HMS Карлайл (D67)
В камуфляже военного времени, 1942 год.
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | Карлайл |
Строитель | Судостроительная и инжиниринговая компания Fairfield |
Заложен | 2 октября 1917 г. |
Запущен | 9 июля 1918 г. |
Введен в эксплуатацию | 11 ноября 1918 г. |
реклассифицирован |
|
Судьба | CTL 1943 г., расформирован в Александрии, 1948 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | С-класса Легкий крейсер |
Смещение | 4290 длинных тонн |
Длина | 451,4 футов (137,6 м) |
Луч | 43,9 футов (13,4 м) |
Черновик | 14 футов (4,3 м) |
Установленная мощность | |
Движение |
|
Скорость | 29 узлов (54 км/ч ; 33 миль в час ) |
Диапазон | перевез 300 тонн (максимум 950 тонн) мазута |
Дополнить | 330-350 |
Вооружение |
|
Броня |
|
HMS Carlisle — C-класса лёгкий крейсер Королевского флота , названный в честь английского города Карлайл . Это был именной корабль группы «Карлайл» крейсеров С-класса. Карлайлу приписывают сбитие одиннадцати самолетов Оси во время Второй мировой войны , и он был самым результативным зенитным кораблем в Королевском флоте. [ 1 ]
Строительство и первые годы
[ редактировать ]Он был заложен судостроительной и инженерной компанией Fairfield в 1917 году и спущен на воду 9 июля 1918 года. Он был оснащен ангаром, расположенным под мостом для перевозки самолетов. Этого не произошло, и позже ангар снесли. Карлайл был призван слишком поздно, чтобы участвовать в боевых действиях Первой мировой войны . В 1919 году Карлайл присоединился к 5-й эскадре лёгких крейсеров в Харвиче . В марте 1919 года он отправился вместе с эскадрильей и занял базу в Китае .
Вечером 3 марта 1921 года сингапурский пассажирский корабль SS Hong Moh сел на мель на Уайт-Рокс у острова Ламок в Шаньтоу , Китай, и потерпел крушение, унеся жизни примерно от 900 до 1000 человек. Пароход Хун SS Shanti обнаружил затонувшее судно утром 4 марта и оказал помощь, спасая 45 выживших, прежде чем отправиться в Шаньтоу за дополнительной помощью для Мо . Получив известие о катастрофе, британский консул в Шаньтоу проинформировал старшего военно-морского офицера Великобритании в Гонконге , который, в свою очередь, передал по радио сообщение с просьбой к кораблям прийти на Хун Мо помощь Королевского флота . Шлюп HMS Foxglove прибыл на место происшествия поздно вечером 5 марта, но не смог обнаружить место крушения в темноте.
Карлайл присоединился к Фоксглав на месте происшествия на рассвете 6 марта, и два корабля обнаружили Хонг Мо и начали спасать дополнительных выживших, причем Фоксглав взяла на борт 28 выживших, а затем отправилась поздно вечером для дозаправки. Карлайл продолжал работать всю ночь с 6 на 7 марта, используя прожекторы , и в светлое время суток 7 марта. « Карлайла » Командир подплыл Эдвард Эванс к месту крушения около 20:00 7 марта, чтобы помочь последним выжившим попасть на борт шлюпок корабля. Карлайл наконец прекратил спасательные операции в 23:00 7 марта. На рассвете 8 марта лодки Карлайла подошли к месту крушения Хонг Мо , но не обнаружили дальнейших признаков жизни, и Карлайл отправился в Гонконг с 221 выжившим на борту.
