Jump to content

Операция «Тандерболт»

Координаты : 50 ° с.ш. 02 ° з.д.  / 50 ° с.ш. 2 ° з.д.  / 50; -2
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Операция «Тандерболт»
Часть Западного фронта . Второй мировой войны

Вид со спутника на Ла-Манш
Дата 11–12 февраля 1942 г.
Расположение 50 ° с.ш. 02 ° з.д.  / 50 ° с.ш. 2 ° з.д.  / 50; -2
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
 Великобритания
 Канада
 Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Шолто Дуглас
Великобритания Филип де ла Ферте
Великобритания Траффорд Ли-Мэллори
Нацистская Германия Адольф Галланд
Нацистская Германия Макс Ибель
Сила
~450 самолетов 252 Bf 109 и Fw 190 истребителя [1] [2]
30 Bf 110 тяжелых истребителей [2]
32 Дорнье Do 217
Жертвы и потери

41 самолет [3]
17 бойцов
5 бомбардировщиков
23 летчика убиты [3]

Операция Operation Thunderbolt«Тандерболт» [4] [5] было кодовым названием во немецкой военной операции время Второй мировой войны . «Доннеркейль» операция по завоеванию превосходства в воздухе в поддержку операции «Цербер» , также известной как «Лан-Рэш» Кригсмарине ( ВМС Германии).

В 1941 году надводные корабли Кригсмарине совершили коммерческие рейды в поддержку немецких подводных лодок в битве за Атлантику . В январе 1941 года была начата операция «Берлин» , за которой в мае 1941 года последовала операция «Рейнюбунг» . Доминирование надводного флота Королевского флота не позволило немецким частям вернуться в порты Балтийского моря или Германии. Уцелевшие корабли — линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и крейсер «Принц Ойген» — пришвартовались в порту Бреста, Франция . На протяжении 1941 года бомбардировочное командование Королевских ВВС атаковало корабли в доке. Близость портов к аэродромам Королевских ВВС (RAF) позволила совершить большое количество самолето-вылетов по целям в быстрой последовательности. Oberkommando der Marine (Главное военно-морское командование) и Адольф Гитлер хотели вывести корабли из зоны возможных воздушных налетов.

В декабре 1941 года Oberkommando der Luftwaffe (Высшее командование ВВС) было приказано спланировать операцию по защите трех немецких крупных кораблей, которые могли бы уйти из Бреста в Германию через Ла-Манш. Генерал дер Ягдфлигер (Генерал истребительной авиации) Адольф Галланд подготовил самолет к операции. «Цербер» и поддерживающая его операция «Доннеркейль » начались 11 февраля 1942 года. На первом этапе операции немцы добились внезапности. Немецкие корабли достигли Германии 13 февраля 1942 года, через два дня после старта «Цербера» и «Доннеркейля» .

Во время перевала Ла-Манша Люфтваффе отразили атаки британской авиации на немецкие корабли, позволив им достичь немецких вод. В воздушных боях, проходивших над Ла-Маншем, англичане понесли много потерь без возврата; Немецкие потери были скромными, и операция достигла своей цели.

Первыми немецкими крупными кораблями, пришвартовавшимися в Бресте, были «Шарнхорст» и «Гнейзенау» 22 марта 1941 года. За предыдущие восемь недель они участвовали в немецкой операции «Берлин» против кораблей союзников в Атлантическом океане . Тяжелый крейсер «Принц Ойген» также нашел убежище в гавани 1 июня 1941 года после неудачной операции «Рейнюбунг» (Операция «Рейнские учения»). Находясь в порту, корабли находились в пределах досягаемости британской авиации и подвергались частым атакам и некоторым повреждениям. Десятимесячное наступление британских ВВС с 29 марта 1941 года включало 2928 боевых вылетов на Брестскую гавань и 171 самолето-вылет в дневное время. Рейд 24 июля потерял 12 процентов своего состава. Ночные бомбардировки были безопаснее, поскольку у немцев не хватало ночных истребителей , а 18 потерь от действий противника пришлось на зенитные орудия . Во время своей кампании Королевские ВВС использовали более сложные навигационные средства; в ночь с 7 на 8 декабря 1941 года навигационный прибор «Гобой» . впервые был задействован [4]

Обеспокоенный потерей «Бисмарка» , Адольф Гитлер приказал Кригсмарине перебросить корабли в Германию для капитального ремонта в рамках подготовки к их переброске в Норвегию. Там они должны были служить в качестве флота и главной военно-морской обороны оккупированной немцами Норвегии. После длительных обсуждений Верховное командование морской пехоты выбрало более короткий, но, возможно, более опасный маршрут через Ла-Манш . [2] [4] [6] [7]

12 января 1942 года Гитлер встретился с командующими операцией в своей штаб-квартире в Восточной Пруссии Волчье логово »). Присутствовали Вильгельм Кейтель , главнокомандующий Вермахта ( немецкие вооруженные силы), Ганс Йешоннек (начальник Генерального штаба Люфтваффе), Альфред Йодль (начальник штаба военных операций) и Адольф Галланд , генерал дер Ягдфлигер (генерал Истребительные силы), Эрих Редер (главнокомандующий ВМФ) и вице-адмирал Отто Цилиакс , который должен был возглавить боевую группу ( Kampfgruppe ). [6] В ходе встречи Гитлер сравнил немецкий флот с «больным раком, который обречен, если ему не сделают операцию. С другой стороны, операция, даже если она, возможно, и будет радикальной, по крайней мере вселит некоторую надежду чтобы жизнь пациента еще можно было спасти. Проход наших кораблей - это такая операция. Ее необходимо попытаться». [6] Не так уж много оперативных подробностей обсуждалось. Люфтваффе было приказано обеспечить прикрытие с воздуха и диверсии против британских целей. Йешоннек обещал около 250 самолетов. [6]

