Jump to content

Операция Уилфред

Координаты : 68 ° 03' с.ш., 14 ° 46' в.д.  /  68,050 ° с.ш., 14,767 ° в.д.  / 68,050; 14 767

Операция Уилфред – План R4
Часть норвежской кампании, Вторая мировая война.

Карта Норвегии
Дата 8 апреля 1940 г.
Расположение
Норвежские территориальные воды
68 ° 03' с.ш., 14 ° 46' в.д.  /  68,050 ° с.ш., 14,767 ° в.д.  / 68,050; 14 767
Воюющие стороны
ВеликобританияНацистская ГерманияНорвегия

Операция «Уилфред» — британская военно-морская операция во время Второй мировой войны , которая включала минирование каналов между Норвегией и ее прибрежными островами, чтобы предотвратить транспортировку шведской железной руды через нейтральные норвежские воды. Союзники План предполагали, что Уилфред спровоцирует ответный удар Германии в Норвегии, и подготовили R4 по оккупации Нарвика , Ставангера , Бергена и Тронхейма . 8 апреля 1940 года операция была частично проведена, но ее отодвинули события, когда 9 апреля немцы начали операцию Weserübung — вторжение в Норвегию и Данию , положившее начало Норвежской кампании .

Британские планы

[ редактировать ]

Британский военный кабинет потратил значительную энергию на разработку планов наземных операций в Скандинавии зимой 1939–1940 годов. В качестве предлога могла быть использована Зимняя война (30 ноября 1939 г. - 13 марта 1940 г.) между Советским Союзом и Финляндией. написал заместитель постоянного заместителя министра иностранных дел Об этом Орм Сарджент .

...наше желание помочь Финляндии является лишь предлогом для оправдания нашей оккупации Северной Швеции. Первоначальной целью скандинавской экспедиции было помешать Германии получить железную руду Елливаре , поскольку мы считали, что, лишив [Германию] ее, мы поставим ее на колени в течение нескольких месяцев. [1]

и выступал за захват железорудных полей Лапландии, чтобы предотвратить поражение Финляндии и немецкий контроль над Швецией . [а] Импорт немецкой железной руды из Швеции в 1938 году составил около 20 000 000 длинных тонн (20 000 000 тонн); около 9 000 000 длинных тонн (9 100 000 т) не были доставлены Германии из-за блокады союзников с 1939 года. Летом руду отправляли из Лулео в Ботническом заливе, но зимний лед закрыл этот маршрут, и вместо этого руда была отправлена ​​по железной дороге в Нарвик . для отправки в Германию. [3]

В Адмиралтействе , хотел проводить Уинстон Черчилль , первый лорд Адмиралтейства наступательную политику, особенно после в Альтмарке инцидента (16–17 февраля 1940 г.). Британские корабли вошли в территориальные воды Норвегии, чтобы спасти моряков торгового флота, удерживаемых на Альтмарке и доставленных в Германию после того, как они попали в плен, когда их корабли были потоплены тяжелым крейсером «Адмирал Граф Шпее» . [4] 20 февраля 1940 года Черчилль приказал Адмиралтейству срочно подготовить план минных закладок, который «будучи незначительным и невиновным, можно назвать Уилфредом». [б] Черчилль считал, что высадка в Норвегии без согласия норвежцев была ошибкой, даже если произошла не более чем небольшая перестрелка с норвежской армией. Черчилль считал, что установка мин в Индреледе (Внутренние выводы) в норвежских водах может быть осуществлена ​​без конфронтации с Королевским флотом Норвегии ( Sjøforsvaret ). Военный кабинет и Министерство экономической войны не решались поддерживать военные действия в норвежских водах из-за влияния, которое они могли оказать на британский импорт из Норвегии и Швеции. 29 февраля премьер-министр Невилл Чемберлен решил подождать и посмотреть. [6]

Планы посадки

[ редактировать ]
Шведская железная руда из Кируны и Мальмбергета была доставлена ​​по железной дороге в Лулео и Нарвик в Норвегии.

