Арктические конвои Второй мировой войны.
Арктические конвои Второй мировой войны. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
![]() Вид с крейсера HMS Sheffield , идущего по конвою через воды Северного Ледовитого океана . На заднем плане - торговые суда конвоя. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
85 торговых судов 16 боевых кораблей |
4 военных корабля 30 подводных лодок |
Арктические конвои времен Второй мировой войны представляли собой океанские конвои , которые следовали из Великобритании, Исландии и Северной Америки в северные порты Советского Союза – в первую очередь в Архангельск (Архангельск) и Мурманск в России. С августа 1941 по май 1945 года было 78 конвоев. [ 1 ] плавание по нескольким морям Атлантического и Северного Ледовитого океанов с периодами отсутствия плаваний в течение нескольких месяцев в 1942 г., а также летом 1943 и 1944 гг.
Около 1400 торговых судов доставляли в Советский Союз предметы первой необходимости в рамках англо-советского соглашения и программы ленд-лиза США в сопровождении кораблей Королевского флота , Королевского военно-морского флота Канады и ВМС США . Восемьдесят пять торговых судов и 16 военных кораблей Королевского флота (два крейсера, шесть эсминцев и восемь других кораблей сопровождения) были потеряны. нацистской Германии потеряла Кригсмарине ряд кораблей, в том числе один линкор , три эсминца, 30 подводных лодок и множество самолетов. Конвои продемонстрировали готовность союзников помочь Советскому Союзу до открытия второго фронта и связали значительную часть военно-морских и военно-воздушных сил Германии. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны (1914–1918) блокады Центральных держав остановили движение между Императорской Россией и ее союзниками через Черное море и Балтийское море. Царские власти форсировали строительство незамерзающего порта Романов-на-Мурмане (современный Мурманск); однако припасы, поступающие через Арктику, поступали слишком мало и слишком поздно, чтобы предотвратить крах союзников на Восточном фронте . [ 3 ] Но операция под Мурманском доказала и подтвердила возможность создания арктического маршрута поставок военной техники .
В июне 1941 года европейские державы Оси начали операцию «Барбаросса» по вторжению в СССР. В следующем месяце Великобритания и Советский Союз заключили союз — Англо-советское соглашение . Британия поспешила предоставить СССР материальную помощь, начиная с августа, включая танки и самолеты, чтобы попытаться удержать своего нового союзника в войне против держав Оси. [ 4 ] Одним из основных каналов поставок проходил через Иран. две страны начали совместную оккупацию Ирана В конце августа , чтобы нейтрализовать влияние Германии. Советский Союз присоединился ко Второй межсоюзнической конференции в Лондоне в сентябре. После этого СССР стал одним из «большой тройки» союзников во Второй мировой войне вместе с Великобританией, а с декабря — Соединенными Штатами, воюющими против держав оси . Американская программа ленд-лиза была подписана в марте 1941 года. Начиная с октября того же года она обеспечивала Великобританию и Советский Союз ограниченным количеством военной техники. Программа начала расширяться в масштабах в 1943 году. [ 5 ] [ 6 ] Британское Содружество и, в меньшей степени, Советский Союз ответили взаимностью меньшей программой обратного ленд-лиза . [ 7 ] [ 8 ]
Организация конвоя
[ редактировать ]

После первого конвоя под кодовым названием «Операция «Дервиш» в августе 1941 года арктические конвои курсировали двумя сериями: [ 9 ]
- Первая серия, PQ (исходящая) и QP (обратная домой), шла с сентября 1941 по сентябрь 1942 года. Эти конвои ходили два раза в месяц, с перерывами летом 1942 года, когда серия была приостановлена после катастрофы Конвоя PQ 17 , и снова осенью после последнего конвоя серии, Convoy PQ 18 , из-за длинного светового дня и подготовки к операции в ноябре 1942 года. Факел .
- Вторая серия конвоев, JW (исходящий) и RA (обратный) действовала с декабря 1942 года до конца войны, хотя с перерывами летом 1943 года и снова летом 1944 года.
