Битва за Средиземное море
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2012 г. ) |
Битва за Средиземное море | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Средиземноморского и Ближневосточного театра военных действий Второй мировой войны. | |||||||
![]() Слева вверху по часовой стрелке: Британский авианосец во время операции «Пьедестал» , итальянский крейсер «Зара» открывает огонь во время сражения у мыса Спартивенто , итальянский торговый корабль под воздушной атакой противника, итальянская подводная лодка «Гондар» с баллонами SLC на палубе. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
До сентября 1943 г.: Общий: 76 боевых кораблей водоизмещением 315 500 тонн 48 подводных лодок | До сентября 1943 г.: ![]() 83 боевых корабля общим водоизмещением 195 100 тонн. 84 подводные лодки 2 018 616 тонн торгового мореплавания [1] в. 21 000 военнослужащих Королевского военно-морского флота Италии и ок. 6500 военнослужащих итальянского торгового флота погибли в море [2] [3] ![]() 17 боевых кораблей 68 подводных лодок ![]() 11 боевых кораблей водоизмещением ~72 000 тонн 7 подводных лодок [4] |
Битва за Средиземное море — название морской кампании, которая велась в Средиземном море во время Второй мировой войны с 10 июня 1940 года по 2 мая 1945 года.
По большей части кампания велась между Итальянским королевским флотом ( Regia Marina ), поддерживаемым другими стран Оси военно-морскими и военно-воздушными силами , нацистской Германии и вишистской Франции , и британским королевским флотом , поддерживаемым другими союзников военно-морскими силами , такими как как и в Австралии , Нидерландах , Польше и Греции .
Американские военно-морские и авиационные подразделения присоединились к стороне союзников 8 ноября 1942 года. 27 ноября 1942 года французы Виши потопили большую часть своего флота , чтобы не допустить его захвата немцами. В рамках Кассибилского перемирия в сентябре 1943 года большая часть итальянского флота стала итальянским военно-морским флотом и сражалась бок о бок с союзниками.
Каждая сторона преследовала три общие цели в этой битве. Первым было нападение на линии снабжения другой стороны. Во-вторых, необходимо было сохранить открытыми пути снабжения своих армий в Северной Африке . Третья заключалась в том, чтобы лишить флот противника возможности вести войну на море. За пределами Тихоокеанского театра военных действий в Средиземноморье во время конфликта происходили крупнейшие военные действия с использованием обычных военно-морских сил. В частности, силы союзников изо всех сил пытались снабдить и удержать ключевую военно-морскую и авиационную базу Мальты .
Ко времени Кассибилского перемирия итальянские корабли, подводные лодки и самолеты потопили надводные корабли союзников общим водоизмещением 145 800 тонн, а немецкие войска потопили 169 700 тонн, что в общей сложности составило 315 500 тонн. Всего союзники потеряли 76 боевых кораблей и 46 подводных лодок. Союзники потопили 83 итальянских военных корабля общим водоизмещением 195 100 тонн (161 200 у Британской империи и 33 900 у американцев) и 83 подводные лодки. [5] Потери немцев в Средиземноморье с начала кампании до конца составили 17 боевых кораблей и 68 подводных лодок. [6]
Основные бойцы
[ редактировать ]Британский Средиземноморский флот
[ редактировать ]Средиземное море было традиционным центром британской морской державы. Британский план, превосходивший по численности силы Региа -Марины , заключался в том, чтобы удержать три ключевых стратегических пункта: Гибралтар , Мальту и Суэцкий канал . Удерживая эти точки, Средиземноморский флот открывал жизненно важные пути снабжения. Мальта была стержнем всей системы. Он обеспечил необходимую остановку для конвоев союзников и базу для атак на маршруты снабжения Оси. [7]
Итальянский королевский флот
[ редактировать ]Итальянский диктатор Бенито Муссолини рассматривал контроль над Средиземноморьем как важную предпосылку для расширения своей « Новой Римской империи » на Ниццу , Корсику , Тунис и Балканы . Во время его правления итальянское военно-морское строительство ускорилось. Муссолини описывал Средиземное море как Mare Nostrum « (наше море) ». [8]
Военные корабли Regia Marina (Итальянский королевский флот) имели репутацию хорошо спроектированных. Итальянские малые ударные корабли оправдали ожидания и были ответственны за многие успешные действия в Средиземноморье. [9] Но некоторым классам итальянских крейсеров не хватало брони, а на всех итальянских военных кораблях отсутствовал радар, хотя его недостаток частично компенсировался тем, что итальянские военные корабли были оснащены хорошими дальномерными системами и системами управления огнем для дневного боя. Только к весне 1943 года, всего за пять месяцев до перемирия, двенадцать итальянских военных кораблей были оснащены итальянской разработки EC-3 ter Gufo радиолокационными устройствами . Кроме того, в то время как командующие союзников на море имели право действовать по собственной инициативе, действия итальянских командующих строго и точно контролировались штабом итальянского военно-морского флота ( Супермарина ).

