HMS Ямайка (44)
Ямайка на якоре, 18 сентября 1943 года.
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | Ямайка |
Тезка | Ямайка |
Заказал | Военно-морская программа 1938 года |
Строитель | Викерс-Армстронгс , Барроу-ин-Фернесс |
Заложен | 28 апреля 1939 г. |
Запущен | 16 ноября 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 29 июня 1942 г. |
Выведен из эксплуатации | 20 ноября 1957 г. |
пораженный | 1960 |
Идентификация | Номер вымпела : 44 |
Девиз |
|
Псевдоним(а) | «Боевой Джей», «Галопирующий призрак северокорейского побережья» |
Судьба | Продан на металлолом , 14 ноября 1960 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | «Фиджи» типа Легкий крейсер |
Смещение | 8631 длинная тонна (8770 т ) ( стандартная ) |
Длина | 555 футов 6 дюймов (169,3 м) |
Луч | 62 фута (18,9 м) |
Черновик | 19 футов 10 дюймов (6 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 4 паротурбинных агрегата с редуктором |
Скорость | 32,25 узла (59,73 км/ч; 37,11 миль в час) |
Диапазон | 6250 миль (11580 км; 7190 миль) при скорости 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час) |
Дополнить | 733 (мирное время), 900 (военное время) |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 2 × гидросамолета |
Авиационные объекты | 1 × катапульта , 2 × ангара |
HMS Jamaica , «Фиджи типа крейсер Королевского флота » , был назван в честь острова Ямайка , который был колонией Британской Короны , когда он был построен в конце 1930-х годов. Легкий крейсер почти всю свою военную карьеру провел в составе арктических конвоев , за исключением отправки на юг для высадки десанта в Северной Африке в ноябре 1942 года. Он участвовал в битве в Баренцевом море в 1942 году и битве у Нордкапа в 1943 году. Ямайка. сопровождал несколько авианосцев в 1944 году, когда они наносили авиаудары по немецкому линкору «Тирпиц» в северной Норвегии . В конце года он прошел обширный ремонт, чтобы подготовить его к службе в Британском Тихоокеанском флоте , но война закончилась еще до того, как он достиг Тихого океана.
Ямайка провела конец 1940-х годов на Дальнем Востоке , а также на станциях Северной Америки и Вест-Индии . Когда в 1950 году началась Корейская война , ей было приказано в сотрудничестве с ВМС США бомбардировать северокорейские войска, продвигавшиеся вдоль восточного побережья. Позже в том же году корабль также обеспечивал огневую поддержку во время высадки в Инчхоне . Ямайка была переоборудована в конце года и вернулась в Великобританию в начале 1951 года, где была помещена в резерв .
В 1954 году он был повторно принят на вооружение Средиземноморского флота . В 1955 году Ямайка использовалась для роли крейсера HMS Exeter в фильме «Битва у реки Плейт » вместе со своим военным партнером HMS Sheffield в роли HMS Ajax . В 1956 году корабль участвовал в операции «Мушкетер» — англо-французском вторжении в Египет с целью захвата контроля над Суэцким каналом . Ямайка была выплачена в 1958 году и продана на металлолом в 1960 году.
