немецкий крейсер Германия
Германия в 1935 году
| |
История | |
---|---|
Германия | |
Имя | Германия |
Строитель | Немецкий завод , Киль |
Заложен | 5 февраля 1929 г. |
Запущен | 19 мая 1931 г. |
Введен в эксплуатацию | 1 апреля 1933 г. |
Переименован | Январь 1940 года, Лютцов. |
Судьба | Потоплен как цель 22 июля 1947 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Германия типа Крейсер |
Смещение |
|
Длина | 186 м (610 футов 3 дюйма) |
Луч | 20,69 м (67 футов 11 дюймов) |
Черновик | 7,25 м (23 фута 9 дюймов) |
Установленная мощность | 54000 л.с. (53260 л.с., 39720 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) |
Диапазон | 10 000 морских миль (19 000 км; 12 000 миль) при скорости 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час) |
Дополнить |
|
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Броня | |
Самолет перевезен |
|
Авиационные объекты | Одна катапульта |
«Дойчланд» был ведущим кораблем своего класса ( тяжелых крейсеров часто называемых «карманными линкорами»), которые служили в составе Кригсмарине нацистской Германии во время Второй мировой войны . Заказанный правительством Веймара для Рейхсмарине , он был заложен на верфи Deutsche Werke в Киле как броненосный корабль ( Panzerschiff ) в феврале 1929 года и достроен к апрелю 1933 года. Первоначально классифицированный Рейхсмарине , в феврале 1940 года немцы переклассифицировали оставшиеся два корабля этого класса в качестве тяжелых крейсеров. [ а ] В 1940 году он был переименован в Lützow после того, как недостроенный Admiral Hipper класса тяжелый крейсер Lützow был продан Советскому Союзу годом ранее.
Корабль участвовал в значительных боевых действиях с Кригсмарине , включая несколько патрулей невмешательства во время гражданской войны в Испании , во время которых он был атакован республиканскими бомбардировщиками . Когда началась Вторая мировая война, он курсировал по Северной Атлантике, готовясь атаковать союзников торговое движение . Плохая погода помешала ее усилиям, и она потопила или захватила лишь несколько судов, прежде чем вернуться в Германию. Затем она участвовала в операции Weserübung — вторжении в Норвегию. Поврежденный в битве при проливе Дрёбак , он был отозван в Германию для ремонта. По пути он был торпедирован и серьезно поврежден британской подводной лодкой.
Ремонт был завершен к марту 1941 года, а в июне он покинул Германию для совершения коммерческого рейда в Атлантике. Но не дойдя до Атлантики, он снова был торпедирован британским самолетом и был вынужден вернуться. После ремонта Лютцов вернулся в Норвегию, чтобы присоединиться к силам, выступающим против поставок союзников в Советский Союз . Она села на мель во время запланированного нападения на конвой PQ 17 и вернулась в Германию для ремонта. Затем она участвовала в бою в Баренцевом море с тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» , который закончился неудачей с уничтожением конвоя JW 51B . Проблемы с двигателем вынудили провести серию ремонтов, завершившихся полным ремонтом в конце 1943 года, после чего корабль остался на Балтике в качестве учебного корабля. В октябре 1944 года Лютцов вновь поступил на передовую службу в составе оперативной группы «Тиле» , участвуя в береговых бомбардировках русских позиций в поддержку немецкой армии. Затопленный на мелководье в Кайзерфарте в апреле 1945 года бомбардировщиками Королевских ВВС (RAF), Lützow использовался в качестве стационарной артиллерийской батареи до 4 мая 1945 года, когда он был выведен из строя экипажем. Поднятый советским ВМФ в 1947 году, он впоследствии был потоплен как мишень на Балтике.
Дизайн
[ редактировать ]Deutschland 186 метров (610 футов) имела общую длину , ширину 20,69 м (67 футов 11 дюймов) и максимальную осадку 7,25 м (23 фута 9 дюймов). Корабль имел проектное водоизмещение 12 630 т (12 430 длинных тонн; 13 920 коротких тонн) и полное водоизмещение 14 290 длинных тонн (14 520 тонн). [ 1 ] хотя официально было заявлено, что длина корабля находится в пределах лимита Версальского договора в 10 000 длинных тонн (10 160 т) . [ 2 ] Deutschland оснащался четырьмя комплектами MAN 9-цилиндровых двухтактных дизельных двигателей двойного действия . Максимальная скорость корабля составляла 28 узлов (52 км/ч; 32 миль в час) при мощности 54 000 л.с. (53 260 л.с., 39 720 кВт). На крейсерской скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) корабль мог пройти 10 000 морских миль (19 000 км; 12 000 миль). [ 1 ]
Поскольку Версальский договор ограничил общую численность Рейхсмарине 10 000 человек, Германия не могла взять на себя полный состав. На борт удалось взять только 33 офицера, 595 рядовых и 15 гражданских лиц, 474 из них прибыли с легкого крейсера «Эмден» , временно выведенного из состава для снабжения людей для Дойчланда . [ 3 ] После 1935 года, когда Адольф Гитлер отказался от Версальского договора и заключил англо-германское военно-морское соглашение, эти ограничения были сняты, и Германия получила полный состав из 43 офицеров, 943 матросов и 14 гражданских лиц. [ 1 ] [ 4 ] Когда Германия готовилась к военному патрулированию, на борт было взято больше офицеров и экипажа, чтобы сформировать призовые экипажи для захваченных торговых судов. [ 5 ]
Дойчланда « » Основное вооружение состояло из шести 28-см (11 дюймов) орудий SK C/28, установленных в двух трехорудийных башнях , одной в носовой части и одной в кормовой части надстройки . Корабль нес вторичную батарею из восьми 15-см (5,9 дюйма) орудий SK C/28 в одиночных башнях, сгруппированных в миделе корабля . Ее зенитная батарея первоначально состояла из трех орудий калибра 8,8 см (3,5 дюйма) L/45, однако в 1935 году они были заменены шестью орудиями калибра 8,8 см (3,5 дюйма) L/78 . В 1940 году 8,8-см орудия были сняты, а на их место были установлены шесть 10,5-см (4,1 дюйма) орудий L/65, четыре 3,7-см (1,5 дюйма) орудия и десять 2-см (0,79 дюйма) орудий. К концу войны ее зенитная батарея снова была реорганизована и состояла из шести орудий калибра 4 см (1,6 дюйма) L / 60 , десяти орудий калибра 3,7 см и двадцати восьми орудий калибра 2 см. [ 1 ] [ 6 ]
Корабль также нес пару четверных палубных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм), размещенных на корме. Первоначально корабль не был оснащен гидросамолетами, но в 1935 году стал первым немецким военным кораблем, на котором были установлены катапульта , краны для управления гидросамолетами и гидросамолет Heinkel He 60 . [ 7 ] Германии Бронепояс имел толщину от 60 до 80 мм ( от 2,4 до 3,1 дюйма); ее верхняя палуба имела толщину 17 мм (0,67 дюйма), а толщина основной бронепалубы - от 17 до 45 мм (0,67-1,77 дюйма). Башни главного калибра имели толщину граней 140 мм (5,5 дюйма) и бортов 80 мм. [ 1 ] Осенью 1937 г. комплекса FMG G(gO) «Ситакт», была установлена РЛС работавшая на длине волны 80 см; [ 8 ] в 1942 году был добавлен комплект FuMO 26. [ 9 ] [ б ]
