Битва у мыса Матапан
Битва у мыса Матапан | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Средиземное море | |||||||
![]() Карта битвы | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Сила | |||||||
1 авианосец 3 линкора 7 легких крейсеров 17 эсминцев | 1 линкор 6 тяжелых крейсеров 2 легких крейсера 13 эсминцев | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
3 убитых 4 легких крейсера повреждены 1 самолет уничтожен | 2300 убитых 1015 взято в плен 3 тяжелых крейсера потоплены 2 эсминца потоплены 1 линкор поврежден 1 эсминец поврежден |
Битва при мысе Матапан ( греч . Ναυμαχία του Ταινάρου ) — морское сражение во время Второй мировой войны между союзниками , представленными военно-морскими силами Великобритании и Австралии, и Королевским итальянским флотом, с 27 по 29 марта 1941 года . Матапан находится на юго-западном побережье полуострова Греции Пелопоннесского .
После перехвата и расшифровки итальянских сигналов правительственной школой кодов и шифров (GC&CS) в Блетчли-парке (расшифрованная разведывательная служба под кодовым названием «Ультра» ), [1] корабли Королевского военно-морского флота и Королевского военно-морского флота Австралии под командованием адмирала Королевского флота сэра Эндрю Каннингема перехватили и потопили или серьезно повредили несколько кораблей итальянской Regia Marina под командованием эскадры вице-адмирала Анджело Якино . Первые действия битвы также известны в Италии как Битва при Гаудо .
Фон
[ редактировать ]В конце марта 1941 года, когда британские корабли Средиземноморского флота прикрывали передвижение войск в Грецию, Мэвис Бэти , криптоаналитик из Блетчли-Парка , совершила прорыв, прочитав итальянскую военно-морскую «Энигму» впервые . Первое сообщение, загадочное: «Сегодня день минус три». [2] Через три дня последовало второе сообщение, в котором сообщалось об отплытии итальянского боевого флота в составе одного линкора , шести тяжелых и двух легких крейсеров , а также эсминцев для нападения на торговые конвои, снабжающие британские войска. [3] Как всегда в случае с «Энигмой», разведывательный прорыв был скрыт от итальянцев, поскольку существовала правдоподобная и видимая причина, по которой союзники обнаружили и перехватили их флот. В данном случае это был тщательно управляемый самолет-разведчик . [4]
В качестве дальнейшего обмана адмирал Каннингем тайно покинул гольф-клуб в Александрии после наступления темноты, чтобы не быть замеченным на борту своего флагмана , линкора HMS Warspite . Он взял за правило приехать в клуб в тот же день со своим чемоданом, как будто на ночлег, и провел некоторое время на поле для гольфа в пределах видимости японского консула. [1] В ту ночь было объявлено о вечеринке на его флагмане, но она так и не состоялась.
произошел провал разведки В то же время на стороне Оси . Немцы неверно сообщили итальянцам, что британский Средиземноморский флот имел только один действующий линкор и не имел авианосцев. Фактически у Королевского флота было три линкора, а поврежденный британский авианосец «Илластриус» был заменен на HMS «Формидэбл» . [5]
Прелюдия
[ редактировать ]Противоборствующие силы
[ редактировать ]Силами союзников был британский средиземноморский флот, состоящий из авианосца HMS Formidable и трех «Куин Элизабет» типа линкоров , Barham , Valiant и Warspite . Основной флот сопровождали 10-я флотилия эсминцев ( HMS Greyhound и Griffin и HMAS Stuart , под командованием командира «Хек» Уоллера , RAN), а также 14-я флотилия эсминцев ( HMS Jervis , Janus , Mohawk и Nubian , под командованием Филиппа Мак ); также присутствовали HMS Hotspur и Havock . Группа B под командованием адмирала сэра Генри Придэма-Уиппелла состояла из британских легких крейсеров HMS Ajax , Gloucester и Orion , австралийского легкого крейсера HMAS Perth и британских эсминцев HMS Hasty , Hereward и Ilex . Австралийский HMAS Vendetta вернулся в Александрию . Военные корабли союзников, прикрепленные к конвоям, были доступны: HMS Defender , Jaguar и Juno ждали в проливе Китира , а HMS Decoy , Carlisle , Calcutta , а Bonaventure и HMAS Vampire находились неподалеку.
Итальянский флот возглавил флагман адмирала Якино, современный линкор «Витторио Венето» , прикрытый эсминцами «Альпино» , «Берсальере» , «Фучильере» и «Гранатьере» 13-й флотилии. В состав флота также входила большая часть итальянских тяжелых крейсерских сил: «Зара» , «Фиуме » и «Пола» в сопровождении четырех эсминцев ( «Альфредо Ориани» , «Джозуэ Кардуччи» , «Винченцо Джоберти» и «Витторио Альфьери» ) 9-й флотилии; и тяжелые крейсеры «Триест» , «Тренто» и «Больцано » в сопровождении трех эсминцев ( «Аскари» , «Корацциер » и «Карабиньер» ) 12-й флотилии. К ним присоединились легкие крейсера «Луиджи ди Савойя Дука дельи Абруцци» и «Джузеппе Гарибальди» (8-я дивизия) и два эсминца 16-й флотилии ( «Эмануэле Пессаньо» и «Николосо да Рекко» ) из Бриндизи . [6] Примечательно, что ни один из итальянских кораблей не имел радара, в отличие от некоторых кораблей союзников. [7]
Боевой
[ редактировать ]27 марта вице-адмирал Придэм-Уиппел с крейсерами «Аякс» , «Глостер» , «Орион» и « Перт» , а также несколькими эсминцами отплыл из греческих вод и занял позицию к югу от Крита. Адмирал Каннингем с «Грозным» , «Варспайтом» , «Бархэмом» и «Валиантом» в тот же день вышел из Александрии навстречу крейсерам. [8]
Итальянский флот был замечен «Сандерленд» летающей лодкой в 12:00, что лишило Якино всякого преимущества внезапности. Итальянский адмирал также узнал, что «Грозный» находился в море, благодаря команде дешифровщиков на борту «Витторио Венето» . Тем не менее, после некоторого обсуждения, итальянский штаб решил продолжить операцию, чтобы продемонстрировать немцам свою волю к бою и уверенность в более высокой скорости своих боевых кораблей. [8]
Действия у Гавдоса
[ редактировать ]
28 марта IMAM Ro.43 гидросамолет , запущенный Витторио Венето, в 06:35 заметил эскадру британских крейсеров. В 07:55 группа «Тренто» столкнулась с группой крейсеров адмирала Придэма-Виппелла южнее греческого острова Гавдос . Британская эскадра направлялась на юго-восток. Думая, что они пытаются убежать от своих более крупных кораблей, итальянцы бросились в погоню, открыв огонь в 08:12 с высоты 24 000 ярдов (22 000 м). Три тяжелых крейсера неоднократно вели огонь до 08:55: «Триест» выпустил 132 бронебойных снаряда, «Тренто» выпустил 204 бронебойных и 10 фугасных снарядов, а «Больцано» выпустил еще 189 бронебойных снарядов, но итальянцы столкнулись с проблемами с дальномерным оборудованием и забили гол. никаких существенных попаданий. [9] HMS Gloucester произвел в ответ три залпа. Это не удалось, но заставило итальянцев изменить курс. [9] [10]
Поскольку после часа преследования они не сократили значительно расстояние, итальянские крейсеры прервали погоню, повернув на северо-запад, курсом на воссоединение с Витторио Венето . Корабли союзников по очереди меняли курс, следуя за итальянскими крейсерами на предельной дистанции. Якино позволил британцам приблизиться в надежде заманить их в зону досягаемости Витторио Венето . орудий [9]
Офицер на мостике « Ориона » заметил своему спутнику: «Что это там за линкор? Я думал, наш находится в нескольких милях отсюда». Итальянцы подслушали сигнал Ориона о том , что она заметила неизвестное подразделение и собирается провести расследование. [11] В 10:55 «Витторио Венето» присоединился к итальянским крейсерам и немедленно открыл огонь по преследующим их крейсерам союзников. Она произвела 94 выстрела 29 залпами с расстояния 25 000 ярдов (23 000 м), все хорошо прицельно, но опять же с чрезмерным разбросом залпов. (Еще 11 патронов застряло в стволах. [12] ) Крейсеры союзников, до этого не подозревавшие о присутствии линкора, отошли, получив легкие повреждения от 381-мм (15,0 дюймов) осколков снаряда. [9] [13] [14] [15] Серия фотографий, сделанных с корабля HMS Gloucester, показывающих итальянские залпы, падающие на военные корабли союзников, была опубликована Life журналом 16 июня 1941 года. [14]
Воздушные атаки
[ редактировать ]
