Операция Викингер
Операция Викинг / Энтерпрайз Викинг | |
---|---|
Часть Странной войны Второй мировой войны. | |
Расположение | 54 ° 43' с.ш., 2 ° 46' в.д. / 54,717 ° с.ш., 2,767 ° в.д. |
Запланировано | Военно-морской |
Под командованием | Фриц Бергер Альфред Заальвехтер Ганс Гейслер |
Цель | Атакуйте британские рыболовные траулеры у Доггер-банки. |
Дата | 19 февраля 1940 г. |
Исполнил | 6 эсминцев 4-я эскадрилья, II./KG 26 |
Исход | в Германии с дружественным огнем Инцидент |
Потери | 606 немецких моряков убиты. 60 выживших [1] 2 эсминца потоплены 1 эсминец слегка поврежден |
Операция «Викинг» (нем. Unternehmen Wikinger ) — вылазка немецкого военно-морского флота в Северное море шести эсминцев Кригсмарине 22 февраля 1940 года во время Второй мировой войны . Плохая межвидовая связь и сотрудничество между Кригсмарине и Люфтваффе привели к потере двух немецких военных кораблей в результате дружественных огневых бомбардировок и немецких или британских мин . Только шестьдесят выживших были спасены, и операция была отменена.
Fliegerkorps X отправил несколько сигналов морской морской группе «Запад» с информацией о воздушных операциях над Северным морем, но не был проинформирован о военно-морской операции. Запрос морской группы Запада о поддержке с воздуха от 23 февраля побудил Fliegerkorps X спросить, находятся ли эсминцы в море, но ответ пришел слишком поздно; бомбардировщик Kampfgeschwader 26 атаковал эсминцы.
Расследование оправдало экипаж бомбардировщика, поскольку он не получил никакого предупреждения и с кораблей не было выпущено опознавательных ракет. Сообщения о подводных лодках, беспорядочной стрельбе и всеобщем волнении по поводу эсминцев вызвали неопределенность, но комитет постановил, что эсминец «Леберехт Маасс» подвергся бомбардировке и что около 19:56 произошел сильный взрыв в миделе корабля. В 20:04 произошел более сильный взрыв на эсминце « Макс Шульц» , который раскололся и затонул.
Фон
[ редактировать ]ОКВ
[ редактировать ]Верховное командование Вермахта , высшее командование немецких вооруженных сил, издало постоянные приказы о Люфтваффе и Кригсмарине сотрудничестве в военно-морских операциях. Marinegruppe West была обязана информировать Fliegerkorps X о морских вылетах, а Fliegerkorps X была обязана сообщать Marinegruppe West о воздушных операциях. Необходимо было достаточное уведомление, чтобы гарантировать, что работа одной службы не мешает работе другой. Воздушные атаки к востоку от минного поля Вестволл были запрещены только по требованию морской группы Запада, если только не было уверенности, что корабль настроен враждебно. К западу от минного поля, за исключением атак на подводные лодки, которые, как известно, было трудно идентифицировать, Люфтваффе разрешалось атаковать без предупреждения, даже когда морская группа Запада имела в этом районе корабли, при условии, что об этом было доложено. [2]
Военно-морской
[ редактировать ]С 17 октября 1939 года по 10 февраля 1940 года немцы провели одиннадцать минных операций, установив 1800 мин у эстуариев и портов на восточном побережье Великобритании, в результате чего потоплено 66 кораблей (238 467 брутто-регистровых тонн [GRT]), три эсминца и траулер. . [3] Гранд-адмирал ( großadmiral ) Эрих Редер , глава Seekriegsleitung (Морского боевого командования) Кригсмарине ( Военного флота), стремился сорвать деятельность британских траулеров в районе Доггер-банки , заподозренных в шпионаже, возможно, чтобы найти прочищенные каналы. в поясе минных полей Вестволл . [4] Морская группа Запада ( генерал-адмирал Альфред Заальвехтер ) планировала перехватить британские суда шестью эсминцами 1-й флотилии эсминцев (1st Destroyer Flotilla, Kapitan zur See Fritz Berger ), на которых погрузились призовые экипажи. В состав флотилии вошли эсминцы «Фридрих Экольдт» (лидер флотилии), «Рихард Бейтцен» , «Эрих Кёлльнер» , «Теодор Ридель» , «Макс Шульц» и «Леберехт Маасс» . [1]