Описание
[ редактировать ]Корабли класса «Фиджи» имели общую длину 555 футов 6 дюймов (169,3 м), ширину 68 футов 5 дюймов (20,9 м). [ 1 ] и осадка 19 футов 10 дюймов (6 м). Ямайка водоизмещением 8631 длинную тонну (8770 т ) при стандартной загрузке . Корабли были оснащены четырьмя Parsons с редуктором паровыми турбинами , каждая из которых приводила в движение один вал, используя пар, вырабатываемый четырьмя трехбарабанными котлами Адмиралтейства . Турбины развивали в общей сложности 80 000 лошадиных сил на валу (60 000 кВт ) и обеспечивали максимальную скорость 32,25 узла (59,73 км / ч; 37,11 миль в час). Класс «Фиджи» перевозил максимум 1700 длинных тонн (1700 т) мазута , что давало им дальность полета 6520 морских миль (12080 км; 7500 миль) при скорости 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час). [ 2 ] Состав кораблей составлял 733 офицера и рядового в мирное время и 900 в военное. [ 1 ]
Вооружение кораблей типа «Фиджи» состояло из дюжины 6-дюймовых (152-мм) орудий Mk XXIII в четырех трехорудийных башнях , одной сверхстрелковой пары в носовой и кормовой части надстройки . Их вторичное вооружение состояло из восьми 4-дюймовых (102-мм) орудий двойного назначения Mk XVI в четырех спаренных башнях. ближнего боя Противовоздушную оборону обеспечивали две счетверенные 2-фунтовые (40-мм) зенитные артиллерийские установки и десять одиночных установок для Oerlikon 20-миллиметровых (0,8 дюйма) орудий . Они также несли две надводные тройные торпедные установки для 21-дюймовых (533-мм) торпед. [ 1 ] [ 3 ]
В классе «Фиджи» по всей ватерлинии отсутствовал броневой пояс . Борта их котельных и машинных отделений, а также погреба были защищены броней толщиной 3,25–3,5 дюйма (83–89 мм). Палуба над машинными отделениями и магазинами была усилена до толщины 2–3,5 дюйма (51–89 мм). Они несли авиационную катапульту и два Supermarine Sea Otter или Walrus гидросамолета . [ 4 ]
История
[ редактировать ]Ямайка была заложена 28 апреля 1939 года компанией «Виккерс-Армстронгс» в Барроу-ин-Фернесс , Англия, в рамках военно-морской программы 1938 года и названа в честь британской колонии Ямайка . Корабль был спущен на воду 16 ноября 1940 года и завершен 29 июня 1942 года. [ 1 ] После отработки корабль в сентябре обеспечивал дистанционное прикрытие конвоя PQ 18 . В начале ноября он был приписан к центральной оперативной группе операции «Факел» и был безуспешно атакован французской подводной лодкой Виши «Френель» . [ 5 ] Арктические конвои были приостановлены на PQ 18, но должны были возобновиться 15 декабря конвоем JW 51A . Ямайка и Шеффилд с несколькими эсминцами сопровождения сформировали Force R под командованием контр-адмирала Роберта Бернетта , и им было поручено прикрывать конвой от любых немецких надводных кораблей. Конвой не был замечен немцами и прибыл в Кольский залив 25 декабря без происшествий .
Битва за Баренцево море
[ редактировать ]Force R вышел из Кольского полуострова 27 декабря на встречу с конвоем JW 51B в Норвежском море , но сильный шторм отнес конвой на юг. Несколько его кораблей были разделены во время шторма, и они сбили с толку радары кораблей Force R относительно истинного местонахождения конвоя. Таким образом, отряд R находился в 30 милях (48 км) к северу от конвоя утром 31 декабря, когда тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» атаковал конвой. Адмирала Хиппера сначала сдерживали британские эсминцы HMS Onslow , HMS Obedient , HMS Obdurate и HMS Orwell . Первоначально отогнанный, адмирал Хиппер вернулся, но незадолго до полудня был атакован отрядом R и был поражен тремя 6-дюймовыми снарядами крейсеров. Два немецких эсминца, Z16 Friedrich Eckoldt и Z4 Richard Beitzen , ошибочно приняли Шеффилд за адмирала Хиппера и попытались выстроиться против него. «Шеффилд» потопил «Фридриха Экольдта» на расстоянии 2 миль (3,2 км), в то время как «Ямайка» безуспешно вступила в бой с Ричардом Бейтценом . Менее чем через час Force R заметил карманный линкор. Луцов и адмирал Хиппер открыли огонь. Ни одна из сторон не добилась ни одного попадания в темноте, прежде чем через несколько минут обе стороны отвернулись. Отряд R продолжал отслеживать немецкие корабли в течение нескольких часов, прежде чем они потеряли связь. Хотя эсминец HMS Achates и тральщик HMS Bramble были потоплены Кригсмарине , конвой дошел до Кольского залива в целости и сохранности. [ 6 ] Force R остался в море, чтобы защитить конвой RA 51 . возвращавшийся в Великобританию [ 7 ] пока его не сменили HMS Berwick и HMS Kent .
