HMS Кюракоа (D41)
![]() Кюракоа на якоре, 1941 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Кюракоа |
Тезка | Кюрасао |
Заказал | Март – апрель 1916 г. |
Строитель | Верфь Пембрук |
Заложен | 13 июля 1916 г. |
Запущен | 5 мая 1917 г. |
Введен в эксплуатацию | 18 февраля 1918 г. |
реклассифицирован | Переоборудован в зенитный крейсер , 1939–1940 гг. |
Псевдоним(а) | Какао Лодка [ 1 ] |
Судьба | Затонул при столкновении с RMS Queen Mary , 2 октября 1942 года. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | С-класса Легкий крейсер |
Смещение | 4190 длинных тонн (4260 т ) |
Длина | 450 футов 3 дюйма (137,2 м) ( о/а ) |
Луч | 43 фута 5 дюймов (13,2 м) |
Черновик | 14 футов 8 дюймов (4,5 м) (в среднем) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 29 узлов (54 км / ч; 33 миль в час) |
Дополнить | 460 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Общие характеристики (где отличаются) | |
Тип | Зенитный крейсер |
Смещение | 5403 длинных тонны (5490 т) ( глубокая загрузка ) |
Вооружение |
|
HMS Curacoa — C-класса, лёгкий крейсер построенный для Королевского флота во время Первой мировой войны . Он был одним из пяти кораблей подкласса Церера» « и большую часть своей карьеры провел в качестве флагмана . Корабль был приписан к Харвичским силам во время войны, но практически не участвовал в боевых действиях, поскольку был построен менее чем за год до окончания войны. Ненадолго приписанный к Атлантическому флоту в начале 1919 года, Кюракоа был переброшен на Балтику в мае для поддержки антибольшевистских сил во время британской кампании на Балтике во время Гражданской войны в России . Вскоре после этого корабль подорвался на морской мине и был вынужден вернуться домой для ремонта.
Проведя остаток 1919 и 1920 годов в резерве , он вновь присоединился к Атлантическому флоту до 1928 года, за исключением временного перевода на Средиземноморский флот в 1922–1923 годах для поддержки британских интересов в Турции во время Чанакского кризиса . Кюракоа был передан Средиземноморскому флоту в 1929 году.
В 1933 году «Кюракоа» стал учебным кораблем и в июле 1939 года, за два месяца до начала Второй мировой войны , был переоборудован в зенитный крейсер . Он вернулся в строй в январе 1940 года и, обеспечивая сопровождение в Норвежской кампании в апреле того же года, был поврежден немецкой авиацией. После завершения ремонта в том же году она в течение двух лет сопровождала конвои на Британских островах и вокруг них. В конце 1942 года во время дежурства по сопровождению он был случайно разрезан пополам и потоплен океанским лайнером RMS Queen Mary , в результате чего погибло 337 человек.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Крейсера класса С предназначались для сопровождения флота и его защиты от эсминцев противника, пытающихся приблизиться к торпедной досягаемости. [ 2 ] Подкласс Церера был немного большей и улучшенной версией предыдущего Каледон подкласса . Корабли имели общую длину 450 футов 3 дюйма (137,2 м) , ширину 43 фута 5 дюймов (13,2 м) и среднюю осадку 14 футов 8 дюймов (4,5 м). Водоизмещение составляло 4190 длинных тонн (4260 т ) при нормальной и 5020 длинных тонн (5100 т) при глубокой загрузке .
