Jump to content

HMS Герцог Йоркский (17)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

HMS Duke of York в марте 1942 года во время сопровождения конвоя PQ 12.
История
Великобритания
Имя HMS Герцог Йоркский
Тезка Георг VI (ранее герцог Йоркский ) [1]
Заказал 16 ноября 1936 г.
Строитель Джон Браун и компания , Клайдбанк
Заложен 5 мая 1937 г.
Запущен 28 февраля 1940 г.
Введен в эксплуатацию 4 ноября 1941 г.
Выведен из эксплуатации ноябрь 1951 г.
пораженный 18 мая 1957 г.
Идентификация Номер вымпела : 17
Судьба Списано в 1957 году на заводе Shipbreaking Industries, Ltd., Фаслейн , Шотландия.
Общие характеристики
Класс и тип King George V класса Линкор
Смещение 42 076 длинных тонн (42 751 т) при глубокой загрузке
Длина
  • 745 футов 1 дюйм (227,1 м) (в целом)
  • 740 футов 1 дюйм (225,6 м) ( ватерлиния )
Луч 103 фута 2 дюйма (31,4 м)
Черновик 34 фута 4 дюйма (10,5 м)
Установленная мощность
  • 8 Адмиралтейских 3-барабанных мелкотрубных котлов
  • 110 000 л.с. (82 000 кВт)
Движение 4 комплекта Parsons с редуктором турбин
Скорость 28,3 узла (52,4 км/ч; 32,6 миль в час)
Диапазон 15 600 миль (28 900 км; 18 000 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час)
Дополнить 1,556 (1945)
Датчики и
системы обработки
Вооружение
Броня
Самолет перевезен 4 × Supermarine Walrus гидросамолета
Авиационные объекты 1 × двусторонняя катапульта

HMS Duke of York King George класса линкор Королевского флота V. Заложенный в мае 1937 года, корабль был построен компанией John Brown and Company в Клайдбанке и принят в состав Королевского флота 4 ноября 1941 года, впоследствии приняв боевую службу во время Второй мировой войны. В середине декабря 1941 года герцог Йоркский перевез премьер-министра Уинстона Черчилля в Соединенные Штаты для встречи с президентом Франклином Д. Рузвельтом . В период с марта по сентябрь 1942 года герцог Йоркский участвовал в сопровождении конвоев, в том числе в качестве флагмана тяжелых сил прикрытия конвоя PQ-17 , но в октябре его отправили в Гибралтар стал флагманом отряда H. , где он

В октябре 1942 года герцог Йоркский участвовал во вторжении союзников в Северную Африку , но практически не участвовал в боевых действиях, поскольку ее роль требовала от нее только защиты сопровождающих авианосцев . После вторжения герцог Йоркский участвовал в операциях «Камера» и «Губернатор», которые представляли собой отвлекающие операции, призванные отвлечь внимание немцев от операции «Хаски» — вторжения на Сицилию . 4 октября «Герцог Йоркский» вместе со своим однотипным кораблем «Ансон» прикрывал силы союзных крейсеров и эсминцев , а также американский авианосец «Рейнджер» во время операции «Лидер» , которая совершила набег на немецкие корабли у берегов Норвегии. В результате атаки были потоплены четыре торговых судна и серьезно повреждены еще семь.

26 декабря 1943 года герцог Йоркский входил в состав оперативной группы, которая столкнулась с немецким линкором «Шарнхорст» у мыса Нордкап в Норвегии. В ходе боя последовавшего «Шарнхорст» дважды попал в «Герцог Йоркский» без особого эффекта, но сам был поражен несколькими 14-дюймовыми снарядами «Герцог Йоркский » , в результате чего одна из его башен замолчала и попала в котельную. После временного спасения от Герцога Йоркского , сильного огня Шарнхорст несколько раз был поражен торпедами, что позволило Герцогу Йоркскому снова открыть огонь, что способствовало возможному затоплению Шарнхорста после непрерывного боя, продолжавшегося десять с половиной часов. В 1945 году «Герцог Йоркский» был назначен флагманом Британского Тихоокеанского флота , но прибыл слишком поздно, чтобы принять участие в каких-либо действиях до капитуляции Японии . После войны «Дюк Йоркский» оставался активным, пока не был поставлен на прикол в ноябре 1951 года. В конце концов он был списан на слом в 1957 году.

