Jump to content

Арктические конвои Второй мировой войны.

Арктические конвои Второй мировой войны.
Часть Второй мировой войны

Вид с крейсера HMS Sheffield , идущего по конвою через воды Северного Ледовитого океана . На заднем плане - торговые суда конвоя.
Дата Август 1941 г. - май 1945 г.
Расположение
Результат союзников Победа
Воюющие стороны
 Великобритания
 Советский Союз
 Канада
 Соединенные Штаты
 Австралия
 Норвегия
 Свободная Франция
 Германия
Жертвы и потери
85 торговых судов
16 боевых кораблей
4 военных корабля
30 подводных лодок

Арктические конвои времен Второй мировой войны представляли собой океанские конвои , которые следовали из Великобритании, Исландии и Северной Америки в северные порты Советского Союза – в первую очередь в Архангельск (Архангельск) и Мурманск в России. С августа 1941 по май 1945 года было 78 конвоев. [ 1 ] плавание по нескольким морям Атлантического и Северного Ледовитого океанов с периодами отсутствия плаваний в течение нескольких месяцев в 1942 г., а также летом 1943 и 1944 гг.

Около 1400 торговых судов доставляли в Советский Союз предметы первой необходимости в рамках англо-советского соглашения и программы ленд-лиза США в сопровождении кораблей Королевского флота , Королевского военно-морского флота Канады и ВМС США . Восемьдесят пять торговых судов и 16 военных кораблей Королевского флота (два крейсера, шесть эсминцев и восемь других кораблей сопровождения) были потеряны. нацистской Германии потеряла Кригсмарине ряд кораблей, в том числе один линкор , три эсминца, 30 подводных лодок и множество самолетов. Конвои продемонстрировали готовность союзников помочь Советскому Союзу до открытия второго фронта и связали значительную часть военно-морских и военно-воздушных сил Германии. [ 2 ]

Во время Первой мировой войны (1914–1918) блокады Центральных держав остановили движение между Императорской Россией и ее союзниками через Черное море и Балтийское море. Царские власти форсировали строительство незамерзающего порта Романов-на-Мурмане (современный Мурманск); однако припасы, поступающие через Арктику, поступали слишком мало и слишком поздно, чтобы предотвратить крах союзников на Восточном фронте . [ 3 ] Но операция под Мурманском доказала и подтвердила возможность создания арктического маршрута поставок военной техники .

В июне 1941 года европейские державы Оси начали операцию «Барбаросса» по вторжению в СССР. В следующем месяце Великобритания и Советский Союз заключили союз — Англо-советское соглашение . Британия поспешила предоставить СССР материальную помощь, начиная с августа, включая танки и самолеты, чтобы попытаться удержать своего нового союзника в войне против держав Оси. [ 4 ] Одним из основных каналов поставок проходил через Иран. две страны начали совместную оккупацию Ирана В конце августа , чтобы нейтрализовать влияние Германии. Советский Союз присоединился ко Второй межсоюзнической конференции в Лондоне в сентябре. После этого СССР стал одним из «большой тройки» союзников во Второй мировой войне вместе с Великобританией, а с декабря — Соединенными Штатами, воюющими против держав оси . Американская программа ленд-лиза была подписана в марте 1941 года. Начиная с октября того же года она обеспечивала Великобританию и Советский Союз ограниченным количеством военной техники. Программа начала расширяться в масштабах в 1943 году. [ 5 ] [ 6 ] Британское Содружество и, в меньшей степени, Советский Союз ответили взаимностью меньшей программой обратного ленд-лиза . [ 7 ] [ 8 ]

Организация конвоя

[ редактировать ]
Лед образуется на 20-дюймовом (51 см) сигнальном проекторе на крейсере HMS Sheffield , входившем в состав эскорта арктического конвоя в Советский Союз .
Маршруты северных союзных конвоев. 1941–1945 гг.