История обслуживания
[ редактировать ]Deutschland был заказан Рейхсмарине на верфи Deutsche Werke в Киле как Ersatz Preussen , замена старого существовавшего до дредноута линкора Preussen, . [ 1 ] Киль был заложен 5 февраля 1929 года. [ 10 ] строящийся номер 219. [ 1 ] Корабль был спущен на воду 19 мая 1931 года; при спуске на воду корабль случайно начал соскальзывать со стапеля, пока канцлер Германии Генрих Брюнинг произносил речь о крещении, и прежде чем президент Германии Пауль фон Гинденбург смог окрестить корабль традиционной бутылкой Sekt . [ 11 ] [ 12 ] После завершения достроечных первые ходовые испытания . работ в ноябре 1932 года начались [ 13 ] Корабль был принят в состав Рейхсмарине 1 апреля 1933 года. [ 9 ]
Дойчланд провел большую часть 1933 и 1934 годов, проводя учебные маневры; [ 14 ] Первые скоростные испытания в мае 1933 года показали, что максимальная скорость 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час) была предпочтительнее, но на скоростных испытаниях в июне корабль с комфортом достиг 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час). К декабрю 1933 года испытания завершились, и корабль был готов к активной службе на флоте. [ 13 ] Корабль также совершил ряд визитов доброй воли в иностранные порты, включая визиты в Гетеборг , Швеция, а в октябре 1934 года официальный государственный визит в Эдинбург , Шотландия. В апреле 1934 года корабль посетил Адольф Гитлер; Сообщается, что он осмотрел корабль один, неофициально разговаривая с членами экипажа. [ 14 ]
В 1935 году корабль совершил серию дальних учебных рейсов в Атлантику. В марте 1935 года он дошел до вод Карибского моря и Южной Америки. После возвращения в Германию она зашла в док для проведения регламентных работ, а также установки дополнительного оборудования. В этот период ей установили авиационную катапульту и предоставили гидросамолет He 60. [ 14 ] Первый He 60 был поврежден во время испытаний с новым вспомогательным устройством для посадки и подъема гидросамолетов, и прилетел сменный He 60. [ 15 ] «Дойчланд» участвовала в маневрах флота в водах Германии в начале 1936 года. К ней присоединился ее недавно вошедший в строй однотипный корабль «Адмирал Шеер» для круиза в Срединную Атлантику, который включал остановку на Мадейре . [ 16 ]
Гражданская война в Испании
[ редактировать ]После начала гражданской войны в Испании в 1936 году «Дойчланд» и «Адмирал Шеер» были переброшены на испанское побережье 23 июля 1936 года для прикрытия эвакуации дипломатического персонала и гражданского населения из испанских портов. В конце августа она помогала в эвакуации Сан-Себастьяна , Бильбао , Сантандера , Хихона и Ла-Коруньи на побережье Атлантического океана, а в июле — Кадиса , Альмерии , Сеуты , Малаги , Аликанте , Валенсии и Барселоны . Во время развертывания ее орудийные башни были окрашены большими черными, белыми и красными полосами, чтобы облегчить идентификацию с воздуха и указать ее нейтральный статус. К концу октября немецкий флот эвакуировал 15 317 человек, среди них много иностранцев. 31 августа «Дойчланд» вернулась в Вильгельмсхафен. [ 17 ]
1 октября Deutschland покинула Германию и направилась в Испанию во время своего первого патруля невмешательства у контролируемого республиканцами побережья Испании. В ее обязанности во время развертывания входила эвакуация беженцев, спасающихся от боевых действий, защита немецких кораблей, перевозящих припасы для Франсиско Франко , националистов и сбор разведывательной информации для националистов. [ 16 ] 21 ноября корабль вернулся в Германию, но вышел из Киля для своего третьего патруля 31 января 1937 года. В этом патруле его основной обязанностью было контролировать испанские корабли в Средиземном море и проверять, находился ли на борту наблюдатель Комитета невмешательства. во избежание транспортировки оружия или международных добровольцев, пытающихся присоединиться к республиканской стороне. В апреле «Дойчланд» вернулась в Германию, но 10 мая корабль отправился в четвертое патрулирование. К этому времени Комитет по невмешательству разделил испанское побережье на четыре сектора, а Германии было выделено побережье между Португалией и Валенсией. Deutschland посетила британскую базу в Гибралтаре и приняла участие в учениях вместе с британским и итальянским крейсером. [ 17 ]
24 мая 1937 года корабль был пришвартован в порту Пальма на острове Майорка вместе с несколькими другими нейтральными военными кораблями, в том числе судами британского и итальянского военно-морских сил. Порт подвергся нападению республиканской авиации, однако зенитный огонь военных кораблей отогнал их. торпедные катера Seeadler и Albatross сопровождали Deutschland на остров Ибица 26 мая . Когда он стоял там в порту, 29 мая он снова подвергся нападению республиканских бомбардировщиков; [ 16 ] пара бомбардировщиков СБ-2 советской постройки , тайно пилотируемых летчиками советских ВВС, бомбила корабль. [ 18 ] В то же время четыре республиканских эсминца обстреляли порт неточным огнем. В корабль попало две бомбы; первый пробил верхнюю палубу возле мостика и взорвался над главной бронепалубой, а второй попал в третью 15-см пушку правого борта. Осколки от этого попадания пробили топливные баки гидросамолета и подожгли его, горящее топливо воспламенило боеприпасы для 15-см орудий правого борта. Первое попадание вызвало серьезные пожары под палубой. [ 19 ] [ 16 ] В результате нападения погиб 31 немецкий моряк и было ранено 74. [ 18 ]
«Дойчланд» быстро снялся с якоря и покинул порт. Она встретилась с адмиралом Шеером, чтобы нанять дополнительных врачей, прежде чем отправиться в Гибралтар , где мертвые были похоронены со всеми воинскими почестями. Однако десять дней спустя Гитлер приказал эксгумировать мужчин и вернуть их для захоронения в Германию. Раненые с корабля также были эвакуированы в Гибралтар для лечения. Гитлер, разгневанный нападением, приказал адмиралу Шееру бомбардировать порт Альмерии в отместку за так называемый « в Германии инцидент ». [ 16 ] Впоследствии Сталин издал приказ о строгом запрещении дальнейших атак на немецкие и итальянские военные корабли. [ 18 ] 15 июня «Дойчланд» вернулась в Вильгельмсхафен, где был похоронен 31 погибший моряк. Устранение последствий взрыва заняло десять дней. [ 20 ] 1 октября KzS Пауль Веннекер принял командование Германией . Его первым заданием было снова отправить корабль в патрулирование у берегов Испании для защиты торгового судоходства. Во время этого патрулирования она пополнялась в итальянских портах. В феврале 1938 года она вернулась в Германию. К настоящему времени корабль прошел более 130 000 морских миль , и его моторное отделение нуждалось в капитальном ремонте. Особенно сильно хрупкими и сильно растрескивались подушки дизельного двигателя. [ 21 ]
