Немецкий вспомогательный крейсер «Комет»
![]() Комета ок. 1941 г. | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Komet |
Тезка | Комета |
Оператор | Северо-Германский Ллойд |
Строитель | Deschimag AG Везер |
Запущен | 16 января 1937 г. |
Крещенный | Эмс |
Порт приписки | Бремен |
Судьба | Реквизирован Кригсмарине , 1939 г. |
![]() | |
Имя | Komet |
Тезка | Комета |
Оператор | Военно-морской |
Строитель | Howaldtswerke , Гамбург (переоборудование) |
Номер двора | 7 |
Приобретенный | 1939 |
Введен в эксплуатацию | 2 июня 1940 г. |
Переименован | Komet (1940) |
реклассифицирован | Вспомогательный крейсер (1940 г.) |
Псевдоним(ы) |
|
Судьба | Затоплен 14 октября 1942 года после попадания торпеды возле мыса Гаага. |
Общие характеристики | |
Тоннаж | 3287 брт |
Смещение | 7500 тонн |
Длина | 115,5 м (379 футов) |
Луч | 15,3 м (50 футов) |
Черновик | 6,5 м (21 фут) |
Движение | 2 дизельных двигателя |
Скорость | 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) |
Диапазон | 35 100 морских миль (65 000 км) |
Дополнение | 274 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 2 Плуга Ар 196 А-1 |
«Комета» (по-немецки комета ») (HSK-7) — вспомогательный крейсер нацистской Германии Кригсмарине « во время Второй мировой войны, предназначавшийся для службы в качестве торгового рейдера . [1] Известен в Кригсмарине как Schiff 45 . [2] в Королевском флоте она получила название Raider B.
После завершения одного успешного рейда в южной части Тихого океана он был потоплен британским торпедным катером в октябре 1942 года при попытке прорваться в Атлантику на другом.
Строительство и переоборудование
[ редактировать ]Спущенный на воду 16 января 1937 года как торговое судно Ems на Deschimag AG Weser верфи в Бремене для компании Norddeutscher Lloyd (NDL), он был реквизирован в начале Второй мировой войны в 1939 году, переоборудован во вспомогательный крейсер на верфи Howaldtswerke в Гамбурге и введен в эксплуатацию. в Кригсмарине 2 июня 1940 года. Корабль имел длину 115,5 м, ширину 15,3 м, осадку 6,5 м и водоизмещение 3287 брутто-регистровых тонн (GRT). Он был оснащен двумя дизельными двигателями, которые позволяли ему развивать скорость до 16 узлов (30 км/ч).
Как торговый рейдер «Комет» имел на вооружении шесть 15-см орудий, одно 7,5-см, одно 3,7-см и четыре 2-см зенитных орудия, а также шесть торпедных аппаратов . На борту также находился небольшой 15-тонный быстроходный катер («Метеорит» класса «LS2»), предназначенный для установки мин , и гидросамолет Arado 196 A1 .

Первый рейдовый рейс
[ редактировать ]Прорыв в Тихий океан
[ редактировать ]После длительного периода переговоров между нацистской Германией и Советским Союзом Советы согласились предоставить Германии доступ к Северному морскому пути, через который Германия могла выйти к Тихому океану. [3] Хотя две страны подписали пакт Молотова-Риббентропа (с секретными протоколами, разделяющими Восточную Европу) и нераскрытое коммерческое соглашение (пакт об обширной военной и гражданской помощи), Советский Союз все еще хотел сохранить видимость нейтралитета, и поэтому секретность была сохранена. необходимый. [3] Первоначально две страны договорились отправить 26 кораблей, в том числе четыре вооруженных торговых крейсера, но из-за различных трудностей вскоре это число сократилось до одного судна — « Комета» . [3] самое маленькое из подразделений, которые Германия хотела использовать в качестве вспомогательных рейдеров. [4]
Перед отправкой по Северному морскому пути «Комету» оснастили специально усиленной носовой частью и гребным винтом, пригодным для плавания во льдах. [5] Под командованием капитана цур Зее (впоследствии контрадмирала ) Роберта Эйссена HSK7 отправился в свой первый рейдовый рейс из Готенхафена (ныне Гдыня в Польше ) 3 июля 1940 года с экипажем из 270 человек. [5] Корабль остановился в Бергене 9 июля для дозаправки и пополнения запасов. [6] Затем она снова начала свой путь к Северному Ледовитому океану.