После первого конвоя под кодовым названием «Операция «Дервиш» в августе 1941 года арктические конвои курсировали двумя сериями: [ 9 ]

  • Первая серия, PQ (исходящая) и QP (обратная домой), шла с сентября 1941 по сентябрь 1942 года. Эти конвои ходили два раза в месяц, с перерывами летом 1942 года, когда серия была приостановлена ​​после катастрофы Конвоя PQ 17 , и снова осенью после последнего конвоя серии, Convoy PQ 18 , из-за длинного светового дня и подготовки к операции в ноябре 1942 года. Факел .
  • Вторая серия конвоев, JW (исходящий) и RA (обратный) действовала с декабря 1942 года до конца войны, хотя с перерывами летом 1943 года и снова летом 1944 года.

Конвои следовали из Исландии (обычно у Хвалфьордура ) и направлялись к северу от острова Ян-Майен в Архангельск, когда лед разрешался в летние месяцы, смещаясь на юг по мере увеличения пакового льда и заканчиваясь в Мурманске. С февраля 1942 года они собрались и отплыли из озера Лох-Эве в Шотландии. [ 10 ]

Планировалось, что исходящие и домой конвои будут курсировать одновременно; Непосредственный эскорт сопровождал торговые суда в порт, оставив их для последующего обратного пути, в то время как силы прикрытия из тяжелых надводных частей также были предоставлены для защиты от вылазок таких кораблей, как «Тирпиц» . Сопровождение сопровождало исходящий конвой до точки перехода, встречая, а затем проводя конвой, направлявшийся домой, обратно, в то время как ближайший эскорт завершал рейс со своими подопечными. [ нужна ссылка ]

Маршрут проходил мимо оккупированной Норвегии по пути к советским портам. Особые опасности включали:

  • близость немецких воздушных , подводных и надводных сил
  • вероятность суровой погоды
  • частота тумана
  • сильные течения и смешение холодных и теплых вод, что затрудняло ASDIC . использование
  • дрейфующий лед
  • чередование трудностей навигации и поддержания сплоченности конвоя в постоянной темноте в зимних конвоях или круглосуточном нападении при постоянном дневном свете в летних конвоях

Известные конвои

[ редактировать ]
Британский плакат военного времени об арктических конвоях.