Кюракоа приводился в движение двумя Parsons паровыми турбинами с редуктором , каждая из которых приводила в движение один гребной вал , что производило в общей сложности 40 000 лошадиных сил на валу (30 000 кВт). В турбинах использовался пар, вырабатываемый шестью котлами Ярроу , что давало ей скорость около 29 узлов (54 км/ч; 33 мили в час). [ 3 ] Во время ходовых испытаний 14 февраля 1918 года «Кюракоа» достигла проектной скорости 40 428 л.с. (30 147 кВт). [ 1 ] Он перевез 935 длинных тонн (950 т) мазута . Корабль имел экипаж около 460 офицеров и рядовых . [ 3 ]
Основное вооружение кораблей класса «Церера» состояло из пяти 6-дюймовых (152-мм) орудий BL Mk XII , которые устанавливались по диаметральной плоскости и имели обозначение от «1» до «5» спереди назад. Несмотря на то, что их количество идентично Caledon , компоновка была значительно улучшена по ряду направлений. Орудие, ранее находившееся между мостиком и носовой трубой, было перемещено в положение суперобстрела над передним орудием с более широкой дугой обстрела, чем в старом положении. Остальные также были перенесены: один за заднюю трубу, а два последних находились в корме, при этом одно орудие вело стрельбу над самым задним орудием. Два QF 3-дюймовые (76 мм) мощностью 20 центнеров [ Примечание 1 ] Зенитные орудия располагались рядом с носовой трубой. Торпедное вооружение кораблей класса «Церера» было идентично вооружению «Каледона »: восемь диаметром 21 дюйм (533 мм) торпедных аппаратов в четырех спаренных установках, по два на каждом борте . [ 3 ] Класс «Церера» был защищен ватерлинейным поясом толщиной 1,5–3 дюйма (38–76 мм), а над рулевым механизмом имелась защитная палубная броня толщиной 1 дюйм (25 мм). В отличие от своих однотипных кораблей , ее боевая рубка была снята еще до завершения строительства. [ 4 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
Кюракоа был заказан в марте – апреле 1916 г. [ 4 ] в рамках программы повторной войны. Она была четвертым кораблем своего имени, служившим в Королевском флоте. [ 5 ] и назван в честь захвата голландского острова Кюрасао в 1807 году. [ 1 ] Корабль был заложен на верфи Pembroke Royal Dockyard 13 июля. [ 6 ] Он был спущен на воду 5 мая 1917 года и завершен 18 февраля 1918 года. [ 7 ] Ее первым командиром был капитан Барри Домвил . [ 1 ] После ввода в строй «Кюракоа» стал флагманом 5-й эскадры лёгких крейсеров , входящей в состав Харвичских сил, и прослужил там до конца войны. [ 8 ] [ 9 ] В связи с днем рождения Джона Сирила Порта и церемонией награждения в RNAS Felixstowe ее экипаж был проинспектирован королем Георгом V в Харвиче 26 февраля. [ 1 ] [ 10 ] С июня она участвовала в разведывательных операциях по приказу контр-адмирала Реджинальда Тирвитта , командующего Харвичскими силами. [ 11 ] пара 2-фунтовых (40-мм) легких зенитных орудий Mk II «помпоны» . Где-то в 1918 году на нем была установлена [ 12 ]
В апреле 1919 года «Кюракоа» присоединился к 1-й эскадре лёгких крейсеров вновь созданного Атлантического флота . [ 8 ] [ 13 ] Однако в следующем месяце она была отправлена в Прибалтику в рамках британской интервенции в Гражданскую войну в России в поддержку белых русских против большевиков. 7 мая контр-адмирал Уолтер Коуэн передал кораблю свой флаг от его сводной сестры Каледона . Десять дней спустя корабль следовал из Хельсинки в Лиепаю , когда подорвался кормой на мине в 70 милях (110 км) к востоку от Ревеля (ныне Таллинн ). [ 14 ] В результате взрыва один член экипажа погиб и трое получили ранения. [ 15 ] Коуэна, который в это время принимал ванну, выбросили из ванны, и он побежал к мосту, одетый только в пальто, пока одежду не удалось принести из его «дневной каюты». [ 14 ] Кюракоа смог развить скорость 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час) после некоторого ремонта и позже в тот же день достиг Ревеля. После временного ремонта там она вернулась в Великобританию для постоянного ремонта на верфи Ширнесс ; ее руль отвалился при прохождении «Скау» , и кораблем можно было управлять с помощью двигателей только последние 500 миль (800 км) до верфи . [ 15 ]