Конвои следовали из Исландии (обычно у Хвалфьордура ) и направлялись к северу от острова Ян-Майен в Архангельск, когда лед разрешался в летние месяцы, смещаясь на юг по мере увеличения пакового льда и заканчиваясь в Мурманске. С февраля 1942 года они собрались и отплыли из озера Лох-Эве в Шотландии. [ 10 ]
Планировалось, что исходящие и домой конвои будут курсировать одновременно; Непосредственный эскорт сопровождал торговые суда в порт, оставив их для последующего обратного пути, в то время как силы прикрытия из тяжелых надводных частей также были предоставлены для защиты от вылазок таких кораблей, как «Тирпиц» . Сопровождение сопровождало исходящий конвой до точки перехода, встречая, а затем проводя конвой, направлявшийся домой, обратно, в то время как ближайший эскорт завершал рейс со своими подопечными. [ нужна ссылка ]
Маршрут проходил мимо оккупированной Норвегии по пути к советским портам. Особые опасности включали:
- близость немецких воздушных , подводных и надводных сил
- вероятность суровой погоды
- частота тумана
- сильные течения и смешение холодных и теплых вод, что затрудняло ASDIC . использование
- дрейфующий лед
- чередование трудностей навигации и поддержания сплоченности конвоя в постоянной темноте в зимних конвоях или круглосуточном нападении при постоянном дневном свете в летних конвоях
Известные конвои
[ редактировать ]
- Конвой «Дервишей» собрался в Хвалфьордуре и отплыл 21 августа 1941 года. [ 1 ] он прибыл в пункт назначения, Архангельск Через десять дней . Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов : Lancastrian Prince , New Westminster City , Esneh , Trehata , пожилого Llanstephan Castle , флотского нефтяника Aldersdale и голландского грузового судна Alchiba . Коммодором Даудинг был капитан Дж. К. RNR . В состав эскорта входили океанские тральщики HMS Halcyon , Salamander и Harrier , эсминцы HMS Electra , Active и Impulsive и противолодочные траулеры HMS Hamlet , Macbeth и Ophelia . Свидетельством проницательного мастерства Черчилля в пропаганде было то, что на борту замка Лланстефан находились два журналиста и художник Феликс Топольски . [ 11 ]
- 30 мая 1942 года прибыли уцелевшие корабли конвоя PQ 16 , большая часть кораблей - в Мурманск, а восемь - в Архангельск; Конвой имел такой успех с точки зрения доставленных военных припасов, что немцы приложили больше усилий, чтобы сорвать следующие конвои. Суда -краны PQ 16, включая SS Empire Elgar, оставались в Архангельске и Молотовске (ныне Северодвинск), разгружая конвои более 14 месяцев.
- В июле 1942 года конвой PQ 17 понес самые большие потери среди всех конвоев Второй мировой войны . Под атакой немецкой авиации и подводных лодок конвою было приказано рассеяться после сообщений о том, что боевая группа, в которую входил линкор «Тирпиц» , отправилась на перехват конвоя (хотя немецкая группа покинула порт только на следующий день, и впоследствии ему было приказано вернуться в порт). Только 11 из 35 торговых судов конвоя сумели выдержать испытание подводными лодками и немецкими бомбардировщиками. Роман HMS Ulysses (1955) Алистера Маклина содержит вымышленные события, напоминающие PQ 17 и другие исторические события.
- Битва в Баренцевом море : В декабре 1942 года немецкие надводные силы, в том числе тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и карманный линкор «Лютцов» , отправились на перехват конвоя JW 51B . Немецкие силы были отброшены объединенными силами эсминцев и крейсеров .
