Ла Белль (корабль)
Остатки корпуса La Belle на реконструкции | |
История | |
---|---|
Франция | |
Имя | Красота |
Владелец | Людовик XIV |
Оператор | Рене-Робер Кавелье, лорд Ла Саль |
Строитель | Оноре Малле |
Судьба | Потерпевший кораблекрушение |
Статус | Корпус поднят и выставлен в Государственном историческом музее Буллока, Техас. |
Общие характеристики | |
Тип | длинная лодка |
Тоннаж | 40–45 |
Длина | 54 фута 4 дюйма (16,56 м) |
Луч | 14 футов 9 дюймов (4,50 м) |
Черновик | 8 футов (2,4 м) |
La Belle был одним из четырех кораблей Роберта де Ла Саля , когда он исследовал Мексиканский залив с злополучной миссией по созданию французской колонии в устье реки Миссисипи в 1685 году. La Belle потерпела крушение в современном Матагорда заливе колонию Ла Саль . в следующем году, обрекая техасскую на провал. Обломки «Ла-Бель» оставались забытыми до тех пор, пока их не обнаружила группа археологов штата в 1995 году. Открытие флагманского корабля «Ла-Саль» считалось одной из самых важных археологических находок века в Техасе, и крупные раскопки были начаты штата Техас, который в течение примерно года обнаружил все затонувшее судно и более миллиона артефактов.
Историческая справка [ править ]
В конце 17 века большая часть Северной Америки принадлежала европейским странам. Испания претендовала на Флориду , а Новая Испания включала в себя как сегодняшнюю Мексику, так и большую часть юго-западной части континента . На северное Атлантического побережье океана претендовала Великобритания , а Новая Франция включала большую часть территории нынешней Канады, а также страну Иллинойс . Франция опасалась, что их колонии в центре континента будут уязвимы для потенциальных нападений со стороны соседей. В 1681 году французский дворянин Рене-Робер Кавелье, сьер де ла Саль , предпринял экспедицию по реке Миссисипи из Новой Франции, рассчитывая найти путь к Тихому океану . [1] Вместо этого Ла Саль нашел путь к Мексиканскому заливу . Хотя Эрнандо де Сото исследовал и заявил права на эту территорию Испании 140 лет назад, [2] 9 апреля 1682 года Ла Саль заявил права на долину реки Миссисипи французскому королю Людовику XIV , назвав территорию Луизианой в его честь. [3]
Ла Саль знал, что контроль Франции над Миссисипи отделит испанскую Флориду от Новой Испании, и он считал, что река Миссисипи находится недалеко от границы Новой Испании. [4] По возвращении во Францию в 1683 году Ла Саль утверждал, что небольшое количество французов могло бы успешно вторгнуться в Новую Испанию, полагаясь на помощь 15 000 индейцев, недовольных испанским порабощением. Это было предложено еще в 1678 году Диего де Пеналоса, бывшим губернатором Нью-Мексико, который бежал во Францию после того, как стал жертвой инквизиции . [2] Ла Саль предложил основать колонию в устье Миссисипи, предоставив базу для распространения христианства среди коренных народов, а также удобное место для нападения на Нуэва-Бискайя и получения контроля над ее прибыльными серебряными рудниками. [5] После того, как Испания объявила войну Франции в октябре 1683 года, Людовик согласился поддержать Ла Саль. [2] в чьи официальные обязанности теперь входило «подтверждение верности индейцев короне, приведение их к истинной вере и поддержание межплеменного мира». [5]
Строительство [ править ]