Строительство

[ редактировать ]

После Первой мировой войны в 1922 году был составлен Вашингтонский военно-морской договор с целью остановить гонку вооружений, развивающуюся между Великобританией, Японией, Францией, Италией и Соединенными Штатами. Этот договор ограничивал количество кораблей, которые было разрешено построить каждой стране, и ограничивал водоизмещение крупных кораблей 35 000 длинных тонн (36 000 тонн). [4] Эти ограничения были расширены в 1930 году на основании Лондонского военно-морского договора , но к середине 1930-х годов Япония и Италия вышли из обоих этих договоров, и британцы были обеспокоены отсутствием современных линкоров в Королевском флоте. Поэтому Адмиралтейство Кинг приказало построить новый класс линкоров: « Георг V » . В соответствии с положениями Вашингтонского военно-морского договора и Лондонского договора, которые все еще действовали во время King George V проектирования , основное вооружение этого класса было ограничено 14-дюймовыми (356-мм) орудиями. Это были единственные линкоры, построенные в то время, которые придерживались договора, и хотя вскоре британцам стало очевидно, что другие стороны, подписавшие договор, игнорируют его требования, было слишком поздно менять конструкцию этого класса, прежде чем они были заложен в 1937 году. [5]

Герцог Йоркский был третьим кораблем класса « Король Георг V» и был заложен на John Brown & Company в верфи Клайдбанке 5 мая 1937 года. Титул герцога Йоркского в то время был отложен, поскольку он был удержан королем Георгом VI до его восшествия на престол в декабре 1936 года. Линкор был спущен на воду 28 февраля 1940 года, завершен 4 ноября 1941 года и присоединился к флоту метрополии в Скапа-Флоу . [6]

Описание

[ редактировать ]

Duke of York Водоизмещение составило 36 727 длинных тонн (37 316 т ) в построенном состоянии и 42 076 длинных тонн (42 751 т) при полной загрузке. Корабль имел общую длину 740 футов (225,6 м), ширину 103 фута (31,4 м) и осадку 29 футов (8,8 м). Ее расчетная метацентрическая высота составляла 6 футов 1 дюйм (1,85 м) при нормальной нагрузке и 8 футов 1 дюйм (2,46 м) при глубокой нагрузке. [7] [8] [9]

Он был оснащен Parsons с редуктором паровыми турбинами , приводившими в движение четыре гребных вала. Пар обеспечивался восемью трехбарабанными водотрубными котлами Адмиралтейства , которые обычно имели мощность 100 000 л.с. (75 000 кВт ), но могли выдавать 110 000 л.с. (82 000 кВт) при аварийной перегрузке. [Н 1] Это дало Duke of York максимальную скорость 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час). [5] [12] Корабль перевозил 3700 длинных тонн (3800 т) мазута, который позже был увеличен до 4030 длинных тонн (4100 т). [6] Он также перевез 183 длинных тонны (186 т) дизельного топлива, 256 длинных тонн (260 т) резервной питательной воды и 430 длинных тонн (440 т) пресной воды. [13] На полной скорости Duke of York имел дальность полета 3100 миль (5700 км; 3600 миль) при скорости 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час). [14]

Вооружение

[ редактировать ]

Герцог Йоркский установил 10 орудий BL 14 дюймов (356 мм) Mk VII , которые были установлены в одной сдвоенной башне Mark II в носовой части и в двух четырехместных башнях Mark III, одной в носовой и одной кормовой . Орудия могли подниматься на 40 градусов и опускаться на 3 градуса, при этом их учебная дуга варьировалась. Башня «А» могла поворачиваться на 286 градусов, а башни «B» и «Y» - на 270 градусов. В процессе подготовки и подъема использовались гидравлические приводы, достигающие скорости два и восемь градусов в секунду соответственно. Полный бортовой залп весил 15 950 фунтов (7230 кг), а залп можно было давать каждые 40 секунд. [15] Вспомогательное вооружение состояло из 16 QF 5,25 дюйма (133 мм) Mk I орудий двойного назначения , которые были установлены в восьми спаренных башнях. [16] Максимальная дальность стрельбы орудий Mk I составляла 24 070 ярдов (22 009,6 м) при угле возвышения 45 градусов, потолок зенитной артиллерии - 49 000 футов (14 935,2 м). Орудия могли подниматься до 70 градусов и опускаться до 5 градусов. [17] Обычная скорострельность составляла десять-двенадцать выстрелов в минуту, но на практике орудия могли стрелять только семь-восемь выстрелов в минуту . [16]

