Jump to content

Операция Викингер

Координаты : 54 ° 43' с.ш., 2 ° 46' в.д.  /  54,717 ° с.ш., 2,767 ° в.д.  / 54,717; 2,767

Операция Викинг / Энтерпрайз Викинг
Часть Странной войны Второй мировой войны.
Немецкий эсминец Леберехт Маасс , ок. 1 января 1938 г.
Расположение
54 ° 43' с.ш., 2 ° 46' в.д.  /  54,717 ° с.ш., 2,767 ° в.д.  / 54,717; 2,767
Запланировано  Военно-морской
Под командованием Фриц Бергер
Альфред Заальвехтер
Ганс Гейслер
Цель Атакуйте британские рыболовные траулеры у Доггер-банки.
Дата 19 февраля 1940 г.
Исполнил 6 эсминцев
4-я эскадрилья, II./KG 26
Исход в Германии с дружественным огнем Инцидент
Потери 606 немецких моряков убиты.
60 выживших [1]
2 эсминца потоплены
1 эсминец слегка поврежден

Операция «Викинг» (нем. Unternehmen Wikinger ) — вылазка немецкого военно-морского флота в Северное море шести эсминцев Кригсмарине 22 февраля 1940 года во время Второй мировой войны . Плохая межвидовая связь и сотрудничество между Кригсмарине и Люфтваффе привели к потере двух немецких военных кораблей в результате дружественных огневых бомбардировок и немецких или британских мин . Только шестьдесят выживших были спасены, и операция была отменена.

Fliegerkorps X отправил несколько сигналов морской морской группе «Запад» с информацией о воздушных операциях над Северным морем, но не был проинформирован о военно-морской операции. Запрос морской группы Запада о поддержке с воздуха от 23 февраля побудил Fliegerkorps X спросить, находятся ли эсминцы в море, но ответ пришел слишком поздно; бомбардировщик Kampfgeschwader 26 атаковал эсминцы.

Расследование оправдало экипаж бомбардировщика, поскольку он не получил никакого предупреждения и с кораблей не было выпущено опознавательных ракет. Сообщения о подводных лодках, беспорядочной стрельбе и всеобщем волнении по поводу эсминцев вызвали неопределенность, но комитет постановил, что эсминец «Леберехт Маасс» подвергся бомбардировке и что около 19:56 произошел сильный взрыв в миделе корабля. В 20:04 произошел более сильный взрыв на эсминце « Макс Шульц» , который раскололся и затонул.

Верховное командование Вермахта , высшее командование немецких вооруженных сил, издало постоянные приказы о Люфтваффе и Кригсмарине сотрудничестве в военно-морских операциях. Marinegruppe West была обязана информировать Fliegerkorps X о морских вылетах, а Fliegerkorps X была обязана сообщать Marinegruppe West о воздушных операциях. Необходимо было достаточное уведомление, чтобы гарантировать, что работа одной службы не мешает работе другой. Воздушные атаки к востоку от минного поля Вестволл были запрещены только по требованию морской группы Запада, если только не было уверенности, что корабль настроен враждебно. К западу от минного поля, за исключением атак на подводные лодки, которые, как известно, было трудно идентифицировать, Люфтваффе разрешалось атаковать без предупреждения, даже когда морская группа Запада имела в этом районе корабли, при условии, что об этом было доложено. [2]

Военно-морской

[ редактировать ]