У Regia Marina также не было надлежащей авиации флота . Авианосец «Аквила» так и не был достроен, и большая часть воздушной поддержки во время битвы за Средиземное море оказывалась наземной авиацией Regia Aeronautica (Королевские ВВС). [8] Еще одним серьезным препятствием для итальянцев была нехватка топлива. Уже в марте 1941 года общий дефицит мазута был критическим. Уголь, бензин и смазочные материалы также было трудно найти на месте. Во время итальянской войны 75% всего доступного мазута использовалось эсминцами и торпедными катерами, выполнявшими задачи сопровождения. [10]
Однако самой серьезной проблемой для сил Оси в Северной Африке была ограниченная пропускная способность ливийских портов . Даже в самых лучших условиях это ограничивало поставки. Триполи был крупнейшим портом в Ливии и мог принять максимум пять больших грузовых судов или четыре военных транспорта . Ежемесячно Триполи имел разгрузочную способность 45 000 коротких тонн (41 000 т ). Тобрук добавил еще 18 000 коротких тонн (16 000 т). Бардия и другие более мелкие порты добавили немного больше. [11]
В целом силы Оси в Северной Африке превысили возможности портов по их снабжению. Было подсчитано, что среднему подразделению Axis требовалось 10 000 коротких тонн (9 100 т) припасов в месяц. Если итальянцы и допустили ошибку в логистике во время битвы за Средиземное море, так это то, что им не удалось увеличить пропускную способность Триполи и других портов перед войной. [11]
Французский флот
[ редактировать ]В январе 1937 года Франция начала программу модернизации и расширения. Вскоре это сделало французский флот четвертым по величине в мире.
По соглашению с британским Адмиралтейством самая сильная концентрация французских судов находилась в Средиземноморье. Здесь итальянский флот создавал угрозу жизненно важным французским морским путям из метрополии Франции в Северную Африку и британским морским путям между Гибралтаром и Суэцким каналом. [12]
Французский флот Виши
[ редактировать ]В 1940 году, после того как Франция пала перед немцами , Национальная морская пехота в Средиземноморье стала военно-морским флотом французского правительства Виши . Эти силы, как и ВМС Франции Виши, считались потенциально серьезной угрозой для Королевского флота. Таким образом, британцам было крайне важно нейтрализовать эту угрозу.
На начальном этапе операции «Катапульта» вопрос с французской эскадрой в Александрии в Египте был решен путем переговоров. Это оказалось возможным прежде всего потому, что два командующих — адмиралы Рене-Эмиль Годфруа и Эндрю Каннингем — находились в хороших личных отношениях. Напротив, британский ультиматум вывести большую часть остального французского флота из зоны досягаемости Германии был отклонен. Флот располагался в Мерс-эль-Кебире в Алжире , поэтому 3 июля 1940 года он был в значительной степени уничтожен бомбардировкой британского « Отряда H » из Гибралтара (адмирала Джеймса Сомервилля ). Французское правительство Виши разорвало все связи с британцами в результате этой атаки, а французские ВВС Виши ( Armée de l'Air de l'armistice ) даже совершили налет на британские объекты в Гибралтаре .
По крайней мере два грузовых корабля союзников были захвачены французскими войсками в Тунисе и позже переданы итальянскому флоту. [13]
В июне и июле 1941 года небольшие французские военно-морские силы Виши участвовали в операции «Экспортер» . Это была операция союзников против французских войск Виши, базирующихся в Ливане и Сирии. Французские военные корабли пришлось отогнать, прежде чем можно было пересечь реку Литани .
В 1942 году в рамках оккупации Виши Францией во время « Дела Антона » немцы намеревались захватить французский флот в Тулоне . Этому помешали решительные действия французского командования; большая часть флота была затоплена на якоре .