Вместе с основной и вспомогательной батареями « Дюк Йоркский» нес 48 2-фунтовых (40 мм (1,6 дюйма)) зенитных орудий QF Mk.VIII «помпоны» в шести восьмиместных установках с механическим приводом. Они были дополнены шестью 20-мм (0,8 дюйма) легкими зенитными орудиями Oerlikon в одиночных установках ручной работы. [18]

Операционная история

[ редактировать ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Виски, корабельный кот , не на дежурстве
Артисты CEMA и офицер Королевского флота на борту корабля «Герцог Йоркский» в Скапа-Флоу.

В середине декабря 1941 года герцог Йоркский отправил премьер-министра Уинстона Черчилля в поездку в Соединенные Штаты для переговоров с президентом Франклином Д. Рузвельтом . Она прибыла в Аннаполис , штат Мэриленд , 22 декабря 1941 года, совершила круиз на Бермудские острова в январе 1942 года и вылетела в Скапа-Флоу 17 января, а Черчилль вернулся домой по воздуху. [19] [20]

1 марта 1942 года он обеспечивал непосредственное сопровождение конвоя PQ 12 вместе с крейсером «Слава» линейным , крейсером «Кения» и шестью эсминцами. 6 марта эти силы были усилены одним из герцога Йоркского « однотипных кораблей Король Георг V» , авианосцем « Викториус» , тяжелым крейсером «Бервик» и шестью эсминцами в результате опасений адмирала Джона Тови , что « Немецкий линкор Тирпиц» может попытаться перехватить конвой. 6 марта немецкий линкор вышел в море и был замечен британской подводной лодкой около 19:40 ; Однако никакого контакта установлено не было, за исключением неудачной воздушной торпедной атаки самолета с «Викториуса» . [19]

Герцог Йоркский возглавляет Нельсона , Славу , Грозного и Аргонавта во время оккупации Французской Северной Африки.

Позже в том же месяце Конвой PQ 13 был сформирован , и Герцог Йоркский снова вошел в состав сил сопровождения. [21] В начале апреля «Герцог Йоркский» , «Король Георг V» и авианосец «Викториус» сформировали ядро ​​сил поддержки, патрулировавших между Исландией и Норвегией для прикрытия нескольких конвоев, направлявшихся в Советский Союз. [22] В конце апреля, когда король Георг V случайно протаранил и потопил эсминец «Пенджаби» в густом тумане, получив значительные повреждения носовой части, герцог Йоркский . на помощь ему был отправлен [23] Она продолжала участвовать в этих операциях до мая, когда к ней присоединился американский линкор « Вашингтон» . [24] В середине сентября герцог Йоркский сопровождал конвой QP 14 . [25]

В октябре 1942 года «Герцог Йоркский» был отправлен в Гибралтар в качестве нового флагмана Force H и поддержал высадку союзников в Северной Африке . в следующем месяце [26] За это время Герцог Йоркский несколько раз подвергался воздушным атакам итальянской авиации, но налеты были относительно небольшими по масштабу и были быстро отражены «зонтиком», предоставленным самолетами сопровождающих авианосцев Victorious , Formidable и Furious . После этого герцог Йоркский вернулся в Великобританию для ремонта. [27]

После завершения ремонта « Герцог Йоркский» возобновил свой статус флагмана с 14 мая 1943 года в ожидании отъезда короля Георга V и Хоу для операции «Хаски» — вторжения союзников на Сицилию . Операция «Гирбокс» в июне 1943 года включала в себя зачистку кораблей «Дюк Йоркский» и «Энсон» в компании с американскими линкорами « Алабама» и «Южная Дакота» для обеспечения дальнего прикрытия мелких операций на Шпицбергене и в Кольском заливе , а в следующем месяце — диверсионные операции, код- под названием «Камера» и «Губернатор Норвегии» были проведены с целью отвлечь внимание немцев от операции «Хаски» . [27] 4 октября «Герцог Йоркский» и «Ансон» прикрывали силы крейсеров и эсминцев союзников, а также американский авианосец USS Ranger в рамках операции «Лидер» , совершившие набег на немецкие корабли у берегов Норвегии. В результате атаки были затоплены четыре немецких торговых судна и повреждены еще семь, в результате чего многие из них были вынуждены стоять на мели. [28]

