Jump to content

Британская 21-дюймовая торпеда

имеется несколько 21-дюймовых (53,3 см) торпед На вооружении Королевского флота Соединенного Королевства .

Торпеды калибра 21 дюйм были самыми крупными торпедами, широко использовавшимися в РН. Их использовали надводные корабли и подводные лодки; самолеты использовали 18-дюймовые торпеды меньшего размера .

HMS Pincher , эсминец класса «Бигль» , 1910 год. Эти эсминцы станут основными пользователями торпед Mark I.

Первая британская 21-дюймовая торпеда имела две длины: «Короткую» - 17 футов 10,5 дюйма (5,45 м) и «Длинную» - 23 фута 1,25 дюйма (7,04 м). Заряд взрывчатого вещества составлял 200 фунтов (91 кг) пушечного хлопка, позже увеличенный до 225 фунтов (102 кг). Торпеды были впервые применены в полевых условиях в 1912 году и в основном использовались эсминцами класса «Бигль» на протяжении большей части их службы во время Первой мировой войны. [ 1 ]

Технические характеристики: [ 2 ] [ 3 ]

Марк I Шорт

  • Вступил в строй: 1910 г.
  • Вес: 2100 фунтов (950 кг)
  • Длина: 17 футов 10,5 дюйма (5,448 м)
  • Заряд взрывчатого вещества: 200 фунтов (91 кг) Мокрая вата.
  • Дальность и скорость: 7500 ярдов (6900 м) при 16 узлах (30 км/ч), 1000 ярдов (910 м) при 27 узлах (50 км/ч)

Марк И Лонг

  • Вступил в строй: 1910 г.
  • Вес: 2800 фунтов (1300 кг)
  • Длина: 23 фута 1,25 дюйма (7,0422 м)
  • Заряд взрывчатого вещества: 200 фунтов (91 кг) Мокрая вата.
  • Дальность и скорость: 12 000 ярдов (11 000 м) при 16 узлах (30 км/ч), 1 000 ярдов (910 м) при 27 узлах (50 км/ч)
21-дюймовый Марк II
Тип Тяжелая Торпеда
Место происхождения Великобритания
История обслуживания
В эксплуатации в. 1914 – Вторая мировая война.
Используется РН
Войны Первая мировая война, Вторая мировая война
История производства
Разработанный в. 1910 год
Технические характеристики
Диаметр 21 дюйм (530 мм)

Боеголовка ТНТ
Вес боеголовки От 400 до 515 фунтов (от 181 до 234 кг)

Двигатель Мокрый обогреватель
Оперативный
диапазон
Максимум 8000 ярдов (7300 м) в зависимости от модели
Максимальная скорость От 29 до 35 узлов (от 54 до 65 км/ч)

Mark II, в основном используемый эсминцами, поступил на вооружение в 1914 году. За исключением некоторых старых британских кораблей, он использовался со старыми американскими ( сделка «эсминцы в обмен на базы »), эсминцами городского класса предоставленными Великобритании в начале Второй мировой войны. Вторая мировая война. Скорость движения была снижена с 45 узлов (83 км/ч) (более 3000 ярдов) для большей надежности.

Mark II*, улучшенная версия Mark II, использовалась на линкорах и линейных крейсерах. Конструкция с мокрым обогревателем позволяла преодолевать расстояние 4500 ярдов (4100 м) со скоростью 45 узлов (83 км/ч).

21-дюймовый Марк IV
Тип Торпедо
Место происхождения Великобритания
История обслуживания
В эксплуатации в. 1916 – Вторая мировая война.
Используется РН
Войны Первая мировая война, Вторая мировая война
История производства
Разработанный в. 1912 год
Технические характеристики
Масса 3206 фунтов (1454 кг)
Длина 22 фута 7,5 дюйма (6,896 м)
Диаметр 21 дюйм (530 мм)

Боеголовка ТНТ
Вес боеголовки 515 фунтов (234 кг)

Двигатель Мокрый обогреватель
Оперативный
диапазон
От 8000 до 13 500 ярдов (от 7300 до 12 300 м)
Максимальная скорость От 25 до 35 узлов (от 46 до 65 км/ч)

Торпеда Mark IV была основной британской торпедой Первой мировой войны. С 1912 года использовалась эсминцами, торпедными катерами и другими надводными кораблями, оснащенными 21-дюймовыми торпедными аппаратами, такими как линкоры класса Royal Sovereign . Во Второй мировой войне они использовались в качестве вспомогательного вооружения на подводных лодках и различных надводных кораблях, включая HMS Hood .