Немецкий флот
[ редактировать ]Средиземноморская кампания подводных лодок длилась примерно с 21 сентября 1941 года по май 1944 года. Немецкая Кригсмарине стремилась изолировать Гибралтар, Мальту и Суэцкий канал, чтобы нарушить торговый путь Великобритании на Дальний Восток. Для нарушения судоходства в море было отправлено более 60 подводных лодок, хотя многие из них подверглись нападению в Гибралтарском проливе , который контролировался Великобританией (девять лодок были потоплены при попытке прохода и еще десять были повреждены). Люфтваффе . также сыграли ключевую роль в битве за Средиземное море, особенно летом 1941 года. Однако военная стратегия Германии рассматривала Средиземное море как второстепенный театр военных действий [14]
История
[ редактировать ]Первые действия
[ редактировать ]10 июня 1940 года Италия объявила войну Великобритании и Франции . На следующий день итальянские бомбардировщики атаковали Мальту , что должно было стать первым из многих налетов. Франции Национальная морская пехота обстреляла ряд целей на северо-западном побережье Италии, в частности порт Генуи . Когда 24 июня Франция капитулировала , лидеры стран Оси позволили новому французскому правительству Виши сохранить свой военно-морской флот.
Первое столкновение между соперничающими флотами в битве при Калабрии произошло 9 июля, через четыре недели после начала боевых действий. Это было безрезультатно и совпадало с серией небольших надводных действий в течение лета, среди которых были битва конвоя и Эсперо битва у мыса Спада .
Битва при Таранто
[ редактировать ]Чтобы уменьшить угрозу, исходящую от итальянского флота , базировавшегося в порту Таранто , для конвоев, направлявшихся на Мальту, адмирал Каннингем организовал атаку под кодовым названием Operation Judgment . Fairey Swordfish Торпедоносцы с корабля HMS Illustrious атаковали итальянский флот 11 ноября 1940 года, когда он все еще стоял на якоре. Это была первая попытка подобного нападения, и она была изучена японскими военно-морскими офицерами при подготовке к более позднему нападению на Перл-Харбор . британского Самолеты авиации флота серьезно повредили два итальянских линкора , а третий был вынужден сесть на мель, чтобы предотвратить его затопление, в результате чего половина основных кораблей Regia Marina выбыла из строя на несколько месяцев. Эта атака также вынудила итальянский флот переместиться в итальянские порты дальше на север, чтобы оказаться вне досягаемости палубной авиации. Это уменьшило угрозу итальянских вылазок, атакующих конвои, направлявшиеся на Мальту.
Оценка Каннингема о том, что итальянцы не захотят рисковать своими оставшимися тяжелыми частями, быстро оказалась ошибочной. Всего через пять дней после Таранто Иниго Кампиони выступил с двумя линкорами, шестью крейсерами и 14 эсминцами, чтобы сорвать операцию по доставке британской авиации на Мальту.
Более того, уже 27 ноября итальянский флот смог снова противостоять средиземноморскому флоту в нерешительной битве при Спартивенто . Два из трех поврежденных линкоров были отремонтированы к середине 1941 года, и контроль над Средиземным морем продолжал колебаться до тех пор, пока в Италии в 1943 году не было перемирия. Атака Таранто, если сравнивать с ее основной задачей - сорвать конвои Оси в Африку, не имела большого эффекта. Фактически, итальянские поставки в Ливию увеличились в период с октября 1940 года по январь 1941 года в среднем до 49 435 тонн в месяц по сравнению со средним показателем в 37 204 тонны за предыдущие четыре месяца. [15] Более того, вместо того, чтобы изменить баланс сил в центральном Средиземноморье, британские военно-морские власти «не смогли нанести настоящий нокаутирующий удар, который изменил бы контекст, в котором велась остальная часть войны в Средиземноморье». [16]
Битва у мыса Матапан
[ редактировать ]Битва у мыса Матапан произошла у побережья Пелопоннеса на юге Греции с 27 по 29 марта 1941 года, в ходе которой силы Королевского флота и Королевского военно-морского флота Австралии под командованием британского адмирала Эндрю Каннингема перехватили силы итальянской Региа Марины под командованием британского адмирала Эндрю Каннингема. Адмирал Анджело Якино . Союзники потопили тяжелые крейсеры «Фиуме» , «Зара» и «Пола» , эсминцы «Витторио Альфьери» и «Джозуэ Кардуччи» , повредили линкор «Витторио Венето» . Британцы потеряли один торпедоносец и получили легкие осколочные повреждения некоторых крейсеров от Витторио Венето . залпов Факторами победы союзников стали эффективность авианосцев, использование перехватчиков «Ультра» и отсутствие радаров на итальянских кораблях.