ВВС
[ редактировать ]21 февраля 4 Staffel , II./KG 26 , оснащенные бомбардировщиками Heinkel He 111 и базирующиеся в Ноймюнстере , Шлезвиг-Гольштейн , в составе X Fliegerkorps ( General der Flieger Hans Geisler ), получили указание совершить антикорабельный рейд между Устье Темзы и Устье Хамбера . [5] [а] Экипажи были готовы к 6:00 утра 22 февраля и начали взлет в 16:00. Видимость над Северным морем оценивалась в 30 морских миль (56 км; 35 миль) при полной луне на юго-востоке. [5] Первым бомбардировщиком, поднявшимся в воздух, был 1H + IM, которым пилотировал фельдфебель Егер, который направился на север, затем использовал южную оконечность Зильта в качестве указателя маршрута и полетел по курсу 241 ° в сторону Хамбера на высоте 3300 футов (1000 м). [7]
Прелюдия
[ редактировать ]Fliegerkorps X, как обычно, сообщил о воздушной операции морской группе «Запад», но адмирал не смог передать информацию, в результате чего 1-я флотилия эсминцев осталась в неведении об операции Люфтваффе . Ошибка должна была быть раскрыта, когда во второй половине дня 22 февраля морская группа Запада попросила ягдфлигерфюрера Дойче Бухта (командир истребителей Немецкая бухта) о поддержке с воздуха для прикрытия эсминцев, когда они возвращались в порт 23 февраля, но запрос не был передан в KG 26. [8] Около 18:00 22 февраля раздался телефонный звонок от имени адмирала Отто Силиакса , начальника штаба морской группы Запада , с просьбой, чтобы самолеты, уже находящиеся в воздухе, ограничились атаками у английского побережья; это было невозможно, поскольку у Fliegerkorps X не было кодов. Оба штаба настаивали на том, чтобы другой связался с их силами по радио, чтобы предупредить их, но ни один из них этого не сделал. [2]
Операция Викинг / Энтерпрайз Викинг
[ редактировать ]Выход
[ редактировать ]Операция «Викинг» ( Unternehmen Wikinger ) началась в 19:00 22 февраля 1940 года. Флотилия, действуя со своей якорной стоянки возле Вильгельмсхафена у Шиллига , быстро продвигалась к Вег 1 , каналу шириной 6 миль (11 км; 6,9 миль) шириной. Западный вал — оборонительное минное поле, защищающее Немецкую бухту. [7] Корабли шли по пеленгу 300°, когда их атаковали с воздуха. Около 19:00 фельдфебель Дёринг, наводчик Heinkel 1H+IM, летевший в сторону английского побережья, увидел след корабля , идущего влево, и сообщил об этом пилоту фельдфебелю Егеру. Пилот увидел корабль, быстро двигавшийся на северо-запад. В море наблюдатели на Фридрихе Экольдте увидели, как самолет пролетел над головой на высоте примерно 1600–2600 футов (500–800 м), не подав соответствующих сигналов опознавания, которые вскоре вернулись. В 19:45 пилот и наблюдатель фельдфебель Шрэплер были уверены, что это торговое судно, которое также не подавало сигналов опознавания. [7]
Воздушная атака
[ редактировать ]Не решаясь атаковать, «Хейнкель» был обстрелян из 20-мм зенитных орудий Рихардом Бейтценом и Эрихом Кёлльнером , офицеры которого подумали, что опознали британский самолет. [7] Фельдфебель Дёринг сразу же открыл ответный огонь из подфюзеляжного пулемета. Наблюдатели на «Максе Шульца» в последний момент увидели на самолете немецкую маркировку, но их радиосообщение на общей частоте осталось незамеченным. Оберлейтенант zur See Гюнтер Хоземанн утверждал, что видел опознавательные знаки Люфтваффе в свете вспышек орудий, но другие в этом сомневались. В 19:43 люди с корабля «Макс Шульц» увидели, как самолет вышел из облака с луной за кормой, и передали « Flugzeug ist gesichtet worden in der schwarzen Wolke des Mondes » («В черном облаке впереди был замечен самолет). Луны»), когда Ягер совершил бомбардировку на высоте 4900 футов (1500 м), убежденный артиллерийским огнем с корабля в его враждебности. [7]