Действия против Шарнхорста

[ редактировать ]
Члены Йоркского артиллерийских расчетов герцога в Скапа-Флоу после битвы у Нордкапа

В 1943 году немецкий линкор «Шарнхорст» перешел в Норвегию, откуда он мог угрожать арктическим конвоям, идущим в Россию. Поскольку «Тирпиц» и два броненосных корабля также находились в норвежских фьордах, Королевскому флоту было необходимо обеспечить тяжелое сопровождение конвоев между Великобританией и Россией. Один из них был замечен немцами в начале декабря 1943 года, и разведка союзников пришла к выводу, что следующий конвой, Convoy JW 55B , будет атакован немецкими надводными кораблями. Двум надводным силам было поручено обеспечить дальнее прикрытие JW 55B, покинувшего озеро Лох-Эве 22 декабря. 25 декабря 1943 года о Шарнхорсте сообщили в море. Крейсеры отряда 1 «Белфаст» , «Норфолк» и «Шеффилд» с четырьмя эсминцами вошли в контакт вскоре после 09:00 26 декабря. Кратковременное столкновение произошло около 09:30, но «Шарнхорст» обогнал своих преследователей и снова обогнал их после короткой стычки около полудня. [29]

Тем временем отряд 2, включавший «Дюк оф Йорк» , крейсер «Ямайка» и четыре эсминца, приближался, и предполагалось, что ночные бои с «Шарнхорстом» начнутся около 17:15. Но «Шарнхорст» изменил курс, и контакт произошел в 16:32 на расстоянии 29 700 ярдов (27 200 м). Группа 2 маневрировала для ведения залпового огня. Белфаст с отрядом 1 в 16:47 выпустил звездные снаряды , чтобы осветить Шарнхорст . Это не удалось, поэтому Герцог Йоркский выпустил звездный снаряд из одного из своих 5,25-дюймовых (133-мм) орудий, застигнув Шарнхорст врасплох, когда его главная батарея была направлена ​​вперед и назад. К 16:50 Герцог Йоркский приблизился на расстояние 12 000 ярдов (11 000 м) и открыл огонь полным бортовым залпом из десяти орудий, сделав одно попадание. Несмотря на шквальный огонь, «Шарнхорст» оседлал герцога Йоркского несколько раз и дважды ударил его. Снаряд диаметром 28,3 см (11,1 дюйма) прошел через грот-мачту и ее левую опору , не взорвавшись. [30] но осколки от попадания разрушили кабель основного поискового радара. 15-сантиметровый (5,9 дюйма) снаряд также пробил левую стойку фок-мачты, не взорвавшись. [31] В 16:55 14-дюймовый (356-мм) снаряд заставил замолчать башни «Антон» и «Бруно», но «Шарнхорст» сохранил скорость, так что к 18:24 дальность увеличилась до 21 400 ярдов (19 600 м), когда герцог Йоркский прекратил огонь, израсходовав пятьдесят - два борта. [32] Один снаряд из последнего залпа попал и взорвался в «Шарнхорста » , замедлив корабль и позволив преследующим его эсминцам догнать его. первой котельной [33]

Затем эсминцы Force 2 атаковали торпедами, выпустив 28 торпед и забив три попадания. Это замедлило «Шарнхорст» , и в 19:01 «Дюк Йоркский» снова открыл огонь на дальности 10 400 ярдов (9 500 м). Он прекратил огонь в 19:30, чтобы позволить крейсерам приблизиться к Шарнхорсту . Десять 14-дюймовых снарядов попали в немецкий линкор, вызвав пожары и взрывы, заставив замолчать почти всю ПМК. К 19:16 все главные башни на борту «Шарнхорста» прекратили огонь, а скорость снизилась до 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). Герцог Йоркский прекратил огонь в 19:30. [31] На заключительном этапе боя эсминцы выпустили по нему в общей сложности 19 торпед, из-за чего «Шарнхорст» сильно накренился на левый борт, и в 19:45 он затонул после бегового боя, продолжавшегося десять с половиной часов с момента первого. взяв с собой более 1700 человек. [34] После ее затопления и отступления большинства других немецких тяжелых частей из Норвегии необходимость поддерживать мощные силы в британских водах уменьшилась. [19]

