HMS Ахатес (H12)
![]() Ахатес после замены пушки «А» на » противолодочный миномет «Еж
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Ахатес |
Заказал | 6 марта 1928 г. |
Строитель | Джон Браун и компания , Клайдбанк |
Номер двора | 526 |
Заложен | 11 сентября 1928 г. |
Запущен | 4 октября 1929 г. |
Введен в эксплуатацию | 27 марта 1930 г. |
Девиз | Фидус Ахатес ( лат . «Верный Ахатес») |
Судьба | Затонул, бой в Баренцевом море , 31 декабря 1942 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | класса А Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 323 фута (98 м) ( о/а ) |
Луч | 32 фута 3 дюйма (9,83 м) |
Черновик | 12 футов 3 дюйма (3,73 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час) |
Диапазон | 4800 миль (8900 км; 5500 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 134; 140 (1940) |
Вооружение |
|
HMS Achates — класса А, эсминец построенный для Королевского флота в конце 1920-х годов. Построенный в 1930 году, он первоначально служил в составе Средиземноморского флота . Потоплен 31 декабря 1942 года во время боя в Баренцевом море .
Дизайн и описание
[ редактировать ]В середине 1920-х годов Королевский флот заказал два эсминца от двух разных строителей, Ambuscade , построенный Yarrow , и Amazon , построенный Thornycroft , с учетом уроков, извлеченных из Первой мировой войны, в качестве прототипов для будущих классов. Эсминцы класса А были созданы на базе «Амазонки» , немного увеличенной и несущей еще два торпедных аппарата . [ 1 ] Их водоизмещение 1350 длинных тонн (1370 т) при стандартной загрузке и 1773 длинных тонны (1801 т) при глубокой загрузке . Корабли имели общую длину 323 фута (98,5 м), ширину 32 фута 3 дюйма (9,83 м) и осадку 12 футов 3 дюйма (3,73 м). [ 2 ] Акаста приводилась в движение паровыми Брауна-Кёртиса с редуктором турбинами . [ 3 ] каждый приводит в движение один вал, используя пар, подаваемый тремя трехбарабанными котлами Адмиралтейства . Турбины развивали в общей сложности 34 000 лошадиных сил на валу (25 000 кВт) и обеспечивали скорость 35 узлов (65 км / ч; 40 миль в час). Во время ходовых испытаний он достиг максимальной скорости 35,5 узлов (65,7 км/ч; 40,9 миль в час) при мощности 34 596 л.с. (25 798 кВт). На кораблях было достаточно мазута, чтобы обеспечить дальность действия 4800 морских миль (8900 км; 5500 миль) при скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час). Состав кораблей класса А составлял 134 офицера и рядового состава , а к 1940 году увеличился до 143. [ 4 ]
Их основное вооружение состояло из четырех 4,7-дюймовых (120-мм) орудий QF Mk IX в одиночных установках, в двух сверхстрелковых парах перед мостиком и в кормовой части надстройки . Для противовоздушной обороны у них было два 40-миллиметровых (1,6 дюйма) 2-фунтовых зенитных орудия QF Mk II, установленных на платформе между их воронками . Корабли были оснащены двумя надводными счетверенными установками для 21-дюймовых (533-мм) торпед. Размещение -тральщиков параванов на квартердеке ограничило количество желобов глубинных бомб до трех, причем на каждый желоб предусмотрели по две глубинные бомбы. [ 3 ] На эсминцах класса А было предусмотрено место для системы ASDIC , но изначально она не была установлена. [ 5 ]
Модификации
[ редактировать ]В результате опыта Норвежской кампании Королевский флот запустил программу модификации своих эсминцев путем установки на них высокоугольных зенитных орудий, при этом на кораблях А-класса кормовой комплект торпедных аппаратов был заменен одним 12-фунтовым (3-фунтовым) орудием. дюймовая (76-мм)) пушка , причем все модели А-класса были модифицированы к октябрю 1940 года, хотя отсутствие каких-либо средств управления огнем означало, что пушка имела ограниченное применение. [ 6 ] В начале Второй мировой войны имелся комплект глубинных бомб из 35 зарядов. [ 7 ] но к апрелю 1941 года их количество увеличилось до 42 зарядов, которые можно было сбросить по схеме из пяти зарядов. [ 8 ] В конце 1941 года орудие Y (самое дальнее кормовое 4,7-дюймовое орудие) было снято, чтобы разместить более тяжелое вооружение глубинных бомб, с установленными дополнительными метателями глубинных бомб и направляющими, позволяющими сбрасывать схему глубинных бомб из десяти зарядов и 60 глубинных бомб. переносился, а пушка А (самая дальняя передняя 4,7-дюймовая пушка) была заменена Hedgehog . противолодочным орудием [ 9 ] [ 8 ]