Первоначально Ла Саль намеревался отправиться в Новую Францию, отправиться по суше в страну Иллинойс, а затем плыть по реке Миссисипи к ее устью, где он основал бы свою колонию. Чтобы доставить припасы, ему понадобится большой корабль, чтобы пересечь Атлантический океан , и корабль поменьше, чтобы доставить припасы из Иллинойса в Мексиканский залив. [6] Людовик XIV предоставил Ла Салю в пользование два корабля: «Ле Жоли» и «Ла Бель» . [7] Первоначально La Belle была построена как комплект, в котором каркасы корабля были отнесены к одному из четырех квадрантов и пронумерованы последовательно, чтобы детали можно было собрать позже. [8] Детали предназначались для загрузки на Ле Жоли для транспортировки в Северную Америку, а затем доставлялись по суше к реке Миссисипи. В этот момент люди Ла Саля соберут корабль, и он будет использоваться для доставки припасов к конечному пункту назначения. [6] По настоянию короля экспедиция предпочла плыть прямо в Мексиканский залив, а не в Новую Францию, что избавило от необходимости строить корабль в Новом Свете. Поскольку « Жоли» уже был сильно загружен, Ла Саль решил, что корабль следует собрать во Франции и отправиться через океан. Хотя были некоторые вопросы относительно того, выдержит ли корабль переход через океан, тем не менее, его собрали во Франции менее чем за два месяца и подготовили к путешествию. [6]
В конце 17 века французское судостроение переживало застой. Стремясь «оживить» отрасль, морского флота министр военно - Жан-Батист Кольбер привез судостроителей, обученных средиземноморским методам судостроения, в Рошфор , где промышленность в основном использовала так называемый атлантический метод судостроения. Одним из этих переехавших кораблестроителей был Оноре Малле, выросший в Тулоне на юге Франции. [9] В официальном приказе, разрешающем строительство « Ла-Бель» , Малле значился мастером-кораблестроителем, а за проектирование корабля отвечал его зять, Пьер Массон. [10]
La Belle представляла собой барк с тремя мачтами и относительно небольшой осадкой около 8 футов (2 м). [11] Ее ширина официально составляла 14 футов 9 дюймов (4,50 м), длина - 54 фута 4 дюйма (16,56 м) и грузоподъемность 40–45 тонн. [10] Корабль был спроектирован так, чтобы быть очень маневренным: грот-мачта и фок-мачта держали по два паруса каждая, в то время как бизань-мачта поддерживала один треугольный парус, а на бушприте свисал еще один небольшой квадратный парус . [11]
Путешествие [ править ]
24 июля 1684 года Ла Саль вышел из Ла-Рошели с четырьмя кораблями: 36-пушечным военным кораблем «Ле Жоли» , 300-тонным складским судном «Л'Эмабль» , барком «Ла Бель » и кечем «Сент-Франсуа» . [12] [13] [14] На кораблях находились почти 300 человек, в том числе 100 солдат, шесть миссионеров, восемь торговцев, более десятка женщин и детей, а также ремесленники и ремесленники. [12] [15] «Сент -Франсуа» и его полный груз припасов, продовольствия и инструментов для колонии были захвачены испанскими каперами в Санто-Доминго . В конце ноября 1684 года три оставшихся корабля продолжили поиски дельты реки Миссисипи. [16] Прежде чем они ушли, местные моряки предупредили их, что течения в Персидском заливе текут на восток и унесут корабли к Флоридскому проливу, если они не скорректируются. [17] 18 декабря корабли достигли Мексиканского залива и вошли в воды, которые Испания считала своей единственной территорией. [18] Никто из участников экспедиции никогда не был в Мексиканском заливе и не умел по нему ориентироваться. [19] Экспедиция не смогла найти Миссисипи из-за сочетания неточных карт, предыдущего просчета Ла Саля широты устья реки Миссисипи и чрезмерной поправки на течения. [17] Вместо этого они высадились в заливе Матагорда в испанском Техасе в начале 1685 года, в 400 милях (644 км) к западу от Миссисипи. [17]
