Эвакуация из Дюнкерка
Операция Динамо | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Францию во Второй мировой войне. | |||||||
Британские войска выстроились на пляже в ожидании эвакуации | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Бельгия [2] Польша [2] | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Эвакуация из Дюнкерка под кодовым названием «Операция «Динамо»» и также известная как « Дюнкеркское чудо» , или просто «Дюнкерк» , представляла собой эвакуацию более 338 000 союзников солдат во время Второй мировой войны с пляжей и гавани Дюнкерка , на севере Франции , между 26 Май и 4 июня 1940 года. Операция началась после того, как большое количество бельгийских , британских и французских войск было отрезано и окружено немецкими войсками во время шестинедельной битвы за Францию .
После того, как Германия вторглась в Польшу в сентябре 1939 года, Франция и Британская империя объявили Германии войну и ввели экономическую блокаду . Британский экспедиционный корпус (BEF) был отправлен на помощь в защите Франции. После Странной войны , продолжавшейся с октября 1939 по апрель 1940 года, 10 мая 1940 года Германия вторглась в Бельгию , Нидерланды и Францию. Три танковых корпуса атаковали через Арденны и двинулись на северо-запад к Ла-Маншу . К 21 мая немецкие войска захватили BEF, остатки бельгийских войск и три французские полевые армии вдоль северного побережья Франции. Командующий BEF генерал виконт Горт сразу же счел эвакуацию через Ла-Манш лучшим вариантом действий и начал планировать отход в Дюнкерк, ближайший хороший порт.
Вечером 23 мая приказ об остановке отдал генерал-полковник Герд фон Рундштедт командующий группой армий «А» . На следующий день Адольф Гитлер утвердил этот приказ и приказал немецкому верховному командованию отправить подтверждение на фронт. Атака оказавшихся в ловушке BEF, французской и бельгийской армий была оставлена на усмотрение Люфтваффе до тех пор, пока 26 мая приказ не был отменен. Это дало силам союзников время построить оборонительные сооружения и отвести большое количество войск для участия в битве при Дюнкерке . С 28 по 31 мая во время осады Лилля оставшиеся 40 000 человек Первой французской армии вели сдерживающие действия против семи немецких дивизий , включая три танковые дивизии .
В первый день было эвакуировано всего 7669 солдат союзников, но к концу восьмого дня 338 226 человек были спасены наспех собранным флотом из более чем 800 судов. Многие военнослужащие смогли погрузиться из защитного мола в гавани на 39 Королевского флота эсминцев Великобритании , четыре эсминца Королевского военно-морского флота Канады , [3] как минимум три эсминца ВМС Франции и множество гражданских торговых судов. Другим пришлось уйти с пляжей вброд, часами ожидая в воде по плечо. Некоторые из них были переправлены на более крупные корабли так называемыми « Маленькими кораблями Дюнкерка» — флотилией из сотен торговых морских судов, рыбацких лодок , прогулочных судов , яхт и спасательных шлюпок , призванных на службу из Британии. BEF потерял 68 000 солдат во время французской кампании и был вынужден бросить почти все свои танки, транспортные средства и оборудование. В своей речи « Мы будем сражаться на пляжах » 4 июня в Палате общин премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль назвал это событие «колоссальной военной катастрофой», заявив, что «весь корень, ядро и мозг британской армии» были уничтожены. застрял в Дюнкерке и, казалось, вот-вот погибнет или попадет в плен. [7] Он назвал их спасение «чудом избавления». [8] Черчилль также напомнил стране, что "мы должны быть очень осторожны, чтобы не приписать этому освобождению атрибуты победы. Войны не выигрываются эвакуацией". [9]
Предыстория [ править ]
В сентябре 1939 года, после того как Германия вторглась в Польшу , Великобритания направила Британский экспедиционный корпус (BEF) для помощи в защите Франции, высадившись в Шербуре , Нанте и Сен-Назере . К маю 1940 года силы состояли из десяти дивизий в трех корпусах под командованием генерала Джона Верекера, 6-го виконта Горта . [10] [11] С BEF работали бельгийская армия и французские Первая , Седьмая и Девятая армии. [12]
В 1930-е годы французы построили линию Мажино — ряд укреплений вдоль границы с Германией. Эта линия была разработана, чтобы сдержать немецкое вторжение через франко-германскую границу и направить атаку на Бельгию, где затем могли быть встречены лучшие дивизии французской армии . Таким образом, любая будущая война будет происходить за пределами территории Франции, что позволит избежать повторения Первой мировой войны . [13] [14] Территория непосредственно к северу от линии Мажино была покрыта густым лесом региона Арденн . [15] который французский генерал Филипп Петен объявил «непроницаемым» до тех пор, пока будут приняты «особые положения». Он считал, что любые силы противника, вышедшие из леса, будут уязвимы для клешней и уничтожены. Французский главнокомандующий Морис Гамлен также считал, что этот район представляет собой ограниченную угрозу, отмечая, что он «никогда не благоприятствовал крупным операциям». [16] Учитывая это, территорию оставили слабо защищенной. [13]
Первоначальный план немецкого вторжения во Францию предусматривал атаку на окружение через Нидерланды и Бельгию, минуя линию Мажино. [17] Эрих фон Манштейн , тогдашний начальник штаба немецкой группы армий «А» , подготовил набросок другого плана и представил его Oberkommando des Heeres (ОКХ; немецкое верховное командование) через своего начальника, генерал-полковника Герда фон Рундштедта . [18] [19] План Манштейна предполагал, что танковые дивизии должны атаковать через Арденны, затем создать плацдармы на реке Маас и быстро выйти к Ла-Маншу. Таким образом, немцы отрезали бы союзные армии в Бельгии. Эта часть плана позже стала известна как Sichelschnitt («разрез серпом»). [19] [20] Адольф Гитлер одобрил модифицированную версию идей Манштейна, сегодня известную как « План Манштейна» , после встречи с ним 17 февраля. [21]