Первые две бомбы и четвертая промахнулись, но третья бомба попала в Леберехт Маас в миделе корабля , между мостиком и первой воронкой. Корабль быстро потерял скорость, отклонившись на правый борт и отправив « Habe Treffer. Brauche Hilfe » («Попался. Нужна помощь»). Когда другие корабли повернулись, чтобы помочь кораблю, Бергер приказал им вернуться в строй, чтобы они не отклонились от пройденного канала, но изменили курс в 19:46 . Фридрих Экольдт медленно приблизился к Леберехту-Маасу , готовя спасательное и буксировочное оборудование, и находился на расстоянии 1600 футов (500 м), когда самолет вернулся для второго захода бомбардировки и поразил Леберехт-Маасс двумя бомбами из четырех. Большой огненный шар поднялся из-за кормовой трубы, и те, кто находился на палубе «Фридриха Экольдта», увидели, что «Леберехт Маасс» раскололся на две части и тонул на глубине 130 футов (40 м), когда «Хейнкель» уходил на запад. [7] Остальные эсминцы маневрировали в направлении Леберехта Маасса , Эрих Кельнер останавливал двигатели и дрейфовал к выжившим в воде между двумя половинами корабля, посылая « An alle. Maass sint. Boote aussetzen ». («Всем. Маас идет ко дну. Отправить» лодки».). Выпустив спасательные шлюпки, готовые начать спасательную операцию, Эрих Кёлльнер вместе с шлюпками Фридриха Экольдта и Рихарда Бейтцена начал брать на себя выживших. [9]
Потеря Макса Шульца
[ редактировать ]В 20:04 произошел еще один сильный взрыв, и наблюдатели на Ричарде Бейтцене сообщили о новой воздушной атаке; Теодор Ридель , находившийся на расстоянии 3300 футов (1000 м) от места взрыва, двигался к нему, когда получил контакт с гидрофоном по правому борту, что вызвало еще большую путаницу. Теодор Ридель сбросил четыре глубинные бомбы, которые взорвались слишком близко к эсминцу и заблокировали руль направления, корабль двигался по кругу, пока не был освобожден. Остальные эсминцы продолжали спасать выживших, но затем наблюдатель Эриха Келлнера сообщил о подводной лодке. Бергер отдал приказ прекратить спасательные операции до тех пор, пока подводная лодка не будет потоплена, Макс Шульц на приказ не ответил. [10] Эрих Кёлльнер ускорился, чтобы атаковать подводную лодку, одну из ее еще не отброшенных шлюпок утащило под корму. Капитан попытался протаранить подводную лодку, но, вероятно, это был нос Леберехта Маасса . Макс Шульц , все еще не отвечая на радиозвонки, подорвал одну из 120 мин, заложенных в Weg 1 британскими эсминцами HMS Ivanhoe и Intrepid . в ночь с 10 на 11 января [9] [11]
Высшие команды
[ редактировать ]Вечером Fliegerkorps X получил информацию от KG 26 о том, что один из его самолетов атаковал корабль примерно в 20 морских милях (37 км; 23 мили) к северу от Тершеллингербанк маяка . По самолету был открыт ответный огонь, и экипаж заявил, что потопил корабль. Сообщения по беспроводной связи из этого района передавались в Marinegruppe West и SKL. Сообщение
«Леберехт Маасс» затонул в квадрате сетки 6954, нижний левый квадрант. (Это место находится на «Маршруте 1», более чем в десяти милях от наших ближайших минных полей в заявленной зоне.) [12]
было получено в 20:18 и в 20:50.