Несмотря на неопределенность, высшее командование союзной армии работало над планами наземных операций в Скандинавии. В ходе операции «Эйвонмут» три батальона «Альпинских егерей» и британская пехотная бригада с приданными к ним тремя лыжными ротами должны были высадиться в Нарвике и продвигаться вдоль железной дороги, чтобы захватить железорудные поля в Лапландии . Французские егеря и иностранные легионеры должны были продолжать путь на восток, в сторону Финляндии, но держаться подальше от Красной Армии и рисковать быть отрезанными немецкими войсками, когда лед в Ботническом заливе растает. [7]

Операция «Стратфорд» представляла собой план размещения пяти батальонов британской пехоты в гарнизонах Ставангера, Бергена и Тронхейма, чтобы лишить немцев плацдармов. В ходе операции «Плимут» три дивизии должны были быть готовы переправиться в Тронхейм, чтобы помочь Швеции, если шведское правительство об этом попросит. Французские корабли и войска собрались в портах Ла-Манша и Бресте . В нем могут принять участие до 100 000 британских и 50 000 французских солдат при щедрой поддержке с воздуха и военно-морского флота, причем основные усилия будут направлены в Норвегию, а от 10 000 до 15 000 солдат будут продвигаться в Финляндию. Ожидались высадки немецких контрдесантов на юге Норвегии вплоть до Ставангера. Последней датой, когда можно было ожидать, что Ботнический залив останется замороженным, было 3 апреля. [7]

Французская точка зрения заключалась в том, что операция в Скандинавии имела множество преимуществ: она отвлекла бы немецкие войска от линии Мажино , и если бы поставки железной руды в Германию были предотвращены, это оказало бы серьезное влияние на немецкую военную экономику. Британцам придется нести военно-морское бремя, а несколько тысяч солдат Французского Иностранного легиона продемонстрируют решимость французского правительства сражаться. Адмирал Габриэль Офан , заместитель начальника морского штаба ( Sous-chef d'état-major des Force Maritimes ), писал позже:

...Немного цинично так говорить, но никто на самом деле не рассчитывал остановить Советскую армию и спасти Финляндию. Идея заключалась в том, чтобы использовать предлог такой операции, чтобы захватить шведскую железную руду и таким образом лишить ее Германии. [8]

а премьер-министр Эдуард Даладье хотел быстрых действий. Норвежцы были предупреждены в январе, и их можно было игнорировать во время «быстрой оккупации основных норвежских портов и высадки экспедиционного корпуса». Решив подождать, британцы 1 марта решили попытаться получить разрешение от норвежцев и шведов на транзит военных сил в Финляндию через Нарвик, Кируна и Елливаре, но 4 марта премьер-министр Норвегии отклонил эту просьбу. Премьер-министр Швеции накануне отклонил эту просьбу. 11 марта французы сообщили военному кабинету, что Даладье будет вынужден уйти в отставку из-за вопроса о Финляндии, если что-то не будет предпринято. Британцы согласились отправить войска в Нарвик, несмотря на молчаливое согласие Норвегии. [9]

Спутниковый снимок льда в северной части Ботнического залива.

В Плане R3 генерал-майор Пирс Макси , командир 49-й (Западной) пехотной дивизии , был назначен командующим сухопутными войсками, а адмирал Эдвард Эванс — командующим военно-морским флотом, а Оде командовал Французским экспедиционным корпусом в Скандинавии . 12 марта британское командование было проинформировано о том, что мы собираемся высадить десант в Нарвике, оказать помощь Финляндии и лишить Россию и Германию шведских железорудных месторождений настолько долго, насколько это возможно. Войска должны были попытаться высадиться только в том случае, если норвежцы окажут лишь символическое сопротивление. Силу нельзя было применять, кроме как в целях самообороны. Этот план вызвал замешательство в военном кабинете, поскольку несколько частично обученных британских дивизий должны были быть введены в Норвегию и Швецию. [10]

Достижение Финляндии было маловероятным, и отряду, возможно, пришлось бы снова высадиться на борт, если бы норвежцы оказали сопротивление. 12 марта военный кабинет решил лишь осуществить высадку в Нарвике и захватить конечную железнодорожную станцию. 13 марта началась посадка, но в тот же день ее отменили из-за известия о капитуляции Финляндии перед СССР. Черчилль и начальник имперского генерального штаба генерал сэр Эдмунд Айронсайд пытались получить разрешение на высадку в Нарвике, но получили отказ: большая часть войск для операции «Эйвонмут» была отправлена ​​во Францию, а «Альпийские егеря» отправлены на их базу. Французские корабли возобновили свои обычные обязанности, а британские корабли вернулись в Северный патруль . [10]

Операция Королевская морская пехота

[ редактировать ]