С согласия тогдашнего предположительно нейтрального Советского Союза «Комета» первоначально пробиралась вдоль норвежского побережья под видом советского ледокола «Семен Дежнёв» . [5] Во время ожидания в заливе Териберка в июле и августе из соображений советской безопасности она взяла вымышленное имя « Донау» . [5] С помощью советского ледокола «Ленин» в августе он прошел несколько проходов в Северном Ледовитом океане. [7] Позже она также получила помощь от Иосифа Сталина . [7] В начале сентября «Комета» пересекла Берингов пролив и вышла в Тихий океан. [7]

Переход был удивительным достижением и закончился бы катастрофой, если бы не Советы, чья помощь стоила 950 000 рейхсмарок . [7] Для многих членов немецкого экипажа это был первый опыт пребывания в арктических водах. [8]

Оказавшись в Тихом океане, Эйссен спустился к японскому острову Ламутрик и встретил «Орион» и «Кульмерланд» в середине октября . После совещания по стратегии три капитана решили работать вместе, сосредоточившись на проходе из Новой Зеландии в Панаму, по которому проходило большинство торговых судов союзников. Они выбрали японскую маскировку: Комет и Кулмерланда были написаны имена Маньо Мару и Токио Мару на корпусах .
Рейдерство в водах южной части Тихого океана
[ редактировать ]В начале ноября «Комет » пополнил запасы и дозаправился в Японии, замаскированный под японское торговое судно «Манио Мару» . [9] Она действовала с « Орионом» , замаскированным под «Майебаши Мару» , и с кораблем снабжения «Кулмерланд» , выдавая себя за « Токио Мару» .
Вместе с двумя другими кораблями 25 ноября она потопила каботажное судно «Холмвуд». [1] а два дня спустя, когда в 300 милях к востоку от Новой Зеландии пассажирский лайнер «Рангитан» совершил набег на ее драгоценный груз с продовольствием. [10] К тому времени «Комета» уже находилась в море 140 дней, и Эйссен признался в своем военном дневнике, что впал в депрессию и разочарование из-за того, что не встретил врага. [11]
В декабре Комета и Орион случайно [12] встретились в водах, окружающих остров Науру , и приступили к потоплению пяти торговых судов союзников общим тоннажем около 41 000 тонн, которые ждали у острова загрузки фосфатов . [13] [14] Три таких корабля — Триона , Винни и Комата. [15] — были потоплены 6–7 декабря «Кометой» , взявшей в плен более 500 человек; через несколько дней пленников высадили на острове Эмирау . [16]
Нападение на Науру
[ редактировать ]В конце декабря Эйссен планировал установить минное поле у входа в гавань Рабаула . Он был вынужден отказаться от своего плана из-за отказа двигателя на лодке «Метеорит» , предназначенной для этой миссии. [1] Поэтому он решил взять курс на Науру , желая высадить свои войска и занять фосфатов на острове предприятия по переработке и погрузке . Однако плохая погода убедила Эйссена изменить свои планы и перейти к прямой атаке на инфраструктуру острова. [16]
27 декабря 1940 года «Комета» отправила на остров предупреждение и объявила о начале атаки. Она обстреляла и сильно повредила погрузочные сооружения и причальные буи порта. Обстрел длился час и привел к потере 13 тысяч тонн нефти. [16] Предприятия по добыче фосфатов в Науру не возобновили довоенный уровень производства до конца конфликта. [17] Эта акция также привела к повышению Эйссена до Контерадмирала 1 января 1941 года. [18]
После нападения на Науру (вероятно, это был крупный успех Германии в Тихоокеанском оперативном районе во время войны) « Комета» получила приказ взять новый курс на юг, пересечь Индийский океан и разведать присутствие китобоев союзников . [19] После нескольких месяцев безуспешных попыток корабль достиг берегов Антарктиды 16 февраля 1941 года; позже, 6 марта, она сделала остановку на французских островах Кергелен. [20] и провел там короткую встречу с другим немецким вспомогательным кораблем «Пингвин» .
Операции в Атлантическом океане и на Галапагосских островах
[ редактировать ]Охота на корабли союзников в Индийском океане успеха не имела; через несколько месяцев Эйссен направился к Панамскому каналу , надеясь найти новые конвои в Панамериканской зоне безопасности , недавно открытой для военных действий высшего командования Кригсмарине . С 14 июля 1941 года по 25 июля « Комета» снабжалась немецким грузовым судном «Аннелизе Эссбергер» недалеко от архипелага Туамоту . [21] В это время Komet был замаскирован под Osaka Shosen Kaisha линию Ryoku Maru .
