HMS Герцог Йоркский (17)
![]() HMS Duke of York в марте 1942 года во время сопровождения конвоя PQ 12. | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Герцог Йоркский |
Тезка | Георг VI (ранее герцог Йоркский ) [1] |
Заказал | 16 ноября 1936 г. |
Строитель | Джон Браун и компания , Клайдбанк |
Заложен | 5 мая 1937 г. |
Запущен | 28 февраля 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 4 ноября 1941 г. |
Выведен из эксплуатации | ноябрь 1951 г. |
пораженный | 18 мая 1957 г. |
Идентификация | Номер вымпела : 17 |
Судьба | Списано в 1957 году на заводе Shipbreaking Industries, Ltd., Фаслейн , Шотландия. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | King George V класса Линкор |
Смещение | 42 076 длинных тонн (42 751 т) при глубокой загрузке |
Длина |
|
Луч | 103 фута 2 дюйма (31,4 м) |
Черновик | 34 фута 4 дюйма (10,5 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 комплекта Parsons с редуктором турбин |
Скорость | 28,3 узла (52,4 км/ч; 32,6 миль в час) |
Диапазон | 15 600 миль (28 900 км; 18 000 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 1,556 (1945) |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 4 × Supermarine Walrus гидросамолета |
Авиационные объекты | 1 × двусторонняя катапульта |
HMS Duke of York — King George класса линкор Королевского флота V. Заложенный в мае 1937 года, корабль был построен компанией John Brown and Company в Клайдбанке и принят в состав Королевского флота 4 ноября 1941 года, впоследствии приняв боевую службу во время Второй мировой войны. В середине декабря 1941 года герцог Йоркский перевез премьер-министра Уинстона Черчилля в Соединенные Штаты для встречи с президентом Франклином Д. Рузвельтом . В период с марта по сентябрь 1942 года герцог Йоркский участвовал в сопровождении конвоев, в том числе в качестве флагмана тяжелых сил прикрытия конвоя PQ-17 , но в октябре его отправили в Гибралтар стал флагманом отряда H. , где он
В октябре 1942 года герцог Йоркский участвовал во вторжении союзников в Северную Африку , но практически не участвовал в боевых действиях, поскольку ее роль требовала от нее только защиты сопровождающих авианосцев . После вторжения герцог Йоркский участвовал в операциях «Камера» и «Губернатор», которые представляли собой отвлекающие операции, призванные отвлечь внимание немцев от операции «Хаски» — вторжения на Сицилию . 4 октября «Герцог Йоркский» вместе со своим однотипным кораблем «Ансон» прикрывал силы союзных крейсеров и эсминцев , а также американский авианосец «Рейнджер» во время операции «Лидер» , которая совершила набег на немецкие корабли у берегов Норвегии. В результате атаки были потоплены четыре торговых судна и серьезно повреждены еще семь.
26 декабря 1943 года герцог Йоркский входил в состав оперативной группы, которая столкнулась с немецким линкором «Шарнхорст» у мыса Нордкап в Норвегии. В ходе боя последовавшего «Шарнхорст» дважды попал в «Герцог Йоркский» без особого эффекта, но сам был поражен несколькими 14-дюймовыми снарядами «Герцог Йоркский » , в результате чего одна из его башен замолчала и попала в котельную. После временного спасения от Герцога Йоркского , сильного огня Шарнхорст несколько раз был поражен торпедами, что позволило Герцогу Йоркскому снова открыть огонь, что способствовало возможному затоплению Шарнхорста после непрерывного боя, продолжавшегося десять с половиной часов. В 1945 году «Герцог Йоркский» был назначен флагманом Британского Тихоокеанского флота , но прибыл слишком поздно, чтобы принять участие в каких-либо действиях до капитуляции Японии . После войны «Дюк Йоркский» оставался активным, пока не был поставлен на прикол в ноябре 1951 года. В конце концов он был списан на слом в 1957 году.