Кюракоа находился на ремонте до июля. [ 16 ] и был выведен в резерв после завершения ремонта. [ 17 ] Она оставалась в резерве до ноября 1920 года. [ 18 ] но позже до 1928 года служил флагманом 2-й эскадры легких крейсеров Атлантического флота. [ 8 ] Корабль был передан Средиземноморскому флоту в сентябре 1922 года во время Чанакского кризиса и прибыл в Смирну (ныне Измир ), Турция, 23 сентября. Находясь там, ее команда помогала с эвакуацией беженцев из города после того, как большая часть города была уничтожена пожаром . Кюракоа оставался в Средиземноморье как минимум до февраля 1923 года. [ 19 ] В середине 1920-х годов ее оригинальные 9-футовые (2,7 м) дальномеры были заменены на 12-футовые (3,7 м) модели. [ 12 ]
4 сентября 1929 года корабль был передан Средиземноморскому флоту в качестве флагмана 3- й крейсерской эскадры , которой командовал ее первый капитан Барри Домвил. [ 8 ] [ 20 ] Она оставалась в Средиземноморье до 1932 года. [ 8 ] 18 декабря 1933 года он стал учебным артиллерийским кораблем и продолжал выполнять эту роль до 1939 года. [ 8 ] В 1935 году он был одним из четырёх кораблей Королевского флота, показанных в британском фильме «Браун в разрешении» , где она сыграла немецкий линейный крейсер . [ 21 ] В июле 1939 года, за несколько месяцев до начала Второй мировой войны в Европе, он начал переоборудование в зенитный крейсер. [ 22 ] на верфи Чатема . [ 7 ] Это заключалось в замене всех шестидюймовых орудий на восемь 4-дюймовых (102-мм) универсальных орудий QF Mk XVI в четырех двухорудийных башнях на позициях, ранее занимаемых орудиями №№ 1, 3, 4 и 5. шестидюймовые пушки. На позиции орудия № 2 была установлена счетверенная установка для двухфунтовой легкой зенитной пушки Mk VII «Пом-Пом». Счетверенные установки Vickers калибра 0,5 дюйма (12,7 мм) зенитные пулеметные заменили трехдюймовые орудия, а торпедные аппараты были сняты. Ее мачты были срезаны, а существующие системы управления огнем были заменены парой систем High-Angle Control System Mk III и помпонной наводкой . Также был установлен радар Тип 279 раннего предупреждения . Чтобы компенсировать дополнительный вес корабля, было добавлено 200 длинных тонн (203 т) балласта . Хотя вес одного балласта был больше, чем у нового оборудования, он увеличил ее метацентрическую высоту с 2,93 до 3,41 фута (от 0,9 до 1,0 м) при глубокой нагрузке. [ 23 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Преобразование завершилось 24 января 1940 г. [ 7 ] и Кюракоа был передан в состав Флота Метрополии. корабль сопровождал конвой британских войск в Ондалснес Во время Норвежской кампании в середине апреля (операция «Серп»). Вместе с легким крейсером «Аретуза» Кюракоа высадил батальон Шервудских лесников в Мольде ; пристань . Ондалснеса рассвета оказалась слишком маленькой, чтобы позволить более чем одному крейсеру одновременно высадить свои войска до Кюракоа вернулся домой, но ему было приказано вернуться в Ондалснес, чтобы защитить там плацдарм от немецких самолетов, прибывших 22 апреля. Неоднократно подвергавшийся атакам в течение следующих нескольких дней, корабль был поражен в бак 250-килограммовой (550 фунтов) бомбой, сброшенной бомбардировщиком Третьей группы демонстрационного крыла 1 ( III./ Lehrgeschwader 1 ) вечером 24-го числа. . В результате взрыва бомбы погибли восемь членов экипажа, которые были похоронены в Веблунгснесе после того, как корабль вернулся домой для ремонта. За несколько часов до того, как она была ранена, ее капитан сообщил, что у нее заканчиваются четырехдюймовые боеприпасы. [ 24 ]
После завершения ремонта «Кюракоа» был направлен на западные подходы , где большую часть следующих двух лет сопровождал конвои на Британских островах и вокруг них. [ 25 ] К сентябрю 1941 года Тип 285 и Тип 282 . радары управления огнем были установлены [ 26 ] В рамках попытки обмана конвоя PQ 17 корабль вошел в состав конвоя-ловушки, который отплыл 29 июня 1942 года, но не был замечен немцами. [ 27 ] К сентябрю 1942 года ее зенитный комплекс был усилен пятью одиночными установками для 20-миллиметровых (0,8 дюйма) легких зенитных орудий Oerlikon; РЛС дальнего надводного поиска Тип 273. добавлена [ 26 ]
Столкновение
[ редактировать ]