Довоенные маневры
[ редактировать ]Рост напряженности в отношениях с Францией и Великобританией во время Судетского кризиса в сентябре 1938 года привел к подготовке войны: 20 сентября Германия покинула Германию, чтобы занять позиции в Средней Атлантике, чтобы совершать торговые набеги на морские пути в Южную Америку и Кейптаун. Доброй Надежды . Нефтяник -пополнитель «Самланд» также был отправлен в Атлантику для поддержки «Дойчланд» во время ее операций, но «Дойчланд» сначала пополняла запасы с танкера «Аугуст Шульце» в испанском порту Виго . Там она впервые оперативно использовала свой радар Seetakt, чтобы в густом тумане ускользнуть из Виго и уйти от своих британских слежек. Мюнхенское соглашение от 29 сентября позволило избежать войны. Дойчланд продолжила патрулирование в учебных целях. Она моделировала боевые действия вместе с подводными лодками U-27 и U-30 . Управлять подводными лодками, действующими независимо от корабля в море, оказалось слишком сложно, и в результате рудельтактик, пропагандируемый Карлом Дёницем, стал более заметным. Германия посетила с визитом Танжер и Гибралтар перед возвращением в Германию. С 6 по 26 февраля корабль снова находился в водах Испании для проведения артиллерийских учений и посещения Пальмы, Тенерифе и Феррола . [ 22 ]
23 марта 1939 года Гитлер поднялся на борт «Дойчланд» в Свинемюнде, чтобы направить корабль в Мемель , который тогда был частью Литвы и который он хотел Хайм в Рейхе . Столкнувшись с прибытием Германии , двух родственных ей кораблей «Адмирал Шеер» и «Адмирал Граф Шпее» , легких крейсеров «Кёльн» , «Лейпциг» и «Нюрнберг» , а также нескольких эсминцев , торпедных катеров и тральщиков , литовское правительство приняло немецкий ультиматум Литве и уступило Литве германский ультиматум. Мемельский регион в составе Германии. [ 23 ]
17 апреля «Дойчланд» отбыла в Атлантику под командованием Befehlshaber der Panzerschiffe Вильгельма Маршалла . В ходе вылазки был отработан новый тип торгового рейда: Panzerschiffe должен был действовать в составе оперативной группы вместе с разведывательными силами и новыми «Дитмаршен» танкерами пополнения запасов типа . В отсутствие еще не готового к эксплуатации Graf Zeppelin или еще не построенных Spähkreuzers три эсминца действовали в качестве поддержки Deutschland . После завершения учений немецкие войска совершили официальный визит в Малагу после победы националистов в гражданской войне в Испании в 1939 году. Вместе с кораблями, дислоцированными в Средиземном море во время их уже завершившегося патрулирования в Испании, и новым линкором « Гнейзенау», пришедшим из Германии. Немецкие войска начали крупные учения флота. В основе учений было около двадцати подводных лодок под командованием Дёница с тендера подводных лодок «Эрвин Васснер» , имитировавших рудельтактические атаки на конвой, в то время как надводные корабли сосредоточились на отвлечении сил противника. [ 24 ] [ 25 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]24 августа 1939 года, за неделю до вторжения Германии в Польшу , «Дойчланд» отплыла из Вильгельмсхафена, направляясь на позицию к югу от Гренландии . Здесь она была бы готова атаковать торговое движение союзников в случае всеобщей войны после нападения на Польшу. Корабль снабжения «Вестервальд» был назначен для поддержки Германии во время операции. [ 26 ] Всего за два дня до выхода из Вильгельмсхафена ее устаревший гидроплан-биплан He 60 был заменен современным Ar 196 с закрытой кабиной. Достигнув Атлантики через Датский пролив , «Дойчланд» получила первое пополнение из Вестервальда недалеко от Гренландии. 30 августа [ 27 ] Германии было приказано строго соблюдать правила призов, которые требовали от рейдеров останавливаться и обыскивать корабли на предмет контрабанды перед их потоплением, а также обеспечивать безопасную эвакуацию их экипажей. Кораблю также было приказано избегать боя даже с меньшими военно-морскими силами, поскольку основной целью было нарушение торговли. [ 28 ] Гитлер надеялся добиться мира путем переговоров с Великобританией и Францией после того, как он захватил Польшу, и поэтому он не разрешал Германии начать свою рейдовую миссию против британских и французских кораблей до 26 сентября. [ 29 ] К этому времени Дойчланд двинулся на юг, чтобы охотиться на морском пути Бермудско - Азорские острова . [ 26 ]
5 октября она нашла и потопила водоизмещением 5044 брутто-тонны британское транспортное судно Stonegate . [ 30 ] однако не раньше, чем грузовое судно смогло послать сигнал бедствия, информируя суда, находившиеся в районе Германии присутствия . Затем она повернула на север, к маршруту Галифакса , где 9 октября столкнулась с американским кораблем « Сити оф Флинт» . [ 25 ] Было обнаружено, что на грузовом судне водоизмещением 4963 брутто-машины перевозилась контрабанда, и оно было арестовано. [ 31 ] На корабль был отправлен призовой экипаж; они увезли корабль с первоначальным экипажем, находившимся в плену, через Мурманск в Германию . Однако корабль был захвачен Норвегией, когда он стоял на якоре в Хаугесунне , и контроль над кораблем был возвращен первоначальному экипажу. Тем временем 14 октября «Дойчланд» встретила и потопила норвежский транспорт «Лоренц В. Хансен» . [ 25 ] около 1918 брт. [ 31 ] В тот же день он остановил нейтральный датский пароход «Конгсдал» пленников Лоренца В. Хансена , однако, когда стало очевидно, что он направляется в нейтральный порт, на его борт поместили , и ему разрешили продолжить путь. Позже Конгсдал сообщил о столкновении британскому королевскому флоту и подтвердил, Германия . что рейдером, действовавшим в Северной Атлантике, была [ 25 ]
Суровые погодные условия в Северной Атлантике затруднили Германии рейдовую миссию , хотя она и задержала несколько британских военных кораблей, которым было поручено ее выследить. [ 25 ] Французский Force de Raid , сосредоточенный на линкоре Dunkerque , был занят защитой конвоев вокруг Великобритании, чтобы предотвратить их нападение со стороны Германии . [ 32 ] В начале ноября Главнокомандование ВМФ отозвало Дойчланд ; он прошел Датский пролив 15 ноября и бросил якорь в Готенхафене 17 ноября. [ 33 ] В ходе своего рейдового задания она потопила всего два судна и захватила третье. [ 34 ]
