Jump to content

Конвой PQ 8

Координаты : 69 ° 21' с.ш. 35 ° 34' в.д.  /  69,350 ° с.ш. 35,567 ° в.д.  / 69,350; 35 567

Конвой PQ 8
Часть арктических конвоев Второй мировой войны

Норвежское и Баренцево моря, место стоянки арктических конвоев.
Дата 8–17 января 1942 г.
Расположение
Результат Британская победа
Воюющие стороны
Королевский флот
Торговый флот
Нацистская Германия ВВС
Военно-морской
Командиры и лидеры
Сопровождение: Л.С. Сондерс
Конвой: RW Брандл
Ханс-Юрген Штумпфф
Герман Бём
Жертвы и потери
1 эсминец потоплен
1 торговое судно повреждено

Convoy PQ 8 (8–17 января 1942 г.) — арктический конвой западных союзников для помощи Советскому Союзу во время Второй мировой войны . Конвой покинул Исландию 8 января 1942 года. 12 января конвою пришлось повернуть на юг, чтобы избежать льда; Погода была тихая, видимость исключительная, около полудня наступили короткие сумерки. и прибыл в Мурманск девять дней спустя.

Проигнорировав предыдущие конвои, немцы начали усиливать свои силы в Норвегии и собрали первую волчью стаю подводных лодок в Арктике против PQ 8. 17 января U-454 волчьей стаи « Улан» повредила торговое судно SS Harmatris и потопила эсминец. HMS Matabele с потерей всего экипажа, кроме двух, когда конвой почти достиг Мурманска. Остальная часть конвоя в тот же день достигла Мурманска; «Харматрис» 20 января был отбуксирован в гавань.

Харматрис застрял в России из-за зимней погоды, нехватки рабочей силы для ремонта повреждений торпед, частых воздушных атак Люфтваффе на Мурманск и прекращения конвоев после катастрофы Convoy PQ 17 . Харматрис отплыл в Архангельск 21 июля. Только конвой QP 14 (13–26 сентября 1942 г.) Харматрис смог совершить обратный путь.

Ленд-лиз

[ редактировать ]
Российская карта, показывающая маршруты арктических конвоев из Великобритании и Исландии, мимо Норвегии в Баренцево море и северные российские порты.

После того, как 22 июня 1941 года началась операция «Барбаросса» , вторжение Германии в СССР , Великобритания и СССР подписали в июле соглашение, согласно которому они «окажут друг другу помощь и поддержку всех видов в нынешней войне против гитлеровской Германии». [ 1 ] До сентября 1941 года британцы отправили 450 самолетов, 22 000 длинных тонн (22 000 т) каучука, 3 000 000 пар обуви и запасы олова, алюминия, джута, свинца и шерсти. В сентябре представители Великобритании и США отправились в Москву, чтобы изучить советские требования и их способность их удовлетворить. В октябре 1941 года представители трех стран составили протокол на срок до июня 1942 года и согласовали новые протоколы, которые будут действовать с 1 июля по 30 июня каждого последующего года до окончания ленд-лиза. В протоколе перечислялись поставки, ежемесячные темпы поставок и итоговые суммы за период. [ 2 ]

В первом протоколе указывалось, какие припасы необходимо отправить, но не были указаны корабли для их перевозки. У СССР не хватало кораблей и эскорта, а англичане и американцы, взявшие на себя обязательство «помочь с доставкой», за неимением альтернативы взялись доставлять припасы. Главной потребностью СССР в 1941 году была военная техника для возмещения потерь, поскольку на момент переговоров два крупных авиационных завода переносились на восток из Ленинграда и еще два - с Украины. Для возобновления производства потребуется не менее восьми месяцев, пока выпуск самолетов не упадет с 80 до 30 самолетов в день. Великобритания и США обязались отправлять 400 самолетов в месяц в соотношении три бомбардировщика на один истребитель (позже это было отменено), 500 танков в месяц и 300 артиллерийских авианосцев «Брен» . Англо-американцы также обязались отправить 42 000 длинных тонн (43 000 т) алюминия и 3 862 станка, а также различное сырье, продовольствие и медикаменты. [ 2 ]

Британская великая стратегия

[ редактировать ]
Кодирующая машина «Энигма»

Растущая мощь немецкой авиации в Норвегии и растущие потери конвоев и их эскорта привели к тому, что контр-адмирал Стюарт Бонем Картер , командующий 18-й крейсерской эскадрой , адмирал сэр Джон Тови , главнокомандующий Флотом Метрополии , и адмирал сэр Дадли Паунд , первый морской лорд , профессиональный глава Королевского флота , единогласно выступает за приостановку арктических конвоев в летние месяцы. [ 3 ]

Блетчли Парк

[ редактировать ]

В Британской правительственной школе кодирования и шифрования (GC&CS), базирующейся в Блетчли-Парке, располагалась небольшая группа взломщиков кодов и аналитиков дорожного движения . немецкой машины «Энигма» Home Waters ( Heimish К июню 1941 года можно было быстро прочитать настройки ), используемой надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины «Энигма», использовавшиеся на подводных лодках в Атлантике и Средиземноморье, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали использовать более старые машины «Хеймиш» ( «Гидра» с 1942 года, «Дельфин» — британские). К середине 1941 года британские Y-станции смогли принимать и читать Люфтваффе передачи W/T и заранее предупреждать об операциях Люфтваффе . В 1941 году на военные корабли были погружены военно-морские сотрудники «Гедэш» с приемниками для подслушивания Люфтваффе . радиопередач [ 4 ]

Служба Б

[ редактировать ]

Конкурирующий немецкий Beobachtungsdienst ( B-Dienst , Служба наблюдения) Кригсмарине Marinenachrichtendienst ( MND , Служба военно-морской разведки) к 1939 году взломал несколько кодов и шифров Адмиралтейства, которые использовались, чтобы помочь кораблям Кригсмарине ускользнуть от британских сил и предоставить возможности для внезапных атак. С июня по август 1940 года шесть британских подводных лодок были потоплены в Скаггераке с использованием информации, полученной из британских радиосигналов. В 1941 году B-Dienst прочитал сигналы главнокомандующего западными подходами, информирующие конвои о районах, патрулируемых подводными лодками, что позволило подводным лодкам переместиться в «безопасные» зоны. [ 5 ] B-Dienst взломал военно-морской шифр № 3 в феврале 1942 года и к марту считывал до 80 процентов трафика, что продолжалось до 15 декабря 1943 года. По совпадению, британцы потеряли доступ к шифру Shark и не имели никакой информации для отправки. в Cypher No 3, что может поставить под угрозу Ultra. [ 6 ] В начале сентября финская радиоразведка расшифровала сообщение советских ВВС, в котором был раскрыт маршрут конвоя, и оно было передано немцам. [ 7 ]

Северный Ледовитый океан

[ редактировать ]
Схема Северного Ледовитого океана

Между Гренландией и Норвегией находятся одни из самых бурных вод мирового океана: 890 миль (1440 км) воды под штормами, полными снега, мокрого снега и града. [ 8 ] Холодные арктические воды встретили Гольфстрим , теплые воды Мексиканского залива , которые стали Североатлантическим дрейфом . Достигнув юго-запада Англии, дрейф движется между Шотландией и Исландией; к северу от Норвегии дрейф разделяется. Один поток течет к северу от острова Медвежий к Шпицбергену , а южный поток следует вдоль побережья Мурманска в Баренцево море. Смешение холодной арктической воды и более теплой воды с более высокой соленостью создает густые слои тумана, в которых могут прятаться конвои, но вода резко снижает эффективность ASDIC, поскольку подводные лодки перемещаются в водах разной температуры и плотности. [ 8 ]

Зимой полярный лед может образовываться на юге в 50 милях (80 км) от мыса Нордкап, а летом он может отступить до Шпицбергена. В этом районе вечная темнота зимой и постоянный дневной свет летом, что делает воздушную разведку практически невозможной. [ 8 ] В районе мыса Нордкап и в Баренцевом море температура моря редко поднимается примерно на 4° С, и человек, находящийся в воде, умрет, если его не спасут немедленно. [ 8 ] Холодная вода и воздух приводят к замерзанию брызг на надстройке корабля, которые необходимо быстро удалять, чтобы корабль не стал тяжелым. Условия на подводных лодках были, пожалуй, еще хуже: лодкам приходилось погружаться в более теплую воду, чтобы очистить надстройку ото льда. Вахтенные члены экипажа подверглись воздействию стихии, масло потеряло вязкость, орехи замерзли и скололись. Нагреватели корпуса были слишком требовательны к току и не могли работать непрерывно. [ 9 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Военно-морской

[ редактировать ]

Немецкими военно-морскими силами в Норвегии командовал Герман Бём , командующий адмирал Норвеген . Две подводные лодки базировались в Норвегии в июле 1941 года, четыре — в сентябре, пять — в декабре и четыре — в январе 1942 года. [ 10 ] К середине февраля в регионе ожидалось присутствие двадцати подводных лодок: шесть базировались в Норвегии, две — в Нарвике или Тромсё , две — в Тронхейме и две — в Бергене. Гитлер подумывал о создании единого командования, но отказался от этого. Немецкий линкор «Тирпиц» прибыл в Тронхейм 16 января, став первым кораблем общего переброски надводных кораблей в Норвегию. Британским конвоям, направлявшимся в Россию, уделялось мало внимания, поскольку каждый из них насчитывал в среднем всего восемь кораблей, а долгие арктические зимние ночи сводили на нет даже ограниченные Люфтваффе . усилия [ 11 ]

Воздушный флот 5

[ редактировать ]
Фокке-Вульф Fw 200 Kondor из KG 40

В середине 1941 года Luft Flotte 5 (Воздушный флот 5) был реорганизован для операции «Барбаросса», штаб-квартира Luftgau Норвегии (Воздушный регион Норвегии) ​​находилась в Осло . Флигерфюрер Ставангер (командующий авиацией Ставангер ) в центре и на севере Норвегии, Ягдфлигерфюрер Норвегия (лидер истребительной авиации Норвегии) ​​командовал истребительной авиацией, а флигерфюрер Керкенес ( оберст [полковник] Андреас Нильсен) на крайнем севере имел аэродромы в Киркенесе и Банаке . Воздушный флот имел 180 самолетов, шестьдесят из которых были зарезервированы для действий на Карельском фронте против Красной Армии . Расстояние от Банака до Архангельска составляло 560 миль (900 км), а у флигерфюрера Керкенеса было всего десять бомбардировщиков Junkers Ju 88 из Kampfgeschwader 30 , тридцать Junkers Ju 87 Stuka пикирующих бомбардировщиков , десять истребителей Messerschmitt Bf 109 из Jagdgeschwader 77 , пять Messerschmitt Bf 110. тяжелых истребителей 76-й эскадрильи эсминцев , десять самолетов-разведчиков и зенитный дивизион. [ 12 ]

Шестидесяти самолетов было далеко недостаточно в таком климате и местности, где «нет благоприятного сезона для боевых действий». Акцент в воздушных операциях изменился с армейской поддержки на операции по борьбе с судами, поскольку арктические конвои союзников стали более частыми. [ 12 ] Хуберт Шмундт , адмирал Нордмеер, мрачно отметил 22 декабря 1941 года, что количество самолетов дальней разведки было недостаточным и с 1 по 15 декабря было возможно только два боевых вылета Ju 88. После рейдов на Лофотенские острова Шмундт хотел, чтобы Luftflotte 5 перебросила самолеты в северную Норвегию, но ее командир генерал-полковник Ханс-Юрген Штумпфф не хотел истощать оборону западной Норвегии. Несмотря на это, некоторые авиационные части были переброшены, катапультный корабль ( Katapultschiff ) MS Schwabenland был отправлен в северную Норвегию, а Heinkel He 115 гидропланы-торпедоносцы из Küstenfliegergruppe 1./406 были переведены в Солу . К концу 1941 года III Gruppe KG 30 была переброшена в Норвегию, а в новом году еще один Staffel Focke-Wulf Fw 200 Kondors из Kampfgeschwader 40 прибыл Luftflotte 5 (KG 40). Ожидалось, что также получит группу из трех Staffeln of Heinkel He 111 . торпедоносцев [ 13 ]

Спасение воздух-море

[ редактировать ]
Пример поисково-спасательного самолета Heinkel He 59 (1940 г.)

( Морская спасательная служба Люфтваффе Seenotdienst ) вместе с Кригсмарине , Норвежским обществом морских спасателей (RS) и кораблями, находившимися в пути, спасала экипажи самолетов и моряков, потерпевших кораблекрушение. В состав службы входили Seenotbereich VIII в Ставангере, охватывающий Берген и Тронхейм, а также Seenotbereich IX в Киркенесе для Тромсё, Биллефьорда и Киркенеса. Сотрудничество было так же важно в спасательных операциях, как и в операциях по борьбе с судоходством, если нужно было спасти людей до того, как они погибнут от климата и суровых погодных условий. В состав морской спасательной авиации входили гидросамолеты Heinkel He 59 , Dornier Do 18 и Dornier Do 24 . гидросамолеты [ 14 ] Oberkommando der Luftwaffe (OKL, высшее командование Люфтваффе) не смогло увеличить количество поисково-спасательных самолетов в Норвегии из-за общей нехватки самолетов и экипажей, несмотря на то, что Штумпфф указывал, что для спуска в таких холодных водах требуется чрезвычайно быстрое восстановление и что его экипажам «нужно дать шанс на спасение», иначе боевой дух не удастся сохранить. [ 14 ]

Арктические конвои

[ редактировать ]

Конвой определялся как минимум одно торговое судно, идущее под защитой хотя бы одного военного корабля. [ 15 ] Сначала британцы намеревались отправлять конвои в Россию по сорокадневному циклу (количество дней между отправлениями конвоев) зимой 1941–1942 годов, но этот цикл был сокращен до десятидневного цикла. Путь военных кораблей в Мурманск туда и обратно длился три недели, и каждому конвою требовался крейсер и два эсминца, что серьезно истощало флот метрополии. Конвои покинули порт и встретились с эскортом в море. Крейсер обеспечивал дальнее прикрытие с позиции западнее острова Медвежий. Воздушная поддержка была ограничена 330-й и й эскадрильями 269 - берегового командования Королевских ВВС из Исландии с некоторой помощью противолодочных патрулей из Саллома Во на Шетландских островах , вдоль побережья Норвегии. Противолодочные траулеры сопровождали конвои на первом участке пути. Траулеры, построенные для арктических условий, представляли собой угольные суда с достаточной выносливостью. Командовали траулерами их экипажи мирного времени и капитаны в звании шкипера военно Королевского -морского резерва (РНР), привыкшие к арктическим условиям, дополненные противолодочными специалистами Королевский военно-морской добровольческий резерв (RNVR). [ 16 ] Британские тральщики, базировавшиеся в Архангельске, встретили конвои и присоединились к эскорту на оставшуюся часть пути. [ 17 ]

К концу 1941 года система конвоев, использовавшаяся в Атлантике, была установлена ​​на арктическом маршруте; Командир конвоя позаботился о том, чтобы капитаны кораблей и офицеры связи присутствовали на брифинге, чтобы договориться об управлении конвоем, который шел строем длинных рядов коротких колонн. Коммодор обычно был отставным военно-морским офицером или офицером Королевского военно-морского резерва и находился на борту одного из торговых кораблей (обозначаемого белым кулоном с синим крестом). Коммодору помогала группа связистов ВМФ из четырех человек, которые использовали лампы, семафорные флажки и телескопы для передачи кодированных сигналов. Кодовые книги перевозились в утяжеленной сумке, которую нужно было выбросить за борт, чтобы предотвратить захват. В больших конвоях коммодору помогали вице-коммодоры и тыловые коммодоры, с помощью которых он управлял скоростью, курсом и зигзагообразным движением торговых судов и поддерживал связь с командиром эскорта. [ 18 ]

В октябре 1941 года премьер-министр Уинстон Черчилль взял на себя обязательство каждые десять дней отправлять в арктические порты СССР конвой и доставлять по 1200 танков с июля 1942 по январь 1943 года в месяц, а затем по 2000 танков и еще 3600 самолетов. сверх уже обещанных. [ 1 ] [ а ] Первый конвой должен был прибыть в Мурманск примерно 12 октября, а следующий должен был покинуть Исландию 22 октября. Разношерстные британские, союзные и нейтральные суда, загруженные военными запасами и сырьем для советских военных действий, будут собраны в Хвалфьордуре (Хвалфьорд) в Исландии , удобном для кораблей с обеих сторон Атлантики. [ 20 ]

К концу 1941 года было поставлено 187 танков «Матильда II» и 249 танков «Валентайн» , что составляло 25 процентов среднетяжелых танков Красной Армии и от 30 до 40 процентов среднетяжелых танков, оборонявших Москву. В декабре 1941 года 16 процентов истребителей, защищавших Москву, составляли «Хоукер Харрикейны» и «Кертисс Томагауки» из Великобритании; находилось 96 истребителей «Харрикейн» К 1 января 1942 года в составе ВВС СССР ( «Военно-воздушные силы» , ВВС). Британцы поставляли радиолокационные аппараты, станки, ASDIC и другие товары. [ 21 ] В летние месяцы конвои проходили на север до 75 северной широты, затем на юг, в Баренцево море и в порты Мурманск в Кольском заливе и Архангельск в Белом море . Зимой из-за расширения полярных льдов на юг маршрут конвоя пролегал ближе к Норвегии. [ 22 ] Путешествие длилось от 1400 до 2000 морских миль (от 2600 до 3700 км; от 1600 до 2300 миль) в одну сторону, а путешествие туда и обратно занимало не менее трех недель. [ 23 ]

Конвой PQ 8

[ редактировать ]
Тральщик Halcyon класса HMS Harrier , фотография 1942 года.

PQ 8 состоял из восьми торговых судов; британские « Старый танкеры British Pride и British Workman , а также британские торговые суда «Дартфорд» , «Саутгейт» и «Харматрис» (корабль коммодора конвоя Р.В. Брандла), советский большевик» , «Ларранга» , первый американский корабль, совершивший арктический рейс, и «Эль-Альмиранте», американский корабль реестра панамского . Конвой отплыл из озера Лох-Эве в Вестер-Россе , Шотландия, с якорной стоянки, достаточно большой, чтобы вместить сорок кораблей. [ 24 ] 28 декабря 1941 года конвой направился в Хвалфьордур (Хвалфьорд) в Исландии. [ 25 ] Конвои имели стандартное построение из коротких колонн, номер 1 слева по ходу движения. [ 26 ] [ б ]

Корабли в колонне шли с интервалом 400 ярдов (370 м) до 1943 года, когда интервал был увеличен до 600 ярдов (550 м), а затем до 800 ярдов (730 м), чтобы удовлетворить потребности неопытных капитанов, не желающих держаться так близко. [ 28 ] PQ 8 имел непосредственный эскорт из двух тральщиков, HMS Harrier (лейтенант-коммандер Э.П. Хинтон) и Speedwell (лейтенант-коммандер Джей Джей Янгс), и прибыл в Хвальфьорд 1 января 1942 года в 20:20, Брандл был повторно назначен командиром конвоя для путешествие в Россию. [ 29 ] [ 30 ] 11 января конвой встретился с океанским эскортом в составе эсминцев HMS Matabele и Somali и крейсера HMS Trinidad (капитан Л.С. Сондерс). [ 31 ]

Путешествие

[ редактировать ]

8–16 января

[ редактировать ]

PQ 8 отплыл из Хвалфьордура 8 января 1942 года, и в ночь с 10 на 11 января в хорошую погоду к нему присоединился океанский эскорт, который вышел из Скапа-Флоу и дозаправился в Зайдисфьорде 9 января. 12 января колонна достигла 73 ° 45'N 00 ° 00'E  /  73,750 ° N 0,000 ° E  / 73,750; 0,000 , и ему пришлось повернуть на юг, чтобы избежать льда; Погода оставалась спокойной, видимость была исключительной, около полудня наступили короткие сумерки. Тринидад несколько раз отходил от конвоя на тренировки. [ 29 ] Кригсмарине U создала в Улане свою первую арктическую волчью стаю — патрульную линию, состоящую из подводных лодок U-134 (Рудольф Шендель), U-454 (Буркхард Хакландер) и -584 (Йоахим Дике), базировавшихся в Киркенесе для поиска конвой. [ 32 ]

17 января

[ редактировать ]
Карта Исландии

В непрерывной темноте полярной ночи немецкие самолеты-разведчики и подводные лодки не смогли обнаружить PQ 8. 17 января конвой направлялся на юг со скоростью 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час), впереди стоял Харриер , Триинидад у побережья. правый борт Харматриса во главе третьей колонны (позиция 31) и эсминцев на расстоянии 1 мили (1,9 км; 1,2 мили) на каждом фланге, Спидвелл следовал за ним. Соединение с мурманскими тральщиками было затруднено из-за тумана; HMS Britomart и Salamander застряли в Кольском заливе, но Sharpshooter отплыл, а через некоторое время за ним последовал Hazard . [ 29 ]

Российский траулер РТ-68 «Енисей» , около 6:00 капитанлейтенант был атакован U-454 ( (557 брт), идущий самостоятельно Буркхард Хаклендер) с двумя торпедами, которые промахнулись, но в 6:32 третья торпеда потопила лодку; двое мужчин погибли, 34 выжили, их спасательная шлюпка достигла берега. [ 33 ] В 19:45 U-454 обнаружила PQ 8 и выпустила торпеду по торговому кораблю «Харматрис» , который взорвался в трюме №1 по правому борту. Брандл находился на мостике, и первый помощник Джордж Мастерман немедленно приказал остановить корабль, чтобы его движение вперед не привело к затоплению корабля. Экипажу было приказано занять лодочные станции; к счастью, боеголовки торпед в трюме № 1 провалились через дыру в корпусе, не взорвавшись. С Тринидада это выглядело так, как будто Харматрис подорвался на мине, но Матабеле сообщил, что слышал звук торпеды в своих гидрофонах. [ 34 ]

Фотография Heinkel He 111.

Эсминцы провели неудачную противолодочную операцию, и Спидвелл отступил и встал рядом с кораблем. Когда остальная часть конвоя проплыла мимо, вице-коммодор Ларранги взял на себя управление конвоем. Час спустя корабль встряхнуло, и Брандл подумал, что это взрыв мины, но U-454 совершила маневр и поразила Харматрис с левого борта торпедой, которая не взорвалась. Спидвелл подошел и снял команду. Ночью, когда «Харматрис» расположился на носу корабля, а его гребной винт поднялся из моря, Брандл подумал, что «Харматрис» можно отбуксировать, и, убедив лейтенанта-коммандера Янга, капитана «Спидвелла» , попытаться буксировать, попросил добровольцев; весь экипаж предложил вернуться на борт корабля и был немедленно переведен. В конце концов трос был передан Харматрису , но буксирные тралы вскоре сломались. Было обнаружено, что якорь правого борта был смещен торпедой и волочился по морскому дну на глубине 90 саженей (540 футов; 160 м). [ 35 ] В 22:00 Тринидад отправил Матабеле обратно в Харматрис, поскольку Снайпер прибыл из Колы в 21:45. [ 34 ]

HMS Matabele , потоплен 17 января 1941 года.

U-454 шла впереди кораблей, увидела танкер British Pride, освещенный маяком на мысе Териберский, и произвела залп торпед. Торпеды не попали в танкер, но одна попала в Матабеле , который взорвался. Только двое мужчин, рядовые моряки Уильям Буррас и Эрнест Хиггинс, выжили, экипаж погиб в результате взрыва торпеды, детонации ее глубинных бомб или переохлаждения в воде. [ 36 ] [ с ] Конвой рассеялся, эскорт бродил вокруг него, пока семь неповрежденных кораблей не вернулись в линию впереди и не возобновили курс. Сомали совершил широкий обход в 10 морских милях (19 км; 12 миль) вокруг правого борта конвоя и произвел глубинные бомбы в нескольких контактах Асдика. U-454 опустилась почти на морское дно, и глубинные бомбы Сомали . над ней безрезультатно взорвались [ 36 ]

18–19 января

[ редактировать ]

На Харматрисе брашпиль был поврежден при взрыве и заклинил, якорный трос пришлось перерезать вручную. Янгс на Спидвелле предложил команде «Харматриса» вернуться, и команда провела ночь на «Спидвелле» , вернувшись в 6:00 утра. Экипаж обнаружил, что паровые трубы замерзли; пар оставили включенным, котлы опорожнили, а работы по разделению якорного троса пришлось возобновить вручную. В конце концов кабель разошелся, и кабели были переданы Харматрису . В 8:00 Спидвелл начал буксировку. Снайпер и Опасный из восточного местного эскорта присоединились к двум кораблям, и около полудня, примерно в 8 морских милях (15 км; 9,2 мили) от мыса Териберского, когда небо посветлело, бомбардировщик He 111 атаковал корабли. Luftflotte . 5 была усилена и теперь имела 230 самолетов, базировавшихся на аэродромах в северной Норвегии и в Петсамо в Финляндии [ 37 ]

«Хейнкель» обстрелял Харматрис на малой высоте, но был подбит и отброшен, оставляя за собой дым, зенитным огнем тральщиков и восьми торгового судна с защитным оснащением находившихся на борту артиллеристов (DEMS). Брандл попытался запустить ракеты «Парашют» и «Кабель», но они замерзли. Примерно через час атаковал Юнкерс Ju 88, оседлал корабль бомбами, которые не причинили ущерба, и отвернулся, также оставляя за собой дым, оставив пулевые отверстия в надстройке. (В Мурманске Янгс сказал, что «Хейнкель» потерпел крушение и что русские приписали победу двум кораблям.) В 14:30 лопнул паровой трубопровод на Спидвелле , серьезно ранив трех человек, и Янгс вызвал советский буксир, который прибыл быстро, взяв на себя буксир, пока Спидвелл мчался в порт, чтобы доставить раненых в больницу. Еще два буксира прибыли в 17:00 19 января. [ 38 ]

20 января

[ редактировать ]

Немецкий флот планировал атаковать конвой с помощью линкора «Тирпиц», но нехватка топлива и недостаточное сопровождение эсминцев из -за того, что они были перенаправлены на поддержку Ла-Манша , вынудили отменить атаку. [ 39 ] Прибыли еще два буксира и помогли «Харматрису» дойти до Мурманска в 14:00 20 января. [ 40 ] Экипаж обследовал корабль и обнаружил, что по палубе были разбросаны железные замки, а в снастях застряли деревянные люки и брезент. Большая часть внутреннего пространства была затоплена, трюм номер 1 был почти заполнен водой, а носовая переборка была сломана вместе с форпиковой цистерной, а также носовой и кормовой переборками. [ 41 ]

Последствия

[ редактировать ]

Пока PQ 8 направлялся в Мурманск, конвой QP 5 в составе «Аркос» , «Декабрист» , «Эулима» и «Сан-Амбросио» отправился в Исландию 13 января в сопровождении крейсера HMS Cumberland и эсминцев «Икар» и «Тартар» , благополучно прибывших 24 января. [ 42 ] Несмотря на потерю «Матабеле» , PQ 8 повезло, что вылет «Тирпица» был отменен из-за того, что его эсминцы эскорта были направлены на юг, к Ла-Маншу. Регулярные рейсы в Мурманск и неспособность немецкой армии захватить порт через шесть месяцев после начала операции «Барбаросса» сделали создание сил подводных лодок в Норвегии постоянным и стали важной частью усилий по борьбе с судоходством. [ 43 ]

Последующие операции

[ редактировать ]

Следующий конвой, объединенный PQ 9, PQ 10 (десять кораблей) и PQ 11 (13 кораблей), проскользнул мимо немецкой обороны невредимым, но увеличение продолжительности светового дня сделало дальнейшие конвои более уязвимыми, хотя до этого оставалось еще восемь-двенадцать недель. паковый лед отступил. Тови считал, что подводным лодкам не следует ждать в засаде у Кольского залива. По мнению Тови, русские должны быть в состоянии сделать эти воды слишком опасными для подводных лодок и обеспечить истребительное прикрытие конвоев, когда они приближаются к месту назначения. В феврале контр-адмирал Гарольд Берроу , командир 10-й крейсерской эскадры , был отправлен в Мурманск на корабле HMS «Нигерия» , чтобы представить мнение Тови о том, что русским следует прилагать больше усилий для защиты конвоев между Медвежьим островом и Кольским заливом. [ 44 ]

Харматрис

[ редактировать ]

«Харматрис» достиг Мурманска, но команда обнаружила, что он плохо оборудован для того, чтобы справиться с таким количеством кораблей или количеством груза, который необходимо выгрузить. Два танкера передали крайне нестабильный авиационный дух прямо в железнодорожные цистерны на пристани, что было рискованно само по себе и еще хуже во время частых воздушных налетов Люфтваффе на порт. (После Сталинграда Мурманск был самым бомбимым городом Советского Союза). Сливных мощностей не хватало, несмотря на развитие порта со времен Первой мировой войны . Как только «Харматрис» причалил, начались работы по удалению льда из паровых труб, что заняло три дня. При наличии пара груз можно было выгрузить, что заняло до 4 февраля, при этом большая часть груза не была повреждена. Два из пятнадцати грузовиков в трюме № 1 были списаны, а 750 длинных тонн (760 т) сахара было потеряно. 5 февраля кораблю было приказано пристать к шестому причалу и ожидать постановки в сухой док. Корабль сильно кренился на правый борт, но пара было мало, чтобы убрать лед и снег с палубы, поскольку было очищено лишь достаточное количество паровых труб для разгрузки. Что еще хуже, в золе кочегарки начался пожар, который нагрел переборку кадетской комнаты докрасна и привел к тому, что их гардероб сгорел вместе с одеждой кадетов, на тушение пожара потребовалось два часа работы. Харматрис вошел в сухой док 10 февраля, опустившись на 21 фут (6,4 м) в носовой части и поднявшись на 11 футов (3,4 м) в корме. [ 45 ]

По правому борту была пробоина размером примерно 60 на 30 футов (18,3 на 9,1 м), балластная цистерна № 1 была разрушена, переборки повреждены. По левому борту образовалась большая выпуклость шириной около 14 футов (4,3 м), лопнули заклепки, а палуба и другие части надстройки были серьезно повреждены. Машинное отделение нуждалось в ремонте, но из-за нехватки было чрезвычайно сложно найти запасные части или рабочую силу. Капитан послал группы членов экипажа, чтобы выпросить запасные части у других кораблей, но нехватка и сильный холод остановили работу, затем Брандлу сказали, что Харматрис выселяют из сухого дока, чтобы освободить место для эсминца. Старший британский военно-морской офицер контр-адмирал Ричард Беван отклонил возражения Брандла, и 14 марта Харматрис был переведен в угольный док недалеко от Ваенги, примерно в 4 милях (6,4 км) от Мурманска. Никакой помощи со стороны российских властей не последовало, и инженеры бригады предложили продолжить ремонтные работы при условии, что работодатель оплатит сверхурочные. После нападения подводной лодки трюм № 2 начал наполняться водой, что пополнило список корабля; Брандл потратил много времени на телефонные звонки в британские и российские агентства, чтобы найти электрический насос, и в отчаянии его пришлось отговорить от письма Сталину. Были проинформированы судовладельцы в Великобритании, которые пообещали помощь и предоставили некоторую российскую рабочую силу в виде 16–18-летних девушек. [ 46 ]

Мурманск подвергался примерно трем налетам в день со стороны Люфтваффе , чьи базы находились в пяти минутах полета. Корабль был потоплен в ночь с 3 на 4 апреля, а один неподалеку был разбомблен и подожжен, его груз выгружался между воздушными налетами и между тушением пожара, затем корабль был потоплен 16 июня. 14 апреля затонул еще один корабль. Многие из затонувших были из Convoy PQ 13 , два - из Convoy PQ 15 , а Alcoa Cadet затонул в результате внутреннего взрыва; Сталевар подорвался на мине. Экипаж «Харматриса» решил работать ночью, а днем ​​спать на берегу. В Мурманске док подвергался нападению тридцать раз, Харматрис был засыпан осколками бомб и содрогался от взрывов бомб поблизости. Была острая нехватка продовольствия: взрослым нормировали 11 унций (300 г), а команда Харматриса гребла к кораблям, затонувшим на мелководье, чтобы найти консервы; корабль материнской компании привез еще еды. Харматрис отплыл в Архангельск 21 июля, путешествие длиной 400 миль (740 км; 460 миль) завершилось 24 июля. 26 июля судно перешло в «Экономию» для сброса балласта и приняло 3000 длинных тонн (3000 т) стальных труб в Мирмахе. В Архангельске была нехватка продовольствия, и капитаны торговых судов поддерживали связь, чтобы экипажи получили свою долю при появлении продовольствия. Порт подвергался бомбардировкам реже, чем Мурманск, и был местом сбора примерно выживших, в том числе 141 человека из Конвой PQ 17 . [ 47 ] К сентябрю Харматрис взял на себя двадцать выживших и 200 длинных тонн (200 т) угля сомнительного качества, готовые отплыть в Великобританию и отправившиеся 13 сентября в конвое QP 14 . [ 48 ]

Задействованные корабли

[ редактировать ]

Торговые суда

[ редактировать ]
Торговцы (данные взяты из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное). [ 49 ]
Корабль Год Флаг ОРТ Нет. [ д ] Примечания
Британская гордость 1931  Великобритания 7,106 22 Танкер прибыл 17 января.
Британский рабочий 1922  Великобритания 6,994 32 Танкер прибыл 17 января.
Дартфорд 1930  Великобритания 4,093 12 Прибыл 17 января.
Адмирал 1917  Панама 5,248 11 Прибыл 17 января.
Харматрис 1932  Великобритания 5,395 31 Коммодор конвоя; торпедирован, отбуксирован в порт Спидвеллом и советскими буксирами, прибыл 20 января. [ 50 ]
Апельсин 1917  Соединенные Штаты 3,804 21 Вице-коммодор конвоя сменил Харматриса , прибыл 17 января.
Саутгейт 1926  Великобритания 4,862 41 Прибыл 17 января.
Большевистские государства 1933  Советский Союз 3,974 42 Прибыл 17 января.

Сопровождение

[ редактировать ]
Сопровождение конвоев [ и ]
Имя Флаг Тип Примечания
HMS Харриер  Королевский флот Тральщик Сопровождение 8–17 января
HMS Опасность  Королевский флот Тральщик Сопровождение 16–17 января
HMS Матабеле  Королевский флот Разрушитель Сопровождение 11–17 января, потоплена U-454 в 69 ° 21' с.ш. 35 ° 34' в.д.  /  69,350 ° с.ш. 35,567 ° в.д.  / 69,350; 35.567 , двое выживших [ 51 ]
HMS снайпер  Королевский флот Тральщик Сопровождение 16–17 января
HMS Сомали  Королевский флот Разрушитель Эскорт 11–17 января
HMS Спидвелл  Королевский флот Тральщик Сопровождение 8–17 января
HMS Тринидад  Королевский флот Крейсер Эскорт 11–17 января

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В октябре 1941 года пропускная способность Архангельска составляла 300 000 длинных тонн (300 000 т), Владивостока ( Тихоокеанский маршрут ) 140 000 длинных тонн (140 000 т) и 60 000 длинных тонн (61 000 т) в Персидском заливе (для маршрута Персидского коридора ). порты. [ 19 ]
  2. ^ Каждая позиция в столбце была пронумерована; 11 был первым кораблем в колонне 1, а 12 — вторым кораблем в колонне; 21 был первым кораблем в колонне 2. [ 27 ]
  3. Хиггинсу было приказано закрыть люки магазинов, а затем он попытался освободить поплавки Карли , но они были полностью заморожены, и ему сказали идти вперед и закрыть еще люки, но магазин взорвался и разбил корабль на две части. Хиггинсу пришлось прыгнуть в воду среди множества других членов экипажа, пытаясь уплыть от затонувшего корабля, прежде чем он затонул. Некоторые мужчины звали на помощь, другие умерли от холода, но Хиггинс увидел свернутую абордажную сеть; Вместе с Буррасом Хиггинс поплыл к нему, но холод заставил их впасть в полубессознательное состояние. Сомали , находившийся на дальней стороне конвоя, увеличил скорость до 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) и пересек носовую часть «Британского прайда» в момент взрыва Матабеле . Капитан Бейн, старший командир эскорта, понял, что Матабеле уже не поможет, и приказал Харриеру прийти на помощь. Многие тела экипажа были вынуты из воды командой «Харриера» ; Бурраса и Хиггинса вытащили из моря покрытыми мазутом, который, вероятно, изолировал их от холода. Один из выживших подумал, что в воду ушло от 50 до 60 человек. [ 36 ]
  4. ^ Конвои имели стандартное построение из коротких колонн, номер 1 слева по направлению движения. Каждая позиция в столбце была пронумерована; 11 был первым кораблем в колонне 1, а 12 — вторым кораблем в колонне; 21 был первым кораблем в колонне 2. [ 27 ]
  5. ^ Данные взяты из Ruegg and Hague (1993), если не указано иное. [ 49 ]
  1. ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , с. 22.
  2. ^ Jump up to: а б Хэнкок и Гоуинг, 1949 , стр. 359–362.
  3. ^ Вудман 2004 , стр. 144–145.
  4. ^ Макси 2004 , стр. 141–142; Хинсли 1994 , стр. 141, 145–146.
  5. ^ Кан 1973 , стр. 238–241.
  6. ^ Будянский 2000 , стр. 250, 289.
  7. ^ ФИБ 1996 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Клаасен 2001 , стр. 195–197.
  9. ^ Патерсон 2016 , стр. 100–101.
  10. ^ Ран 2001 , с. 348.
  11. ^ Клаасен 2001 , стр. 190–192, 194.
  12. ^ Jump up to: а б Клаасен 2001 , стр. 188–189.
  13. ^ Клаасен 2001 , стр. 189–194.
  14. ^ Jump up to: а б Клаасен 2001 , стр. 203–205.
  15. ^ Роскилл 1957 , с. 92.
  16. ^ Вудман 2004 , с. 44.
  17. ^ Роскилл 1957 , стр. 92, 492.
  18. ^ Вудман 2004 , стр. 22–23.
  19. ^ Ховард 1972 , с. 44.
  20. ^ Вудман 2004 , с. 14.
  21. ^ Эдгертон 2011 , с. 75.
  22. ^ Роскилл 1962 , с. 119.
  23. ^ Батлер 1964 , с. 507.
  24. ^ Уодсворт 2009 , стр. 56, 61.
  25. ^ Роскилл 2004 , с. 432.
  26. ^ Вудман 2004 , с. 104; Рюгг и Гаага, 1993 , с. 31, внутренняя сторона передней обложки.
  27. ^ Jump up to: а б Рюгг и Гаага, 1993 , с. 31, внутренняя сторона передней обложки.
  28. ^ Гаага 2000 , с. 27.
  29. ^ Jump up to: а б с Вудман 2004 , с. 56.
  30. ^ Уодсворт 2009 , с. 66.
  31. ^ Рюгг и Гаага 1993 , с. 25; Вудман 2004 , с. 58.
  32. ^ Вудман 2004 , с. 56; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 134; Блэр 1996 , Приложение 5.
  33. ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 134; Патерсон 2016 , с. 62.
  34. ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , с. 57.
  35. ^ Wadsworth 2009 , стр. 74–75.
  36. ^ Jump up to: а б с Уодсворт 2009 , стр. 77–78.
  37. ^ Wadsworth 2009 , стр. 80–81.
  38. ^ Wadsworth 2009 , стр. 80–83, 58–59, 85.
  39. ^ Гарцке и Дулин 1985 , с. 250; Патерсон 2016 , с. 61.
  40. ^ Вудман 2004 , стр. 58–59.
  41. ^ Уодсворт 2009 , с. 85.
  42. ^ Вудман 2004 , с. 58.
  43. ^ Патерсон 2016 , стр. 62–63.
  44. ^ Роскилл 1962 , стр. 119–120.
  45. ^ Wadsworth 2009 , стр. 85–87, 95–96.
  46. ^ Уодсворт 2009 , стр. 96–97.
  47. ^ Вудман 2004 , с. 284.
  48. ^ Wadsworth 2009 , стр. 98–101, 116–118, 121.
  49. ^ Jump up to: а б Рюгг и Гаага, 1993 , с. 25.
  50. ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 134.
  51. ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 134; Браун 1995 , с. 56.
  • Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война . Том. Я. Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN  0-304-35260-8 .
  • Браун, Дэвид (1995) [1990]. Потери военных кораблей во Второй мировой войне (2-е изд.). Лондон: Arms and Armor Press. ISBN  978-1-85409-278-6 .
  • Буг, Х.; Ран, В.; Штумпф, Р.; Вегнер, Б. (2001). Глобальная война: расширение конфликта до мировой войны и смена инициативы 1941–1943 гг . Германия во Второй мировой войне. Том. VI. Перевод Осерса Э.; Браунджон, Дж.; Крэмптон, П.; Уиллмот, Л. (перевод Oxford University Press, Лондонское изд.). Потсдам: Militärgeschichtliches Forschungsamt (Научно-исследовательский институт военной истории). ISBN  0-19-822888-0 .
    • Ран, В. «Часть III. Война на море в Атлантике и Северном Ледовитом океане. III. Ведение войны в Атлантике и прибрежной зоне (б) Третий этап, апрель – декабрь 1941 г.: Расширение Районы деятельности». В Boog et al. (2001) .
  • Будянский, С. (2000). Битва умов: полная история взлома кодов во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Свободная пресса (Саймон и Шустер). ISBN  0-684-85932-7 – через Archive Foundation.
  • Батлер, JRM (1964). Большая стратегия: июнь 1941 г. – август 1942 г. (Часть II) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. III. Лондон: HMSO. OCLC   504770038 .
  • Клаасен, ARA (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. ISBN  0-7006-1050-2 .
  • Эдгертон, Д. (2011). Британская военная машина: оружие, ресурсы и эксперты во Второй мировой войне . Лондон: Аллен Лейн. ISBN  978-0-7139-9918-1 .
  • Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-101-0 .
  • Гаага, Арнольд (2000). Система союзных конвоев, 1939–1945 гг.: ее организация, защита и функционирование . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-019-9 .
  • Хэнкок, Западная Каролина ; Гоуинг, ММ (1949). Хэнкок, В.К. (ред.). Британская военная экономика . История Второй мировой войны, Гражданская серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO. OCLC   630191560 .
  • Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства (2-е изд., сокращенное изд.). Лондон: HMSO. ISBN  978-0-11-630961-7 .
  • Ховард, М. (1972). Большая стратегия: август 1942 г. – сентябрь 1943 г. Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. IV. Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-630075-1 – через Archive Foundation.
  • Кан, Д. (1973) [1967]. Взломщики кодов: История тайного письма (10 апреля. Signet, изд. Чикаго). Нью-Йорк: Макмиллан. LCCN   63-16109 . OCLC   78083316 .
  • Макси, К. (2004) [2003]. Искатели: радиоперехват в двух мировых войнах (изд. Cassell Military в мягкой обложке). Лондон: Касселл. ISBN  978-0-304-36651-4 .
  • Патерсон, Лоуренс (2016). Сталь и лед: бой подводных лодок в Арктике и Черном море 1941–45 . Страуд: Историческая пресса. ISBN  978-1-59114-258-4 .
  • Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN  978-1-86176-257-3 .
  • Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC   881709135 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года.
  • Роскилл, SW (1962) [1957]. Война на море 1939–1945 годов: период равновесия . История Второй мировой войны . Том. II (3-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC   174453986 . Проверено 4 июня 2018 г. - через Hyperwar.
  • Роскилл, SW (2004) [1961]. Война на море 1939–1945: Наступление, часть II, 1 июня 1944 г. – 14 августа 1945 г. История Второй мировой войны. Том. III (факс. представитель Naval and Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO . ISBN  978-1-84342-806-0 .
  • Рюгг, Р.; Гаага, А. (1993) [1992]. Конвои в Россию: конвои союзников и надводные операции ВМФ в арктических водах 1941–1945 (2-е изд., англ. Ред.). Кендал: Всемирное судоходное общество. ISBN  0-905617-66-5 .
  • Уодсворт, М. (2009). Арктический конвой PQ 8: История капитана Роберта Брандла и SS Harmatris . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN  978-1-84884-051-5 .
  • Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-5752-1 .

Веб-сайты

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кемп, Пол (2000). Конвой! Драма в арктических водах . Лондон: Касселл. ISBN  978-0-30435-451-1 .
  • Шофилд, Бернард (1964). Российские конвои . Лондон: BT Бэтсфорд. OCLC   862623 .
  • Джордан, Роджер В. (2006) [1999]. Торговый флот мира, 1939 год: особенности и судьбы 6000 кораблей во время войны (2-е изд.). Лондон: Чатем/Лайонел Левенталь. ISBN  978-1-86176-293-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6650107a0a0924f639f833064eb8492b__1722082620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/2b/6650107a0a0924f639f833064eb8492b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convoy PQ 8 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)