К концу марта 1940 года, после отставки Даладье и назначения Поля Рейно премьер-министром Франции, Чемберлен представил на Высшем военном совете операцию «Королевская морская пехота» — план установки плавучих мин в Рейне для нарушения речного движения вниз по течению реки. Рейнланд . Французы согласились с этим планом при условии, что он будет связан с добычей полезных ископаемых в Норвежском заливе. К 1 апреля правительствам Норвегии и Швеции должно было быть отправлено предупреждение о том, что союзники прекратят проход немецких железорудных судов. Через несколько дней в Лиде будут установлены мины и начнутся операции против немецкого судоходства, поскольку плавучие мины должны были быть установлены в Рейне и других немецких реках. Черчиллю и Айронсайду удалось добиться решения о том, что британские и французские войска должны идти к Нарвику и продвигаться к границе со Швецией. Французский адмирал Дарлан рассматривал план высадки как катализатор для вывода немецкого флота и приказал собрать только что расформированные французские войска; тот Военное министерство начало собирать силы, рассредоточенные после отмены операций «Стратфорд» и «Эйвонмут». [11]

Немецкие планы

[ редактировать ]

3 апреля британцы начали получать сообщения о наращивании кораблей и войск в балтийских немецких портах Росток , Штеттин и Свинемюнде . Предполагалось, что это была часть сил, посланных для противодействия наступлению союзников против Скандинавии (немцы были в некоторой степени осведомлены о планах союзников благодаря своей собственной разведке), и поэтому в тот день британцы приняли решение приступить к наступлению. добыча железной руды отдельно от операции Royal Marine, установив дату 8 апреля для ее реализации Адмиралтейством.

Прелюдия

[ редактировать ]

Операция Уилфред

[ редактировать ]

План минирования превратился в операцию «Уилфред», а новый план десантной операции — R4. Группа WV в составе четырех эсминцев-минных заградителей и четырех эсминцев сопровождения должна была поставить мины к югу от Лофотенских островов в Вест-фьорде (67°24' с.ш., 14°36' в.д.) в канале, ведущем к Нарвику . Force WS, вспомогательный минный заградитель HMS Teviot Bank и четыре эсминца должны были поставить мины у Штадтландета (62° с.ш., 5° в.д.). Отряд WB с двумя эсминцами должен был установить фиктивное минное поле у ​​мыса Бад , к югу от Кристиансунна (62°54' с.ш., 6°55' в.д.). Если норвежцы обезвредят мины, их должны были заменить минные заградители. [12]

Британцы ожидали, что операция «Уилфред» вызовет ответный удар Германии, а план R4 представлял собой схему предотвращения высадки немецких войск путем оккупации Ставангера, Бергена, Тронхейма и Нарвика, как только немцы раскрыли свои намерения. Бригадный генерал К.Г. Филлипс и два пехотных батальона для Бергена и два для Ставангера погрузились в Росайт 7 апреля на крейсерах HMS Berwick , York , Devonshire и Glasgow . [13] Войска для Нарвика были собраны на «Клайде», чтобы начать посадку утром 8 апреля и отправиться позже в тот же день на шести эсминцах в сопровождении крейсеров HMS «Пенелопа» и «Аврора» ; Адмирал Эванс и генерал-майор Маккеси на Авроре. Несмотря на то, что немцы уступили инициативу, шестнадцать подводных лодок были отправлены для патрулирования вероятных маршрутов подхода немцев, чтобы предупредить их. [12] Пехотный батальон, направлявшийся в Тронхейм, должен был последовать за ним 9 апреля. План R4 предполагал, что британские войска смогут удерживать свои позиции до тех пор, пока не будут подкреплены. [13]

Операция

[ редактировать ]
Вестфьорд с Лофотенскими островами на западе и материком на востоке.

3 апреля крейсеры «Бервик» , «Йорк» , «Девоншир» и «Глазго» с эсминцами HMS Afridi , Cossack , Gurkha , Mohawk , Sikh и Zulu погрузили свои войска в Росайт для транспортировки в Норвегию для выполнения Плана R4. [12] Дополнительные войска вместе с другими войсками погрузились на транспортные корабли в Клайде и находились в готовности до тех пор, пока доказательства намерений Германии не дали повод для отправки их в Норвегию. 5 апреля крупные силы военных кораблей в сопровождении линейного крейсера HMS Renown и крейсера HMS Birmingham , включающие элементы операции «Уилфред» и плана R4, выступили с главной британской военно-морской базы в Скапа-Флоу к норвежскому побережью. 7 апреля силы разделились: одни должны продолжить путь к Нарвику, другие — вынести Уилфреда на юг. Если бы норвежцы разминировали минные поля, англичане заложили бы рядом новые. Если норвежцы бросали вызов британским кораблям, последние должны были сообщить им, что находятся здесь для защиты торговых судов. Затем британцы уйдут, оставив норвежцев охранять территорию. [14]