Список арктических конвоев

[ редактировать ]
Исходящий привязанный к дому
Дервиш вылетел из Хвалфьордура , Исландия, 21 августа;
прибыл в Архангельск , Россия, 31 августа.
ПК 1 вылетел из Хвалфьордюра 29 сентября;
прибыл в Архангельск 11 октября.
Вопрос 1 вылетел из Архангельска 28 сентября;
прибыл в Скапа-Флоу , Шотландия, 10 октября.
ПК 2 вылетел из Ливерпуля , Англия, 13 октября;
прибыл в Архангельск 30 октября.
ПК 3 вылетел из Хвалфьордура 9 ноября;
прибыл в Архангельск 22 ноября.
Вопрос 2 вылетел из Архангельска 3 ноября;
прибыл в Киркуолл , Шотландия, 17 ноября.
ПК 4 вылетел из Хвалфьордура 17 ноября;
прибыл в Архангельск 28 ноября.
ПК 5 вылетел из Хвалфьордура 27 ноября;
прибыл в Архангельск 13 декабря.
Вопрос 3 вылетел из Архангельска 27 ноября;
разошлись, приехали 3 декабря
ПК 6 вылетел из Хвалфьордюра 8 декабря;
прибыл в Мурманск , Россия, 20 декабря.
Вопрос 6
прибыл в Скапа-Флоу , Шотландия, 29 декабря.
ПК 7а вылетел из Хвалфьордюра 26 декабря;
прибыл в Мурманск 12 января 1942 г.
Вопрос 4 вылетел из Архангельска 29 декабря;
разошлись, приехали 9 января
ПК 7б вылетел из Хвалфьордюра 31 декабря;
прибыл в Мурманск 11 января.
Исходящий привязанный к дому
ПК 8 вылетел из Хвалфьордура 8 января;
прибыл в Архангельск 17 января.
Вопрос 5 вылетел из Мурманска 13 января;
разошлись, приехали 19 января
Комбинированный PQ 9 и PQ 10 вылетел из Рейкьявика , Исландия, 1 февраля;
прибыл в Мурманск 10 февраля.
Вопрос 6 вылетел из Мурманска 24 января;
разошлись, приехали 28 января
ПК 11 вылетел из Лох-Эве , Шотландия, 7 февраля;
покинул Киркуолл 14 февраля;
прибыл в Мурманск 22 февраля.
Вопрос 7 вылетел из Мурманска 12 февраля;
разошлись, приехали 15 февраля
ПК 12 вылетел из Рейкьявика 1 марта;
прибыл в Мурманск 12 марта. [ 12 ]
Вопрос 8 вылетел из Мурманска 1 марта;
прибыл в Рейкьявик 11 марта.
ПК 13 вылетел из Рейкьявика 20 марта;
прибыл в Мурманск 31 марта.
Вопрос 9 вылетел из Кольского залива , Россия, 21 марта;
прибыл в Рейкьявик 3 апреля.
ПК 14 вылетел из Обана , Шотландия, 26 марта;
прибыл в Мурманск 19 апреля.
Вопрос 10 вышел из Кольского залива 10 апреля;
прибыл в Рейкьявик 21 апреля.
ПК 15 вылетел из Обана 10 апреля;
прибыл в Мурманск 5 мая.
Вопрос 11 вылетел из Мурманска 28 апреля;
прибыл в Рейкьявик 7 мая.
ПК 16 вылетел из Рейкьявика 21 мая;
прибыл в Мурманск 30 мая.
Вопрос 12 вышел из Кольского залива 21 мая;
прибыл в Рейкьявик 29 мая.
ПК 17 вылетел из Рейкьявика 27 июня;
разошлись, прибыли 4 июля
Вопрос 13 вылетел из Архангельска 26 июня;
прибыл в Рейкьявик 7 июля.
(отправление в августе отложено) (отправление в августе отложено)
ПК 18 покинул Лох-Эве 2 сентября;
прибыл в Архангельск 21 сентября: первый конвой в сопровождении авианосца (HMS Avenger ).
Вопрос 14 вылетел из Архангельска 13 сентября;
прибыл в Лох-Эве 26 сентября.
(цикл PQ завершен) Вопрос 15 вышел из Кольского залива 17 ноября;
прибыл в Лох-Эве 30 ноября.
Операция ФБ плавание на независимых судах без сопровождения (цикл QP завершен)
ДВ 51А вылетел из Ливерпуля 15 декабря;
прибыл в Кольский залив 25 декабря.
ДВ 51Б вылетел из Ливерпуля 22 декабря;
прибыл в Кольский залив 4 января 1943 года;
см . Битву в Баренцевом море
ДЕНЬ 51 вышел из Кольского залива 30 декабря;
прибыл в Лох-Эве 11 января.
Исходящий привязанный к дому
ДВ 52 вылетел из Ливерпуля 17 января;
прибыл в Кольский залив 27 января.
ДЕНЬ 52 вышел из Кольского залива 29 января;
прибыл в Лох-Эве 9 февраля.
ДВ 53 покинул Ливерпуль 15 февраля;
прибыл в Кольский залив 27 февраля.
ДЕНЬ 53 вышел из Кольского залива 1 марта;
прибыл в Лох-Эве 14 марта.
(цикл перенесен на лето) (цикл перенесен на лето)
ДВ 54А вылетел из Ливерпуля 15 ноября;
прибыл в Кольский залив 24 ноября.
РА 54А вышел из Кольского залива 1 ноября;
прибыл в Лох-Эве 14 ноября.
ДВ 54Б вылетел из Ливерпуля 22 ноября;
прибыл в Архангельск 3 декабря.
РА 54Б вылетел из Архангельска 26 ноября;
прибыл в Лох-Эве 9 декабря.
ДВ 55А вылетел из Ливерпуля 12 декабря;
прибыл в Архангельск 22 декабря.
РА 55А вышел из Кольского залива 22 декабря;
прибыл в Лох-Эве 1 января 1944 г.
ДВ 55Б покинул Ливерпуль 20 декабря;
прибыл в Архангельск 30 декабря;
см. Битву при Нордкапе
РА 55Б вышел из Кольского залива 31 декабря;
прибыл в Лох-Эве 8 января.
Исходящий привязанный к дому
ДВ 56А вылетел из Ливерпуля 12 января;
прибыл в Архангельск 28 января.
ДВ 56Б вылетел из Ливерпуля 22 января;
прибыл в Кольский залив 1 февраля.
ДЕНЬ 56 вышел из Кольского залива 3 февраля;
прибыл в Лох-Эве 11 февраля.
ДВ 57 покинул Ливерпуль 20 февраля;
прибыл в Кольский залив 28 февраля.
ДЕНЬ 57 вышел из Кольского залива 2 марта;
прибыл в Лох-Эве 10 марта.
ДВ 58 покинул Ливерпуль 27 марта;
прибыл в Кольский залив 4 апреля.
ДЕНЬ 58 вышел из Кольского залива 7 апреля;
прибыл в Лох-Эве 14 апреля.
(сопровождение только в Мурманск) ДЕНЬ 59 вышел из Кольского залива 28 апреля;
прибыл в Лох-Эве 6 мая.
(цикл перенесен на лето) (цикл перенесен на лето)
ДВ 59 вылетел из Ливерпуля 15 августа;
прибыл в Кольский залив 25 августа.
РА 59А вышел из Кольского залива 28 августа;
прибыл в Лох-Эве 5 сентября.
ДВ 60 вылетел из Ливерпуля 15 сентября;
прибыл в Кольский залив 23 сентября.
ДЕНЬ 60 вышел из Кольского залива 28 сентября;
прибыл в Лох-Эве 5 октября.
ДВ 61 покинул Ливерпуль 20 октября;
прибыл в Кольский залив 28 октября.
ДЕНЬ 61 вышел из Кольского залива 2 ноября;
прибыл в Лох-Эве 9 ноября.
ДВ 61А покинул Ливерпуль 31 октября;
прибыл в Мурманск 6 ноября.
ДЕНЬ 61А вышел из Кольского залива 11 ноября;
прибыл в Лох-Эве 17 ноября.
ДВ 62 вылетел из Лох-Эве 29 ноября;
прибыл в Кольский залив 7 декабря.
ДЕНЬ 62 вышел из Кольского залива 10 декабря;
прибыл в Лох-Эве 19 декабря.
ДВ 63 вылетел из Лох-Эве 30 декабря;
прибыл в Кольский залив 8 января 1945 г.
ДЕНЬ 63 вышел из Кольского залива 11 января;
прибыл в Лох-Эве 21 января.
Исходящий привязанный к дому
ДВ 64 отбыл из Клайда , Шотландия, 3 февраля;
прибыл в Кольский залив 15 февраля.
ДЕНЬ 64 вышел из Кольского залива 17 февраля;
прибыл в Лох-Эве 28 февраля.
ДВ 65 покинул Клайд 11 марта;
прибыл в Кольский залив 21 марта.
ДЕНЬ 65 вышел из Кольского залива 23 марта;
прибыл в Лох-Эве 1 апреля.
ДВ 66 отбыл из Клайда 16 апреля;
прибыл в Кольский залив 25 апреля.
ДЕНЬ 66 вышел из Кольского залива 29 апреля;
прибыл Клайд 8 мая
ДВ 67 покинул Клайд 12 мая;
прибыл в Кольский залив 20 мая.
ДЕНЬ 67 вышел из Кольского залива 23 мая;
Клайд прибыл 30 мая.

