Jump to content

Водолазная двигательная установка

Водолазная двигательная установка
Дайвер-любитель, использующий легкую водолазную двигательную установку
Дайвер-любитель, использующий легкую водолазную двигательную установку
Акроним ДПВ
Другие имена Водолазное движительное устройство, Подводный скутер
Использование Уменьшите усилия дайвера и увеличьте скорость и дальность погружения.
Двое морских пехотинцев США из Морских сил специального назначения используют водолазную двигательную установку (DPD)
Два дайвера едут на скутерах с тяжелыми DPV

Водолазный двигательный аппарат ( ДПВ ), также известный как подводный двигательный аппарат , морской скутер , [1] Подводный скутер , или средство доставки пловца ( SDV ), используемый в вооруженных силах, представляет собой снаряжение для дайвинга, используемое аквалангистами для увеличения дальности действия под водой. Дальность действия ограничена количеством дыхательного газа , который можно переносить, скоростью потребления этого дыхательного газа и зарядом батареи DPV. Ограничения по времени, налагаемые на дайвера требованиями к декомпрессии, также могут на практике ограничивать безопасный диапазон. DPV имеют развлекательное, научное и военное применение.

DPV включают в себя широкий спектр конфигураций: от небольших, легко переносимых самокатов с небольшим запасом хода и низкой скоростью до обтекаемых или закрытых устройств, способных перевозить нескольких дайверов на большие расстояния на более высоких скоростях.

Самые ранние зарегистрированные DPV использовались в военных целях во время Второй мировой войны и были основаны на торпедных технологиях и компонентах.

Структура [ править ]

DPV обычно состоит из устойчивого к давлению водонепроницаемого корпуса, содержащего с батарейным питанием электродвигатель , который приводит в движение гребной винт . Конструкция должна гарантировать, что гребной винт не может причинить вред дайверу, водолазному снаряжению или морской жизни, транспортное средство не может быть случайно запущено или убежать от дайвера, и оно сохраняет примерно нейтральную плавучесть во время использования под водой.

Приложение [ править ]

DPV полезны для расширения диапазона действия автономного дайвера, который в противном случае ограничен количеством дыхательного газа, который можно нести, скоростью, с которой этот дыхательный газ потребляется, которая увеличивается из-за напряжения и усталости дайвера, а также налагаемыми ограничениями по времени. обязательствами по декомпрессии , которые зависят от профиля погружения . [2] Типичное использование включает в себя пещерный дайвинг и технический дайвинг , когда транспортные средства помогают перемещать громоздкое оборудование и лучше использовать ограниченное время под водой, обусловленное требованиями декомпрессии при глубоких погружениях . [3] Военные применения включают доставку боевых водолазов и их оборудования на расстояния или со скоростями, которые в противном случае были бы невозможны. [4] Существуют аксессуары, которые можно установить на DPV, чтобы сделать его более полезным, например фонари, компасы и видеокамеры. Использование DPV при глубоких погружениях может снизить риск гиперкапнии из-за перенапряжения и высокой частоты дыхания. [5]

Ограничения [ править ]

Работа DPV требует большей ситуационной осведомленности, чем простое плавание, поскольку некоторые изменения могут произойти гораздо быстрее. Для работы DPV требуется одновременный контроль глубины, регулировка плавучести, мониторинг дыхательного газа и навигация. Контроль плавучести жизненно важен для безопасности дайвера: DPV способен динамически компенсировать плохой контроль плавучести путем изменения вектора тяги во время движения, но при остановке дайвер может оказаться с опасной положительной или отрицательной плавучестью, если не были внесены изменения в соответствии с изменениями. в глубину при движении. Если дайвер не управляет DPV должным образом, быстрое всплытие или спуск под нагрузкой может привести к баротравме или декомпрессионной болезни. [6] Передвижение на высокой скорости в ограниченном пространстве или ограниченная видимость могут увеличить риск столкновения с окружающей средой на скоростях, на которых более вероятны травмы и повреждения. Многие формы более мелких морских обитателей очень хорошо замаскированы или хорошо прячутся, и их видят только дайверы, которые двигаются очень медленно и внимательно смотрят. Быстрое движение и шум могут напугать некоторых рыб, заставив их спрятаться или уплыть, а DPV громоздкий и мешает точному маневрированию на близком расстоянии. Во время использования DPV занимает как минимум одну руку и может мешать при выполнении точных работ, например при макросъемке. Поскольку дайвер не стремится к движению, ему, как правило, становится холоднее из-за снижения физической активности и увеличения потока воды. Это можно компенсировать соответствующей теплоизоляцией. Если работа DPV имеет решающее значение для выхода из длительного погружения с проникновением, необходимо предусмотреть альтернативное движение в случае поломки, чтобы обеспечить безопасный выход до того, как закончится дыхательный газ. Управление ДПВ является дополнительной нагрузкой и может отвлекать дайвера от других дел. [7] DPV может увеличить риск заиливания, если тяга захлестнет дно. [8]