Падение Крита
[ редактировать ]Попытки помешать немецким войскам достичь Крита по морю, а затем частичная эвакуация сухопутных войск союзников после их поражения от немецких парашютистов в битве за Крит в мае 1941 года стоили военно-морским силам союзников ряда кораблей. Атаки немецких самолетов, в основном Junkers Ju 87 и Ju 88 , потопили восемь британских военных кораблей: два легких крейсера ( HMS Gloucester и Fiji ) и шесть эсминцев ( HMS Kelly , HMS Greyhound , HMS Kashmir , HMS Hereward , HMS Imperial и HMS Juno ). Были повреждены еще семь кораблей, в том числе линкоры HMS Warspit и Valiant и легкий крейсер Orion . Погибло около 2000 британских моряков.
Это была значительная победа Люфтваффе , поскольку она доказала, что Королевский флот не может действовать в водах, где немецкие ВВС имели господство в воздухе, не неся при этом серьезных потерь. внимание немецкой армии было направлено на Россию (в ходе операции «Барбаросса» В конце концов, однако, это имело мало стратегического значения, поскольку несколько недель спустя ), а Средиземноморье должно было играть лишь второстепенную роль в военном планировании Германии на последующие годы. годы. Однако эти действия расширили территорию Оси на восточное Средиземноморье и продлили угрозу конвоям союзников.
Были предприняты две попытки переправить немецкие войска по морю в каике , но обе они были сорваны вмешательством Королевского флота. Однако крошечному итальянскому военно-морскому эскорту удалось спасти большую часть судов. В конце концов, 28 мая итальянцы высадили собственный отряд возле Ситии , когда вывод союзников уже продолжался.
Во время эвакуации Каннингем был полон решимости: «Флот не должен подвести армию». Когда армейские генералы заявили о своих опасениях, что он потеряет слишком много кораблей, Каннингем сказал: «Чтобы построить корабль, нужно три года, а чтобы построить традицию, нужно три столетия». Несмотря на предварительное предупреждение посредством перехватов «Ультра» , битва за Крит привела к решающему поражению союзников. Вторжение нанесло ужасающий урон немецким парашютистам, которые были выброшены без основного вооружения, которое доставлялось отдельно в контейнерах. Потери были настолько тяжелы, что генерал Курт Студент , командовавший немецким вторжением, позже скажет, имея в виду решение Германии не использовать парашютистов в любых будущих попытках вторжения:
«Крит был могилой немецких парашютистов».
Баланс смещается
[ редактировать ]После битвы за Крит летом 1941 года Королевский флот восстановил свое господство в центральном Средиземноморье в результате серии успешных атак конвоев (включая Дуйсбурга конвой и мыс Бон ), пока рейд на Александрию в декабре не изменил баланс сил. власть по отношению к Оси. [17]
атака Regia Marina Самая успешная на британский флот произошла, когда водолазы прикрепили мины к корпусам британских линкоров во время рейда на Александрию 19 декабря 1941 года. Линкоры HMS Queen Elizabeth и HMS Valiant были потоплены у своих причалов, но они оба были подняты и возвращены на действительную службу к середине 1943 года.
Рельеф Мальты
[ редактировать ]Положение Мальты между Сицилией и Северной Африкой было идеальным для перехвата конвоев с припасами стран Оси, направлявшихся в Северную Африку. Таким образом, это могло повлиять на кампанию в Северной Африке и поддержать действия союзников против Италии. Страны Оси осознали это и приложили большие усилия, чтобы нейтрализовать остров как британскую базу, либо с помощью воздушных атак, либо лишив его собственных припасов.
После серии упорных сражений с конвоями, во всех из которых были победы Оси (например, Вторая битва при Сирте в марте и операции «Гарпун» и «Энергичный» в июне), казалось, что остров будет заморен голодом до подчинения с помощью использования Оси. самолеты и военные корабли базируются на Сицилии, Сардинии, Крите и в Северной Африке. Было уничтожено несколько конвоев союзников . Поворотный момент в осаде наступил в августе 1942 года, когда британцы отправили хорошо защищенный конвой под кодовым названием « Операция Пьедестал» . ПВО Мальты неоднократно усиливалась истребителями Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire, переброшенными на остров с HMS Furious и других авианосцев союзников. Ситуация облегчилась, когда силы Оси были вынуждены покинуть свои базы в Северной Африке, и в конечном итоге Мальта смогла получить пополнение запасов и снова стать наступательной базой.