С 17 октября 1939 года по 10 февраля 1940 года немцы провели одиннадцать минных операций, установив 1800 мин у эстуариев и портов на восточном побережье Великобритании, в результате чего потоплено 66 кораблей (238 467 брутто-регистровых тонн [GRT]), три эсминца и траулер. . [3] Гранд-адмирал ( großadmiral ) Эрих Редер , глава Seekriegsleitung (Морского боевого командования) Кригсмарине ( Военного флота), стремился сорвать деятельность британских траулеров в районе Доггер-банки , заподозренных в шпионаже, возможно, чтобы найти прочищенные каналы. в поясе минных полей Вестволл . [4] Морская группа Запада ( генерал-адмирал Альфред Заальвехтер ) планировала перехватить британские суда шестью эсминцами 1-й флотилии эсминцев (1st Destroyer Flotilla, Kapitan zur See Fritz Berger ), на которых погрузились призовые экипажи. В состав флотилии вошли эсминцы «Фридрих Экольдт» (лидер флотилии), «Рихард Бейтцен» , «Эрих Кёлльнер» , «Теодор Ридель» , «Макс Шульц» и «Леберехт Маасс» . [1]

Пример бомбардировщика Heinkel He 111.

21 февраля 4 Staffel , II./KG 26 , оснащенные бомбардировщиками Heinkel He 111 и базирующиеся в Ноймюнстере , Шлезвиг-Гольштейн , в составе X Fliegerkorps ( General der Flieger Hans Geisler ), получили указание совершить антикорабельный рейд между Устье Темзы и Устье Хамбера . [5] [а] Экипажи были готовы к 6:00 утра 22 февраля и начали взлет в 16:00. Видимость над Северным морем оценивалась в 30 морских миль (56 км; 35 миль) при полной луне на юго-востоке. [5] Первым бомбардировщиком, поднявшимся в воздух, был 1H + IM, которым пилотировал фельдфебель Егер, который направился на север, затем использовал южную оконечность Зильта в качестве указателя маршрута и полетел по курсу 241 ° в сторону Хамбера на высоте 3300 футов (1000 м). [7]

Прелюдия

[ редактировать ]

Fliegerkorps X, как обычно, сообщил о воздушной операции морской группе «Запад», но адмирал не смог передать информацию, в результате чего 1-я флотилия эсминцев осталась в неведении об операции Люфтваффе . Ошибка должна была быть раскрыта, когда во второй половине дня 22 февраля морская группа Запада попросила ягдфлигерфюрера Дойче Бухта (командир истребителей Немецкая бухта) о поддержке с воздуха для прикрытия эсминцев, когда они возвращались в порт 23 февраля, но запрос не был передан в KG 26. [8] Около 18:00 22 февраля раздался телефонный звонок от имени адмирала Отто Силиакса , начальника штаба морской группы Запада , с просьбой, чтобы самолеты, уже находящиеся в воздухе, ограничились атаками у английского побережья; это было невозможно, поскольку у Fliegerkorps X не было кодов. Оба штаба настаивали на том, чтобы другой связался с их силами по радио, чтобы предупредить их, но ни один из них этого не сделал. [2]

Операция Викинг / Энтерпрайз Викинг

[ редактировать ]
Карта Северного моря с изображением Доггер-банки

Операция «Викинг» ( Unternehmen Wikinger ) началась в 19:00 22 февраля 1940 года. Флотилия, действуя со своей якорной стоянки возле Вильгельмсхафена у Шиллига , быстро продвигалась к Вег 1 , каналу шириной 6 миль (11 км; 6,9 миль) шириной. Западный вал — оборонительное минное поле, защищающее Немецкую бухту. [7] Корабли шли по пеленгу 300°, когда их атаковали с воздуха. Около 19:00 фельдфебель Дёринг, наводчик Heinkel 1H+IM, летевший в сторону английского побережья, увидел след корабля , идущего влево, и сообщил об этом пилоту фельдфебелю Егеру. Пилот увидел корабль, быстро двигавшийся на северо-запад. В море наблюдатели на Фридрихе Экольдте увидели, как самолет пролетел над головой на высоте примерно 1600–2600 футов (500–800 м), не подав соответствующих сигналов опознавания, которые вскоре вернулись. В 19:45 пилот и наблюдатель фельдфебель Шрэплер были уверены, что это торговое судно, которое также не подавало сигналов опознавания. [7]

Воздушная атака

[ редактировать ]