Последующие операции

[ редактировать ]
Военные корабли Третьего флота США и Британского Тихоокеанского флота в Токийском заливе , 28 августа 1945 года, готовятся к официальной капитуляции Японии. Герцог Йоркский находится прямо за военным кораблем « Миссури» на переднем плане. гора Фудзи . На заднем плане

29 марта 1944 года герцог Йоркский и основная часть Флота метрополии покинули Скапа-Флоу, чтобы обеспечить поддержку конвоя JW 58 . [35] Корабль действовал в Арктике и в качестве прикрытия авианосцев, проводивших по Гудвуда серию авиаударов Тирпицу в середине-конце августа. [36] В сентябре, когда она прошла капитальный ремонт и частичную модернизацию в Ливерпуле радиолокационное оборудование и дополнительные зенитные орудия , на нее добавили . Затем ей было приказано присоединиться к Британскому Тихоокеанскому флоту , и она отплыла вместе со своим однотипным кораблем «Энсон» 25 апреля 1945 года. Проблема с электрической схемой корабля задержала ее, пока она была на Мальте , и в результате она не достигла Сиднея. до 29 июля, когда для нее уже слишком поздно принимать какое-либо значимое участие в боевых действиях против японцев. [6]

Тем не менее, в начале августа «Дюк оф Йоркский» был приписан к оперативной группе 37 вместе с четырьмя авианосцами и ее однотипным кораблем « Кинг Георг V» . С 9 августа TF 37 и три американских авианосных оперативных группы провели серию воздушных налетов на Японию , которая продолжалась до 15 августа, когда капитуляция вступила в силу. [37] После завершения боевых действий «Герцог Йоркский» вместе со своим однотипным кораблем « Король Георг V » участвовал в церемонии капитуляции , проходившей в Токийском заливе . В следующем месяце герцог Йоркский отплыл в Гонконг, чтобы присоединиться к флоту, собравшемуся там, чтобы принять капитуляцию японского гарнизона. [6] Он был флагманом Британского Тихоокеанского флота, когда японцы капитулировали, и оставался им до июня 1946 года, когда вернулся в Плимут для капитального ремонта . [38]

Пост был

[ редактировать ]
HMS Duke of York Корабельный колокол

Герцог Йоркский был флагманом Флота Метрополии после окончания войны и оставался на действительной службе до апреля 1949 года. [38] Он был поставлен на прикол в ноябре 1951 года, а 18 мая 1957 года его сдали на слом. Она была разбита компанией Shipbreaking Industries, Ltd. в Фаслейне . [39] Корабельный колокол был спасен и передан школе герцога Йоркского (с тех пор переименованной в школу Ленана ) в Найроби, Кения .

За время своей карьеры «Герцог Йоркский» несколько раз переоборудовался, чтобы обновить оборудование. Ниже приведены даты и подробности проведенного ремонта. [40]

