СС Донау (1929)
![]() Донау показывает свой лук Maierform.
| |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя | Дунай |
Тезка | Дунай |
Владелец | Северо-Германский Ллойд |
Оператор | 1939–45: Военно-морской флот |
Порт приписки | Бремен |
Маршрут | 1930–39: Бремен – Панамский канал – Лос-Анджелес – Сан-Франциско. |
Строитель | DeSchiMAG Vulcan, Гамбург |
Номер двора | 214 |
Запущен | 25 марта 1929 г. |
Завершенный | 6 июня 1929 г. |
Идентификация |
|
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Тип | грузовое судно-рефрижератор |
Тоннаж | 9 026 брт , 5 637 нрт , 12 140 дедвейт |
Длина | 521,0 футов (158,8 м) |
Луч | 63,5 футов (19,4 м) |
Глубина | 31,0 футов (9,4 м) |
колоды | 2 |
Установленная мощность | 1000 НХП ; 6500 л.с. |
Движение |
|
Скорость | 14 узлов (26 км/ч) |
Емкость | трюмы включали 42 518 кубических футов (1204 м 3 ) холодильное помещение |
Экипаж | 63 |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение | В ВОВ: зенитные орудия; глубинные бомбы |
Примечания | родственный корабль : Изар |
SS Donau — Norddeutscher Lloyd (NDL) грузовой рефрижераторный пароход , построенный в Германии в 1929 году и затонувший в оккупированной Норвегии в 1945 году. В 1930-х годах он курсировал в основном между Бременом и западным побережьем США через Панамский канал .
Во время войны Кригсмарине Донау использовала Второй мировой в качестве транспорта. В основном она взяла войска, лошадей и припасы из Германии и оккупировала Данию, чтобы оккупировать Норвегию. Она также совершила как минимум две поездки в Финляндию . В 1942 году СС и гестапо использовали Дунау для депортации 532 евреев из Норвегии в Штеттин , откуда их доставили поездом в Освенцим . Выжили только девять из ее депортированных.
Донау пережил случайное столкновение в 1940 году и сел на мель в 1942 году. Два норвежских дайвера Сопротивления потопили ее в 1945 году. В 1952 году ее затонувший корабль подняли и сдали на слом.
Здание
[ редактировать ]В 1928–29 годах компания Deutsche Schiff- und Maschinenbau построила пару однотипных кораблей на своей верфи Vulcan в Гамбурге для NDL. «Исар» был построен под номером 213, спущен на воду 23 января 1929 года и завершен 4 мая. [ 1 ] Донау был построен под номером 214, спущен на воду 25 марта 1929 года и завершен 6 июня. [ 2 ] это были относительно крупные грузовые корабли Для своего времени Донау . Зарегистрированная длина составляла 521,0 фута (158,8 м), ширина - 63,5 фута (19,4 м), а глубина - 31,0 фута (9,4 м). Ее тоннаж составлял 9 026 брт , 5 637 нрт . [ 3 ] и дедвейтом 12 140 тонн . [ 2 ] 42 518 кубических футов (1204 м 3 ) ее трюмов были охлаждены, [ 4 ] и на ней имелись спальные места для 16 пассажиров. [ 2 ] Каждый корабль имел четыре мачты с вышками для погрузки-разгрузки грузов.

«Исар» и «Донау» имели по одному винту , приводимому в движение трехцилиндровым двигателем тройного расширения , дополненным выхлопной паровой турбиной , приводившей в движение тот же гребной вал. Суммарная мощность Донау двигателей оценивалась в 1000 л.с. [ 3 ] или 6500 л.с. и давал ей скорость 14 узлов (26 км/ч). [ 2 ] У Исара и Донау Maierform был лук для уменьшения сопротивления воды.