- В декабре 1943 года Convoy JW 55B стал целью немецкого линкора Scharnhorst . В этом районе находились два британских военных корабля. В битве у Нордкапа « Шарнхорст » столкнулся с британскими крейсерами, а затем был потоплен HMS Duke of York и ее эскортом в ночном бою, прежде чем смог вернуться в порт. Немецкие эсминцы пропустили конвой, который был направлен на север на основании разведданных норвежского движения сопротивления . [ нужна ссылка ]
Список арктических конвоев
[ редактировать ]1941
[ редактировать ]Исходящий | привязанный к дому | ||
---|---|---|---|
Дервиш | вылетел из Хвалфьордура , Исландия, 21 августа; прибыл в Архангельск , Россия, 31 августа. |
||
ПК 1 | вылетел из Хвалфьордюра 29 сентября; прибыл в Архангельск 11 октября. |
Вопрос 1 | вылетел из Архангельска 28 сентября; прибыл в Скапа-Флоу , Шотландия, 10 октября. |
ПК 2 | вылетел из Ливерпуля , Англия, 13 октября; прибыл в Архангельск 30 октября. |
||
ПК 3 | вылетел из Хвалфьордура 9 ноября; прибыл в Архангельск 22 ноября. |
Вопрос 2 | вылетел из Архангельска 3 ноября; прибыл в Киркуолл , Шотландия, 17 ноября. |
ПК 4 | вылетел из Хвалфьордура 17 ноября; прибыл в Архангельск 28 ноября. |
||
ПК 5 | вылетел из Хвалфьордура 27 ноября; прибыл в Архангельск 13 декабря. |
Вопрос 3 | вылетел из Архангельска 27 ноября; разошлись, приехали 3 декабря |
ПК 6 | вылетел из Хвалфьордюра 8 декабря; прибыл в Мурманск , Россия, 20 декабря. |
Вопрос 6 | прибыл в Скапа-Флоу , Шотландия, 29 декабря. |
ПК 7а | вылетел из Хвалфьордюра 26 декабря; прибыл в Мурманск 12 января 1942 г. |
Вопрос 4 | вылетел из Архангельска 29 декабря; разошлись, приехали 9 января |
ПК 7б | вылетел из Хвалфьордюра 31 декабря; прибыл в Мурманск 11 января. |
1942
[ редактировать ]Исходящий | привязанный к дому | ||
---|---|---|---|
ПК 8 | вылетел из Хвалфьордура 8 января; прибыл в Архангельск 17 января. |
Вопрос 5 | вылетел из Мурманска 13 января; разошлись, приехали 19 января |
Комбинированный PQ 9 и PQ 10 | вылетел из Рейкьявика , Исландия, 1 февраля; прибыл в Мурманск 10 февраля. |
Вопрос 6 | вылетел из Мурманска 24 января; разошлись, приехали 28 января |
ПК 11 | вылетел из Лох-Эве , Шотландия, 7 февраля; покинул Киркуолл 14 февраля; прибыл в Мурманск 22 февраля. |
Вопрос 7 | вылетел из Мурманска 12 февраля; разошлись, приехали 15 февраля |
ПК 12 | вылетел из Рейкьявика 1 марта; прибыл в Мурманск 12 марта. [ 12 ] |
Вопрос 8 | вылетел из Мурманска 1 марта; прибыл в Рейкьявик 11 марта. |
ПК 13 | вылетел из Рейкьявика 20 марта; прибыл в Мурманск 31 марта. |
Вопрос 9 | вылетел из Кольского залива , Россия, 21 марта; прибыл в Рейкьявик 3 апреля. |
ПК 14 | вылетел из Обана , Шотландия, 26 марта; прибыл в Мурманск 19 апреля. |
Вопрос 10 | вышел из Кольского залива 10 апреля; прибыл в Рейкьявик 21 апреля. |
ПК 15 | вылетел из Обана 10 апреля; прибыл в Мурманск 5 мая. |
Вопрос 11 | вылетел из Мурманска 28 апреля; прибыл в Рейкьявик 7 мая. |
ПК 16 | вылетел из Рейкьявика 21 мая; прибыл в Мурманск 30 мая. |
Вопрос 12 | вышел из Кольского залива 21 мая; прибыл в Рейкьявик 29 мая. |
ПК 17 | вылетел из Рейкьявика 27 июня; разошлись, прибыли 4 июля |
Вопрос 13 | вылетел из Архангельска 26 июня; прибыл в Рейкьявик 7 июля. |
(отправление в августе отложено) | (отправление в августе отложено) | ||
ПК 18 | покинул Лох-Эве 2 сентября; прибыл в Архангельск 21 сентября: первый конвой в сопровождении авианосца (HMS Avenger ). |
Вопрос 14 | вылетел из Архангельска 13 сентября; прибыл в Лох-Эве 26 сентября. |
(цикл PQ завершен) | Вопрос 15 | вышел из Кольского залива 17 ноября; прибыл в Лох-Эве 30 ноября. | |
Операция ФБ | плавание на независимых судах без сопровождения | (цикл QP завершен) | |
ДВ 51А | вылетел из Ливерпуля 15 декабря; прибыл в Кольский залив 25 декабря. |
||
ДВ 51Б | вылетел из Ливерпуля 22 декабря; прибыл в Кольский залив 4 января 1943 года; см . Битву в Баренцевом море |
ДЕНЬ 51 | вышел из Кольского залива 30 декабря; прибыл в Лох-Эве 11 января. |
1943
[ редактировать ]Исходящий | привязанный к дому | ||
---|---|---|---|
