Стратегические бомбардировки
Стратегическая бомбардировка — это систематически организованная и осуществляемая атака с воздуха, в ходе которой могут использоваться стратегические бомбардировщики большой или средней дальности , ракеты с ядерным вооружением или истребители-бомбардировщики для атаки целей, которые считаются жизненно важными для ведения войны противником. Это военная стратегия, используемая в тотальной войне с целью победить врага путем разрушения его морального духа, его экономической способности производить и транспортировать технику на театры военных действий или того и другого. Термин «террористическая бомбардировка» используется для описания стратегических бомбардировок гражданских объектов, не имеющих военной ценности, в надежде подорвать моральный дух противника.
Одна из стратегий войны — деморализовать противника так, чтобы мир или капитуляция стали предпочтительнее продолжения конфликта. С этой целью использовались стратегические бомбардировки. Фраза «бомбардировка-террор» вошла в английский лексикон ближе к концу Второй мировой войны, и многие кампании стратегических бомбардировок и отдельные рейды комментаторы и историки описывали как бомбардировки-террористы. Поскольку этот термин имеет уничижительный оттенок, некоторые, в том числе союзники во Второй мировой войне , предпочли использовать эвфемизмы, такие как «воля к сопротивлению» и «моральный взрыв». [1] [2]
Теоретическое различие между тактической и стратегической воздушной войной было разработано между двумя мировыми войнами. Некоторыми ведущими теоретиками стратегической воздушной войны в этот период были итальянец Джулио Дуэ , школа Тренчарда в Соединенном Королевстве и генерал Билли Митчелл в Соединенных Штатах. Эти теоретики оказали большое влияние как на военное обоснование независимых военно-воздушных сил (таких как Королевские военно-воздушные силы ), так и на политические мысли о будущей войне, примером чего является комментарий Стэнли Болдуина 1932 года о том, что бомбардировщик всегда пройдет .
Боевой дух врага
[ редактировать ]Одна из целей войны — деморализовать противника; Столкновение с постоянной смертью и разрушениями может сделать перспективу мира или капитуляции более предпочтительной. Сторонники стратегических бомбардировок в период между мировыми войнами, такие как генерал Дуэ, ожидали, что прямые атаки стратегических бомбардировщиков на города вражеской страны приведут к быстрому падению морального духа гражданского населения, так что политическое давление с требованием мира приведет к быстрому заключению сделки. . Когда такие атаки были предприняты в 1930-е годы – во время гражданской войны в Испании и Второй китайско-японской войны – они оказались неэффективными. Комментаторы заметили неудачи, и некоторые военно-воздушные силы, такие как Люфтваффе , сосредоточили свои усилия на прямой поддержке войск. [3] [4]
Термин «террористическая бомбардировка»
[ редактировать ]Террористическая бомбардировка — это термин, используемый для обозначения воздушных атак, запланированных с целью ослабить или сломить боевой дух противника. [5] Использование этого термина для обозначения воздушных атак подразумевает, что нападения являются преступными согласно законам войны . [6] или если законы войны тем не менее являются моральным преступлением. [7] По словам Джона Алджио в книге «Пятьдесят лет среди новых слов: словарь неологизмов 1941–1991» , первое зарегистрированное использование термина «террористическая бомбардировка» в публикации Соединенных Штатов было в статье Reader's Digest , датированной июнем 1941 года, и это открытие подтверждено Оксфордским университетом. Английский словарь . [8] [9]
Воздушные атаки, описываемые как террористические бомбардировки, часто представляют собой стратегические бомбардировки на большие расстояния, хотя атаки, которые приводят к гибели мирных жителей, также могут быть описаны как таковые, или, если в атаках участвуют истребители, их можно назвать «террористическими атаками». [10]
Министр пропаганды Германии Йозеф Геббельс и другие высокопоставленные чиновники нацистской Германии [11] атаки Королевских ВВС (RAF) и Военно-воздушных сил США (USAAF) во время их стратегических бомбардировок часто описывались как Terrorangriffe — террористические атаки. [номер 1] [номер 2] Правительства союзников обычно описывали свои бомбардировки городов эвфемизмами, такими как бомбардировка территории (RAF) или прицельная бомбардировка (USAAF), и на протяжении большей части Второй мировой войны средства массовой информации союзников делали то же самое. Однако на пресс-конференции Верховного штаба 16 февраля 1945 года, через два дня после бомбардировки Дрездена , коммодор британской авиации Колин Маккей Грирсон ответил на вопрос одного из журналистов о том, что основной целью бомбардировки были средства связи, призванные помешать немцам от перемещения военных грузов и, если возможно, прекратить движение во всех направлениях. Затем он добавил, что рейд также помог разрушить «то, что осталось от морального духа немцев». Говард Коуэн, военный корреспондент Associated Press , опубликовал статью о рейде в Дрездене. Цензор военной прессы в SHAEF допустил ошибку и позволил выйти телеграмме Коуэна, начинавшейся со слов: «Руководители авиации союзников приняли долгожданное решение провести преднамеренные террористические бомбардировки крупных населенных пунктов Германии в качестве безжалостного средства, чтобы ускорить гибель Гитлера». Были последующие редакционные статьи в газетах по этому вопросу, и давний противник стратегических бомбардировок, Ричард Стоукс Член парламента задавал вопросы в Палате общин 6 марта. [12]
Споры, вызванные новостным сообщением Коуэна, достигли самых высоких уровней британского правительства , когда 28 марта 1945 года премьер-министр Уинстон Черчилль направил телеграмму генералу Исмею для британских начальников штабов и начальника штаба авиации. в котором он начал фразой: «Мне кажется, что настал момент, когда вопрос о бомбардировках немецких городов просто ради усиления террора, хотя и под другими предлогами, должен быть пересмотрен...». [13] [14] Под давлением начальников штабов и в ответ на мнения, высказанные, в частности, начальником штаба авиации сэром Чарльзом Порталом и главой бомбардировочного командования Артуром «Бомбером» Харрисом , среди прочих, Черчилль отозвал свою записку и издал новую. [14] Это было завершено 1 апреля 1945 года и вместо этого началось с обычного эвфемизма, используемого при упоминании стратегических бомбардировок: «Мне кажется, что настал момент, когда вопрос о так называемых «бомбардировках территорий» немецких городов должен быть рассмотрен с точки зрения с точки зрения наших собственных интересов....». [15]
Многие кампании стратегических бомбардировок и отдельные рейды воздушной войны описывались комментаторами и историками как «террористические бомбардировки» после окончания Второй мировой войны, но поскольку этот термин имеет уничижительный оттенок, другие отрицали, что такие бомбардировочные кампании и рейды являются примерами «террористический взрыв».
Защитные меры
[ редактировать ]К защитным мерам против воздушных налетов относятся: [16]
- попытка сбить нападавших с помощью истребителей и зенитных орудий или ракет класса «земля-воздух»
- использование бомбоубежищ для защиты населения
- сирены воздушной тревоги
- создание организаций гражданской обороны с участием бомбардировщиков, пожарных, спасателей и восстановителей, пожарных расчетов, а также сносно-ремонтных групп для устранения ущерба
- Отключение электроэнергии – выключение всего света в ночное время, чтобы сделать бомбардировку менее точной.
- Рассредоточение критически важных для войны заводов в труднодоступных для бомбардировщиков районах.
- Дублирование критически важного для войны производства на «теневые фабрики»
- Строительство заводов в туннелях или других подземных местах, защищенных от бомб.
- Установка ложных целей в сельской местности, имитирующая городскую местность с пожарами, которые должны выглядеть как первоначальные последствия рейда.