на момент постройки Донау » Навигационное оборудование « включало беспроводную пеленгацию и передачу сигналов подводной лодки . [ 3 ] К 1937 году у нее был эхолот . [ 5 ] NDL зарегистрировала Донау в Бремене. Ее кодовые буквы были QMJS. [ 3 ] К 1934 году они были заменены позывным ДОБР. [ 6 ]
Служба в мирное время
[ редактировать ]
С 1930 по 1933 год Донау совершил как минимум шесть рейсов из Бремена в Лос-Анджелес и Сан-Франциско через Панамский канал . В 1937 году он отплыл из Бремена в Брисбен и Сидней . В 1938 году он снова отплыл в Сан-Франциско через Панамский канал, но зашел также в Сальвадор и в Пуэрто-Сан-Хосе в Гватемале . В 1939 году она дважды плавала в Ванкувер через Панамский канал, Лос-Анджелес и Сан-Франциско. [ 2 ]
17 августа 1939 года Донау покинул Гамбург и направился в Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сиэтл и Ванкувер. 25 августа она прибыла в Антверпен , а на следующий день ее отозвали в Бремен. [ 2 ]
Служба во время Второй мировой войны
[ редактировать ]
21 сентября 1939 года Кригсмарине реквизировала Донау и направила ее в Гамбург для использования в качестве военного корабля в Восточной Пруссии . [ 2 ] Она была вооружена зенитными орудиями и глубинными бомбами . [ 7 ] 12 ноября она покинула Штеттин. В декабре она перевезла 1250 пассажиров из Риги в Данциг , а также работала из Хельсинки в Таллинн . [ 2 ]
В апреле 1940 года «Донау» был одним из шести кораблей NDL, принимавших участие в операции «Weserübung» — вторжении Германии в Данию и Норвегию . Донау прибыл в Осло (Норвегия) 23 апреля и снова 9 мая. 15 мая она покинула Осло в составе конвоя во Фредериксхавн в Дании. Она отправилась в составе конвоев из Хальса, Дания, в Осло 11–12 и 25–26 июня. [ 2 ]
11 июля 1940 года Донау был назначен для участия в операции «Морской лев» . 22 сентября он покинул Антверпен с кораблями NDL Isar и Warthe по приказу начальника морского транспорта оккупированной Норвегии . [ 2 ]
1 ноября 1940 года Дунай случайно протаранил немецкий учебный корабль «Бремзе» на рейде у Фредериксхавна. Механическая мастерская Framnæs в Сандефьорде , Норвегия, ремонтировалась здесь с 4 по 14 ноября. [ 2 ]
6 июня 1941 года «Донау» и четыре других торговых судна покинули Штеттин в составе конвоя в Финляндию . Они сформировали вторую эскадрилью операции «Блауфукс I», насчитывающую 3852 человека, 621 лошадь, 625 транспортных средств и 398 тонн припасов. 9 июня эскадра достигла портов Вааса и Каскинен . [ 2 ]
С июня по август 1941 года Донау ходил небольшими конвоями, снабжавшими немецкие войска, оккупировавшие Норвегию. Она отплыла из Ольборга в Дании и Штеттина в Германии, совершив рейсы в Кристиансанн , Киркенес , Тромсё и Хоннингсвог . [ 2 ]
28 января 1942 года «Донау» покинула Штеттин, и немецкий ледокол «Кастор» пробил для нее лед. Пара зашла в Копенгаген, откуда выехала 6 февраля и прибыла в Осло 8 февраля. 18 августа «Донау» стал транспортным кораблем Организации Тодта . 26–28 октября она была в Бергене . [ 2 ]
26 ноября 1942 года норвежская полиция по приказу гестапо передала СС на пирсе 1 в гавани Осло 532 заключенных-еврея. Кораблем командовали унтерштурмфюрер Клаус Гроссманн и оберлейтенант Маниг. Мужчин и женщин поместили в отдельные трюмы на корабле, где они были лишены элементарных санитарных условий и подвергались жестокому обращению со стороны солдат. [ 8 ] Только девять заключенных пережили Вторую мировую войну. [ 9 ]
19 декабря 1942 года «Донау» сел на мель в Осло-фьорде . 24 октября 1943 года она покинула Турку в Финляндии и направилась в Осло. В январе 1944 года он снова оказался в распоряжении начальника морского транспорта оккупированной Норвегии. С 20 по 23 февраля оно шло из Осло в Таллинн. В июле она была в Скагерраке , а в августе и октябре она была на Балтике . [ 2 ]
В ноябре 1944 года Донау отправился в составе конвоя в Норвегию. Авиация союзников бомбила конвой в Скагерраке 26 и 27 ноября, но конвой открыл ответный огонь, и «Донау» и его однотипный корабль «Изар» благополучно достигли пункта назначения в Лангесунде . Обратный рейс они совершили в первую неделю декабря. [ 2 ]