21-inch Mark V
Тип Торпедо
Место происхождения Великобритания
История производства
Разработанный 1917
Технические характеристики
Длина 23 фута 4 дюйма (7,1 м)
Диаметр 21 дюйм (530 мм)

Двигатель Мокрый обогреватель
Оперативный
диапазон
От 5000 до 13 600 ярдов (от 4600 до 12 400 м)
Максимальная скорость От 20 до 40 узлов (от 37 до 74 км/ч)

Mark V использовался эсминцами классов A и B , а также, с модификациями, Kent тяжелыми крейсерами класса .

21-дюймовый Марк VII
Тип Тяжелая Торпеда
Место происхождения Великобритания
История обслуживания
В эксплуатации Вторая мировая война
Используется РН
История производства
Разработанный 1920-е годы
Технические характеристики
Длина 25 футов 6 дюймов (7,77 м)
Диаметр 21 дюйм (530 мм)

Боеголовка ТНТ
Вес боеголовки 740 фунтов (340 кг)

Двигатель Воздух, обогащенный кислородом
Оперативный
диапазон
5700 ярдов (5200 м)
Максимальная скорость 35 узлов (65 км/ч)

Mark VII предназначался для использования на британских тяжелых крейсерах, то есть крейсерах с 8-дюймовыми орудиями. Спроектированные в середине 1920-х годов крейсеры класса «Каунти» были построены одновременно, в период после Вашингтонского военно-морского договора .

Мощность обеспечивалась за счет использования воздуха, обогащенного кислородом, хотя в начале Второй мировой войны запасы торпед были переоборудованы для работы на обычном воздухе.

Погрузка торпед Mark VIII на ВМС Польши подводную лодку ORP Sokół .
Выставка торпед последней модели Mark VIII в Немецком военно-морском музее , Вильгельмсхафен, Германия. Расположен перед подводной лодкой У-10 (С-189).

Mark VIII была разработана примерно в 1925 году и стала первой британской с горелочным циклом торпедой . Применялся с 1927 года на всех подводных лодках, начиная с более поздних версий класса «L» и « Один» , а также на моторных торпедных катерах . Основной версией времен Второй мировой войны была улучшенная модель Mark VIII**: к сентябрю 1944 г. было выпущено 3732 штуки (56,4% от общего количества). Торпеда до недавнего времени все еще находилась на вооружении Королевского флота в учебных целях и использовалась Королевским флотом Норвегии (береговая артиллерия: торпедная батарея Кахольмен в крепости Оскарсборг ) до 1993 года. [ 4 ]

Технические характеристики: [ 5 ]

Марк VIII

  • Вступил в строй: 1927 г.
  • Вес: 3452 фунта (1566 кг)
  • Длина: 259 дюймов (6,6 м)
  • Взрывной заряд: 750 фунтов (340 кг) в тротиловом эквиваленте.
  • Дальность и скорость: 5000 ярдов (4600 м) при 40 узлах (74 км/ч).