История и происхождение
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]Стратегические бомбардировки использовались во время Первой мировой войны, хотя в их нынешнем виде они не были поняты. Первая воздушная бомбардировка города произошла 6 августа 1914 года, когда немецкий армейский дирижабль Z VI бомбил артиллерийскими снарядами бельгийский город Льеж , в результате чего погибли девять мирных жителей. [17] Вторая атака произошла в ночь с 24 на 25 августа 1914 года, когда с немецкого дирижабля на бельгийский город Антверпен было сброшено восемь бомб . [18]
Первые эффективные стратегические бомбардировки были проведены Королевской военно-морской воздушной службой (RNAS) в 1914 году. [19] [20] Задача заключалась в нападении на производственные линии Цеппелинов и их ангары в Кёльне (Кёльн) и Дюссельдорфе . Под предводительством Чарльза Рамни Самсона группа из четырех самолетов нанесла незначительный ущерб навесам. Через месяц рейд был повторен с несколько большим успехом. Примерно через год специализированные самолеты и специальные бомбардировочные эскадрильи уже находились на вооружении обеих сторон. Обычно они использовались для тактических бомбардировок; целью было нанести прямой ущерб войскам, опорным пунктам или технике противника, обычно на относительно небольшом расстоянии от линии фронта. Со временем внимание переключилось на возможность нанесения косвенного ущерба противнику путем систематических атак на жизненно важные ресурсы тыла.
Самыми известными атаками дирижаблей были совершены над Англией во время войны. Первая воздушная бомбардировка английского гражданского населения произошла 19 января 1915 года, когда два цеппелина сбросили 24 пятидесятикилограммовые (110-фунтовые) фугасные бомбы и неэффективные трехкилограммовые зажигательные вещества на города Восточной Англии Грейт-Ярмут , Шерингем , Кингс-Линн. и окрестные деревни. Всего четыре человека погибли и шестнадцать получили ранения, а денежный ущерб оценивался в 7740 фунтов стерлингов (около 36 000 долларов США на тот момент). Немецкие дирижабли бомбили и на других фронтах, например, в январе 1915 года Лиепаю в Латвии.
В 1915 г. произошло еще 19 налетов, в ходе которых было сброшено 37 тонн бомб, в результате чего 181 человек погиб и 455 получили ранения. Набеги продолжались и в 1916 г. В мае Лондон случайно подвергся бомбардировке, а в июле кайзер разрешил направленные налеты на городские центры. В 1916 году было совершено 23 налета дирижаблей, в ходе которых было сброшено 125 тонн боеприпасов, в результате чего 293 человека погибли и 691 получили ранения. Постепенно британская противовоздушная оборона улучшалась. В 1917 и 1918 годах было всего 11 рейдов Цеппелинов против Англии, причем последний рейд произошел 5 августа 1918 года, в результате чего погиб К. К. Петер Штрассер , командующий немецким военно-морским дирижаблем.
К концу войны был предпринят 51 рейд, в ходе которых было сброшено 5806 бомб, в результате чего 557 человек погибли и 1358 получили ранения. По более поздним стандартам эти рейды вызвали лишь незначительное затруднение производства в военное время. Гораздо большее влияние оказало отвлечение двенадцати авиационных эскадрилий, множества орудий и более 10 000 человек на противовоздушную оборону. Рейды вызвали волну истерии, частично вызванную средствами массовой информации. Это раскрыло потенциал этой тактики как оружия, которое могло быть полезно пропагандистам с обеих сторон. Поздние рейды «Цеппелина» были дополнены бомбардировщиком «Гота» , который был первым [21] [22] бомбардировщик тяжелее воздуха, предназначенный для стратегических бомбардировок.
Французская армия 15 июня 1915 года атаковала немецкий город Карлсруэ , убив 29 мирных жителей и ранив 58. Дальнейшие налеты последовали вплоть до перемирия в 1918 году. В рейде во второй половине дня 22 июня 1916 года пилоты использовали устаревшие карты и взорвали место заброшенного железнодорожного вокзала, где был установлен цирковой шатер, в результате чего погибло 120 человек, большинство из которых - дети.
Британцы также активизировали свою кампанию стратегических бомбардировок. В конце 1915 года был отдан приказ об атаке немецких промышленных объектов, и из частей RNAS и Королевского летного корпуса было сформировано 41-е крыло . RNAS занималась стратегическими бомбардировками в большей степени, чем RFC, которые были сосредоточены на поддержке действий пехоты Западного фронта. Сначала RNAS атаковала немецкие подводные лодки, стоящие у причалов, а затем сталелитейные заводы, нацеленные на происхождение самих подводных лодок.
В начале 1918 года они провели «круглосуточный» бомбардировочный налет: более легкие бомбардировщики атаковали город Трир днем, а большие HP O / 400 - ночью. Независимые силы , расширенная бомбардировочная группа и первые независимые стратегические бомбардировочные силы, были созданы в апреле 1918 года. К концу войны у сил были самолеты, которые могли достичь Берлина , но они никогда не использовались.
Межвоенный период
[ редактировать ]После войны возникла концепция стратегических бомбардировок. Расчеты количества погибших на вес бомб оказали бы глубокое влияние на отношение британских властей и населения в межвоенные годы. Поскольку бомбардировщики стали больше, вполне ожидалось, что количество смертей резко увеличится. Страх перед воздушным нападением такого масштаба был одной из основных движущих сил умиротворения нацистской Германии в 1930-е годы. [23]
Эти ранние разработки воздушной войны привели к появлению двух отдельных ветвей в трудах теоретиков воздушной войны: тактической воздушной войны и стратегической воздушной войны. Тактическая воздушная война была разработана как часть общевойскового нападения, которое в значительной степени будет развито Германией и которое во многом способствовало успехам Вермахта в течение первых четырех лет (1939–42) Второй мировой войны. Люфтваффе . основным элементом немецкого блицкрига стали
Некоторыми ведущими теоретиками стратегической воздушной войны , а именно стратегических бомбардировок, в этот период были итальянец Джулио Дуэ , школа Тренчарда в Великобритании и генерал Билли Митчелл в США. Эти теоретики считали, что воздушные бомбардировки территории противника станут важной частью будущих войн. Такие атаки не только ослабят врага, разрушив важную военную инфраструктуру, но и подорвут моральный дух гражданского населения, вынудив его правительство капитулировать. Хотя теоретики зональных бомбардировок признавали, что для защиты от бомбардировщиков можно принять меры — используя истребители и зенитную артиллерию , — принципом того времени оставалось « бомбардировщик всегда пробьется ». Эти теоретики стратегических бомбардировок утверждали, что в мирное время необходимо будет развивать флот стратегических бомбардировщиков как для сдерживания любого потенциального противника, так и в случае войны, чтобы иметь возможность наносить разрушительные удары по вражеским отраслям и городам. при этом понеся относительно небольшие потери среди своих союзников до того, как была достигнута победа. [24]
В период между двумя мировыми войнами военные мыслители нескольких стран выступали за стратегические бомбардировки как логичный и очевидный способ применения авиации. Внутриполитические соображения привели к тому, что британцы работали над этой концепцией усерднее, чем большинство других стран. Британский Королевский летный корпус и Королевская военно-морская авиационная служба времен Великой войны были объединены в 1918 году для создания отдельных военно-воздушных сил, которые провели большую часть следующих двух десятилетий, борясь за выживание в условиях жестких ограничений государственных расходов.
