Jump to content

Битва за Средиземное море

Битва за Средиземное море
Часть Средиземноморского и Ближневосточного театра военных действий Второй мировой войны.

Слева вверху по часовой стрелке:
Британский авианосец во время операции «Пьедестал» , итальянский крейсер «Зара» открывает огонь во время сражения у мыса Спартивенто , итальянский торговый корабль под воздушной атакой противника, итальянская подводная лодка «Гондар» с баллонами SLC на палубе.
Дата 10 июня 1940 г. - 2 мая 1945 г.
(4 года, 10 месяцев, 3 недели и 1 день)
Расположение
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
 Великобритания
 Франция (до 1940 г.)
 США (с 1942 г.)
 Канада
 Свободная Франция
Польша
 Австралия
 Новая Зеландия
 Югославия
 Греция
 Нидерланды
Бразилия
 Италия (с 1943 г.)
 Италия (до 1943 г.)
 Германия
 Итальянская Социальная Республика (с 1943 г.)
 Виши Франция [номер 1]
Командиры и лидеры
Великобритания Эндрю Каннингем
Великобритания Генри Харвуд
Великобритания Джеймс Сомервилл
Великобритания Филип Виан
Великобритания Альбан Кертейс
Великобритания Эдвард Невилл Сифрет
Соединенные Штаты Дуайт Д. Эйзенхауэр
Соединенные Штаты Генри Хьюитт
Фашистская Италия Иниго Чемпионы
Фашистская Италия Анджело Якино
Фашистская Италия Карло Бергамини
Фашистская Италия Альберто - Зара
Фашистская Италия Доменико Каваньяри
Фашистская Италия Артуро Риккарди
Фашистская ИталияИтальянская Социальная Республика Джунио Валерио Боргезе
Нацистская Германия Альберт Кессельринг
Нацистская Германия Эберхард Вайхольд
Жертвы и потери
До сентября 1943 г.:
Общий:
76 боевых кораблей водоизмещением 315 500 тонн
48 подводных лодок
До сентября 1943 г.:
Фашистская Италия Италия:
83 боевых корабля общим водоизмещением 195 100 тонн.
84 подводные лодки
2 018 616 тонн торгового мореплавания [1]
в. 21 000 военнослужащих Королевского военно-морского флота Италии и ок. 6500 военнослужащих итальянского торгового флота погибли в море [2] [3]
Нацистская Германия Германия:
17 боевых кораблей
68 подводных лодок
Виши Франция Виши Франция
11 боевых кораблей водоизмещением ~72 000 тонн
7 подводных лодок [4]

Битва за Средиземное море — название морской кампании, которая велась в Средиземном море во время Второй мировой войны с 10 июня 1940 года по 2 мая 1945 года.

По большей части кампания велась между Итальянским королевским флотом ( Regia Marina ), поддерживаемым другими стран Оси военно-морскими и военно-воздушными силами , нацистской Германии и вишистской Франции , и британским королевским флотом , поддерживаемым другими союзников военно-морскими силами , такими как как и в Австралии , Нидерландах , Польше и Греции .

Американские военно-морские и авиационные подразделения присоединились к стороне союзников 8 ноября 1942 года. 27 ноября 1942 года французы Виши потопили большую часть своего флота , чтобы не допустить его захвата немцами. В рамках Кассибилского перемирия в сентябре 1943 года большая часть итальянского флота стала итальянским военно-морским флотом и сражалась бок о бок с союзниками.

Каждая сторона преследовала три общие цели в этой битве. Первым было нападение на линии снабжения другой стороны. Во-вторых, необходимо было сохранить открытыми пути снабжения своих армий в Северной Африке . Третья заключалась в том, чтобы лишить флот противника возможности вести войну на море. За пределами Тихоокеанского театра военных действий в Средиземноморье во время конфликта происходили крупнейшие военные действия с использованием обычных военно-морских сил. В частности, силы союзников изо всех сил пытались снабдить и удержать ключевую военно-морскую и авиационную базу Мальты .