Марк VIII**

  • Заряд взрывчатого вещества: 722 фунта (327 кг) Torpex , позже увеличен до 805 фунтов (365 кг) Torpex.
  • Дальность и скорость: 5000 ярдов (4600 м) при 45,6 узлов (84,5 км/ч), 7000 ярдов (6400 м) при 41 узлах (76 км/ч)

Mark VIII** использовался в двух особенно примечательных инцидентах:

  • 9 февраля 1945 года подводная лодка Королевского флота HMS Venturer потопила немецкую подводную лодку U-864 четырьмя торпедами Mark VIII**. Это остается единственным исторически признанным преднамеренным потоплением одной подводной лодки другой, когда обе находились под водой.
  • 2 мая 1982 года подводная лодка Королевского флота HMS Conqueror потопила аргентинский крейсер ARA General Belgrano двумя торпедами Mark VIII** во время Фолклендской войны . [ 6 ] Это единственное затопление надводного корабля атомной подводной лодкой в ​​военное время и второе (из трех) потопление надводного корабля какой-либо подводной лодкой со времен окончания Второй мировой войны. Два других затонули индийский фрегат INS Khukri и южнокорейский корвет ROKS Cheonan .
Торпеда Mark IX на техническом обслуживании, загруженная в трехтрубную установку эсминца.
Выставка торпед последней модели Mark IX в Военном музее Оверлона в Оверлуне, Нидерланды. Mark IX — первый сверху.

Mark IX был разработан примерно в 1928 году и впервые использован в 1930 году. Конструкция была значительно улучшена к 1939 году. Mark IX был более крупным и дальнобойным братом Mark VIII, в котором использовалась очень похожая четырехцилиндровая радиальная керосиново-воздушная горелка. циклическая двигательная установка. Используется на крейсерах класса Leander и более поздних крейсерах, эсминцах классов A и B , а также на эсминцах более поздних классов. Также заменил старую торпеду Mark VII на некоторых 8-дюймовых (200-мм) артиллерийских крейсерах во время войны. Основной версией, использовавшейся во время Второй мировой войны, был Mark IX**, впервые выпущенный на эсминцы классов J и K в 1939 году. В 1943 году было решено дополнительно усовершенствовать Mark IX**, удлинив его на 12 дюймов (30,5 см). и ограничение массы оружия до 4000 фунтов (1800 кг), вплоть до мощности торпедных аппаратов и строящихся кораблей. [ 7 ] нитрометаном Рассматривалась возможность использования силовой установки с , но ее реализация потребовала слишком большого количества изменений, чтобы быть практичной. Окончательная версия того, что впоследствии стало Mark IX***, заняла дополнительное пространство за счет увеличения боеголовки до 930 фунтов (420 кг) Torpex. К концу войны в 1945 году ни один из них не находился на вооружении, и к тому времени увеличенная боеголовка стала ненужной. Торпеда Mark IX оставалась на вооружении на протяжении 1960-х годов. [ 8 ]

Технические характеристики: [ 9 ]

Марк IX

  • Вступил в строй: 1930 г.
  • Вес: 3732 фунта (1693 кг)
  • Длина: 286,5 дюйма (7,28 м)
  • Взрывной заряд: 727 фунтов (330 кг) в тротиловом эквиваленте.
  • Дальность и скорость: 10 500 ярдов (9 600 м) при 36 узлах (67 км/ч), 13 500 ярдов (12 300 м) при 30 узлах (56 км/ч)

Марк IX*

  • Взрывной заряд: 727 фунтов (330 кг) в тротиловом эквиваленте.
  • Дальность и скорость: 11 000 ярдов (10 000 м) при 36 узлах (67 км/ч), 14 000 ярдов (13 000 м) при 30 узлах (56 км/ч)

Марк IX**

  • Вступил в строй: 1939 г.
  • Взрывной заряд: 810 фунтов (370 кг) Torpex
  • Дальность и скорость: 11 000 ярдов (10 000 м) при 41 узле (76 км/ч), 15 000 ярдов (14 000 м) при 35 узлах (65 км/ч)

Марк Икс

[ редактировать ]

С 1939 года используется подводными лодками, торпедными катерами и эсминцами других флотов, такими как эсминец типа «Гром» . [ нужна ссылка ]

Электрическая аккумуляторная торпеда с тротиловой боевой частью массой 710 фунтов (322 кг). Он поступил на вооружение во время Второй мировой войны и использовался эсминцами.

Проект высокоскоростной торпеды, приводимой в движение высокопрочным перекисью (HTP), основанный на исследованиях Хельмута Вальтера во время Второй мировой войны. Сначала под кодовым названием Ferry , затем Fancy , Mark 12 так и не продвинулся дальше стадии прототипа. Проект был задуман в 1945 году, уже после окончания войны в Европе, с прибытием технической документации из Германии. По экономическим соображениям был использован корпус торпеды Mark VIII, чтобы адаптировать его к двигательной установке HTP. [ 10 ] « Ферри» должна была представлять собой надводную торпеду с гироскопической системой поиска. Прототипы оружия были готовы в 1953 году, за исключением функции запуска шаблона, которая затем была исключена, и оружие было переименовано в Fancy . В 1954 году несколько прототипов были переданы HMS Maidstone , и до катастрофической аварии было проведено более 200 испытательных запусков. 16 июня 1955 года HMS Sidon находился рядом с HMS Maidstone в Портлендской гавани, готовясь к этапу II испытаний Fancy . Члены экипажа подводной лодки загружали один из прототипов торпед в пусковую трубу, когда запорный клапан на орудии случайно открылся, что привело к выбросу реагента в двигательной установке. Оружие взорвалось внутри пусковой трубы, одновременно взорвав носовую часть и задний люк пусковой трубы. В подводную лодку попал взрыв обломков и плотного углекислого газа. Два офицера и десять моряков погибли мгновенно: шестеро от первого взрыва и еще шестеро от удушья из-за выброшенных газов. Еще один пострадавший, врач из г. Мейдстон , впоследствии погибший при попытке спасти экипаж с подводной лодки. Подводная лодка затонула на мелководье из-за затопления из взорвавшейся пусковой трубы. В конечном итоге авария нанесла такой ущерб, что подводная лодка была окончательно выведена из эксплуатации. [ 11 ] После этой аварии второй Mark 12 Fancy взорвался на торпедном полигоне Аррочар в Лох-Лонге , Шотландия. В результате этих аварий и предполагаемого опасного характера двигательной установки ПВТ программа была отменена в 1959 году.

Технические характеристики: [ 12 ]

Марк 12

  • Дата прототипа: 1952 г.
  • Вес: 3452 фунта (1566 кг)
  • Длина: 254,5 дюйма (6,46 м)
  • Взрывной заряд: 750 фунтов (340 кг) Torpex
  • Дальность и скорость: Неизвестно, выше 40 узлов (74 км/ч).

Марк 20 Участник торгов

[ редактировать ]
21-дюймовый Марк 20
Выставка торпед Mark 20 в Музее тайной иммиграции и военно-морского флота , Хайфа, Израиль.
Тип Торпедо
Место происхождения Великобритания
История обслуживания
В эксплуатации 1955–1988
Используется РН
История производства
Разработанный 1945
Технические характеристики
Масса 1810 фунтов (820 кг)
Длина 13,5 футов (4,11 м)
Диаметр 21 дюйм (530 мм)

Боеголовка Торпекс
Вес боеголовки 196 фунтов (89 кг)

Двигатель Электрический
Порох Батарея (хлорная кислота)
Оперативный
диапазон
12 000 ярдов (11 000 м)
Максимальная скорость 20 узлов (37 км/ч)
Руководство
система
Пассивный сонар