В Италии пророк авиации генерал Джулио Дуэ утверждал, что основным принципом стратегических бомбардировок является наступление, и не существует защиты от ковровых бомбардировок и атак отравляющими газами . Семена апокалиптических предсказаний Дуэ нашли благодатную почву во Франции, Германии и США, где были опубликованы отрывки из его книги «Командование в воздухе» (1921). Эти видения городов, опустошенных бомбардировками, также захватили народное воображение и нашли выражение в таких романах, как «Война 19-го века » Дуэ (1930) и Герберта Уэллса » «Форма грядущих событий (1933) (снятая Александром Кордой как Грядущее (1936)). [25]
Предложения Дуэ имели огромное влияние среди энтузиастов ВВС, которые утверждали, что бомбардировочная авиация является самой важной, мощной и неуязвимой частью любой армии. Он предполагал, что будущие войны продлятся несколько недель. В то время как каждая противоборствующая армия и флот вели бесславную оборонительную кампанию, соответствующие ВВС должны были разрушить страну своих врагов, и если одна сторона не сдастся быстро, обе стороны будут настолько слабы после первых нескольких дней, что война фактически прекратится. Истребительная авиация будет отправлена на патрулирование, но будет практически бессильна противостоять мощным бомбардировщикам. В поддержку этой теории он приводил доводы в пользу нападения на гражданское население в такой же степени, как и на любую военную цель, поскольку моральный дух нации был таким же важным ресурсом, как и ее оружие. Парадоксально, но он предположил, что это на самом деле уменьшит общие потери, поскольку «скоро наступит время, когда, чтобы положить конец ужасу и страданиям, сами люди, движимые инстинктом самосохранения, поднимутся и потребуют прекращения война...». [26] В результате предложений Дуэ военно-воздушные силы выделили больше ресурсов своим бомбардировочным эскадрильям, чем своим истребителям, а «лихие молодые пилоты», продвигаемые в пропаганде того времени, неизменно были пилотами бомбардировщиков.
Руководители Королевских ВВС , в частности главный маршал авиации Хью Тренчард , считали, что ключом к сохранению их независимости от высших служб является упор на то, что они считали уникальной способностью современных ВВС выигрывать войны путем стратегических бомбардировок без посторонней помощи. Поскольку скорость и высота бомбардировщиков увеличивались пропорционально истребительной авиации, преобладающим стратегическим пониманием стало «бомбардировщик всегда пробьется». Хотя зенитные орудия и истребительная авиация доказали свою эффективность в Великой войне, было признано, что воюющие страны мало что могли сделать, чтобы предотвратить массовые жертвы среди гражданского населения в результате стратегических бомбардировок . Высокий моральный дух гражданского населения и возмездие в натуральной форме рассматривались как единственные ответы - более позднее поколение вернется к этому как к гарантированному взаимному уничтожению . [27]
В межвоенный период (1919–1939) использование воздушных бомбардировок было развито как часть британской внешней политики в ее колониях, с Хью Тренчардом в качестве главного сторонника, сэром Чарльзом Порталом , сэром Артуром Харрисом и Сидни Бафтоном . Теории школы Тренчарда были успешно реализованы в Месопотамии (современный Ирак ), где бомбардировщики Королевских ВВС использовали фугасные бомбы и совершали обстрелы арабских войск. Методы так называемого «управления воздухом» также включали маркировку и определение местоположения целей, а также полет строем. Артур Харрис , молодой командир эскадрильи британских ВВС (позже получивший прозвище «Бомбардировщик» ), сообщил после миссии в 1924 году: «Теперь арабы и курды знают, что такое настоящая бомбардировка, с точки зрения потерь и ущерба. Они знают, что в течение 45 минут произойдет полноразмерная бомбардировка. деревня может быть практически уничтожена, а треть ее жителей убита или ранена». [28]
На официальном уровне в директивах Королевских ВВС подчеркивалось:
Во время этих нападений следует стараться, насколько это возможно, щадить женщин и детей, и с этой целью следует делать предупреждение, когда это практически возможно. Даже на этом этапе было бы неправильно думать, что авиация рассматривалась просто как инструмент быстрого возмездия. [29]
В заявлении четко указывалось, что способность самолетов применять наказания может быть открыта для злоупотреблений:
Их способность преодолевать большие расстояния на высокой скорости, их мгновенная готовность к действию, их независимость (в пределах радиуса действия отряда) от средств связи, их безразличие к препятствиям и маловероятность потерь среди летного состава в совокупности поощряют их использование в наступательных целях чаще, чем оправдания случая. [29]
В ходе британских ударов по Йемену за более чем шестимесячный период было сброшено шестьдесят тонн бомб за более чем 1200 летных часов. К августу 1928 года общие потери в наземных боях и воздушных атаках с йеменской стороны составили 65 человек убитыми и ранеными (один пилот Королевских ВВС был убит и один летчик ранен). [30] Между войнами ВВС Великобритании провели 26 отдельных воздушных операций на территории протектората Аден. Большинство из них были проведены в ответ на непрекращающийся бандитизм или в целях восстановления власти правительства. За исключением операций против йеменских сил, которые фактически прекратились к 1934 году, в общей сложности двенадцать человек погибли в результате воздушных атак, проведенных в период с 1919 по 1939 год. [31] Бомбардировки как военная стратегия оказались эффективным и действенным способом для британцев контролировать свои ближневосточные протектораты в 1920-х годах. Требовалось меньше людей по сравнению с сухопутными войсками. [32] [ нужна страница ]
Довоенные специалисты по планированию в целом сильно переоценивали ущерб, который могли нанести бомбардировщики, и недооценивали устойчивость гражданского населения. Шовинистическая национальная гордость сыграла важную роль: например, в то время, когда Германия все еще была разоружена, а Франция была единственным европейским соперником Британии, хвастался Тренчард, «французы в бомбардировочной дуэли, вероятно, визжали бы раньше нас». [33] В то время ожидалось, что любая новая война будет короткой и очень жестокой. В документе планирования британского кабинета министров от 1938 года предсказывалось, что в случае начала войны с Германией 35% британских домов будут поражены бомбами в первые три недели. Ожидания такого типа оправдали бы умиротворение Гитлера . в конце 1930-х годов [33]
Во время гражданской войны в Испании бомбардировка Герники немецкими авиаторами, включая Легион Кондор , под командованием националистов, привела к почти полному разрушению города. По оценкам, потери составили от 500 до 1500 человек. Хотя эта цифра была относительно небольшой, воздушные бомбардировщики и их вооружение постоянно совершенствовались, что уже предполагало разрушения, которые должны были произойти в ближайшем будущем. Однако теория о том, что « бомбардировщик всегда сможет пройти », стала казаться сомнительной, как заявил атташе США в 1937 году: «Теория мирного времени о полной неуязвимости современного типа бомбардировочного самолета больше не верна. Повышенные скорости обоих самолетов бомбардировщик и самолет преследования работали на пользу преследованию... Летающая крепость погибла в Испании».
Крупномасштабные бомбардировки гражданского населения , которые считались деморализующими противника, по-видимому, имели противоположный эффект. Э. Б. Штраус предположил: «Наблюдатели заявляют, что одним из наиболее примечательных последствий бомбардировок открытых городов в правительственной Испании стало сплочение в грозную боевую силу групп политических фракций, которые раньше вцепились друг другу в глотку...», мнением в целом соглашались гитлеровские с этим Люфтваффе , поддерживавшие испанских националистов. [34]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Стратегические бомбардировки, проводившиеся во время Второй мировой войны, не были похожи ни на какие предыдущие. Кампании, проводимые в Европе и Азии, могут включать в себя сброс с самолетов тысяч тонн обычных бомб или ядерного оружия на один город.
Бомбардировка территорий приобрела известность во время Второй мировой войны с использованием большого количества неуправляемых гравитационных бомб , часто с большим количеством зажигательных устройств , для неизбирательной бомбардировки целевого региона — для уничтожения военных рабочих, уничтожения техники и деморализации противника. В достаточно высокой концентрации он был способен вызвать огненную бурю . [35] Фугасные взрывчатые вещества часто представляли собой бомбы замедленного действия, предназначенные для убийства или запугивания тех, кто тушит пожары, вызванные зажигательными веществами. [36] : 329
Сначала для этого требовалось несколько самолетов, часто возвращавшихся к цели волнами. В настоящее время большой бомбардировщик или ракета могут быть применены с тем же эффектом на небольшой территории (например, на аэродроме), сбросив относительно большое количество бомб меньшего размера.