Утром 2 октября 1942 года Кюракоа встретился к северу от Ирландии с океанским лайнером «Куин Мэри» , на борту которого находились около 10 000 американских военнослужащих 29-й пехотной дивизии . [ 28 ] Лайнер двигался уклончивым курсом « Зиг-заг № 8» со скоростью 28,5 узлов (52,8 км/ч; 32,8 миль в час), общая скорость продвижения 26,5 узлов (49,1 км/ч; 30,5 миль в час). уклоняться от атак подводных лодок. [ 29 ] Пожилой крейсер продолжал следовать прямым курсом с максимальной скоростью 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час) и в конечном итоге его обогнал лайнер. [ 30 ] [ 31 ]
Каждый капитан по-разному интерпретировал « Правило дороги», полагая, что его корабль имеет право проезда . [ 29 ] Капитан Джон Уилфред Баутвуд из Кюракоа придерживался среднего курса лайнера, чтобы максимизировать свои возможности защитить лайнер от вражеских самолетов, в то время как коммодор сэр Сирил Гордон Иллингворт с корабля «Куин Мэри» продолжал зигзагообразный курс, ожидая, что крейсер сопровождения уступит дорогу. [ 32 ] [ 33 ]
Мы видели, как перед нами зигзагами двигался наш эскорт. [ Примечание 2 ] - Корабли и крейсеры обычно двигались зигзагами, чтобы сбить с толку подводные лодки. Однако в данном конкретном случае эскорт находился очень, очень близко к нам.
Я сказал своему приятелю: «Вы знаете, она ходит зигзагами повсюду перед нами, я уверен, что мы ее ударим».
И действительно, « Куин Мэри» разрезала крейсер пополам, как кусок масла, прямо через шестидюймовую [ sic ] броню.
В 13:32 во время зигзага стало очевидно, что «Куин Мэри» подошла слишком близко к крейсеру, и вахтенный офицер лайнера прервал поворот, чтобы избежать Кюракоа . Услышав эту команду, Иллингворт сказал своему офицеру: «Продолжайте двигаться зигзагом. Эти ребята привыкли сопровождать; они будут держаться подальше от вас и не будут вам мешать». [ 35 ] В 14:04 «Куин Мэри» начала поворот на правый борт с позиции немного позади крейсера и на расстоянии двух кабельтовых (около 400 ярдов (366 м)). Баутвуд осознавал опасность, но расстояние было слишком близко, чтобы любой из резких поворотов, назначенных каждому кораблю, мог повлиять на скорость, с которой они шли. «Куин Мэри» на полной скорости ударила Кюракоа в миделе корабля, разрезав крейсер пополам. Кормовая часть корабля почти сразу затонула, но остальная часть корабля продержалась на поверхности еще несколько минут. [ 36 ]
Действуя согласно приказу не останавливаться из-за риска нападения подводных лодок , «Королева Мария» двинулась дальше с поврежденным носом . Она связалась по рации с другими эсминцами своего эскорта, находившимися на расстоянии около 7 морских миль (13 км; 8,1 мили), и сообщила о столкновении. [ 37 ] Несколько часов спустя головной эскорт конвоя, состоящий из Брэмхема и HMS Cowdray , [ 38 ] вернулся, чтобы спасти примерно 101 выжившего, включая Бутвуда. [ Примечание 3 ] вместе с «Кюракоа» погибли 337 офицеров и моряков ее экипажа. Согласно данным о потерях на море, опубликованным Национальным архивом Соединенного Королевства в июне 2013 года, [ 40 ] [ Примечание 4 ] Память о большинстве погибших увековечена на Военно-морском мемориале Чатема , а остальные - на Военно-морском мемориале Портсмута . Те, кто умер после спасения или чьи тела были обнаружены, были похоронены в Чатеме и на Ашаиг кладбище на острове Скай . [ 39 ] В соответствии с Законом о защите военных останков 1986 года место Кюракоа крушения признано «защищенным местом». [ 42 ]
Свидетели столкновения дали клятву хранить тайну из соображений национальной безопасности. [ 43 ] О потере публично не сообщалось до окончания войны, хотя Адмиралтейство подал иск против «Куин Мэри» владельцев , компании Cunard White Star Line 22 сентября 1943 года , в Адмиралтейский суд Высокого суда . Мало что происходило до 1945 года, когда в июне дело было передано в суд; оно было перенесено на ноябрь, а затем на декабрь 1946 года. судья Пилчер оправдал команду «Королевы Марии» и 21 января 1947 года Кюракоа ее владельцев и возложил всю вину на офицеров . Адмиралтейство обжаловало его решение, и Апелляционный суд изменил решение, возложив две трети вины на Адмиралтейство и одну треть на Cunard White Star. Последний подал апелляцию в Палату лордов , но решение было оставлено в силе. [ 44 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Cwt» — аббревиатура от центнера ; 20 центнеров относительно веса ружья; одна длинная тонна или 2240 фунтов.