Ямайка вновь присоединилась к флоту метрополии в начале 1943 года и получила шесть спаренных 20-миллиметровых (0,8 дюйма) зенитных орудий с механическим приводом, а также четыре одиночных орудия некоторое время в течение года. [ 8 ] В ноябре она защищала конвои RA 53B , JW 54A , JW 54B и RA 54B , но не участвовала в бою. 15 декабря он был назначен в отряд 2, дальний эскорт конвоя JW 55A , в составе линкора HMS Duke of York и четырех эсминцев. Отрядом 2 командовал адмирал Брюс Фрейзер , главнокомандующий Флотом Метрополии, в Герцоге Йоркском . Впервые британские силы дальнего прикрытия сопровождали конвой до самого Кольского залива. Их переход прошел без происшествий, и 18 декабря Force 2 отправился на дозаправку в Исландию. Прежде чем он достиг пункта назначения, адмирал Фрейзер получил от «Ультра» информацию о том, что немецкий линкор «Шарнхорст», вероятно, будет атаковать конвой JW 55B , который уже находился в море. [ 9 ]
Битва при Нордкапе
[ редактировать ]Немецкая воздушная разведка заметила конвой 22 декабря, и «Шарнхорст » в сопровождении пяти эсминцев 4-й флотилии эсминцев 25 декабря вышел на его перехват. Итоговое сражение стало известно как битва при Нордкапе . [ 10 ] Немцы были замечены утром 26 декабря и были атакованы силами прикрытия, состоявшими из крейсеров HMS Belfast , HMS Sheffield , HMS Norfolk и четырех эсминцев. HMS Jamaica и HMS Duke of York Тем временем с юго-запада подошли , преграждая «Шарнхорсту » путь отхода. немецкий линкор повернул к своей базе в Альтафьорде Рано утром после двух коротких встреч с британскими крейсерами замечена Йоркского Герцога радаром Тип 273 . Она была на расстоянии 45 500 ярдов (41 600 м), и Герцог Йоркский через полчаса Ямайка произвела свой первый залп открыл огонь. Через минуту и попала в «Шарнхорст» третьим залпом . Он был вынужден прекратить огонь после 19 залпов, поскольку немецкий корабль был быстрее в сильном волнении, чем британские корабли, и открывал дальность действия, несмотря на тяжелые повреждения от британских снарядов. [ 11 ]
Снаряд последнего залпа «Дюка Йоркского» проник в «Шарнхорста » котельную номер один и эффективно разрушил ее. Это настолько снизило скорость немецкого корабля, что британские эсминцы смогли его догнать и нанести четыре торпедных попадания клешней. Это снова замедлило корабль, так что Ямайка и герцог Йоркский также догнали его и открыли огонь на расстоянии 10 400 ярдов (5,9 миль; 9,5 км). Они постоянно поражали немецкий корабль, но он не затонул после 20 минут стрельбы, поэтому Ямайке было приказано торпедировать его. Две торпеды из ее первого залпа из трех промахнулись, а третья дала осечку, поэтому крейсеру пришлось развернуться, чтобы произвести второй бортовой залп из трех, две из которых, похоже, попали. «Белфаст» и эсминцы также выпустили торпеды, прежде чем «Шарнхорст» наконец затонул. [ 11 ]
Дальнейшие конвои и налеты на « Тирпиц»
[ редактировать ]В феврале-марте 1944 года Ямайка входила в состав сил прикрытия конвоев JW 57 , JW 58 и RA 58 . [ 12 ] От последнего она была отделена для сопровождения авианосца HMS Victorious , нанесшего воздушный удар по немецкому линкору «Тирпиц» в рамках операции «Вольфрам» . В июле он входил в состав сил прикрытия авианосцев HMS Formidable , HMS Furious и HMS Indefatigable во время неудачной атаки на немецкий линкор «Тирпиц» стоявший в Каафьорде ( операция «Талисман» ). Ямайка сопровождала конвои JW 59 и RA 59 в августе – сентябре. [ 13 ] перед началом капитального ремонта в октябре, который длился до апреля 1945 года. Башня «X» (третья спереди) была снята, и ее легкий зенитный комплекс теперь состоял из пяти счетверенных и четырех одиночных 2-фунтовых установок, четырех одиночных установок. для 40-мм орудий Bofors , двух спаренных артиллерийских установок Oerlikon и шести одиночных Oerlikon, а ее радиолокационный комплекс был модернизирован. [ 14 ] 6 июня крейсер доставил короля Георга VI и королеву с визитом на Нормандские острова . [ 15 ] В сентябре «Ямайка» была передана в состав 5-й крейсерской эскадры Ост-Индского флота , а позже была переведена в 4-ю крейсерскую эскадру. В августе 1948 года корабль был переведен на станцию Северной Америки и Вест-Индии. [ 16 ]
Корейская война