10 мая Германия вторглась в Бельгию и Нидерланды . [22] Группа армий «Б» под командованием генерал-полковника Федора фон Бока атаковала Бельгию, в то время как три танковых корпуса группы армий «А» под командованием Рундштедта развернулись на юг и двинулись к Ла-Маншу. [23] BEF продвинулись от бельгийской границы к позициям вдоль реки Дайл на территории Бельгии, где начиная с 10 мая они сражались с элементами группы армий B. [24] [25] Им было приказано начать отход с боями к реке Шельда 14 мая, когда позиции Бельгии и Франции на их флангах не удалось удержать. [26] Во время визита в Париж 17 мая премьер-министр Уинстон Черчилль был удивлен, узнав от Гамелена, что французы направили все свои войска на текущие сражения и не имеют стратегических резервов. [27] 19 мая Горт встретился с французским генералом Гастоном Бийоттом , командующим Первой французской армией и общим координатором союзных войск. Бийотт сообщил, что у французов нет войск между немцами и морем. Горт сразу понял, что эвакуация через Ла-Манш — лучший вариант действий, и начал планировать отход в Дюнкерк, ближайшее место с хорошими портовыми сооружениями. [28] Окруженный болотами, Дюнкерк мог похвастаться старыми укреплениями и самым длинным песчаным пляжем в Европе, где могли собираться большие группы. [29] 20 мая по предложению Черчилля Адмиралтейство начало готовить все имеющиеся малые суда к отправке во Францию. [30] После продолжающихся боевых действий и неудачной попытки союзников 21 мая под Аррасом прорвать немецкий передовой отряд, [31] BEF вместе с остатками бельгийских войск и трех французских армий оказался в ловушке в районе побережья северной Франции и Бельгии. [32] [33]
Прелюдия [ править ]
Не проинформировав французов, 20 мая британцы начали планировать операцию «Динамо» - эвакуацию BEF. [29] [30] Это планирование возглавил вице-адмирал Бертрам Рамзи в военно-морском штабе под Дуврским замком , откуда он информировал Черчилля о ходе работ. [34] Корабли начали собираться в Дувре для эвакуации. [35] 20 мая BEF отправил бригадного генерала Джеральда Уитфилда в Дюнкерк, чтобы начать эвакуацию ненужного персонала. Ошеломленный тем, что он позже назвал «несколько тревожным движением как офицеров, так и солдат в сторону Дюнкерка», из-за нехватки еды и воды, ему пришлось отправить многих с собой, не проверив тщательно их полномочия. Даже офицеры, которым было приказано остаться, чтобы помочь эвакуации, исчезли на лодках. [36]
22 мая Черчилль приказал BEF атаковать на юг в координации с Первой французской армией под командованием генерала Жоржа Бланшара, чтобы восстановить соединение с остальными французскими войсками. [37] Это предложенное действие было названо Планом Вейгана в честь генерала Максима Вейгана , назначенного Верховным главнокомандующим после увольнения Гамелена 18 мая. [38] 25 мая Горту пришлось отказаться от всякой надежды на достижение этой цели и по собственной инициативе отступить вместе с силами Бланшара за канал Лис, часть системы каналов, которая доходила до моря в Гравелине . [39] Шлюзовые ворота уже были открыты по всему каналу, чтобы затопить систему и создать барьер (линию канала) против немецкого наступления. [40]
Битва при Дюнкерке [ править ]
К 24 мая немцы захватили порт Булонь и окружили Кале . [32] Инженеры 2-й танковой дивизии генерал-майора Рудольфа Вейля построили пять мостов через канал, и только один британский батальон преградил путь к Дюнкерку. [42] 23 мая по предложению 4-й армией командующего генерал-фельдмаршала Гюнтера фон Клюге Рундштедт приказал танковым частям остановиться, обеспокоенный уязвимостью своих флангов и вопросом снабжения своих передовых войск. [43] [44] [45] [46] Он также был обеспокоен тем, что болотистая местность вокруг Дюнкерка окажется непригодной для танков, и хотел сохранить их для последующих операций (в некоторых частях потери танков составляли 30–50 процентов). [47] [48] Гитлер тоже был настороже и во время посещения штаба группы армий «А» 24 мая поддержал этот приказ. [47] [46]
Маршал авиации Герман Геринг убеждал Гитлера позволить Люфтваффе (при поддержке группы армий Б) [49] ) добить британцев, к ужасу генерала Франца Гальдера , который отметил в своем дневнике, что Люфтваффе зависело от погоды, а экипажи были измотаны после двух недель боя. [50] Рундштедт отдал еще один приказ, который был отправлен в незашифрованном виде. Оно было получено Королевских ВВС (RAF) разведывательной сетью службы Y в 12:42: «По приказу фюрера... атака к северо-западу от Арраса должна быть ограничена генеральной линией Ланс-Бетюн-Эйр- Сент-Омер-Грэйвлин. Канал не будет пересечен». [51] [52] Позже в тот же день Гитлер издал Директиву 13, которая призывала Люфтваффе разгромить попавшие в ловушку силы союзников и остановить их побег. [53] В 15:30 26 мая Гитлер приказал танковым группам продолжать наступление, но большинству частей на атаку потребовалось еще 16 часов. [54] Некоторые источники цитируют слова Гитлера о том, что он намеренно позволил британцам бежать. [55] Задержка дала союзникам время подготовить оборону, жизненно важную для эвакуации, и помешала немцам остановить отступление союзников из Лилля. [56]
Приказ об остановке был предметом многочисленных дискуссий историков. [57] [58] Гудериан считал неспособность отдать приказ о своевременном штурме Дюнкерка одной из главных ошибок Германии на Западном фронте . [59] Рундштедт назвал это «одним из величайших поворотных моментов войны». [60] и Манштейн назвал это «одной из самых серьезных ошибок Гитлера». [61] Б. Х. Лиддел Харт после войны взял интервью у многих генералов и составил картину стратегического мышления Гитлера по этому вопросу. Гитлер считал, что, покинув континентальную Европу, британские войска уже никогда не вернутся. [62] [ нужна страница ]
Эвакуация [ править ]
26–27 мая [ править ]
Отступление проводилось в условиях хаоса: брошенные автомобили блокировали дороги, а поток беженцев направлялся в противоположном направлении. [63] [64] Из-за цензуры военного времени и желания поддержать боевой дух британцев, полный масштаб разворачивающейся катастрофы в Дюнкерке изначально не был предан огласке. специальная служба, на которой присутствовал король Георг VI прошла 26 мая в Вестминстерском аббатстве , которая была объявлена национальным днем молитвы. [65] [66] Архиепископ Кентерберийский возглавил молитву «за наших солдат, находящихся в страшной опасности во Франции». Подобные молитвы в тот день возносились в синагогах и церквях по всей Великобритании, подтверждая общественности их подозрения по поводу отчаянного положения войск. [67] Незадолго до 19:00 26 мая Черчилль приказал начать «Динамо», и к этому времени уже ушло 28 000 человек. [29] Первоначальные планы предусматривали возвращение 45 000 человек из BEF в течение двух дней, после чего немецкие войска должны были заблокировать дальнейшую эвакуацию. За этот период удалось бежать только 25 000 человек, в том числе 7 669 в первый день. [68] [69]