Препараты

[ редактировать ]

План ВВС

[ редактировать ]
Адольф Галланд, создатель « Тандерболта»

OKL не был в восторге от «Цербера» ; Йешоннек заметил Галланду, что если «Цербер» потерпит неудачу, то Люфтваффе станет козлом отпущения . Ешноннеку предстояло доказать свою правоту. Во время встречи 12 января 1942 года военно-морской флот потребовал максимального истребительного прикрытия и заручился поддержкой Гитлера. Во время встречи Ешоннек стоял на своем против Галланда и отказался гарантировать подкрепление западным истребительным силам с других театров военных действий. Галланду были предоставлены исполнительные полномочия по воздушной операции, получившей кодовое название Unternehmen Donnerkeil (Операция «Удар молнии»). Существование операции было настолько секретным, что и Ешоннеку, и Галланду пришлось подписать клятву секретности, покидая штаб-квартиру Гитлера в Восточной Пруссии. [4]

Детали плана были проработаны с оберстом ( полковником ) Карлом Коллером , начальником штаба Luftflotte 3 (Воздушный флот 3, генерал-фельдмаршал Хьюго Шперле ). [8] Чтобы собрать достаточную численность, пришлось мобилизовать некоторые учебные подразделения (большая часть Ягдваффе находилась в Советском Союзе из-за операции «Барбаросса» ). [4]

Маршрут был разделен на три сектора в зависимости от границ Джафю (истребительного сектора), но для обеспечения местного контроля Макс Ибель , бывший гешвадеркоммодор (командир звена) Jagdgeschwader 27 (истребительный авиаполк 27), был назначен Jagdfliegerführer Schiff , сокращенно до Jafü Schiff (диспетчер истребителей). Корабль) и отправился на «Шарнхорст» в качестве офицера связи для связи с частями Люфтваффе во время операции. С 22 января по 10 февраля для подготовки к миссии было совершено восемь макетов, включающих около 450 боевых вылетов. Неясно, знали ли британцы об этих учебных миссиях. [4]

Чтобы нарушить британскую радиопередачу, Funkhorchdienst (Служба радиомониторинга, разведка сигналов , которой командовал Вольфганг Мартини ) попыталась заглушить радиотелефонные частоты. Они создали тонкую технику постановки помех, которая увеличивала атмосферные помехи, что ухудшало работу британских береговых радаров. Dornier Do 217 из Kampfgeschwader 2 (бомбардировочное крыло 2) было приказано выполнить задачи электронной маскировки над западным каналом, чтобы отвлечь самолеты противника. IX флигеркорпс ( Иоахим Келер ) готовился нанести удар по базам британских ВВС на юго-западе Англии, а также вступить в бой и замедлить британские военно-морские силы, которые могли попытаться перехватить их. Fernaufklärungsgruppe 123 (стратегическая или дальняя разведка) отвечала за ведение разведки на восточной и западной оконечностях Ла-Манша и должна была поддерживать IX Fliegerkorps . [9]

Чтобы обеспечить постоянную поддержку с воздуха, Jagdgeschwader (Истребительные авиаполки) и Nachtjagdgeschwader 1 (1-е ночное истребительное авиаполк) было приказано достичь бешеных темпов в обслуживании и подготовке самолетов к следующему заданию. Чтобы постоянно контролировать оперативную группу в воздухе, «черным людям» (механикам) приходилось перевооружать и заправлять самолеты за 30 минут или меньше. [9] Галланд настаивал на том, чтобы самолеты были разделены на большую и малую высоту, чтобы обеспечить надежное прикрытие. Маловысотные группы смогут избежать обнаружения британскими береговыми радарами. Галланд потребовал, чтобы над кораблями одновременно находились не менее 16 истребителей по всей длине канала. Истребители будут разделены на группы по восемь самолетов для каждой высоты патрулирования. Каждое соединение было разделено на два шварме по четыре самолета. Тактика Шварме заключалась в том, что одна группа летела в море, а другая приземлялась зигзагообразно. Всем шварме было приказано летать взад и вперед вдоль линии кораблей широкими восьмерками, сохраняя при этом радиомолчание. Каждый вылет был тщательно рассчитан, чтобы дать истребителям 30 минут над кораблями, чего было достаточно, чтобы сохранить прикрытие и позволить смененным подразделениям дозаправиться, перевооружиться и вернуться, чтобы начать цикл снова. Однако во время Доннеркейля вылет на смену прибыл всего через 20 минут, что увеличило истребительное прикрытие до 32 истребителей на половину операции. [10]

Галланд дал понять летчикам-истребителям, что корабли необходимо защищать любой ценой. Ожидалось, что в день операции они совершят не менее четырех боевых вылетов. Успех не будет измеряться количеством сбитых самолетов противника. Самолеты Королевских ВВС, покидающие целевой район, следовало избегать, но атакующие самолеты должны были быть поражены любой ценой - при необходимости, путем тарана . [11]

Британские приготовления

[ редактировать ]

Операция «Фуллер» была кодовым названием плана британских ВВС против прорыва Германии. ВВС Великобритании предсказывали, что немцы могут выбрать своим маршрутом Ла-Манш. Капитан Норман Денинг, глава Центра оперативной разведки Адмиралтейства, не был уверен, что немцы попытаются это сделать, хотя и считал это возможным. В конце января он предупредил, что немецкие военные корабли готовятся к выходу в море и следует ожидать крупной операции. Денинг отправил послание Первому морскому лорду Дадли Паунду :

Короткий путь немецких кораблей лежит через Ла-Манш. От Бреста до Шербура 240 миль и еще 120 миль от Шербура до Дуврского пролива. Хотя корабли могли совершить переход из Бреста в Шербур или из Шербура в Дуврский пролив в один и тот же темный период, они не могли совершить полный переход из Бреста в Дувр за один темный период. На первый взгляд этот переход вверх по Ла-Маншу кажется опасным для немцев. Однако вполне вероятно, что, поскольку их тяжелые корабли не вполне боеспособны, они предпочтут такой переход, полагаясь в своей безопасности на боеспособные эсминцы и самолеты и прекрасно понимая, что у нас нет тяжелых кораблей, которые могли бы им противостоять. Ла-Манш... Принимая во внимание все факторы, оказывается, что немцы могут пройти на восток вверх по Ла-Маншу с гораздо меньшим риском, чем они понесут, если попытаются пройти через океан. [12]

Маршал авиации Филип Жубер де ла Ферте , главнокомандующий береговым командованием Королевских ВВС, согласился, что это вероятный маршрут. Он ожидал, что немцы предпримут попытку в любое время после 10 февраля. К несчастью для британцев, министерство авиации и три командования Королевских ВВС, береговое командование Королевских ВВС, бомбардировочное командование Королевских ВВС и командование истребительных истребителей Королевских ВВС , полагали, что немцы воспользуются темнотой для самой длинной и самой опасной части пути через проливы и уйдут в дневной свет. Они считали, что далеко не адекватные силы, имеющиеся в их распоряжении, лучше всего использовать ночью. Большинству бомбардировочного командования Королевских ВВС было приказано соответственно отойти. Такой приказ сделал его неготовым к работе днем ​​12 февраля. [12]

Береговое командование согласилось предоставить три эскадрильи «Бристоль Бофорт» торпедоносцев . Авиация флота (FAA) предоставила одну эскадрилью Fairey Swordfish торпедоносцев . Бомбардировочное командование Королевских ВВС имело в готовности к операции около 300 бомбардировщиков. «Рыбы-мечи» были очень медленными, и сопровождать их было сложно. Эскадрильи Бофорта были рассредоточены, и собрать их вместе было сложно. Одна эскадрилья базировалась в Лейчарсе , Шотландия , одна — на острове Торни , Портсмут , и одна — возле Сент-Эваля , Корнуолл . [12]

Задействованные силы

[ редактировать ]

Люфтваффе участвовало в операции пятью подразделениями. Jagdgeschwader 1 (Fighter Wing 1 или JG 1), Jagdgeschwader 2 (JG 2), Jagdgeschwader 26 (JG 26), оснащенные дневными истребителями, в основном Messerschmitt Bf 109 и Focke-Wulf Fw 190 . JG 2 и JG 26 эксплуатировали FW 190, а JG 1 - Bf 109. Nachtjagdgeschwader 1 также был принят на вооружение. Ее Мессершмитты Bf 110 эксплуатировались в гораздо меньшем количестве. Kampfgeschwader 2 действовал в качестве поддержки, в основном осуществляя морские перехваты и воздушные налеты на вражеские аэродромы на юге Англии, чтобы отвлечь Королевские ВВС от Ла-Манша. У немцев было 252 истребителя, 30 тяжелых истребителей и 32 бомбардировщика. [1] [2] [13] JG 1 и JG 2 эксплуатировали Bf 109, а JG 26 сохранял «монополию» на FW 190. [14]

РАФ и ФАУ

[ редактировать ]

Доверие к британским бомбардировщикам было низким. Поскольку у них не было подготовки по противокорабельным атакам, их способность наносить повреждения кораблям была плохой. Основная надежда возлагалась на торпедоносцы, состоящие в основном из самолетов «Бофорт» и «Свордфиш» Берегового командования и авиации флота. Бофорты из 42-й эскадрильи RAF , 86-й эскадрильи RAF и 217-й эскадрильи RAF были предоставлены Береговым командованием для этой миссии, но им не хватало торпед. [15] На 12 февраля 1942 года в наличии были только три торпедные эскадрильи; около 57 «Бофортов» были перенаправлены на другие театры военных действий, в результате чего в Британии возникла хроническая нехватка бомбардировщиков-торпедоносцев в то время, когда ожидалась крупная военно-морская операция противника. 415-я и 489-я эскадрильи RAF были отозваны и преобразованы в Хэндли Пейдж Хэмпденс . 22-я эскадрилья RAF находилась в процессе переброски на Ближний Восток . [16]

Также были доступны 825-я эскадрилья FAA и их Fairey Swordfish. Lockheed Hudsons из 224-й эскадрильи RAF и 233-й эскадрильи RAF также были задействованы для разведывательных операций. 22-я эскадрилья RAF была отозвана из отпуска для участия в операции над Ла-Маншем. «Хадсоны» из 407-й эскадрильи RCAF также были в наличии, были приведены в состояние повышенной боевой готовности и принимали участие в боях. Бомбардировочное командование Королевских ВВС предоставило 5-ю группу Королевских ВВС , включающую около 242 из 300 самолетов, имеющихся в распоряжении службы. [17] Истребительное командование выделило 1 , 19 , 91 , 41 , 118 , 129 , 137 , 234 , 401 , 403 , 607 , 316 , 411 , 452 , 485 , 137, 128 , 64 , 65 , 72 и 11 эскадрильи. с. [18] [19]

Канал Дэш

[ редактировать ]
Рыба-меч Фейри. Все, что было отправлено на задание, были сбиты.