Ко времени Кассибилского перемирия итальянские корабли, подводные лодки и самолеты потопили надводные корабли союзников общим водоизмещением 145 800 тонн, а немецкие войска потопили 169 700 тонн, что в общей сложности составило 315 500 тонн. Всего союзники потеряли 76 боевых кораблей и 46 подводных лодок. Союзники потопили 83 итальянских военных корабля общим водоизмещением 195 100 тонн (161 200 у Британской империи и 33 900 у американцев) и 83 подводные лодки. [5] Потери немцев в Средиземноморье с начала кампании до конца составили 17 боевых кораблей и 68 подводных лодок. [6]

Основные бойцы

[ редактировать ]

Британский Средиземноморский флот

[ редактировать ]

Средиземное море было традиционным центром британской морской державы. Британский план, превосходивший по численности силы Региа -Марины , заключался в том, чтобы удержать три ключевых стратегических пункта: Гибралтар , Мальту и Суэцкий канал . Удерживая эти точки, Средиземноморский флот открывал жизненно важные пути снабжения. Мальта была стержнем всей системы. Он обеспечил необходимую остановку для конвоев союзников и базу для атак на маршруты снабжения Оси. [7]

Итальянский королевский флот

[ редактировать ]

Итальянский диктатор Бенито Муссолини рассматривал контроль над Средиземноморьем как важную предпосылку для расширения своей « Новой Римской империи » на Ниццу , Корсику , Тунис и Балканы . Во время его правления итальянское военно-морское строительство ускорилось. Муссолини описывал Средиземное море как Mare Nostrum « (наше море) ». [8]

Военные корабли Regia Marina (Итальянский королевский флот) имели репутацию хорошо спроектированных. Итальянские малые ударные корабли оправдали ожидания и были ответственны за многие успешные действия в Средиземноморье. [9] Но некоторым классам итальянских крейсеров не хватало брони, а на всех итальянских военных кораблях отсутствовал радар, хотя его недостаток частично компенсировался тем, что итальянские военные корабли были оснащены хорошими дальномерными системами и системами управления огнем для дневного боя. Только к весне 1943 года, всего за пять месяцев до перемирия, двенадцать итальянских военных кораблей были оснащены итальянской разработки EC-3 ter Gufo радиолокационными устройствами . Кроме того, в то время как командующие союзников на море имели право действовать по собственной инициативе, действия итальянских командующих строго и точно контролировались штабом итальянского военно-морского флота ( Супермарина ).

Итальянский линкор Roma (1940 г.), вид с носа по правому борту

У Regia Marina также не было надлежащей авиации флота . Авианосец «Аквила» так и не был достроен, и большая часть воздушной поддержки во время битвы за Средиземное море оказывалась наземной авиацией Regia Aeronautica (Королевские ВВС). [8] Еще одним серьезным препятствием для итальянцев была нехватка топлива. Уже в марте 1941 года общий дефицит мазута был критическим. Уголь, бензин и смазочные материалы также было трудно найти на месте. Во время итальянской войны 75% всего доступного мазута использовалось эсминцами и торпедными катерами, выполнявшими задачи сопровождения. [10]

Однако самой серьезной проблемой для сил Оси в Северной Африке была ограниченная пропускная способность ливийских портов . Даже в самых лучших условиях это ограничивало поставки. Триполи был крупнейшим портом в Ливии и мог принять максимум пять больших грузовых судов или четыре военных транспорта . Ежемесячно Триполи имел разгрузочную способность 45 000 коротких тонн (41 000 т ). Тобрук добавил еще 18 000 коротких тонн (16 000 т). Бардия и другие более мелкие порты добавили немного больше. [11]

В целом силы Оси в Северной Африке превысили возможности портов по их снабжению. Было подсчитано, что среднему подразделению Axis требовалось 10 000 коротких тонн (9 100 т) припасов в месяц. Если итальянцы и допустили ошибку в логистике во время битвы за Средиземное море, так это то, что им не удалось увеличить пропускную способность Триполи и других портов перед войной. [11]

Французский флот

[ редактировать ]

В январе 1937 года Франция начала программу модернизации и расширения. Вскоре это сделало французский флот четвертым по величине в мире.

По соглашению с британским Адмиралтейством самая сильная концентрация французских судов находилась в Средиземноморье. Здесь итальянский флот создавал угрозу жизненно важным французским морским путям из метрополии Франции в Северную Африку и британским морским путям между Гибралтаром и Суэцким каналом. [12]

Французский флот Виши

[ редактировать ]

В 1940 году, после того как Франция пала перед немцами , Национальная морская пехота в Средиземноморье стала военно-морским флотом французского правительства Виши . Эти силы, как и ВМС Франции Виши, считались потенциально серьезной угрозой для Королевского флота. Таким образом, британцам было крайне важно нейтрализовать эту угрозу.