Британцы восстановили на острове значительный воздушный гарнизон и наступательную военно-морскую базу. С помощью «Ультры » гарнизон Мальты смог сорвать поставки Оси в Северную Африку непосредственно перед Второй битвой при Эль-Аламейне . За стойкость и мужество мальтийского народа во время осады остров был награжден Георгиевским крестом .
Королевский флот и ВВС Великобритании потопили в Средиземном море 3082 торговых судна стран Оси общим весом более 4 миллионов тонн. [18]
В сентябре 1943 года, после краха Италии и капитуляции итальянского флота, действия военно-морских сил в Средиземном море ограничились операциями против подводных лодок и малых судов в Адриатическом и Эгейском морях.
Итальянское перемирие
[ редактировать ]25 июля 1943 года Большой совет фашизма сверг Муссолини. Новое итальянское правительство во главе с королем Виктором Эммануилом III и маршалом Пьетро Бадольо немедленно начало секретные переговоры с союзниками о прекращении боевых действий. 3 сентября в лагере Фэрфилд на Сицилии было подписано секретное перемирие с союзниками. О перемирии было объявлено 8 сентября.
После перемирия итальянский флот был разделен на две части. На юге Италии « Воюющий флот Юга » ( Marina Cobelligerante del Sud ) сражался на стороне короля и Бадольо. На севере гораздо меньшая часть Regia Marina присоединилась к Республиканскому национальному флоту ( Marina Nazionale Repubblicana Муссолини ) новой Итальянской Социальной Республики ( Repubblica Sociale Italiana , или RSI) и продолжала сражаться на стороне немцев.
Известные военно-морские действия кампании
[ редактировать ]1940
[ редактировать ]- 28 июня, битва при конвое Эсперо . Итальянский конвой подвергся нападению, итальянский эсминец «Эсперо» (1927 г.) был потоплен, два других эсминца обогнали британский флот и достигли Бенгази . И наоборот, в результате этой акции были задержаны два британских конвоя с Мальты.
- 9 июля, битва при Калабрии . Столкновение сил флота, сопровождающих большие конвои. Неубедительные результаты.
- 19 июля, битва у мыса Спада . Крейсерское действие. Итальянский крейсер «Бартоломео Коллеони» был потоплен авианосцем HMAS Sydney .
- 12 октября, битва у мыса Пассеро . Потоплены один эсминец и два итальянских миноносца, крейсер HMS Ajax . серьезные повреждения получил
- 11 ноября, битва при Таранто . В результате воздушной атаки на итальянский флот в гавани три линкора были потоплены на мелководье, один из них был выведен из строя до конца войны.
- 17 ноября, операция «Белый» . Доставка самолетов на Мальту была сорвана итальянским флотом.
- 27 ноября, битва у мыса Спартивенто . Безрезультатные действия флота.
1941
[ редактировать ]- 6–11 января, операция «Эксцесс» . Британский конвой успешно достиг Мальты. Итальянский миноносец «Вега» был потоплен, британский эсминец HMS Gallant выведен из строя после подрыва на мине.
- 25-28 февраля, операция «Воздержание» . Высадка британского десанта на острове Кастелоризо была сорвана итальянскими военно-морскими силами.
- 26 марта, Действие залива Суда , Крит. Британский крейсер HMS York был потоплен катером-фугасом, спущенным с итальянских эсминцев.
- 27–29 марта, битва у мыса Матапан . Действия флота. После безрезультатного боя у острова Гавдос « Регия Марина» потеряла за ночь три крейсера и два эсминца.
- 16 апреля, битва конвоя Тариго . Итальянский конвой подвергся нападению и был уничтожен. Вместе с британским HMS Mohawk также были потеряны два итальянских эсминца .
- 20 мая – 1 июня, Битва за Крит . В результате серии действий по поддержке армии на Крите девять британских военных кораблей были потоплены воздушными атаками Оси.
- 24 мая итальянский военный корабль SS Conte Rosso был потоплен подводной лодкой HMS Upholder Королевского флота , при этом 1297 человек погибли и 1432 спасены.
- Июль, операция «Субстанция» . Британский конвой на Мальту. Британский эсминец HMS Fearless погиб в результате воздушной атаки.