Вечером 10 февраля 1942 года немецкая флотилия приготовилась к операции. Когда они сняли якорь, над головой появились бомбардировщики Королевских ВВС. Немецкие корабли развернулись и умчались обратно в док. Бомбардировщики Королевских ВВС сбросили бомбы, но причинили небольшой ущерб. К счастью для немецких кораблей, англичане не заметили ничего предосудительного. [20]

Ультраперехваты насторожили британцев. [9] Ошибки и невезение позволили немцам уйти от обнаружения. Три «Хадсона» берегового командования провели патрулирование на трех позициях. Первый, получивший название «Стоппер», вел наблюдение между закатом и первыми лучами солнца у порта Бреста. Вторая, «Линия SE», наблюдала строго к северу от порта, а третья, «Хабо», прикрывала территорию между Гаврем и Булонью . Патрули продолжались с 01:00 до рассвета 11 февраля. 11 февраля в 19:25 «Стоппер» взлетел как обычно, но был перехвачен ночным истребителем Bf 110 из NJG 1. «Хадсон» уклонился от Bf 110, но его радиолокационное оборудование ASV оказалось неработоспособным. Самолет направился обратно в Сент-Эваль и приземлился в 20:40. Его смена направилась в тот же район и достигла места в 22:38. Во время перерыва Цилиакс и его корабли соскользнули с якоря. «Линия SE» «Гудзон» должен был подобрать немецкий флот, но его ASV вышел из строя в 20:55. В 21:50 попытки отремонтировать его не увенчались успехом, и «Хадсон» вернулся на базу. Никакая замена не заняла его место. Теперь все зависело от «Хабо», но удача сохранилась. На рассвете над аэродромом на острове Торни начал формироваться туман. Туман угрожал помешать «Гудзону» осуществить посадку, поэтому ее отозвали на час раньше, как раз в тот момент, когда немецкие корабли приближались к «Хабо». [20] II./NJG 1 совершил 19 боевых вылетов, защищая корабли в ночное время, пока в 08:00 его не заменил JG 2. [4] [21]

В течение 11 часов немецкий флот шел из Бреста в сторону Дуврского пролива. По случайности механик радиолокационной станции в Фэрлайте, Восточный Суссекс, только что закончил ремонт оборудования, когда он уловил 27 эхосигналов в 10:15 12 февраля к югу от Кап-Грис-Нез . Информация была передана Рамзи, который приказал своему офицеру связи связаться с группой № 11 Королевских ВВС и запросить вооруженную разведку. Рамзи также предупредил 16-ю группу RAF и эскадрилью FAA из RAF Manston , что возможные цели находятся в Ла-Манше, хотя он не знал точного количества или размера вражеских судов. Работа радара была подавлена ​​из-за мер по созданию помех ( Ballstöranlage ), предпринятых двумя Heinkel He 111 , которые летели у южного побережья со своего аэродрома недалеко от Парижа . Полеты прекратились в 09:00, когда на побережье Франции были задействованы объекты. Обнаружение Фэрлайтом было удачей, немцы считали, что он вышел из строя. [20] Десять Do 217 из III./KG 2 выполняли задания против гавани и аэродрома Плимута , а 15 выполняли отвлекающие маневры, чтобы удержать истребители британских ВВС подальше от He 111. [22]

Запрос Рамзи поступил в RAF Kenley . Два опытных пилота, капитан группы Виктор Бимиш (10 побед) и командир звена Финлей Бойд (14 побед), были отправлены в патруль для расследования. Пролетая над Ла-Маншем на «Спитфайрсе», они столкнулись с большим количеством Bf 109, защищавших большой флот военных кораблей, и нырнули прочь. Соблюдая радиомолчание, они хранили свое открытие до приземления. Они заметили корабли в 10:42 и приземлились в 11:09. Прошло еще 16 минут, прежде чем бомбардировочное командование было предупреждено, и Рамзи узнал о ситуации только в 11:30. [10] [20] Около 12:16 по Гринвичу начались первые военно-морские действия между эскортными «Шнеллботами» и британскими торпедными катерами (МТБ), и британское командование было наконец поднято по тревоге. [23] Галланд приказал прекратить полеты на малых высотах и ​​позволил Максу Ибелю и его команде на борту «Шарнхорста» нарушить радиомолчание. Затем Ибель начал направлять Fw 190 и Bf 109 в сторону подразделений британских ВВС, направлявшихся в этот район. Когда к кораблям прибыли первые превосходящие по численности британские подразделения, немецкие корабли оказались ближе всего к немецким аэродромам. Это позволило Люфтваффе обеспечить максимальную защиту. [24]

Основные нападения

[ редактировать ]
Fw 190 из JG 26, 1942 г.