ДВ 52 | вылетел из Ливерпуля 17 января; прибыл в Кольский залив 27 января. |
ДЕНЬ 52 | вышел из Кольского залива 29 января; прибыл в Лох-Эве 9 февраля. |
ДВ 53 | покинул Ливерпуль 15 февраля; прибыл в Кольский залив 27 февраля. |
ДЕНЬ 53 | вышел из Кольского залива 1 марта; прибыл в Лох-Эве 14 марта. |
(цикл перенесен на лето) | (цикл перенесен на лето) | ||
ДВ 54А | вылетел из Ливерпуля 15 ноября; прибыл в Кольский залив 24 ноября. |
РА 54А | вышел из Кольского залива 1 ноября; прибыл в Лох-Эве 14 ноября. |
ДВ 54Б | вылетел из Ливерпуля 22 ноября; прибыл в Архангельск 3 декабря. |
РА 54Б | вылетел из Архангельска 26 ноября; прибыл в Лох-Эве 9 декабря. |
ДВ 55А | вылетел из Ливерпуля 12 декабря; прибыл в Архангельск 22 декабря. |
РА 55А | вышел из Кольского залива 22 декабря; прибыл в Лох-Эве 1 января 1944 г. |
ДВ 55Б | покинул Ливерпуль 20 декабря; прибыл в Архангельск 30 декабря; см. Битву при Нордкапе |
РА 55Б | вышел из Кольского залива 31 декабря; прибыл в Лох-Эве 8 января. |
1944
[ редактировать ]Исходящий | привязанный к дому | ||
---|---|---|---|
ДВ 56А | вылетел из Ливерпуля 12 января; прибыл в Архангельск 28 января. |
||
ДВ 56Б | вылетел из Ливерпуля 22 января; прибыл в Кольский залив 1 февраля. |
ДЕНЬ 56 | вышел из Кольского залива 3 февраля; прибыл в Лох-Эве 11 февраля. |
ДВ 57 | покинул Ливерпуль 20 февраля; прибыл в Кольский залив 28 февраля. |
ДЕНЬ 57 | вышел из Кольского залива 2 марта; прибыл в Лох-Эве 10 марта. |
ДВ 58 | покинул Ливерпуль 27 марта; прибыл в Кольский залив 4 апреля. |
ДЕНЬ 58 | вышел из Кольского залива 7 апреля; прибыл в Лох-Эве 14 апреля. |
(сопровождение только в Мурманск) | ДЕНЬ 59 | вышел из Кольского залива 28 апреля; прибыл в Лох-Эве 6 мая. | |
(цикл перенесен на лето) | (цикл перенесен на лето) | ||
ДВ 59 | вылетел из Ливерпуля 15 августа; прибыл в Кольский залив 25 августа. |
РА 59А | вышел из Кольского залива 28 августа; прибыл в Лох-Эве 5 сентября. |
ДВ 60 | вылетел из Ливерпуля 15 сентября; прибыл в Кольский залив 23 сентября. |
ДЕНЬ 60 | вышел из Кольского залива 28 сентября; прибыл в Лох-Эве 5 октября. |
ДВ 61 | покинул Ливерпуль 20 октября; прибыл в Кольский залив 28 октября. |
ДЕНЬ 61 | вышел из Кольского залива 2 ноября; прибыл в Лох-Эве 9 ноября. |
ДВ 61А | покинул Ливерпуль 31 октября; прибыл в Мурманск 6 ноября. |
ДЕНЬ 61А | вышел из Кольского залива 11 ноября; прибыл в Лох-Эве 17 ноября. |
ДВ 62 | вылетел из Лох-Эве 29 ноября; прибыл в Кольский залив 7 декабря. |
ДЕНЬ 62 | вышел из Кольского залива 10 декабря; прибыл в Лох-Эве 19 декабря. |
ДВ 63 | вылетел из Лох-Эве 30 декабря; прибыл в Кольский залив 8 января 1945 г. |
ДЕНЬ 63 | вышел из Кольского залива 11 января; прибыл в Лох-Эве 21 января. |
1945
[ редактировать ]Исходящий | привязанный к дому | ||
---|---|---|---|
ДВ 64 | отбыл из Клайда , Шотландия, 3 февраля; прибыл в Кольский залив 15 февраля. |
ДЕНЬ 64 | вышел из Кольского залива 17 февраля; прибыл в Лох-Эве 28 февраля. |
ДВ 65 | покинул Клайд 11 марта; прибыл в Кольский залив 21 марта. |
ДЕНЬ 65 | вышел из Кольского залива 23 марта; прибыл в Лох-Эве 1 апреля. |
ДВ 66 | отбыл из Клайда 16 апреля; прибыл в Кольский залив 25 апреля. |
ДЕНЬ 66 | вышел из Кольского залива 29 апреля; прибыл Клайд 8 мая |
ДВ 67 | покинул Клайд 12 мая; прибыл в Кольский залив 20 мая. |
ДЕНЬ 67 | вышел из Кольского залива 23 мая; Клайд прибыл 30 мая. |
Цель и стратегическое воздействие
[ редактировать ]

Груз включал танки, истребители, топливо, боеприпасы, сырье и продукты питания. [ 13 ] Первые конвои, в частности, доставляли бронетехнику и Hawker Hurricanes, чтобы восполнить нехватку в Советском Союзе. [ 14 ] Арктические конвои вызвали серьезные изменения в военно-морских силах обеих сторон, что, возможно, оказало серьезное влияние на ход событий на других театрах военных действий. В результате первых набегов эсминцев на немецкие прибрежные суда и рейда коммандос на Вогсёй Гитлер пришел к выводу, что британцы намереваются снова вторгнуться в Норвегию. Это, а также очевидная необходимость остановить поставки конвоев в Советский Союз, заставило его отдать приказ об более тяжелых кораблей, особенно линкора «Тирпиц отправке » в Норвегию. Channel Dash был частично реализован по этой причине. [ 15 ]
