Сандаунер (яхта)
Sundowner в гавани Рамсгейт, апрель 2010 г.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | М/Г Сандаунер |
Тезка | Сандаунеры |
Запущен | 1912 |
Ремонт | 1929 |
Статус | Корабль-музей |
Общие характеристики | |
Тип | Моторная яхта |
Тоннаж | 26 грт (74 м 3 ) |
Длина | 58 футов (18 м) |
Луч | 12 футов 6 дюймов (3,81 м) |
Черновик | 5 футов (1,5 м) |
Движение | Gleniffer Дизельный двигатель , 72 л.с. (54 кВт), одновинтовой гребной винт |
Скорость | 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Послужной список | |
Операции: | Операция Динамо |
Sundowner — моторная яхта, ранее принадлежавшая Чарльзу Лайтоллеру , бывшему второму офицеру RMS Titanic .
Он участвовал в эвакуации из Дюнкерка в качестве одного из « маленьких кораблей », а также в ряде памятных мероприятий по этому событию, и сейчас является кораблем-музеем в Морском музее Рамсгейта в Южной Англии.
Строительство
[ редактировать ]Первоначально построенный в 1912 году, бывший паровой корабль Адмиралтейства был куплен в 1929 году за 40 фунтов стерлингов (что сегодня эквивалентно 3000 фунтам стерлингов) Чарльзом и Сильвией Лайтоллер. Корпус был извлечен из грязи в Коньер-Крик к востоку от реки Медуэй и был оснащен двумя мачтами и кечем , оснащенным кливером, гротом, бизанью и бизань-стакселем. Поскольку Сильвия была австралийкой, они назвали свою переоборудованную яхту Sundowner , австралийский термин, обозначающий бродягу или бродягу . [ 1 ] Первоначально ее длина составляла 52 фута, но она была увеличена до 58 футов и оснащена бензиново - парафиновым 4-тактным двигателем Parsons мощностью 60 л.с. (45 кВт) , приводящим в движение один винт, что давало ей максимальную скорость 8 узлов (15 км/ч; 9,2). миль в час). [ 2 ]
«Сандаунер» был спущен на воду 28 июня 1930 года и после испытаний на Темзе совершил свой первый рейс во Францию. В течение следующих десяти лет «Лайтоллеры» курсировали вдоль северного побережья Европы, успешно принимая участие во многих международных соревнованиях. [ 1 ] В 1936 году Лайтоллер заменил двигатель на более мощный дизельный двигатель Gleniffer мощностью 72 л.с. (54 кВт) , что дало ему дополнительные 2 узла (3,7 км / ч; 2,3 мили в час). [ 2 ] В 1939 году, когда нависла угроза войны, Лайтоллеру было поручено тайно обследовать европейское побережье для Адмиралтейства. [ 1 ]
Дюнкерк
[ редактировать ]31 мая 1940 года «Сандаунер» был реквизирован Адмиралтейством для отправки в Дюнкерк для оказания помощи в эвакуации. Лайтоллер, 66 лет, вышедший на пенсию, вызвался взять ее вместе со своим старшим сыном Роджером и Джеральдом Эшкрофтом, 18-летним морским разведчиком . [ 3 ]
Отправление из порта Рамсгейт в 10:00. [ 3 ] 1 июня яхта пересекла Ла-Манш вместе с пятью другими кораблями. По пути они спасли экипаж моторного крейсера «Вестерли» , который вышел из строя и загорелся. [ 1 ] По прибытии в Дюнкерк Лайтоллер понял, что пирсы слишком высоки, поэтому приблизился к эсминцу HMS Worcester и начал сражаться с солдатами. В каюте набилось семьдесят пять человек, а на палубе - еще пятьдесят пять, всего 130 человек. [ 2 ] Затем «Сандаунер» вернулся в Рамсгейт, уклоняясь от огня вражеских самолетов с помощью маневров уклонения по пути, хотя наибольшую опасность представляла собой волна от быстро движущихся эсминцев. После высадки войск он готовился вернуться во Францию за очередным грузом, но к тому времени продолжать движение было разрешено только судам, способным развивать скорость 20 узлов. [ 1 ]
Sundowner оставался в эксплуатации в качестве прибрежного патрульного судна на реке Блэкуотер, Эссекс . Затем она перебралась к реке Клайд под контроль 647-й транспортной роты Службы королевской армии . [ 2 ] Она была освобождена от эксплуатации в 1945 году, а после ремонта была возвращена Лайтоллеру в 1946 году и снова использовалась как семейная лодка. [ 1 ]
Пост-был
[ редактировать ]Чарльз Лайтоллер умер в 1952 году, а его жена Сильвия продолжала плавать в Сандаунере , взяв штурвал, когда она возглавила Армаду маленьких кораблей во время 25-летия возвращения в Дюнкерк в 1965 году. [ 1 ] Пройдя через нескольких других владельцев, «Сандаунер» был куплен East Kent Maritime Trust после того, как последним владельцам, Джейми и Баффи Тернерам, в августе 1986 года пришлось зайти в гавань Рамсгейт (при переходе от Медуэя к новому причалу в Саутгемптоне) для ремонта. корпус после серьезных повреждений в ненастную погоду. Ее отреставрировали к 50-летию Дюнкерка в 1990 году. [ 2 ] В 2000 году Sundowner также принял участие в флотилии, посвященной 60-летию, снова отправившись в Дюнкерк. [ 4 ] 3 июня 2012 года Sundowner принял участие в конкурсе «Бриллиантовый юбилей Темзы». [ 5 ] среди других «Дюнкеркских кораблей». [ 6 ]
К сентябрю 2022 года Sundowner был передан под опеку Dennett's Shipbuilders в Чертси . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Закатник» . Ассоциация малых кораблей Дюнкерка. Апрель 2013. Архивировано из оригинала 6 августа 2017 года . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Краткая история Sundowner » (PDF) . Все в море . Архивировано из оригинала (PDF) 17 сентября 2009 года . Проверено 26 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Лорд, Уолтер (1984). Чудо Дюнкерка . Книги о пингвинах . стр. 225–227. ISBN 0-14-005085-Х .
- ^ Биркетт, Питер (3 июня 2000 г.). «Еще раз на пляж за кораблями, спасшими армию» . Независимый . Лондон, Великобритания. Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 26 сентября 2009 г.
- ^ Далтон, Саманта (1 июня 2012 г.). «Бриллиантовый юбилей: Лодки готовятся поднять волну перед королевой» . Новости Би-би-си . Лондон . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ «Маленькие корабли Дюнкерка» (PDF) . Конкурс «Бриллиантовый юбилей Темзы» . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2012 года . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ «ПОСЛЕДНИЕ ПРОЕКТЫ» . Деннетта . Проверено 14 октября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Национальные исторические корабли. Архивировано 11 января 2011 года в Wayback Machine.
- Морской фонд Восточного Кента
- Морской музей Рамсгейта. Архивировано 7 января 2017 года в Wayback Machine.