Строительство
[ редактировать ]После Первой мировой войны в 1922 году был составлен Вашингтонский военно-морской договор с целью остановить гонку вооружений, развивающуюся между Великобританией, Японией, Францией, Италией и Соединенными Штатами. Этот договор ограничивал количество кораблей, которые было разрешено построить каждой стране, и ограничивал водоизмещение крупных кораблей 35 000 длинных тонн (36 000 тонн). [4] Эти ограничения были расширены в 1930 году на основании Лондонского военно-морского договора , но к середине 1930-х годов Япония и Италия вышли из обоих этих договоров, и британцы были обеспокоены отсутствием современных линкоров в Королевском флоте. Поэтому Адмиралтейство Кинг приказало построить новый класс линкоров: « Георг V » . В соответствии с положениями Вашингтонского военно-морского договора и Лондонского договора, которые все еще действовали во время King George V проектирования , основное вооружение этого класса было ограничено 14-дюймовыми (356-мм) орудиями. Это были единственные линкоры, построенные в то время, которые придерживались договора, и хотя вскоре британцам стало очевидно, что другие стороны, подписавшие договор, игнорируют его требования, было слишком поздно менять конструкцию этого класса, прежде чем они были заложен в 1937 году. [5]
Герцог Йоркский был третьим кораблем класса « Король Георг V» и был заложен на John Brown & Company в верфи Клайдбанке 5 мая 1937 года. Титул герцога Йоркского в то время был отложен, поскольку он был удержан королем Георгом VI до его восшествия на престол в декабре 1936 года. Линкор был спущен на воду 28 февраля 1940 года, завершен 4 ноября 1941 года и присоединился к флоту метрополии в Скапа-Флоу . [6]
Описание
[ редактировать ]Duke of York Водоизмещение составило 36 727 длинных тонн (37 316 т ) в построенном состоянии и 42 076 длинных тонн (42 751 т) при полной загрузке. Корабль имел общую длину 740 футов (225,6 м), ширину 103 фута (31,4 м) и осадку 29 футов (8,8 м). Ее расчетная метацентрическая высота составляла 6 футов 1 дюйм (1,85 м) при нормальной нагрузке и 8 футов 1 дюйм (2,46 м) при глубокой нагрузке. [7] [8] [9]
Он был оснащен Parsons с редуктором паровыми турбинами , приводившими в движение четыре гребных вала. Пар обеспечивался восемью трехбарабанными водотрубными котлами Адмиралтейства , которые обычно имели мощность 100 000 л.с. (75 000 кВт ), но могли выдавать 110 000 л.с. (82 000 кВт) при аварийной перегрузке. [Н 1] Это дало Duke of York максимальную скорость 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час). [5] [12] Корабль перевозил 3700 длинных тонн (3800 т) мазута, который позже был увеличен до 4030 длинных тонн (4100 т). [6] Он также перевез 183 длинных тонны (186 т) дизельного топлива, 256 длинных тонн (260 т) резервной питательной воды и 430 длинных тонн (440 т) пресной воды. [13] На полной скорости Duke of York имел дальность полета 3100 миль (5700 км; 3600 миль) при скорости 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час). [14]
Вооружение