Силы Каннингема, которые пытались встретиться с Придхэм-Уиппеллом, начали атаку Fairey Albacore торпедоносцев с HMS Formidable в 09:38. Они атаковали Витторио Венето без прямого эффекта, но необходимый маневр затруднил итальянским кораблям продолжение преследования. Итальянские корабли стреляли из 152, 100 и 90-мм орудий, а также 37, 20 и 13,2-мм орудий с близкого расстояния, отражая атаку, при этом один из двух Junkers Ju 88, сопровождавших итальянский флот, был сбит « Фейри Фулмаром» . [10] Якино прервал преследование в 12:20 и удалился к своему воздушному прикрытию в Таранто . [16]
Вторая воздушная атака в 15:09 удивила итальянцев; Лейтенант-командир Джон Далиелл-Стед ( DSO ) смог подвести свой Альбакор на расстояние 1000 м от Витторио Венето, прежде чем выпустить торпеду, которая попала в ее внешний левый винт и вызвала в 4000 длинных тонн (4100 т затопление ). Далиелл-Стед и его команда погибли, когда их самолет был сбит зенитным огнем линкора. Корабль остановился, пока повреждения устранялись, но смог снова тронуться в путь в 16:42, развивая скорость 19 узлов (35 км/ч ; 22 мили в час ). Каннингем узнал о повреждении Витторио Венето и начал преследование. [17]

Третья атака шести Albacores и двух Fairey Swordfish из 826-й и 828-й эскадрилий военно-морской авиации с острова Formidable и двух Swordfish из 815-й эскадрильи с Крита произошла между 19:36 и 19:50. Адмирал Якино развернул свои корабли в три колонны и использовал дым, прожекторы и сильный заградительный огонь, чтобы защитить Витторио Венето . Такая тактика предотвратила дальнейшее повреждение линкора, но одна торпеда попала в «Полу» , которая почти остановилась, чтобы избежать столкновения с «Фиуме» , и не могла предпринять никаких действий по уклонению. В результате этого удара были выведены из строя пять котлов и главный паропровод, в результате чего «Пола» потеряла электроэнергию и остановилась. [18] Торпеду, по-видимому, сбросил лейтенант Грейнджер Уильямс. [19] Впоследствии Уильямс был награжден Крестом за выдающиеся заслуги, прежде всего за ту роль, которую он сыграл в проведении последующего военно-морского сражения. [19]
Не подозревая о преследовании Каннингема, эскадре крейсеров и эсминцев было приказано вернуться и помочь Поле . В состав этой эскадры входили Полы корабли родственные « — Зара» и «Фиуме» . Эскадра начала возвращаться в сторону Полы примерно через час после приказа Якино, официально из-за проблем со связью, в то время как Витторио Венето и другие корабли продолжили путь в Таранто. [20]
Ночное действие
[ редактировать ]В 20:15 радар « Ориона » обнаружил корабль в шести милях от левого борта, очевидно, мертвый в воде; она была искалеченной Полой . Основная часть войск союзников обнаружила итальянскую эскадру на радаре вскоре после 22:00 и смогла приблизиться, не будучи обнаруженными. Итальянские корабли не имели радаров и не могли обнаружить британские корабли другими способами, кроме зрения; Итальянское мышление не предусматривало ночных действий, и их батареи главных орудий не были готовы к действиям. В 22:20 они заметили эскадру союзников, но приняли их за итальянские корабли. Линкоры Barham , Valiant и Warspite смогли приблизиться на расстояние 3800 ярдов (3500 м) – в упор для орудий линкора – и в этот момент открыли огонь. Прожекторы союзников (в том числе под командованием мичмана принца Филиппа на борту «Валианта» [21] ) осветили своего врага. Некоторые британские артиллеристы видели, как главные башни итальянских крейсеров взлетели на десятки метров в воздух. Фиуме и Зара были уничтожены за считанные минуты. «Фиуме» затонул в 23:30, а «Зара» была добита торпедой эсминца HMS Jervis в 02:40 29 марта. [22]
Два итальянских эсминца, «Витторио Альфиери» (флагман командующего флотилией капитана Сальваторе Тоскано ) и «Джозуэ Кардуччи» , были потоплены в первые пять минут. Двум другим, Джоберти и Ориани , удалось скрыться под дымовой завесой , первый получил тяжелые повреждения после того, как их преследовали и обстреливали британские эсминцы «Гриффин» и «Грейхаунд» . [23] [24] В качестве приза рассматривалась буксировка Полы в Александрию, но приближался рассвет, и считалось, что опасность нападения противника с воздуха слишком велика. [7] Британские абордажные отряды захватили несколько столь необходимых «Бреда» . зенитных пулеметов [25] Экипаж «Полы » был снят, и вскоре после 04:00 она была потоплена торпедами эсминцев «Джервис» и «Нубиан» . Единственной известной реакцией итальянцев после шокирующего сюрприза была бесплодная торпедная атака Ориани и Джоберти и бесцельный огонь одного из -мм орудий Зары 40 в направлении британских военных кораблей. [7]