Даты Расположение Описание работы
апрель 1942 г. Росайт 8 одиночных 20-мм пушек Oerlikon . Добавлено [41]
Декабрь 1942 г. - март 1943 г. Росайт Добавлено 14 одиночных 20 мм. [42]
Начало 1944 года 2 одиночных 20 мм сняты; Добавлены 2 × твина 20 мм. [42]
Сентябрь 1944 г. - апрель 1945 г. Ливерпуль Добавлены 2 × 4-ствольные 40-мм помпы , добавлены 2 × 8-ствольные 2-фунтовые помпы, добавлены 6 × 4-ствольные 2-фунтовые помпы, добавлены 14 × спаренные 20-мм помпы, удалены 18 × одиночные 20-мм, Самолет объекты удалены. [41] Радар Тип 273 удален, радар Тип 281 заменен на радар Тип 281Б , радар Тип 284 заменен на 2 радара Тип 274 ; Добавлены 2 Типа 277 , 282 и 293 . радара [42]
1946 Добавлены 4 × 4-ствольные 2-фунтовые помпы, удалены 25 одиночных 20-мм помпонов. [42]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ King George V Характеристики паровой установки линкоров класса были пересмотрены на этапе строительства, и в постройке корабли фактически производили 110 000 л.с. (82 000 кВт) при 230 об / мин и были рассчитаны на перегрузочную мощность 125 000 л.с. (93 000 кВт). , что было превышено в эксплуатации. [10] [11]
  1. ^ Военно-морская история - HMS Duke of York (по состоянию на 13 августа 2014 г.)
  2. ^ Констам, стр. 22.
  3. ^ Шено, стр. 54–55.
  4. ^ Рэйвен и Робертс, с. 107
  5. ^ Jump up to: а б Констам, стр. 20.
  6. ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл, с. 15
  7. ^ Шено, с. 15
  8. ^ Гарцке, с. 249
  9. ^ Рэйвен и Робертс, с. 284
  10. ^ Рэйвен и Робертс, стр. 284, 304.
  11. ^ Гарцке, с. 191
  12. ^ Гарцке, с. 238
  13. ^ Гарцке, с. 253
  14. ^ Кэмпбелл, с. 6
  15. ^ Гарцке, с. 227
  16. ^ Jump up to: а б Гарцке, с. 229
  17. ^ Гарцке, с. 228
  18. ^ Рэйвен и Робертс, стр. 287, 290.
  19. ^ Jump up to: а б с Гарцке, с. 216
  20. ^ Берт, с. 418
  21. ^ Ровер, стр. 153.
  22. ^ Ровер, стр. 158.
  23. ^ Ровер, стр. 162.
  24. ^ Ровер, стр. 167.
  25. ^ Ровер, стр. 195.
  26. ^ Констам, стр. 43.
  27. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, с. 14
  28. ^ Ровер, стр. 280.
  29. ^ Гарцке, с. 218
  30. ^ Рэйвен и Робертс, с. 356
  31. ^ Jump up to: а б Гарцке, стр.220
  32. ^ Гарцке, стр.219.
  33. ^ «Операция «Остфронт» — Бой у Нордкапа (25–26 декабря 1943 г.)» . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 5 июля 2012 г.
  34. ^ Шено, стр. 14–15.
  35. ^ Ровер, стр. 314.
  36. ^ Ровер, стр. 350.
  37. ^ Ровер, стр. 426.
  38. ^ Jump up to: а б Гарцке, с. 221
  39. ^ Гарцке, с. 222
  40. ^ Кэмпбелл, с. 52
  41. ^ Jump up to: а б Констам, стр. 37.
  42. ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл, с. 55

Библиография

[ редактировать ]
  • Берт, Р.А. (1993). Британские линкоры, 1919–1939 гг . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN  1-85409-068-2 .
  • Бакстон, Ян и Джонстон, Ян (2021). Линкор Герцог Йоркский : Анатомия от строительства до разрушения . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-5267-7729-4 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1980). "Великобритания". В Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 2–85. ISBN  0-8317-0303-2 .
  • Шено, Роджер (2004). короля Георга Линкоры V. ШипКрафт. Том. 2. Лондон: Издательство Чатем. ISBN  1-86176-211-9 .
  • Гарцке, Уильям Х. младший и Дулин, Роберт О. младший (1980). Британские, советские, французские и голландские линкоры Второй мировой войны . Лондон: Джейн. ISBN  978-0-71060-078-3 .
  • Констам, Ангус (2009). Британские линкоры 1939–45 (2) «Нельсон» и «Кинг Георг V» классов . Новый Авангард. Том. 160. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN  978-1-84603-389-6 .
  • Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1976). Британские линкоры Второй мировой войны: развитие и техническая история линкоров и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-817-4 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .
  • Стивен, Мартин (1988). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-556-6 .
  • Таррант, В.Е. (1991). Линкоры типа «Кинг Георг V» . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  1-85409-026-7 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7824a9b1691fd0b05786bed450fcf714__1720045020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/14/7824a9b1691fd0b05786bed450fcf714.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Duke of York (17) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)