27 мая, в первый полный день эвакуации, один крейсер , восемь эсминцев и 26 других кораблей. действовали [70] Офицеры Адмиралтейства прочесали близлежащие верфи в поисках небольших судов, которые могли бы переправлять персонал с пляжей на более крупные суда в гавани, а также более крупные суда, которые могли бы грузиться из доков. Был объявлен экстренный вызов с просьбой о дополнительной помощи, и к 31 мая почти четыреста малых судов добровольно и с энтузиазмом приняли участие в этих усилиях. [71]
В тот же день Люфтваффе подвергли сильной бомбардировке Дюнкерк, как город, так и доковые сооружения. Поскольку подача воды была отключена, возникший пожар потушить не удалось. [72] По оценкам, была убита тысяча мирных жителей, одна треть оставшегося населения города. [73] Эскадрильям Королевских ВВС было приказано обеспечить господство в воздухе Королевского флота во время эвакуации. Их усилия были направлены на прикрытие Дюнкерка и Ла-Манша, защиту эвакуационного флота. [74] Люфтваффе . встретили 16 эскадрилий Королевских ВВС, которые 27 мая уничтожили 38 самолетов, потеряв при этом 14 самолетов [72] [75] Еще многие истребители Королевских ВВС получили повреждения и впоследствии были списаны. С немецкой стороны Kampfgeschwader 2 (KG 2) и KG 3 наибольшие потери понесли . Потери немцев составили 23 Dornier Do 17 . KG 1 и KG 4 бомбили пляж и гавань, а KG 54 потопил 8000-тонный пароход «Аден» . Пикирующие бомбардировщики Junkers Ju 87 Stuka потопили военный корабль « Лазурный берег» . Люфтваффе . атаковали 300 бомбардировщиков, прикрытых 550 самолетами истребителей, и атаковали Дюнкерк в двенадцати налетах Они сбросили 15 000 фугасных и 30 000 зажигательных бомб , разрушив нефтяные резервуары и разрушив гавань. [76] Группа № 11 RAF в этот день совершила 22 патруля с 287 самолетами в составе до 20 самолетов. [77]
Всего в поддержку операции «Динамо» было совершено более 3500 боевых вылетов. [75] Всю неделю Королевские ВВС продолжали наносить тяжелые потери немецким бомбардировщикам. Солдаты, которых бомбили и обстреливали в ожидании транспорта, по большей части не знали об усилиях ВВС Великобритании по их защите, поскольку большинство воздушных боев происходило вдали от пляжей. В результате многие британские солдаты резко обвинили летчиков в том, что они ничего не сделали, чтобы помочь, что, как сообщается, привело к тому, что некоторые армейские военнослужащие начали обращаться и оскорблять военнослужащих Королевских ВВС, когда они вернулись в Англию. [41]
25 и 26 мая Люфтваффе сосредоточило свое внимание на очагах союзников, удерживавшихся в Кале, Лилле и Амьене , и не атаковало Дюнкерк. [73] Кале, удерживаемый БЭФ, сдался 26 мая. [78] Остатки Первой французской армии, окруженные под Лиллем , отбивали семь немецких дивизий, некоторые из которых были бронетанковыми, до 31 мая, когда оставшиеся 35 000 солдат были вынуждены сдаться из-за того, что у них закончились продовольствие и боеприпасы. [79] [80] Немцы оказали воинские почести защитникам Лилля в знак признания их храбрости. [81]
– июня 4 28 мая
Бельгийская армия капитулировала 28 мая. [82] оставив большой разрыв к востоку от Дюнкерка. Для прикрытия этой стороны было брошено несколько британских дивизий. [83] 28 мая Люфтваффе совершило меньше боевых вылетов над Дюнкерком, переключив свое внимание на бельгийские порты Остенде и Ньюпорт . Погода над Дюнкерком не благоприятствовала пикированию или бомбардировкам на малых высотах. ВВС Великобритании совершили 11 патрулей и совершили 321 самолето-вылет, заявив, что 23 самолета уничтожены, а 13 самолетов потеряно. [77] 28 мая в британские порты прибыли 17 804 солдата. [69]
29 мая были спасены 47 310 британских солдат. [69] поскольку Люфтваффе Ju 87 нанесли тяжелый урон судоходству. Британский эсминец HMS Grenade был потоплен, французский эсминец Mistral получил повреждения, а его однотипные корабли, каждый из которых находилось по 500 человек, были повреждены в результате попадания в цель. Британские эсминцы Jaguar и Verity были сильно повреждены, но покинули гавань. В результате атаки два траулера разрушились. Позже у причала затонул пассажирский пароход SS Fenella с 600 людьми на борту, но им удалось выйти. Колёсный пароход HMS Crested Eagle получил прямое попадание, загорелся и затонул с серьёзными жертвами. Рейдеры также уничтожили два железнодорожных корабля: SS Lorina и SS Normannia . [84] Из пяти крупных немецких атак только две были отражены истребителями Королевских ВВС; Британцы потеряли 16 истребителей за девять патрулей. Потери немцев составили 11 уничтоженных или поврежденных Ju 87. [85]
30 мая Черчилль получил известие, что все британские дивизии теперь находятся за линией обороны вместе с более чем половиной Первой французской армии. [79] К этому времени периметр проходил вдоль ряда каналов примерно в 7 милях (11 км) от побережья, в болотистой местности, не подходящей для танков. [86] Поскольку доки в гавани стали непригодными для использования в результате атак немецкой авиации, старший военно-морской офицер капитан (впоследствии адмирал) Уильям Теннант сначала приказал эвакуировать людей с пляжей. Когда это оказалось слишком медленным, он перенаправил эвакуированных к двум длинным каменным и бетонным волнорезам, называемым восточным и западным молами , а также к пляжам. Кроты не были предназначены для швартовки кораблей, но, несмотря на это, большая часть спасенных из Дюнкерка войск была вывезена именно таким способом. [87] В течение следующей недели почти 200 000 военнослужащих погрузились на корабли из восточного мола (который простирался почти на милю в море). [88] [89] Джеймс Кэмпбелл Клаустон , начальник пирса на восточном моле, организовал и регулировал поток людей вдоль мола на ожидающие корабли. [90] И снова низкая облачность свела активность Люфтваффе к минимуму. Было установлено девять патрулей Королевских ВВС, ни одного немецкого формирования не встретилось. [91] На следующий день Люфтваффе потопили один транспорт и повредили еще 12, потеряв 17 человек; Британцы заявили о 38 убийствах, это оспаривается. ВВС Великобритании и авиация флота потеряли 28 самолетов. [91]