Сразу после прибытия в Германию «Дойчланд» был переклассифицирован в тяжелый крейсер и переименован в «Лютцов» . [ 34 ] Гитлер сам принял решение переименовать корабль, признавая, что затопление военного корабля, всегда возможного, было бы пропагандистской катастрофой, если бы он носил имя своей страны. [ 35 ] Адмирал Эрих Редер , главнокомандующий Кригсмарине , также надеялся, что переименование корабля запутает разведку союзников; « Адмирал Хиппер» Крейсер типа «Лютцов» был выставлен на продажу советскому флоту , и была надежда, что использование его имени для обозначения Германии скроет сделку. [ 36 ] Поскольку «Дойчланд» вернулась в Германию незамеченной, переименование также заставило бы британцев поверить в то, что «Дойчланд» все еще действует в Атлантике, и заставить свои силы искать ее там. Прежде чем «Лютцов» зашел в гавань на ремонт, он участвовал в операциях флота в Северном море при поддержке атаки немецких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» на Северный патруль. 24 и 25 ноября «Лютцов» действовал вместе с легкими крейсерами «Кельн» и «Лейпциг» в Скагерраке против торгового движения и в качестве приманки для операций линкоров. [ 37 ] [ 38 ]
В начале декабря 1939 г. [ 39 ] корабль прошел капитальный ремонт, в ходе которого рейковый клипер . для улучшения мореходных качеств был установлен [ 40 ] В феврале 1940 года Веннекеру было присвоено звание Контерадмирала , и его заменил КзС Август Тиле . [ 39 ] Ремонт завершился в марте 1940 года. [ 34 ] после чего предполагалось отправить корабль в очередную торгово-рейдерскую операцию в Южную Атлантику. [ 36 ] Однако в апреле ее направили в состав сил, участвовавших во вторжении в Норвегию. [ 34 ]
Учения «Операция Везер»
[ редактировать ]Немцы планировали начать вторжение в Норвегию с высадки шести военно-морских сил в Нарвике , Тронхейме , Бергене , Кристиансанде , Осло и Эгерсунде . Первоначально Лютцов был приписан к Группе 2 вместе с тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» , которому было поручено занять Тронхейм. После высадки в Тронхейме Лютцов должен был броситься в Атлантику для совершения торговых набегов. Но 4 апреля в опорах дизельного двигателя были обнаружены трещины, что снизило максимальную скорость крейсера до 21 узла и потребовало дальнейшего ремонта в Германии. В результате вылет в Атлантику был отменен, а Лютцов был переведен в группу 5. [ 41 ] [ 42 ] наряду с новым тяжелым крейсером «Блюхер» , легким крейсером «Эмден» и торпедными катерами «Альбатрос» , «Кондор» и «Мёве» под командованием контрадмирала Оскара Кумметца . Куммец развевал свой флаг в Блюхере . Группе 5 было поручено захватить Осло, столицу Норвегии, и перевезти 2000 горнострелков Вермахта . [ 43 ] Лютцов отправил более 400 солдат в путешествие в Норвегию. После негативного опыта во время вылета на Атлантику в 1939 году, когда одиночный гидросамолет Ar 196 часто ломался, Лютцов получил запасной Ar 196, который хранился за штабелем . Войска покинули Германию 8 апреля и прошли через Каттегат . По пути подводные лодки подали несколько сигналов тревоги. Лютцов произвел залп из вторичной артиллерии в направлении обнаруженного перископа , что привело только к повреждению гидросамолета на катапульте, который был выведен из строя. [ 44 ] Вечером британская подводная лодка HMS Triton. [ с ] атаковал флотилию; определив Лютцов как главную угрозу, Тритон выпустил по ней десять торпед, но промахнулся, поскольку Лютцов в нужный момент отворачивался зигзагообразным курсом. [ 44 ] Немецкие миноносцы отогнали подводную лодку. [ 47 ]
Незадолго до полуночи в ночь на 8 апреля группа 5 с Блюхером во главе прошла внешнее кольцо норвежских береговых батарей. Лютцов следовал прямо за флагманом, а Эмден - за кормой. Сильный туман и требования нейтралитета, требовавшие от норвежцев сделать предупредительные выстрелы, позволили немцам избежать повреждений. Однако норвежцы, в том числе те, кто стоял у артиллерий в крепости Оскарсборг , были настороже. Войдя в Осло-фьорд на скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час), немцы попали в зону досягаемости норвежских орудий; 28-см, 15-см и 57-мм орудия открыли огонь по оккупантам. Во время последовавшей битвы при проливе Дрёбак в Блюхера попало множество снарядов и две торпеды. Он быстро перевернулся и затонул, потеряв около 1000 моряков и солдат. [ 48 ] [ 49 ] В Лютцов трижды попали 15-сантиметровые снаряды батареи Копас Оскарсборга, причинив значительный ущерб. [ 50 ]
Лютцова В переднюю орудийную башню попал один из 15-сантиметровых снарядов, что вывело из строя центральное орудие и повредило правый ствол. Четверо мужчин были ранены. Второй снаряд попал в палубу корабля и пробил верхнюю и главную бронепалубы; устроив пожар в госпитале и операционной крейсера, в результате чего двое солдат погибли и шестеро серьезно ранены. Третий попал в ее надстройку за левым бортовым краном самолета. Запасной самолет, хранившийся за штабелем, был серьезно поврежден, а третьим снарядом погибли четыре артиллериста. [ 50 ] В ответ корабль смог выстрелить только вторичной батареей. Тяжелые повреждения вынудили Лютцова и остальную часть эскадры изменить курс и выйти из фьорда. В конце концов она высадила свой отряд в заливе Верле , после чего использовала свои боевые 28-сантиметровые орудия для обеспечения огневой поддержки. К полудню 9 апреля большая часть норвежских крепостей была захвачена, и командующий оставшимися норвежскими войсками начал переговоры о капитуляции. [ 47 ] Однако эта задержка дала норвежскому правительству и королевской семье достаточно времени, чтобы покинуть Осло. [ 49 ]
Повреждения, полученные Лютцов , побудили Кригсмарине приказать ей вернуться в Германию для ремонта. [ 51 ] остальная часть группы 5 осталась в Норвегии. [ 52 ] Несмотря на опасность подводных лодок, которые атаковали и потопили многие корабли во время операции «Везерюбунг», Тиле приказал своему имеющемуся эскорту, торпедным катерам «Мёве» и «Кондор» оставаться на расстоянии, чтобы помочь поврежденному «Альбатросу» , и полагался на максимальную скорость Лютцова . в 24 узла, чтобы избежать опасности подводные лодки. [ 53 ] Тем не менее 11 апреля британская подводная лодка HMS Spearfish атаковала корабль и нанесла серьезный урон. Торпеда разрушила корму « Лютцова » , в результате чего она рухнула и чуть не упала, а также оторвала рулевой механизм. Не имея возможности управлять, его отбуксировали обратно в порт и списали на ремонт, который длился почти год. Во время нападения на Норвегию на корабле погибло девятнадцать человек, еще пятнадцать погибли в результате торпедного удара. [ 51 ] Несмотря на неудачу, Тиле был награжден Рыцарским крестом Железного креста за свои действия во время битвы при проливе Дрёбак, во время которой он принял командование оперативной группой после потери Блюхера . [ 54 ]
