Конвой JW 51A
Convoy JW 51A — арктический конвой, отправленный из Великобритании западными союзниками для помощи Советскому Союзу во время Второй мировой войны . Он отплыл в декабре 1942 года и в конце месяца достиг советских северных портов.
JW 51A не был обнаружен или атакован немецкими войсками и прибыл без потерь.
Фон
[ редактировать ]JW 51A был первым из серии конвоев JW/RA, заменив предыдущую серию PQ/QP, производство которой было приостановлено летом и осенью 1942 года. Серия JW была организована для отплытия из Лох-Эве , Шотландия , а не из Исландии , как раньше, и шла со значительным эскортом эсминцев для защиты от надводных атак, что доказало свою эффективность с PQ 18 . JW 51A был первым исходящим арктическим конвоем зимнего сезона 1942–43 годов и начал практику использования небольших конвоев два раза в месяц в зимние месяцы, чтобы уменьшить проблемы с управлением большими группами кораблей во мраке полярной ночи .
Силы
[ редактировать ]JW 51A состоял из 16 торговых судов, отошедших из озера Лох-Эве 15 декабря 1942 года. [ 1 ] Непосредственное сопровождение обеспечивали тральщик « Чайка» , два корвета и два вооруженных траулера. Их поддерживали шесть эсминцев Флота Метрополии во главе с Фолкнором . Первоначально конвой также сопровождала местная группа сопровождения из Великобритании.
Силы прикрытия крейсеров в составе «Ямайки» и «Шеффилда» и трёх эсминцев также следовали за конвоем, чтобы защититься от атак надводных частей.
Дистанционное прикрытие обеспечивалось силами тяжелого прикрытия в составе линкора «Кинг Георг V» , крейсера «Бервик» и трёх эсминцев сопровождения.
JW 51A противостоял отряду из трёх подводных лодок на линии патрулирования в Норвежском море и самолётам Luftflotte V, базировавшимся в Норвегии . [ 2 ] надводные силы в составе тяжелых крейсеров «Хиппер» , «Лютцов» Также имелись и шести эсминцев, дислоцированных в Альтенфьорде .
Путешествие
[ редактировать ]JW 51A покинул озеро Лох-Эве 15 декабря 1942 года в сопровождении местного эскорта из трех эсминцев и непосредственного эскорта. Три дня спустя, 18 декабря, к нему присоединился океанский эскорт, а местный эскорт ушёл. В то же время крейсерский отряд и отряд дальнего прикрытия из Скапа-Флоу также вышли в море и заняли базу в Норвежском море .
Конвой не был замечен ни немецкими самолетами-разведчиками, ни какой-либо из патрулирующих подводных лодок и без происшествий пересек Норвежское и Баренцево моря .
25 декабря JW 51A благополучно прибыл в Кольский залив .
Заключение
[ редактировать ]JW 51A стал успешным началом серии конвоев JW и зимнего сезона конвоев 1942–43 годов, когда благополучно прибыли 16 торговых судов и военная техника, которую они перевозили.
Задействованные корабли
[ редактировать ]Союзные корабли
[ редактировать ]
|
|
Близкий эскорт |
Океанский эскорт
|
Крейсерское прикрытие |
Отдаленное прикрытие
|
Корабли Оси
[ редактировать ]
Подводные силы
|
Поверхностная сила
|
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война: Преследуемые 1942–1945 гг . ISBN 0-304-35261-6 .
- Пол Кемп: Конвой! Драма в арктических водах (1993) ISBN 1-85409-130-1
- Кемп, Пол (1997). Уничтоженные подводные лодки, потери немецких подводных лодок в мировых войнах . Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-515-3 .
- Нистле, Аксель (1998). Потери немецких подводных лодок во время Второй мировой войны . Гринхилл. ISBN 1-85367-352-8 .
- Боб Рюгг, Арнольд Хейг: Конвои в Россию (1992) ISBN 0-905617-66-5
- Бернард Шофилд: (1964) Русские конвои BT Batsford ISBN (нет)
- JW 51A в Convoyweb