История [ править ]

Итальянская «Майале» пилотируемая торпеда типа в Музее подводных лодок Королевского флота .
Израильская пилотируемая торпеда. 1967.

Человеческие торпеды или пилотируемые торпеды — это тип водолазной двигательной установки, использовавшейся в качестве секретного военно-морского оружия во Второй мировой войне . Это название обычно использовалось для обозначения оружия, которое Италия, а затем и Великобритания, разместили в Средиземноморье и использовали для нападения на корабли во вражеских гаванях.

Первой человеческой торпедой стала итальянская Maiale («Свинья»). В ходе операции его переносило другое судно (обычно обычная подводная лодка) и запускали вблизи цели. Он имел электрический привод, верхом ехали два члена экипажа в водолазных костюмах и ребризерах. Они на малой скорости направили торпеду к цели, использовали отделяемую боеголовку как маневренную мину , а затем увезли торпеду. Носовая часть торпеды была наполнена фунтами тротила и подвешивалась под килем корабля. [9]

Идея была успешно применена итальянским военно-морским флотом ( Regia Marina ) в начале Второй мировой войны , а затем скопирована британцами , когда они обнаружили, насколько эффективным может быть это оружие после того, как три итальянских подразделения успешно проникли в гавань Александрии и повредили британские линкоры HMS Queen. Элизабет и HMS Valiant , а также танкер «Сагона». Официальным итальянским названием их корабля было «Siluro a Lenta Corsa» (SLC или «Медленно движущаяся торпеда»), но итальянские операторы прозвали его «Майале» после того, как их изобретатель Тесео Тесей сказал, что во время полета он издавал свиной шум. пришвартован на пляже. [ нужны разъяснения ] Британские версии получили название « колесницы ». [10] [11]

Моторизованное погружное каноэ

Моторизованное подводное каноэ (MSC), получившее прозвище « Спящая красавица» , было построено британским управлением специальных операций (SOE) во время Второй мировой войны как подводное транспортное средство , предназначенное для одного водолаза для проведения тайной разведки или нападения на вражеские суда. [12]

Типы [ править ]

Водолазные буксиры, буксиры, скутеры [ править ]

Самый распространенный тип ДПВ буксирует водолаза, держащегося за ручки на корме или носу . Скутеры с буксировкой наиболее эффективны, если дайвер размещается параллельно и над омывающим винтом. Дайвер носит ремни безопасности, включающие паховый ремень с D-образным кольцом на передней части ремня. Скутер оснащен буксирным поводком, который крепится к скутеру с помощью съемной металлической защелки.

Средства пловцов доставки

Средство ВМС США доставки «Морские котики» , пример средства доставки пловца мокрого типа.

Средства доставки пловцов (SDV) - это мокрые подводные лодки, предназначенные для перевозки водолазов из боевого подразделения пловцов или военно-морского спецназа под водой на большие расстояния. SDV перевозят пилота, второго пилота/штурмана и команду боевых пловцов и их оборудование к целям морской миссии на суше или на море и обратно. Пилот и второй пилот часто входят в состав команды пловцов. Примером современного SDV, используемого сегодня, является средство доставки SEAL, используемое морскими котиками США и британской специальной лодочной службой . [13]

Для дальних миссий SDV могут иметь собственный бортовой запас дыхательного газа, чтобы расширить радиус действия снаряжения для подводного плавания. [13]