На следующий день на борт были погружены еще 53 823 человека. [9] включая первых французских солдат. [92] Лорд Горт и 68 014 человек были эвакуированы 31 мая. [93] оставив генерал-майора Гарольда Александра командовать арьергардом. [94] Еще 64 429 солдат союзников покинули страну 1 июня. [69] прежде чем усиление воздушных атак помешало дальнейшей эвакуации в дневное время. [95] Британский арьергард численностью 4000 человек ушел в ночь со 2 на 3 июня. [96] В ночь со 2 на 4 июня было выведено еще 75 000 французских солдат. [69] [97] прежде чем операция наконец закончилась. Остальная часть арьергарда, 40 000 французских солдат, сдалась 4 июня. [96]
Из общего числа 338 226 солдат несколько сотен были невооруженными индийскими погонщиками мулов из отряда Службы Королевской армии Индии , составлявшими четыре из шести транспортных подразделений Force K-6. Кипрские погонщики мулов также присутствовали. Три подразделения были успешно эвакуированы и одно захвачено. [98] [99] [100] В Дюнкерке также присутствовало небольшое количество французских сенегальских солдат и марокканцев. [4] [101]
[ править ]
Пути эвакуации [ править ]
Эвакуирующим судам было выделено три маршрута. Самым коротким был маршрут Z, протяженностью 39 морских миль (72 км), но он огибал французское побережье, и поэтому корабли, использовавшие его, подвергались бомбардировкам береговых батарей, особенно в светлое время суток. [102] [103] Маршрут X, хотя и был самым безопасным для береговых батарей, проходил через особенно сильно заминированную часть Ла-Манша. Суда, следовавшие по этому маршруту, прошли 55 морских миль (102 км) к северу от Дюнкерка, прошли через перевал Рюйтинген, [104] и направился к маяку Норт-Гудвин, а затем направился на юг вокруг песков Гудвин в Дувр. [102] [103] Этот маршрут был самым безопасным от атак с надводной поверхности, но близлежащие минные поля и песчаные отмели означали, что его нельзя было использовать ночью. [105] Самым длинным из трех был Маршрут Y, протяженностью 87 морских миль (161 км); использование этого маршрута увеличило время плавания до четырех часов, что вдвое больше времени, необходимого для маршрута Z. Этот маршрут следовал вдоль французского побережья до Брей-Дюнс , затем поворачивал на северо-восток, пока не достигал буя Квинте. [106] Здесь, сделав поворот примерно на 135 градусов, корабли направились на запад к маяку Норт-Гудвин и направились на юг вокруг песков Гудвин в Дувр. [102] [103] Корабли на маршруте Y с наибольшей вероятностью подвергались атакам со стороны немецких надводных кораблей, подводных лодок и Люфтваффе . [107]
Вы знали, что это был шанс вернуться домой, и продолжали молиться: «Пожалуйста, Боже, отпусти нас, вытащи нас, вытащи нас из этого беспорядка обратно в Англию». Увидеть корабль, который пришел забрать меня и моего брата, это было самое фантастическое зрелище. Мы видели собачьи бои в воздухе, надеясь, что с нами ничего не случится, и видели одно или два ужасных зрелища. Потом кто-то сказал, что это Дувр, тогда мы увидели Белые скалы , атмосфера была потрясающая. Ощущение было такое: «Из ада в рай», ощущение, будто произошло чудо.
- Гарри Гарретт, британская армия, в разговоре с Kent Online. [108]
Корабли [ править ]
Королевский флот предоставил зенитный крейсер HMS Calcutta , 39 эсминцев и многие другие корабли. Торговый флот поставлял пассажирские паромы, госпитальные суда и другие суда. Британские бельгийцы, голландцы, канадцы, [3] польский, [109] и французские союзники также предоставили суда. Адмирал Рамзи организовал изготовление примерно тысячи копий необходимых карт, распорядился установить буи вокруг песков Гудвина и до Дюнкерка и организовал поток судов. [105] Более крупные корабли, такие как эсминцы, могли перевозить около 900 человек за рейс. Солдаты в основном путешествовали по верхним палубам, опасаясь оказаться в ловушке внизу, если корабль затонет. [110] После потери 29 мая 19 кораблей британского и французского флота , а также трех более крупных реквизированных кораблей Адмиралтейство отозвало свои восемь лучших эсминцев для будущей защиты страны. [111]
Тип судна | Всего задействовано | затонул | Поврежденный |
---|---|---|---|
Крейсеры | 1 | 0 | 1 |
Разрушители | 39 | 6 | 19 |
Шлюпы , корветы и канонерские лодки | 9 | 1 | 1 |
Тральщики | 36 | 5 | 7 |
Траулеры и дрифтеры | 113 | 17 | 2 |
Суда специального назначения | 3 | 1 | 0 |
Океанские абордажные суда | 3 | 1 | 1 |
Торпедные катера и противолодочные катера | 13 | 0 | 0 |
Бывшие голландские шуйты с военно-морскими экипажами | 40 | 4 | Неизвестный |
Яхты с военно-морскими экипажами | 26 | 3 | Неизвестный |
Кадровые корабли | 45 | 8 | 8 |
Больничные переноски | 8 | 1 | 5 |
Военные моторные лодки | 12 | 6 | Неизвестный |
Буксиры | 34 | 3 | Неизвестный |
Другое малое судно [примечание 1] | 311 | 170 | Неизвестный |
Всего британских кораблей | 693 | 226 | |
Тип судна | Всего задействовано | затонул | Поврежденный |
---|---|---|---|
Боевые корабли (все типы) | 49 | 8 | Неизвестный |
Другие суда | 119 | 9 | Неизвестный |
Всего кораблей союзников | 168 | 17 | Неизвестный |
общий итог | 861 | 243 | Неизвестный |
Маленькие кораблики [ править ]
Для помощи в эвакуации из Дюнкерка было задействовано множество небольших судов со всего юга Англии. В их число входили скоростные катера, суда Темзы , автомобильные паромы, прогулочные суда и многие другие виды малых судов. [113] Наиболее полезными оказались моторные спасательные шлюпки , имевшие достаточно хорошую вместимость и скорость. [113] Некоторые лодки были реквизированы без ведома и согласия владельца. Агенты Министерства судоходства в сопровождении военно-морского офицера прочесали Темзу в поисках вероятных судов, проверили их на мореходность и отвезли вниз по реке в Ширнесс , где на борт должны были разместиться военно-морские экипажи. Из-за нехватки персонала Ла-Манш пересекло множество малых судов с гражданскими экипажами. [114]