14 августа корабль встретил возле Галапагосских островов британское грузовое судно «Австралинд» и потопил его. [22] [23] Через три дня немецкий крейсер встретил голландское грузовое судно водоизмещением 7300 тонн Kota Nopan , нагрузившее более 2000 тонн олова и марганца . [24] Благодаря драгоценному грузу корабль снабжения был спасен от затопления и захвачен. 19 августа «Комета» встретила грузовое судно «Девон» и потопила его. [1] За исключением некоторых жертв, немецкие моряки спасли членов экипажей вражеских кораблей, попавших в плен. [25]
Тихий океан и обратный путь
[ редактировать ]После этих трех успехов Эйссен решил покинуть этот район, опасаясь реакции флота союзников. Комета направилась в сторону Новой Зеландии в сопровождении пленного Кота Нопана . В конце сентября состоялась краткая встреча со вспомогательным крейсером «Атлантис». [26] и передал ей часть пленных и грузовой груз. [27]
Затем Комет получил приказ вернуться в Германию. Корабль взял новый курс на мыс Горн , двигаясь с меньшей скоростью в Атлантическом океане под видом португальского грузового судна S. Thomé . [2] Захваченный Копа Нотан был отправлен в качестве приза в Бордо , в оккупированной Франции , и прибыл туда 17 ноября. Комета достигла французского порта Шербур 26 ноября. [1] замаскированный под грузовое судно Sperrbrecher 52 . На следующий день она сделала короткую остановку в Гавре , а затем отплыла в Германию. Некоторые британские бомбардировщики-торпедоносцы заметили ее в Ла-Манше , но не смогли потопить. Высадив всех своих военнопленных в Куксхафене , [1] вспомогательный крейсер наконец достиг Гамбурга 30 ноября 1941 года. [28] после плавания продолжительностью 516 дней и около 100 000 морских миль (190 000 км). Корабль потопил семь кораблей (два совместно с рейдером «Орион» ) общим водоизмещением 41 568 тонн. [1]
Второй рейд
[ редактировать ]« Комету » подготовили ко второму рейдовому походу в октябре 1942 года, после 11 месяцев полного ремонта. На борту остались только двое из ее первоначальных офицеров, и капитан zur See Ульрих Броксиен. командование принял [29]
7 октября 1942 года рейдер, замаскированный под тральщик , вышел из оккупированного голландцами порта Флиссинген с целью достижения Атлантики. После непродолжительного пребывания в Дюнкерке 12 октября «Комета» взяла курс на Гавр.
Первоначальные попытки Королевского флота атаковать корабль в Дуврском проливе потерпели неудачу. 13 октября «Комета» вышла из Гавра в сопровождении четырех или более человек.пять торпедных катеров Тип 35 . [а] Не зная точного маршрута, по которому будет следовать немецкий корабль, и зная о высокой скорости немецких судов, четыре группы военных кораблей были собраны, чтобы совершить перехват к западу от полуострова Шербур . Группа А состояла из HMS Cottesmore , Quorn , Albrighton , Glaisdale и Eskdale . Две флотилии МТБ составили группы C и D. Эти три группы направились на позицию у мыса Гаага. Группа Б (эсминцы «Броклсби» , «Ферни» , «Тайндейл» и польский «Краковяк» ) находились дальше на запад, возле Нормандских островов.
Немецкий конвой был замечен самолетом Берегового командования посреди залива Сены , двигавшимся со скоростью 16 узлов, и группы A, C и D поспешили занять позицию. В особо темную ночь и умеренное волнение на море флотилии МТБ отделились от эсминцев.
Незадолго до часа ночи Коттесмор заметил немецкие суда. Корабли союзников выпустили звездчатые снаряды для освещения цели, а затем открыли огонь. Британским нападавшим казалось, что немцы были застигнуты врасплох и в замешательстве открыли огонь друг по другу, пока в конечном итоге не выпустили торпеды по кораблям союзников (все промахнулись). Два корабля эскорта загорелись, а остальные немецкие корабли повернули к берегу, чтобы получить защиту батарей береговой артиллерии.