SDV обычно используются для высадки сил специальных операций или установки мин на корпуса вражеских кораблей. В первом случае они могут тайно высадить команду боевых пловцов на вражеский берег для выполнения задач на суше. После завершения своей миссии команда может вернуться на SDV, чтобы вернуться на базовый корабль. [14] Для расширенных миссий на суше команда может быть пополнена путем контакта с другими SDV. [ нужна ссылка ] В последнем случае SDV могут незаметно устанавливать мины и другие бомбы на корабли или портовую инфраструктуру, а затем отступать на безопасное расстояние, прежде чем взорвать взрывчатку. [15] Помимо уничтожения целей, СДВ может ввести противника в заблуждение относительно того, откуда на него нападают. [15] Один тип SDV - средство доставки Mark 9 SEAL - также был способен стрелять торпедами, что давало ему возможность противостоять атаке на расстоянии до 3 морских миль (5,6 км). [14]

Истоки SDV берут свое начало от итальянских человеческих торпед и британских моторизованных подводных каноэ, использовавшихся во время Второй мировой войны. [16]

Пилотируемые торпеды [ править ]

Это транспортные средства в форме торпеды или рыбы, в которых один или несколько водолазов обычно сидят верхом на них или в пустотах внутри. Человеческая торпеда с большим успехом использовалась водолазами-десантниками во время Второй мировой войны , которые смогли потопить корабли водоизмещением более 100 000 тонн только в Средиземном море. [17] Подобные машины были созданы для водолазов-работников или водолазов-спортсменов, но они более оптимизированы, поскольку у них нет боеголовок; Примером может служить « Дельфин », сделанный на острове Уайт (Великобритания) в 1971 году. Некоторые скутеры Farallon и Aquazepp имеют форму торпеды с ручками возле носовой части и приподнятым сиденьем сзади, чтобы поддерживать промежность дайвера против течения.Российские «Протей-5» и «Протон» несут водолаза, закрепленного наверху. Новозеландский Proteus крепится к баллону дайвера. [ нужна ссылка ]

Субскиммеры [ править ]

Субскиммер это погружная надувная лодка с жестким корпусом (RIB). На поверхности он приводится в движение бензиновым двигателем, в подводном положении бензиновый двигатель герметизирован и работает от аккумуляторных электрических подруливающих устройств, установленных на управляемой траверсе. Он может самостоятельно надуваться и сдуваться, превращаясь из быстрой и легкой надводной лодки в подводный DPV. основанная в 1970-х годах компанией Submarine Products Ltd. из Хексема, Нортумберленд, Англия, Компания Subskimmer, сейчас является торговой маркой, принадлежащей компании Marine Specialized Technology. [18]

Мокрые сабы [ править ]

По мере того как ДПВ становятся больше, они постепенно сливаются в подводные лодки . — Мокрая подводная лодка это небольшая подводная лодка, в которой помещения для экипажа затоплены под давлением окружающей среды, и экипаж должен носить водолазное снаряжение. В тайных военных операциях используются подводные лодки «мокрого типа» для доставки и эвакуации операторов в гавани и прибрежные зоны незамеченными. [14] Примером может служить Многоцелевой боевой корабль (MRCC). [19]

Буксируемые сани [ править ]

Буксируемые водолазные сани с независимо управляемыми плоскостями

Это доски без двигателя (обычно прямоугольной формы), буксируемые надводной лодкой и выполняющие функцию водолазных самолетов . Дайвер держится за сани и может использовать быстроразъемный трос, чтобы уменьшить усталость. Контроль глубины под водой осуществляется путем регулировки угла атаки. Иногда их называют досками-манта, в честь ската-манта . Буксируемые сани удобны для обследований и поисков при хорошей видимости в водах, где не слишком много крупных препятствий. Маршрут в основном контролируется судном-буксировщиком, но дайвер имеет ограниченный контроль над вертикальными и боковыми отклонениями. [20]

Современные DPV [ править ]

В настоящее время в эксплуатации находятся следующие DPV:

Италия [ править ]

Серия Cosmos CE2F, например CE2F/X100-T
Два человека ДПВ

Польша [ править ]

Лунь
Один человек ДПВ

Россия/СССР [ править ]