На начальном этапе операции «Катапульта» вопрос с французской эскадрой в Александрии в Египте был решен путем переговоров. Это оказалось возможным прежде всего потому, что два командующих — адмиралы Рене-Эмиль Годфруа и Эндрю Каннингем — находились в хороших личных отношениях. Напротив, британский ультиматум вывести большую часть остального французского флота из зоны досягаемости Германии был отклонен. Флот располагался в Мерс-эль-Кебире в Алжире , поэтому 3 июля 1940 года он был в значительной степени уничтожен бомбардировкой британского « Отряда H » из Гибралтара (адмирала Джеймса Сомервилля ). Французское правительство Виши разорвало все связи с британцами в результате этой атаки, а французские ВВС Виши ( Armée de l'Air de l'armistice ) даже совершили налет на британские объекты в Гибралтаре .

По крайней мере два грузовых корабля союзников были захвачены французскими войсками в Тунисе и позже переданы итальянскому флоту. [13]

В июне и июле 1941 года небольшие французские военно-морские силы Виши участвовали в операции «Экспортер» . Это была операция союзников против французских войск Виши, базирующихся в Ливане и Сирии. Французские военные корабли пришлось отогнать, прежде чем можно было пересечь реку Литани .

В 1942 году в рамках оккупации Виши Францией во время « Дела Антона » немцы намеревались захватить французский флот в Тулоне . Этому помешали решительные действия французского командования; большая часть флота была затоплена на якоре .

Немецкий флот

[ редактировать ]

Средиземноморская кампания подводных лодок длилась примерно с 21 сентября 1941 года по май 1944 года. Немецкая Кригсмарине стремилась изолировать Гибралтар, Мальту и Суэцкий канал, чтобы нарушить торговый путь Великобритании на Дальний Восток. Для нарушения судоходства в море было отправлено более 60 подводных лодок, хотя многие из них подверглись нападению в Гибралтарском проливе , который контролировался Великобританией (девять лодок были потоплены при попытке прохода и еще десять были повреждены). Люфтваффе . также сыграли ключевую роль в битве за Средиземное море, особенно летом 1941 года. Однако военная стратегия Германии рассматривала Средиземное море как второстепенный театр военных действий [14]

Первые действия

[ редактировать ]

10 июня 1940 года Италия объявила войну Великобритании и Франции . На следующий день итальянские бомбардировщики атаковали Мальту , что должно было стать первым из многих налетов. Франции Национальная морская пехота обстреляла ряд целей на северо-западном побережье Италии, в частности порт Генуи . Когда 24 июня Франция капитулировала , лидеры стран Оси позволили новому французскому правительству Виши сохранить свой военно-морской флот.

Первое столкновение между соперничающими флотами в битве при Калабрии произошло 9 июля, через четыре недели после начала боевых действий. Это было безрезультатно и совпадало с серией небольших надводных действий в течение лета, среди которых были битва конвоя и Эсперо битва у мыса Спада .

Битва при Таранто

[ редактировать ]

Чтобы уменьшить угрозу, исходящую от итальянского флота , базировавшегося в порту Таранто , для конвоев, направлявшихся на Мальту, адмирал Каннингем организовал атаку под кодовым названием Operation Judgment . Fairey Swordfish Торпедоносцы с корабля HMS Illustrious атаковали итальянский флот 11 ноября 1940 года, когда он все еще стоял на якоре. Это была первая попытка подобного нападения, и она была изучена японскими военно-морскими офицерами при подготовке к более позднему нападению на Перл-Харбор . британского Самолеты авиации флота серьезно повредили два итальянских линкора , а третий был вынужден сесть на мель, чтобы предотвратить его затопление, в результате чего половина основных кораблей Regia Marina выбыла из строя на несколько месяцев. Эта атака также вынудила итальянский флот переместиться в итальянские порты дальше на север, чтобы оказаться вне досягаемости палубной авиации. Это уменьшило угрозу итальянских вылазок, атакующих конвои, направлявшиеся на Мальту.