Стратегические бомбардировки проводились в Европе и Азии. Немцы и японцы использовали в основном двухмоторные бомбардировщики с полезной нагрузкой обычно менее 5000 фунтов (2300 кг) и никогда не производили более крупные самолеты. Для сравнения, британцы и американцы (которые начали войну преимущественно с бомбардировщиками одинакового размера) разработали свои стратегические силы на основе гораздо более крупных четырехмоторных бомбардировщиков для своих стратегических кампаний. Полезная нагрузка, перевозимая этими самолетами, варьировалась от 4000 фунтов (1800 кг) для B-17 Flying Fortress при выполнении дальних миссий. [37] до 8000 фунтов (3600 кг) для B-24 Liberator , [38] 14 000 фунтов (6 400 кг) для Avro Lancaster , [39] и 20 000 фунтов (9 000 кг) B-29 Superfortress , [40] с некоторыми специализированными самолетами, такими как «Special B» Avro Lancaster, несущий турнир Большого шлема массой 22 000 фунтов (10 000 кг) . [41]
В первый год войны в Европе стратегическая бомбардировка разрабатывалась методом проб и ошибок. Люфтваффе вторглась атаковали как гражданские, так и военные цели с первого дня войны, когда Германия в Польшу 1 сентября 1939 года. Кампания стратегических бомбардировок была начата немцами как предшественник вторжения в Соединенное Королевство, чтобы заставить RAF вступят в бой с Люфтваффе и будут уничтожены либо на земле, либо в воздухе. Эта тактика провалилась, и 11 мая 1940 года ВВС Великобритании начали бомбить немецкие города. [42] После битвы за Британию немцы начали ночной блиц, надеясь сломить моральный дух британцев и заставить британцев заключить мир.
Сначала налеты Люфтваффе совершались днем, но затем перешли на ночные бомбардировки, когда потери стали непосильными. Королевские ВВС, предпочитавшие высокоточные бомбардировки, также перешли на ночные бомбардировки, также из-за чрезмерных потерь. [43] [44] Перед Роттердамским блиц- налетом 14 мая 1940 года британцы ограничивались тактическими бомбардировками к западу от Рейна и военно-морских объектов. На следующий день после Роттердамского блиц-удара ВВС Великобритании была дана новая директива атаковать цели в Руре , включая нефтяные заводы и другие гражданские промышленные объекты, которые помогали военным усилиям Германии, такие как доменные печи , которые в ночное время светились самосветом. После того, как «Баттовый отчет» (выпущенный в сентябре 1941 года) доказал неадекватность методов и оборудования подготовки бомбардировочного командования британских ВВС , Королевские ВВС приняли стратегию зонального нападения, с помощью которой они надеялись воспрепятствовать военному производству Германии, ее силам сопротивления (путем уничтожения ресурсов и вынуждая Германию отвлекать ресурсы со своей линии фронта для защиты своего воздушного пространства) и ее моральный дух. [45] ВВС Великобритании значительно улучшили свою навигацию, так что в среднем их бомбы попадали ближе к цели. [46] В любом случае точность никогда не превышала радиуса 3 миль (4,8 км) от точки прицеливания. [47] [ нужна страница ]
приняли Военно-воздушные силы США политику высокоточных бомбардировок в дневное время для большей точности, как, например, во время налетов на Швайнфурт . Эта доктрина, основанная на ошибочном предположении, что бомбардировщики могут адекватно защитить себя от воздушных атак, повлекла за собой гораздо более высокие потери американцев, пока не стали доступны истребители дальнего сопровождения (например, « Мустанг» ). Условия на европейском театре военных действий очень затруднили достижение точности, достигнутой с помощью исключительного и сверхсекретного оптического бомбового прицела «Норден» в ясном небе над пустынными полигонами Невады и Калифорнии. Рейды над Европой обычно происходили в условиях очень плохой видимости, когда цели частично или полностью закрывались густыми облаками, дымовыми завесами или дымом от пожаров, возникших в результате предыдущих рейдов. В результате бомбовые нагрузки регулярно сбрасывались «вслепую», используя методы расчета пути, мало отличающиеся от тех, которые используются ночными бомбардировщиками Королевских ВВС. Кроме того, только ведущий бомбардировщик в строю фактически использовал прицел «Норден», а остальная часть строя сбросила бомбы только тогда, когда увидела, как бомбовая нагрузка ведущего самолета падает. Поскольку даже очень плотный строй бомбардировщиков мог прикрыть обширную территорию, разброс бомб, вероятно, был значительным. Добавьте к этим трудностям разрушительное воздействие все более точного зенитного огня и лобовых атак истребительной авиации, и теоретической точности бомбардировок в дневное время зачастую трудно достичь. [48] [49] Точность, описываемая как «точечная», в любом случае никогда не превышала лучший средний британский показатель в радиусе около 3 миль (4,8 км) от точки прицеливания. [47] [ нужна страница ] Послевоенные немецкие инженеры считали бомбардировки железных дорог, поездов, каналов и дорог более вредными для производства, чем нападения на сами заводы. Сэр Рой Федден (в своем отчете о послевоенной миссии британской научной разведки) называл это «фатальным» и говорил, что это снижает аэродинамическую эффективность. - производство двигателей на две трети (с максимального выпуска 5000 до 7000 в месяц). [50]
Стратегические бомбардировки были способом перенести войну в Европу, в то время как сухопутные войска союзников не смогли этого сделать. Между тем, военно-воздушные силы союзников заявили, что могут бомбить «круглосуточно». Фактически, лишь немногие цели были поражены британскими и американскими войсками в один и тот же день, а стратегическая изоляция Нормандии в день «Д» и бомбардировка Дрездена в феврале 1945 года были скорее исключением, чем правилом. Согласованных планов круглосуточной бомбардировки какой-либо цели вообще не существовало.
В некоторых случаях отдельные миссии рассматривались как стратегические бомбардировки. бомбардировка Рурских Таким событием была бомбардировка Пенемюнде, а также плотин . Миссия в Пенемюнде настолько задержала программу нацистской Германии Фау-2 , что она не стала основным фактором в исходе войны. [51]
Советские ВВС проводили стратегические бомбардировки Хельсинки , в период с 1939 по 1944 , столицы Финляндии год, при этом Финляндия в этот период подвергалась ряду бомбардировок со стороны СССР . Самыми крупными были три рейда в феврале 1944 года, получившие название « Великие рейды против Хельсинки» . [52] На налеты авиации финские ВВС ответили серией ночных проникающих бомбардировок аэродромов АДД под Ленинградом . [53]
Стратегические бомбардировки Европы так и не достигли того решающего завершения, которого достигла американская кампания против Японии , чему отчасти способствовала хрупкость японского жилья , которое было особенно уязвимо для бомбардировок зажигательными бомбами с использованием зажигательных устройств . Разрушение немецкой инфраструктуры стало очевидным, но кампания союзников против Германии по-настоящему увенчалась успехом только тогда, когда союзники начали атаковать нефтеперерабатывающие заводы и транспорт в последний год войны. В то же время стратегические бомбардировки Германии использовались для поднятия боевого духа союзников в период до возобновления сухопутной войны в Западной Европе в июне 1944 года.
На Азиатско-Тихоокеанском театре и военных действий Воздушная служба Императорского флота Японии Воздушная служба Императорской японской армии часто использовали стратегические бомбардировки сингапурских, бирманских и китайских городов, таких как Шанхай , Гуанчжоу , Нанкин , Чунцин , Сингапур и Рангун . Однако японские вооруженные силы в большинстве мест продвигались достаточно быстро, поэтому в кампании стратегических бомбардировок не было необходимости, а японская авиационная промышленность в любом случае была неспособна производить по-настоящему стратегические бомбардировщики. В тех местах, где это требовалось, меньшие по размеру японские бомбардировщики (по сравнению с британскими и американскими типами) не имели бомбовой нагрузки, достаточной для нанесения ущерба, который регулярно возникал в тот момент войны в Европе или позже в Японии.