Будучи « существующим флотом », «Тирпиц» и другие немецкие крупные корабли связывали британские ресурсы, которые можно было бы лучше использовать в других целях, например, для борьбы с японцами в Индийском океане. Успех «Гнейзенау» и «Шарнхорста» в операции «Берлин» в начале 1941 года продемонстрировал потенциальную немецкую угрозу. Когда союзники закрыли воздушный зазор над Северной Атлантикой с помощью самолетов очень дальнего действия, улучшилось оборудование Хафф-Дафф (радиотриангуляция), бортовой сантиметровый радар был введен , а конвои получили защиту авианосцев , возможности для коммерческих рейдов уменьшились.
Если не считать неудавшейся попытки перехватить PQ12 в марте 1942 года и рейда на Шпицберген в сентябре 1943 года, Тирпиц провел большую часть Второй мировой войны в норвежских фьордах . Он был заперт и неоднократно подвергался нападениям, пока, наконец, не был потоплен во фьорде Тромсё 12 ноября 1944 года Королевскими ВВС (RAF). Другие крупные корабли Кригсмарине либо так и не добрались до Норвегии (например, «Гнейзенау» ), либо были прогнаны, либо были потоплены превосходящими силами (например, «Шарнхорст »). В частности, неудачная атака на конвой JW-51B ( Битва в Баренцевом море ), когда сильным немецким военно-морским силам не удалось разгромить британский эскорт из крейсеров и эсминцев, привела Гитлера в ярость и привела к смене стратегии от надводных рейдеров к подводным лодкам. . Некоторые крупные корабли были физически разобраны, а вооружение использовано в береговой обороне. [ 16 ]

Ленинград Блокадный был одним из важных пунктов назначения снабжения конвоев. С 1941 года продовольствие и боеприпасы доставлялись из британских конвоев в Ленинград поездами, баржами и грузовиками. Припасы часто уничтожались нацистскими авиабомбами и военно-морским отрядом «К» по пути в Ленинград. Однако конвои продолжали доставлять продовольствие в 1942, 1943 и на протяжении всего 1944 года. К концу войны материальное значение поставок, вероятно, было не столь велико, как символическое значение, отсюда и продолжение - по настоянию Сталина - этих конвоев еще долгое время после Советы развернули немецкое наземное наступление. [ 17 ]
Было сказано, что основная ценность конвоев была политической, доказывая, что союзники были полны решимости помочь Советскому Союзу в то время, когда они не могли открыть второй фронт. [ 2 ]
Британская разведка
[ редактировать ]Ультрасигнальная разведка, полученная в результате немецкого кода «Энигма» взлома в Блетчли-парке, сыграла важную роль в конечном успехе конвоев. Немецкие документы, связанные с кодирующей машиной «Энигма», были захвачены во время рейдов коммандос в ходе операций «Стрельба из лука» и «Анклет» (27 декабря 1941 г.). Документы позволяли британцам читать сообщения о военно-морской системе «Энигма» в своих водах, используемой надводными кораблями и подводными лодками в Арктике ( Хеймиш , позже сеть Гидра ; Дельфин для британцев) до конца войны. [ 18 ] В январе 1942 года в северную Норвегию было отправлено подкрепление бомбардировщиков , торпедоносцев и самолетов-разведчиков дальнего действия, а в Ставангере и Киркенесе были созданы новые командные структуры, за которыми последовал флигерфюрер Лофотен , которому было поручено защищать Норвегию и наступательные операции против конвоев союзников. Количество трех подводных лодок в этом районе было увеличено до девяти, а еще шесть были распределены между Бергеном, Тронхеймом и Нарвиком для разведки и противодействия высадке союзников. В мае все подводные лодки перешли под арктическое командование, а 23 мая адмирал Шеер и Принц Ойген присоединились к Тирпицу в Тронхейме, а затем адмирал Хиппер ; к 26 мая Лютцов прибыл в Нарвик. [ 19 ]