Оценка Каннингема о том, что итальянцы не захотят рисковать своими оставшимися тяжелыми частями, быстро оказалась ошибочной. Всего через пять дней после Таранто Иниго Кампиони выступил с двумя линкорами, шестью крейсерами и 14 эсминцами, чтобы сорвать операцию по доставке британской авиации на Мальту.

Более того, уже 27 ноября итальянский флот смог снова противостоять средиземноморскому флоту в нерешительной битве при Спартивенто . Два из трех поврежденных линкоров были отремонтированы к середине 1941 года, и контроль над Средиземным морем продолжал колебаться до тех пор, пока в Италии в 1943 году не было перемирия. Атака Таранто, если сравнивать с ее основной задачей - сорвать конвои Оси в Африку, не имела большого эффекта. Фактически, итальянские поставки в Ливию увеличились в период с октября 1940 года по январь 1941 года в среднем до 49 435 тонн в месяц по сравнению со средним показателем в 37 204 тонны за предыдущие четыре месяца. [15] Более того, вместо того, чтобы изменить баланс сил в центральном Средиземноморье, британские военно-морские власти «не смогли нанести настоящий нокаутирующий удар, который изменил бы контекст, в котором велась остальная часть войны в Средиземноморье». [16]

Битва у мыса Матапан

[ редактировать ]

Битва у мыса Матапан произошла у побережья Пелопоннеса на юге Греции с 27 по 29 марта 1941 года, в ходе которой силы Королевского флота и Королевского военно-морского флота Австралии под командованием британского адмирала Эндрю Каннингема перехватили силы итальянской Региа Марины под командованием британского адмирала Эндрю Каннингема. Адмирал Анджело Якино . Союзники потопили тяжелые крейсеры «Фиуме» , «Зара» и «Пола» , эсминцы «Витторио Альфьери» и «Джозуэ Кардуччи» , повредили линкор «Витторио Венето» . Британцы потеряли один торпедоносец и получили легкие осколочные повреждения некоторых крейсеров от Витторио Венето . залпов Факторами победы союзников стали эффективность авианосцев, использование перехватчиков «Ультра» и отсутствие радаров на итальянских кораблях.

Падение Крита

[ редактировать ]

Попытки помешать немецким войскам достичь Крита по морю, а затем частичная эвакуация сухопутных войск союзников после их поражения от немецких парашютистов в битве за Крит в мае 1941 года стоили военно-морским силам союзников ряда кораблей. Атаки немецких самолетов, в основном Junkers Ju 87 и Ju 88 , потопили восемь британских военных кораблей: два легких крейсера ( HMS Gloucester и Fiji ) и шесть эсминцев ( HMS Kelly , HMS Greyhound , HMS Kashmir , HMS Hereward , HMS Imperial и HMS Juno ). Были повреждены еще семь кораблей, в том числе линкоры HMS Warspit и Valiant и легкий крейсер Orion . Погибло около 2000 британских моряков.

Это была значительная победа Люфтваффе , поскольку она доказала, что Королевский флот не может действовать в водах, где немецкие ВВС имели господство в воздухе, не неся при этом серьезных потерь. внимание немецкой армии было направлено на Россию (в ходе операции «Барбаросса» В конце концов, однако, это имело мало стратегического значения, поскольку несколько недель спустя ), а Средиземноморье должно было играть лишь второстепенную роль в военном планировании Германии на последующие годы. годы. Однако эти действия расширили территорию Оси на восточное Средиземноморье и продлили угрозу конвоям союзников.

Были предприняты две попытки переправить немецкие войска по морю в каике , но обе они были сорваны вмешательством Королевского флота. Однако крошечному итальянскому военно-морскому эскорту удалось спасти большую часть судов. В конце концов, 28 мая итальянцы высадили собственный отряд возле Ситии , когда вывод союзников уже продолжался.

Во время эвакуации Каннингем был полон решимости: «Флот не должен подвести армию». Когда армейские генералы заявили о своих опасениях, что он потеряет слишком много кораблей, Каннингем сказал: «Чтобы построить корабль, нужно три года, а чтобы построить традицию, нужно три столетия». Несмотря на предварительное предупреждение посредством перехватов «Ультра» , битва за Крит привела к решающему поражению союзников. Вторжение нанесло ужасающий урон немецким парашютистам, которые были выброшены без основного вооружения, которое доставлялось отдельно в контейнерах. Потери были настолько тяжелы, что генерал Курт Студент , командовавший немецким вторжением, позже скажет, имея в виду решение Германии не использовать парашютистов в любых будущих попытках вторжения:

«Крит был могилой немецких парашютистов».