Разработка B-29 дала Соединенным Штатам бомбардировщик с достаточной дальностью полета, чтобы добраться до японских островов из безопасности американских баз в Тихом океане или западном Китае. Захват японского острова Иводзима еще больше расширил возможности американцев в их стратегических бомбардировках. Фугасные и зажигательные бомбы были применены против Японии с разрушительным эффектом, при этом при бомбардировке Токио 9–10 марта 1945 года без разбора погибло больше людей, чем было вызвано либо Дрезденской миссией , либо атомными бомбами, сброшенными на Хиросиму или Нагасаки. . В отличие от кампании стратегических бомбардировок ВВС США в Европе, с ее общепризнанной (хотя и недостижимой) целью точного бомбардировки стратегических целей, бомбардировки японских городов с самого начала подразумевали преднамеренное нацеливание на жилые районы. Бомбовая нагрузка включала очень большое количество зажигательных веществ с целью поджечь легковоспламеняющиеся деревянные дома, распространенные в японских городах, и тем самым вызвать огненные бури. [54] [55] [56] [57]
Последним развитием стратегических бомбардировок во Второй мировой войне стало использование ядерного оружия. 6 и 9 августа 1945 года Соединенные Штаты взорвали ядерные бомбы над Хиросимой и Нагасаки, убив 105 000 человек и нанеся психологический шок японскому народу. 15 августа император Хирохито объявил о капитуляции Японии , заявив :
Более того, враг начал применять новую и самую жестокую бомбу, мощность которой действительно неисчислима и унесла жизни многих невинных людей. Если Мы продолжим борьбу, это приведет не только к окончательному краху и уничтожению японской нации, но и к полному исчезновению человеческой цивилизации. В таком случае, как Нам спасти миллионы Наших подданных? или чтобы искупить Себя перед священными духами Наших Императорских Предков? Вот почему Мы повелели принять положения Совместной декларации держав.
Холодная война
[ редактировать ]Ядерное оружие определяло стратегическую бомбардировку во время холодной войны . Эпоха массированных стратегических бомбардировок подошла к концу. На смену ему пришли более разрушительные атаки с использованием улучшенных технологий прицеливания и вооружения. Стратегические бомбардировки великих держав также стали политически неоправданными. Политические последствия разрушений, которые транслировались в вечерних новостях, положили конец не одной кампании стратегических бомбардировок.
Корейская война
[ редактировать ]Стратегические бомбардировки во время Корейской войны были огромной частью воздушной войны Соединенных Штатов. Он широко использовался для нанесения ударов по инфраструктуре и экономическим целям, вынуждая СССР и Китай использовать более экономические и материальные рычаги для поддержки усилий Северной Кореи. Он также был неизменно надежным для США, даже несмотря на вмешательство Китая и СССР на протяжении всей войны.
Хотя ядерное оружие никогда не применялось, в начале войны Стратегическое авиационное командование США имело наготове девять B-29 из 9-го бомбардировочного крыла, выступавших в качестве атомной оперативной группы, которые были отправлены на Гуам в дежурство.
( ВВС США USAF) поначалу проводили только тактические удары по стратегическим целям. Поскольку многие считали эту войну ограниченной , администрация Трумэна запретила ВВС США бомбить вблизи границ Китая и Советского Союза, опасаясь спровоцировать эти страны на вступление в войну. [58] Обычными целями были железнодорожные станции, мосты и аэродромы, стремясь нарушить линии снабжения и способность производить материалы для войны. Первой заметной стратегической бомбардировкой стала бомбардировка девятью B-29, которые бомбили нефтеперерабатывающий завод Rising Sun в Вонсане 6 июля 1950 года, за которым последовала бомбардировка химического завода в Хунгнаме. Позже в том же месяце, 30 июля, был взорван завод по производству азотных взрывчатых веществ Чосен в Хунгнаме, в результате чего был разрушен крупнейший промышленно-химический комплекс Конана.
Вмешательство Китая в войну в ноябре 1950 года резко изменило политику воздушных бомбардировок. В ответ на китайское вмешательство ВВС США провели интенсивную кампанию бомбардировок Северной Кореи, чтобы деморализовать северокорейцев и нанести Северной Корее такой же экономический ущерб, чтобы уменьшить ее способность вести войну. В ходе крупнейшего зажигательного рейда войны 70 B-29 сбросили зажигательные бомбы на город Синыйджу и стали свидетельством изменения политики бомбардировок с воздуха. Масштабные бомбардировки Северной Кореи продолжались до тех пор, пока 27 июля 1953 года между коммунистическими силами и силами ООН не было подписано соглашение о перемирии . [59] [60]
Вьетнамская война
[ редактировать ]Во Вьетнамской войне стратегические бомбардировки Северного Вьетнама в рамках операции «Раскаты грома» могли быть более масштабными, но опасения администрации Джонсона перед вступлением Китая в войну привели к ограничениям выбора целей, а также лишь к постепенному эскалация интенсивности.
Целью бомбардировок было деморализовать северных вьетнамцев, нанести ущерб их экономике и снизить их способность поддерживать войну в надежде, что они пойдут на переговоры о мире, но это не привело к таким последствиям. Администрация Никсона продолжала такого рода ограниченные стратегические бомбардировки на протяжении большей части войны, но склонялась к ее окончанию. Кампании операции «Полузащитник» представляли собой гораздо более тяжелые бомбардировочные кампании, снявшие многие ограничения, которые были наложены изначально, и начали летать бомбардировщики B-52. Такие изображения, как фотография Ким Фук Фан Тхи (хотя этот инцидент был результатом непосредственной поддержки с воздуха, а не стратегических бомбардировок), настолько встревожили американскую общественность, что она потребовала прекращения кампании.
Из-за этого, а также из-за неэффективности ковровых бомбардировок (отчасти из-за отсутствия идентифицируемых целей) было разработано новое высокоточное оружие. Новое оружие позволило сделать бомбардировки более эффективными и результативными с меньшими жертвами среди гражданского населения. Высокие жертвы среди гражданского населения всегда были отличительной чертой стратегических бомбардировок, но позже, во время холодной войны, ситуация начала меняться.
Лаос также подвергся сильным бомбардировкам во время войны во Вьетнаме. Хотя правительство США первоначально это отрицало, Лаос стал страной, подвергшейся самым сильным бомбардировкам на душу населения, в результате сброса более 2 миллионов тонн боеприпасов. [61] В Лаосе находились мощные линии снабжения коммунистических войск, и США стремились безопасно уничтожить их, прежде чем они смогут войти во Вьетнам и быть использованы против американских войск. Первой из многих целей внутри страны была «Равнина кувшинов», известная как логистический центр для сбора вооруженных сил и являющаяся главной авиабазой в Урдоне. Хотя в Лаосе проводились две разные воздушные операции, операция «Стальной тигр» была сосредоточена на стратегических бомбардировках для поддержки гражданской инфраструктуры, которая могла бы помочь в наступающем коммунистическом режиме, и помогала повстанцам оказать помощь Северному Вьетнаму. военный.
Стратегические бомбардировки вступали в новую фазу высокоинтенсивных атак, нацеленных конкретно на заводы, на строительство которых уходят годы и огромный инвестиционный капитал. В этих новых высокоинтенсивных и целенаправленных атаках использовались более новые и современные истребители, такие как McDonnell Douglas F-4 Phantom II, что позволило меньше полагаться на более тяжелые и уязвимые бомбардировщики.
Ирано-иракская война
[ редактировать ]После осени 1981 года, в условиях наземного контрнаступления Ирана, СССР снял эмбарго на поставки оружия и провел массовое перевооружение Ирака, в том числе на 40 МиГ-25, что позволило иракским ВВС бросить вызов иранским F-14 в их воздухе. космос. Ирак использовал Ту-22 «Блиндер» и Ту-16 «Баджер» стратегические бомбардировщики для совершения дальних высокоскоростных налетов на иранские города, включая Тегеран. Истребители-бомбардировщики, такие как МиГ-25 «Фоксбат» и Су-22 «Фиттер», использовались против целей меньшей или меньшей дальности, а также для сопровождения стратегических бомбардировщиков. В результате налетов пострадали гражданские и промышленные объекты, и каждый успешный рейд наносил экономический ущерб от регулярных стратегических бомбардировок. Иран также совершил несколько ответных воздушных налетов на Ирак, в первую очередь обстреливая приграничные города, такие как Басра. Иран также купил несколько «Скад» ракет в Ливии и запустил их по Багдаду. Они также нанесли ущерб Ираку.