Лейтенант-командир Юджин Эсмонд , исполняющий обязанности командира эскадрильи № 825 FAA, вылетел со своим отрядом Swordfish в 12:25, чтобы атаковать корабли. 411-я и 64-я эскадрильи должны были сопровождать ФАУ, но прибыли над Мэнстоном с опозданием на 15 минут и пропустили место встречи. Единственным подразделением, которое выполняло приказы миссии, была 72-я эскадрилья (командир эскадрильи Брайан Кингком ). Не зная о местонахождении эскадрильи «Суордфиш», они случайно столкнулись друг с другом. Из-за низкой облачности они упали на высоту от 50 до 100 футов. Прикрытие немецких истребителей положило конец защите, которую могли обеспечить «Спитфайры», поскольку истребителям Королевских ВВС теперь пришлось позаботиться о себе самостоятельно. «Спитфайры» и «Свордфиши» были атакованы Fw 190 из 8. Staffel и 9. Staffel из JG 26 под командованием Герхарда группенкомандера Шопфеля из III./JG 26. Fw 190 просто сменяли истребители JG 2. Хрупкие и медленные. , Swordfish заставил немецких пилотов опустить шасси, чтобы не пролететь мимо бипланов. В результате все шесть Swordfish были сбиты. В ответ «Спитфайры» уничтожили три Fw 190. Нескольким «Суордфишам» удалось сбросить торпеды, но ни одна из них не нашла своей цели. Эсмонд был сбит и убит FW 190. [25] Он был награжден Крестом Виктории . Только пятеро из первоначального восемнадцати членов экипажа Swordfish выжили. 41-я эскадрилья RAF заявила, что три Bf 109 (скорее всего, из JG 1) были уничтожены и один поврежден у побережья Бельгии. Около 13:00 72-я эскадрилья заявила, что в боях три Fw 190 были уничтожены и четыре повреждены. 410-я эскадрилья заявила, что два Bf 109 были уничтожены и два повреждены в тех же воздушных боях. [9] [20] [25] [26] [27] [28] Немецкие корабли израсходовали очень мало боеприпасов, поскольку действия велись в основном Люфтваффе. [29]

Приказ о прекращении деятельности означал, что бомбардировочное командование Королевских ВВС внесло свой вклад в разбирательство относительно поздно. С 13:55 до 14:50 по Гринвичу было отправлено 73 бомбардировщика. Ни один из нападавших не достиг своей цели. В 14:35 в воздух взлетели девять Бофортов из 42-й эскадрильи под командованием У. Х. Клиффа. Прибыв над Мэнстоном в 14:50, они обнаружили на орбите другой самолет из 407-й эскадрильи RCAF. На формирование правильного строя ушло почти 30 минут. Вместе с несколькими другими эскадрильями они атаковали « Гнейзенау» и «Принц Ойген» на высоте от 60 до 100 футов, но их торпеды промахнулись. 42-я эскадрилья потерь не понесла. «Гудзоны» нанесли удар на высоте от 400 до 900 футов. Два бомбардировщика RCAF были потеряны безуспешно. 217-я эскадрилья почти достигла цели поразить Гнейзенау, но корабль отвернулся, едва уклонившись от залпа. Позже волна из 134–137 бомбардировщиков перехватила корабли между 16:00 и 17:05. Только 20 экипажам удалось атаковать из-за плохой подготовки (экипажи бомбардировочного командования не были обучены атаковать морские цели), низкой нижней границы облачности [2300 футов (700 м)] и плохой видимости [видимость на уровне моря составляла 1000–2000 ярдов (910 м). –1830 м)]. Девять бомбардировщиков были потеряны. Еще одно формирование из 35 Самолеты Vickers Wellington предприняли попытку нанести удар с 17:50 по 18:15, потеряв двоих из своего состава. Самый заметный рейд в этом бою совершили шесть «Бофортов» из 86-й эскадрильи, три из 217-й и три из 22-й эскадрильи. Командир звена К. Флуд из 86-й эскадрильи возглавил атаку на единственном самолете, оборудованном ASV. Обнаружив в темноте немецкие корабли, они атаковали, но зенитный огонь рассеял бомбардировщики и успеха добиться не удалось. Из 242 бомбардировщиков, принимавших участие в вылетах, вероятно, только 39 атаковали, возможно, 16, что позволяет предположить, что в общей сложности 54 самолета сбросили бомбы по кораблям, из которых 15 были сбиты. Истребительное командование Королевских ВВС также задействовало истребители-бомбардировщики, чтобы попытаться нанести ущерб, управляя Hawker Hurricanes над районом Дувра. [17] [30] [31] [32]

Британцам удалось повредить и « Гнейзенау» , и «Шарнхорст» (последний серьёзно). «Шарнхорст» подорвался на две мины: одну в 14:31 по Гринвичу и еще одну в 21:34 по Гринвичу. Гнейзенау также подорвался на мине в 18:55 по Гринвичу. [33] Оба корабля пришли в себя и продолжили путь. Шарнхорст остановился в воде из-за повреждения двигателя после первого удара. Неспособность предупредить бомбардировочное командование ранее означала, что был упущен шанс нанести удар по Шарнхорсту , когда он был наиболее уязвим. Второе и третье попадание мин произошло после наступления темноты, что позволило обоим судам избежать дальнейших атак. Последнее наблюдение кораблей британскими ВВС произошло в 18:00 по Гринвичу. [34] Неясно, кто несет ответственность за повреждения немецких кораблей. Не исключено, что мины сбросили бомбардировщики Хэмпдена. В этом случае бомбардировщики нанесут гораздо больший ущерб, чем Королевский флот и остальные ВВС Великобритании вместе взятые. [35]

Потери и завышение требований

[ редактировать ]

Прикрывая бомбардировщики британских ВВС, истребительное командование потеряло 20 истребителей, 14 пилотов убитыми и троих взятыми в плен. Люфтваффе сбили только восемь истребителей Королевских ВВС. Еще восемь были сбиты зенитным огнем, двое столкнулись и двое погибли по неизвестным причинам. Десять истребителей были «Спитфайры», шесть — «Хоукер Харрикейнз» и четыре — «Вестленд Уирлвиндс» . [36] В ходе воздушных боев имели место взаимные переборы , хотя у Люфтваффе было значительно хуже. Истребители RAF заявили, что 16 Bf 109 уничтожены и 13 повреждены. Также было заявлено, что четыре Fw 190 уничтожены и шесть повреждены. Потери немцев составили 17 истребителей и пять Do 217. Человеческие потери составили 23 убитых. Немецкие истребительные подразделения заявили о сбитых 60 самолетах Королевских ВВС, из них JG 26 присудили семь сбитых и шесть вероятных самолетов. Британские потери составили 41 человек, некоторые из которых погибли в результате зенитного огня. [3] [37] [38] Бомбардировочная часть III./KG 2 участвовала в налетах на аэродромы британских ВВС. [9] В течение 11–12 февраля Люфтваффе совершило 300 вылетов истребителей и 40 бомбардировщиков. [3]

Нападения в порту

[ редактировать ]

Вечером 12 февраля немецкая флотилия достигла портов приписки. Угроза со стороны бомбардировщиков Королевских ВВС в дневное время исчезла, но вскоре бомбардировочное командование начало совершать ночные атаки на гавань Киля . «Гнейзенау» переместили во внутренний бассейн рядом со своим плавучим депо « Монте Оливия» . Люки остались открытыми, а ее баки, все еще содержащие большое количество топлива, остались без присмотра. Бомбардировочное командование Королевских ВВС совершило свою первую атаку в ночь с 25 на 26 февраля, когда 61 бомбардировщик пролетел над Килем. Монте-Оливия была разрушена, но Гнейзенау удалось спастись. 26–27 февраля вернулся еще 61 бомбардировщик британских ВВС. Бомба пробила носовую палубу « Гнейзенау » и взорвалась. Нефтяные пары из танков загорелись, и корабль был охвачен огнем от носовой части до башни «Антон». Переднюю часть носовой части пришлось заменить. 4 апреля он направился в Гдыню в Польше , где был выведен из эксплуатации вне досягаемости бомбардировщиков Королевских ВВС. «Гнейзенау» больше не выходил в море. [39] Рейд стоил трех самолетов: одного «Хэмпдена» и двух «Веллингтонов». Потери немцев составили 16 мирных жителей и 116 моряков убитыми. [40]

27/28 февраля 1942 года 33 бомбардировщика пролетели над Вильгельмсхафеном в поисках Шарнхорста . Облака закрыли местность, и в немецких отчетах было отмечено только три взрыва. Три бомбардировщика Armstrong Whitworth Whitley были потеряны по неустановленным причинам. [41] В 1942 году «Шарнхорст» уклонился от самых жестоких атак бомбардировочного командования Королевских ВВС. К лету он был готов к передислокации, но из-за несчастных случаев, таких как подрыв мины и посадка на мель, это было отложено до начала года. Чтобы добраться до Норвегии, потребовалось три попытки; 10 января 1943 года она была замечена самолетами британских ВВС и, достигнув Скагеррака , повернула обратно . Еще одна попытка в январе провалилась. 3 марта 1943 года «Шарнхорст» наконец добрался до Норвегии. [42] Ей предстояло пережить еще восемь месяцев, прежде чем ее отправят на ее последнюю военную миссию — операцию «Остфронт» . Во время боевого вылета «Шарнхорст» был потоплен в бою у Нордкапа . [43] [44]

Последствия

[ редактировать ]

Британские неудачи

[ редактировать ]

Неспособность координировать действия ФАУ, Королевских ВВС и ВМС привела к срыву любого контрудара. Путаница из-за погоды и отсутствия централизованного управления британскими морскими и воздушными силами заставила каждый элемент работать независимо. Произошло несколько инцидентов с дружественным огнем , например, атака 217-й эскадрильи на HMS Mackay . Самой серьезной неудачей стала неспособность истребительного командования защитить бомбардировщики и военно-морские силы. Хотя погода также препятствовала большей активности немецких истребителей к моменту достижения целевого района, драгоценное время было потеряно из-за того, что группы бомбардировщиков искали свои истребители сопровождения в местах встречи, которые либо так и не прибыли, либо получили неверные приказы или указания слишком поздно, чтобы действовать. на. Связь между истребительными и бомбардировочными частями, а также между ударными частями была ограничена. Проблемы усугублялись тем, что экипажи бомбардировочного командования Королевских ВВС, составлявшие большую часть атакующих самолетов, не были обучены атакам на морские цели. Единственными противокорабельными эскадрильями торпедоносцев были 42-я и 217-я эскадрильи Берегового командования, которым из-за трудностей со снабжением не хватало пяти торпед. [15]

Жубер де ла Ферте обвинил в провале операции «Фуллер» пренебрежение противокорабельной авиацией, а не теми, кто руководил силами во время операции, или разведывательными службами. Жубер призвал передать службе все противокорабельные подразделения. Лучшая подготовка, больше самолетов и более высокое качество оборудования позволят ВВС Великобритании избежать повторения Ла-Манша. Министерство авиации отклонило его просьбу и вместо этого направило бомбардировочное командование № 2 группы Королевских ВВС для поддержки прибрежных подразделений в борьбе с судами противника между Шербуром и Вильгельмсхафеном. [45] Производство и закупки оставались в пользу бомбардировочного командования, производившего типы для стратегических бомбардировок Германии, даже после провала Фуллера. Вдобавок к трудностям Королевских ВВС, большая часть противокорабельных подразделений Берегового командования была переведена на Средиземноморский театр военных действий (МТО), в результате чего в 1942 году у Берегового командования не хватало военно-морских ударных самолетов. Маршал авиации Чарльз Портал согласился, что это необходимо изменить, заявив: «Мы согласны о важности самолетов-торпедоносцев, и это было полностью доказано во время перехода «Шарнхорста » и «Гнейзенау» «Принца Ойгена ] вверх по Ла-Маншу». [46] В мае 1942 года Жуберу удалось закупить новый Bristol Beaufighter , который поступил на вооружение в ноябре 1942 года, но в строй была введена только одна эскадрилья. Несмотря на потребность в противокорабельных ударных самолетах, служба продолжала бороться до 1943 года, когда Портал выполнил свое обещание и стало доступно больше этих самолетов, включая de Havilland Mosquito . [46]

Доннеркейль стал переломным моментом в электронной войне: путем постановки помех Мартини устранил британские запреты на использование ECM против линии Каммхубера на континенте и подготовил почву для дебюта Window (Chaff) в июне 1943 года, что имело разрушительный эффект на Способность немецких ночных истребителей радиолокационной обороны обнаруживать и перехватывать бомбардировщики британских ВВС во время обороны Рейха . Первым шагом в этой кампании стала британской армии операция «Укус » по краже радара в Вюрцбурге 27–28 февраля 1942 года. Британцы удалили компоненты и разработали контрмеры. Немцы в ответ укрепили все радары, что только сделало их более заметными для разведки британских ВВС. Британцы также начали время от времени глушить радары «Фрейя» . Немцы не осознавали, что это происходит, до сентября 1942 года. Немецкие войска также заглушили британский радар, чтобы обеспечить возможность проведения истребителей-бомбардировщиков над Англией. Британцы назвали их «настоящей угрозой». С этого момента количество радиолокационных помех, контрмер и других нововведений возросло. [3]

Немецкий взгляд

[ редактировать ]

Доннеркейль стал выдающимся успехом Люфтваффе. [3] Мерилом успеха было не соотношение потерь, которое составило 2:1 в пользу Германии, а неспособность ВВС Великобритании, ФАУ и Королевского флота перехватить или хотя бы нанести серьезный ущерб немецким военным кораблям. Скудные силы военно-морского флота были легко отброшены немецкими военными кораблями и их эскортом. Зенитный огонь обеспечил полезную защиту от атак с воздуха, но немецкой авиации, наряду с плохой погодой, удалось отразить атаки британских ВВС на корабли. Галланд, ответственный за этот план, назвал его высшей точкой своей карьеры. [5]

Для Кригсмарине . «Цербер» стал оперативным успехом и стратегическим поражением Ситуация вынудила их провести стратегический отход из Атлантики. С этого момента немецкая кампания в Атлантике должна была осуществляться подводными лодками без поддержки надводного флота. Когда немецкие корабли будут удалены из французских портов в Атлантическом океане, британский флот сможет гораздо эффективнее сдерживать их в Норвегии и Северном море. Шарнхорст и Гнейзенау были повреждены минами и требовали капитального ремонта. «Принц Ойген» был торпедирован, а его корма обрушилась всего через несколько недель после «Цербера» . Все три корабля длительное время выходили из строя. Затем последовали новые неудачи: «Гнейзенау» затонул был окончательно выбит из строя в феврале 1942 года, а «Шарнхорст» в декабре 1943 года. Ни один из кораблей больше не плавал в Атлантике, оставив битву за Атлантику на усмотрение подводных лодок. . [3] [5] [47]

  1. ^ Перейти обратно: а б Колдуэлл 1996 , с. 204.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Уил 1996 , с. 15.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хутон 1994 , с. 116.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хутон 1994 , с. 114.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Бейкер 1996 , с. 190.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Гарретт 1978 , с. 89.
  7. ^ Блэр 1996 , стр. 482–483, 487.
  8. ^ Хутон 2010 , с. 121.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Хутон 1994 , с. 115.
  10. ^ Перейти обратно: а б Уил 1996 , с. 16.
  11. ^ Исполнительный Фуллер! - Королевские военно-воздушные силы и прорыв через Ла-Манш, автор группы капитан Алистер Байфорд, Air Power Review, том 12, номер 3, осень 2009 г., стр. 50
  12. ^ Перейти обратно: а б с Гарретт 1978 , с. 93.
  13. ^ де Зенг, Stanket & Creek 2007 , стр. 33.
  14. ^ Кэйгилл 2002 , с. 41.
  15. ^ Перейти обратно: а б Гоултер 1995 , с. 164.
  16. ^ Бакли 1995 , с. 198.
  17. ^ Перейти обратно: а б Эшворт 1992 , стр. 52–55.
  18. ^ Фрэнкс 1998 , стр. 12–14.
  19. ^ Хоуз, Ричард, Уорт, Ричард и Элрод, Джон. «Операция Цербер / Операция Фуллер, Ла-Манш, 11–13 февраля 1942 года». Канал Дэш . Проверено: 12 сентября 2010 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Гарретт 1978 , стр. 102–103.
  21. ^ Тредвелл 2003 , стр. 92–93.
  22. ^ Хутон 2010 , с. 122.
  23. ^ Гарретт 1978 , стр. 99–100.
  24. ^ Каплан 2007 , с. 34.
  25. ^ Перейти обратно: а б Уил 1996 , с. 17.
  26. ^ Форман 2005 , стр. 127–128.
  27. ^ Колдуэлл 1996 , с. 207.
  28. ^ Джексон 2002 , стр. 56–57.
  29. ^ Гарретт 1978 , с. 104.
  30. ^ Бейкер 1996 , с. 189.
  31. ^ Гарретт 1978 , с. 107.
  32. ^ Гоултер 1995 , с. 163.
  33. ^ Гарретт 1978 , с. 95.
  34. ^ Гарретт 1978 , с. 111.
  35. ^ Гарретт 1978 , с. 119.
  36. ^ Фрэнкс 1998 , стр. 13–14.
  37. ^ Форман 2005 , стр. 127–130.
  38. ^ Уил 1996 , с. 18.
  39. ^ Гарретт 1978 , стр. 119–121.
  40. ^ "Дневник кампании Королевских ВВС, 26/27 февраля 1942 года". Архивировано 7 июня 2007 года в Wayback Machine Министерства обороны , 2004 год. Дата обращения: 20 сентября 2010 года.
  41. ^ "Дневник кампании Королевских ВВС, 27/28 февраля 1942 года". Архивировано 7 июня 2007 года в Wayback Machine Министерства обороны , 2004 год. Дата обращения: 20 сентября 2010 года.
  42. ^ Гарретт 1978 , стр. 126–127.
  43. ^ Гарретт 1978 , стр. 138–163.
  44. ^ Винтон 2003 , стр. 130–160.
  45. ^ Гоултер 1995 , с. 165.
  46. ^ Перейти обратно: а б Гоултер 1995 , стр. 166–167.
  47. ^ Джексон 2002 , с. 59.

Библиография

[ редактировать ]
  • Эшворт, Крис (1992). Береговое командование Королевских ВВС: 1936–1969 гг . Патрика Стивенса Лтд. ISBN  978-1-85260-345-8 .
  • Бейкер, Дэвид (1996). Адольф Галланд: Официальная биография . Лондон: Виндроу и Грин. ISBN  978-1-85915-017-7 .
  • Блэр, Клэй младший (1996). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Том. И. Касселл. ISBN  978-0-304-35260-9 .
  • Бакли, Джон (1995). Королевские ВВС и торговая защита, 1919–1945: постоянные усилия . Издательство Райберн. ISBN  978-1-85331-069-0 .
  • Колдуэлл, Дональд Л. (1996). Военный дневник JG 26: Том первый, 1939–1942 гг . Лондон, Великобритания: Грубстрит. ISBN  978-1-898697-52-7 .
  • Кейгилл, Питер (2002). Фокке-Вульф Fw 190 . Лондон: Кровуд Пресс. ISBN  978-1-84037-366-0 .
  • де Зенг, HL; Станкет, Д.Г.; Крик, Э.Дж. (2007). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933–1945: Справочный источник, Том 2 . Лондон: Издательство Ian Allan Publishing . ISBN  978-1-903223-87-1 .
  • Форман, Джон (2005). Заявления истребительного командования Королевских ВВС о победе во Второй мировой войне: Часть вторая, 1 января 1941 г. - 30 июня 1943 г. Красный коршун. ISBN  978-0-9538061-8-8 .
  • Фрэнкс, Норман (1998). Потери истребительного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне, Том 2, Оперативные потери: самолеты и экипажи, 1942–1943 гг . Лестер: Мидленд. ISBN  978-1-85780-075-3 .
  • Гаррет, Ричард (1978). Шарнхорст и Гнейзенау: Неуловимые сестры . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN  978-0-7153-7628-7 .
  • Гултер, Кристина Дж. М. (1995). Забытое наступление: кампания против судоходства прибрежного командования Королевских ВВС, 1940–1945 гг . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN  978-0-7146-4147-8 .
  • Хутон, скорая помощь (1994). Триумфатор Феникса: Расцвет и расцвет Люфтваффе . Лондон: Arms & Armor Press. ISBN  978-1-85409-181-9 .
  • Хутон, скорая помощь (2010). Люфтваффе: исследование авиации, 1933–1945 гг . Лондон: Классические публикации. ISBN  978-1-906537-18-0 .
  • Джексон, Роберт (2002). Бисмарк . Лондон: Оружие войны. ISBN  978-1-86227-173-9 .
  • Каплан, Филип (2007). Асы-истребители Люфтваффе во Второй мировой войне . Олдгирт, Дамфрисшир, Великобритания: Pen & Sword Aviation. ISBN  978-1-84415-460-9 .
  • Тредуэлл, Терри К. (2003). Мессершмитт Bf 110 . Классическая авиация Второй мировой войны. Бристоль, Эйвон, Великобритания: ISBN Cerberus Publishing Ltd.  978-1-84145-107-7 .
  • Уил, Джон (1996). Focke-Wulf Fw 190 Асы Западного фронта . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN  978-1-85532-595-1 .
  • Винтон, Джон (2003). Гибель Шарнхорста . Кассель. ISBN  978-0-304-35697-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Колдуэлл, Дональд Л. (1994). JG 26 Фотоистория лучшего стрелка Люфтваффе . Международные издатели и оптовики Motorbooks. ISBN   0-87938-845-5 .
  • Колдуэлл, Дональд; Мюллер Ричард (2007). Люфтваффе над Германией: защита Рейха . Книги Гринхилла. ISBN   978-1-85367-712-0 .
  • де ла Ферте, Филипп Жубер . Птицы и рыбы: история прибрежного командования . Хатчинсон. 1960 г. (без ISBN)
  • Галланд, Адольф. Первый и последний: истребительные силы Германии во Второй мировой войне (Fortunes of War). Южный Майами, Флорида: Cerberus Press, 2005. ISBN   1-84145-020-0
  • Наурот, Хольгер и Хельд, Вернер. Оборона Рейха: ночные истребители и пилоты Гитлера . Оружие и доспехи. Лондон. 1982. ISBN   978-0-85368-414-5

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: acb53b59ed36edf7324e7728e350834a__1709359320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/4a/acb53b59ed36edf7324e7728e350834a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Donnerkeil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)