Российская водолазная маршевая машина "Протей-5"
К дайверу был прикреплен DPV одного человека.
ДПВ Сирена [21]
Сирена ДПВ — советская человеко-торпеда длиной около 8 м и диаметром 53 см с возможностью запуска из торпедных аппаратов . Sirena DPV может перевозить двух водолазов с максимальной дальностью 11 морских миль , скоростью 2–4 узла и максимальной глубиной 40 м. [22]
Проект 907 Тритон 1 [23]
Проект 907 «Тритон-1» — советский ДПВ массой 1,6 т с экипажем из двух человек на веретенообразной машине. Транспортное средство может находиться на морском дне до 10 дней, прежде чем его снова запустят, что обеспечивает большую эксплуатационную гибкость. Длина составляет 5 м, ширина и осадка — 1,4 м, максимальная глубина — 40 м. Транспортное средство имеет максимальную дальность полета 35 морских миль с запасом хода 6 часов и максимальную скорость 6 узлов. [24]
Проект 908 Тритон 2 [25]
Проект 908 «Тритон-2» — советский пилотируемый ДПВ массой 5,3 т, способный перевозить шесть членов экипажа. Несмотря на то, что подводная лодка является мокрой, ее конструкция включает в себя систему поддержания постоянного давления внутри подводной лодки независимо от глубины. Длина 9,5 м, ширина 2,0 м, осадка 2,2 м, максимальная глубина 40 м. Транспортное средство имеет максимальный запас хода 60 морских миль, запас хода 12 часов и максимальную скорость 6 узлов. [24]

Швеция [ править ]

Шведская фирма Defense Consulting Europe Aktiebolag (акционерное общество, часто сокращенно DCE AB) разработала семейство SDV модульной конструкции, все они основаны на одной базовой раме и общем принципе конструкции, а текущие доступные версии включают: [26]

Тюлень перевозчик [27]
Экипаж SDV из 2 человек, скорость на поверхности более 30 узлов, возможность парковки на морском дне. Для авианосца предусмотрены три различных модуля, обеспечивающие различные применения, в том числе: SEAL SDV – средство доставки пловцов для миссий SOP, SEAL AUV – автономное подводное транспортное средство для миссий MCM и SEAL RWSV – машина с дистанционным боевым модулем для огневой поддержки. [28]
Умная печать
Уменьшенный авианосец SEAL Carrier с грузоподъёмностью более 30 узлов, который можно припарковать на морском дне. [29]
вспомогательное уплотнение
Авианосец SEAL с электрическим приводом, способный погружаться на глубину 40 м и перевозить 6 водолазов с балансированной нагрузкой 600 литров, дальность полета 30 морских миль на скорости 5 узлов. Может быть установлен как внутри трубы, так и транспортирован на палубе. [30]
Торпедо SEAL [31]
SDV предназначен для хранения внутри 21-дюймового торпедного аппарата и поставляется в двух версиях: одноместная версия длиной 2,5 м и двухместная версия длиной 3,4 м. [32]

Объединенные Арабские Эмираты [ править ]

После приобретения американского производителя подводных лодок Seahorse Marine компания Emirate Marine Technologies из Объединенных Арабских Эмиратов разработала четыре класса DPV/SDV, все они построены из стеклопластика и углеродных композитных материалов:

Класс 4
Трехтонный двухместный DPV с внешними серебряно-цинковыми аккумуляторными батареями для питания двигателя мощностью 8 кВт. Комплекты датчиков и управления включают в себя гидролокатор, эхолот, GPS, электронный компас, систему электронного картографирования и бортовой компьютер. Они имеют дальность действия 60 миль (110 км) при скорости 6 (максимальная скорость 7) узлов и могут работать на глубине до 50 м. Максимальная полезная нагрузка – 200 кг. [17]
Класс 5
Восьмитонный двухместный DPV с внешними никель-кадмиевыми аккумуляторными батареями для питания двигателя мощностью 8 кВт. Все остальные характеристики идентичны классу 4, за исключением того, что максимальная полезная нагрузка увеличена до 450 кг. [17]
Класс 6
DPV/SDV в настоящее время разрабатывается для перевозки 4 или 8 (2 экипажа) водолазов. Будет иметь 2 двигателя по 8 кВт для подводного использования и дизель для надводных операций. Будет система с компьютерным управлением, включая автопилот для снижения нагрузки на оператора, а также телескопическую мачту с телевизионной камерой и/или тепловизором. Класс 6 будет иметь дальность хода 100 миль (185 км) на скорости 4 узла на глубине до 50 м, но на поверхности дизель обеспечит максимальную скорость 20 узлов. Для дайверов будут встроены дыхательные комплекты для консервации подводных дыхательных аппаратов. [17]
Класс 8
DPV/SDV длиной 11 м, приводится в движение двумя двигателями по восемь кВт и питается от литий-ионной батареи для 6 водолазов (2 члена экипажа), в настоящее время находится в стадии разработки. Максимальная дальность полета составляет 50 морских миль (93 км) на скорости 5 узлов и максимальной скорости 6 узлов. [17]