Корабли союзников взяли на себя выживших, но утром покинули место происшествия, опасаясь воздушных ударов Оси. Адмирал Каннингем приказал подать сигнал на аварийный диапазон торгового флота. Этот сигнал был получен итальянским командованием . Он сообщил им, что из-за риска воздушных ударов корабли союзников прекратили свои спасательные операции и предоставили безопасный проход кораблю-госпиталю для спасательных целей. Местоположение оставшихся в живых было передано в эфир, и итальянский госпитальный корабль «Градишка» . за ними прибыл [7] Потери союзников во время боя составили один бомбардировщик-торпедоносец, сбитый Витторио Венето , 90-мм (3,5-дюймовыми) зенитными батареями с потерей экипажа из трех человек. Итальянские потери составили до 2303 моряков, большая часть из Зары и Фиуме . Союзники спасли 1015 выживших, а итальянцы - еще 160. [7]
Последствия
[ редактировать ]Баланс военно-морских сил
[ редактировать ]Военно-морской историк Винсент О'Хара описал битву при Матапане как «величайшее поражение Италии на море, исключив из ее боевого порядка крейсерскую дивизию, но битва вряд ли была решающей». [26] Британцы в Средиземном море потеряли тяжелый крейсер «Йорк» и новый легкий крейсер «Бонавентура» за тот же период (26–31 марта 1941 г.), но в то время как Королевский флот потерял за время войны четыре тяжелых крейсера ( «Йорк» , «Эксетер» , «Корнуолл» и «Дорсетшир» , последние два в одном бою ), у Матапана «Регия Марина» потеряла троих за ночь. Тот факт, что итальянцы продвинулись так далеко на восток, установил потенциальную угрозу, которая вынудила британцев держать свои линкоры готовыми к новому вылету во время операций у Греции и Крита. [27]
После поражения у мыса Матапан итальянский адмирал Якино писал, что сражение имело
...следствие ограничения на некоторое время нашей оперативной деятельности не из-за серьезного морального эффекта потерь, как считали англичане, а из-за того, что операция выявила нашу неполноценность в эффективном военно-воздушном взаимодействии и отсталость нашей техники ночного боя .
— Якино [27]
Итальянский флот снова не входил в Восточное Средиземноморье до падения Крита два месяца спустя, и не выходил в полную силу до битвы в середине июня 1942 года . [6] Несмотря на свою впечатляющую победу, адмирал Каннингем был несколько разочарован тем, что эсминцам не удалось войти в контакт с Витторио Венето . Тот факт, что итальянский линкор уцелел, по словам британского адмирала, «вызывает большое сожаление». [28]
Блетчли Парк (GC&CS)
[ редактировать ]Из соображений секретности взломщики кодов GC&CS очень редко информировались об оперативных последствиях своей работы, но их влияние на битву у мыса Матапан было исключением. Через несколько недель после битвы адмирал Каннингем зашел в Блетчли-парк, чтобы поздравить Дилли и его девочек, что оказало положительное влияние на моральный дух: [1] Мэвис Бэти, одна из взломщиков кодов, вспоминает: «Наше чувство восторга не знало границ, когда сам Каннингем пришел лично поблагодарить и поздравить нас». [1] Адмирал Джон Годфри , директор военно-морской разведки , заявил: «Скажите Дилли, что мы одержали великую победу в Средиземноморье, и это полностью благодаря его девушкам». [1]
Послевоенный
[ редактировать ]В Италии до сих пор ведутся споры относительно приказа итальянского адмирала Анджело Якино дивизии Зара вернуть Полу , когда стало ясно, что с противоположного направления быстро приближается вражеский линкор. [7]
Когда Каннингем выиграл в Матапане
По милости Божией и Дилли
Он был мозгом всех них
И никогда не следует забывать. Будет ли он?