Когда 7 апреля Force WS направился в Штадтландет, немецкие корабли были замечены в Гельголандской бухте на пути в Норвегию, и постановка мин была отменена. Рано утром следующего дня, 8 апреля, в день, запланированный для Уилфреда, британское правительство проинформировало норвежские власти о своем намерении заминировать норвежские территориальные воды. Вскоре после этого Force WB смоделировал установку мины у мыса Бад, используя бочки с маслом, и патрулировал этот район, чтобы «предупредить» суда об опасности. Отряд ВВ заложил минное поле в устье Вестфьорда. В 05:15 того утра союзники передали всему миру заявление, в котором оправдывались их действия и определялись заминированные районы. Норвежское правительство выразило решительный протест и потребовало их немедленного удаления; немецкий флот уже продвигался к норвежским берегам. [ нужна ссылка ]

Позже в тот же день рудовоз « Рио-де-Жанейро» , следовавший из Штеттина на севере Германии, был потоплен в Скагерраке польской подводной лодкой «Ожел» . Корабль перевозил войска, лошадей и танки для немецкого вторжения в Норвегию в рамках операции Weserübung . Около половины из 300 человек, находившихся на борту, утонули, а выжившие рассказали экипажам подобравших их норвежских рыбацких лодок, что они направлялись в Берген, чтобы защищать его от британцев. [15]

Последствия

[ редактировать ]

Операция «Уилфред» была завершена, южные корабли Force WS и Force WB воссоединились с Флотом Метрополии и приняли участие в операции «Руперт» , британской операции против немецкого вторжения в Норвегию. Отряд ВВ на севере противостоял немецкому десанту. Норвежцы были застигнуты врасплох немецким вторжением 9 апреля, которое началось с высадки немецких десантов в норвежских городах Ставангер, Осло, Тронхейм, Нарвик и Берген. Британские и французские войска высадились в Нарвике 14 апреля, чтобы помочь норвежцам, вытеснив немцев из города и почти вынудив их сдаться. Несмотря на высадку союзников с 18 по 23 апреля, норвежцы сдались 9 июня 1940 года. Операция «Уилфред» не смогла прекратить поставки железной руды в Германию, но до конца войны британские корабли и самолеты могли входить в норвежские воды и атаковать немецкие корабли по своему желанию. [ нужна ссылка ]

Последующие события

[ редактировать ]

HMS Glowworm (лейтенант-командир Джерард Руп ) 6 апреля отделился от основных сил для поиска человека, потерявшегося за бортом, и столкнулся с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» . Светлячок провел торпедную атаку и, получив ответный огонь и получив серьезные повреждения, протаранил адмирала Хиппера и вскоре затонул, потеряв 111 человек; Руп был посмертно награжден Крестом Виктории . [16] Слава , которая отклонилась, чтобы помочь Светлячку , сражалась у Лофотенских островов с немецкими линкорами Шарнхорст и Гнейзенау в 80 морских милях (150 км; 92 мили) от побережья. Немцы вышли из боя, уведя Славу и ее эскорт от немецкой высадки в Нарвике. [17] 2-я флотилия эсминцев, принимавшая участие в минировании Вестфьорда, приняла участие в Первом морском сражении при Нарвике (10 апреля). [18] Икар захватил Альстер (11 апреля) и принял участие во втором морском сражении при Нарвике (13 апреля 1940 г.). [19]

Британский боевой порядок

[ редактировать ]

Домашний флот

[ редактировать ]
Флот метрополии (отплыл 7 апреля) [с]
Корабль сорт Примечания
HMS Родни Линкор Адмирал Чарльз Форбс отплыл 7 апреля, чтобы перекрыть Шетландско проход -Норвегия.
HMS Валиант Линкор
HMS Repulse Линейный крейсер Отправлен в силы прикрытия 8 апреля.
HMS Пенелопа Легкий крейсер Отправлен в силы прикрытия 8 апреля.
HMS Шеффилд Легкий крейсер
HMS Сомали Разрушитель
HMS Матабеле Разрушитель
HMS Машона Разрушитель
HMS Бедуин Разрушитель Отправлен в силы прикрытия 8 апреля.
HMS Пенджаби Разрушитель Отправлен в силы прикрытия 8 апреля.
HMS Эскимос Разрушитель Отправлен в силы прикрытия 8 апреля.
HMS Кимберли Разрушитель Отправлен в силы прикрытия 8 апреля.
HMS Кельвин Разрушитель
HMS Кашмир Разрушитель
HMS Юпитер Разрушитель
Французские корабли
Эмиль Бертен Легкий крейсер Контр-адмирал Эдмон Дерриен [ фр ] отплыл позже.
Майе Брезе Разрушитель
Тарту Разрушитель

Из Росайта, 7 апреля.