Mark 20 представляла собой торпеду с аккумуляторным питанием и пассивной самонаведением, которая первоначально была задумана в 1945 году как 21-дюймовая разработка 18-дюймового проекта Дилера для противолодочного оружия, сбрасываемого с парашютом, задуманного в 1943 году. [ 13 ] В конце Второй мировой войны проект «Дилер» был переименован в «Дилер А» и в дальнейшем разделился на 21-дюймовый проект «Биддер» и 18-дюймовый «Дилер Б» . [ 14 ] Таким образом, Mark 20 был разработан вместе с 18-дюймовым Mark 30 Dealer B и имел общие элементы его дизайна. [ 15 ] Программа развития расширилась по своим масштабам и приоритетам после отмены пентана Mark 21. Было разработано два варианта: Mark 20S («Подводная лодка») для использования подводными лодками и более крупный Mark 20E («Эскорт») для использования надводными кораблями. Вариант S имел одинарную скорость 20 узлов, а вариант E имел двухскоростной режим 15 узлов и 24 узла для поиска цели и последующего автономно переключаемого атакующего хода. [ 16 ] В конфигурации E торпеда была рассчитана на общую дальность плавания 20 000 ярдов (18 000 м) при скорости 15 узлов и 6 000 ярдов (5 500 м) при переключении на скорость 24 узла. [ 17 ] По состоянию на 1958 год вариант E все еще не был готов к эксплуатации из-за проблем с его программированием, и перспектива установки противолодочной торпеды средней дальности на будущий вертолет Westland Wasp считалась более желательной. В результате проект варианта E был исключен, остался только вариант S. Это привело к тому, что некоторые из фрегатов , которые должны были их использовать ( классы Ротсей и Уитби ), так и не были оснащены торпедными аппаратами и не были сняты. По состоянию на 1959 год единственным классом эсминцев, который мог нести Mark 20, был Leander . [ 18 ] но с 1963 года это конструктивное соображение также будет исключено. [ 19 ] Окончательная версия Mark 20 Bidder также упоминалась в литературе как Mark 20 Improved. [ 20 ]

В 1965 году капитан Королевского флота Джон Мур разработал вариант Mark 20, который он назвал «Архимед» . Это было подводное средство доставки оборудования, запускаемое с подводных лодок, предназначенное для поддержки тайных операций, в частности операций водолазов Специальной лодочной службы . [ 21 ] Боеголовку сняли и заменили герметичной грузовой капсулой. Как и другие подобные аппараты этого типа, «Архимед» мог выбрасываться на берег контролируемым образом, позволяя водолазам или другим тайным агентам открыть капсулу и извлечь ее содержимое. Транспортное средство также могло управляться непосредственно водолазом, иметь регулируемую скорость и функционировать как подводный буксир и водолазная двигательная установка . Прототипом «Архимеда» была более крупная торпеда Mark 23, но в серийной версии использовался корпус Mark 20. [ 22 ] Капитан Джон Мур назвал Mark 20 «бесполезным устройством для выполнения своей первоначальной задачи». [ 23 ]

Mark 20 была единственной торпедой на вооружении, которая могла поместиться в короткие кормовые пусковые трубы подводных лодок классов «Оберон» и «Порпойз» . Он оставался на вооружении подводных лодок до 1988 года, когда класс Porpoise был выведен из эксплуатации. [ 24 ] Следуя опыту Фолклендской войны 1982 года , когда вооруженный Mark 20 застрял внутри своей трубы и HMS Onyx был вынужден вернуться в Портсмут, чтобы его удалить, класс Оберон перенес кормовые пусковые трубы для хранения пива, что привело к более раннему выводу Mark 20 из эксплуатации. . [ 25 ]

Марк 21 Пентан

[ редактировать ]

Проект автономной активной гидроакустической противолодочной торпеды, которая будет нести самолеты Avro Lancaster , Avro Shackleton , Short Sturgeon и Fairey Gannet в противолодочной роли, первоначально был задуман в 1947 году. [ 26 ] [ 27 ] Разработка началась в 1949 году, а окончательный проект был выбран в 1954 году, в результате чего были созданы функциональные прототипы, развивающие скорость 30 узлов. К этому времени несколько самолетов, способных нести 21-дюймовую торпеду, находились в процессе вывода из эксплуатации. После « Белой книги обороны» 1957 года , в которой роль авианосцев была приуменьшена, береговое командование Королевских ВВС осталось единственным оператором, а проект был отменен в 1958 году из-за соображений стоимости и оценки того, что оружию не хватает скорости, чтобы противостоять наступающему наступлению. проекты атомных подводных лодок. Разработка головки ГСН была передана в проект «Онгар», который позже стал Mark 24 Tigerfish . [ 28 ]