Макса Шульца тоже не хватает. Вероятно, подводная лодка. [12]
Отчет был направлен морской группе Запада , главнокомандующему Люфтваффе Герману и Герингу начальнику штаба Гансу Йешоннеку , которые спросили, может ли это иметь какое-либо отношение к гибели Леберехта Маасса и Макса Шульца . [11] В военном дневнике морской группы Запада от 22 февраля 1940 года записано, что в 22:55:
...как FdM West уже отметил в своем «Военном дневнике», минная ситуация на подступах к Гельголандской бухте очень серьезна. Отсутствие тральщиков делает невозможными регулярные или даже нечастые проходы. [13]
Судьба эсминцев оказалась под вопросом после того, как Jäger высадился и сообщил о потоплении корабля в 31 миле (50 км) от Weg1.
KG 26 сообщил о нападениях на британское побережье и следующем инциденте. «Около 20:00 возле отмели Тершеллнг замечен вооруженный затемненный пароход водоизмещением от 3000 до 4000 т (от 30 000 000 до 40 000 000 G) с курсом 300 °. Несколько атак было совершено с высоты 4300 футов (1300 м). Одно попадание было нанесено по баку, два попадания На миделе корабль загорелся и затонул, из-за темноты дальнейших наблюдений не было. Легкий зенитный и пулеметный огонь с корабля».[Примечание на полях] «Это затопление « Леберехта Маасса» и «Макса Шульца» ?) Нападение на пароход возле банка Тершельнг вызывает большое сожаление и противоречит правилам, изданным Люфтваффе для ведения войны с торговым судоходством. Воздушные атаки на море разрешены только на полосе шириной в тридцать миль вдоль британского побережья. Приказано провести более тщательное расследование». [12]
Вернуться на базу
[ редактировать ]В 20:36 после тридцати минут замешательства, включая сообщения о следах торпед и перископов, Бергер приказал уцелевшим четырем кораблям вернуться на базу (" Ан алле. Курс 120 Град. Фарт 17 см " ["Курс 120. Скорость 17 уз. (31 км/ч; 20 миль в час)"]) после возвращения спасательных шлюпок, оставшихся после начала охоты на подводные лодки. К моменту возвращения эсминцев большинство людей в воде умерло от переохлаждения. Шестьдесят выживших были спасены из 330 человек на Леберехт-Маассе , ни один из 308 человек на Максе Шульца не выжил, один человек на Эрихе Келлнере был объявлен пропавшим без вести. [14] Отправка Vorpostenboot на поиск выживших была отменена из-за густого тумана, и в 13:32 23 февраля He 111, пролетавший над островом Боркум , был сбит корабельными зенитками. [12]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]В 2014 году Герхард Куп и Клаус-Петер Шмолке писали, что британские эсминцы «Айвенго» и «Интрепид» заложили 120 привязных мин в ночь с 10 на 11 января, примерно в районе, где затонули «Леберехт Маасс» и «Макс Шульц» . Авторы написали, что несомненно, что Леберехт Маасс подвергся бомбардировке в 19:45 , и пришли к выводу, что второй взрыв в 20:00 был миной. Когда «Макс Шульц» и другие эсминцы обратились за помощью, они отклонились от пройденного канала, «Макс Шульц» подорвался на мине и затонул. [11]
Потери
[ редактировать ]погибли Более 320 членов экипажа «Макса Шульца» , а также 286 членов экипажа « Леберехта Маасса» . [13] Один член экипажа Эриха Кёлльнера пропал без вести. [15]
Комитет по расследованию