- Сентябрь, операция «Алебарда» . Британский конвой на Мальту. Транспортный корабль Imperial Star был потоплен итальянской воздушной торпедой .
- 8 ноября, бой Дуйсбургского конвоя . Конвой Оси был уничтожен. итальянский эсминец «Фульмине» . Погиб также
- 13 ноября. Авианосец HMS Ark Royal был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U-81 , что сильно повлияло на военно-воздушные возможности Королевского флота, поскольку у нее был самый большой воздушный состав среди британских авианосцев. [19]
- 25 ноября. При попытке перехвата итальянских конвоев в Восточном Средиземноморье британский линкор HMS Barham был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U-331, при этом погибло 862 члена экипажа. Драматические кадры этого события стали одним из самых красноречивых документов средиземноморской кампании. [20]
- 13 декабря, битва у мыса Бон . Итальянский быстрый конвой был атакован эсминцами союзников; итальянские легкие крейсера «Альберико да Барбиано» и «Альберто ди Джуссано» были торпедированы и потоплены.
- 17 декабря, Первая битва при Сирте . Нерешительное, короткое столкновение между силами флота сопровождения двух конвоев.
- 19 декабря, Рейд на Александрию . Итальянские пилотируемые торпеды атаковали британский флот. Два линкора были потоплены в гавани. Через несколько месяцев их подняли и отремонтировали.
1942
[ редактировать ]- 22 марта, Вторая битва при Сирте . Британский конвой и эскорт были атакованы итальянским флотом, но им удалось ускользнуть, при этом два эсминца были сильно повреждены. Однако задержка привела к тому, что все четыре грузовых корабля конвоя были потоплены во время последующих воздушных ударов Оси на следующее утро.
- 15 июня, операция «Гарпун» . Британский конвой, снабжавший Мальту, был перехвачен итальянскими крейсерами и атакован самолетами Оси; три торговых судна, большой танкер и эсминец HMS Bedouin были потоплены в результате атак с воздуха в сочетании с артиллерийским огнем с моря. Польский эсминец ORP Kujawiak затонул, подорвавшись на мине при подходе к Валлетте . В ходе боя было сбито двадцать девять самолетов Оси. Лишь два грузовых корабля из конвоя из шести человек достигли Мальты, один из них поврежден.
- 15 июня, операция «Энергичный» . Британский конвой из Александрии подвергся сильным авиаударам. В конце концов он был отброшен итальянским флотом.
- 15 августа, операция «Пьедестал» . Британский конвой, снабжавший Мальту, подвергся нападению; HMS Manchester и девять торговых судов были потоплены электронными лодками , самолетами и подводными лодками Оси; но жизненно важные поставки, включая нефть, были доставлены
- Ноябрь, операция «Каменный век» . Британский конвой без помех достиг Мальты.
- 2 декабря, бой при банке Скерки . Итальянский конвой подвергся нападению и был уничтожен.
- 11 декабря, Рейд на Алжир . Итальянские пилотируемые торпеды атаковали корабли союзников, два парохода были потоплены.
1943
[ редактировать ]- 16 апреля, битва при Синьо конвое . Неудачная британская атака ночью двух эсминцев на итальянский конвой. Один из итальянских эскортов, итальянский миноносец Cigno , был потоплен. Британский эсминец «Пакенхэм» был выведен из строя во время боя, и его пришлось затопить, когда стало ясно, что он не сможет добраться до базы. 5000-тонный транспортный корабль «Беллуно» и итальянский миноносец «Тифоне» , последний загруженный авиационным духом , благополучно достигли пункта назначения.
- 3–4 мая, битва при Кампобассо конвое . Успешная атака британцев тремя эсминцами на итальянский транспорт «Кампобассо» (доставлявший снабжение силам Оси в Тунисе) с эскортным (водоизмещением 800 тонн) торпедным катером «Персео» . И «Персео» , и «Кампобассо» были потоплены без потерь для британцев.