[ редактировать ]
Из Росайта (отправление во второй половине дня 7 апреля) [д]
Корабль сорт Примечания
HMS Аретуза Легкий крейсер Вице-адмирал Фредерик Эдвард-Коллинз отплыл 7 апреля.
HMS Галатея Легкий крейсер
HMS Кодрингтон Разрушитель
HMS Гриффин Разрушитель
HMS Электра Разрушитель
HMS Эскапада Разрушитель

Из Росайта, 8 апреля.

[ редактировать ]
Из Росайта (отправлено 8 апреля) [и]
Корабль сорт Примечания
HMS Девоншир Тяжелый крейсер Вице-адмирал Джон Каннингем
HMS Бервик Тяжелый крейсер
HMS Йорк Тяжелый крейсер
HMS Девоншир Тяжелый крейсер
HMS Глазго Легкий крейсер
HMS Африди Разрушитель
HMS Гуркха Разрушитель
HMS Сикх Разрушитель
HMS Мохавк Разрушитель
HMS Зулу Разрушитель
ГМС Казак Разрушитель

Укрывающая сила

[ редактировать ]
Укрывающая сила [ф]
Корабль сорт Примечания
HMS Слава Линейный крейсер Флагманский вице-адмирал Уильям Уитворт
HMS Герой Разрушитель
HMS Гиперион Разрушитель
Светлячок Разрушитель 8 апреля 1940 г., затоплен 64°27' с.ш., 06°28' в.д., тяжелый крейсер Адмирал Хиппер. [22]
борзая Разрушитель
HMS Repulse Линейный крейсер Выведен из состава флота метрополии, 8 апреля.
HMS Пенелопа Легкий крейсер Выведен из состава флота метрополии, 8 апреля.
HMS Бедуин Разрушитель Выведен из состава флота метрополии, 8 апреля.
HMS Пенджаби Разрушитель Выведен из состава флота метрополии, 8 апреля.
HMS Эскимос Разрушитель Выведен из состава флота метрополии, 8 апреля.
HMS Кимберли Разрушитель Выведен из состава флота метрополии, 8 апреля.

Force WV (Устье Вестфьорда)

[ редактировать ]
Вестфьорда Минные поля [г]
Н И
А 67° 24' 40" с.ш. 14°34'00" восточной долготы
Б 67° 27 футов 30 дюймов северной широты 14°24'00" восточной долготы
С 67° 28 футов 55 дюймов северной широты 14°06'45" восточной долготы
Д 67° 33' 55" с.ш. 13° 51' 30" восточной долготы
И 67° 37 футов 55 дюймов северной широты 14°02'15" восточной долготы
Ф 67° 26' 20" восточной долготы 14° 38' 30" восточной долготы
Форс ВВ [час]
Корабль сорт Примечания
ГМС Эск Разрушитель 20-я флотилия эсминцев , минный заградитель, присоединилась к силам прикрытия, 8 апреля.
HMS Икар Разрушитель 20-я флотилия эсминцев, минный заградитель, присоединилась к силам прикрытия, 8 апреля.
HMS Импульсивный Разрушитель 20-я флотилия эсминцев, минный заградитель, присоединилась к силам прикрытия, 8 апреля.
HMS Айвенго Разрушитель 20-я флотилия эсминцев, минный заградитель, присоединилась к силам прикрытия, 8 апреля.
HMS Харди Разрушитель Эскорт 2-й флотилии эсминцев присоединился к силам прикрытия, 8 апреля.
HMS Хэвок Разрушитель 2-я флотилия эсминцев, эскорт, присоединилась к силам прикрытия, 8 апреля.
HMS Хотспур Разрушитель 2-я флотилия эсминцев, эскорт, присоединилась к силам прикрытия, 8 апреля.
HMS Хантер Разрушитель 2-я флотилия эсминцев, эскорт, присоединилась к силам прикрытия, 8 апреля.