Во время пребывания в сухом доке и на причале в Киле Лютцов часто подвергалась атакам британских бомбардировщиков. Лишь ночью 8 июля бомбардировщикам удалось попасть в бак, но бомба не взорвалась. [ 55 ] Крейсер был вновь принят в строй 31 марта 1941 года под новым командиром КзС Лео Крайшем. Первоначально Кригсмарине . планировала отправить корабль в торговую рейдерскую операцию, запланированную в прошлом году Ее однотипный корабль «Адмирал Шеер» успешно завершил такую операцию в марте 1941 года и должен был присоединиться к Лютцову для участия в операции в июле. Несмотря на потерю линкора «Бисмарк» и указание Гитлера не рисковать с большими кораблями, 12 июня Лютцов отбыл на операцию «Зоммеррайз » в сопровождении эсминцев Z10 Hans Lody , Z16 Friedrich Eckoldt , Z20 Karl Galster , Z23 и Z24 . [ 56 ] подводные лодки U-79 и U-559 . Эсминцы должны были обеспечивать сопровождение до Норвегии, для сопровождения и разведки в Датском проливе от операций в Атлантике были выделены [ 57 ] [ 58 ] Единственный британский «Бристоль Бофорт» торпедоносец обнаружил Лютцов ночью у Эгерсунда. Бомбардировщик сдерживал атаку до тех пор, пока немцы не были обмануты, заставив их думать, что это немецкий патрульный самолет, а затем нанес удар, который вывел из строя ее электрическую систему и сделал корабль неподвижным. Только три моряка были ранены, но Лютцов сильно накренился влево, и левый вал был поврежден. Генератор дымовой завесы был активирован в результате попадания торпеды, в результате чего второй атакующий торпедоносец не попал в корабль. [ 59 ] [ 60 ] Экипаж произвел аварийный ремонт, позволивший ей вернуться в Германию; ремонтные работы в Киле заняли шесть месяцев. К 10 мая 1942 года корабль был наконец объявлен готовым к действию. [ 61 ] [ 62 ]
Развертывание в Норвегии
[ редактировать ]В ходе операции «Вальцертраум» Лютцов покинул Свинемюнде 15 мая 1942 года и направился в Норвегию, чтобы объединить силы, призванные сорвать поставки союзников в Советский Союз . Ее сопровождали эсминцы Z4 Richard Beitzen , Z10 Hans Lody , Z27 и Z29 и эскорт F1 . В это же время поврежденный тяжелый крейсер «Принц Ойген» возвращается после временного ремонта из Тронхейма в Германию. Против этих двух сил велась активная британская авиация и подводные лодки; В то время как Принц Ойген смог прорваться в Германию, Лютцов укрылся в Кристиансанде 17 мая . С 18 по 20 мая Лютцов поэтапно двигался в Тронхейм со своими четырьмя эсминцами и торпедным катером Т1 . [ 63 ] К 25 мая он присоединился к адмиралу Шееру в заливе Боген . Он стал флагманом нынешнего вице-адмирала Куммеца, командующего 2-й боевой группой . Нехватка топлива ограничивала операции, хотя Лютцов и адмирал Шеер смогли провести ограниченные учения по боевой подготовке. В июле запасы топлива были достаточны для проведения операций с крупными кораблями, и немцы намеревались атаковать следующий конвой PQ 17 всем надводным флотом в рамках операции «Рёссельспрунг» . [ 64 ] 1 июля конвой был обнаружен судном B-Dienst и обнаружен подводными лодками. На следующий день начался первый этап операции «Рёссельспрунг», когда немецкие войска сосредоточились в Альтафьорде , откуда они могли совершить вылазку против конвоя. [ 65 ]
2 июля линкор «Тирпиц » , тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» , эсминцы Z6 «Теодор Ридель» , Z10 «Ганс Лоди» , Z14 «Фридрих Ihn» и Z20 «Карл Гальстер» , а также торпедные катера Т7 и Т15 вышли из Тронхейма в Альтафьорд, за ними 3 июля последовал крейсеры Lützow и Admiral Scheer и эсминцы Z24 , Z27 , Z28 , Z29 , Z30 и Z4 Richard Beitzen, идущие из Нарвика. [ 65 ] Чтобы избежать британской разведки, немецкий флот не направился в открытые воды, а оставался недалеко от побережья и между островами. В тумане Lützow сел на мель в узком Тьельдсундете , а эсминцы Z6 Theodor Riedel , Z10 Hans Lody и Z20 Karl Galster ударились о неизведанные скалы у Гримсёя в Вестфьорде, и все эти корабли вышли на операцию. [ 66 ] [ 67 ] Тем временем шведская разведка сообщила об отбытии немцев британскому Адмиралтейству , которое вечером 4 июля приказало конвою рассредоточиться. Утром 5 июля немцам стало известно, что конвои отходят и торговцы продолжают путь самостоятельно. Второй этап операции «Рёссельспрунг» начался в 11:37, и немецкий флот без Лютцова покинул Альтафьорд, чтобы атаковать конвой. Вечером стало ясно, что они обнаружены, и немцы прервали операцию. Подводные лодки и Люфтваффе потопили 21 из 34 убегавших транспортов. [ 68 ] [ 69 ]
При посадке на мель в Тьельдсундете был поврежден внешний корпус длиной 80 метров. Днище в некоторых местах было прогнуто на 30 сантиметров внутрь, из семи топливных элементов текла нефть, но корабль оставался в рабочем состоянии. 9 июля Лютцов двинулся в Лофьорд недалеко от Тронхейма в сопровождении эсминцев Z24 и Z14 Friedrich Ihn , а также торпедных катеров T7 и T15 . [ 70 ] 9 августа Лютцов отправился в Германию в рамках операции «Эйхе» в сопровождении двух торпедных катеров. Она прибыла в Киль 20 августа на ремонт. [ 71 ] что продолжалось до конца октября. 9 ноября он перешел в Балтийское море для морских испытаний и артиллерийских учений. 8 декабря Лютцов вернулся в Норвегию в рамках операции «Прометей» в сопровождении эсминцев Z6 Theodor Riedel , Z20 Karl Galster и Z31 . [ 72 ] прибытие в Нарвик 12 числа. [ 67 ] [ 73 ] Через пять дней «Лютцов» двинулся дальше на север: в ходе операции «Рудельсбург» в сопровождении эсминцев Z6 «Теодор Ридель» и Z31 она вышла в Кофьорд, присоединившись там к крейсерам «Адмирал Хиппер» , «Нюрнберг» и «Кельн» . В августе союзники приостановили движение арктических конвоев. С октября некоторые купцы самостоятельно плавали в Мурманск и обратно, и против этого движения была запланирована операция «Аврора»: вылазка Лютцова в Арктику. Но в декабре арктические конвои возобновили, и операция не была проведена. [ 74 ]
Операция Радуга
[ редактировать ]30 декабря «Лютцов » , «Адмирал Хиппер» и шесть эсминцев покинули Нарвик для операции «Регенбоген» — атаки на конвой JW 51B , который, как сообщила немецкая разведка, находился под легким сопровождением. [ 67 ] План Куммеца состоял в том, чтобы разделить свои силы пополам; он поведет «Адмирала Хиппера» и три эсминца к северу от конвоя, чтобы атаковать его и отвлечь эскорт. Затем Лютцов и оставшиеся три эсминца атакуют незащищенный конвой с юга. 31 числа в 09:15 британский эсминец Obdurate заметил три эсминца, наблюдающих за адмиралом Хиппером ; немцы открыли огонь первыми. Три из четырех других эсминцев, сопровождавших конвой, бросились в бой, а Ахат поставил дымовую завесу, чтобы прикрыть конвой. Затем Куммец повернул обратно на север, чтобы отвести эсминцы. Капитан Роберт Шербрук , командующий британским эскортом, разделил свои силы: два эсминца должны были остаться с конвоем, а два других он взял с собой, чтобы преследовать адмирала Хиппера . [ 75 ] [ 76 ] Между 09:41 и 11:30 крейсер в несколько заходов атаковал эскорт, потопив «Ахатес» и тральщик « Брэмбл» и тяжело повредив эсминец «Онслоу» . [ 77 ]