Цель и стратегическое воздействие

[ редактировать ]
Северный морской конвой в походе.
Корабли на арктическом конвое.

Груз включал танки, истребители, топливо, боеприпасы, сырье и продукты питания. [ 13 ] Первые конвои, в частности, доставляли бронетехнику и Hawker Hurricanes, чтобы восполнить нехватку в Советском Союзе. [ 14 ] Арктические конвои вызвали серьезные изменения в военно-морских силах обеих сторон, что, возможно, оказало серьезное влияние на ход событий на других театрах военных действий. В результате первых набегов эсминцев на немецкие прибрежные суда и рейда коммандос на Вогсёй Гитлер пришел к выводу, что британцы намереваются снова вторгнуться в Норвегию. Это, а также очевидная необходимость остановить поставки конвоев в Советский Союз, заставило его отдать приказ об более тяжелых кораблей, особенно линкора «Тирпиц отправке » в Норвегию. Channel Dash был частично реализован по этой причине. [ 15 ]

Будучи « существующим флотом », «Тирпиц» и другие немецкие крупные корабли связывали британские ресурсы, которые можно было бы лучше использовать в других целях, например, для борьбы с японцами в Индийском океане. Успех «Гнейзенау» и «Шарнхорста» в операции «Берлин» в начале 1941 года продемонстрировал потенциальную немецкую угрозу. Когда союзники закрыли воздушный зазор над Северной Атлантикой с помощью самолетов очень дальнего действия, улучшилось оборудование Хафф-Дафф (радиотриангуляция), бортовой сантиметровый радар был введен , а конвои получили защиту авианосцев , возможности для коммерческих рейдов уменьшились.