История корабля
[ редактировать ]Заказ на Achates был заказан 6 марта 1928 года, заложен 11 сентября 1928 года на верфи John Brown & Company в Клайдбанке , спущен на воду 4 октября 1929 года и завершен 27 марта 1930 года. [ 10 ] [ 2 ]
После ввода в строй «Ахатес» вошел в состав 3-й флотилии эсминцев , входящей в состав Средиземноморского флота . [ 11 ] В начале 1931 года Ахатес сопровождал авианосец «Игл» во время визита в Буэнос-Айрес , Аргентина, для поддержки торговой выставки Британской империи, а также посетил Монтевидео и Рио-де-Жанейро . [ 12 ] [ 13 ] В октябре 1931 года беспорядки на Кипре привели к тому, что Королевский флот отправил военные корабли под британский протекторат. [ 14 ] [ 15 ] с «Ахатесом» , однотипным кораблем «Акаста» и крейсерами «Лондон» и «Шропшир», отправленными на Кипр с Крита 22 октября. [ 16 ] 4 апреля 1932 года «Ашатес» и эсминец «Актив» столкнулись у Сен-Тропе , причем «Актив» требовал ремонта на Мальте . [ 17 ] Корабли 3-й флотилии были переоборудованы на британских верфях летом 1932 года, а «Ачетес» завершила переоборудование в Девонпорте в октябре 1932 года. [ 18 ] [ 19 ] прежде чем вернуться в Средиземное море и отправиться в Гибралтар 4 ноября 1932 года. [ 20 ] Флотилия, включая Ахатес , снова покинула Средиземное море и направилась в порты приписки 22 апреля 1935 года, при этом Ахатес вновь вошел в строй с новым экипажем в Девонпорте 23 июля, а затем вернулся в Средиземное море позже в том же месяце, при этом флотилия, как ожидается, будет работать и тренироваться в Гибралтаре для за месяц до переезда на Мальту . [ 21 ] [ 22 ]
13 января 1937 года Ахатес собрал команду испанского парохода «Арагон» , захваченного немецким крейсером «Адмирал граф Шпее» в ответ на действия испанских республиканцев против немецкого корабля « Палос» , и репатриировал «Арагона » команду в Малагу . [ 23 ] «Ахатес » с остальными кораблями класса «А», которые были заменены в 3-й флотилии кораблями класса «I» , вернулись в Великобританию в марте 1937 года и были раскуплены в Девонпорте. [ 11 ] [ 24 ] [ 25 ] В октябре 1937 года «Ахатес» заменил эсминец «Вулстон» в качестве головного корабля 1-й противолодочной флотилии, базировавшейся в Портленде . [ 26 ] В июле 1938 года «Ахатес» был заменен «Вулстоном» в качестве головного корабля 1-й противолодочной флотилии и сменил «Росомаху» в качестве аварийного эсминца в Девонпорте. [ 27 ] К маю 1939 года «Ахатес» был придан 6-й флотилии подводных лодок, базировавшейся в Портленде. [ 11 ] [ 28 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В начале Второй мировой войны в сентябре 1939 года «Ахатес» присоединился к 18-й флотилии эсминцев Портсмутского командования , выполняя противолодочное патрулирование и сопровождение конвоев в Ла-Манше . [ 11 ] [ 29 ] В июле 1940 года «Ахатес» присоединился к 16-й флотилии эсминцев , базировавшейся в Харвиче и выполнявшей патрульные и эскортные обязанности в Северном море . [ 11 ] [ 29 ] 2 августа 1940 года Флот метрополии реорганизовал свои флотилии эсминцев, и «Ахатес» присоединился к 12-й флотилии эсминцев . [ 30 ] В ноябре 1940 года Ахатес вошел в состав 4-й группы сопровождения . [ 11 ] 2 ноября 1940 года немецкая подводная лодка U-31 попыталась атаковать эсминец «Антилопа» , входивший в эскорт конвоя OB 237, но «Антилопа» обнаружила подводную лодку и атаковала глубинными бомбами, одновременно отправив тревогу, которая вызвала «Ахатес» . Однако гидролокатор Ахатеса « вышел из строя, но продолжающиеся атаки глубинными бомбами Антилопы» серьезно повредили U-31 , которая всплыла на поверхность и затопила себя. [ 31 ] [ 32 ] По состоянию на 30 декабря 1940 года Ахатес все еще был членом 4-й группы сопровождения. [ 33 ] В 1941 году она присоединилась к 3-й флотилии эсминцев, входящей в состав Флота Метрополии. [ 9 ] [ 34 ] [ а ]