Не решаясь атаковать, «Хейнкель» был обстрелян из 20-мм зенитных орудий Рихардом Бейтценом и Эрихом Кёлльнером , офицеры которого подумали, что опознали британский самолет. [7] Фельдфебель Дёринг сразу же открыл ответный огонь из подфюзеляжного пулемета. Наблюдатели на «Максе Шульца» в последний момент увидели на самолете немецкую маркировку, но их радиосообщение на общей частоте осталось незамеченным. Оберлейтенант zur See Гюнтер Хоземанн утверждал, что видел опознавательные знаки Люфтваффе в свете вспышек орудий, но другие в этом сомневались. В 19:43 люди с корабля «Макс Шульц» увидели, как самолет вышел из облака с луной за кормой, и передали « Flugzeug ist gesichtet worden in der schwarzen Wolke des Mondes » («В черном облаке впереди был замечен самолет). Луны»), когда Ягер совершил бомбардировку на высоте 4900 футов (1500 м), убежденный артиллерийским огнем с корабля в его враждебности. [7]

Первые две бомбы и четвертая промахнулись, но третья бомба попала в Леберехт Маас в миделе корабля , между мостиком и первой воронкой. Корабль быстро потерял скорость, отклонившись на правый борт и отправив « Habe Treffer. Brauche Hilfe » («Попался. Нужна помощь»). Когда другие корабли повернулись, чтобы помочь кораблю, Бергер приказал им вернуться в строй, чтобы они не отклонились от пройденного канала, но изменили курс в 19:46 . Фридрих Экольдт медленно приблизился к Леберехту-Маасу , готовя спасательное и буксировочное оборудование, и находился на расстоянии 1600 футов (500 м), когда самолет вернулся для второго захода бомбардировки и поразил Леберехт-Маасс двумя бомбами из четырех. Большой огненный шар поднялся из-за кормовой трубы, и те, кто находился на палубе «Фридриха Экольдта», увидели, что «Леберехт Маасс» раскололся на две части и тонул на глубине 130 футов (40 м), когда «Хейнкель» уходил на запад. [7] Остальные эсминцы маневрировали в направлении Леберехта Маасса , Эрих Кельнер останавливал двигатели и дрейфовал к выжившим в воде между двумя половинами корабля, посылая « An alle. Maass sint. Boote aussetzen ». («Всем. Маас идет ко дну. Отправить» лодки».). Выпустив спасательные шлюпки, готовые начать спасательную операцию, Эрих Кёлльнер вместе с шлюпками Фридриха Экольдта и Рихарда Бейтцена начал брать на себя выживших. [9]

Потеря Макса Шульца

[ редактировать ]

В 20:04 произошел еще один сильный взрыв, и наблюдатели на Ричарде Бейтцене сообщили о новой воздушной атаке; Теодор Ридель , находившийся на расстоянии 3300 футов (1000 м) от места взрыва, двигался к нему, когда получил контакт с гидрофоном по правому борту, что вызвало еще большую путаницу. Теодор Ридель сбросил четыре глубинные бомбы, которые взорвались слишком близко к эсминцу и заблокировали руль направления, корабль двигался по кругу, пока не был освобожден. Остальные эсминцы продолжали спасать выживших, но затем наблюдатель Эриха Келлнера сообщил о подводной лодке. Бергер отдал приказ прекратить спасательные операции до тех пор, пока подводная лодка не будет потоплена, Макс Шульц на приказ не ответил. [10] Эрих Кёлльнер ускорился, чтобы атаковать подводную лодку, одну из ее еще не отброшенных шлюпок утащило под корму. Капитан попытался протаранить подводную лодку, но, вероятно, это был нос Леберехта Маасса . Макс Шульц , все еще не отвечая на радиозвонки, подорвал одну из 120 мин, заложенных в Weg 1 британскими эсминцами HMS Ivanhoe и Intrepid . в ночь с 10 на 11 января [9] [11]