США [ править ]

SDV Mk IX в Музее подводных лодок ВМС США
Член группы средств доставки SEAL готовится запустить одно из средств доставки SEAL (SDV) с кормы подводной лодки USS Philadelphia.
Пиранья [17]
Двухместный DPV/SDV массой 1,63 т, разработанный Columbia Research Corporation, из стекловолокна. Максимальная дальность полета составляет 27,5 миль на скорости 5 узлов, но максимальная скорость 8 узлов может быть достигнута благодаря мощному бесщеточному двигателю постоянного тока и серебряно-цинковым батареям. Максимальная глубина составляет 70 м, хотя обычно она держится около 45 м. [33]
СДВ-Х Дельфин
SDV массой 2,75 тонны, рассчитанный на 6–8 человек, разработанный Columbia Research Corporation и построенный из стекловолокна. Максимальная дальность полета составляет 56,5 морских миль (104,5 км) на скорости 5 узлов, но максимальная скорость 8 узлов может быть достигнута благодаря мощному бесщеточному двигателю постоянного тока и серебряно-цинковым батареям. Максимальная глубина составляет 91 м, хотя обычно она держится на уровне 45 м. [33] Электроника включает цветные жидкокристаллические дисплеи и цветные цифровые диаграммы, а компьютерная навигационная система включает GPS и доплеровский журнал скорости. Имеется также многолучевой гидролокатор для обнаружения препятствий для распознавания целей, а интегрированный комплекс связи включает в себя подводный телефон и УКВ-радиостанцию. [17]
Морская Тень SDV
Разработанный Anteon Corp, дочерней компанией General Dynamics с 2006 года, 107-килограммовый Sea Shadow рассчитан на один или два экипажа и питается от свинцово-кислотных аккумуляторов. [34] Корпус изготовлен из формованного полиэтилена высокой плотности, обеспечивающего низкую магнитную сигнатуру, а складывающиеся носовые плоскости и вращающиеся двигатели позволяют развернуть машину через аварийный люк длиной 76 см. Sea Shadow оснащен электронным контролем скорости с ручным резервным режимом и возможностью электронной компенсации сноса. Скорость, глубина, время автономной работы и напряжение отображаются на жидкокристаллическом дисплее, а также визуальные сигналы, предупреждающие о низком заряде батареи, а также об небезопасных скоростях подъема и спуска. Sea Shadow имеет дальность действия 5 морских миль (9,25 км), скорость от 2 до 3 узлов и максимальную глубину 30 м. [17]
Транспортное средство доставки SEAL (SDV)
Mark 8 SDV с максимальной скоростью 6 узлов (11 км/ч) и максимальной дальностью полета 36 морских миль (66 км) на глубине 6 метров. В настоящее время находится на вооружении ВМС США. [17]
Прототип подводной лодки для борьбы с мелководьем (SWCS) проходит испытания в бассейне.
Погружной аппарат для борьбы на мелководье
Предполагаемая замена средства доставки SEAL; имеет запас хода 12 часов и может перевозить более крупные грузы на большее расстояние, чем его предшественник. [35]
Средство доставки пловца
Развертывание SDV
Транспортное устройство для пловцов [19]

Югославия [ править ]

Все SDV бывшей Югославии были разработаны компанией Brodosplit - Brodogradilište Specijalnih Objekata doo и переданы странам-правопреемникам бывшей Югославии.