[ редактировать ]Герцог Йоркский установил 10 орудий BL 14 дюймов (356 мм) Mk VII , которые были установлены в одной сдвоенной башне Mark II в носовой части и в двух четырехместных башнях Mark III, одной в носовой и одной кормовой . Орудия могли подниматься на 40 градусов и опускаться на 3 градуса, при этом их учебная дуга варьировалась. Башня «А» могла поворачиваться на 286 градусов, а башни «B» и «Y» - на 270 градусов. В процессе подготовки и подъема использовались гидравлические приводы, достигающие скорости два и восемь градусов в секунду соответственно. Полный бортовой залп весил 15 950 фунтов (7230 кг), а залп можно было давать каждые 40 секунд. [15] Вспомогательное вооружение состояло из 16 QF 5,25 дюйма (133 мм) Mk I орудий двойного назначения , которые были установлены в восьми спаренных башнях. [16] Максимальная дальность стрельбы орудий Mk I составляла 24 070 ярдов (22 009,6 м) при угле возвышения 45 градусов, потолок зенитной артиллерии - 49 000 футов (14 935,2 м). Орудия могли подниматься до 70 градусов и опускаться до 5 градусов. [17] Обычная скорострельность составляла десять-двенадцать выстрелов в минуту, но на практике орудия могли стрелять только семь-восемь выстрелов в минуту . [16]
Вместе с основной и вспомогательной батареями « Дюк Йоркский» нес 48 2-фунтовых (40 мм (1,6 дюйма)) зенитных орудий QF Mk.VIII «помпоны» в шести восьмиместных установках с механическим приводом. Они были дополнены шестью 20-мм (0,8 дюйма) легкими зенитными орудиями Oerlikon в одиночных установках ручной работы. [18]
Операционная история
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]

В середине декабря 1941 года герцог Йоркский отправил премьер-министра Уинстона Черчилля в поездку в Соединенные Штаты для переговоров с президентом Франклином Д. Рузвельтом . Она прибыла в Аннаполис , штат Мэриленд , 22 декабря 1941 года, совершила круиз на Бермудские острова в январе 1942 года и вылетела в Скапа-Флоу 17 января, а Черчилль вернулся домой по воздуху. [19] [20]
1 марта 1942 года он обеспечивал непосредственное сопровождение конвоя PQ 12 вместе с крейсером «Слава» линейным , крейсером «Кения» и шестью эсминцами. 6 марта эти силы были усилены одним из герцога Йоркского « однотипных кораблей Король Георг V» , авианосцем « Викториус» , тяжелым крейсером «Бервик» и шестью эсминцами в результате опасений адмирала Джона Тови , что « Немецкий линкор Тирпиц» может попытаться перехватить конвой. 6 марта немецкий линкор вышел в море и был замечен британской подводной лодкой около 19:40 ; Однако никакого контакта установлено не было, за исключением неудачной воздушной торпедной атаки самолета с «Викториуса» . [19]

Позже в том же месяце Конвой PQ 13 был сформирован , и Герцог Йоркский снова вошел в состав сил сопровождения. [21] В начале апреля «Герцог Йоркский» , «Король Георг V» и авианосец «Викториус» сформировали ядро сил поддержки, патрулировавших между Исландией и Норвегией для прикрытия нескольких конвоев, направлявшихся в Советский Союз. [22] В конце апреля, когда король Георг V случайно протаранил и потопил эсминец «Пенджаби» в густом тумане, получив значительные повреждения носовой части, герцог Йоркский . на помощь ему был отправлен [23] Она продолжала участвовать в этих операциях до мая, когда к ней присоединился американский линкор « Вашингтон» . [24] В середине сентября герцог Йоркский сопровождал конвой QP 14 . [25]
В октябре 1942 года «Герцог Йоркский» был отправлен в Гибралтар в качестве нового флагмана Force H и поддержал высадку союзников в Северной Африке . в следующем месяце [26] За это время Герцог Йоркский несколько раз подвергался воздушным атакам итальянской авиации, но налеты были относительно небольшими по масштабу и были быстро отражены «зонтиком», предоставленным самолетами сопровождающих авианосцев Victorious , Formidable и Furious . После этого герцог Йоркский вернулся в Великобританию для ремонта. [27]