[ редактировать ]Боевые действия между Северной и Южной Кореей вспыхнули 25 июня 1950 года, когда Ямайка направлялась в Японию . Ей и ее эскорту HMS Black Swan было приказано встретиться с американским легким крейсером USS Juneau у восточного побережья Кореи для бомбардировки наступающих северокорейских войск. [ 17 ] 2 июля северокорейский конвой с припасами возвращался из Чумунджина, когда его заметили корабли союзников. сопровождения Моторные торпедные катера и моторные катера повернулись в бой , но три миноносца и обе артиллерийские лодки были потоплены, не причинив кораблям союзников никакого ущерба. [ 18 ] Они возобновили бомбардировки береговых целей. Шесть дней спустя в Ямайку попал снаряд калибра 75 миллиметров (3 дюйма). [ 19 ] в результате чего шесть человек погибли и пятеро были ранены. [ 17 ] 15 августа корабль подверг бомбардировке захваченные портовые объекты в Кунсане . [ 20 ] В следующем месяце Ямайка участвовала в подготовительной бомбардировке острова Вольми-до перед основной высадкой 15 сентября. Во время самой высадки она поддерживала южный фланг наступления, а затем ей было поручено поддерживать 1-й полк морской пехоты . Через два дня после высадки Ямайка и американский тяжелый крейсер USS Rochester на рассвете были атакованы парой поршневых истребителей Яковлева. Одному самолету удалось обстрелять корабль, убив одного моряка, прежде чем он был сбит корабельными орудиями. [ 21 ]
Посткорейская война
[ редактировать ]Корабль был флагманом Резервного флота с мая 1953 по 1954 год, когда он был повторно принят на службу в состав Средиземноморского флота . Приписанный к 1-й крейсерской эскадре, он был переоборудован на верфи Чатема с июня 1955 года и снова присоединился к своей эскадрилье. С конца 1955 по начало 1956 года она играла роль HMS Exeter в фильме «Битва у реки Плейт» . Корабль участвовал в операции «Мушкетер» в ноябре 1956 года. Корабль возглавлял бомбардировочные силы, прикрывавшие высадку Королевской морской пехоты в Порт-Саиде . [ 22 ] но ей не разрешили стрелять из основных орудий, поскольку Кабинет министров запретил огневую поддержку с кораблей из орудий размером более 4,5 дюймов (114 мм). [ 23 ] Ямайка снова была переведена в резерв в сентябре 1958 года после посещения порта Киль . Продана на металлолом 14 ноября 1960 г. [ 24 ] и прибыл на верфь Арнотта Янга в Далмюре 20 декабря 1960 года, чтобы начать снос. [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Рэйвен и Робертс, с. 422
- ^ Уитли, стр. 120, 122.
- ^ Фридман, с. 224
- ^ Рэйвен и Робертс, стр. 201, 422.
- ^ Ровер, стр. 195, 209–210.
- ^ Стивен, стр. 182–194.
- ^ Ровер, стр. 221.
- ^ Уитли, стр. 124–125.
- ^ Стивен, стр. 198–199.
- ^ Ровер, стр. 292–293.
- ^ Jump up to: а б Стивен, стр. 205–216.
- ^ Ровер, стр. 307.
- ^ Ровер, стр. 350.
- ^ Фридман, с. 223
- ^ Смит, с. 269
- ^ Jump up to: а б Уитли, с. 125
- ^ Jump up to: а б Хагерти, Джон. «HMS Jamaica Корейская военная служба, 1950 г.» . Британия-Small Wars.com. Архивировано из оригинала 13 декабря 2010 года . Проверено 8 февраля 2011 г.
- ^ Поле, Глава 3, Часть 4
- ^ Поле, Глава 5, Часть 2
- ^ Поле, Глава 6, Часть 3
- ^ Поле, Глава 7, Часть 2.
- ^ Фергюссон, с. 391
- ^ Варбл, стр. 64–66.
- ^ Фридман, с. 419
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Д.К. и Мур, Джордж (2003). Восстановление Королевского флота: проектирование военных кораблей с 1945 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-705-0 .
- Фергюссон, Бернар (1961). Водяной лабиринт: история совместных операций . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
- Филд, Джеймс А. младший (1962). История военно-морских операций США: Корея (Электронное издание). Вашингтон, округ Колумбия: Военно-морской исторический центр.
- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- Мерфин, Дэвид (2010). «От АА до АА: Фиджийцы завершили круг». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2010г . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84486-110-1 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-922-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Смит, Питер К. (2004). Лидер эсминца: История HMS Faulknor 1935–46 . Барнсли, Великобритания: Pen & Sword Maritime. ISBN 1-84415-121-2 .
- Стивен, Мартин (1988). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-556-6 .
- Варбл, Дерек (2003). Суэцкий кризис 1956 года . Ботли, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 1-84176-418-3 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .