Конвой JW 51B
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2012 г. ) |
Конвой JW 51B | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Роберт Бернетт Роберт Шербрук ( WIA ) Р. Мелуиш Джон Тови |
Оскар Кумметц Ханс-Юрген Штумпфф Карл Дениц | ||||||
Сила | |||||||
2 легких крейсера (через 3 часа) 6 эсминцев 2 корвета 1 тральщик 2 траулера |
2 тяжелых крейсера 6 эсминцев | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 эсминец потоплен 1 эсминец поврежден 1 тральщик затонул 250 убитых |
1 крейсер поврежден 1 эсминец потоплен 330 убитых |
Convoy JW 51B — арктический конвой, отправленный из Великобритании западными союзниками для помощи Советскому Союзу во время Второй мировой войны . Он отплыл в конце декабря 1942 года и достиг советских северных портов в начале января 1943 года.
JW 51B подвергся атаке немецких надводных частей, участвовавших в операции «Регенбоген» 31 декабря . В завязавшемся столкновении один обороняющийся тральщик и один атакующий эсминец были потоплены всеми руками, а обороняющийся эсминец был потоплен; ни один корабль конвоя не погиб. Это сражение стало известно как Битва за Баренцево море .
Силы
[ редактировать ]JW 51A состоял из 15 торговых судов, которые вышли из озера Лох-Эве 22 декабря 1942 года. Непосредственное сопровождение обеспечивали тральщик HMS Bramble , два корвета и два вооруженных траулера. Непосредственный эскорт поддерживали шесть эсминцев Флота метрополии под командованием HMS Onslow (командующий капитан Роберт Шербрук ). Конвой шел в сопровождении местной группы сопровождения из Великобритании, а позже к нему присоединилась местная группа сопровождения из Мурманска . Силы прикрытия крейсеров в составе HMS Jamaica и HMS Sheffield и двух эсминцев также находились в море из Кольского залива . [ нужны разъяснения ] , для защиты от нападения надводных подразделений. Дальнее прикрытие обеспечивали силы тяжелого прикрытия из Исландии, в состав которых входили линкор HMS Anson , крейсер Cumberland и пять эсминцев. JW 51B противостоял отряд из четырех подводных лодок на линии патрулирования в Норвежском море и самолеты Luftflotte 5, базирующиеся в Норвегии . надводные силы в составе тяжелых крейсеров «Адмирал Хиппер» , «Лютцов» Также имелись и шести эсминцев, дислоцированных в Альтенфьорде .
Действие
[ редактировать ]JW 51B покинул озеро Лох-Эве 22 декабря 1942 года в сопровождении местного эскорта из четырех эсминцев и непосредственного эскорта. Три дня спустя, 25 декабря, к нему присоединился океанский эскорт, а местный эскорт ушел. 27 декабря JW 51B попал в шторм, который в течение следующих двух дней разбил конвой на несколько групп на обширной территории. Один корабль, Dover Hill , был вынужден вернуться из-за погодных условий, а пять кораблей и два корабля эскорта разделились. Три корабля воссоединились 30 декабря, но Честер Вэлли вместе с вооруженным траулером «Визалма» и еще один с эсминцем «Ориби » остались разделенными. 30-го числа Брамбл также отделился от основной части конвоя, чтобы найти отставших.
24 декабря конвой был замечен патрульным самолетом, но позже был потерян во время шторма. Однако 30 декабря его снова нашла U-354 , и операция «Регенбоген» началась. 31 декабря немецкие корабли двумя группами встретились с океанским эскортом JW 51B, и после резкого боя, в результате которого тральщик Bramble и один эсминец Achates затонули, а другой, Onslow , был поврежден, атакующие силы были отброшены. Один немецкий эсминец «Экольдт» был потоплен, а крейсер «Хиппер » поврежден.
Дальнейших атак не последовало, и 1 января 1943 года Визалма и ее подопечные снова присоединились к конвою. 2 января JW 51B был встречен своим восточным местным эскортом, двумя тральщиками из Мурманска . 3 января основные силы прибыли в Кольский залив, к которым на следующий день присоединились Ориби и ее подопечные.
Заключение
[ редактировать ]15 кораблей JW 51B прибыли в Мурманск без потерь, хотя один получил повреждения. Несмотря на потерю двух военных кораблей, JW 51B имел успех, а неспособность немецких надводных сил организовать эффективный штурм конвоя вызвала потерю доверия Гитлера к немецкому флоту и его командующему адмиралу Эриху Редеру , что в конечном итоге завершилась отставкой Редера. [ 1 ] После этого главную угрозу системе конвоев союзников представляли подводные лодки.
Задействованные корабли
[ редактировать ]Союзные корабли
[ редактировать ]
|
|
Близкий эскорт
|
Океанский эскорт
|
Крейсерское прикрытие |
Отдаленное прикрытие
|
Корабли Оси
[ редактировать ]
Подводные силы
|
Поверхностная сила
|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уинстон С. Черчилль. «XV: Арктические конвои: 1942 г. - разделы: Успешный конвой и его продолжение, серьезный кризис в военно-морской политике Германии». Шарнир судьбы . Том. Книга I: Натиск Японии. стр. 231–2.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Автор: Майкл Пирсон. Книга: «Красное небо утром. Битва в Баранцевом море 1942 года». Страница 138.
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война: Преследуемые 1942–1945 гг . ISBN 0-304-35261-6 .
- Кемп, Пол Конвой! Драма в арктических водах (1993) ISBN 1-85409-130-1
- Кемп, Пол (1997). Уничтоженные подводные лодки, потери немецких подводных лодок в мировых войнах . Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-515-3 .
- Нистле, Аксель (1998). Потери немецких подводных лодок во время Второй мировой войны . Гринхилл. ISBN 1-85367-352-8 .
- Росс, Алан JW 51B: Конвой, повествовательная поэма в стихотворениях 1942–67.
- Рюгг, Боб; Гаага, Арнольд (1992). Конвои в Россию 1941–1945 гг . Кендал, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-66-5 .
- Шофилд, Бернард Русские конвои (1962) Б.Т. Бэтсфорд
- JW 51B в Convoyweb