Самым младшим командиром в группе D был младший лейтенант Роберт Дрейсон , который только что занял пост МТБ 236 после того, как предыдущий командир заболел. Будучи младшим, Дрейсон был последним в строю МТБ и отделился от остальной флотилии, когда они пересекали Ла-Манш. Дрейсон самостоятельно продолжил путь до мыса Гаага. Ни один из других МТБ союзников в этот район не прибыл. Через некоторое время Дрейсон увидел звездные снаряды и трассирующие снаряды, когда битва началась, и увеличил скорость. Он решил подойти к делу со стороны берега, чтобы поймать любое немецкое судно, пытающееся уйти. Это позволило МТБ 236 увидеть Комету, освещенную звездной оболочкой. Немецкий корабль шел со скоростью более 15 узлов, ведя перестрелку с преследовавшими его эсминцами союзников. МТБ Дрейсона шел впереди немецкого корабля и на медленной скорости подкрался к нему и выпустил две торпеды на расстояние 500 ярдов. МТБ 236 немедленно развернулся и «аварийно запустил» главные двигатели, чтобы уйти под прикрытием дымовой завесы. Комета теперь заметил ее и переключил огонь. В течение нескольких секунд обе торпеды попали в «Комету», после чего последовал мощный вторичный взрыв. Сила этого взрыва подняла корму МТБ 236 из воды и вывела из строя два из трех двигателей лодки, оставив ее возвращаться домой на пониженной скорости.
Группа B двинулась, чтобы присоединиться к бою, и вступила в бой с некоторыми из оставшихся немецких кораблей, но, поскольку основная цель исчезла, а огонь береговой батареи стал более точным, она прекратила бой и вернулась домой.
Комета затонула, выживших не осталось. Подлейтенант Дрейсон был награжден Крестом за выдающиеся заслуги за участие в боевых действиях. Войска союзников понесли лишь две незначительные потери, несмотря на шквальный огонь. [30] [31]
Комета обнаружена
[ редактировать ]Обломки HK Komet были обнаружены морским археологом Иннес Маккартни у мыса Гаага в июле 2006 года и исследованы командой под его руководством в 2007 году. Судно состоит из двух половин и перевернуто, большая часть центральной части взорвана. далеко от взрыва, который потопил ее. Она лежит на высоте 55,0 метров (180,4 фута). [32] [33] [ нужен неосновной источник ] воды.
Рейдерская карьера
[ редактировать ]- 25 ноября 1940 г. Холмвуд 546 GRT
- 6 декабря 1940 г. Триона, 4413 брт.
- 7 декабря 1940 г. Взять [34] 5 181 брт
- 7 декабря 1940 г. Комата [35] 3900 брт
- 14 августа 1941 г. Австралия, 5020 брт.
- 17 августа 1941 г. Кота Нопан 7322 брт (в плену)
- 19 августа 1941 г. Девон, 9036 брт.
Затонул вместе с Орионом.
- 27 ноября 1940 г. RMS Рангитан. [36] 16 712 брт
- 8 декабря 1940 г. Триада [37] 6378 брт
- 8 декабря 1940 г. Триастр [38] 6032 брт
Примечания
[ редактировать ]- ^ торпедные катера Тип 37 , а также Тип 35. В состав эскорта могли входить
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Хильфскрейцер (Вспомогательный крейсер) Комета» . Архивировано из оригинала 15 октября 2016 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даунинг, Дэвид (2009). Решение их судьбы: 22 дня, решившие Вторую мировую войну . Книга Да Капо Пресс. п. 176 . ISBN 978-0-306-81620-8 .
komet.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Филбин III, Тобиас Р., Приманка Нептуна: немецко-советское военно-морское сотрудничество и амбиции, 1919–1941 , University of South Carolina Press, 1994, ISBN 0-87249-992-8 , страницы 131–7.
- ^ Робинсон, Стивен (2016). Ложные флаги: замаскированные немецкие рейдеры времен Второй мировой войны . Окленд: Exisle Publishing Ltd., с. 13. ISBN 978-1-77559-302-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Филбин III, Тобиас Р., Приманка Нептуна: немецко-советское военно-морское сотрудничество и амбиции, 1919–1941 , University of South Carolina Press, 1994, ISBN 0-87249-992-8 , страницы 138–39.
- ^ Филбин III, Тобиас Р., Приманка Нептуна: немецко-советское военно-морское сотрудничество и амбиции, 1919–1941 , University of South Carolina Press, 1994, ISBN 0-87249-992-8 , стр. 139.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Филбин III, Тобиас Р., Приманка Нептуна: немецко-советское военно-морское сотрудничество и амбиции, 1919–1941 , University of South Carolina Press, 1994, ISBN 0-87249-992-8 , страницы 140–1.
- ^ Даффи, Джеймс П. (2001). Секретный пиратский флот Гитлера . Линкольн: Издательство Университета Небраски . п. 130. ИСБН 0803266529 .
- ^ «Рейдер Комета» . argo.net.au. Архивировано из оригинала 30 декабря 2006 года . Проверено 24 февраля 2007 г.
- ^ Ламендола, Франческо (23 сентября 2008 г.). «Поход «Кометы» и набег на остров Науру» (на итальянском языке) . Проверено 31 августа 2017 г.