Если не считать неудавшейся попытки перехватить PQ12 в марте 1942 года и рейда на Шпицберген в сентябре 1943 года, Тирпиц провел большую часть Второй мировой войны в норвежских фьордах . Он был заперт и неоднократно подвергался нападениям, пока, наконец, не был потоплен во фьорде Тромсё 12 ноября 1944 года Королевскими ВВС (RAF). Другие крупные корабли Кригсмарине либо так и не добрались до Норвегии (например, «Гнейзенау» ), либо были прогнаны, либо были потоплены превосходящими силами (например, «Шарнхорст »). В частности, неудачная атака на конвой JW-51B ( Битва в Баренцевом море ), когда сильным немецким военно-морским силам не удалось разгромить британский эскорт из крейсеров и эсминцев, привела Гитлера в ярость и привела к смене стратегии от надводных рейдеров к подводным лодкам. . Некоторые крупные корабли были физически разобраны, а вооружение использовано в береговой обороне. [ 16 ]

Члены экипажа очищают замерзший фок-фук HMS Inglefield .

Ленинград Блокадный был одним из важных пунктов назначения снабжения конвоев. С 1941 года продовольствие и боеприпасы доставлялись из британских конвоев в Ленинград поездами, баржами и грузовиками. Припасы часто уничтожались нацистскими авиабомбами и военно-морским отрядом «К» по пути в Ленинград. Однако конвои продолжали доставлять продовольствие в 1942, 1943 и на протяжении всего 1944 года. К концу войны материальное значение поставок, вероятно, было не столь велико, как символическое значение, отсюда и продолжение - по настоянию Сталина - этих конвоев еще долгое время после Советы развернули немецкое наземное наступление. [ 17 ]

Было сказано, что основная ценность конвоев была политической, доказывая, что союзники были полны решимости помочь Советскому Союзу в то время, когда они не могли открыть второй фронт. [ 2 ]

Британская разведка

[ редактировать ]

Ультрасигнальная разведка, полученная в результате немецкого кода «Энигма» взлома в Блетчли-парке, сыграла важную роль в конечном успехе конвоев. Немецкие документы, связанные с кодирующей машиной «Энигма», были захвачены во время рейдов коммандос в ходе операций «Стрельба из лука» и «Анклет» (27 декабря 1941 г.). Документы позволяли британцам читать сообщения о военно-морской системе «Энигма» в своих водах, используемой надводными кораблями и подводными лодками в Арктике ( Хеймиш , позже сеть Гидра ; Дельфин для британцев) до конца войны. [ 18 ] В январе 1942 года в северную Норвегию было отправлено подкрепление бомбардировщиков , торпедоносцев и самолетов-разведчиков дальнего действия, а в Ставангере и Киркенесе были созданы новые командные структуры, за которыми последовал флигерфюрер Лофотен , которому было поручено защищать Норвегию и наступательные операции против конвоев союзников. Количество трех подводных лодок в этом районе было увеличено до девяти, а еще шесть были распределены между Бергеном, Тронхеймом и Нарвиком для разведки и противодействия высадке союзников. В мае все подводные лодки перешли под арктическое командование, а 23 мая адмирал Шеер и Принц Ойген присоединились к Тирпицу в Тронхейме, а затем адмирал Хиппер ; к 26 мая Лютцов прибыл в Нарвик. [ 19 ]