Р-1
150-килограммовая одноместная торпеда типа СДВ, в которой оператор размещается в корпусе из алюминиевого сплава за первым из двух баков плавучести, а оператор может доставить 40 кг мин-балансов размером 7 или 15 кг. Эта SDV имеет размеры 3,72 метра (длина) x 0,52 м (диаметр) и может размещаться в торпедном аппарате подводной лодки. Серебряно-цинковые батареи и двигатель мощностью 1 кВт обеспечивают запас хода 8 миль (14,8 км) и 2,5 узлов (4,63 км/ч). Максимальная скорость — 3 узла, максимальная глубина — 60 м. [17]
Р-2 Мала [36]
Двухместная СДВ массой 1,41 т с экипажем на веретенообразной машине. Электродвигатель постоянного тока мощностью 4,5 кВт питается от свинцово-кислотных или серебряно-цинковых батарей, обеспечивая максимальный запас хода 23 или 46 морских миль. Крейсерская и максимальная скорость составляют 2,8 и 6,5 узлов. Навигационное оборудование включает в себя гирокомпас авиационного типа, магнитный компас, глубиномер со шкалой от 0 до 100 метров, эхолот, гидролокатор, два прожектора и т. д. Все это оборудование находится в водонепроницаемом контейнере. Р-2 может работать на глубине до 60 метров при максимальной глубине 100 метров и максимальной минной нагрузке 250 кг. [17]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Подводный скутер 2020: Руководство по покупке и 12 лучших морских скутеров» .
  2. ^ Кимура, С; Кокс, Дж; Кэрролл, Дж; Пенджилли, С; Хармер, А. (2012). «На расстоянии: использование водолазных двигательных установок, подводной акустической навигации и трехсторонней беспроводной связи для исследования мест обитания в лесах водорослей» . В: Стеллер Д., Лобель Л., ред. Дайвинг ради науки 2012. Труды 31-го симпозиума Американской академии подводных наук. Остров Дофин, Алабама . Архивировано из оригинала 28 марта 2014 года . Проверено 28 марта 2014 г. {{cite journal}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  3. ^ Кернагис Доун Н; МакКинли Кейси; Кинкейд Тодд Р. (2008). «Логистика погружений на маршруте от Тернера до пещеры Вакулла» . В: Брюггеман П., Поллок Нил В., ред. Дайвинг ради науки 2008. Труды 27-го симпозиума Американской академии подводных наук. Остров Дофин, Алабама: AAUS . Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 года . Проверено 28 марта 2014 г. {{cite journal}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  4. ^ «Водолазное двигательное устройство (ДПД)» . Американский спецназ . Проверено 18 ноября 2019 г.
  5. ^ Митчелл, Саймон Дж. (август 2008 г.). «4: Удержание углекислого газа». В Маунте, Том; Дитури, Джозеф (ред.). Энциклопедия разведки и дайвинга на смешанном газе (1-е изд.). Майами-Шорс, Флорида: Международная ассоциация дайверов на найтроксе. стр. 51–60. ISBN  978-0-915539-10-9 .
  6. ^ Россье, Роберт Н. «Переосмысление производительности: водолазные силовые установки: управляйте рисками и наслаждайтесь поездкой» . Внимание дайвера . Сеть оповещения дайверов . Проверено 28 марта 2014 г.
  7. ^ Маунт, Том (август 2008 г.). «18: Психологическая и физическая подготовка для технического дайвинга». В Маунте, Том; Дитури, Джозеф (ред.). Энциклопедия разведки и дайвинга на смешанном газе (1-е изд.). Майами-Шорс, Флорида: Международная ассоциация дайверов на найтроксе. стр. 209–224. ISBN  978-0-915539-10-9 .
  8. ^ Сителли, Джо (август 2008 г.). «24: Практические аспекты погружения на затонувшие объекты». В Маунте, Том; Дитури, Джозеф (ред.). Энциклопедия разведки и дайвинга на смешанном газе (1-е изд.). Майами-Шорс, Флорида: Международная ассоциация дайверов на найтроксе. стр. 279–286. ISBN  978-0-915539-10-9 .
  9. ^ Штатный писатель (7 июля 2017 г.). «Итальянцы также воспользовались концепцией пилотируемой торпеды во время Второй мировой войны, разработав Maiale» . Военный завод . Архивировано из оригинала 13 ноября 2021 года . Проверено 13 ноября 2021 г.
  10. ^ Полмар, Норман; Аллен, Томас Б. (1996). Вторая мировая война: Энциклопедия военных лет 1941-1945 гг . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. стр. 526 . ISBN  0-486-47962-5 .