- 2 июня, бой Мессинского конвоя . Британский эсминец HMS Jervis и греческий эсминец «Василисса Ольга» совершили ночное зачистку залива Сквиллаче , Калабрия , где обнаружили небольшой конвой из двух кораблей, сопровождаемый « Кастором» . При поддержке бомбардировщика «Веллингтон», сбросившего на цель осветительные ракеты, части союзников вступили в бой с итальянскими пароходами «Врагницца» и «Постумия» . Эсминцы потеряли конвой из виду после вмешательства эскорта, который задымил и открыл ответный огонь. Касторе был выведен из строя и затонул еще до рассвета, но ее контратака позволила грузовым судам уйти, хромая. Врагницца и Постумия , оба поврежденные во время боя, достигли Мессины в 16.30. [21] [22]
- 17 июля, операция «Сцилла» . Итальянский крейсер Scipione Africano , оснащенный радаром EC-3 Gufo , атаковал четыре британских торпедных катера Elco , ночью, проходя через Мессинский пролив . Один торпедный катер был потоплен полностью, три других повреждены.
1945
[ редактировать ]- 18 марта, битва на Лигурийском море . Два британских эсминца перехватили немецкую флотилию в составе одного эсминца и двух торпедных катеров. Немецкий эсминец хромал, а два миноносца были потоплены. Это была последняя глубоководная военно-морская операция Германии во Второй мировой войне. [23]
Известные десантные операции Оси и союзников
[ редактировать ]1941
[ редактировать ]- 25-28 февраля в ходе операции «Воздержание» британское нападение и оккупация Кастелоризо было предотвращено военно-морскими и воздушными силами Италии.
- 20 мая, начало битвы за Крит , вторжения войск Оси на остров.
1942
[ редактировать ]- 14 сентября, Операционное соглашение . Нападение союзников на Тобрук было отбито сухопутными, воздушными и военно-морскими силами Оси.
- 8 ноября, начало операции «Факел» — вторжения союзников в контролируемые Виши Марокко и Алжир.
- 10 ноября, вторжение войск Оси в Тунис .
1943
[ редактировать ]- 9 июля, начало операции «Хаски» — вторжения союзников на Сицилию .
- 3 сентября, операция «Лавина» , начало вторжения союзников в Италию .
- 8 сентября, начало Додеканесской кампании , неудавшейся попытки союзников контролировать Додеканесские острова .
- 9 сентября — начало высадки союзников в Салерно в Италии .
1944
[ редактировать ]- 22 января, начало операции «Шингл» — высадка союзников в Анцио в Италии.
- 5 августа, начало операции «Драгун» , высадки союзников на юге Франции .
См. также
[ редактировать ]- Военно-морская история Второй мировой войны
- Сила Н
- Сила К
- Средиземноморская кампания подводных лодок (Вторая мировая война)
- Военная история Италии во время Второй мировой войны
- Военная история Соединенного Королевства во время Второй мировой войны
- Список классов британских кораблей Второй мировой войны
- Список классов французских кораблей Второй мировой войны
- Военно-морские корабли США времен Второй мировой войны
- Регия Марина
Сноски
[ редактировать ]- ^ Клодфелтер, Майкл. «Война и вооруженные конфликты: Статистическая энциклопедия». Страница 485.
- ^ Падший и пропавший без вести MM 2-й GM , Voll. 1, 2, 3, Ормедифе C.EL.D. Армия.
- ^ Роландо Нотаранжело, Джан Паоло Пагано, Затерянные торговые корабли , Историческое управление военно-морского флота, Рим, 1997.
- ^ Считая только потопленных или выброшенных на мель в боях при Касабланке (1 линкор, 1 крейсер, 2 лидера флотилии, 5 эсминцев, 6 подводных лодок), Мерс-эль-Кебире (1 линкор, 1 эсминец) и Сирии-Ливане (1 подводная лодка). ).
- ^ О'Хара, Винсент (2014). На оспариваемых морях: семь великих флотов Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. п. 128. ИСБН 978-1-61251-400-0 .
- ^ БРИТАНСКИЕ ПОТЕРИ И ПОТЕРИ, НАНЕСЕННЫЕ ВМФ ОСИ
- ^ Молло, стр.128
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Молло, с. 94
- ^ Блитцер, с. 151
- ^ Садкович, стр. 286–287.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уокер, с. 58
- ^ Молло, стр.55
- ^ «Поставка Мальты 1940–1942 гг. Арнольда Хейга» . www.naval-history.net . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ Садкович, с. 77
- ^ Брагадин, Итальянский флот во Второй мировой войне, с. 356.
- ^ Караваджо, «АТАКА НА ТАРАНТО: тактический успех, оперативный провал», стр.122
- ^ Грин и Массиньяни, с. 204
- ^ Роскилл, Белый Прапорщик, стр. 410.