Британцы прочитали эти действия из перехватов Ultra и анализа трафика с Y-станции Королевских ВВС в Чидле , которая подслушивала переговоры между самолетами Люфтваффе и наземными станциями. Последовало усиление подводных лодок в Арктике до 12 в марте и 21 в августе (реальное число, как позже выяснилось, составило 23), а также приказ о переброске на крупные немецкие корабли привели к засаде на Принц. Ойген на подводной лодке HMS Trident у берегов Тронхейма 23 февраля. «Принц Ойген» был серьезно поврежден торпедой, и на следующий день Адмиралтейство было проинформировано о попадании в результате перехвата «Энигмы». [ 19 ] На информацию не всегда можно было отреагировать, поскольку большая часть ее была получена в кратчайшие сроки, но разведданные позволили Королевскому флоту подготовиться к бою, а конвоям могли быть предоставлены соответствующие силы сопровождения. Перехвату и потоплению «Шарнхорста» Duke HMS of York во многом способствовали перехваты ULTRA. [ 20 ]

Литературные изображения

[ редактировать ]

Действие романа 1955 года «HMS Ulysses» шотландского писателя Алистера Маклина , считающегося классикой военно-морской литературы, и романа 1967 года «Капитан» голландского писателя Яна де Хартога происходят во время арктических конвоев. Две книги различаются по стилю, характеристикам и философии (де Хартог был пацифистом , чего нельзя сказать о Маклине). Оба ярко передают атмосферу сочетания крайне воинственных действий и негостеприимного характера, доводя главных героев до предела выносливости и даже дальше. Норвежский исторический рассказ « Один из десяти должен был умереть » ( Hver Tiende mann måtte dø ), также написанный в 1967 году писателем Пером Ханссоном, основан на опыте норвежского моряка Лейфа Хеймстада и других членов норвежского торгового флота во время Второй мировой войны. В русском романе 1973 года «Реквием по конвою PQ-17» ( Реквием каравану PQ-17 ) писателя Валентина Пикуля изображена миссия Конвоя PQ-17 , отражающая храбрость и отвагу простых моряков торговых судов и их эскорта, которые пошли на смертельный риск, чтобы оказать помощь союзников. [ нужна ссылка ]

Другие конвои снабжения

[ редактировать ]

Арктический маршрут был кратчайшим и прямым путем доставки помощи по ленд-лизу в СССР, хотя он был и самым опасным. 3 964 000 тонн По арктическому маршруту было отправлено грузов; 7 процентов было потеряно, а 93 процента прибыли благополучно. [ 21 ] Это составило около 23 процентов всей помощи СССР во время войны. Персидский коридор был самым длинным (и единственным всепогодным маршрутом) в СССР, но не функционировал в полную силу до середины 1942 года. После этого через него было перевезено 4 160 000 тонн грузов, 27 процентов от общего количества. [ 21 ] Тихоокеанский маршрут открылся в конце лета 1941 года. [ 22 ] но на него повлияло начало военных действий между Японией и США с нападением на Перл-Харбор . После декабря 1941 года можно было использовать только советские корабли, а поскольку Япония и СССР соблюдали строгий нейтралитет по отношению друг к другу, можно было перевозить только невоенные грузы. [ 22 ] Тем не менее по этому маршруту прошло 8 миллионов 244 тысячи тонн грузов, 50 процентов от общего количества. [ 21 ]

Ветка Тихоокеанского маршрута начала доставлять товары через Берингов пролив к советскому арктическому побережью в июне 1942 года. С июля по сентябрь небольшие советские конвои собирались в заливе Провидения в Сибири для сопровождения на север через Берингов пролив и на запад по Северному морскому пути. на ледоколах и ленд-лизовских тральщиках класса «Восхитительный» . Всего через Берингов пролив на борту 120 судов прошло 452 393 тонны. [ 23 ] Часть этого северного тоннажа шла на топливо для аэродромов вдоль воздушного маршрута Аляска — Сибирь . Продовольствие для аэродромов было переброшено на речные суда и баржи в устьях крупных сибирских рек. [ 24 ] Остальные корабли продолжали двигаться на запад и были единственными морскими грузами, достигшими Архангельска, в то время как конвои JW были приостановлены летом 1943 и 1944 годов. [ 23 ]

Мемориалы

[ редактировать ]
Мемориальная доска Poolewe Arctic Convoy
Этикетка Арктического конвоя IPA

Северный город Шотландии Пулеве был важным портом на этом маршруте. Сегодня в память об этой работе установлено несколько мемориальных досок.