Хотя «Ла Бель» смогла легко пройти через перевал в залив, « Эймабль» застрял на песчаной косе. [20] Сильный шторм не позволил им забрать с корабля ничего, кроме еды, пушек, пороха и небольшого количества товаров, и к 7 марта он затонул. [21] Боже, выполнив свою миссию по их сопровождению, вернулся во Францию на борту « Жоли» в середине марта, оставив «Ла Бель» единственным кораблем, доступным для оставшихся поселенцев. [22]
4800 фунтов | сушеное мясо или бекон |
2000 книг | золото, оружие, инструменты |
2 книги | масло |
108 центнеров | хлеб или мука |
90 центнеров | порошок и свинец |
8 | свиньи |
10 бочек | вино или бренди |
3 бочки | уксус |
соль и масло | |
пушки, петарды | |
ковать | |
все предметы, принадлежащие La Salle |
Ла Саль решил основать форт Сен-Луи на утесе с видом на ручей Гарситас, в 50 милях (80 км) от их первоначального лагеря. [24] Разбив постоянный лагерь, колонисты в течение следующих нескольких месяцев предприняли несколько коротких поездок для дальнейшего изучения окрестностей. В конце октября Ла Саль решил предпринять более длительную экспедицию и перегрузил « Ла Белль» большей частью оставшихся припасов. [25] Он взял с собой 50 человек, а также команду «Ла Белль» из 27 моряков, оставив после себя 34 мужчин, женщин и детей. Основная часть мужчин путешествовала с Ла Салем на каноэ, а « Ла Бель» следовала дальше от побережья. [25] Несколько человек, в том числе капитан « Ла Белль » Каниль Маро, умерли в этой экспедиции от поедания опунции . Вскоре после этого «Каранкава» убила небольшую группу мужчин, в том числе нового капитана « Ла Белль» , бывшего пилота Эли Ришо, который ночью разбил лагерь на берегу. [26] [27] В январе 1686 года Ла Саль покинул корабль в 30 милях (48 км) от форта Сен-Луи. Ла Саль взял с собой 20 человек, чтобы отправиться по суше, чтобы добраться до Миссисипи, оставив Пьера Тессье, бывшего заместителя командира « Ла Белль ». во главе корабля [27] После трех месяцев поисков по суше группа Ла Саль вернулась, но не смогла найти « Ла Белль» там, где они ее оставили, и была вынуждена вернуться в форт пешком. [26] [28]
Потеря [ править ]
Пока Ла Саль отсутствовал, на корабле начала заканчиваться питьевая вода. Тессье отправил на берег пятерых лучших моряков на единственном баркасе «Ла Бель » искать воду. Было замечено, что люди пытались преодолеть сильный ветер, пытаясь вернуться на корабль с наступлением ночи, и считались потерянными, когда баркас так и не прибыл на корабль. Остальные моряки пили вино вместо воды, но алкоголь еще больше обезвожил их, и некоторые из них умерли. [29]
В конце концов Тессье решил, что корабль должен вернуться в форт Сент-Луис за припасами. Когда они двинулись в путь, налетел холодный фронт. Поскольку оставшиеся члены экипажа были неквалифицированными, они не смогли сохранить контроль над кораблем, а поскольку они потеряли второй якорь, не было никакой возможности остановить дрейф корабля на ветру. . За короткое время « Ла Бель» села на мель в южной части залива, примерно в четверти мили (400 м) от берега. [30]
Когда шторм утих, мужчины построили плот из досок и бочек и отправили двух человек на берег. Плот разбился волнами, и оба мужчины утонули. Сделав второй, более прочный плот, остальные смогли благополучно добраться до берега. В течение следующих нескольких дней они ежедневно возвращались на корабль, чтобы забрать груз, сумев спасти некоторые бумаги и одежду Ла Саля, бочки с мукой, бочки с вином, стеклянные бусы и другие предметы торговли. Однако вскоре сильный южный ветер повалил корпус на илистое дно, и вскоре над водой осталась только задняя палуба. Из 27 человек, первоначально назначенных на корабль, единственными выжившими были Тессье, священник, военный офицер, регулярный солдат, служанка и маленький мальчик. Они оставались на полуострове три месяца, поскольку единственный путь к форту был через территорию Каранкавы. После того, как однажды небольшое индейское каноэ было выброшено на берег, выжившие смогли переплыть залив и вернуться в форт. [31] Уничтожение их последнего корабля оставило поселенцев застрявшими на побережье Техаса, без надежды на какую-либо помощь со стороны французских колоний в Карибском море . [22]