Force WS (Городская посадка)

[ редактировать ]
Stadtlandet (не заложен) [я]
Н И
А 62° 11'06" с.ш. 05°06'12" восточной долготы
Б 62°09'24" с.ш. 05° 00' 13" восточной долготы
С 62° 12 футов 18 дюймов с.ш. 04° 49' 30" восточной долготы
Д 62° 19 футов 30 дюймов северной широты 05° 05' 36" восточной долготы
И 62° 12' 00" с.ш. 05° 09' 00" восточной долготы
Форсировать WS [Дж]
Корабль сорт Примечания
HMS Илекс Разрушитель минный заградитель
HMS Имоджин Разрушитель минный заградитель
HMS Инглфилд Разрушитель Минный заградитель ( командир флотилии )
HMS Исида Разрушитель минный заградитель
HMS Тевиот Банк Вспомогательный корабль М04 Минный заградитель 5087 брт, 280 мин

Force WB (мыс Бад)

[ редактировать ]
Бутон (не заложенный) [к]
Н И
А 62° 58' 27" с.ш. 07°05'30" восточной долготы
Б 63°03'30" с.ш. 06° 54' 00" восточной долготы
С 63°07'12" с.ш. 07°04'30" восточной долготы
Д 62° 59' 24" с.ш. 07°07'15" восточной долготы
Форсировать ВБ [л]
Корабль сорт Примечания
HMS Бирмингем Крейсер
HMS Гиперион Разрушитель Минный заградитель из Славы отряда прикрытия
HMS Герой Разрушитель Минный заградитель из Славы отряда прикрытия

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Заместитель заместителя министра взял на себя руководство министерством иностранных дел, когда постоянный заместитель министра (глава министерства иностранных дел) сэр Александр Кадоган отсутствовал. [2]
  2. Уилфред — персонаж Daily Mirror газеты комикса «Пип, Писк и Уилфред» . [5]
  3. ^ Данные Ровера и Хюммельхена (2005). [20]
  4. ^ Данные Ровера и Хюммельхена (2005). [20]
  5. ^ Данные Ровера и Хюммельхена (2005). [20]
  6. ^ Данные Ровера и Хюммельхена (2005). [21]
  7. ^ Данные Хаарра (2013) [23]
  8. ^ Данные Ровера и Хюммельхена (2005). [24]
  9. ^ Данные Хаарра (2013) [23]
  10. ^ Данные Ровера и Хюммельхена (2005). [21]
  11. ^ Данные Хаарра (2013) [23]
  12. ^ Данные Роскила (1957) [12]
  • Браун, Дэвид (1995) [1990]. Потери военных кораблей во Второй мировой войне (2-е изд.). Лондон: Arms and Armor Press. ISBN  978-1-85409-278-6 .
  • Черчилль, Уинстон (1985). Вторая мировая война: надвигающаяся буря . Том. Я. Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN  0-395-41055-Х – через Archive Foundation.
  • Хаарр, Гейрр (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, 1940 год . Барнсли: Сифорт (Книги о ручке и мече). ISBN  978-1-84832-032-1 .
  • Хаарр, Гейрр (2013). Надвигающаяся буря: Морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 г. – апрель 1940 г. Барнсли: Сифорт (Перо и Меч). ISBN  978-1-84832-140-3 .
  • Лунде, Хенрик О. (2010). Превентивная война Гитлера: Битва за Норвегию, 1940 год . Хавертаун, Пенсильвания и Ньюбери, Беркс: Каземат. ISBN  978-1-935149-33-0 .
  • Майер, Клаус А.; Роде, Хорст; Стегеманн, Бернд; Умбрейт, Ганс (2015) [1991]. Фалья, PS (ред.). Германия и Вторая мировая война : первые завоевания Германии в Европе . Том II. Перевод Макмерри, Дина С.; Озерс, Эвальд (пер. pbk. Clarendon Press, Оксфордское изд.). Фрайбург-им-Брайсгау: Научно-исследовательский институт военной истории. ISBN  978-0-19-873834-3 .
    • Стегеманн, Бернд. «Часть V. Обеспечение безопасности северного фланга Европы III. Операция Weserübumg». В Майер и др. (2015) .
  • Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN  978-1-86176-257-3 .
  • Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Оборона . История Второй мировой войны Военная серия Соединенного Королевства: Война на море 1939–1945 гг. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC   881709135 . Проверено 7 февраля 2016 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a5dd40fb98d2e6e03771f5103f7506ad__1721456100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/ad/a5dd40fb98d2e6e03771f5103f7506ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Wilfred - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)