Пост-холодная война
[ редактировать ]Стратегические бомбардировки в эпоху после окончания холодной войны определяются американскими достижениями в области умных боеприпасов и их использованием . Развитие управляемых боеприпасов означало, что силы Коалиции в Первой войне в Персидском заливе смогли их использовать, хотя большинство — 93% [62] — из бомб, сброшенных в том конфликте, все еще были обычные неуправляемые бомбы. Чаще всего во время войны в Косово и на начальных этапах операции «Свобода Ирака» 2003 года кампании стратегических бомбардировок отличались интенсивным использованием высокоточного оружия теми странами, которые им обладали. Хотя бомбардировки по-прежнему имели стратегические цели, широко распространенная тактика бомбардировок территорий времен Второй мировой войны по большей части исчезла. Это привело к значительно меньшему количеству жертв среди гражданского населения, связанных с предыдущими бомбардировками, хотя и не привело к полному прекращению гибели гражданского населения или сопутствующего материального ущерба. [63]
Кроме того, стратегические бомбардировки с помощью интеллектуальных боеприпасов теперь возможны за счет использования самолетов, которые традиционно считались тактическими по своему характеру, таких как F-16 Fighting Falcon или F-15E Strike Eagle , которые использовались во время операций «Буря в пустыне» и «Несокрушимая свобода» . и операция «Свобода Ирака» по уничтожению целей, для которых во время Второй мировой войны потребовались бы большие соединения стратегических бомбардировщиков. [ нужна ссылка ]
Во время кампании в Косово силы НАТО бомбили цели, расположенные далеко от Косово, такие как мосты в Нови-Саде , [64] электростанции вокруг Белграда [65] и блошиный рынок в Нише. [66] [67]
Во время войны в Южной Осетии в 2008 году российская авиация атаковала судостроительный центр Поти . [68]
Российское вторжение в Украину
[ редактировать ]В рамках российского вторжения в Украину волны ракет и беспилотников периодически поражали украинскую инфраструктуру, вызывая ущерб, гибель и ранения, а также серьезно влияя на распределение энергии на территории Украины и соседних стран. К концу ноября 2022 года почти половина энергосистем страны была разрушена, в результате чего миллионы украинцев остались без электроэнергии; Энергетики бросились восстанавливать услуги. [69] Методические атаки на электростанции и электрические узлы повлекли за собой большие экономические и практические издержки для Украины. [70] с серьезными последствиями для миллионов мирных жителей зимой. [71] [72] Предполагалось, что стратегическим намерением России было сломить волю украинского населения к продолжению войны. [73]
Воздушные бомбардировки и международное право
[ редактировать ]Воздушная война должна соответствовать законам и обычаям войны , включая международное гуманитарное право , защищая жертв конфликта и воздерживаясь от нападений на покровительствуемых лиц . [62]
Эти ограничения на ведение воздушной войны подпадают под действие общих законов войны, поскольку в отличие от войны на суше и на море, которая конкретно регулируется такими правилами, как Гаагская конвенция 1907 года и Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям , которые содержат соответствующие ограничения, запреты и руководящие принципы — договоров, касающихся воздушной войны, не существует. [62]
Чтобы быть законными, воздушные операции должны соответствовать принципам гуманитарного права: военной необходимости , различения и соразмерности : [62] Атака или действие должны быть направлены на помощь в разгроме противника; это должно быть нападение на законный военный объект , а ущерб, причиненный защищаемым гражданским лицам или гражданской собственности, должен быть пропорциональным, а не чрезмерным по отношению к конкретному и прямому ожидаемому военному преимуществу. [74] [75]
Пионеры
[ редактировать ]- Генри Х. «Хэп» Арнольд , ВВС США
- Джулио Дуэ , Королевские ВВС (Италия)
- Артур «Бомбер» Харрис , Королевские ВВС
- Кертис Лемэй , ВВС США
- Билли Митчелл , USAAS
- Александр П. де Северский в «Победе с помощью авиации» (книга 1942 года и фильм 1943 года)
- Карл Спаатц , ВВС США
- Хью Тренчард , Королевские ВВС
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Информационные примечания
- ^ Хессель 2005 , с. 107 Геббельс использовал несколько терминов, в том числе
Terrorangriffe (террористические рейды) или Terrorhandlungen (террористическая деятельность) ... Terrorflieger (летчики-террористы или летчики-террористы). Никто в Германии не использовал такую терминологию в связи с немецкими бомбардировками городов в Англии.
- ^ Фриц 2004 , с. 44
... Западные союзники... были «воздушными пиратами». «Они убийцы!» - кричали заголовки статьи, вышедшей из Берлина 22 февраля. Автор не только осудил "террористические бомбардировки" союзников, но и подчеркнул "особую радость", которую "англо-американские воздушные гангстеры" получали при убийстве невинных Немецкие мирные жители...
Цитаты
- ^ Longmate 1983 , стр. 122, 123 со ссылкой на отчет Singleton.
- ^ Барретт Тиллман (2014). Забытый пятнадцатый: Отважные летчики, которые нанесли вред военной машине Гитлера . Саймон и Шустер. п. 35. ISBN 978-1-62157-235-0 .
- ^ «Национальное обозрение», National Review , 111 : 51 , 1938 г.
- ^ «Круглый стол», Круглый стол : 515 , 1937 г.
- ^ Овери 2005 , с. 119 .
- ^ Мюрдал 1977 , стр. 252 .
- ^ Аксинн 2008 , с. 73 .
- ^ Алгео 1993 , с. 111 "Бомбо-террор. Бомбардировка, призванная ускорить окончание войны путем террора населения противника – 1941 г. Читать. Копать . Июнь стр. 58/2..."
- ^ Оксфордский словарь английского языка , террор,n , « террористические бомбардировки , интенсивные и неизбирательные бомбардировки, призванные запугать страну и заставить ее сдаться; террористический рейд , бомбардировочный налет такого рода».
- ^ Брауэр 1998 , с. 108 (упоминается, что историк Рональд Шаффер описал операцию «Кларион» , операцию, включавшую как бомбардировки, так и обстрелы, как террористическую атаку).
- ^ Кохави 2005 , с. 172 .
- ^ Тейлор 2005 , стр. 413, 414.
- ^ Зиберт, Детлеф. «Британская стратегия бомбардировок во Второй мировой войне» , 1 августа 2001 г., BBC.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тейлор 2005 , с. 430.
- ^ Тейлор 2005 , с. 434.
- ^ За 2013 год .
- ^ Бойн, Уолтер Дж. (2003). Влияние авиации на историю . Гретна, Луизиана: Пеликан. п. 99 . ISBN 9-781-589800-342 .
Цеппелин.
- ↑ Летный состав 1914 г. , с. 906.
- ^ Спенсер Такер; Лаура Матисек Вуд; Джастин Д. Мерфи, ред. (1999). Европейские державы в Первой мировой войне: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. п. 13. ISBN 978-0815333517 .
- ^ Тим Бенбоу, изд. (2011). Британская военно-морская авиация: первые 100 лет . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 29. ISBN 978-1409406129 .
- ^ Касл, Ян (август 2017 г.). «Стратегическая бомбардировка: готы над Лондоном» . Ежемесячник военной истории .
- ^ О'Коннелл, Роберт Л. (1990). «Готский бомбардировщик и истоки стратегических бомбардировок» . Журнал MHQ .
- ^ Дорр, Пол В. (1998). Британская внешняя политика, 1919–1939 гг . Издательство Манчестерского университета. п. 16. ISBN 978-0719046728 .
- ^ Ричард Овери, Бомбардировщики и бомбардировки: Воздушная война союзников над Европой 1940–1945 (2014), глава 1
- ^ Джереми Блэк, Вторая мировая война: причины и предыстория (2007), с. 392
- ^ Роберт Пейп (1996). Бомбардировка ради победы: авиация и принуждение на войне . Корнелл, УП. п. 60. ИСБН 0801483115 .