испанцев Открытие
Испанские власти узнали об экспедиции Ла Саля, когда бывший член колонии Денис Томас был схвачен на борту пиратского корабля. Пытаясь спасти свою жизнь, Томас рассказал, что Ла Саль планировал основать колонию возле реки Миссисипи и в конечном итоге захватить испанские серебряные рудники. Хотя Томаса быстро повесили, испанцы сочли его информацию достоверной и начали поиски французской колонии. 25 декабря 1686 года испанская экспедиция под руководством капитана Мартина де Риваса и капитана Педро де Ириарте покинула Веракрус , чтобы плыть вдоль побережья Мексиканского залива . 4 апреля они достигли залива Матагорда и отправили несколько каноэ для исследования этого района. В 3 милях (4,8 км) от своего корабля они обнаружили «Ла Белль» , которую они описали как «сломанный корабль» с тремя геральдическими лилиями на корме. [32]
Испанцы спасли с корабля две поворотные пушки и пять пушек, а также якорь, некоторые снасти и мачты, из которых они превратили весла. В качестве окончательного доказательства принадлежности этого корабля французской колонии экспедиция также обнаружила лагерь, где в течение трех месяцев жили выжившие французы. Среди остатков лагеря были страницы из книг, написанных на французском языке. [33]
Повторное открытие [ править ]
Обломок корабля пролежал забытый более трехсот лет в темных, мутных водах залива Матагорда. В 1970-х годах Кэтлин Гилмор из Южного методистского университета проанализировала исторические отчеты о кораблекрушениях Ла-Саль и дала общие рекомендации относительно того, где их можно найти. В 1977 году Историческая комиссия Техаса (THC) попросила независимого исследователя поискать в архивах Парижа информацию о кораблекрушениях. Она нашла оригинальные копии карт, сделанных инженером Ла Саля Жаном-Батистом Мине. Прежде чем Мине вернулся во Францию на борту « Жоли» , он создал подробные карты залива Матагорда и перевала и отметил место, где «Л'Эмабль» затонул . Другие исследователи обнаружили дополнительные исторические карты, в том числе несколько, на которых отмечено место упокоения Ла Белль . [34]
В 1978 году Барто Арнольд, государственный морской археолог Техасского комитета по древностям (предшественник Техасской исторической комиссии), предложил провести десятинедельный поиск кораблей Ла Саля. В ходе магнитометрического обследования района залива, который с высокой вероятностью является местом нахождения Ла-Белль , экспедиция обнаружила еще несколько недавних кораблекрушений. Отсутствие финансирования на следующие семнадцать лет заблокировало дальнейшие попытки найти Ла Белль . [35]
В июне 1995 года Историческая комиссия Техаса организовала вторую магнитометрическую съемку под руководством Барто Арнольда для поиска областей с высокой вероятностью, не включенных в предыдущие исследования. Самым важным технологическим достижением со времени первоначального исследования стало появление дифференциальной системы позиционирования GPS, которая сделала навигацию и перемещение целей значительно проще и точнее. Это исследование длилось целый месяц и использовало магнитометр протонной прецессии Geometrics 866, который выявил 39 «магнитных особенностей, требующих дальнейшего исследования». [36] Им был присвоен приоритет, и 5 июля 1995 года дайверы были отправлены в место с наивысшим приоритетом.