— [У.Ф. Кларк о Дилли Нокс] [1]
В течение десятилетий после окончания Второй мировой войны участие GC&CS, а также использованные методы взлома кодов держались в секрете. Был опубликован ряд противоречивых теорий, прежде чем появились более полные отчеты после того, как записи были окончательно рассекречены в 1978 году. Только позже, после того, как Мэвис Бэти продемонстрировала метод удочки Дилли адмиралу, отвечающему за военно-морскую историю, итальянские официальные записи были исправлены. [1] В 1966 году Х. Монтгомери Хайд опубликовал историю, в которой утверждалось, что американская шпионка Бетти Торп соблазнила адмирала Альберто Лаиса (итальянского военно-морского атташе в Вашингтоне, округ Колумбия ) и что она получила кодовую книгу , которую британцы использовали для победы над итальянцами. в Матапане. Хайда признали виновным в клевете на погибших, но доказательства причастности GC&CS тогда не были обнародованы. [1] В 1980 году BBC сериал «Шпион!» включало аналогичные обвинения в отношении шпионки по имени «Синтия», которая получила шифровальную книгу. [1] В 1974 году Фредерик Винтерботэм в книге «Ультра секрет» ошибочно приписал расшифровку Люфтваффе трафика «Загадки» . [1]
Боевой порядок
[ редактировать ]Италия
[ редактировать ]- Отряд Адмирал [29] Анджело Якино
- Один линкор : Витторио Венето (поврежден).
- Четыре эсминца ( 13-я эскадрилья эсминцев ): Alpino , Bersagliere , Fusiliere , Grenadiere.
- Дивизия Адмирал [30] Антонио Леньяни
- Два легких крейсера ( 8-я крейсерская дивизия ): Дука дельи Абруцци , Джузеппе Гарибальди
- Два эсминца ( 16-я эскадрилья эсминцев ): Эмануэле Пессаньо , Николозо да Рекко
- Адмирал дивизии Луиджи Сансонетти
- Три тяжелых крейсера ( 3-я крейсерская дивизия ): Больцано , Тренто , Триест.
- Три эсминца ( 12-я эскадрилья эсминцев ): Аскари , Карабинер , Кирасир.
- Адмирал дивизии Карло Каттанео
- Три тяжелых крейсера ( 1-я крейсерская дивизия ): «Фиуме» (потоплен), «Пола» (потоплен), «Задар» (потоплен).
- Четыре эсминца ( 9-я эскадрилья эсминцев ): Витторио Альфьери (потоплен), Джозуэ Кардуччи (потоплен), Винченцо Джоберти (поврежден), Альфредо Ориани.
Союзники
[ редактировать ]Включено: [31] Отряд А, 14-я флотилия эсминцев, 10-я флотилия эсминцев (отряда C), Отряд B, 2-я флотилия эсминцев , Отряд D
- Адмирал сэр Эндрю Каннингем
- Три линкора: HMS Barham , Valiant и Warspit.
- Один авианосец: HMS Formidable (1 самолет потерян, 3 погибших)
- Девять эсминцев: HMS Greyhound , Griffin , Jervis , Janus , Mohawk , Nubian , Hotspur и Havock и HMAS Stuart.
- Вице-адмирал Генри Придэм-Виппелл
- Четыре легких крейсера: HMS Ajax , Gloucester и Orion и HMAS Perth.
- Три эсминца: HMS Hasty , Hereward и Ilex.
- Конвой AG 9 (из Александрии в Грецию)
- Два легких крейсера: HMS Calcutta и Carlisle.
- Три эсминца: HMS Defender и Jaguar и HMAS Vampire.
- Конвой GA 8 (из Греции в Александрию)
- Один зенитный крейсер: HMS Bonaventure.
- Два эсминца: HMS Decoy и Juno.
- Одно торговое судно: Фермопилы (норвежское).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бэти, Мэвис (2011). «Глава 6: Разгадывая загадку итальянского военно-морского флота». Смит, Майкл (ред.). Взломщики кодов из Блетчли-Парка . Издательство Bitback. стр. 79–92. ISBN 978-1849540780 .
- ^ «Мэвис Бэти – некролог» . Дейли Телеграф . 13 ноября 2013 года . Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ «Испанская загадка приветствуется в Блетчли-парке» . Блетчли Парк. 5 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 2 октября 2012 года . Проверено 13 августа 2012 г.