Баланс смещается

[ редактировать ]

После битвы за Крит летом 1941 года Королевский флот восстановил свое господство в центральном Средиземноморье в результате серии успешных атак конвоев (включая Дуйсбурга конвой и мыс Бон ), пока рейд на Александрию в декабре не изменил баланс сил. власть по отношению к Оси. [17]

атака Regia Marina Самая успешная на британский флот произошла, когда водолазы прикрепили мины к корпусам британских линкоров во время рейда на Александрию 19 декабря 1941 года. Линкоры HMS Queen Elizabeth и HMS Valiant были потоплены у своих причалов, но они оба были подняты и возвращены на действительную службу к середине 1943 года.

Рельеф Мальты

[ редактировать ]

Положение Мальты между Сицилией и Северной Африкой было идеальным для перехвата конвоев с припасами стран Оси, направлявшихся в Северную Африку. Таким образом, это могло повлиять на кампанию в Северной Африке и поддержать действия союзников против Италии. Страны Оси осознали это и приложили большие усилия, чтобы нейтрализовать остров как британскую базу, либо с помощью воздушных атак, либо лишив его собственных припасов.

После серии упорных сражений с конвоями, во всех из которых были победы Оси (например, Вторая битва при Сирте в марте и операции «Гарпун» и «Энергичный» в июне), казалось, что остров будет заморен голодом до подчинения с помощью использования Оси. самолеты и военные корабли базируются на Сицилии, Сардинии, Крите и в Северной Африке. Было уничтожено несколько конвоев союзников . Поворотный момент в осаде наступил в августе 1942 года, когда британцы отправили хорошо защищенный конвой под кодовым названием « Операция Пьедестал» . ПВО Мальты неоднократно усиливалась истребителями Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire, переброшенными на остров с HMS Furious и других авианосцев союзников. Ситуация облегчилась, когда силы Оси были вынуждены покинуть свои базы в Северной Африке, и в конечном итоге Мальта смогла получить пополнение запасов и снова стать наступательной базой.

Наибольшая степень итальянского контроля над Средиземноморским побережьем и морями (в пределах зеленых линий и точек) летом/осенью 1942 года. Районы, контролируемые союзниками, отмечены красным.

Британцы восстановили на острове значительный воздушный гарнизон и наступательную военно-морскую базу. С помощью «Ультры » гарнизон Мальты смог сорвать поставки Оси в Северную Африку непосредственно перед Второй битвой при Эль-Аламейне . За стойкость и мужество мальтийского народа во время осады остров был награжден Георгиевским крестом .

Королевский флот и ВВС Великобритании потопили в Средиземном море 3082 торговых судна стран Оси общим весом более 4 миллионов тонн. [18]

В сентябре 1943 года, после краха Италии и капитуляции итальянского флота, действия военно-морских сил в Средиземном море ограничились операциями против подводных лодок и малых судов в Адриатическом и Эгейском морях.

Итальянское перемирие

[ редактировать ]

25 июля 1943 года Большой совет фашизма сверг Муссолини. Новое итальянское правительство во главе с королем Виктором Эммануилом III и маршалом Пьетро Бадольо немедленно начало секретные переговоры с союзниками о прекращении боевых действий. 3 сентября в лагере Фэрфилд на Сицилии было подписано секретное перемирие с союзниками. О перемирии было объявлено 8 сентября.

После перемирия итальянский флот был разделен на две части. На юге Италии « Воюющий флот Юга » ( Marina Cobelligerante del Sud ) сражался на стороне короля и Бадольо. На севере гораздо меньшая часть Regia Marina присоединилась к Республиканскому национальному флоту ( Marina Nazionale Repubblicana Муссолини ) новой Итальянской Социальной Республики ( Repubblica Sociale Italiana , или RSI) и продолжала сражаться на стороне немцев.