Высшие команды

[ редактировать ]

Вечером Fliegerkorps X получил информацию от KG 26 о том, что один из его самолетов атаковал корабль примерно в 20 морских милях (37 км; 23 мили) к северу от Тершеллингербанк маяка . По самолету был открыт ответный огонь, и экипаж заявил, что потопил корабль. Сообщения по беспроводной связи из этого района передавались в Marinegruppe West и SKL. Сообщение

«Леберехт Маасс» затонул в квадрате сетки 6954, нижний левый квадрант. (Это место находится на «Маршруте 1», более чем в десяти милях от наших ближайших минных полей в заявленной зоне.) [12]

было получено в 20:18 и в 20:50.

Макса Шульца тоже не хватает. Вероятно, подводная лодка. [12]

Отчет был направлен морской группе Запада , главнокомандующему Люфтваффе Герману и Герингу начальнику штаба Гансу Йешоннеку , которые спросили, может ли это иметь какое-либо отношение к гибели Леберехта Маасса и Макса Шульца . [11] В военном дневнике морской группы Запада от 22 февраля 1940 года записано, что в 22:55:

...как FdM West уже отметил в своем «Военном дневнике», минная ситуация на подступах к Гельголандской бухте очень серьезна. Отсутствие тральщиков делает невозможными регулярные или даже нечастые проходы. [13]

Судьба эсминцев оказалась под вопросом после того, как Jäger высадился и сообщил о потоплении корабля в 31 миле (50 км) от Weg1.

KG 26 сообщил о нападениях на британское побережье и следующем инциденте. «Около 20:00 возле отмели Тершеллнг замечен вооруженный затемненный пароход водоизмещением от 3000 до 4000 т (от 30 000 000 до 40 000 000 G) с курсом 300 °. Несколько атак было совершено с высоты 4300 футов (1300 м). Одно попадание было нанесено по баку, два попадания На миделе корабль загорелся и затонул, из-за темноты дальнейших наблюдений не было. Легкий зенитный и пулеметный огонь с корабля».[Примечание на полях] «Это затопление « Леберехта Маасса» и «Макса Шульца» ?) Нападение на пароход возле банка Тершельнг вызывает большое сожаление и противоречит правилам, изданным Люфтваффе для ведения войны с торговым судоходством. Воздушные атаки на море разрешены только на полосе шириной в тридцать миль вдоль британского побережья. Приказано провести более тщательное расследование». [12]

Вернуться на базу

[ редактировать ]

В 20:36 после тридцати минут замешательства, включая сообщения о следах торпед и перископов, Бергер приказал уцелевшим четырем кораблям вернуться на базу (" Ан алле. Курс 120 Град. Фарт 17 см " ["Курс 120. Скорость 17 уз. (31 км/ч; 20 миль в час)"]) после возвращения спасательных шлюпок, оставшихся после начала охоты на подводные лодки. К моменту возвращения эсминцев большинство людей в воде умерло от переохлаждения. Шестьдесят выживших были спасены из 330 человек на Леберехт-Маассе , ни один из 308 человек на Максе Шульца не выжил, один человек на Эрихе Келлнере был объявлен пропавшим без вести. [14] Отправка Vorpostenboot на поиск выживших была отменена из-за густого тумана, и в 13:32 23 февраля He 111, пролетавший над островом Боркум , был сбит корабельными зенитками. [12]

Последствия

[ редактировать ]

В 2014 году Герхард Куп и Клаус-Петер Шмолке писали, что британские эсминцы «Айвенго» и «Интрепид» заложили 120 привязных мин в ночь с 10 на 11 января, примерно в районе, где затонули «Леберехт Маасс» и «Макс Шульц» . Авторы написали, что несомненно, что Леберехт Маасс подвергся бомбардировке в 19:45 , и пришли к выводу, что второй взрыв в 20:00 был миной. Когда «Макс Шульц» и другие эсминцы обратились за помощью, они отклонились от пройденного канала, «Макс Шульц» подорвался на мине и затонул. [11]