- ^ История Рангитана
- ^ Уотерс, С.Д. (2008). Немецкие рейдеры в Тихом океане . Беннингтон: Мерриам Пресс. п. 36. ISBN 978-1-4357-5760-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Асмуссен, Hilfskreuzer (Вспомогательный крейсер) Komet. Архивировано 15 октября 2016 года на Wayback Machine. Проверено 16 октября 2010 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рафал Качмарек (на польском языке): Корсарский рейд сквозь лед обоих полюсов: Okrety Wojenne Nr. 11 (1994), стр.32–39.
- ^ Робинсон, стр. 128–130.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Даффи, с. 134
- ^ Уотерс, С.Д. (1956). Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 — Королевский флот Новой Зеландии . Веллингтон: Отделение исторических публикаций. п. 148.
- ^ Фелльгибель, Вальтер-Пил (2003). Элита Третьего рейха — Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939-45 . Солилхалл: Helion & Company Limited. п. 148. ИСБН 88-7108-127-7 .
- ^ Робинсон, с. 200
- ^ Кауфманн, Жан-Поль (1993). Арка Кергелен - Острова запустения [ Кергелен, острова запустения ] (на итальянском языке). Милан: Фельтринелли Путешественник. п. 142. ИСБН 9788871081274 .
- ^ Уотерс, с. 51
- ^ Даффи, с. 138
- ^ «МВ Австралинд (+1941)» . Проверено 18 октября 2017 г.
- ^ Бертке, Дональд А.; Кинделл, Дональд; Смит, Гордон (2012). Вторая мировая война Морская война - Том II: Германия отправляет Россию к союзникам . Дейтон, Огайо: Публикации Бертке. п. 205. ИСБН 978-1-937470-04-3 .
- ^ Бертке, с. 205
- ^ Уильямсон, Гордон (2009). Вспомогательные крейсеры Кригсмарине . Оксфорд: Osprey Publishing Ltd., с. 38. ISBN 978-1-78200-001-3 .
- ^ Даффи, с. 30
- ^ Бертке, с. 368
- ^ «Тихоокеанские затонувшие корабли — Комета (Шифф-45, HSK-7)» . 22 мая 2017 года . Проверено 26 октября 2017 г.
- ^ Скотт, Питер (1945). Битва в узких морях: история легких береговых войск в Ла-Манше и Северном море 1939-1945 (изд. Kindle, 2009 г.). Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-035-2 .
- ^ Боб Дрейсон (Некролог) от 26 октября 2008 г. на telegraph.co.uk/news. Проверено 13 декабря 2013 г.
- ^ Иннес Маккартни. «Комета, превратившаяся в огненный шар» . Divernet - Интернет-журнал Diver. Архивировано из оригинала 17 октября 2011 года . Проверено 6 декабря 2009 г.
- ^ «Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра» – через Facebook.
- ^ «МВ Винни (+1940)» . Место крушения . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «СС Комата (+1940)» . Место крушения . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «МВ Рангитан (+1940)» . Место крушения . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «МВ Триадик (+1940)» . Место крушения . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «МВ Триастер (+1940)» . Место крушения . Проверено 5 декабря 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Пол Шмаленбах (1977). Немецкие рейдеры 1895–1945 гг . ISBN 0-85059-351-4 .
- Август Карл Муггенталер (1977). Немецкие рейдеры Второй мировой войны . ISBN 0-7091-6683-4 .
- Стивен Роскилл (1954). Война на море 1939–1945 гг . Том I.
- Стивен Роскилл (1954). Война на море 1939–1945 гг. Том 2 .
- Даффи, Джеймс П. (2001). Секретный пиратский флот Гитлера . Линкольн и Лондон: Издательство Университета Небраски. ISBN 0-8032-6652-9 .
- Робинсон, Стивен (2016). Ложные флаги — замаскированные немецкие рейдеры времен Второй мировой войны . Exisle Publishing Ltd. Окленд: ISBN 978-1-77559-302-7 .
- Официальная военная история Новой Зеландии: немецкий рейдер « Комет»
49 ° 44'0 "N 1 ° 32'0" W / 49,73333 ° N 1,53333 ° W
- Торговые рейдеры времен Второй мировой войны
- Отношения Германии и Советского Союза (1918–1941)
- Морские инциденты в октябре 1942 г.
- Крейсера Германии времен Второй мировой войны
- Корабли постройки в Бремене (гос.)
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Ла-Манше
- корабли 1937 года
- Вспомогательные крейсера Кригсмарине
- Военные отношения Германии и Советского Союза