу к перевалу Уилмот. Судно прославилось своей культурой питья на борту. Популярная легенда гласит, что когда судно нужно было отбуксировать, буксиры, по-видимому, изо всех сил пытались вытащить его из слоя пустых пивных банок, выброшенных за борт.
Ванганелла была продана на металлолом в 1970 году и отбуксирована в Гонконг, а затем на Тайвань. Бухта, в которой была пришвартована Ванганелла , и ручей, подавший воду на лайнер, теперь обозначены как Бухта Ванганелла и Ручей Ванганелла.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Ванганелла» . Двор . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ МакКласки 2013 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б с Данн 1964 , стр. 76–77.
- ^ Jump up to: а б «Пароходы и теплоходы». Реестр Ллойда (PDF) . Том. II. Лондон: Регистр Ллойда. 1934 год . Получено 30 декабря 2020 г. - через данные корабля Plimsoll.
- ^ «Пароходы и теплоходы». Реестр Ллойда (PDF) . Том. II. Лондон: Регистр Ллойда. 1934 год . Получено 30 декабря 2020 г. - через данные корабля Plimsoll.
- ^ Уотерс 1951 , с. 98.
- ↑ Тайна послания в бутылке приводит к охоте за семьей автора 80 лет спустя , Хейли Рено, ABC News Online , 19 февраля 2018 г.
- ^ «Уильям Сэмюэл Кэлхун Хэйр, АО, MBBS, 1967» . Университет Мельбурна . 7 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 31 марта 2018 г. Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ Смит 1992 , с. 19.
- ^ Ooi 1998 , стр. 640–1. Автором был Л. Е. Моррис, который после освобождения весил пять стоунов три фунта (73 фунта (33 кг))
Библиография
[ редактировать ]- Белл, Эндрю; Робинсон, Мюррей (2009). Тасманское трио: Ванганелла – Аватеа – Моноваи . Лондон: Корабли в фокусе. Публикации. ISBN 9781901703559 .
- Данн, Лоуренс (1964). Знаменитые лайнеры прошлого, построенные в Белфасте . Лондон: Адлард Коулз.
- МакКласки, Том (2013). Взлет и падение Харланда и Вольфа . Страуд: Историческая пресса. п. 140. ИСБН 978-0752488615 .
- Ой, Кит Джин (1998). Японская империя в тропиках: избранные документы и отчеты японского периода в Сараваке, северо-запад Борнео, 1941–1945 гг . Монографии по международным исследованиям, серия SE Asia. Том. 101 (2 тома). Центр международных исследований Университета Огайо. ISBN 0-89680-199-3 .
- Смит, А.Е. (май 1992 г.) [1991]. Три минуты времени - торпедирование австралийского госпитального корабля «Кентавр» (второе издание). Майами: Тасман Пресс. ISBN 0-646-07631-0 .
- Уотерс, Сидней Д. (1951). Union Line Краткая история Union Steam Ship Company of New Zealand Limited, 1875–1951 гг .