Битва в Датском проливе
[ редактировать ]22 мая, сразу после полуночи, «Ахатес» отплыл вместе с эсминцами «Электра» , «Антилопа» , «Энтони» , «Эхо» и «Икар» , сопровождая линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский» для прикрытия северных подходов от прорыва в Атлантику немецкого линкора. Бисмарк и крейсер «Принц Ойген» . [ 37 ] [ 38 ] Намерение состояло в том, что силы будут наблюдать за Датским проливом , обеспечивая поддержку крейсерам «Норфолк» и «Саффолк» . [ 39 ]
Вечером 23 мая погода начала портиться, эсминцы изо всех сил пытались не отставать от «Худа» и «Принца Уэльского» . [ 40 ] В 02:03 утра 24 мая эсминцам было приказано продолжать поиск на север, в то время как два крупных корабля повернули на юг. [ 41 ] [ 40 ] Примерно в 05:35 немецкие войска были замечены « Худом» , а вскоре после этого немцы заметили британские корабли. Стрельба началась в 05:52. [ 42 ] [ 43 ] Примерно в 06:00 на Худе произошел мощный взрыв, в результате которого корабль затонул за три или четыре минуты. [ 44 ] [ 45 ]
После потери « Худа » адмирал Уэйк-Уокер на борту «Норфолка» приказал эсминцам искать выживших, при этом два крейсера продолжали следить за немецкими кораблями. Первый эсминец «Электра» прибыл примерно через два часа после того, как «Худ» затонул. Они ожидали найти много выживших, установили спасательные сети и тросы, а также разместили спасательные пояса на палубе, где их можно было быстро бросить, но были найдены только трое выживших. Электра спасла этих выживших и продолжила поиски. Больше ничего не было найдено, только коряги, мусор и ящик стола, полный документов. После нескольких часов поисков они покинули этот район. [ 46 ] [ 47 ]
Два факела церквей
[ редактировать ]23 июля 1941 года, когда оперативная группа для участия в авианосном рейде на Киркенес и Петсамо собиралась у берегов Исландии, Ахатес подорвался на британской мине и был серьезно поврежден, оторвав носовую часть эсминца, включая орудие «А», и убив 63 человека. ее экипажа и ранив еще 25 человек. «Ахатес» был отбуксирован Энтони в Сейдисфьордур и после временного ремонта покинул Исландию на буксире «Ассюранс» 7 августа, но шторм 10 августа причинил дополнительные повреждения: лонжероны сломались и растрескались обшивки верхней палубы, и корабли были повреждены. поставить в Скагле-фьорд на Фарерских островах , где был произведен дальнейший временный ремонт. В конце концов Ахатес достиг Тайна 24 августа 1941 года. [ 11 ] [ 48 ]
«Ахатес» оставался в ремонте восемь месяцев, прежде чем был снова введен в эксплуатацию. [ 11 ] 23 мая 1942 года Ахатес присоединился к арктическому конвою PQ 16 , оставаясь в составе конвоя до 30 мая, когда конвой достиг российских вод, потеряв семь из 36 торговых судов. [ 49 ] «Ахатес» вернулся в британские воды в составе конвоя QP 13 , направлявшегося на запад, который покинул Архангельск 26 июня. Ахатес оставался в составе конвоя до 7 июля 1942 года. [ 50 ] В сентябре 1942 года «Ахатес» вошел в состав океанского эскорта арктического конвоя PQ 18 , присоединился к нему 7 сентября и оставался в его составе до тех пор, пока конвой не достиг Архангельска 21 сентября. Всего немецкими подводными лодками и атаками авиации было потоплено 13 торговых судов, при этом эскорт конвоя потопил три подводные лодки. [ 51 ]
В ноябре 1942 года Ахатес принял участие в операции «Факел» — англо-американском вторжении во французскую Северную Африку. [ 11 ] Она входила в состав штурмового конвоя, а затем была выделена для сопровождения авианосцев во время высадки в Оране , Алжир . 8 ноября 1942 года, находясь у побережья Орана, «Ахатес» обнаружил и атаковал французскую подводную лодку Виши , которая совершила боевой вылет, чтобы противостоять высадке союзников в этом районе. Атака Ахатеса . привела к подъему нефти на поверхность моря и огромным пузырькам воздуха, а также обломкам как внутри, так и снаружи подводной лодки [ 52 ] были потоплены две подводные лодки «Ахатес» и эсминец «Уэсткотт» В тот день у Орана , «Аргонавт» и «Актеон» . [ 53 ] [ б ]
Битва за Баренцево море
[ редактировать ]25 декабря 1942 года Ахатес присоединился к эскорту конвоя JW 51B, следовавшего из Лох-Эве в Мурманск . [ 56 ] 31 декабря 1942 года конвой был атакован немецкими тяжёлыми крейсерами «Адмирал Хиппер» и «Лютцов» вместе с шестью большими эсминцами в битве в Баренцевом море . [ 57 ] Немецкий план состоял в том, чтобы разделить атакующие силы: «Хиппер» и три эсминца атаковали конвой с северо-запада, отвлекая эскорт, чтобы Лютцов мог беспрепятственно атаковать конвой с юга. [ 58 ]
Когда немецкая атака началась примерно в 9:15, «Ахатес» , следуя постоянному приказу, заняла позицию, чтобы поставить дымовые завесы, чтобы скрыть конвой от атакующих сил, в то время как более современные эсминцы эскорта должны были перехватить силы противника. [ 59 ] [ 60 ] «Ахатес» был поврежден в результате попадания «Хиппера» в начале боя: осколки снаряда вызвали затопление, но эсминец продолжал дымить. В 11:15 Ахатесу было приказано присоединиться к сильно поврежденному «Онслоу» , но, когда он вырвался из-под собственной дымовой завесы, был замечен Хиппером и сильно ранен, в результате чего погибло 40 человек, в том числе Ахатеса командир , лейтенант-коммандер AHT Джонс, и вызывая усиление наводнений. Командование принял заместитель командира эсминца лейтенант Лофтус Пейон-Джонс. [ 61 ] Несмотря на повреждения, Ахат продолжал дымить, чтобы защитить конвой, в то время как наводнение и возникший в результате список постепенно увеличивались. Примерно в 13:00 пропало электричество, и Ахатес подала сигнал траулеру Northern Gem прийти ей на помощь. Однако в 13:30, когда Северная жемчужина приблизилась, Ахатес внезапно перевернулся. Компания Northern Gem спасла 81 члена Ахатеса экипажа , один из которых позже погиб на траулере. [ 62 ] [ 63 ] Всего « Ахатеса » . погибли 113 членов экипажа [ 64 ] [ 65 ]
Несмотря на то, что эскорт сильно превосходил по вооружению, под командованием капитана Р. Сент-Винсента Шербрука , ВК , сдерживал атаки, пока крейсеры прикрытия «Шеффилд» и «Ямайка» на помощь эскорту не пришли . «Шеффилд» повредил «Хиппер» и потопил немецкий эсминец Z16 «Фридрих Экольдт» , в результате чего немцы прервали атаку. Ни одно торговое судно не было потоплено. [ 66 ] Пейтон-Джонс был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» за свою роль в бою, а также другими наградами экипажу «Ахата» , включая медаль «За выдающуюся доблесть» , Крест «За выдающиеся заслуги» и семь медалей «За выдающиеся заслуги» . Шестнадцать человек были упомянуты в депешах , одиннадцать, включая Джонса, - посмертно . [ 67 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Уитли говорит, что класс А вернулся в состав 3-й флотилии «в начале 1941 года». [ 9 ] в то время как Кинделл записывает, как Ахат выполнял обязанности по сопровождению конвоя в начале апреля. [ 35 ] пока она работала с подразделениями флота с середины апреля. [ 36 ]
- ^ Источники расходятся относительно того, какой эсминец какую подводную лодку потопил. Блэр [ 53 ] говорит, что Ахат потопил Актеона , а Уэсткотт потопил Аргонавта , а U-boat.net сообщает, что Аргонавт был потоплен обоими эсминцами, [ 54 ] с Уэсткоттом, тонущим Актеона . [ 55 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Английский, с. 14
- ^ Jump up to: а б Уитли, с. 97
- ^ Jump up to: а б Март, с. 247
- ^ Март, с. 258
- ^ Фридман, с. 197
- ^ Фридман, стр. 239–241.