Британцы прочитали эти действия из перехватов Ultra и анализа трафика с Y-станции Королевских ВВС в Чидле , которая подслушивала переговоры между самолетами Люфтваффе и наземными станциями. Последовало усиление подводных лодок в Арктике до 12 в марте и 21 в августе (реальное число, как позже выяснилось, составило 23), а также приказ о переброске на крупные немецкие корабли привели к засаде на Принц. Ойген на подводной лодке HMS Trident у берегов Тронхейма 23 февраля. «Принц Ойген» был серьезно поврежден торпедой, и на следующий день Адмиралтейство было проинформировано о попадании в результате перехвата «Энигмы». [ 19 ] На информацию не всегда можно было отреагировать, поскольку большая часть ее была получена в кратчайшие сроки, но разведданные позволили Королевскому флоту подготовиться к бою, а конвоям могли быть предоставлены соответствующие силы сопровождения. Перехвату и потоплению «Шарнхорста» Duke HMS of York во многом способствовали перехваты ULTRA. [ 20 ]
Литературные изображения
[ редактировать ]Действие романа 1955 года «HMS Ulysses» шотландского писателя Алистера Маклина , считающегося классикой военно-морской литературы, и романа 1967 года «Капитан» голландского писателя Яна де Хартога происходят во время арктических конвоев. Две книги различаются по стилю, характеристикам и философии (де Хартог был пацифистом , чего нельзя сказать о Маклине). Оба ярко передают атмосферу сочетания крайне воинственных действий и негостеприимного характера, доводя главных героев до предела выносливости и даже дальше. Норвежский исторический рассказ « Один из десяти должен был умереть » ( Hver Tiende mann måtte dø ), также написанный в 1967 году писателем Пером Ханссоном, основан на опыте норвежского моряка Лейфа Хеймстада и других членов норвежского торгового флота во время Второй мировой войны. В русском романе 1973 года «Реквием по конвою PQ-17» ( Реквием каравану PQ-17 ) писателя Валентина Пикуля изображена миссия Конвоя PQ-17 , отражающая храбрость и отвагу простых моряков торговых судов и их эскорта, которые пошли на смертельный риск, чтобы оказать помощь союзников. [ нужна ссылка ]
Другие конвои снабжения
[ редактировать ]Арктический маршрут был кратчайшим и прямым путем доставки помощи по ленд-лизу в СССР, хотя он был и самым опасным. 3 964 000 тонн По арктическому маршруту было отправлено грузов; 7 процентов было потеряно, а 93 процента прибыли благополучно. [ 21 ] Это составило около 23 процентов всей помощи СССР во время войны. Персидский коридор был самым длинным (и единственным всепогодным маршрутом) в СССР, но не функционировал в полную силу до середины 1942 года. После этого через него было перевезено 4 160 000 тонн грузов, 27 процентов от общего количества. [ 21 ] Тихоокеанский маршрут открылся в конце лета 1941 года. [ 22 ] но на него повлияло начало военных действий между Японией и США с нападением на Перл-Харбор . После декабря 1941 года можно было использовать только советские корабли, а поскольку Япония и СССР соблюдали строгий нейтралитет по отношению друг к другу, можно было перевозить только невоенные грузы. [ 22 ] Тем не менее по этому маршруту прошло 8 миллионов 244 тысячи тонн грузов, 50 процентов от общего количества. [ 21 ]
Ветка Тихоокеанского маршрута начала доставлять товары через Берингов пролив к советскому арктическому побережью в июне 1942 года. С июля по сентябрь небольшие советские конвои собирались в заливе Провидения в Сибири для сопровождения на север через Берингов пролив и на запад по Северному морскому пути. на ледоколах и ленд-лизовских тральщиках класса «Восхитительный» . Всего через Берингов пролив на борту 120 судов прошло 452 393 тонны. [ 23 ] Часть этого северного тоннажа шла на топливо для аэродромов вдоль воздушного маршрута Аляска — Сибирь . Продовольствие для аэродромов было переброшено на речные суда и баржи в устьях крупных сибирских рек. [ 24 ] Остальные корабли продолжали двигаться на запад и были единственными морскими грузами, достигшими Архангельска, в то время как конвои JW были приостановлены летом 1943 и 1944 годов. [ 23 ]
Мемориалы
[ редактировать ]

Северный город Шотландии Пулеве был важным портом на этом маршруте. Сегодня в память об этой работе установлено несколько мемориальных досок.