Во время первоначальных водолазных операций использовался промывочный вентилятор (металлическая труба, надетая на гребной винт для отклонения его силы на морское дно), якобы для улучшения видимости воды за счет нагнетания поверхностной воды вниз ко дну. Позже археологи решили, что вентилятор следует выключить, поскольку он явно повреждает хрупкий материал останков груза. Точно неизвестно, сколько отложений покрыло затонувший корабль на момент его обнаружения, поскольку перед отправкой водолазов на воду была задействована промывочная машина. Первая группа дайверов сообщила, что почувствовала на морском дне мушкетные пули вместе с незакрепленными фрагментами дерева, движущимися в потоке, создаваемом воздуходувкой. Эти материалы убедительно свидетельствуют о том, что это действительно место кораблекрушения. Во время второго погружения археолог Чак Мейд обнаружил бронзовую пушку, которая, когда ее впоследствии нашли, доказала, что это кораблекрушение действительно было кораблекрушением « Ла Белль» . [37] Пушка была богато украшена и имела герб короля Людовика и графа Вермандуа , адмирала Франции. Незаконнорожденный сын Людовика XIV, Вермандуа служил адмиралом французского флота до своей смерти в 1683 году, то есть пушка должна была быть отлита не позднее 1683 года, когда Ла Саль готовился к своему путешествию. Это считалось веским косвенным доказательством того, что это был корабль La Belle . [38] Серийный номер на орудии (и двух других, найденных в 1997 году) позже был сопоставлен во французских архивных записях, обнаруженных доктором Джоном де Бри, с номерами четырех бронзовых пушек, загруженных на «Ла Белль» , что является окончательным доказательством того, что затонувший корабль был затоплен. личность.
О кораблекрушении могло быть известно одному или нескольким местным лодочникам до того, как его обнаружили археологи. Во время раскопок 1996 года археологи Исторической комиссии Техаса обнаружили прямые доказательства того, что одна из четырех бронзовых пушек, которые, как известно, находились на Ла-Бель, была извлечена из-под обломков незадолго до открытия обломков в 1995 году, возможно, десятилетиями ранее. Было высказано предположение, что это могли быть действия местного креветочника, который случайно поймал и нашел ружье в своих сетях. Местонахождение этой пушки остается загадкой, и никаких других явных признаков предыдущего обнаружения артефакта на месте крушения не наблюдалось.
Археологические раскопки [ править ]
Команда государственных археологов провела месяц, исследуя обломки, документируя их размеры и состояние, а также обнаружив ряд артефактов. Из-за исторического значения затонувшего корабля, а также из-за темных вод залива, которые сильно ограничивали видимость для дайверов, было принято решение построить перемычку вокруг места крушения. Это была стальная конструкция с двойными стенками, между двумя стенками которых был уплотненный песок, окружающий все затонувшее судно. Строительство стоимостью 1,5 миллиона долларов было оплачено штатом Техас, хотя частное финансирование и федеральные гранты профинансировали бы большую часть последующих раскопок. После завершения строительства в сентябре 1996 года вода внутри перемычки была откачана, и корабль впервые за столетия оказался на воздухе.