- ^ Уоррен, Дэниел; Черч, Роберт; Дэйви, Рик (сентябрь 2004 г.). «Открытие HMS Ark Royal» (PDF) . Гидро Интернешнл. Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ HMS Barham взрывается и тонет: Вторая мировая война (1941) - архивные кадры, снятые британским оператором Pathé News Джоном Тернером
- ^ «RHS Василиса Ольга (D 15) Королевского военно-морского флота Греции - греческий эсминец класса Василефс Георгиос - Военные корабли союзников времен Второй мировой войны - uboat.net» . uboat.net . Проверено 4 сентября 2016 г.
- ^ О'Хара, Винсент (2013). Борьба за Срединное море . Издательство Военно-морского института. п. 214. ИСБН 978-1612514086 .
- ^ Такер, Спенсер (2011). Вторая мировая война на море: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 467. ИСБН 978-1-59884-457-3 .
- ^ 18 июля 1940 г. и 24–25 сентября ( Мерс-эль-Кебир и Гибралтар ), 8 июня-14 июля 1941 г. ( Сирийско-ливанская кампания ) и 8–11 ноября 1942 г. ( Операция «Факел» и «Кейс Антон» ). Виши официально проводил политику вооруженного нейтралитета и проводил военные действия против вооруженных вторжений как со стороны воюющих сторон Оси, так и со стороны союзников. Прекращение огня и присяга войск Виши во Французской Северной Африке на верность союзникам во время Факела убедили страны Оси в том, что Виши нельзя доверять в продолжении этой политики, поэтому они вторглись и оккупировали оставшееся французское государство.
Библиография
[ редактировать ]- Блитцер, Вольф; Гарибальди, Лучано (2001). Век войны . Издательство Фридман / Fairfax. Нью-Йорк. ISBN 1-58663-342-2
- Барнетт, Корелли. Вступайте в более тесный контакт с врагом: Королевский флот во Второй мировой войне (1991)
- Брагадин, А., ВМС Италии во Второй мировой войне, 1-е изд., Военно-морской институт США, Аннаполис, 1957. ISBN 0-87021-327-X
- Караваджо, Анджело.Н., «Атака на Таранто: тактический успех, оперативный провал», Обзор военно-морского колледжа , лето 2006 г., Том. 59, № 3.
- Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро: Морская война в Средиземноморье, 1940–1943 гг ., Chatham Publishing, Лондон, 1998. ISBN 978-1-86176-057-9 .
- Молло, Эндрю (1981). Вооруженные силы Второй мировой войны . Нью-Йорк: Корона. ISBN 0-517-54478-4 .
- Морисон, Сэмюэл Э. Операции в войнах в Северной Африке 1942 – июнь 1943 (Бостон: Литтл Браун, 1984). на ВМС США
- О'Хара, Винсент П. Борьба за Средиземное море: великие флоты воюют в Средиземноморье 1940–1945 (Лондон: Конвей, 2009)
- О'Хара, Винсент П. Немецкий флот в войне, 1939–1945 (Naval Institute Press, 2004)
- Патерсон, Лоуренс. Подводные лодки в Средиземном море, 1941–1944 гг. (Издательство Военно-морского института, 2007 г.)
- Роскилл, Юго-Западная война на море 1939–1945, Том 1: Оборонительный Лондон: HMSO, 1954; Война на море 1939–1945, Том 2: Период равновесия, 1956; Война на море 1939–1945, Том 3: Наступление, Часть 1, 1960; Война на море 1939–1945, Том 3: Наступление, Часть 2, 1961. Онлайн, том 1 ; онлайн, том 2
- Роскилл, Юго-Западный Белый прапорщик: Британский флот в состоянии войны, 1939–1945 (1960). краткое содержание
- Садкович, Джеймс (1994). Итальянский флот во Второй мировой войне . Greenwood Press, Вестпорт. ISBN 0-313-28797-X
- Симпсон, Майкл. Жизнь адмирала флота Эндрю Каннингема (Routledge, 2004)
- Томблин, Барбара Брукс. «Морская война в Средиземноморье». в «Спутнике Второй мировой войны» (2013): 222+
- Уокер, Ян В. (2003). Железные корпуса, железные сердца: элитные танковые дивизии Муссолини в Северной Африке . Мальборо: Кровуд. ISBN 9781861266460 .
- Битва за Средиземное море
- Средиземноморские операции Второй мировой войны
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием США.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Италии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Канады
- Военно-морская история Второй мировой войны