После завершения ремонта « Герцог Йоркский» возобновил свой статус флагмана с 14 мая 1943 года в ожидании отъезда короля Георга V и Хоу для операции «Хаски» — вторжения союзников на Сицилию . Операция «Гирбокс» в июне 1943 года включала в себя зачистку кораблей «Дюк Йоркский» и «Энсон» в компании с американскими линкорами « Алабама» и «Южная Дакота» для обеспечения дальнего прикрытия мелких операций на Шпицбергене и в Кольском заливе , а в следующем месяце — диверсионные операции, код- под названием «Камера» и «Губернатор Норвегии» были проведены с целью отвлечь внимание немцев от операции «Хаски» . [27] 4 октября «Герцог Йоркский» и «Ансон» прикрывали силы крейсеров и эсминцев союзников, а также американский авианосец USS Ranger в рамках операции «Лидер» , совершившие набег на немецкие корабли у берегов Норвегии. В результате атаки были затоплены четыре немецких торговых судна и повреждены еще семь, в результате чего многие из них были вынуждены стоять на мели. [28]
Действия против Шарнхорста
[ редактировать ]
В 1943 году немецкий линкор «Шарнхорст» перешел в Норвегию, откуда он мог угрожать арктическим конвоям, идущим в Россию. Поскольку «Тирпиц» и два броненосных корабля также находились в норвежских фьордах, Королевскому флоту было необходимо обеспечить тяжелое сопровождение конвоев между Великобританией и Россией. Один из них был замечен немцами в начале декабря 1943 года, и разведка союзников пришла к выводу, что следующий конвой, Convoy JW 55B , будет атакован немецкими надводными кораблями. Двум надводным силам было поручено обеспечить дальнее прикрытие JW 55B, покинувшего озеро Лох-Эве 22 декабря. 25 декабря 1943 года о Шарнхорсте сообщили в море. Крейсеры отряда 1 «Белфаст» , «Норфолк» и «Шеффилд» с четырьмя эсминцами вошли в контакт вскоре после 09:00 26 декабря. Кратковременное столкновение произошло около 09:30, но «Шарнхорст» обогнал своих преследователей и снова обогнал их после короткой стычки около полудня. [29]
Тем временем отряд 2, включавший «Дюк оф Йорк» , крейсер «Ямайка» и четыре эсминца, приближался, и предполагалось, что ночные бои с «Шарнхорстом» начнутся около 17:15. Но «Шарнхорст» изменил курс, и контакт произошел в 16:32 на расстоянии 29 700 ярдов (27 200 м). Группа 2 маневрировала для ведения залпового огня. Белфаст с отрядом 1 в 16:47 выпустил звездные снаряды , чтобы осветить Шарнхорст . Это не удалось, поэтому Герцог Йоркский выпустил звездный снаряд из одного из своих 5,25-дюймовых (133-мм) орудий, застигнув Шарнхорст врасплох, когда его главная батарея была направлена вперед и назад. К 16:50 Герцог Йоркский приблизился на расстояние 12 000 ярдов (11 000 м) и открыл огонь полным бортовым залпом из десяти орудий, сделав одно попадание. Несмотря на шквальный огонь, «Шарнхорст» оседлал герцога Йоркского несколько раз и дважды ударил его. Снаряд диаметром 28,3 см (11,1 дюйма) прошел через грот-мачту и ее левую опору , не взорвавшись. [30] но осколки от попадания разрушили кабель основного поискового радара. 15-сантиметровый (5,9 дюйма) снаряд также пробил левую стойку фок-мачты, не взорвавшись. [31] В 16:55 14-дюймовый (356-мм) снаряд заставил замолчать башни «Антон» и «Бруно», но «Шарнхорст» сохранил скорость, так что к 18:24 дальность увеличилась до 21 400 ярдов (19 600 м), когда герцог Йоркский прекратил огонь, израсходовав пятьдесят - два борта. [32] Один снаряд из последнего залпа попал и взорвался в «Шарнхорста » , замедлив корабль и позволив преследующим его эсминцам догнать его. первой котельной [33]