- ^ Английский, с. 141
- ^ Jump up to: а б Фридман, стр. 236–237.
- ^ Jump up to: а б с Уитли, с. 98
- ^ Английский, с. 15
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я английский, с. 18
- ^ «Выставка в Буэнос-Айресе». Таймс . № 45786. 1 апреля 1931 г. с. 13.
- ^ «Британская авиационная выставка в Аргентине». Таймс . № 45789. 6 апреля 1931 г. с. 9.
- ^ Халперн стр.10, примечание 2.
- ^ «Беспорядки на Кипре». Таймс . № 45961. 23 октября 1931 г. с. 12.
- ^ «Морская и военная помощь». Таймс . № 45961. 23 октября 1931 г. с. 12.
- ^ Английский, стр. 18, 20.
- ^ «Королевский флот: эсминцы возвращаются в строй». Таймс . № 46255. 4 октября 1932 г. с. 4.
- ^ «Королевский флот: Третья флотилия эсминцев». Таймс . № 46268. 19 октября 1932 г. с. 9.
- ^ «Движение кораблей». Таймс . № 46285. 8 ноября 1932 г. с. 20.
- ^ «Королевский флот: эсминцы для дома». Таймс . № 47044. 22 апреля 1935 г. с. 6.
- ^ «Королевский флот: Третья флотилия эсминцев». Таймс . № 47123. 23 июля 1935 г. с. 19.
- ^ «Экипаж захваченного корабля приземлился в Испании: помощь британского эсминца». Таймс . № 47583. 15 января 1937 г. с. 11.
- ^ «Королевский флот: Возвращение 3-й флотилии». Нет. 47623. 3 марта 1937. с. 19.
- ^ «Королевский флот: HMS Achates». Таймс . № 47650. 5 апреля 1937 г. с. 8.
- ^ «Королевский флот: Первая противолодочная флотилия». Таймс . № 47826. 27 октября 1937 г. с. 20.
- ^ «Королевский флот: Рельефы эсминцев». Таймс . № 48051. 20 июля 1937 г. с. 20.
- ^ «II.— Местные оборонные и учебные заведения, патрульные флотилии и т. д.: Портленд» . Список ВМФ . Май 1939 г. с. 243 . Проверено 7 мая 2023 г. - из Национальной библиотеки Шотландии.
- ^ «Командование эсминцами флота метрополии - с 1 марта по 30 сентября 1940 г.: пятница, 2 августа 1940 г.» . Адмиралтейские дневники Второй мировой войны - ADM 199/427 . naval-history.net. 9 января 2015 года . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Блэра Война подводных лодок Гитлера: Охотники 1939–1942 , с. 205
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992, с. 40
- ^ Английский, с. 137
- ^ Кинделл, Дон (8 апреля 2012 г.). «Корабли Королевского флота, 1 июля 1941 года (Часть 1 из 2)» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . naval-history.net . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события, апрель 1941 года (Часть 1 из 2): 3 апреля» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . naval-history.net . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события, апрель 1941 г. (Часть 3 из 2): суббота, 19 апреля, вторник, 22 апреля, понедельник, 28 апреля» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . naval-history.net . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992, с. 63
- ^ Кеннеди, стр. 32–33.
- ^ Барнетт, стр. 287.
- ^ Jump up to: а б Костам, Глава 9: Дуэль на рассвете: В опасности
- ^ Кеннеди, с. 61
- ^ Барнетт, стр. 291–294.
- ↑ Костам, Глава 9: Дуэль на рассвете: первые залпы
- ^ Барнетт, с. 294
- ↑ Костам, Глава 10: Капюшон взорвался: смертельный удар
- ^ Костам, Глава 11: Прорыв в Атлантику: изменение плана
- ^ Кеннеди, стр. 80–82.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992, с. 75
- ^ Рюгг и Гаага, стр. 37–38.
- ^ Рюгг и Гаага, с. 41
- ^ Рюгг и Гаага, стр. 42–44.
- ^ Пейтон-Джонс, Лофтус Э. (2011). Лиддл, Питер (ред.). «В море, глава 1, КОМАНДИР ЛОФТУС Э. ПЕЙТОН-ДЖОНС, DSO DSC RN». Запечатленные воспоминания 1930–1945 годов: на пороге войны: тридцатые годы и война . Барнсли, Великобритания: Pen & Sword Military: 62. ISBN 978-1848842335 .