Тем временем Лютцов направилась к конвою с юга и в 09:22 увидела несколько кораблей. Не имея возможности идентифицировать корабли в снежных шквалах и плохой освещенности на этой широте, она открыла огонь только в 11:42. [ 78 ] Суровые условия затрудняли точный огонь; она прекратила стрельбу к 12:03 без каких-либо попаданий. [ 79 ] Лишь грузовое судно «Калобре» было повреждено осколками. [ 80 ] Отряд R контр-адмирала Роберта Бернетта , сосредоточенный на крейсерах «Шеффилд» и «Ямайка» , стоял в отдаленной поддержке конвоя союзников. [ 81 ] помчался на место происшествия. В 11:30 крейсеры вступили в бой с «Адмиралом Хиппером» , который вел огонь влево по эсминцу «Обидиент » . Корабли Бёрнетта подошли с правого борта адмирала Хиппера и добились полной неожиданности. [ 82 ] Британские крейсеры нанесли три попадания в «Адмирал Хиппер» и потопили эсминец Z16 «Фридрих Экольдт» . Следуя своему приказу не рисковать большими кораблями даже против более слабых противников, Куммец приказал всем кораблям отойти. [ 79 ] [ 80 ] Лютцов непреднамеренно подошел к Шеффилду и Ямайке и, определив их как враждебные, вступил в бой с ними, хотя ее огонь оставался неточным. Британские крейсеры повернули в сторону Лютцова и попали под обстрел обоих немецких крейсеров. Бернетт быстро решил отступить перед лицом превосходящей огневой мощи немцев; его корабли были вооружены 6-дюймовыми (152-мм) орудиями, в то время как «Адмирал Хиппер» нес 20,3-см (8-дюймовые) орудия, а Лютцов имел 28-см орудия. [ 83 ]
Гитлер был в ярости из-за того, что не удалось уничтожить конвой, и приказал разобрать все оставшиеся крупные немецкие военные корабли на металлолом. В знак протеста Редер подал в отставку; Гитлер заменил его адмиралом Карлом Деницем, который убедил Гитлера отменить приказ о демонтаже надводных кораблей Кригсмарине . Лютцов оставался в Кафьорде до 8 марта и 9 марта перешел в залив Боген, где в марте к нему присоединились линкоры «Тирпиц» и «Шарнхорст» . [ 84 ] Все эти корабли 22 марта двинулись в Альтафьорд. [ 85 ] где они имели хорошие возможности для нападения на арктические конвои. Такая концентрация немецкого флота побудила союзников снова приостановить движение арктических конвоев. [ 86 ] Немцы теперь считали операцию «Гузар» (повторение операции «Страна чудес» ) вылазкой Карское море Лютцова в . Эта операция во многом полагалась на воздушную разведку, и, поскольку опыт показал, что одного Ar 196 недостаточно, в июле 1943 года Лютцов дальней разведки BV 138 тренировал дозаправку летающих лодок в море в Ланг-фьорде . Операция была отложена 14 июля из-за одновременной поломки всех четырех дизель-генераторов и окончательно отменена в августе, когда BV 138, действовавший на секретной временной базе на северо-восточном побережье Новой Земли, сообщил об отсутствии движения и сильном льду. [ 87 ] [ 88 ]
6 сентября немцы начали операцию «Цитронелла» : рейд немецкого надводного флота на Шпицберген, но Лютцов остался в Норвегии, поскольку его максимальная скорость была недостаточна для взаимодействия с другими большими кораблями. 22 сентября британцы провели операцию «Источник» , в ходе которой они планировали атаковать Тирпиц , Шарнхорст и Лютцов с помощью наземных мин, заложенных шестью X-класса сверхмалыми подводными лодками . Атака на Лютцов провалилась, поскольку назначенная ей атакующая подводная лодка была потеряна при переброске из Великобритании к норвежскому побережью. В итоге только «Тирпиц» получил тяжелые повреждения от донных мин двух подводных лодок. [ 89 ] [ 90 ]
Операции в Прибалтике
[ редактировать ]23 сентября в ходе операции «Гермелин Лютцов» покинул Альтафьорд и направился на Балтику в сопровождении эсминцев Z5 Paul Jacobi , Z14 Friedrich Ihn , Z15 Erich Steinbrinck и Z27 . Когда 26 сентября немецкие войска были обнаружены, британцы попытались атаковать с помощью флотилии моторных торпедных катеров и тридцати девяти Bristol Beaufighter и Grumman Tarpon торпедоносцев из 832-й морской авиационной эскадрильи . Но из-за плохой погоды и неожиданного изменения курса Лютцова немцы смогли уклониться от всех атак. При прохождении Кристиансанна у Z14 Фридриха Ина закончилось топливо, и его заменили на Z38 . Крейсер прибыл 1 октября в Готенхафен . [ 90 ] где 9 октября она без повреждений пережила дневную атаку Восьмой воздушной армии . Лютцов прошел капитальный ремонт в Либаве , [ 91 ] после чего она осталась в Балтийском море. В марте 1944 года «Лютцов» стал учебным кораблем Seekadetten . [ 79 ] 28 июня Лютцов был переведен в порт Утё для подготовки операции «Танне Вест» — запланированного вторжения на Аландские острова в случае капитуляции Финляндии , но операция была отменена 8 июля. [ 92 ] Чтобы избежать сильных атак русской авиации, Лютцов вернулась в Германию, но в сентябре вернулась к входу в Финский залив , прикрывая эвакуацию войск и беженцев по морю из Финляндии и Таллинна на острова Балтии. Чтобы противостоять угрозе со стороны российских бронированных Ил-2 , легкие зенитные орудия были усилены шестью 4-см Бофорами. [ 93 ] [ 94 ]
В октябре первые русские войска достигли Балтики в битве при Мемеле в рамках своего балтийского наступления . 11 октября Lützow , тяжелый крейсер Prinz Eugen , эсминцы Z25 , Z35 и Z36 , а также торпедные катера T13 , T16 , T20 и T21. [ 95 ] бомбардировали Мемель в поддержку немецкой обороны порта. Лютцов поразил двадцать целей четырьмястами 28-см и двумястами сорока пятью 15-см снарядами, а «Принц Ойген» выпустил шестьсот семьдесят три 20-см снаряда. Через три дня операцию повторили. Возвращаясь с операции, «Принц Ойген» столкнулся с «Лейпцигом» , и его пришлось ремонтировать, поэтому только «Лютцов» 22 октября для третьей операции был доступен . Во время Мемельских операций Ar 196 из Лютцова и два Ar 196 из Prinz Eugen эксплуатировались с тендерного гидросамолета Hans Albricht Wedel . Три Ar 196 постоянно находились в воздухе, и крейсерам было слишком рискованно останавливаться для подъема гидросамолетов, поскольку в этом районе действовали российские подводные лодки. Ar 196 использовались для управления артиллерией, обнаружения падения снарядов, противолодочного патрулирования и даже для борьбы с российскими истребителями и бомбардировщиками. [ 96 ] Русские также осуществили высадку на стратегически важном балтийском острове Эзель . Немецкая армия отступала в сторону полуострова Сворбе на острове. 23 и 24 октября Лютцов обстрелял русские позиции в Сворбе и отразил последнюю атаку русских. [ 97 ] Защитники удерживали плацдарм, но через месяц русские возобновили атаки. 23 ноября Лютцов был снова вызван, но немецкая армия эвакуировалась в тот же день. [ 98 ] [ 98 ]