Затем эсминцы Force 2 атаковали торпедами, выпустив 28 торпед и забив три попадания. Это замедлило «Шарнхорст» , и в 19:01 «Дюк Йоркский» снова открыл огонь на дальности 10 400 ярдов (9 500 м). Он прекратил огонь в 19:30, чтобы позволить крейсерам приблизиться к Шарнхорсту . Десять 14-дюймовых снарядов попали в немецкий линкор, вызвав пожары и взрывы, заставив замолчать почти всю ПМК. К 19:16 все главные башни на борту «Шарнхорста» прекратили огонь, а скорость снизилась до 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). Герцог Йоркский прекратил огонь в 19:30. [31] На заключительном этапе боя эсминцы выпустили по нему в общей сложности 19 торпед, из-за чего «Шарнхорст» сильно накренился на левый борт, и в 19:45 он затонул после бегового боя, продолжавшегося десять с половиной часов с момента первого. взяв с собой более 1700 человек. [34] После ее затопления и отступления большинства других немецких тяжелых частей из Норвегии необходимость поддерживать мощные силы в британских водах уменьшилась. [19]
Последующие операции
[ редактировать ]
29 марта 1944 года герцог Йоркский и основная часть Флота метрополии покинули Скапа-Флоу, чтобы обеспечить поддержку конвоя JW 58 . [35] Корабль действовал в Арктике и в качестве прикрытия авианосцев, проводивших по Гудвуда серию авиаударов Тирпицу в середине-конце августа. [36] В сентябре, когда она прошла капитальный ремонт и частичную модернизацию в Ливерпуле радиолокационное оборудование и дополнительные зенитные орудия , на нее добавили . Затем ей было приказано присоединиться к Британскому Тихоокеанскому флоту , и она отплыла вместе со своим однотипным кораблем «Энсон» 25 апреля 1945 года. Проблема с электрической схемой корабля задержала ее, пока она была на Мальте , и в результате она не достигла Сиднея. до 29 июля, когда для нее уже слишком поздно принимать какое-либо значимое участие в боевых действиях против японцев. [6]
Тем не менее, в начале августа «Дюк оф Йоркский» был приписан к оперативной группе 37 вместе с четырьмя авианосцами и ее однотипным кораблем « Кинг Георг V» . С 9 августа TF 37 и три американских авианосных оперативных группы провели серию воздушных налетов на Японию , которая продолжалась до 15 августа, когда капитуляция вступила в силу. [37] После завершения боевых действий «Герцог Йоркский» вместе со своим однотипным кораблем « Король Георг V » участвовал в церемонии капитуляции , проходившей в Токийском заливе . В следующем месяце герцог Йоркский отплыл в Гонконг, чтобы присоединиться к флоту, собравшемуся там, чтобы принять капитуляцию японского гарнизона. [6] Он был флагманом Британского Тихоокеанского флота, когда японцы капитулировали, и оставался им до июня 1946 года, когда вернулся в Плимут для капитального ремонта . [38]
Пост был
[ редактировать ]
Герцог Йоркский был флагманом Флота Метрополии после окончания войны и оставался на действительной службе до апреля 1949 года. [38] Он был поставлен на прикол в ноябре 1951 года, а 18 мая 1957 года его сдали на слом. Она была разбита компанией Shipbreaking Industries, Ltd. в Фаслейне . [39] Корабельный колокол был спасен и передан школе герцога Йоркского (с тех пор переименованной в школу Ленана ) в Найроби, Кения .