- ↑ Для очевидца движения крейсера могли выглядеть иначе, чем движения их собственного корабля.
- ↑ Согласно источникам, опубликованным за последние годы, число выживших варьировалось от 26 до 108. [ 39 ]
- ↑ Число погибших, зарегистрированных за эти годы, варьировалось от «более 300» до 339. [ 41 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Дент 2012, с. 173
- ^ Фридман 2010, стр. 38, 42, 48.
- ^ Перейти обратно: а б с Гардинер и Грей, 1985, с. 61
- ^ Перейти обратно: а б Рэйвен и Робертс 1980, с. 62
- ^ Колледж 2006, с. 86
- ^ Томас и Холмс 1997, с. 2
- ^ Перейти обратно: а б с Фридман 2010, с. 414
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уитли 1999, с. 70
- ^ «Дополнение к списку военно-морского флота, показывающее организацию флота, командование флагманов и т. д.: II - Harwich Force» . Список ВМФ : 13 декабря 1918 г. Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Робертсон, профессор Р. (1991). «Джон Сирил Порт и летающие лодки Феликстоу» (PDF) . Журнал '14–'18 : 30. Архивировано из оригинала (PDF) 14 апреля 2018 года . Проверено 2 августа 2017 г.
- ^ Ньюболт 1931, стр. 344–45.
- ^ Перейти обратно: а б Рэйвен и Робертс 1980, с. 75
- ^ «Дополнение к списку ВМФ с указанием организации флота, командования флагманов и т. д.: I – Атлантический флот» . Список ВМФ : 10 мая 1919 г. Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Беннетт 2002, с. 109
- ^ Перейти обратно: а б Руководитель 2009, с. 148
- ^ «Дополнение к списку ВМФ с указанием организации флота, командования флагманов и т. д.: I – Атлантический флот» . Список ВМФ : 701. Август 1919 г. Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ «Дополнение к списку ВМФ с указанием организации флота, командования флагманов и т. д.: I – Атлантический флот» . Список ВМФ : 711. Сентябрь 1919 г. Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ «Дополнение к списку ВМФ с указанием организации флота, командования флагманов и т. д.: I – Атлантический флот» . В списке ВМФ : 400. Декабрь 1920 г. Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ Халперн 2011, стр. 391, 400, 425–26, 432–37.
- ^ Дент 2012, с. 174
- ^ Общество Великой войны (июль 2008 г.). «Сент-Миэль Trip-Wire: июль 2008 г.» . WorldWar1.com . Проверено 25 марта 2016 г.
- ^ Рэйвен и Робертс 1980, с. 216
- ^ Рэйвен и Робертс 1980, стр. 216, 220–21, 428.
- ^ Хаарр 2010, стр. 68–69, 72–73, сн. 49, с. 421
- ^ Келли 1997, с. 160
- ^ Перейти обратно: а б Рэйвен и Робертс 1980, с. 428
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства 2007, с. 55
- ^ Балкоски 2005, стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б Батлер 2004, стр. 319–320.
- ^ Пахарь 2014, с. 368
- ^ Спейт 2015, с. 159
- ^ Келли 1997, стр. 160–62.
- ^ «Список капитанов Королевы Марии» (PDF) . QueenMary.com. Архивировано из оригинала (PDF) 15 марта 2013 года . Проверено 2 октября 2017 г.
- ^ « HMS Кюракоа Трагедия » . Новости Би-би-си . 11 июня 2004 года . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ Келли 1997, с. 162
- ^ Келли 1997, с. 163
- ^ Келли 1997, с. 164
- ^ Уилсон, Эдгар Эдвард. «Уилсон, Эдгар Эдвард (интервью IWM)» . Имперские военные музеи . Имперский военный музей . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дент 2014, с. 182
- ^ Дент 2014, стр. 182–83.