Пивоваренная компания Loch Ewe отмечает Арктические конвои выпуском специального пива под названием Arctic Convoy IPA .
См. также
[ редактировать ]- Rösselsprung («Ход коня») — немецкая военно-морская кампания по потоплению арктических конвоев.
- Северо-западный маршрут снабжения авиации — маршрут снабжения авиации из Северной Америки в Сибирь, используемый войсками союзников.
- Операция Страна чудес
- Список торговых судов, потерянных в Конвое PQ 17
- Операции в Северном Ледовитом океане времен Второй мировой войны
- Арктическая Звезда
- Не валяй дурака... — Российская комедия, частично основанная на жизни ветерана войны в арктических конвоях.
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Телеграф» . Телеграф . Архивировано из оригинала 19 декабря 2000 г.
- ^ Jump up to: а б «Императорский военный музей: «Арктические конвои» » . iwm.org.uk. Архивировано из оригинала 5 апреля 2015 г. Проверено 30 ноября 2013 г.
- ^
Леонхард, Йорн (5 мая 2020 г.) [2014]. Ящик Пандоры: История Первой мировой войны . Перевод Камиллера, Патрика. Издательство Гарвардского университета. п. 142. ИСБН 9780674244801 . Проверено 10 июля 2024 г.
С [1914 г.] Дарданеллы и Босфор уже не были проходимы для союзников, и Российской империи пришлось пережить тотальную блокаду Черного моря. Поскольку немецкий флот также в значительной степени контролировал Балтийское море, [...] Россия оказалась отрезанной от двух ключевых маршрутов снабжения. Только через Архангельск (который шесть месяцев в году был покрыт льдом) и Владивосток (13 тысяч километров от фронта) теперь можно было отправлять экспортные товары и, самое главное, получать жизненно необходимый для войны импорт. Открытие в 1916 году нового незамерзающего порта в Романове-на-Мурмане (позже Мурманск) на Кольском полуострове к северу от Полярного круга и на конечной станции Мурманской железной дороги в конечном итоге не решило проблемы снабжения России.
- ^ Хилл, Александр (2007). «Британская помощь по ленд-лизу и советские военные усилия, июнь 1941-июнь 1942 года». Журнал военной истории . 71 (3): 773–808. дои : 10.1353/jmh.2007.0206 . JSTOR 30052890 . S2CID 159715267 .
- ^ «Сколько каких товаров мы отправили каким союзникам? | АГА» . www.историки.орг . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «Вехи: 1937–1945 — Кабинет историка» . History.state.gov . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ Э., ДП (1945). «Ленд-лиз и помощь по обратному ленд-лизу: Часть II» . Бюллетень международных новостей . 22 (4): 157–164. ISSN 2044-3986 . JSTOR 25643770 .
- ^ «Какую помощь мы получаем от обратного ленд-лиза? | АГА» . www.историки.орг . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Вудман 2004 , стр. 33–43.
- ^ Вудман 2004 , с. б14, 35–36, 44, 56.
- ^ Вудман 2004 , с. 36.
- ^ Хилл, 2006, стр. 727–738.
- ^ «Арктические конвои» . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ Хилл, 2007, стр. 773–808.
- ^ Вудман 2004 , стр. 63–64.
- ^ Вудман , стр. 329–330.
- ^ Вудман 2004 , стр. 443–445.
- ^ Себаг-Монтефиоре 2001 , с. 229.
- ^ Jump up to: а б Хинсли 1994 , с. 144.