- ^ Jump up to: а б Война подводных лодок Блэра Гитлера: Преследуемые, 1942–1945 , с. 92
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «ФР Аргонавт» . Союзные военные корабли . U-boat.net . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «ФР Актеон» . Союзные военные корабли . U-boat.net . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ Рюгг и Гаага, с. 48
- ^ Барнетт, с. 729
- ^ Роскилл, с. 292
- ^ Папа, стр. 87, 166–167.
- ^ Роскилл, с. 293–294
- ^ Папа, стр. 207–212.
- ^ Кемп, с. 205
- ^ Папа, стр. 247–253, 256–257.
- ^ Кинделл, Дон (18 апреля 2009 г.). «15–31 декабря 1942 г. — в порядке даты, корабля/части и названия» . Списки потерь Королевского флота и военно-морских сил Доминиона во время Второй мировой войны . naval-history.net . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Кинделл, Дон (18 апреля 2009 г.). «1–31 января 1943 г. — в порядке даты, корабля/части и названия» . Списки потерь Королевского флота и военно-морских сил Доминиона во время Второй мировой войны . naval-history.net . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Рюгг и Гаага, с. 48
- ^ Папа, стр. 310–311.
Библиография
[ редактировать ]- Барнетт, Коррелли (2000). Вступайте в бой с врагом более тесно . Классический пингвин. ISBN 0-141-39008-5 .
- Блэр, Клэй (2000). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Лондон: ISBN Cassell & Co. 0-304-35260-8 .
- Блэр, Клэй (2000). Гитлеровская подводная война: Преследуемые, 1942–1945 гг . Нью-Йорк: Современная библиотека. ISBN 0-679-64033-9 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Инглиш, Джон (1993). От Амазонки до Айвенго: британские стандартные эсминцы 1930-х годов . Кендал, Англия: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-64-9 .
- Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы с первых дней до Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-081-8 .
- Халперн, Пол Г., изд. (2016). Средиземноморский флот, 1930–1939 гг . Публикации Общества военно-морских рекордов. Том. 163. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-315-55560-7 .
- Ходжес, Питер; Фридман, Норман (1979). Эсминское оружие Второй мировой войны . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-137-3 .
- Кемп, Пол (1999). Сожаление Адмиралтейства: потери британских военных кораблей в ХХ веке . Страуд, Великобритания: Sutton Publishing Limited. ISBN 0-7509-1567-6 .
- Кеннеди, Людовик (1984). Преследование: погоня и потопление «Бисмарка» . Бантамские книги. ISBN 0-553-23795-0 .
- Костам, Ангус (2019). Охота на «Бисмарк»: погоня за самым знаменитым линкором Германии . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-47283384-6 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Марш, Эдгар Дж. (1966). Британские эсминцы: история развития, 1892–1953 гг.; Нарисовано с разрешения Адмиралтейства на основе официальных отчетов и отчетов, корабельных обложек и планов строительства . Лондон: Служба Сили. OCLC 164893555 .
- Поуп, Дадли (1988). 73 Север: Битва за Баренцево море . Лондон: Элисон Пресс. ISBN 0-436-37752-7 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-117-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Роскилл, Юго-Запад (1956). Война на море 1939–1945: Том II: Период равновесия . История Второй мировой войны: Военная серия Соединенного Королевства. Канцелярия Ее Величества.
- Рюгг, Боб; Гаага, Арнольд (1993). Конвои в Россию: 1941–1945 гг . Кендал, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-66-5 .
- Уинзер, Джон де С. Британские флоты вторжения: Средиземноморье и за его пределами, 1942–1945 гг . Грейвсенд, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-9543310-0-1 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рулевой в северных конвоях С.А. Керслейка; рассказ бывшего рыбака о конвое JW51B и затоплении Ахатаса
- Рецензии на книги Королевского флота и морского дела: HMS Achates Роба Джеррарда
- «Последняя комиссия HMS Achates» Х. Дж. Скотта-Дугласа; в архиве BBC "Народная война Второй мировой войны"
- Некролог: командир Лофтус Пейтон-Джонс , Daily Telegraph, 9 января 2001 г.
- HMS Achates (база данных кораблей Clydebuilt)
73 ° 18' с.ш. 30 ° 6' в.д. / 73,300 ° с.ш. 30,100 ° в.д.