- ↑ См. отчет в официальном издании Адмиралтейства за 1943 год, «К востоку от Мальты, к западу от Суэца: Отчет Адмиралтейства о морской войне в Средиземноморье» (Лондон, Канцелярия Его Величества, 1943 год), где приписывается обнаружение итальянских войск. к «одному из разведывательных самолетов Грозного». (стр. 56)
- ^ Адмиралтейство (1943 г.). К востоку от Мальты, к западу от Суэца . Лондон: Канцелярия Его Величества. п. 55.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скальцо, Энтони М. (январь 2001 г.). «Битва у мыса Матапан: резня итальянского военно-морского флота во время Второй мировой войны» . Историческая сеть .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Грин и Массиньяни 1998 , стр. 157–159.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грин и Массиньяни 1998 , стр. 148–150.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Грин и Массиньяни 1998 , стр. 150–151.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фраккароли, Альдо (январь 2001 г.). «Морской бой Гаудо». Военно-исторический журнал (на итальянском языке). Парма: издания Альбертелли.
- ^ О'Хара 2009 , с. 89
- ^ Грин и Массиньяни 1998 , стр. 151–152.
- ^ Чернуски, Энрико (ноябрь 2006 г.). «И все они выполнили свой долг: причины и следствия». Журнал Maritima (на итальянском языке).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Назад, Джеффри Роберт Бенсли (16 июня 1941 г.). «Матапан: Британский флот одержал морскую победу над итальянцами» . Жизнь . стр. 32–33.
- ^ Констебль, Брюс. «Битва при Матапане» . Краткая история австралийского крейсера HMAS Perth . Архивировано из оригинала 1 октября 2017 года . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ Грин и Массиньяни 1998 , стр. 152–153.
- ^ Грин и Массиньяни 1998 , с. 153
- ^ О'Хара 2009 , с. 91
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Послевоенная парадная форма авиации военно-морского флота Королевского военно-морского флота лейтенанта-коммандера Грейнджера Патрика Карлайла (GPC) Уильямса, DSC, героя мыса Матапан» . Музей Рэтбоуна. 5 марта 2021 г. Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ Грин и Массиньяни 1998 , стр. 152–156.
- ^ Сайкс, Том (24 апреля 2012 г.). «Филип: Как я потопил итальянские крейсеры» . Ежедневный зверь .
- ^ Грин и Массиньяни 1998 , стр. 156–157.
- ^ Коломбо, Лоренцо (13 марта 2017 г.). «Винченцо Джоберти» . С кожей, висящей на гвозде (по-итальянски) . Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ Стивен, Мартин (1988). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 65–67 . ISBN 0-87021-556-6 .
- ^ Пак, SWC (1961). Битва при Матапане . Британские сражения. Макмиллан. п. 151.
- ^ О'Хара, 2009, с. 97
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б О'Хара 2009 , с. 98
- ^ Браун, Дэвид (2002). Королевский флот и Средиземноморье: ноябрь 1940 г. — декабрь 1941 г. Рутледж. п. 76. ИСБН 0-7146-5205-9 .
- ^ Вице-адмирал эскадрильи . (эквивалент вице-адмирала РН)
- ^ Вице-адмирал. (эквивалент контр-адмирала РН)
- ^ ДиДжулиан, Тони. «Боевые порядки – Битва у мыса Матапан» . NavWeaps . Проверено 19 июля 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (1998). Морская война в Средиземном море, 1940–1943 гг . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-057-4 .
- О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Срединное море . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-648-3 .
- «Битва у мыса Матапан» . Королевский флот . Архивировано из оригинала 12 апреля 2011 года.
- Де Анджелис, Марк. «Битва при Матапане» . Регия Марина Итальяна .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Садкович, Джеймс Дж. (октябрь 1988 г.). «Переоценка того, кто выиграл итало-британский военно-морской конфликт, 1940–1942 годы». Ежеквартальный журнал европейской истории . 18 (4): 455–471. дои : 10.1177/026569148801800405 . S2CID 143162826 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Битва у мыса Матапан: резня итальянского военно-морского флота во время Второй мировой войны» Энтони М. Скальцо на HistoryNet.com
- (на итальянском языке) Битва Гаудо на Командном мосту
- (на итальянском языке) Ночь Матапана на Командном мосту
- После битвы у мыса Матапан видео от британского Пате
- Конфликты 1941 года
- 1941 год в Италии.
- Победы союзников на море в битве на Средиземном море.
- Морские сражения и операции европейского театра Второй мировой войны.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Италии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Блетчли Парк
- Ночные бои
- События марта 1941 года