- ^ Бо Гросскап (2006). Стратегический террор: политика и этика воздушных бомбардировок . Книги Зеда. стр. 21–35. ISBN 978-1842775431 .
- ^ Гросскап (2006). Стратегический террор: политика и этика воздушных бомбардировок . Книги Зеда. п. 55. ИСБН 978-1842775431 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хейворд 2009 , с. 37.
- ^ Хейворд 2009 , стр. 53–54.
- ^ Хейворд 2009 , с. 54.
- ^ Опущено, 1990 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонсон, История воздушных боев . [ нужна проверка ] [ нужна страница ]
- ^ Air Power Стивена Будянски, Viking Penguin Books 2004, стр. 200–08.
- ^ Харрис, «Наступление бомбардировщиков Артура » (первое издание Коллинза, 1947 г.), военная классика Pen & Sword, 2005 г.; ISBN 1-84415-210-3
- ^ Овери, Ричард (2013). Бомбардировочная война – Европа 1939–1945 гг . Аллен Лейн. ISBN 978-0-713-99561-9 .
- ^ Фицсаймонс 1978a , с. 1736.
- ^ Фицсаймонс 1978b , с. 1736.
- ^ Фицсаймонс 1978b , с. 1697.
- ^ «Бомбовая нагрузка B-29 в конечном итоге достигла 9000 кг (20 000 фунтов)» ( Льюис 1994 , стр. 4)
- ^ Фицсаймонс 1978b , с. 1700.
- ^ Грейлинг, AC (2011). Среди мертвых городов: оправдано ли когда-нибудь нападение на мирное население во время войны? . А&С Черный. ISBN 978-1408827901 .
- ^ Картер, Ян (июнь 2018 г.). «Что делало истребительное командование после битвы за Британию?» . Имперский военный музей .
- ^ Картер, Ян (февраль 2018 г.). «Бомбардировочное командование Королевских ВВС во время Второй мировой войны» . Имперский военный музей .
- ↑ Заключение к отчету Синглтона от 20 мая 1942 г. ( Copp 1996 ).
- ^ Британское подразделение по исследованию бомбардировок, Стратегическая воздушная война против Германии, 1939–1945: отчет Британского подразделения по исследованию бомбардировок (перепечатка 1998 г.), глава 9 онлайн
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гастингс, бомбардировочное командование
- ^ Стюарт Росс, Стратегические бомбардировки Соединенных Штатов во Второй мировой войне: мифы и факты (2003), стр. 8, 52, 129–40.
- ^ Стивен Л. МакФарланд , Стремление Америки к точным бомбардировкам, 1910–1945 (1995)
- ^ Кристофер, Джон. Гонка за гитлеровскими X-самолетами (The Mill, Глостершир: History Press, 2013), стр. 77, 100.
- ^ Косгроув, Эдмунд (2003). Канадские боевые летчики . Дандурн. п. 135. ИСБН 978-0919614970 .
- ^ Ааке Песонен (1982). «Битва за Хельсинки». Фейерверк в небе (на финском языке). Книжная группа. ISBN 951-26-2318-8 .
- ^ Юкка О. Кауппинен; Матти Рёнкко (27 февраля 2006 г.). «Ночь бомбардировщиков» . Проверено 12 апреля 2010 г.
- ^ Гиймен, Жанна (2017). Скрытые зверства: японская бактериологическая война и американское препятствование осуществлению правосудия на Токийском процессе . Издательство Колумбийского университета. С. Глава 2 Военные трофеи – секретная японская биологическая наука. ISBN 978-0231544986 .
- ^ Райххардт, Тони (март 2015 г.). «Самый смертоносный воздушный налет в истории» . airspacemag.com .
- ^ Кеннеди, Дэвид М. (2003). Американский народ во Второй мировой войне: свобода от страха, часть вторая . Издательство Оксфордского университета. п. 421. ИСБН 978-0199840052 .
- ^ «Смертоносные бомбардировки японских городов США во время Второй мировой войны в значительной степени игнорировались» . Джапан Таймс . Март 2015.
- ^ Уэйн Томпсон и Бернард К. Нэлти (1996). «В пределах ограничений – ВВС США и Корейская война» (PDF) . Центр оборонной технической информации . Архивировано (PDF) из оригинала 28 февраля 2017 г.
- ^ «Корейская война 1950–1953» (PDF) . Национальный музей ВВС США .
- ^ Фатрелл, Роберт Ф. (февраль 1983 г.). «ВВС США в Корее, 1950–1953» (PDF) . Центр оборонной технической информации . Архивировано (PDF) из оригинала 29 июня 2020 г.
- ^ «- НАСЛЕДИЕ ВОЙНЫ: НЕРАЗРАЧИВАЮЩИЕСЯ БОЕПРИПАСЫ В ЛАОСЕ» . govinfo.gov . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Франсиско Хавьер Гисандес Гомес, полковник ВВС Испании, МККК: «Закон воздушной войны». Архивировано 21 декабря 2014 г. в Wayback Machine International Review of the Red Cross, № 323, стр. 347–63.
- ^ Крейг, Тим; Райан, Мисси; Гиббонс-Нефф, Томас (10 октября 2015 г.). «К вечеру — госпиталь. К утру — зона боевых действий» . Вашингтон Пост .
- ^ «Топ-20 направлений для медового месяца: одно из лучших в мире, близкое к нам и доступное» . B92.net .
- ^ "Udar po elektroenergetskom sistemu Srbije" .
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Ниш, 1999 г., бомбардировки НАТО, город Ниш, бомбардировки НАТО, 1999 г.» – через YouTube .
- ^ «Годовщина бомбардировки центра Ниша» . Южные новости .
- ^ Эрл Тилфорд. Разгром Россией Грузии: последствия для России и Америки
- ^ «Украинская война: почти половина энергосистемы Украины выведена из строя, - говорит премьер-министр» . Новости Би-би-си. 18 ноября 2022 г. Проверено 23 ноября 2022 г.
- ^ Кремер, Кристиан (26 октября 2022 г.). «Российские бомбардировки гражданской инфраструктуры увеличивают стоимость восстановления Украины: МВФ» . Рейтер . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ Бирнбаум, Майкл; Стерн, Дэвид Л.; Раухала, Эмили (25 октября 2022 г.). «Методические атаки России эксплуатируют слабость украинской энергосистемы» . Вашингтон Пост .
- ^ Сантора, Марк (29 октября 2022 г.). "Зеленский говорит, что около четырех миллионов украинцев сталкиваются с ограничениями по использованию электроэнергии" . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 29 октября 2022 г.
- ^ Стивенс, Брет (01 ноября 2022 г.). «Мнение | Не позволяйте Путину превратить Украину в Алеппо» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Джефферсон Д. Рейнольдс. «Сопутствующий ущерб на поле боя 21-го века: использование противником права вооруженных конфликтов и борьба за высокие моральные принципы». Обзор законодательства ВВС, том 56, 2005 г. (PDF), стр. 4–108.
- ^ Джин Даннен. Международное право о бомбардировке гражданского населения
Библиография
[ редактировать ]- Алгео, Джон (1993). Пятьдесят лет среди новых слов: словарь неологизмов, 1941–1991 (2, переиздание). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-44971-5 .
- Аксинн, Сидни (2008). Моральная армия . Издательство Университета Темпл. ISBN 978-1-59213-958-3 .
- Брауэр, Чарльз Ф. (1998). Вторая мировая война в Европе: последний год: Центр изучения Рузвельта . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-312-21133-2 .
- Бойн, Уолтер Дж. (1994). Столкновение крыльев: Вторая мировая война в воздухе . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 343, 344 . ISBN 0-671-79370-5 .
- Копп, Терри (сентябрь – октябрь 1996 г.). «Наступление бомбардировочного командования» . первоначально опубликовано в журнале Legion Magazine .