Среди офицеров и рядовых офицеров «Карлайла» Эванс вместе с лейтенантом-коммандером Ион Тауэром и артиллеристом Джоном Г. Дьюаром был награжден серебряной медалью Торговой палаты за доблесть в спасении жизни на море , а ведущий моряк У.Г. Элдретт и опытный моряк А.Э. Уайтхед получил награду в бронзе. [ 2 ] [ 3 ]
Карлайл был переоборудован между 1921 и 1929 годами и продолжил службу на Африканской станции в составе 6-й крейсерской эскадрильи. В феврале 1930 года «Карлайл» был пришвартован в сухом доке Селборна в Саймонс-Тауне , Южная Африка, прежде чем присоединиться к 2-й эскадре крейсеров «Атлантик» ( Флот метрополии ). 16 марта 1937 года он был заменен крейсером HMS Neptune и вернулся в Соединенное Королевство для перевода в резерв. В июне 1939 года Карлайл начал переоборудование в зенитный крейсер, на который восемь 4-дюймовых (102-мм) QF MK16 и один счетверенный 2-фунтовый «Пом-Пом» были установлены . Это преобразование было завершено в январе 1940 года; Во время переоборудования Карлайл был оснащен радаром и представил Тип 280 в Королевском флоте комбинированный радар воздушного предупреждения и артиллерийского огня ; Таким образом, он стал первым военным кораблем, оснащенным радиолокационной системой управления зенитным огнем. [ 4 ]
Ранняя военная служба
[ редактировать ]Затем она провела короткий период с Флотом Метрополии , в ходе которого она участвовала в операциях союзников против немецкого вторжения в Норвегию . Она сопровождала конвой с войсками в составе 148-й пехотной бригады, который сошёл на берег в Ондалснесе ; угрожая немецким позициям в Тронхейме с севера и юга (операция «Серп»).
Позже в том же месяце шлюп HMS Bittern был принят за крейсер и был сильно поврежден немецкими Ju 88 , что вынудило его потопить HMS Janus . В августе Карлайл служила в районе Красного моря и Аденского залива , когда она помогала в эвакуации британских войск, гражданского населения и больных из Берберы в Британском Сомалиленде в Аден до того, как Бербера была оккупирована итальянскими войсками.
Средиземноморский
[ редактировать ]Она вернулась на Восточный флот в августе 1940 года; как и большинство ее сестер, она затем была направлена в Средиземное море и покинула Дальний Восток в марте 1941 года. Оказавшись в Средиземном море, она использовалась для сопровождения конвоев в качестве корабля ПВО 15-й крейсерской эскадры для конвоев из Александрии в Грецию ( Операция «Люстр»). Она участвовала в битве у мыса Матапан , а также в первом и втором сражениях при Сирте.
Он также участвовал в морской атаке во время битвы за Крит в 1941 году и был сбит и поврежден самолетом 22 мая во время атаки на вражеский конвой. В результате прямого попадания погиб ее командир, капитан Томас Клауд Хэмптон, штат Родина. Эсминец HMS Kingston пошел рядом, чтобы оказать помощь, в то время как Карлайл продолжал сражаться с противником. Она продолжала спасать выживших на SS Thistlegorm после того, как корабль был потоплен в результате воздушной атаки 5 октября 1941 года. К декабрю она вернулась к обязанностям конвоя между Александрией и Мальтой и была отправлена для поддержки введенного в эксплуатацию вспомогательного корабля снабжения HMS Breconshire .
Ущерб и реклассификация
[ редактировать ]В июле 1943 года она сопровождала силы поддержки вторжения союзников на Сицилию . во время немецкой контратаки в Эгейском море В сентябре– октябре Карлайл совершил вылазку в район южнее Пирея с эсминцами HMS Panther и HMS Rockwood ; перехват немецких конвоев в проливе Скарпанто . 9 октября 1943 года они были замечены немецкими пикирующими бомбардировщиками Ju 87 из I. StG 3 с авиабазы Мегара, которым в 12.05 удалось потопить «Пантеру» , а затем серьезно повредить «Карлайл» ; погибли 24 члена корабельной компании. отвез ее на буксир Александрию Роквуд в . Считалось, что он не подлежит экономическому ремонту как военный корабль, и в марте 1944 года он был переоборудован для использования в качестве базового корабля в гавани Александрии. Последний раз он числился в качестве остова в 1948 году после окончания войны и был разобран в 1949 году. Значок Карлайла Саймонстауне до сих пор можно увидеть нарисованным на стене сухого дока Селборна в , Южная Африка.
В популярной культуре
[ редактировать ]HMS Carlisle упоминается в фильме «Игра в имитацию» , где взломщик кодов Питер Хилтон заявляет, что его брат служит моряком на «Карлайле».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Navweapons British 4 дюйма/45 (10,2 см) QF HA Marks XVI, XVII, XVIII и XXI
- ^ «Заключения Морской следственной комиссии» (PDF) . Правительственный вестник Гонконга : 226–227. 27 мая 1921 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Морской соединитель: Инциденты с пассажирскими судами. Архивировано 24 сентября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Хауз, Радар в море , стр. 43.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1980). "Великобритания". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 2–85. ISBN 0-8317-0303-2 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-922-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .