Операция Паула
Операция Паула | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Западного фронта Второй мировой войны. | |||||||
![]() Подразделения Heinkel He 111 готовятся к очередному вылету, где-то во Франции, июнь 1940 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | ![]() ![]() | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Северная зона воздушных операций или ЗОАН | I. Авиационный корпус II авиационный корпус IV авиационный корпус V. Fliegerkorps VIII авиационный корпус | ||||||
Сила | |||||||
120 бойцов [2] | 1100 самолетов (460 истребителей) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
35 самолетов (31 истребитель) 906 жертв 254 погибших (166 военнослужащих) [2] | 10 самолетов (четыре бомбардировщика) [2] |
Энтерпрайз Паула (Предприятие или Операция Паула) [3] [4] это немецкое кодовое название во время Второй мировой войны Люфтваффе , присвоенное наступательной операции по уничтожению оставшихся частей Воздушной армии (ALA) или французских ВВС во время битвы за Францию в 1940 году. 10 мая немецкие вооруженные силы ( Вермахт ) начали свое вторжение в Западную Европу . К 3 июня британская армия вышла из Дюнкерка и континента в ходе операции «Динамо» , Нидерланды и Бельгия сдались, а большая часть соединений французской армии была расформирована или уничтожена. Чтобы завершить разгром Франции, немцы предприняли вторую фазу операции « Осенняя гниль» (Case Red), чтобы завоевать оставшиеся регионы. Для этого господство в воздухе требовалось . Люфтваффе было приказано уничтожить французские ВВС, продолжая при этом оказывать поддержку немецкой армии.
Для проведения операции немцы направили пять авиакорпусов в атаку общей численностью 1100 самолетов. Операция была начата 3 июня 1940 года. Британская разведка предупредила французов о предстоящем нападении, и операция не привела к стратегическим результатам, желаемым Верховным командованием Люфтваффе (Высшим командованием ВВС). Однако тяжелое положение французских сухопутных и военно-воздушных сил на этом этапе означало, что провал операции не помешает разгрому Франции.
Фон
[ редактировать ]После объявления войны нацистской Германии Соединенным Королевством и Францией, после немецкого вторжения в Польшу, на Западном фронте возникла девятимесячная тупиковая ситуация, получившая название « Странная война» . Единственной военной акцией было армии французской Саарское наступление , которое было прекращено при спорных обстоятельствах. После Польской кампании , в октябре 1939 года, руководители Oberkommando der Luftwaffe (Высшего командования Люфтваффе) и Oberkommando der Wehrmacht (Верховного командования вооруженных сил) обратили свое внимание на Западную Европу. [5]
Западные союзники обдумывал несколько планов уступили инициативу, и в 1940 году немцы перешли в наступление. Германский генеральный штаб . Генерал Франц Гальдер , начальник штаба армии, представил первый план Fall Gelb («Желтый корпус») 19 октября 1939 года. Немецкий код плана был Aufmarschanweisung N°1, Fall Gelb или «Инструкция по развертыванию № 1». , Чехол Желтый». [6] Эта операция представляла собой ограниченную операцию, в ходе которой Люксембург и Нидерланды должны были быть завоеваны, чтобы обеспечить базу для дальнейших операций против Франции в более поздний срок, и представляла собой менее амбициозное повторение печально известного плана Шлиффена , который провалился во время войны. Первая мировая война в 1914 году. [7] Он был отвергнут Адольфом Гитлером , и в конце года Хайнца Гудериана начальник штаба Эрих фон Манштейн привлек внимание Гитлера модифицированной версией. Амбициозный удар через Арденны предложил фон Манштейн. В этом главном наступлении будет задействована большая часть моторизованных и танковых дивизий ( танковых дивизий ) для продвижения к Ла-Маншу . Этому удару предшествовала бы диверсионная операция в Бельгии и Нидерландах, призванная заманить союзные армии, включая британский экспедиционный корпус , в ловушку. [8] [9]
Начатая 10 мая 1940 года пересмотренная версия Unternehmen Gelb ( «Желтая операция» ), также известная как « План Манштейна» , увенчалась успехом. Однако британская армия бежала во время битвы при Дюнкерке . Тем не менее, бельгийская армия , голландская армия и большая часть элитных французских сил были уничтожены в окружении. В результате для борьбы со всей немецкой армией остались лишь второсортные французские подразделения. Люфтваффе сыграли важную роль в срыве операций союзников на этом раннем этапе. Участие Люфтваффе было особенно важным во время битвы при Седане , которая позволила немецкой армии провести операцию «Жёлтый». К началу июня осада Дюнкерка была окончена, а 3 июня немцы начали подготовку к завоеванию остальной части Франции под кодовым названием Fall Rot (Case Red). Чтобы эта операция была столь же успешной, сначала потребуется превосходство в воздухе, как это было во время операции «Желтый». [10]
Планы Люфтваффе
[ редактировать ]
Уго Сперле давно планировал нападения на Париж, и 22 мая он приказал Fliegerkorps II (II авиакорпус) и Fliegerkorps V (V авиакорпус) вместе с Kampfgeschwader 77 (бомбардировочное крыло 77) и генерал-полковником I Ульриха Грауэрта Fliegerdivision . III./ Kampfgeschwader 28 (бомбардировочное крыло 28) для бомбардировки Парижа. Плохая погода помешала операции. Будучи преисполнен решимости продолжить реализацию своих планов, Шперле приказал Отто Хоффману фон Вальдау и Хельмуту фон Хоффману, группенкоммандеру (командиру группы) III./KG 28, [11] спланировать операцию « Паула» на следующий день, 23 мая 1940 года. [12]
Операция имела широкий размах. Помимо ликвидации французских аэродромов и авиазаводов вокруг Парижа, [13] по словам фон Вальдау, бомбардировка должна была «достичь желаемого влияния на моральный дух столицы». [14] Немецкие самолеты-разведчики сообщили о 1244 самолетах на аэродромах в Париже и его окрестностях, в том числе 550–650 одномоторных самолетов. [15] Эта французская авиация должна была быть уничтожена вместе с авиационными заводами в этом районе. Французская зенитная артиллерийская оборона (зенитная артиллерия) была нанесена на карту от тактического до оперативного уровня, поэтому разведка французской наземной обороны была хорошей. [16] Операцию должны были провести 30 мая, но ей снова помешала плохая погода. [12] >
Операция была скомпрометирована плохой работой персонала и чрезмерной уверенностью в «неуязвимой» машине «Энигма » . Британская разведка, а именно «Ультра» , читавшая немецкие коды, предупредила французов. 30 мая они перехватили сообщение Грауэрта, в котором обсуждались приготовления, которые он предпринимал для своего корпуса. [2] Вдобавок к этой утечке, задействованные подразделения получили неполный приказ на штурм. На это пожаловался оберст Иоганн-Фолькмар Фиссер , Geschwaderkommodore ( командир звена ) KG 77. Он обратился в штаб VIII Fliegerkorps , но ему сказали, что целью был «Париж». [2] Шперле ответил на его просьбу, исключив KG 77 из боевого порядка . Британцы перехватили запрос Фриссера в VIII Fliegerkorps и передали его французам. Французы перехватили аналогичные сообщения и в ответ удвоили численность своей авиации до 120 истребителей. [2]
Задействованные силы
[ редактировать ]немецкий
[ редактировать ]подразделения как Luft Flotte 2 , так и Luft Flotte 3 Для операции были предоставлены (Воздушный флот 1 и 2). Kampfgeschwader (бомбардировочное крыло) и Jagdgeschwader (истребительное крыло) с самолетами Lehrgeschwader 1 , (LG 1), Kampfgeschwader 1 (KG 1), Kampfgeschwader 2 (KG 2), Kampfgeschwader 3 (KG 3), Kampfgeschwader 4 (KG 4), Kampfgeschwader 54 (KG 54), Kampfgeschwader 55 (KG 55) и Kampfgeschwader 76 (KG 76) в сопровождении истребительной авиации Jagdgeschwader 2 (JG 2), Jagdgeschwader 26 (JG 26), Jagdgeschwader 27 (JG 27), Jagdgeschwader 53 ( JG 53), 2-я эскадрилья эсминцев (ZG 2) и 76-я эскадрилья эсминцев (ZG 76) должны были провести атаку. [17]
KG 1, ZG 76 и LG 1 находились под командованием И. Флигеркорпса . ZG 2, KG 3 и II./KG 2 находились под командованием II. Флигеркорпс . KG 55 и III./KG 54 находились под IV. Флигеркорпс . KG 51 служил под командованием V. Fliegerkorps . KG 4 и JG 26 находились под командованием IX. Летная дивизия . JG 2 и JG 27 находились под командованием VIII. Флигеркорпс . Ягдфлигерфюрер 3 предоставил для операции JG 53. [18]
Стаб. и I./KG 2 двинулись в Трир-Эйрен для атаки. I./KG 2 действовал из Венгерора , а III./KG 2 должен был действовать из Кирхенбурга . [19] Стаб. KG 55 действовал из Швабиша. I., II., III./KG 55 действовали из Реймса , Хайльбронна и Ойтингена соответственно. [20] KG 3, I, II и III Группы базировались в Ашаффенбурге , Швайнфурте и Вюрцбурге . К 3 июня эти подразделения базировались на неизвестных французских базах. [21] KG 4 и ее подразделения базировались в Гютерсло , Фассберге и Дельменхорсте . Вполне вероятно, что некоторые подразделения KG 3 перебрались на базы недалеко от Лилля для атаки. [22] I., II., III. KG 1 Группы базировались в Гиссене , Кирторфе и Эттингхаузене . [23] Вероятно, к 3 июня некоторые из этих подразделений также перебрались на захваченные французские аэродромы. Возможно, они базировались в Розьер-ан-Сантер . [24] В рейде из гешвадера (крыла) принял участие только I./KG 54. KG 54, вероятно, находился где-то на севере Франции 3 июня. Первоначально он базировался в Кёльн-Остхайме . [25] Истребительные части базировались на следующих аэродромах: Абвиль (ZG 76); Дармштадт , Нефшато , Фрайбург (ZG 2); Ле Туке , Ла Капель , Этапль (JG 26); Куврон , Ульши-ле-Шато , (JG 2); Гиз (JG 27); Эперне , Дузи , Шарлевиль-Мезьер , Ла Сельв (JG 53). [18]
KG 2 выставил для рейда 99 бомбардировщиков, а KG 55 направил 66 бомбардировщиков из своих трех групп . [26] Всего Люфтваффе выставило на вооружение 640 бомбардировщиков и 460 истребителей. [27]
Французский
[ редактировать ]Задачей защиты большей территории Парижа была Zone d'Opérations Aériennes Nord или ZOAN (Северная зона воздушных операций). [2] Groupe de Chasse I/145 (польская) с истребителями Caudron C.714 базировалась в Дре . GC I/1 с самолетами Bloch MB.152 базировались в Шантильи -Ле-Эгль. Самолеты GC II/1 Bloch 152 были переброшены на аэродром Бретиньи-сюр-Орж . GC II/10 Bloch 152 базировались в Берне-ан-Понтье , а GC III/10 Bloch 152 базировались в Довиле . Другие истребительные подразделения, эксплуатирующие Dewoitine D.520, также перечислены в боевом порядке: GC I/3 в Мо – Эсбли , GC II/3 в Ла Ферте-сюр-Шье – Гоше , GC III/3 с D.520. и Morane-Saulnier MS406 в Илье-л'Эвек . Дальнейшие подразделения располагались вдоль линии. GC I/4 с Curtiss H-75 в Эвре-Фовиле, GC II/4 Curtiss H-75 в Орконте, GC I/6 Morane 406 в Логне – Эмеренвилле , GC III/7 (Morane 406) в Куломье , GC I/ 8 Bloch 152 в Клей-Суйи и GC II/9 Bloch 152 в Коннантре . Эти подразделения поддерживались подразделениями ночных истребителей ( Groupement de Chasse de Nuit , Night Hunting Group), ECMJ 1/16, ECN 1/13, 2/13, 3/13 и 4/13, оснащенными Потез 631 . Всего эти группы насчитывали 240 самолетов. [28] [29] Для отражения немецких атак было выделено всего 120 истребителей. [2]
Битва
[ редактировать ]3 июня французские части были предупреждены за час до взлета немецких бомбардировщиков, но из-за столь же плохой штабной работы лишь немногие французские эскадрильи услышали сигнал о тревоге , когда он был передан по радио с Эйфелевой башни , а некоторые были застигнуты на земле. В итоге на перехват приближающихся немецких соединений вылетело только восемьдесят. [2] За продвижением Германии следили по слежке за самолетами Potez 631, один из которых был сбит. [17] Немцы копировали эту тактику при перехвате ВВС США (USAAF) тяжелых бомбардировщиков во время кампании по обороне Рейха . [2] Вместе с французской ПВО истребители сбили десять немецких самолетов, в том числе четыре бомбардировщика. Одну из этих машин пилотировал Jagdfliegerführer 3 ( Fighter Flying Leader 3 ) оберст Герд фон Массов . Его заменял полковник Вернер Юнк до тех пор, пока первый не был освобожден немецкими войсками 12 июня 1940 года. Гешвадеркоммодор KG 51 Йозеф Каммхубер , который был ранен в бою и взят в плен , был сбит в этот день, хотя неясно, был ли KG 51 причастен к делу Паулы . Каммхубер будет освобожден после капитуляции Франции. KG 51 его заменил На посту гешвадеркоммодора Фиссер, командир KG 77. Фиссер был убит два месяца спустя, возглавляя KG 51 во время битвы за Британию . [2] [30] По крайней мере один источник не помещает KG 51 в боевой порядок . [31] Немецкие соединения атаковали двадцать восемь железных дорог и сортировочные центры. Все нанесенные повреждения были легкими. Ни один из них не выбыл из строя более чем на 24 часа. [2]
Большинство немецких бомбардировщиков пролетели мимо и имели преимущество в высоте над французскими истребителями, пытавшимися набрать высоту для перехвата. Стычки были редкими и редкими, но некоторые французские подразделения понесли тяжелые потери. Для атаки немцы использовали новую С-250 «Фламмбомбе» («Огненная бомба»), допущенную к использованию всего 24 часа назад. Зажигательная бомба нанесла некоторый ущерб ангарам и припаркованным самолетам. [32]
Последствия
[ редактировать ]Немцы считали, что нанесли смертельный удар по АЛА. [30] Немецкий послеоперационный анализ показал ошеломляющий успех. В нем содержался длинный список разрушенных французских заводов и уничтоженных самолетов на земле и в воздухе. Немцы утверждали, что уничтожили 75 французских самолетов в воздухе и 400 на земле. Успех был таков, что после этого Люфтваффе сосредоточили свои силы против портов на северном французском побережье. [2] Ущерб, нанесенный Люфтваффе, оказался гораздо меньшим, чем предполагали немцы. Только 20 французских самолетов (16 из них истребители) были уничтожены на земле, а 15 их истребителей были сбиты в воздушных боях, уровень потерь составляет 19 процентов, что позволяет предположить, что немцы преувеличивают соотношение более 4:1 в воздухе и 16:1. на земле. Шесть из шестнадцати пострадавших аэродромов сообщили о серьезных повреждениях, а пятнадцать заводов сообщили о легких повреждениях. [2] Потери французов на земле были тяжелыми: 254 убитых и 652 раненых. [30] Французы сбили 10 немецких самолетов, в том числе четыре бомбардировщика. Они заявили 16, что предполагает взаимные претензии. [2] Еще 21 машина была уничтожена. Через 48 часов все французские аэродромы вернулись в строй. [31]
Хотя операция не достигла своих целей, первая фаза немецкого вторжения, операция «Жёлтая», лишила французскую армию лучших подразделений. Французские силы, удерживавшие линию Соммы , в основном представляли собой резервные дивизии более низкого качества, не поддерживаемые тяжелой артиллерией , танками и мотопехотой. Провал немецкой воздушной операции не помешал немецкой армии разгромить французов в июне 1940 года или Люфтваффе завоевать господство в воздухе в начале Fall Rot . [33] Основной причиной превосходства Германии в воздухе было плохое состояние боеготовности французских авиационных частей. у Люфтваффе было меньшее численное превосходство над ALA, В начале Fall Rot поскольку французская авиационная промышленность начинала достигать полного производственного потенциала. В наличии было около 2000 французских самолетов, несмотря на потерю 787 самолетов (473 истребителей, 120 бомбардировщиков и 194 самолета-разведчика). , у французов было в наличии 2086 машин На 5 июня 1940 года, в первый день Fall Rot , но производство компонентов не соответствовало производству планеров. Оно было медленным и плохим, и в результате исправными оказались только 599 самолетов (340 истребителей и 170 бомбардировщиков); ставка всего 29 процентов. [15] После начала наступления Люфтваффе «взбунтовались» в воздушном пространстве Франции. На тот момент превосходство Люфтваффе было настолько велико, что некоторые подразделения были отправлены домой в Германию на переоборудование. Всего 22 дня спустя французы полностью потерпели поражение, а 25 июня Франция капитулировала. [34]
См. также
[ редактировать ]- Список самолетов ВВС Франции во время Второй мировой войны
- Список военных самолетов Германии времен Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чант 1987 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Хутон 2007 , с. 84.
- ^ Маккей 2003 , с. 62.
- ^ Чант 1987 , с. 10.
- ^ Хили 2008 , стр. 3–5.
- ^ Хили 2008 , стр. 5–8.
- ^ Бонд 1975 , с. 42.
- ^ Хили 2008 , стр. 8–11.
- ^ Бонд 1975 , стр. 43–44.
- ^ Хутон 2007 , стр. 47–48, 77.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2007 , стр. 114.
- ^ Jump up to: а б Хутон 2007 , с. 82.
- ^ Уил 2000 , с. 35.
- ^ Хутон 1994 , с. 263.
- ^ Jump up to: а б Хутон 2007 , с. 81.
- ^ Хутон 2007 , стр. 82–83.
- ^ Jump up to: а б Хутон 2007 , стр. 263–264.
- ^ Jump up to: а б Хутон 2007 , стр. 78–79.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2007 , стр. 23–31.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2007 , стр. 193–201.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2007 , стр. 36–48.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2007 , стр. 49–60.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2007 , стр. 13–22.
- ^ Хутон 2007 , с. 78.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2007 , стр. 188.
- ^ Хутон 2007 , стр. 83–84.
- ^ Хутон 2007 , стр. 62–63.
- ^ Джексон 1974 , с. 80.
- ↑ Боевой порядок ВВС Франции, 5 июня 1940 г.
- ^ Jump up to: а б с Хутон 1994 , с. 264.
- ^ Jump up to: а б Джексон 1974 , с. 81.
- ^ Маккей 2003 , с. 63.
- ^ Хутон 2007 , стр. 84–85.
- ^ Хутон 2007 , стр. 85–86.
Библиография
[ редактировать ]- Бонд, Брайан (1975), Франция и Бельгия, 1939–1940 , Лондон: Дэвис-Пойнтер, ISBN 978-0-7067-0168-5
- Чант, Кристофер (1987). Энциклопедия кодовых названий Второй мировой войны . Routledge & Kegan Paul Books Ltd. ISBN 978-0-7102-0718-0 .
- де Зенг, HL; Стэнки, генеральный директор; Крик, Э.Дж. (2007). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933–1945 гг.; Справочный источник . Том. 1. Издательство Иэна Аллана. ISBN 978-1-85780-279-5 .
- Хили, Марк (2008). Приджент, Джон (ред.). Панцерваффе: Кампании на Западе 1940 года . Том. 1. Лондон: Издательство Ian Allan Publishing . ISBN 978-0-7110-3240-8 .
- Хутон, скорая помощь (1994). Триумфатор Феникса: Расцвет и расцвет Люфтваффе . Оружие и доспехи. ISBN 978-1-85409-181-9 .
- Хутон, ER (2007). Люфтваффе на войне; Блицкриг на Западе . Том 2. Лондон: Шеврон / Ян Аллан. ISBN 978-1-85780-272-6 .
- Джексон, Роберт (1974). Воздушная война над Францией, 1939-1940 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0510-5 .
- Маккей, Рон (2003). Хейнкель Хе 111 . Кровудская авиационная серия. ISBN 978-1-86126-576-0 .
- Уил, Джон (2000). Ju 88 Kampfgeschwader на Западном фронте . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-020-9 .