[ редактировать ]Расследование пришло к выводу, что сообщения о подводных лодках, беспорядочной стрельбе из зенитных орудий и общее волнение способствовали неопределенности относительно времени событий. Комитет решил, что взрыв бомбы произошел в 19:21 , когда три бомбы упали на высоте 1300 футов (400 м) над Максом Шульцем , около 19:44 Леберехт Маас был ранен в носовую часть и около 19:56 там. произошел большой взрыв в миделе корабля «Леберехт Маасс» . В 20:04 «Макс Шульц» пострадал от мощного взрыва, распался и затонул. Экипаж заявил, что они совершили только два бомбардировки в 19:45 и 19:45–20:00, и это несоответствие невозможно объяснить. Экипаж «Хейнкеля» был реабилитирован, поскольку он не получил никакого предупреждения и с кораблей не было выпущено опознавательных ракет. [11]
Последующие события
[ редактировать ]Действия эсминцев в Северном море были приостановлены до операции Weserübung (9 апреля – 10 июня 1940 г.), когда были потоплены еще десять эсминцев. побережья Нидерландов и Из 22 эсминцев, построенных до войны и носивших названия, только десять осталось прикрывать побережье от севера Норвегии до Балтики и побережья Эстонии, а после 10 июня 1940 года - Франции. Три новых эсминца вступил в состав флота в 1940 году, но только в середине 1943 года их число превысило 22. [11]
См. также
[ редактировать ]- Инциденты с дружественным огнем во время Второй мировой войны
- Список немецкой военной техники Второй мировой войны
Примечания
[ редактировать ]- ^ был сформирован отдельный штаб Для морских операций в составе Fliegerkorps II , который после расширения был назван Flieger-Division X , а затем Fliegerkorps X. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Куп и Шмолке 2014 , стр. 68–69.
- ^ Стегеманн 2015 , с. 169.
- ^ Куп и Шмолке, 2014 , с. 67; Хаарр 2013 , с. 293.
- ^ Jump up to: а б Куп и Шмолке 2014 , с. 67.
- ^ Стегеманн 2015 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Патерсон 2019 , с. 144.
- ^ Хаарр 2013 , с. 295.
- ^ Jump up to: а б Патерсон, 2019 , стр. 145–146.
- ^ Патерсон 2019 , стр. 145–146; Хаарр 2013 , стр. 294–295.
- ^ Jump up to: а б с д и Куп и Шмолке 2014 , стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б с д Патерсон 2019 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Куп и Шмолке 2014 , с. 71.
- ^ Куп и Шмолке, 2014 , с. 69; Патерсон 2019 , с. 147.
- ^ Куп и Шмолке, 2014 , с. 92.
Библиография
[ редактировать ]- Хаарр, Гейрр (2013). Надвигающаяся буря: Морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 г. – апрель 1940 г. Барнсли: Сифорт (Перо и Меч). ISBN 978-1-84832-140-3 .
- Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (2014) [2003]. Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Перевод Брукса, Джеффри (Repr. Eng. Trans. Ed.). Барнсли: Издательство Seaforth, Pen & Sword. ISBN 978-1-84832-193-9 . Перевод книги «Немецкие эсминцы 1939–1945» Бернарда и Грефе Верлаг, Бонн (1995). Первоначально опубликовано на английском языке издательством Greenhill book, Лайонел Левенталь (2003).
- Майер, Клаус А.; Роде, Хорст; Стегеманн, Бернд; Умбрейт, Ганс (2015) [1991]. Фалья, PS (ред.). Германия и Вторая мировая война : первые завоевания Германии в Европе . Том II. Перевод Макмерри, Дина С.; Озерс, Эвальд (пер. pbk. Clarendon Press, Оксфордское изд.). Фрайбург-им-Брайсгау: Научно-исследовательский институт военной истории. ISBN 978-0-19-873834-3 .
- Стегеманн, Бернд. «Часть IV. Первый этап войны до весны 1940 года. 4. Война в Северном море и Заполярье в 1940 году». В Майер и др. (2015) .
- Патерсон, Лоуренс (2019). Орлы над морем 1935–1942: История морских операций Люфтваффе (изд. Epub). Барнсли: Издательство Seaforth (Pen & Sword). ISBN 978-1-5267-4003-8 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-257-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уильямсон, Г. (2003). Немецкие эсминцы 1939–1945 гг . Новый Авангард (091). Оксфорд: Оспри. ISBN 1-84176-504-Х .