Известные военно-морские действия кампании

[ редактировать ]
  • 6–11 января, операция «Эксцесс» . Британский конвой успешно достиг Мальты. Итальянский миноносец «Вега» был потоплен, британский эсминец HMS Gallant выведен из строя после подрыва на мине.
  • 25-28 февраля, операция «Воздержание» . Высадка британского десанта на острове Кастелоризо была сорвана итальянскими военно-морскими силами.
  • 26 марта, Действие залива Суда , Крит. Британский крейсер HMS York был потоплен катером-фугасом, спущенным с итальянских эсминцев.
  • 27–29 марта, битва у мыса Матапан . Действия флота. После безрезультатного боя у острова Гавдос « Регия Марина» потеряла за ночь три крейсера и два эсминца.
  • 16 апреля, битва конвоя Тариго . Итальянский конвой подвергся нападению и был уничтожен. Вместе с британским HMS Mohawk также были потеряны два итальянских эсминца .
  • 20 мая – 1 июня, Битва за Крит . В результате серии действий по поддержке армии на Крите девять британских военных кораблей были потоплены воздушными атаками Оси.
  • 24 мая итальянский военный корабль SS Conte Rosso был потоплен подводной лодкой HMS Upholder Королевского флота , при этом 1297 человек погибли и 1432 спасены.
  • Июль, операция «Субстанция» . Британский конвой на Мальту. Британский эсминец HMS Fearless погиб в результате воздушной атаки.
  • Сентябрь, операция «Алебарда» . Британский конвой на Мальту. Транспортный корабль Imperial Star был потоплен итальянской воздушной торпедой .
  • 8 ноября, бой Дуйсбургского конвоя . Конвой Оси был уничтожен. итальянский эсминец «Фульмине» . Погиб также
  • 13 ноября. Авианосец HMS Ark Royal был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U-81 , что сильно повлияло на военно-воздушные возможности Королевского флота, поскольку у нее был самый большой воздушный состав среди британских авианосцев. [19]
  • 25 ноября. При попытке перехвата итальянских конвоев в Восточном Средиземноморье британский линкор HMS Barham был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U-331, при этом погибло 862 члена экипажа. Драматические кадры этого события стали одним из самых красноречивых документов средиземноморской кампании. [20]
  • 13 декабря, битва у мыса Бон . Итальянский быстрый конвой был атакован эсминцами союзников; итальянские легкие крейсера «Альберико да Барбиано» и «Альберто ди Джуссано» были торпедированы и потоплены.
  • 17 декабря, Первая битва при Сирте . Нерешительное, короткое столкновение между силами флота сопровождения двух конвоев.
  • 19 декабря, Рейд на Александрию . Итальянские пилотируемые торпеды атаковали британский флот. Два линкора были потоплены в гавани. Через несколько месяцев их подняли и отремонтировали.
  • 22 марта, Вторая битва при Сирте . Британский конвой и эскорт были атакованы итальянским флотом, но им удалось ускользнуть, при этом два эсминца были сильно повреждены. Однако задержка привела к тому, что все четыре грузовых корабля конвоя были потоплены во время последующих воздушных ударов Оси на следующее утро.
  • 15 июня, операция «Гарпун» . Британский конвой, снабжавший Мальту, был перехвачен итальянскими крейсерами и атакован самолетами Оси; три торговых судна, большой танкер и эсминец HMS Bedouin были потоплены в результате атак с воздуха в сочетании с артиллерийским огнем с моря. Польский эсминец ORP Kujawiak затонул, подорвавшись на мине при подходе к Валлетте . В ходе боя было сбито двадцать девять самолетов Оси. Лишь два грузовых корабля из конвоя из шести человек достигли Мальты, один из них поврежден.
  • 15 июня, операция «Энергичный» . Британский конвой из Александрии подвергся сильным авиаударам. В конце концов он был отброшен итальянским флотом.
  • 15 августа, операция «Пьедестал» . Британский конвой, снабжавший Мальту, подвергся нападению; HMS Manchester и девять торговых судов были потоплены электронными лодками , самолетами и подводными лодками Оси; но жизненно важные поставки, включая нефть, были доставлены
  • Ноябрь, операция «Каменный век» . Британский конвой без помех достиг Мальты.
  • 2 декабря, бой при банке Скерки . Итальянский конвой подвергся нападению и был уничтожен.
  • 11 декабря, Рейд на Алжир . Итальянские пилотируемые торпеды атаковали корабли союзников, два парохода были потоплены.
  • 16 апреля, битва при Синьо конвое . Неудачная британская атака ночью двух эсминцев на итальянский конвой. Один из итальянских эскортов, итальянский миноносец Cigno , был потоплен. Британский эсминец «Пакенхэм» был выведен из строя во время боя, и его пришлось затопить, когда стало ясно, что он не сможет добраться до базы. 5000-тонный транспортный корабль «Беллуно» и итальянский миноносец «Тифоне» , последний загруженный авиационным духом , благополучно достигли пункта назначения.
  • 3–4 мая, битва при Кампобассо конвое . Успешная атака британцев тремя эсминцами на итальянский транспорт «Кампобассо» (доставлявший снабжение силам Оси в Тунисе) с эскортным (водоизмещением 800 тонн) торпедным катером «Персео» . И «Персео» , и «Кампобассо» были потоплены без потерь для британцев.
  • 2 июня, бой Мессинского конвоя . Британский эсминец HMS Jervis и греческий эсминец «Василисса Ольга» совершили ночное зачистку залива Сквиллаче , Калабрия , где обнаружили небольшой конвой из двух кораблей, сопровождаемый « Кастором» . При поддержке бомбардировщика «Веллингтон», сбросившего на цель осветительные ракеты, части союзников вступили в бой с итальянскими пароходами «Врагницца» и «Постумия» . Эсминцы потеряли конвой из виду после вмешательства эскорта, который задымил и открыл ответный огонь. Касторе был выведен из строя и затонул еще до рассвета, но ее контратака позволила грузовым судам уйти, хромая. Врагницца и Постумия , оба поврежденные во время боя, достигли Мессины в 16.30. [21] [22]
  • 17 июля, операция «Сцилла» . Итальянский крейсер Scipione Africano , оснащенный радаром EC-3 Gufo , атаковал четыре британских торпедных катера Elco , ночью, проходя через Мессинский пролив . Один торпедный катер был потоплен полностью, три других повреждены.
  • 18 марта, битва на Лигурийском море . Два британских эсминца перехватили немецкую флотилию в составе одного эсминца и двух торпедных катеров. Немецкий эсминец хромал, а два миноносца были потоплены. Это была последняя глубоководная военно-морская операция Германии во Второй мировой войне. [23]