  11. ^ Уайт, Майкл (2015). Австралийские подводные лодки: история . Виктория, Австралия: Австралийские преподаватели медиа. стр. 1152–1156. ISBN  978-1-876467-26-5 .
  12. ^ Рис, Квентин (2008). Каноэ-ракушки: британские военные каноэ времен Второй мировой войны . Самый секретный. Издательство Эмберли. ISBN  978-1-84868-065-4 .
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Средства доставки SEAL» . Национальный военно-морской музей UDT-SEAL . Проверено 4 сентября 2018 г.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Саттон, Гавайи (5 мая 2016 г.). Covert Shores: История миссий и мини-субмарин военно-морского спецназа (2-е изд.). Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN  9781533114877 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Келли, Орр (8 августа 2017 г.). Спецоперации: четыре рассказа об элитных силах вооруженных сил . Открытые дорожные медиа. ISBN  9781504047456 .
  16. ^ Введение в военно-морской спецназ. Архивировано 16 января 2008 г. в Wayback Machine.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хутон, ER (1 декабря 2005 г.). «Морским путем и скрытно: морской спецназ, как правило, прибывает на враждебную территорию морским путем и скрытно, но там, где раньше его доставляли на резиновых лодках с подводной лодки, теперь используют специальные средства доставки (СДВ) и даже сверхмалые подводные лодки» . Армада Интернешнл . Проверено 4 сентября 2018 г.
  18. ^ Саттон, Гавайи (15 января 2017 г.). «СабСкиммер» . Тайные берега . Проверено 21 ноября 2019 г.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Военные подводные лодки STIDD» . Проверено 21 сентября 2010 г.
  20. ^ Басс, ДК (январь 2003 г.). «Изучение морских звезд и кораллов с использованием тернового венца с использованием методов поиска мант и подводного плавания» . Австралийский институт морских наук – через Research Gate.
  21. ^ Айзенштадт, М. (апрель 1994 г.). Патрик Клоусон (ред.). Стратегические намерения и возможности Ирана . Оценка наращивания военной мощи Ирана, Документ Макнейра 29 (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Институт национальных стратегических исследований. п. 135 . Проверено 19 июня 2013 г. со ссылкой на Jane's Defense Monthly : 23. 20 марта 1993 г.
  22. ^ Еженедельник защиты Джейн . IHS Inc.: 23, 20 марта 1993 г. ISSN   0265-3818
  23. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 5 мая 2014 г. Проверено 17 июня 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) Проект 907 Тритон 1
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Сверхмалые подводные лодки Тритон1/Тритон2» (PDF) . Экспортный каталог военно-морских систем . Москва, Россия: Рособоронэкспорт. п. 13 . Проверено 10 сентября 2017 г.
  25. ^ Красковский Н. (20 мая 2013 г.). «Тритон 2 В499» . Shipspotting.com . Проверено 10 сентября 2017 г.
  26. SDV DCE. Архивировано 26 мая 2013 г. в Wayback Machine.
  27. Авианосец DCE SEAL. Архивировано 11 ноября 2013 г., в Wayback Machine.
  28. DCE SEAL Carrier. Архивировано 26 мая 2013 г., в Wayback Machine.
  29. Smart SEAL. Архивировано 26 мая 2013 г., в Wayback Machine.
  30. Sub SEAL. Архивировано 26 мая 2013 г., в Wayback Machine.
  31. DCE Torpedo SEAL. Архивировано 26 мая 2013 г., в Wayback Machine.
  32. Torpedo SEAL. Архивировано 26 мая 2013 г., в Wayback Machine.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «CRS DPV/SDV» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 ноября 2005 г. Проверено 7 февраля 2008 г.
  34. Sea Shadow SDV на индонезийском языке. Архивировано 25 июня 2013 г., в Wayback Machine.
  35. ^ Пейдж, Льюис (10 апреля 2009 г.). «Обнародованы характеристики ИТ-системы новой мини-субмарины Navy SEAL» . Регистр . Проверено 6 сентября 2018 г.
  36. ^ «Судно доставки водолазов типа Р-2М» . Загреб, Хорватия: Агентство Алан. 2012 . Проверено 11 сентября 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4fbebca3951d300d487714a23cd47a7c__1714677900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/7c/4fbebca3951d300d487714a23cd47a7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Diver propulsion vehicle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)