Ремонт
[ редактировать ]За время своей карьеры «Герцог Йоркский» несколько раз переоборудовался, чтобы обновить оборудование. Ниже приведены даты и подробности проведенного ремонта. [40]
Даты | Расположение | Описание работы |
---|---|---|
апрель 1942 г. | Росайт | 8 одиночных 20-мм пушек Oerlikon . Добавлено [41] |
Декабрь 1942 г. - март 1943 г. | Росайт | Добавлено 14 одиночных 20 мм. [42] |
Начало 1944 года | 2 одиночных 20 мм сняты; Добавлены 2 × твина 20 мм. [42] | |
Сентябрь 1944 г. - апрель 1945 г. | Ливерпуль | Добавлены 2 × 4-ствольные 40-мм помпы , добавлены 2 × 8-ствольные 2-фунтовые помпы, добавлены 6 × 4-ствольные 2-фунтовые помпы, добавлены 14 × спаренные 20-мм помпы, удалены 18 × одиночные 20-мм, Самолет объекты удалены. [41] Радар Тип 273 удален, радар Тип 281 заменен на радар Тип 281Б , радар Тип 284 заменен на 2 радара Тип 274 ; Добавлены 2 Типа 277 , 282 и 293 . радара [42] |
1946 | Добавлены 4 × 4-ствольные 2-фунтовые помпы, удалены 25 одиночных 20-мм помпонов. [42] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ King George V Характеристики паровой установки линкоров класса были пересмотрены на этапе строительства, и в постройке корабли фактически производили 110 000 л.с. (82 000 кВт) при 230 об / мин и были рассчитаны на перегрузочную мощность 125 000 л.с. (93 000 кВт). , что было превышено в эксплуатации. [10] [11]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Военно-морская история - HMS Duke of York (по состоянию на 13 августа 2014 г.)
- ^ Констам, стр. 22.
- ^ Шено, стр. 54–55.
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 107
- ^ Jump up to: а б Констам, стр. 20.
- ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл, с. 15
- ^ Шено, с. 15
- ^ Гарцке, с. 249
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 284
- ^ Рэйвен и Робертс, стр. 284, 304.
- ^ Гарцке, с. 191
- ^ Гарцке, с. 238
- ^ Гарцке, с. 253
- ^ Кэмпбелл, с. 6
- ^ Гарцке, с. 227
- ^ Jump up to: а б Гарцке, с. 229
- ^ Гарцке, с. 228
- ^ Рэйвен и Робертс, стр. 287, 290.
- ^ Jump up to: а б с Гарцке, с. 216
- ^ Берт, с. 418
- ^ Ровер, стр. 153.
- ^ Ровер, стр. 158.
- ^ Ровер, стр. 162.
- ^ Ровер, стр. 167.
- ^ Ровер, стр. 195.
- ^ Констам, стр. 43.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, с. 14
- ^ Ровер, стр. 280.
- ^ Гарцке, с. 218
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 356
- ^ Jump up to: а б Гарцке, стр.220
- ^ Гарцке, стр.219.
- ^ «Операция «Остфронт» — Бой у Нордкапа (25–26 декабря 1943 г.)» . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 5 июля 2012 г.
- ^ Шено, стр. 14–15.
- ^ Ровер, стр. 314.
- ^ Ровер, стр. 350.
- ^ Ровер, стр. 426.
- ^ Jump up to: а б Гарцке, с. 221
- ^ Гарцке, с. 222
- ^ Кэмпбелл, с. 52
- ^ Jump up to: а б Констам, стр. 37.
- ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл, с. 55
Библиография
[ редактировать ]- Берт, Р.А. (1993). Британские линкоры, 1919–1939 гг . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-068-2 .
- Бакстон, Ян и Джонстон, Ян (2021). Линкор Герцог Йоркский : Анатомия от строительства до разрушения . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-5267-7729-4 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1980). "Великобритания". В Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 2–85. ISBN 0-8317-0303-2 .
- Шено, Роджер (2004). короля Георга Линкоры V. ШипКрафт. Том. 2. Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-211-9 .
- Гарцке, Уильям Х. младший и Дулин, Роберт О. младший (1980). Британские, советские, французские и голландские линкоры Второй мировой войны . Лондон: Джейн. ISBN 978-0-71060-078-3 .
- Констам, Ангус (2009). Британские линкоры 1939–45 (2) «Нельсон» и «Кинг Георг V» классов . Новый Авангард. Том. 160. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-389-6 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1976). Британские линкоры Второй мировой войны: развитие и техническая история линкоров и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-817-4 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Стивен, Мартин (1988). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-556-6 .
- Таррант, В.Е. (1991). Линкоры типа «Кинг Георг V» . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-026-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]