Известные десантные операции Оси и союзников

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Клодфелтер, Майкл. «Война и вооруженные конфликты: Статистическая энциклопедия». Страница 485.
  2. ^ Падший и пропавший без вести MM 2-й GM , Voll. 1, 2, 3, Ормедифе C.EL.D. Армия.
  3. ^ Роландо Нотаранжело, Джан Паоло Пагано, Затерянные торговые корабли , Историческое управление военно-морского флота, Рим, 1997.
  4. ^ Считая только потопленных или выброшенных на мель в боях при Касабланке (1 линкор, 1 крейсер, 2 лидера флотилии, 5 эсминцев, 6 подводных лодок), Мерс-эль-Кебире (1 линкор, 1 эсминец) и Сирии-Ливане (1 подводная лодка). ).
  5. ^ О'Хара, Винсент (2014). На оспариваемых морях: семь великих флотов Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. п. 128. ИСБН  978-1-61251-400-0 .
  6. ^ БРИТАНСКИЕ ПОТЕРИ И ПОТЕРИ, НАНЕСЕННЫЕ ВМФ ОСИ
  7. ^ Молло, стр.128
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Молло, с. 94
  9. ^ Блитцер, с. 151
  10. ^ Садкович, стр. 286–287.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уокер, с. 58
  12. ^ Молло, стр.55
  13. ^ «Поставка Мальты 1940–1942 гг. Арнольда Хейга» . www.naval-history.net . Проверено 24 июня 2023 г.
  14. ^ Садкович, с. 77
  15. ^ Брагадин, Итальянский флот во Второй мировой войне, с. 356.
  16. ^ Караваджо, «АТАКА НА ТАРАНТО: тактический успех, оперативный провал», стр.122
  17. ^ Грин и Массиньяни, с. 204
  18. ^ Роскилл, Белый Прапорщик, стр. 410.
  19. ^ Уоррен, Дэниел; Черч, Роберт; Дэйви, Рик (сентябрь 2004 г.). «Открытие HMS Ark Royal» (PDF) . Гидро Интернешнл. Проверено 10 августа 2016 г.
  20. ^ HMS Barham взрывается и тонет: Вторая мировая война (1941) - архивные кадры, снятые британским оператором Pathé News Джоном Тернером
  21. ^ «RHS Василиса Ольга (D 15) Королевского военно-морского флота Греции - греческий эсминец класса Василефс Георгиос - Военные корабли союзников времен Второй мировой войны - uboat.net» . uboat.net . Проверено 4 сентября 2016 г.
  22. ^ О'Хара, Винсент (2013). Борьба за Срединное море . Издательство Военно-морского института. п. 214. ИСБН  978-1612514086 .
  23. ^ Такер, Спенсер (2011). Вторая мировая война на море: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 467. ИСБН  978-1-59884-457-3 .
  1. ^ 18 июля 1940 г. и 24–25 сентября ( Мерс-эль-Кебир и Гибралтар ), 8 июня-14 июля 1941 г. ( Сирийско-ливанская кампания ) и 8–11 ноября 1942 г. ( Операция «Факел» и «Кейс Антон» ). Виши официально проводил политику вооруженного нейтралитета и проводил военные действия против вооруженных вторжений как со стороны воюющих сторон Оси, так и со стороны союзников. Прекращение огня и присяга войск Виши во Французской Северной Африке на верность союзникам во время Факела убедили страны Оси в том, что Виши нельзя доверять в продолжении этой политики, поэтому они вторглись и оккупировали оставшееся французское государство.