- ^ Дент 2014, с. 183
- ^ «Назначение в соответствии с Законом о защите военных останков 1986 года» . СИ 2008/950 . Управление информации государственного сектора , Национальный архив . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ Пирс 2006
- ^ Келли 1997, стр. 165–66.
Библиография
[ редактировать ]- Исторический отдел Адмиралтейства (2007). Королевский флот и арктические конвои . Истории штабов ВМФ. Абингдон, Великобритания: История Уайтхолла совместно с Routledge. ISBN 978-0-7146-5284-9 .
- Балкоски, Джозеф (2005). За плацдармом: 29-я пехотная дивизия в Нормандии (3-е изд.). Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Books. ISBN 0-8117-3237-1 .
- Беннетт, Джеффри (2002). Освобождение Балтики . Эдинбург, Великобритания: Бирлинн. ISBN 1-84341-001-Х .
- Батлер, Дэниел Аллен (2004). Эпоха Кунарда: Трансатлантическая история 1839–2003 гг . Публикации ПроСтар. ISBN 978-1-57785-348-0 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Дент, Стивен (2012). «Заметка о военном корабле: HMS Curacoa - что в названии?». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2012 года . Лондон: Конвей. стр. 172–74. ISBN 978-1-84486-156-9 .
- Дент, Стивен (2014). «Записка военного корабля: потеря HMS Curacoa ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2014 года . Лондон: Конвей. стр. 181–83. ISBN 978-1-84486-236-8 .
- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5 .
- Хаарр, Гейр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель–июнь 1940 г. Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-057-4 .
- Халперн, Пол, изд. (2011). Средиземноморский флот 1920–1929 гг . Публикации Общества военно-морских рекордов. Том. 158. Фарнем, Великобритания: Эшгейт. ISBN 978-1-4094-2756-8 .
- Руководитель, Майкл (2009). «Балтийский поход 1918–1920 годов, часть I». Военный корабль Интернешнл . XLVI (2). Международная организация военно-морских исследований: 135–50. ISSN 0043-0374 .
- Келли, Питер (1997). «Трагическая гибель HMS Curacoa». В Маклине, Дэвид; Престон, Энтони (ред.). Военный корабль 1997–1998 гг . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 160–166. ISBN 0-85177-722-8 .
- Ньюболт, Генри (1996). Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов. Том. V (перепечатка изд. 1931 г.). Нэшвилл, Теннесси: Battery Press. ISBN 0-89839-255-1 .
- Пирс, ГИР (2006). Все мои вчерашние дни . Виктория, Британская Колумбия, Канада: Trafford Publishing. ISBN 978-1-4120-5511-6 .
- Пахарь, Питер (2003). Через море к войне: конвои с войсками Австралии и Новой Зеландии с 1865 года во время двух мировых войн в Корею и Вьетнам . Дюрал, Австралия: Rosenberg Publishing. ISBN 1-8770-5806-8 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-922-7 .
- Спейт, Джеймс Г. (2015). Вилкохвостый Дьявол . АвторДом. ISBN 978-1-4969-6423-6 .
- Томас, Дэвид и Холмс, Патрик (1997). Королева Мария и крейсер: на Кюракоа Катастрофа . Лео Купер. ISBN 0-85052-548-9 .
- Уоттон, Росс (1989). Лайнер «Кунард Куин Мэри» . Анатомия корабля. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-599-Х .
- Уитли, MJ (1999). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN 1-86019-874-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Данн, Стив Р. (2022). Ударная сила Харвича: линия фронта Королевского флота в Северном море, 1914–1918 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-3990-1596-7 .
- Нивен, Дэвид. (1981). Иди медленно, возвращайся быстро . ISBN 0-340-28347-5 . стр. 121–123 описывают инцидент.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Крейсеры С-класса
- Корабли, построенные в доке Пембрук
- корабли 1917 года
- Крейсеры Великобритании Первой мировой войны
- Крейсеры Великобритании времен Второй мировой войны
- Морские инциденты в октябре 1942 г.
- Корабли затонули в результате столкновений
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане
- Защищенные затонувшие корабли Соединенного Королевства
- Морские инциденты в Ирландии
- Кораблекрушения Ирландии