18 декабря Лютцов находился в Готенхафене, когда группа № 5 RAF совершила рейд с участием 236 Avro Lancasters . Многие корабли были потоплены в гавани, но, хотя было несколько промахов, Лютцов не пострадал. [ 99 ] [ 100 ] В конце декабря крейсер перешел в Пиллау , куда в январе были погружены двести уцелевших после затопления «Тирпица» взамен « искадеттенов» . В начале февраля Лютцов снова участвовал в боевых действиях в составе оперативной группы Тиле: 8 февраля четыре цели во Фрауэнбурге и Эльбинге подверглись бомбардировке в поддержку 4-й немецкой армии против наступления 3-й и 48-й русских армий . [ 101 ] По мере продвижения советской армии вдоль побережья Балтийского моря Лютцов 6 марта эвакуировался в Свинемюнде. Крейсер не зашел в гавань, а занял позицию в Кайзерфарте . Там 12 марта он избежал сильной дневной атаки на порт Свинемюнде . 23 марта российское восточно-померанское наступление достигло побережья Балтийского моря в Цоппоте между Готенхафеном и Данцигом. С 23 марта по 4 апреля Лютцов непрерывно действовал в Гданьском заливе , обстреливая российские позиции и отражая воздушные атаки. Российский снаряд калибра 17 см попал в боевую рубку, но причинил лишь минимальный ущерб. 3 апреля крейсер прикрывал эвакуацию войск и беженцев из Готенхафена в Хелу в рамках операции «Вальпургиева ночь» . [ 102 ] [ 103 ]
13 апреля 1945 года тридцать четыре бомбардировщика «Ланкастер» из 617-й эскадрильи («Дамбстеры») и 9-й эскадрильи Королевских ВВС начали атаку на Лютцов и Принц Ойген в Свинемюнде . Некоторые «Ланкастеры» несли 1000-фунтовые бомбы, другие — сверхтяжелую бомбу «Толлбой» , с помощью которой они потопили «Тирпиц» в ноябре 1944 года. Налет пришлось прервать из-за облачности над целями. Второй рейд двадцати Ланкастеров из 617-й эскадрильи два дня спустя снова провалился из-за облачности. [ 104 ] 16 апреля восемнадцать «Ланкастеров» из 617-й эскадрильи добились большего успеха. [ 105 ] [ 106 ] В корабль попали три 1000-фунтовые бомбы. Одна бомба попала в носовую часть, другая упала рядом с кормовой башней, но обе оказались неразорвавшимися. Еще одна бомба уничтожила дальномер и все платформы на боевой мачте. Было сброшено семь «Толлбоев», один из которых взорвался между кораблем и берегом и пробил в корпусе дыру размером один на десять метров. Лютцову не удалось перевернуться из-за того, что ее надстройка ударилась о берег. Большая часть нижних палуб была затоплена, но электроснабжение удалось частично восстановить, а список исключить. Кормовая башня выпала, но носовую удалось привести в боевую готовность. [ 107 ] Несмотря на затопление, вода была достаточно мелкой, и ее главная палуба все еще находилась на высоте 2 м (6 футов 7 дюймов) над водой, что позволяло использовать ее в качестве стационарной артиллерийской батареи против наступающих советских войск. Она продолжала выполнять эту роль до 4 мая, когда у нее израсходовались боеприпасы главного калибра. [ 9 ] Ее экипаж установил затопленные заряды, чтобы разрушить корпус, но в результате пожара взрывчатка взорвалась преждевременно. [ 108 ] [ 109 ]
Судьба «Лютцова» долгое время была неясной, как и большинства кораблей, захваченных советским ВМФ. По мнению историков Эриха Грёнера и М. Дж. Уитли , советский ВМФ поднял корабль в сентябре 1947 года и разобрал его на слом в 1948–1949 годах. [ 9 ] [ 110 ] Историки Хильдебранд, Рёр и Штайнмец в своей книге Die Deutschen Kriegsschiffe заявляют, что вместо этого он затонул у Кольберга , утверждая, что « Лютцов», распавшийся в конце 1940-х годов, был вместо «Адмирал Хиппер» класса «Лютцова» , который был продан Советскому Союзу в 1940 год. [ 111 ] Историк Ханс Георг Прагер исследовал советские архивы в начале 2000-х годов и обнаружил, что «Лютцов» затонул во время испытаний оружия в Балтийском море у побережья Свиноуйсьце в Польше (находившийся под контролем Германии и называвшийся Свинемюнде ) 22 июля 1947 года. во время войны [ 112 ] [ 113 ]
В октябре 2020 года неразорвавшаяся бомба Tallboy, образовавшаяся в результате нападения на Лютцов, была обнаружена в канале Пяст ( Кайзерфарт во время войны). После эвакуации примерно 750 человек, живших поблизости, была предпринята попытка дефлагировать его с помощью устройства с дистанционным управлением, но он взорвался без жертв. [ 114 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Третий корабль, «Адмирал Граф Шпее» , был затоплен после битвы на реке Плейт . См. Сиече , с. 220.
- ^ FMG означает Funkmess Gerät (радарное оборудование). «G» обозначало, что оборудование было произведено GEMA, «g» обозначало, что оно работало в диапазоне от 335 до 440 МГц , а «O» обозначало расположение комплекта над передним дальномером . FuMO расшифровывается как Funkmess-Ortung (радар обнаружения). См. Уильямсон , с. 7.
- ^ Ровер и Прагер идентифицируют британскую подводную лодку как HMS Trident . [ 45 ] [ 46 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гренер , с. 60.
- ^ Папа , с. 3.
- ^ Прагер , стр. 53–56.
- ^ Прагер , стр. 81–83.
- ^ Прагер , с. 149.
- ^ Прагер 2002 , с. 320.
- ^ Прагер , с. 83.
- ^ Прагер , с. 140.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 61.
- ^ Сиехе , с. 227.
- ^ Прагер , стр. 32–33.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец (Том 2) , с. 255.
- ^ Jump up to: а б Уильямсон , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 13.
- ^ Прагер , стр. 83–87.
- ^ Jump up to: а б с д и Уильямсон , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Прагер , стр. 102–109.
- ^ Jump up to: а б с Мерфи , с. 10.
- ^ Прагер , стр. 111–120.
- ^ Прагер , стр. 134–136.
- ^ Прагер , стр. 136–137.
- ^ Прагер , стр. 138–144.
- ^ Прагер , стр. 144–145.
- ^ Прагер , стр. 145–148.
- ^ Jump up to: а б с д и Уильямсон , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Джексон , с. 59.
- ^ Прагер , стр. 149–155.
- ^ Бидлингмайер , с. 76.
- ^ Бидлингмайер , с. 77.
- ^ Ровер , стр. 5.
- ^ Jump up to: а б Ровер , стр. 7.
- ^ Ровер , стр. 8.
- ^ Ровер , стр. 9.
- ^ Jump up to: а б с д Уитли , с. 68.
- ^ Кресвелл , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Уильямсон , с. 16.
- ^ Ровер , стр. 10.
- ^ Прагер , стр. 199–205.
- ^ Jump up to: а б Прагер , с. 206.
- ^ Уильямсон , с. 11.
- ^ Прагер , стр. 209–211.
- ^ Бреннеке , стр. 39–40.
- ^ Лунде , стр. 76.
- ^ Jump up to: а б Прагер , стр. 212–213.
- ^ Ровер , стр. 18.
- ^ Прагер , с. 213.
- ^ Jump up to: а б Уильямсон , с. 17.
- ^ Волосы , стр. 133–135.
- ^ Jump up to: а б Лунде , стр. 220.
- ^ Jump up to: а б Волосы , с. 136–137.
- ^ Jump up to: а б Уильямсон , с. 18.
- ^ Лунде , стр. 221.
- ^ Прагер , с. 226.
- ^ Дверь , стр. 282.
- ^ Ровер , стр. 33.
- ^ Прагер , стр. 245–248.
- ^ Ровер , стр. 76.
- ^ Прагер , с. 249.
- ^ Прагер , стр. 250–258.
- ^ Ровер , стр. 78.
- ^ Уильямсон , стр. 18–19.
- ^ Браун , стр. 31–32.
- ^ Ровер , стр. 166.
- ^ Кемп , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Ровер , стр. 175.
- ^ Беккер , с. 263.
- ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 19.
- ^ Кемп , стр. 82–86.
- ^ Ровер , стр. 175–176.
- ^ Ровер , стр. 179.
- ^ Прагер , стр. 270–277.
- ^ Прагер , стр. 278–280.
- ^ Ровер , стр. 217.
- ^ Прагер , стр. 280–282.
- ^ Миллер , с. 332.
- ^ Гроув , стр. 184–186.
- ^ Гроув , стр. 186–187.
- ^ Гроув , стр. 188–193.
- ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Гроув , с. 193.
- ^ Миллер , с. 331.
- ^ Папа , стр. 214–215.
- ^ Папа , стр. 228–229.
- ^ Ровер , стр. 236.
- ^ Ровер , стр. 240.
- ^ Кемп , с. 150.
- ^ Прагер , стр. 294–307.
- ^ Ровер , стр. 265.
- ^ Прагер , стр. 307–312.
- ^ Jump up to: а б Ровер , стр. 277.
- ^ Прагер , стр. 313–318.
- ^ Ровер , стр. 339.
- ^ Ровер , стр. 359.
- ^ Прагер , стр. 318–319.
- ^ Ровер , стр. 363.
- ^ Прагер , стр. 323–331.
- ^ Ровер , стр. 361.
- ^ Jump up to: а б Ровер , стр. 374.
- ^ Миддлбрук и Эверитт 1996 , с. 634.
- ^ Прагер , стр. 344–347.
- ^ Ровер , стр. 387.
- ^ Ровер , стр. 398.
- ^ Прагер , стр. 348–361.
- ^ Миддлбрук и Эверитт 1996 , с. 695.
- ^ Ровер , стр. 409.
- ^ Миддлбрук и Эверитт 1996 , с. 696.
- ^ Прагер , стр. 365–373.
- ^ Уильямсон , с. 21.
- ^ Ровер , стр. 410.
- ^ Уитли , с. 69.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец (Том 6) , с. 25.
- ^ Прагер 2002 , стр. 317–320.
- ^ Shirokorad, Alexander (2004). Флот, который уничтожил Хрущёв (Flot, kotoryi unichtozhil Khruschev (in Russian). Moscow: AST publishers. ISBN 5-9602-0027-9 . , стр. 108-112.
- ^ «Бомба времен Второй мировой войны взорвалась в Польше при попытке ее обезвредить» . Новости Би-би-си . 13 октября 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Баркер, Ральф (2009). Уничтожители кораблей: британские торпедоносцы во Второй мировой войне . Механиксбург: Stackpole Books. ISBN 978-0-8117-0644-5 .
- Беккер, Каюс (1971). Престол Вердамте (на немецком языке). Ольденбург: Издательство Герхарда Столлинга. ISBN 3-548-03057-2 .
- Бидлингмайер, Герхард (1971). «КМ адмирал граф Шпее». Профиль военного корабля 4 . Виндзор: Профильные публикации. стр. 73–96. OCLC 20229321 .
- Бреннеке, Йохен (2003). Северный Ледовитый океан Атлантика Балтийское море. ( на немецком языке Арктика, Атлантика, Балтика: Действия тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» ). Мюнхен: Хейне. ISBN 3-453-87084-0 .
- Кресвелл, Джон (1967). Морская война, 1939–1945 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-521-08056-9 .
- Дорр, Манфред (1996). Кавалеры Рыцарского креста надводных сил Кригсмарине - Том 2: L – Z (на немецком языке). Оснабрюк: Biblio Verlag. ISBN 978-3-7648-2497-6 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Гроув, Эрик (1993). Морские сражения крупным планом. Вторая мировая война, том второй . Издательство Иэна Аллана. ISBN 0-7110-2118-Х .
- Хаар, Гейр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию – апрель 1940 года . Барнсли: Сифорт. ISBN 978-1-84832-032-1 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли . Том 2. Ратинген : Mundus Verlag. ISBN 978-3-8364-9743-5 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли . Том 6. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-8364-9743-5 .
- Джексон, Роберт, изд. (2001). Кригсмарине: Иллюстрированная история немецкого флота во Второй мировой войне . Оцеола: Издательская компания MBI. ISBN 978-0-7603-1026-7 .
- Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Кейселл. ISBN 0-304-35451-1 .
- Лунде, Хенрик О. (2010). Превентивная война Гитлера: Битва за Норвегию, 1940 год . Хавертаун: Издательство Casemate. ISBN 978-1-935149-33-0 .
- Миддлбрук, Мартин; Эверитт, Крис (1996). Боевые дневники бомбардировочного командования. Оперативный справочник 1939-1945 годов . Мидленд Паблишинг Лимитед. ISBN 1-85780-033-8 .
- Миллер, Натан (1997). Война на море: военно-морская история Второй мировой войны . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-511038-8 .
- Мерфи, Дэвид Э. (2006). Что знал Сталин: загадка Барбароссы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-11981-7 .
- Поуп, Дадли (2005). 73 Север: Битва за Баренцево море . Итака: McBooks Press. ISBN 978-1-59013-102-2 .
- Прагер, Ханс Георг (1983). Panzerschiff Deutschland, Heavy Cruiser Lützow: судьба корабля на фоне своего времени [ Броненосный корабль Deutschland, Heavy Cruiser Lützow: Судьба корабля в обстоятельствах своего времени ] (на немецком языке). Мюнхен: Хейне. ISBN 3-453-01801-Х .
- Прагер, Ханс Георг (2002). Panzerschiff Deutschland, Heavy Cruiser Lützow: судьба корабля на фоне своего времени [ Броненосный корабль Deutschland, Heavy Cruiser Lützow: Судьба корабля в обстоятельствах своего времени ] (на немецком языке). Гамбург: Келер. ISBN 978-3-7822-0798-0 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-184-4 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие карманные линкоры 1939–1945 гг . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84176-501-3 .
- Крейсера типа «Дойчланд»
- Корабли, построенные в Киле
- корабли 1931 года
- Крейсера Германии времен Второй мировой войны
- Морские инциденты в апреле 1945 г.
- Морские инциденты в 1947 году
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Балтийском море
- Военные отношения Германии и Советского Союза
- Кораблекрушения в Балтийском море
- Корабли затонувшие как мишени
- Военная история Ибицы
- Воинские части и соединения гитлеровской Германии в гражданской войне в Испании
- Корабли гражданской войны в Испании