Гораздо большая группа археологов, насчитывающая около 20 человек, была собрана в соседнем городе Паласиос , и ей было поручено полностью раскопать место кораблекрушения под руководством сначала Барто Арнольда, а затем доктора Джима Брусета. Эта работа продолжалась с июля 1996 года по май 1997 года и считалась одной из самых значительных морских археологических раскопок своего времени. Когда мутные отложения были тщательно удалены из-под обломков, обнаружилось множество деревянных ящиков и бочек, нагруженных самыми разными артефактами. «Ла Белль» содержала все спасенные припасы с затонувшего корабля-склада Ла Саля ( L'Amiable ) и, таким образом, давала уникальное представление о припасах, которые считались необходимыми для успешного предприятия по колонизации. Поскольку французы считали эту территорию вражеской (Техас претендовали на их испанские соперники), а местные индейцы проявили враждебность, на борту судна находился широкий спектр оружия, в том числе три бронзовые пушки, одно железное поворотное ружье , несколько ящиков с мушкетами. , множество бочонков со свинцовой дробью и порохом, несколько керамических зажигательных горшков (используемых как ручные гранаты), несколько рукояток мечей и несколько петарды . Были также многочисленные товары для торговли, в том числе сотни тысяч синих, белых и черных стеклянных бус, латунные перстни с католическими религиозными символами, латунные булавки, латунные колокольчики, деревянные гребни и бочка с наконечниками железных топоров. Также были обнаружены инструменты и материалы, такие как рубанок, лопата, веревка, длинные железные прутки и бочка с топорами, а также широкое разнообразие корабельного оборудования и компонентов такелажа. Фаунистические остатки включали остатки соленой свинины, скелеты крыс и трофейные черепа оленей с рогами. Был обнаружен один полный человеческий скелет мужчины средних лет с признаками артрита. Часть мозга этого человека осталась нетронутой, сохранившись в анаэробной среде, вызванной густыми илистыми отложениями на дне залива. После остеологического анализа эти человеческие останки были захоронены на кладбище штата Техас .
К началу марта 1997 года все артефакты были сняты с корпуса. С этого момента археологи сосредоточились на останках самого корабля. Весь корабль был разобран, каждая древесина тщательно записывалась до и после ее снятия с остатка корпуса. Полевые работы были завершены к маю 1997 года, после чего перемычку разобрали и продали. Восстановленные бревна в конечном итоге были снова собраны в специальную подставку и чан, спроектированные в рамках Программы морской археологии Техасского университета A&M , учреждения, отвечающего за сохранение всех артефактов, найденных на месте кораблекрушения после 1995 года. Корпус подвергся длительной обработке. замачивание в полиэтиленгликоле и лиофилизация — процесс, который занял более десяти лет.
Экспонат [ править ]
В октябре 2014 года официально открылась выставка «La Belle: Корабль, изменивший историю» . [39] Корпус корабля и многие из обнаруженных артефактов, в том числе цветные стеклянные бусы, медные горшки, дуршлаг, ковш, мушкеты, пороховые рожки, раннее взрывное устройство, называемое огненным горшком, и бронзовая пушка с подъемными ручками в форме дельфинов. выставлены в Историческом музее штата Техас Буллока в столице штата Остин. [40] Еще больше артефактов можно увидеть на выставке La Salle Odyssey, расположенной в нескольких местах, в музеях Техаса. [41] является Музей науки и истории Корпус-Кристи официальным хранилищем артефактов. [42] В Музее прибрежной излучины в Виктории, штат Техас, также хранится множество артефактов из « Ла-Бель» , в основном семь других пушек из форта Сент-Луис. [43]
Право собственности [ править ]
После завершения раскопок французское правительство предъявило официальную претензию на корабль и его содержимое. Согласно международному военно-морскому законодательству, официальное военно-морское судно принадлежит стране, под флагом которой оно плавает. Несмотря на давнюю традицию, повторяемую американскими историками, о том, что «Прекрасная красавица» была личным подарком короля Ла Салю, никаких документальных свидетельств, подтверждающих это утверждение, представить не удалось. Вместо этого архивные исследования, проведенные во французских хранилищах, предоставили два официальных документа, в которых указано, что La Belle принадлежала королю, но была передана в аренду Ла Салле. Мадлен Олбрайт признала иск в пользу Франции незадолго до конца правления администрации Клинтона . После нескольких лет переговоров 31 марта 2003 года было подписано соглашение, которое передает официальное право собственности на затонувший корабль и его артефакты Национальному морскому музею в Париже. Повседневный контроль был передан Исторической комиссии Техаса на 99 лет. [44]