Первый из «маленьких кораблей» прибыл в Дюнкерк 28 мая. [110] Широкие песчаные пляжи означали, что большие суда не могли приблизиться к берегу, и даже небольшим судам приходилось останавливаться примерно в 100 ярдах (91 м) от ватерлинии и ждать, пока солдаты выйдут вброд. [115] Во многих случаях персонал покидал свою лодку по прибытии на более крупный корабль, и последующим эвакуированным приходилось ждать, пока лодки прибудут на берег с приливом, прежде чем они смогут ими воспользоваться. [116] На большинстве пляжей солдаты выстраивались в очередь со своими подразделениями и терпеливо ждали своей очереди на выход. Но иногда паникующих солдат приходилось предупреждать под дулом пистолета, когда они пытались броситься к лодкам вне очереди. [117] Помимо переправы на лодках, солдаты в Де-Панне и Брей-Дюнах построили импровизированные пристани, выгоняя ряды брошенных транспортных средств на пляж во время отлива, закрепляя их мешками с песком и соединяя их деревянными мостками. [118]
Последствия [ править ]
Анализ [ править ]
Дата | Пляжи | Гавань | Общий |
---|---|---|---|
27 мая | — | 7,669 | 7,669 |
28 мая | 5,930 | 11,874 | 17,804 |
29 мая | 13,752 | 33,558 | 47,310 |
30 мая | 29,512 | 24,311 | 53,823 |
31 мая | 22,942 | 45,072 | 68,014 |
1 июня | 17,348 | 47,081 | 64,429 |
2 июня | 6,695 | 19,561 | 26,256 |
3 июня | 1,870 | 24,876 | 26,746 |
4 июня | 622 | 25,553 | 26,175 |
Итоги | 98,671 | 239,555 | 338,226 |
До завершения операции прогноз был мрачным: Черчилль предупредил Палату общин, что следует ожидать «тяжелых и тяжелых новостей». 28 мая [119] Впоследствии Черчилль назвал результат чудом, а британская пресса представила эвакуацию как «катастрофу, обернувшуюся триумфом» настолько успешно, что Черчиллю пришлось напомнить стране в речи в Палате общин 4 июня, что «мы должны будьте очень осторожны, чтобы не приписать этому освобождению атрибуты победы. Войны не выигрываются эвакуацией». [9] Эндрю Робертс комментирует, что путаница по поводу эвакуации из Дюнкерка иллюстрируется двумя лучшими книгами на эту тему: «Странное поражение» и «Странная победа» . [120]
51- я (Хайлендская) пехотная дивизия была отрезана к югу от Соммы в результате немецкой «гонки к морю», а также 1-я танковая дивизия и множество тыловых и трудовых войск. Некоторые из последних были сформированы в импровизированную дивизию Бомана . В конце мая дополнительные элементы двух дивизий начали перебрасываться во Францию в надежде создать второй BEF. Большая часть 51-й (Хайлендской) пехотной дивизии была вынуждена сдаться 12 июня. Однако почти 192 000 военнослужащих союзников, в том числе 144 000 британцев, были эвакуированы через различные французские порты с 15 по 25 июня под кодовым названием Operation Aerial . [121] Оставшиеся британские силы под командованием 10-й французской армии в составе норманнских войск отступили в сторону Шербура. [122] Немцы вошли в Париж 14 июня, а Франция капитулировала восемь дней спустя. [123]
Более 100 000 французских солдат, эвакуированных из Дюнкерка, были быстро и эффективно переброшены в лагеря в различных частях юго-западной Англии, где они были временно размещены перед репатриацией. [124] Британские корабли переправляли французские войска в Брест , Шербур и другие порты Нормандии и Бретани , хотя лишь около половины репатриированных войск было передислоцировано против немцев до капитуляции Франции. Для многих французских солдат эвакуация из Дюнкерка представляла собой всего лишь несколько недель задержки, прежде чем они были убиты или взяты в плен немецкой армией после возвращения во Францию. [125] Из французских солдат, эвакуированных из Франции в июне 1940 года, около 3000 присоединились к де Голля Шарля армии Свободной Франции в Великобритании. [126]
Во Франции одностороннее решение Великобритании эвакуироваться через Дюнкерк, а не контратаковать на юг, а также предполагаемое предпочтение Королевского флота эвакуации британских войск за счет французов вызвали некоторое горькое недовольство. По словам Черчилля, французский адмирал Франсуа Дарлан первоначально приказал отдать предпочтение британским войскам, но 31 мая он вмешался на встречу в Париже, чтобы приказать, чтобы эвакуация продолжалась на равных условиях и чтобы британцы сформировали арьергард. [127] Фактически, 35 000 человек, которые, наконец, сдались после прикрытия последней эвакуации, были в основном французскими солдатами 2-й легкой механизированной и 68-й пехотной дивизий. [128] [129] Их сопротивление позволило продлить эвакуацию до 4 июня, когда еще 26 175 французов были перевезены в Англию. [69]
Эвакуация была представлена немецкой общественности как ошеломляющая и решительная победа Германии. 5 июня 1940 года Гитлер заявил: «Дюнкерк пал! 40 000 французских и английских солдат — это все, что осталось от некогда великих армий. Захвачено неизмеримое количество техники. Величайшая битва в мировой истории подошла к концу. ." [а] [130] Oberkommando der Wehrmacht (высшее командование немецких вооруженных сил) объявило это событие «величайшим истребительным сражением всех времен». [131]
Потери [ править ]
За всю кампанию, с 10 мая до перемирия с Францией 22 июня, потери BEF составили 68 000 человек. [132] В том числе 3500 убитых и 13 053 раненых. [133] [134] Большую часть тяжелой техники пришлось бросить во время различных эвакуаций, в результате чего было потеряно 2472 артиллерийских орудия, 20 000 мотоциклов, почти 65 000 других транспортных средств, 416 000 длинных тонн (423 000 т ) припасов, более 75 000 длинных тонн (76 000 т) грузов. боеприпасов и 162 000 длинных тонн (165 000 т) топлива. [135] Почти все из 445 британских танков, отправленных во Францию, были брошены. [136]
Были потоплены шесть британских и три французских эсминца, а также девять других крупных кораблей. Кроме того, было повреждено 19 эсминцев. [137] Было потоплено более 200 морских судов Великобритании и союзников, столько же повреждено. [138] Самыми значительными потерями Королевского флота в операции стали шесть эсминцев:
- Графтон , потоплен U-62 29 мая. [139]
- Граната , потопленная в результате воздушной атаки в Дюнкерке 29 мая. [140]
- Бодрствующий , потоплен торпедой с катера S-30 29 мая. [141]
- «Василиск» , «Хавант » и «Кит» , потопленные в результате воздушной атаки недалеко от пляжей 1 июня. [142]
ВМС Франции потеряли три эсминца:
- Бурраск , заминирован у Ньюпора 30 мая.
- Сироко , потоплен лодками S -23 и S-26 31 мая.
- Le Foudroyant , затопленный в результате воздушной атаки недалеко от пляжей 1 июня.