- Фицсаймонс, Бернард, изд. (1978а). Иллюстрированная энциклопедия оружия и боевых действий ХХ века . Том. 9. Лондон: Феб. п. 969.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - Фицсаймонс, Бернард, изд. (1978б). Иллюстрированная энциклопедия оружия и боевых действий ХХ века . Том. 16. Лондон: Феб. стр. 1697, 1700, 1736.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - Летный состав (1914 г.). «Авиация и война» . Рейс : 905–06.
- Фриц, Стивен Г. (2004). Эндкампф: солдаты, мирные жители и смерть Третьего рейха (иллюстрированное ред.). Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-2325-9 .
- Хейворд, Джоэл (2009). Воздушная мощь, повстанческое движение и «война с террором» . Центр исследований авиации Королевских ВВС. ISBN 978-0-9552189-6-5 .
- Хессель, Питер (2005). Тайна канадского летчика Франкенберга (иллюстрированное издание). Джеймс Лоример и компания. ISBN 1-55028-884-9 .
- Кохави, Арье Дж. (2005). Противостояние плену: Великобритания и США и их военнопленные в нацистской Германии (иллюстрировано под ред.). Книги прессы UNC. ISBN 0-8078-2940-4 .
- Льюис, Питер М.Х. (1994). «Б-29 Суперкрепость». В Grolier Incorporated (ред.). Академическая американская энциклопедия . Том. 10. Гролье Инкорпорейтед. ISBN 978-0-7172-2053-3 .
- Лонгмейт, Норман (1983). Бомбардировщики: наступление британских ВВС против Германии в 1939–1945 гг . Хатчинсон. ISBN 0-09-151580-7 .
- Мюрдал, Альва (1977). Игра в разоружение: как США и Россия управляют гонкой вооружений . Издательство Манчестерского университета, ND. ISBN 0-7190-0693-7 .
- Омисси, Дэвид (1990). Воздушная мощь и колониальный контроль: Королевские ВВС 1919–1939 гг . Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-2960-0 .
- Овери, Р.Дж. (2005). Воздушная война, 1939–1945 гг . Брасси. ISBN 978-1-57488-716-7 .
- Тейлор, Фредерик (2005). Дрезден: вторник, 13 февраля 1945 г. Лондон: Блумсбери. ISBN 0-7475-7084-1 .
- Тримбл, Майкл М. «Стратегические бомбардировки ВВС и их контрапункты от Первой мировой войны до Вьетнама». Ежеквартальный журнал Joint Force: JFQ 91 (2018): 82–89. Веб.
- Маккой А. Размышления о крупнейшей воздушной войне в истории. Критические азиатские исследования . 2013;45(3):481-489. дои:10.1080/14672715.2013.829670
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биддл, Тами Дэвис. Риторика и реальность в воздушной войне: эволюция британских и американских идей о стратегических бомбардировках, 1914–1945 (Принстонские исследования по международной истории и политике) (2004)
- Буг, Хорст , изд. Ведение воздушной войны во Второй мировой войне: международное сравнение (1992) 763 стр.; очень важная антология крупных исследователей
- Буг, Хорст, изд. Германия и Вторая мировая война: Том VII: Стратегическая воздушная война в Европе и война в Западной и Восточной Азии, 1943–1944/5 (Oxford UP, 2006), отрывок из официального тома 7 официальной истории Германии, 928 страниц, и текстовый поиск ; онлайн-издание
- Бакли, Джон (1999). Воздушная мощь в эпоху тотальной войны . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-33557-4 .
- Клодфелтер, Марк. «Стремление сломить волю: Бомбардировка немецкой морального духа Америкой во время Второй мировой войны и ее последствия», Журнал стратегических исследований , июнь 2010 г., Vol. 33 Выпуск 3, стр. 401–35.
- Клодфелтер, Марк. Полезные бомбардировки: прогрессивные основы американской авиации, 1917–1945 (University of Nebraska Press; 2010) 347 стр.
- Крэйвен, Уэсли Франк и Джеймс Ли Кейт. Армейские ВВС во Второй мировой войне (7 томов 1948–1958; год 1985), официальная история ВВС США.
- Дэвис, Ричард Г. «Изменения в стратегии бомбардировок, 1944–45», Air Power History 39 (1989) 33–45
- Фатрелл, Роберт Франк. Идеи, концепции, доктрина: история базового мышления в ВВС США, 1907–1964 гг. (2 тома, 1974 г.)
- Грейлинг, Энтони К. Среди мертвых городов: история и моральное наследие бомбардировок гражданского населения в Германии и Японии во время Второй мировой войны (Bloomsbury Publishing USA, 2009).
- Гриффит, Чарльз. Квест: Хейвуд Ханселл и американские стратегические бомбардировки во Второй мировой войне (1999), онлайн-издание
- Ханселл-младший, Хейвуд С. Воздушный план, победивший Гитлера (1980) онлайн-версия
- Кеннетт, Ли Б. История стратегических бомбардировок (1982)
- Кох, Х.В. «Стратегическое воздушное наступление против Германии: ранний этап, май – сентябрь 1940 г.». Исторический журнал , 34 (март 1991 г.), стр. 117–41. онлайн в JSTOR
- Левин, Алан Дж. Стратегическая бомбардировка Германии, 1940–1945 (1992) онлайн-издание
- МакИсаак, Дэвид. Стратегические бомбардировки во Второй мировой войне (1976), история официального американского обзора стратегических бомбардировок
- Мессенджер, Чарльз. «Бомбардировщик» Харрис и стратегическое бомбардировочное наступление, 1939–1945 (1984), защищает Харриса.
- Моррис, Крейг Ф. Истоки американской теории стратегических бомбардировок (US Naval Institute Press, 2017), 272 стр.
- Нилландс, Робин. Бомбардировочная война: воздушное наступление союзников против нацистской Германии (Overlook Press, 2001)
- Овери. Ричард. «Средства к победе: бомбы и бомбардировки» в книге Овери, «Почему союзники победили » (1995), стр. 101–33.
- Овери. Ричард. Бомбардировщики и бомбардировки: Воздушная война союзников над Европой 1940–1945 (2014), отрывок на 592 стр. и текстовый поиск ; более длинная версия была опубликована в Великобритании под названием The Bombing War: Europe, 1939–1945 (2013), 880 стр.
- Патлер, Николас. «США преследует свое ядерное прошлое? Сброс атомной бомбы переступил моральный порог». The Progressive Christian (зима 2009 г.), стр. 15–19, 36 .
- Патлер, Николас. «Рецензии на книгу / эссе: история бомбардировок гражданского населения в двадцатом веке и история бомбардировок». Журнал критических азиатских исследований (март 2011 г.), 153–56 .
- Шерри, Майкл. Подъем американской военно-воздушной мощи: создание Армагеддона (1987), важное исследование 1930–1960-х годов.
- Смит, Малькольм. «Воздушное наступление союзников», Журнал стратегических исследований (1990) 13 № 1, стр. 67–83.
- Спайт. Джеймс М. [1] «Бомбежка доказана» ] Г. Блес, 1944. ASIN B0007IVW7K (Спейт был главным помощником министра авиации) (Великобритания)
- Верье, Энтони. Наступление бомбардировщиков (1968), британский
- Вебстер, Чарльз и Ноубл Франкланд, Стратегическое воздушное наступление против Германии, 1939–1945 (HMSO, 1961), 4 тома. Важная критическая официальная история усилий бомбардировочного командования Королевских ВВС.
- Уэррелл, Кеннет П. «Стратегическая бомбардировка Германии во Второй мировой войне: затраты и достижения», Journal of American History 73 (1986) 702–13; в JSTOR
- Уэррелл, Кеннет П. Смерть с небес: история стратегических бомбардировок (2009) Хороший анализ
- Ветта, Фрэнк Дж. и Мартин А. Новелли. «Хорошая бомбардировка, плохая бомбардировка: Голливуд, воздушная война и мораль в Первой и Второй мировых войнах». Исторический журнал OAH 22.4 (2008): 25–29. онлайн