В январе 1945 года Донау курсировал между Орхусом в Дании и Осло в Норвегии. [ 2 ] Незадолго до 16 января Рой Нильсен из Милорга и Макс Манус из Компани Линге установили десять мин-медведей на 0,5 метра (1,6 фута) ниже ватерлинии вдоль 60-метровой (200 футов) секции левого борта Донау корпуса . пока она стояла в доке в Осло. Мины должны были взорваться в открытом море, как только корабль покинет Осло-фьорд, но его отход утром 17 января 1945 года был отложен, поэтому они взорвались еще до того, как он достиг Дрёбака , где капитану удалось высадить его на берег . [ 10 ]
Утилизация и слом
[ редактировать ]
В мае 1945 года право собственности на затонувший корабль перешло к правительству Норвегии. В октябре 1947 года Rederi AS Henneseid из Порсгрунна приобрела утилизацию права на его . Но Хеннесейду не удалось поднять затонувшее судно, поэтому в 1951 году права вернулись к норвежскому правительству. В сентябре 1951 года компания Jansens Rederi AS из Бергена начала спасательные работы. Янсенсу удалось поднять затонувший корабль 19 апреля 1952 года. Компания Akers Mekaniske Verksted должна была отремонтировать корабль, но его экономический ремонт уже не подлежал. В августе 1952 года его отбуксировали из Осло в Бремерхафен, где компания Eisen & Metall KG Lehr & Co сдала его на слом. [ 2 ]
Художественный фильм
[ редактировать ]Норвежский фильм 2008 года «Макс Манус: Человек войны» включает в себя добычу полезных ископаемых Донау . [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Изар» . Historisches Marinearchiv (на немецком языке) . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Дунай» . Исторический военно-морской архив (на немецком языке) . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Регистр Ллойда 1930а , Дон.
- ^ Регистр Ллойда 1930b , Список судов, оснащенных холодильным оборудованием.
- ^ Регистр Ллойда 1937 , ДОН – ДОР.
- ^ Регистр Ллойда 1934 , ДОН.
- ^ Оттосен 1994 , стр. 67–72.
- ^ мертвая ссылка: «Д/С Донау» (на норвежском языке). Центр исследований Холокоста и религиозных меньшинств. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 23 февраля 2008 г.
- ^ Хиген Мейер, Астрид. «Классовая борьба: Никогда больше 26 ноября» . Klassekampen.no . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ Оттосен 1994 , с. 72.
Библиография
[ редактировать ]- Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. II. – Пароходы и теплоходы валовой вместимостью 300 тонн и более. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1930 – через городской совет Саутгемптона .
- Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. I.–Пароходы и теплоходы до 300 тонн. Траулеры, буксиры, земснаряды и т.д. Парусные суда, судовладельцы и т.д. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1930 – через городской совет Саутгемптона.
- Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. II. – Пароходы и теплоходы валовой вместимостью 300 тонн и более. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1934 г. - через городской совет Саутгемптона.
- Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. II. – Пароходы и теплоходы водоизмещением более 300 тонн. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1937 – через городской совет Саутгемптона.
- Оттосен, Кристиан (1994). «Перекресток». В такую ночь - история депортации евреев из Норвегии (на норвежском языке). Осло: Ашехог. стр. 67–72. ISBN 82-03-26049-7 .
- корабли 1929 года
- Холокост в Норвегии
- Морские инциденты в ноябре 1940 г.
- Морские инциденты в декабре 1942 г.
- Морские инциденты в январе 1945 г.
- Бомбардировки кораблей
- Корабли постройки в Гамбурге
- Корабли Северо-Германского Ллойда
- Корабли, потопленные минами
- Пароходы Германии
- Военные корабли Германии
- Торговые корабли Германии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Северном море