Ссылки [ править ]
- ^ Бэннон, Джон Фрэнсис (1997), Граница испанских границ, 1513–1821 , Альбукерке: University of New Mexico Press , стр. 94, ISBN 978-0-8263-0309-7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вебер, Дэвид Дж. (1992), Испанская граница в Северной Америке , Серия Йельского университета в Западной Америке, Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета , стр. 148, ISBN 0-300-05198-0
- ^ Чипман, Дональд Э. (1992), Испанский Техас, 1519–1821 , Остин: Техасский университет Press , стр. 72, ISBN 0-292-77659-4
- ^ Чипман (1992) , с. 73
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэллоуэй, Колин Г. (2003), Один обширный зимний отсчет: индейский Запад до Льюиса и Кларка , История американского Запада, Линкольн: University of Nebraska Press , стр. 250, ISBN 978-0-8032-1530-6
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брюсет, Джеймс Э.; Тернер, Тони С. (2005), Из водной могилы: открытие и раскопки места кораблекрушения Ла-Саль, Ла-Бель , Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M , стр. 76, ISBN 1-58544-431-6
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 20
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 73
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 77
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брюсет и Тернер (2005) , с. 66
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брюсет и Тернер (2005) , с. 68
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б * Уэддл, Роберт С. (1991), Французский шип: соперничающие исследователи в Испанском море, 1682–1762 , Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M , стр. 13, ISBN 0-89096-480-7
- ^ Чипман (1992) , с. 74
- ^ Вебер (1992) , с. 149
- ^ Веддл (1991) , с. 16
- ^ Чипман (1992) , с. 75
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чипман (1992) , с. 76
- ^ Веддл (1991) , с. 19
- ^ Веддл (1991) , с. 20
- ^ Веддл (1991) , с. 23
- ^ Веддл (1991) , с. 24
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чипман (1992) , с. 77
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 82
- ^ Веддл (1991) , с. 28
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уэддл (1991) , с. 29
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уэддл (1991) , с. 30
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брюсет и Тернер (2005) , с. 3
- ^ Чипман (1992) , с. 83
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 3–4.
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 5
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 5–6.
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 7–8.
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 9
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 32–34.
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 35–38.
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 39
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 40
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 46
- ^ «Выставка La Belle открывается в музее Баллока» . КХАН. 25 октября 2014 года . Проверено 14 марта 2016 г.
- ^ «La Belle: Корабль, изменивший историю» . thestoryoftexas.com . Музей Буллока . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ «Одиссея LaSalle» (PDF) . thc.state.tx.us . Проверено 14 марта 2016 г.
- ^ «Кораблекрушения» . Музей науки и истории Корпус-Кристи . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ «Где началась история Техаса» . Музей Прибрежной излучины . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Брюсет и Тернер (2005) , стр. 72
Дальнейшее чтение [ править ]
- Французское издательство Ancre опубликовало монографию с полным набором чертежей этого корабля в масштабе 1/48 для построения модели . ISBN 2903178283
- Митчелл, Марк Г. (2001). Воспитание Ла Белль . Остин: Икин Пресс. ISBN 978-1-5716-8703-6 .
- Уэддл, Роберт С. (2001), Крушение «Красавицы», Руины Ла-Саль , Серия к столетию Ассоциации бывших студентов, Том 88, Колледж-Стейшн: Texas A&M University Press, ISBN 978-1-58544-121-1
Внешние ссылки [ править ]
- Историческая комиссия Техаса, проект кораблекрушения Ла-Саль
- Воспитание красавицы Дэн Паркер
- Интервью с Марком Митчеллом, автором книги «Воспитывая красавицу». Архивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- Артефакты из коллекции кораблекрушения Ла-Бель в Музее науки и истории Корпус-Кристи
- Прямая трансляция сборки, Музей Буллока, выставка La Belle, корабля, изменившего историю.
28 ° 26'53 "с.ш. 96 ° 19'20" з.д. / 28,4481 ° с.ш. 96,3222 ° з.д.