Пивоваренная компания Loch Ewe отмечает Арктические конвои выпуском специального пива под названием Arctic Convoy IPA .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Телеграф» . Телеграф . Архивировано из оригинала 19 декабря 2000 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Императорский военный музей: «Арктические конвои» » . iwm.org.uk. ​Архивировано из оригинала 5 апреля 2015 г. Проверено 30 ноября 2013 г.
  3. ^ Леонхард, Йорн (5 мая 2020 г.) [2014]. Ящик Пандоры: История Первой мировой войны . Перевод Камиллера, Патрика. Издательство Гарвардского университета. п. 142. ИСБН  9780674244801 . Проверено 10 июля 2024 г. С [1914 г.] Дарданеллы и Босфор уже не были проходимы для союзников, и Российской империи пришлось пережить тотальную блокаду Черного моря. Поскольку немецкий флот также в значительной степени контролировал Балтийское море, [...] Россия оказалась отрезанной от двух ключевых маршрутов снабжения. Только через Архангельск (который шесть месяцев в году был покрыт льдом) и Владивосток (13 тысяч километров от фронта) теперь можно было отправлять экспортные товары и, самое главное, получать жизненно необходимый для войны импорт. Открытие в 1916 году нового незамерзающего порта в Романове-на-Мурмане (позже Мурманск) на Кольском полуострове к северу от Полярного круга и на конечной станции Мурманской железной дороги в конечном итоге не решило проблемы снабжения России.
  4. ^ Хилл, Александр (2007). «Британская помощь по ленд-лизу и советские военные усилия, июнь 1941-июнь 1942 года». Журнал военной истории . 71 (3): 773–808. дои : 10.1353/jmh.2007.0206 . JSTOR   30052890 . S2CID   159715267 .
  5. ^ «Сколько каких товаров мы отправили каким союзникам? | АГА» . www.историки.орг . Проверено 1 сентября 2021 г.
  6. ^ «Вехи: 1937–1945 — Кабинет историка» . History.state.gov . Проверено 23 августа 2021 г.
  7. ^ Э., ДП (1945). «Ленд-лиз и помощь по обратному ленд-лизу: Часть II» . Бюллетень международных новостей . 22 (4): 157–164. ISSN   2044-3986 . JSTOR   25643770 .
  8. ^ «Какую помощь мы получаем от обратного ленд-лиза? | АГА» . www.историки.орг . Проверено 1 сентября 2021 г.
  9. ^ Вудман 2004 , стр. 33–43.
  10. ^ Вудман 2004 , с. б14, 35–36, 44, 56.
  11. ^ Вудман 2004 , с. 36.
  12. ^ Хилл, 2006, стр. 727–738.
  13. ^ «Арктические конвои» . Проверено 12 февраля 2020 г.
  14. ^ Хилл, 2007, стр. 773–808.
  15. ^ Вудман 2004 , стр. 63–64.
  16. ^ Вудман , стр. 329–330.
  17. ^ Вудман 2004 , стр. 443–445.
  18. ^ Себаг-Монтефиоре 2001 , с. 229.
  19. ^ Jump up to: а б Хинсли 1994 , с. 144.
  20. ^ Себаг-Монтефиоре , стр. 293–303.
  21. ^ Jump up to: а б с Кемп стр.235
  22. ^ Jump up to: а б Морские маршруты советского ленд-лиза: Голос России. Архивировано 1 апреля 2012 г. на Wayback Machine Ruvr.ru. Проверено: 16 декабря 2011 г.
  23. ^ Jump up to: а б Моттер 1952 , стр. 481–482.
  24. ^ «Неизвестная Вторая мировая война в северной части Тихого океана» Алла Паперно Дата обращения: 13 июля 2012 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции (сокращенное издание) . История Второй мировой войны (2-е изд.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-630961-7 .
  • Себаг-Монтефиоре, Хью (2001) [2000]. Энигма: Битва за код (4-е издание. Феникс). Вайденфельд и Николсон. ISBN  978-0-7538-1130-6 .
  • Моттер, Т. Х. Вейл (1952). Персидский коридор и помощь России . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. OCLC   459693332 . Проверено 9 марта 2018 г.
  • Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 (пбк. Ред.). Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-6617-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae3ce0406f1b5a324ea197a2e3c7d90a__1724274720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/0a/ae3ce0406f1b5a324ea197a2e3c7d90a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arctic convoys of World War II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)