Марк 22 Макл

[ редактировать ]

Версия Mark 20 с проводным наведением, отдельно разработанная Vickers Shipbuilding and Engineering (VSEL) как частное предприятие. Проект был отменен в 1956 году, но технология наведения по проводам была передана Mark 20 Bidder, что способствовало разработке Mark 23 Grog. [ 29 ]

Марк 23 Грог

[ редактировать ]
21-дюймовый Марк 23
Торпеда Mark 23, перекрашенная в рекламу перед рестораном The Ancient Mariner в Линмуте, Великобритания.
Тип Торпедо
Место происхождения Великобритания
История обслуживания
В эксплуатации 1966–1987
Используется РН
История производства
Разработанный 1956
Технические характеристики
Масса 2000 фунтов (907 кг)
Длина 14,9 футов (4,54 м)
Диаметр 21 дюйм (530 мм)

Боеголовка Торпекс
Вес боеголовки 196 фунтов (89 кг)

Двигатель Электрический
Порох Батарея (хлорная кислота)
Оперативный
диапазон
12 000 ярдов (11 000 м) на низкой скорости, 8 900 ярдов (8 100 м) на высокой скорости
Максимальная скорость 20 узлов (37 км/ч) низкая скорость, 28 узлов (52 км/ч) высокая скорость
Руководство
система
Пассивный гидролокатор с проводным управлением

Версия Mark 20 с проводным наведением и двухскоростным режимом для подхода к цели и атаки. [ 30 ] [ 31 ] проводное наведение разрабатывалось Над проектом Bidder с самого начала, и самые ранние прототипы Grog были доступны для испытаний в 1955 году. После того, как проект Mackle был отменен в 1956 году, сложная тросовая система наведения была передана в программу Grog . Его упростили, улучшили, и первые серийные модели Mark 23 Grog были поставлены в 1959 году. [ 32 ] Mark 23 был оснащен подвесным дозатором длиной 10 000 м (11 000 ярдов), который содержал трос управления для направления оружия. Наведение по тросу было необязательным, катушка с тросом управления представляла собой отдельный модуль, который оставался внутри пусковой трубы. Оператор на борту подводной лодки слушал гидрофоны торпеды, направляя оружие мимо ловушек и средств противодействия. [ 33 ] Поступил на вооружение в 1966 году, хотя уже устарел. [ 34 ] учитывая обычные скорости атомных подводных лодок того времени. Согласно одному сообщению, оружие вступило в полную боевую готовность только в 1971 году. [ 35 ] и прослужил до 1987 года, когда все приклады Mark 24 Tigerfish были переоборудованы в Mod 2.

На этапе испытаний Mark 23 в 1965 году капитан Джон Мур Королевского флота экспериментировал с образцом корпуса торпеды. Инженеры Королевского военно-морского флота корабля-базы подводных лодок HMS Medway (бывший HMS LCT 1109 ) модифицировали корпус торпеды в соответствии с его спецификациями, превратив его в прототип человеческой торпеды с основной функцией подводного буксира. Были добавлены дополнительные аккумуляторы, что увеличило запас хода автомобиля. В конечном итоге корпус торпеды Mark 20 был выбран для аналогичной машины, которая пошла в серийное производство. [ 36 ]

В 1973 году все торпеды РН пришлось вывести из эксплуатации из-за отказа системы управления на предельной дальности. [ нужна ссылка ]

После нескольких месяцев расследования было обнаружено, что неисправность возникла в блоке управления, созданном GEC . Германиевый диод в схеме автоматической регулировки усиления (АРУ) был заменен кремниевым диодом после указания магазинов RN о замене всех германиевых диодов на более современные кремниевые диоды. Различные характеристики кремниевого диода привели к выходу из строя схемы АРУ. Как только ошибка была обнаружена, замена диода на оригинальный устранила проблему.