ВВС Великобритании потеряли 145 самолетов, из которых не менее 42 были «Спитфайрами» , а Люфтваффе потеряли 156 самолетов в боевых действиях за девять дней операции «Динамо». [143] в том числе 35 уничтоженных кораблями Королевского флота (плюс 21 поврежденный) за шесть дней с 27 мая по 1 июня. [144]
На каждые семь солдат, бежавших через Дюнкерк, один человек становился военнопленным . Большинство этих заключенных были отправлены форсированными маршами в Германию. Заключенные сообщали о жестоком обращении со стороны охранников, включая избиения, голодание и убийства. Другая жалоба заключалась в том, что немецкие охранники опрокидывали ведра с водой, оставленные на обочине дороги французскими гражданами для питья марширующих заключенных. [145]
Многих заключенных отправили в город Трир , марш длился целых 20 дней. Остальные были отправлены к реке Шельда и отправлены на баржах в Рур . Затем пленных отправили по железной дороге в лагеря для военнопленных в Германии. [146] Большинство (те, кто был ниже капрала) до конца войны работало в немецкой промышленности и сельском хозяйстве. [147]
Те из членов BEF, которые погибли в боях 1940 года или были военнопленными после захвата во время этой кампании и не имеют известных могил, увековечены на Мемориале Дюнкерка . [148]
Дюнкерк Джек [ править ]
Крест Святого Георгия , испорченный гербом Дюнкерка, является гарантированным домашним флагом Ассоциации малых кораблей Дюнкерка . Он известен как Дюнкеркский Джек . Флаг могут поднимать на шесте только гражданские суда, принимавшие участие в спасательной операции в Дюнкерке. [149]
Образы [ править ]
Фильмы [ править ]
- Дюнкерк (1958)
- Выходные в Дюнкерке (1964)
- Искупление (2007)
- Дюнкерк (2017)
- Самый темный час (2017)
Телевидение [ править ]
- Дюнкерк (2004)
Книги [ править ]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ Оригинал на немецком языке: « Дюнкерк пал! 40 000 французов и англичан оказались в ловушке, как последние остатки бывших великих армий. Захвачены материалы, которые нельзя пропустить. Это завершает величайшую битву в мировой истории » .
Ссылки [ править ]
- ^ Боуман 2020 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Свитинг 2010 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Макинтайр 2017 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шепард 2003 , с. 169.
- ^ Британская энциклопедия .
- ^ Эллис 2004 , с. 197.
- ^ Черчилль 2003 , с. 212.
- ^ Safire 2004 , с. 146.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Черчилль 1949 , с. 115.
- ^ Томпсон 2011 , стр. 9.
- ^ Томпсон 2011 , стр. 7.
- ^ Томпсон 2011 , стр. 305.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джексон 2003 , с. 33.
- ^ Рот 2010 , с. 6.
- ^ Кауфманн и Кауфманн 2007 , с. 23.
- ^ Джексон 2003 , с. 32.
- ^ Мелвин 2010 , с. 140.
- ^ Лемей 2010 , стр. 98–102.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Форчик 2010 , стр. 11–14.
- ^ Мелвин 2010 , с. 145.
- ^ Мелвин 2010 , с. 132.
- ^ Ширер 1960 , стр. 713.
- ^ Томпсон 2011 , стр. 37.
- ^ Томпсон 2011 , стр. 26.
- ^ Черчилль 1949 , Карта, с. 33.
- ^ Аткин 1990 , стр. 74–75.
- ^ Черчилль 1949 , с. 47.
- ^ Томпсон 2011 , стр. 64–65.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аткин 1990 , с. 123.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Черчилль 1949 , стр. 58–59.
- ^ Томпсон 2011 , стр. 98.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ширер 1960 , стр. 728.
- ^ Томпсон 2011 , Карта, стр. 61.
- ^ Лорд 1983 , стр. 43–44.
- ^ Черчилль 1949 , с. 100.
- ^ Аткин 1990 , с. 124.
- ^ Черчилль 1949 , с. 65.
- ^ Черчилль 1949 , с. 57.
- ^ Черчилль 1949 , с. 84.
- ^ Черчилль 1949 , стр. 78–79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ширер 1960 , сноска, с. 736.
- ^ Лемей 2010 , с. 152.
- ^ Ноукс и Придхэм 1988 , с. 167.
- ^ Военный дневник группы армий А.
- ^ Дневник ОКВ Йодля .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лорд 1983 , стр. 28–35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Купер 1978 , стр. 230–31.
- ^ Аткин 1990 , с. 120.
- ^ Лемей 2010 , с. 150.
- ^ Ноукс и Придхэм 1988 , стр. 167–68.
- ^ Костелло 1991 , с. 175.
- ^ Хинсли 1994 , с. 31.
- ^ Купер 1978 , с. 232.
- ^ Купер 1978 , с. 235.
- ^ Килзер 2000 , с. 63.
- ^ Ноукс и Придхэм 1988 , с. 168.
- ^ Черчилль 1949 , с. 76.
- ^ Лемей 2010 , с. 149.
- ^ Гудериан 2001 , Сноска, стр. 117.
- ^ Ширер 1960 , стр. 731.
- ^ Лемей 2010 , с. 153.
- ^ Харт 1948 .
- ^ Аткин 1990 , с. 145.
- ^ Томпсон 2011 , стр. 59, 75.
- ^ Миллер 1997 , с. 83.
- ^ Аткин 1990 , с. 122.
- ^ Желтый 1990 , с. 82.
- ^ Лидделл Харт 1999 , с. 78.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Томпсон 2011 , стр. 306.
- ^ Черчилль 1949 , с. 106.
- ^ Черчилль 1949 , стр. 100–01.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аткин 1990 , с. 149.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аткин 1990 , с. 150.
- ^ Томпсон 1953 , стр. 62.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томпсон 2011 , стр. 228.
- ^ Джексон 1974 , стр. 116–117.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джексон 1974 , с. 117.
- ^ Аткин 1990 , с. 119.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Черчилль 1949 , с. 97.
- ^ Аткин 1990 , с. 144.
- ^ Закрытие 2013 , с. 208.
- ^ Ширер 1960 , стр. 729.
- ^ Черчилль 1949 , с. 96.
- ^ Смит 2011 , с. 138.
- ^ Джексон 1974 , с. 118.
- ^ Томпсон 2011 , стр. 226.
- ^ Томпсон 2011 , стр. 84, 94.
- ^ Аткин 1990 , стр. 150–51.
- ^ Томпсон 2011 , стр. 88, 97.
- ^ Лорд 1983 , с. 243.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джексон 1974 , с. 119.
- ^ Мюррей и Миллетт 2000 , с. 80.
- ^ Киган 1989 , с. 81.
- ^ Черчилль 1949 , с. 109.
- ^ Лидделл Харт 1999 , с. 79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ширер 1960 , с.737.
- ^ Лидделл Харт 1999 , с. 80.
- ^ Дюнкерк 1940.org .
- ^ Баджва 2013 .
- ^ Гойкович 2017 .
- ^ Ричардсон 2010 , с. 32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Томпсон 2011 , Карта, с. 223.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аткин 1990 , с. 166.
- ^ Гарднер 1949 , с. 20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томпсон 2011 , стр. 224.
- ^ Дилди 2010 , с. 50.
- ^ Томпсон 2011 , стр. 222.
- ^ Чессум 2014 .
- ^ ORP Błyskawica Общество .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томпсон 2011 , стр. 229.
- ^ Аткин 1990 , с. 174.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Черчилль 1949 , с. 102.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томпсон 2011 , стр. 234.
- ^ Аткин 1990 , с. 198.
- ^ Томпсон 2011 , стр. 225.
- ^ Аткин 1990 , с. 199.
- ^ Аткин 1990 , стр. 167–68.