Библиография

[ редактировать ]
  • Блитцер, Вольф; Гарибальди, Лучано (2001). Век войны . Издательство Фридман / Fairfax. Нью-Йорк. ISBN   1-58663-342-2
  • Барнетт, Корелли. Вступайте в более тесный контакт с врагом: Королевский флот во Второй мировой войне (1991)
  • Брагадин, А., ВМС Италии во Второй мировой войне, 1-е изд., Военно-морской институт США, Аннаполис, 1957. ISBN   0-87021-327-X
  • Караваджо, Анджело.Н., «Атака на Таранто: тактический успех, оперативный провал», Обзор военно-морского колледжа , лето 2006 г., Том. 59, № 3.
  • Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро: Морская война в Средиземноморье, 1940–1943 гг ., Chatham Publishing, Лондон, 1998. ISBN   978-1-86176-057-9 .
  • Молло, Эндрю (1981). Вооруженные силы Второй мировой войны . Нью-Йорк: Корона. ISBN  0-517-54478-4 .
  • Морисон, Сэмюэл Э. Операции в войнах в Северной Африке 1942 – июнь 1943 (Бостон: Литтл Браун, 1984). на ВМС США
  • О'Хара, Винсент П. Борьба за Средиземное море: великие флоты воюют в Средиземноморье 1940–1945 (Лондон: Конвей, 2009)
  • О'Хара, Винсент П. Немецкий флот в войне, 1939–1945 (Naval Institute Press, 2004)
  • Патерсон, Лоуренс. Подводные лодки в Средиземном море, 1941–1944 гг. (Издательство Военно-морского института, 2007 г.)
  • Роскилл, Юго-Западная война на море 1939–1945, Том 1: Оборонительный Лондон: HMSO, 1954; Война на море 1939–1945, Том 2: Период равновесия, 1956; Война на море 1939–1945, Том 3: Наступление, Часть 1, 1960; Война на море 1939–1945, Том 3: Наступление, Часть 2, 1961. Онлайн, том 1 ; онлайн, том 2
    • Роскилл, Юго-Западный Белый прапорщик: Британский флот в состоянии войны, 1939–1945 (1960). краткое содержание
  • Садкович, Джеймс (1994). Итальянский флот во Второй мировой войне . Greenwood Press, Вестпорт. ISBN   0-313-28797-X
  • Симпсон, Майкл. Жизнь адмирала флота Эндрю Каннингема (Routledge, 2004)
  • Томблин, Барбара Брукс. «Морская война в Средиземноморье». в «Спутнике Второй мировой войны» (2013): 222+
  • Уокер, Ян В. (2003). Железные корпуса, железные сердца: элитные танковые дивизии Муссолини в Северной Африке . Мальборо: Кровуд. ISBN  9781861266460 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70f2667e99512898f88f5563dee50dfc__1719362700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/fc/70f2667e99512898f88f5563dee50dfc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of the Mediterranean - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)