Марк 24 Тигровая рыба

[ редактировать ]

Mark 24 Tigerfish — высокоскоростная, дальнобойная торпеда с проводным наведением, первоначально разработанная в рамках проекта «Онгар». Штатное требование к этому оружию было написано в 1959 году. [ 37 ] Ожидалось, что это оружие поступит на вооружение в середине 1960-х годов, а плановая дата ввода в эксплуатацию - 1969 год. [ 38 ] Первые серийные экземпляры были поставлены в 1974 году, а производственный заказ был сделан в 1977 году. Из-за бюджетных ограничений, предусмотренных « Белой книгой обороны» 1966 года , первый Tigerfish (Mod 0) поступил на вооружение в 1983 году. Все варианты Tigerfish были сняты с вооружения. в 2004 году.

У Mark 24 Tigerfish была длительная программа разработки, начиная с первых двух моделей, затем исследований по устранению ее недостатков и, наконец, программы консолидации Marconi (по прозвищу «Выздоравливай»), предпринятой в конце 1980-х годов для преобразования существующих единиц в Mod 2. стандарт.

  • Марк 24 Мод 0 Тигровая рыба (1974)
  • Mark 24 Mod 1 Tigerfish (1978)
  • Mark 24(N) Tigerfish (вариант с ядерной полезной нагрузкой, только бумажное исследование)
  • Mark 24 Mod 2 Tigerfish (1987)
  • Mark 24 Mod 3 Tigerfish (упрощенная недорогая версия, только бумажное исследование)

Копьеносец

[ редактировать ]