- ^ Аткин 1990 , стр. 214–15.
- ^ Черчилль 1949 , с. 99.
- ^ Робертс 2009 , с. 37.
- ^ Эллис 2004 , стр. 296–305.
- ^ Эллис 2004 , стр. 300–302.
- ^ Аткин 1990 , стр. 232–34.
- ^ Лусли 2005 .
- ^ Мордал 1968 , стр. 496.
- ^ Надо и Барлоу 2003 , с. 89.
- ^ Черчилль 1949 , с. 111.
- ^ Аткин 1990 , с. 219.
- ^ Стюарт 2008 , с. 115.
- ^ Гитлер 1940 .
- ^ ОКВ 1940 .
- ^ Лемей 2010 , с. 151.
- ^ Французский 2002 , с. 156.
- ^ Блексленд 1973 , с. 346.
- ^ Лонгден 2009 , с. 11.
- ^ Томпсон 2011 , стр. 300.
- ^ Мюррей и Миллетт 2000 , с. 81.
- ^ Холмс 2001 , с. 267.
- ^ Английский 1993 , с. 98.
- ^ Английский 1993 , с. 99.
- ^ Аткин 1990 , стр. 170–71.
- ^ Аткин 1990 , стр. 204–05.
- ^ Аткин 1990 , с. 206.
- ^ Рэмси 1947 , Приложение III.
- ^ Лонгден 2009 , с. 361.
- ^ Лонгден 2009 , стр. 383–404.
- ^ Лонгден 2005 , с. 260.
- ^ Мемориал Дюнкерка .
- ^ Дюнкеркская ассоциация малых кораблей, 2010 г.
Библиография [ править ]
- Аткин, Рональд (1990). Столп Огненный: Дюнкерк, 1940 год . Лондон: Сиджвик и Джексон. ISBN 0-283-99697-8 .
- Баджва, Мандип Сингх (19 мая 2013 г.). «Отряд К6: Индийские войска во Франции» . Индостан Таймс . Проверено 18 августа 2017 г.
- Блексленд, Грегори (1973). Пункт назначения Дюнкерк: История армии Горта . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN 978-0-7183-0203-0 .
- «Блыскавица: Краткая история корабля» . www.blyskawica-cowes.org.uk . Друзья Общества ОРП Блыскавица . Проверено 24 октября 2019 г.
- Боуман, гхи (2020). Индийский контингент: забытые мусульманские солдаты Дюнкерка . Челтнем: History Press. ISBN 978-0-7509-9379-1 .
- Чессум, Виктория (9 июня 2014 г.). «96-летний Гарри Гаррет рассказывает о моменте, когда после войны появились Белые скалы Дувра» . Кент Онлайн . Проверено 2 декабря 2016 г.
- Черчилль, Уинстон (1949). Их звездный час . Вторая мировая война. Том. II. Бостон; Торонто: Хоутон Миффлин. ОСЛК 396145 .
- Черчилль, Уинстон (2003). «Войны не выигрываются эвакуацией, 4 июня 1940 года, Палата общин». У Черчилля, Уинстон С. (ред.). Никогда не сдавайтесь!: Лучшее из речей Уинстона Черчилля . Нью-Йорк: Гиперион. ISBN 1-40130-056-1 .
- Купер, Мэтью (1978). Немецкая армия 1933–1945 гг., ее политическая и военная неудача . Мазал Коллекция Холокоста. Поместье Брайарклифф, Нью-Йорк: Штейн и Дэй. ISBN 0-8128-2468-7 .
- Костелло, Джон (1991). Десять дней, которые спасли Запад . Лондон; Нью-Йорк: Бантам. ISBN 978-0-593-01919-1 .
- Дилди, Дуглас К. (2010). Дюнкерк, 1940 год: Операция «Динамо» . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84603-457-2 .
- Мемориал Дюнкерка , Комиссия Содружества по военным захоронениям , получено 5 сентября 2019 г.
- Эллис, майор Л.Ф. (2004) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война во Франции и Фландрии 1939–1940 гг . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Военно-морская и военная пресса. ISBN 978-1-84574-056-6 .
- Инглиш, Джон (1993). От Амазонки до Айвенго: британские стандартные эсминцы 1930-х годов . Кендал, Англия: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-64-9 .
- Фермер, Дуглас (2013). Три немецких вторжения во Францию: летние кампании 1870, 1914 и 1940 годов . Барнсли: Военное дело с ручкой и мечом. ISBN 978-1-78159-354-7 .
- Форчик, Роберт (2010). Манштейн: Лидерство – Стратегия – Конфликт . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84603-221-9 .
- Френч, Дэвид (2002) [2000]. Формирование армии Черчилля: британская армия и война против Германии 1919–1945 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-154253-4 .
- Гарднер, WJR (1949). «Эвакуация из Дюнкерка: операция «Динамо» 26 мая - 4 июня 1940 г.». Истории Уайтхолла. Истории штабов ВМФ . Лондон: Рутледж. ISSN 1471-0757 .
- Гелб, Норман (1990). Дюнкерк: Невероятный побег . Лондон: Майкл Джозеф. ISBN 0-7181-3203-3 .
- Гойкович, Мария (6 августа 2017 г.). «Киприоты среди забытых войск Дюнкерка» . Кипрский бит . Архивировано из оригинала 21 января 2020 года . Проверено 23 ноября 2018 г.
- «Величайшая битва на уничтожение всех времен» . Fehrbelliner Zeitung (на немецком языке). 5 июня 1940 года . Проверено 8 августа 2016 г.
- Гудериан, Хайнц (2001) [1952]. «Важнейший приказ Гитлера остановиться». Танковый командир . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-81101-2 .
- Харт, Б. Х. Лидделл (1948). Разговор немецких генералов . Нью-Йорк: Уильям Морроу. ISBN 978-0-688-06012-1 .
- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны (аббр.) (2-е изд.). Лондон: HMSO . ISBN 0-11-630961-Х .
- Гитлер, Адольф (5 июня 1940 г.). «Ежедневные приказы фюрера» . Тельтауэр Крайсблатт (на немецком языке) . Проверено 8 августа 2016 г.
- Холмс, Ричард , изд. (2001). «Эвакуация из Дюнкерка». Оксфордский справочник военной истории . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-866209-2 .
- Джексон, Джулиан (2003). Падение Франции: нацистское вторжение 1940 года . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-192-80550-8 .
- Джексон, Роберт (1974). Воздушная война над Францией, 1939–1940 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0510-9 .
- Йодль, Альфред, Дневник ОКВ (раздел 25) , т. 40
- Кауфманн, Дж. Э.; Кауфманн, HW (2007). Крепость Франция: линия Мажино и французская оборона во Второй мировой войне . Серия военной истории Stackpole. Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole. ISBN 978-0-811-73395-3 .
- Киган, Джон (1989). Вторая мировая война . Нью-Йорк: Викинг. ISBN 0-670-82359-7 .