- ^ Себаг-Монтефиоре , стр. 293–303.
- ^ Jump up to: а б с Кемп стр.235
- ^ Jump up to: а б Морские маршруты советского ленд-лиза: Голос России. Архивировано 1 апреля 2012 г. на Wayback Machine Ruvr.ru. Проверено: 16 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Моттер 1952 , стр. 481–482.
- ^ «Неизвестная Вторая мировая война в северной части Тихого океана» Алла Паперно Дата обращения: 13 июля 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции (сокращенное издание) . История Второй мировой войны (2-е изд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630961-7 .
- Себаг-Монтефиоре, Хью (2001) [2000]. Энигма: Битва за код (4-е издание. Феникс). Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-7538-1130-6 .
- Моттер, Т. Х. Вейл (1952). Персидский коридор и помощь России . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. OCLC 459693332 . Проверено 9 марта 2018 г.
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 (пбк. Ред.). Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-6617-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беренс, CBA (1955). Хэнкок, Кейт (ред.). Торговое мореплавание и требования войны . История Второй мировой войны: Гражданская серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO и Longmans. OCLC 557756251 .
- Коакли, Роберт В. (1960). «Глава 9: Персидский коридор как путь помощи СССР» . В Робертсе Гринфилде, Кент; Блюменсон, Мартин (ред.). Командные решения . Центр военной истории армии США . OCLC 45058603 . КМХ Паб 70-7. Архивировано из оригинала 30 декабря 2007 года . Проверено 9 марта 2018 г.
- Жеру, Уильям (2020). Корабли-призраки Архангельска: Арктическое путешествие, бросившее вызов нацистам . Книги о пингвинах. ISBN 978-0525557487 .
- Хилл, Александр (2006). «Выделение союзной помощи по «ленд-лизу» Советскому Союзу, прибывшей с конвоем PQ 12, март 1942 года — постановление Государственного комитета обороны». Журнал славянских военных исследований . 19 (4): 727–738. дои : 10.1080/13518040601028545 . S2CID 144712146 .
- Хилл, Александр (2007). «Британская помощь по ленд-лизу и советские военные усилия, июнь 1941 г. – июнь 1942 г.». Журнал военной истории . 71 (3): 773–808. дои : 10.1353/jmh.2007.0206 . JSTOR 30052890 . S2CID 159715267 .
- Кемп, Пол (1993). Конвой: драма в арктических водах . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 978-1-85409-130-7 – через Archive Foundation.
- Кеньон, Дэвид. Арктические конвои: Блетчли-Парк и война за моря (Yale University Press, 2023) онлайн-обзор этой книги
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135 . Проверено 19 марта 2018 г.
- Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II (3-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC 174453986 . Проверено 19 марта 2018 г.
- Взлет и падение немецких ВВС (Air 41/10) . Государственный архив военных историй (переиздание). Ричмонд, Суррей: Министерство авиации . 2001 [1948]. ISBN 978-1-903365-30-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Конвои на север России, 1942 г.», Лондонская газета, 13 октября 1950 г.
- Музей союзников и ленд-лиза , Москва
- Агентство ветеранов МО
- Немецкий отчет о Россельспрунге. Архивировано 15 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- Советский рассказ о войне в Арктике и конвоях: Адмирал Николай Герасимович Кузнецов
- Мурманский забег: Арктические конвои в Россию: бесплатная настольная игра, которую можно распечатать и играть.
- Военно-морская история.нет
- Тихое мужество главного стюарда Горация Карсуэлла DSM, MM, BEM во время конвоя PQ.17
- Рулевой Сид Керслейк вооруженного траулера «Северная жемчужина» и российские конвои
- Конвой PQ.17 Дневник основного источника и вспомогательные материалы Джека Боумана, ERA на борту HMS La Malouine .
- Ленд-лиз, Северные конвои с Голоса России сайта
- Норвежский торговый флот
- Пате Кинохроника, на которой HMS Scylla сражается с Люфтваффе при защите конвоя PQ 18.
- Королевский канадский флот во Второй мировой войне
- Спасибо, храбрый товарищ
- Арктические конвои Второй мировой войны.
- Арктические военно-морские операции Второй мировой войны
- Экономическая помощь во время Второй мировой войны
- Военная логистика Второй мировой войны
- Военные в Арктике
- Военные отношения СССР и США
- Военные отношения СССР и Великобритании
- Внешняя торговля Советского Союза
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Норвегии
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Франции
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Канады
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием США.