погибли Более 320 членов экипажа «Макса Шульца» , а также 286 членов экипажа « Леберехта Маасса» . [13] Один член экипажа Эриха Кёлльнера пропал без вести. [15]

Комитет по расследованию

[ редактировать ]

Расследование пришло к выводу, что сообщения о подводных лодках, беспорядочной стрельбе из зенитных орудий и общее волнение способствовали неопределенности относительно времени событий. Комитет решил, что взрыв бомбы произошел в 19:21 , когда три бомбы упали на высоте 1300 футов (400 м) над Максом Шульцем , около 19:44 Леберехт Маас был ранен в носовую часть и около 19:56 там. произошел большой взрыв в миделе корабля «Леберехт Маасс» . В 20:04 «Макс Шульц» пострадал от мощного взрыва, распался и затонул. Экипаж заявил, что они совершили только два бомбардировки в 19:45 и 19:45–20:00, и это несоответствие невозможно объяснить. Экипаж «Хейнкеля» был реабилитирован, поскольку он не получил никакого предупреждения и с кораблей не было выпущено опознавательных ракет. [11]

Последующие события

[ редактировать ]

Действия эсминцев в Северном море были приостановлены до операции Weserübung (9 апреля – 10 июня 1940 г.), когда были потоплены еще десять эсминцев. побережья Нидерландов и Из 22 эсминцев, построенных до войны и носивших названия, только десять осталось прикрывать побережье от севера Норвегии до Балтики и побережья Эстонии, а после 10 июня 1940 года - Франции. Три новых эсминца вступил в состав флота в 1940 году, но только в середине 1943 года их число превысило 22. [11]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ был сформирован отдельный штаб Для морских операций в составе Fliegerkorps II , который после расширения был назван Flieger-Division X , а затем Fliegerkorps X. [6]

Библиография

[ редактировать ]
  • Хаарр, Гейрр (2013). Надвигающаяся буря: Морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 г. – апрель 1940 г. Барнсли: Сифорт (Перо и Меч). ISBN  978-1-84832-140-3 .
  • Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (2014) [2003]. Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Перевод Брукса, Джеффри (Repr. Eng. Trans. Ed.). Барнсли: Издательство Seaforth, Pen & Sword. ISBN  978-1-84832-193-9 . Перевод книги «Немецкие эсминцы 1939–1945» Бернарда и Грефе Верлаг, Бонн (1995). Первоначально опубликовано на английском языке издательством Greenhill book, Лайонел Левенталь (2003).
  • Майер, Клаус А.; Роде, Хорст; Стегеманн, Бернд; Умбрейт, Ганс (2015) [1991]. Фалья, PS (ред.). Германия и Вторая мировая война : первые завоевания Германии в Европе . Том II. Перевод Макмерри, Дина С.; Озерс, Эвальд (пер. pbk. Clarendon Press, Оксфордское изд.). Фрайбург-им-Брайсгау: Научно-исследовательский институт военной истории. ISBN  978-0-19-873834-3 .
    • Стегеманн, Бернд. «Часть IV. Первый этап войны до весны 1940 года. 4. Война в Северном море и Заполярье в 1940 году». В Майер и др. (2015) .
  • Патерсон, Лоуренс (2019). Орлы над морем 1935–1942: История морских операций Люфтваффе (изд. Epub). Барнсли: Издательство Seaforth (Pen & Sword). ISBN  978-1-5267-4003-8 .
  • Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN  1-86176-257-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уильямсон, Г. (2003). Немецкие эсминцы 1939–1945 гг . Новый Авангард (091). Оксфорд: Оспри. ISBN  1-84176-504-Х .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 721f44e3756c0fdf7c2eb0d6d551c125__1714462980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/25/721f44e3756c0fdf7c2eb0d6d551c125.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Wikinger - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)