- Килзер, Луи К. (2000). Предатель Гитлера: Мартин Борман и поражение Рейха . Президио Пресс. ISBN 978-0-89141-710-1 .
- Лемей, Бенуа (2010). Эрих фон Манштейн: главный стратег Гитлера . Хейворд, Пирс (пер.). Хавертаун, Пенсильвания; Ньюбери, Беркшир: Каземат. ISBN 978-1-935149-26-2 .
- Лидделл Харт, Б.Х. (1999) [1970]. История Второй мировой войны . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 0-306-80912-5 .
- Лонгден, Шон (2009). Дюнкерк: Люди, которых они оставили позади . Лондон: Констебль и Робинсон. ISBN 978-1-84529-977-4 .
- Лонгден, Шон (2005). Британские рабы Гитлера: военнопленные союзников в Германии 1939–1945 гг . Глостершир: Аррис. ISBN 978-1-84437-060-3 .
- Лусли, Рианнон (2005). Le Paradis apres l'Enfer: французские солдаты, эвакуированные из Дюнкерка в 1940 году (магистрская диссертация по истории). Университет Рединга. 102786495. Архивировано из оригинала (онлайн) 31 марта 2016 года . Проверено 7 августа 2017 г.
- Лорд, Уолтер (1983). Чудо Дюнкерка . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 1-85326-685-Х .
- Макинтайр, Кэтрин (3 августа 2017 г.). «Как канадский герой Дюнкерка «упал в трещины» истории» . Маклинс . Проверено 15 августа 2017 г.
- Мелвин, Мунго (2010). Манштейн: величайший генерал Гитлера . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-297-84561-4 .
- Миллер, Натан (1997). Война на море: военно-морская история Второй мировой войны . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-511038-2 .
- Мордаль, Жак (1968). Дюнкерк (на французском языке). Париж: Издания France Empire. ОСЛК 2192012 .
- Мюррей, Уильямсон; Миллетт, Аллан Р. (2000). Война, которую нужно выиграть . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press. ISBN 0-674-00163-Х .
- Надо, Жан-Бенуа; Барлоу, Джули (2003). Шестьдесят миллионов французов не могут ошибаться: почему мы любим Францию, но не французов . Справочники: Нейпервилл, Иллинойс. ISBN 978-1-4022-0045-8 .
- Ноукс, Дж.; Придэм, Г., ред. (1988). Внешняя политика, война и расовое истребление . Нацизм 1919–1945 гг. Том. 3. Эксетер: Эксетерский университет Press. ISBN 978-0-85989-602-3 .
- Рэмси, BH (17 июля 1947 г.). «Эвакуация союзных армий из Дюнкерка и соседних пляжей» (PDF) . Лондонская газета . Лондон: Канцелярия Его Величества: 3295–3318.
- Ричардсон, Мэтью (2010). Тигры в Дюнкерке: Лестерширский полк и падение Франции . Барнсли: Перо и меч. ISBN 978-1-84884-210-6 .
- Робертс, Эндрю (2009). Мастера и командиры: военные гении, приведшие Запад к победе во Второй мировой войне . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-141-02926-9 .
- Рот, Ариэль Илан (2010). Лидерство в международных отношениях: баланс сил и истоки Второй мировой войны . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-10690-1 .
- Сафайр, Уильям (2004). Одолжите мне свои уши: великие речи в истории . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 0-393-04005-4 .
- Шепард, Бен (март 2003 г.). Война нервов: солдаты и психиатры в двадцатом веке . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01119-9 .
- Ширер, Уильям Л. (1960). Взлет и падение Третьего рейха . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-62420-0 .
- Смит, Питер С. (2011). Юнкерс Ju 87 Штука: полная история . Лондон: Креси. ISBN 978-0-85979-156-4 .
- Персонал. «Вторая мировая война: Эвакуация из Дюнкерка» . Британская энциклопедия . Проверено 5 сентября 2019 г.
- Персонал. «Служебный корпус Королевской индийской армии» . Дюнкерк 1940: До, Реальность, Последствия . Дюнкерк 1940.org . Проверено 18 августа 2017 г.
- Стюарт, Джеффри (2008). Дюнкерк и падение Франции . Барнсли: Военное дело с ручкой и мечом. ISBN 978-18-44-15803-4 .
- Свитинг, Адам (21 мая 2010 г.). «Дюнкерк: солдаты остались позади» . «Дейли телеграф» . Проверено 11 января 2016 г.
- «Ассоциация малых кораблей Дюнкерка» . Ассоциация малых кораблей Дюнкерка . 2010. Архивировано из оригинала 11 сентября 2019 года . Проверено 5 сентября 2019 г.
- Томпсон, Джулиан (2011) [2008]. Дюнкерк: отступление к победе . Нью-Йорк: Аркада. ISBN 978-1-61145-314-0 .
- Боевой дневник группы армий «А» , стр. Том 40, раздел 24.
- Томпсон, Х.Л. (1953). Новозеландцы с Королевскими ВВС . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Том. И. Веллингтон, Новая Зеландия: Отделение военной истории. ОСЛК 270919916 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Брук, Алан (2001) [1957]. Данчев, Алекс; Тодман, Дэниел (ред.). Военные дневники 1939–1945 годов: фельдмаршал лорд Аланбрук . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-23301-8 .
- Фрэнкс, Норман (1983). Воздушный бой за Дюнкерк . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN 0-7183-0349-0 .
- Себаг-Монтефиоре, Хью (2006). Дюнкерк: Бой до последнего человека . Нью-Йорк: Викинг. ISBN 0-670-91082-1 .
- Вайнберг, Герхард Л. (1994). Мир в оружии: глобальная история Второй мировой войны . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-44317-2 .
- Уилмот, Честер (1986). Борьба за Европу . Нью-Йорк: Кэрролл и Граф. ISBN 0-88184-257-5 .
Внешние ссылки [ править ]
- Spitfires Join the Fighting - воздушный бой над Дюнкерком. Архивировано 28 сентября 2020 года в Wayback Machine.
- Официальный сайт мемориала и музея Дюнкерка
- Архив BBC - Эвакуация из Дюнкерка
- Дюнкерк, операция «Динамо» – Битва за Британию, 1940 г.
- Нацисты вторгаются во Францию Анализ видео на WW2History.com
- Архивы BBC - «Постскриптум» Дж. Б. Пристли - радиопередача от 5 июня 1940 г.
- Эвакуация из Дюнкерка
- 1940 год во Франции
- 1940 год в Соединенном Королевстве.
- Десантные операции Второй мировой войны
- Битва за Францию
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Военная история Верхнего де Франса
- Конфликты 1940 года
- Эвакуация во время Второй мировой войны
- Дюнкерк во Второй мировой войне
- События июня 1940 года
- События мая 1940 года
- Морские сражения и операции европейского театра Второй мировой войны.