Гораздо более способный, чем Tigerfish. Развернут в 1992 году и заменил все Tigerfish к 2004 году.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Проект «Дредноут». «Эсминец класса «Бигль» (1909 г.)» . www.dreadnoughtproject.org/tfs/index.php .
  2. ^ ДиДжулиан, Тони. «Торпеды Соединенного Королевства/Британии до Второй мировой войны» . www.navweaps.com .
  3. ^ Проект «Дредноут». «21-в Марк I Торпедо (Великобритания)» . www.dreadnoughtproject.org/tfs/index.php .
  4. ^ «21-дюймовая торпеда Mk VIII** (секционная)» . Имперские военные музеи . Проверено 22 июня 2024 г.
  5. ^ ДиДжулиан, Тони. «Торпеды Великобритании/Британии времен Второй мировой войны – NavWeaps» . www.navweaps.com . Архивировано из оригинала 21 февраля 2009 года.
  6. ^ Браун, Колин; Ким Сенгупта (3 апреля 2012 г.). «Затопление Бельграно: связь с Пиночетом» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 23 июня 2015 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  7. ^ Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института . п. 86. ИСБН  0-87021-459-4 .
  8. ^ Эндрю, Доти (2013). Белый прапорщик (2-е изд.). Группа «Адмиралтейская трилогия» . п. 67.
  9. ^ ДиДжулиан, Тони. «Торпеды Великобритании/Британии времен Второй мировой войны – NavWeaps» . www.navweaps.com . Архивировано из оригинала 21 февраля 2009 года.
  10. ^ Кирби, Джефф (март 1972 г.). JRNSS Том 27, № 2 — История Торпеды, Часть 3 . Журнал научной службы Королевского флота. п. 100.
  11. ^ Хеннесси, Питер; Джинкс, Джеймс (2015). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Книги о пингвинах . п. 160-161.
  12. ^ ДиДжулиан, Тони. «Торпеды Соединенного Королевства/Британии после Второй мировой войны» . www.navweaps.com .
  13. ^ Кирби, Джефф (март 1972 г.). JRNSS Том 27, № 2 — История Торпеды, Часть 3 . Журнал научной службы Королевского флота. п. 91.
  14. ^ Кирби, Джефф (март 1972 г.). JRNSS Том 27, № 2 — История Торпеды, Часть 3 . Журнал научной службы Королевского флота. п. 98-99.
  15. ^ Фридман, Норман (1986). Послевоенная военно-морская революция . Издательство Военно-морского института . п. 79. ИСБН  0-87021-952-9 .
  16. ^ Ллевелин-Джонс, Малкольм (2005). Королевский флот, 1930–2000 гг.; отрывок из книги «Королевский флот и вызов быстрой подводной лодки, 1944–1954» . Фрэнк Касс . п. 168. ИСБН  0-714-65710-7 .
  17. ^ Ллевелин-Джонс, Малкольм (2005). Королевский флот, 1930–2000 гг.; отрывок из книги «Королевский флот и вызов быстрой подводной лодки, 1944–1954» . Фрэнк Касс . п. 169. ИСБН  0-714-65710-7 .
  18. ^ Фридман, Норман (2006). Британские эсминцы и фрегаты . Издательство Чатем . п. 250. ИСБН  1-86176-137-6 .
  19. ^ Фридман, Норман (2006). Британские эсминцы и фрегаты . Издательство Чатем . п. 268. ИСБН  1-86176-137-6 .
  20. ^ Ричардсон, Дуглас (1986). Военно-морское вооружение . Издательство Военно-морского института . п. 120. ИСБН  0-531-03738-Х .
  21. ^ Хеннесси, Питер; Джинкс, Джеймс (2015). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Книги о пингвинах . п. 288.
  22. ^ Паркер, Джон (1997). SBS: Внутренняя история Специальной лодочной службы . Заголовок Книгоиздательство . п. 172-173. ISBN  0-7472-1976-1 .
  23. ^ Daily Telegraph (23 августа 2010 г.). «Капитан Джон Мур (некролог)» . www.telegraph.co.uk .
  24. ^ Хеннесси, Питер; Джинкс, Джеймс (2015). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Книги о пингвинах . п. 304-305.
  25. ^ Крис Бишоп и Тони Каллен (1988). Энциклопедия мировой морской державы . Книги Полумесяца. п. 42 . ISBN  0517653427 .
  26. ^ Кирби, Джефф (март 1972 г.). JRNSS Том 27, № 2 — История Торпеды, Часть 3 . Журнал научной службы Королевского флота. п. 99.
  27. ^ Фридман, Норман (1986). Послевоенная военно-морская революция . Издательство Военно-морского института . п. 79. ИСБН  0-87021-952-9 .
  28. ^ «Аэрокосмические и оружейные проекты Соединенного Королевства - управляемое оружие» . nd Архивировано из оригинала 1 июня 2009 года.
  29. ^ Фридман, Норман (1986). Послевоенная военно-морская революция . Издательство Военно-морского института . п. 200. ИСБН  0-87021-952-9 .
  30. ^ Эндрю, Доти (2013). Белый прапорщик (2-е изд.). Группа «Адмиралтейская трилогия» . п. 67.
  31. ^ Ричардсон, Дуглас (1986). Военно-морское вооружение . Издательство Военно-морского института . п. 120. ИСБН  0-531-03738-Х .
  32. ^ Кирби, Джефф (март 1972 г.). JRNSS Том 27, № 2 — История Торпеды, Часть 3 . Журнал научной службы Королевского флота. п. 99-100.
  33. ^ Хеннесси, Питер; Джинкс, Джеймс (2015). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Книги о пингвинах . п. 162.
  34. ^ Хеннесси, Питер; Джинкс, Джеймс (2015). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Книги о пингвинах . п. 304-305.
  35. ^ Гроув, Эрик (1987). Авангард Трайденту; Британская военно-морская политика после Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института . п. 227. ИСБН  0-87021-552-3 .
  36. ^ Паркер, Джон (1997). SBS: Внутренняя история Специальной лодочной службы . Заголовок Книгоиздательство . п. 172-173. ISBN  0-7472-1976-1 .
  37. ^ Фридман, Норман (1986). Послевоенная военно-морская революция . Издательство Военно-морского института . п. 79. ИСБН  0-87021-952-9 .
  38. ^ Ричардсон, Дуглас (1986). Военно-морское вооружение . Издательство Военно-морского института . п. 120. ИСБН  0-531-03738-Х .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 511deeddf8be353a4d81b1947d1b5730__1723318620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/30/511deeddf8be353a4d81b1947d1b5730.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
British 21-inch torpedo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)