Сопровождающий истребитель
Истребитель сопровождения — это концепция истребителя, предназначенного для сопровождения бомбардировщиков к целям и обратно. Истребителю сопровождения требовалась достаточная дальность полета , чтобы достичь цели, продержаться над ней на протяжении всего налета, защищая бомбардировщики, и вернуться.
ряд двухмоторных тяжелых истребителей с большим запасом топлива был разработан для эскорта Еще до начала Второй мировой войны . Такие тяжелые истребители в значительной степени не справлялись со своей предполагаемой ролью сопровождения во время войны, поскольку их обычно превосходили более маневренные одномоторные истребители. По мере развития войны конструкция истребителей большей дальности и использование подвесных баков позволили одномоторным истребителям выполнять задачи сопровождения. В послевоенную эпоху появление реактивных двигателей и присущая им малая дальность действия сделали создание истребителей сопровождения очень трудным. Соответствующая концепция истребителя проникновения ненадолго возникла в 1950-х, а затем в 1960-х годах, но не привела к созданию какого-либо серийного самолета. Истребители-паразиты — небольшие самолеты, предназначенные для перевозки специализированными бомбардировщиками — рассматривались как возможное решение проблемы ограниченной дальности действия большинства традиционных истребителей сопровождения. впервые экспериментировавший с Первой мировой войной Разработанный в США XF-85 Goblin, , стал последним специализированным истребителем-паразитом, от которого отказались в 1949 году из-за технических проблем, а также появления практических моделей. дозаправка в воздухе .
Роль сопровождения уменьшилась, поскольку современная доктрина воздушного боя уделяет большое внимание идее превосходства в воздухе и его важности для способности ВВС проводить эффективные операции. Превосходство в воздухе определяется как ситуация, в которой военно-воздушные силы доминируют в воздушном пространстве до такой степени, что могут проводить любые операции без вмешательства со стороны воздушных противников. Сражаться с противником, обладающим превосходством в воздухе, на данном пространстве боя гораздо сложнее, поскольку любая наступательная или оборонительная тактика, скорее всего, будет подавлена. [ 1 ]
Первая мировая война и межвоенный период
[ редактировать ]Первые крупные стратегические бомбардировки были проведены во время Первой мировой войны . Первоначально используя Zeppelins , [ 2 ] а затем большими бомбардировщиками, такими как Gotha G.IV и Handley Page Type O , [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] этим рейдам все чаще противостояла истребительная авиация . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Эти бойцы существенно выиграли от присущей им асимметрии; атакующему самолету приходилось пролетать большие расстояния, чтобы достичь своей цели, и, следовательно, он должен был быть достаточно большим, чтобы нести необходимый запас топлива, в то время как обороняющиеся истребители летали только на небольшое расстояние и, следовательно, могли быть намного легче и иметь более высокие характеристики.
В начале 1916 года британское военное министерство разработало спецификацию на многоместный истребитель сопровождения, предназначенный для защиты группировок бомбардировщиков от немецких истребителей. [ 9 ] Хотя спецификация не требовала высокой скорости, важное значение имело хорошее поле обстрела для орудий. [ 10 ] Были построены прототипы самолетов — Armstrong Whitworth FK6 , Sopwith LRTTr и Vickers FB11 — все три разместили стрелков в гондолах, чтобы обеспечить широкие поля обстрела. [ 9 ] Разработка эффективного синхронизирующего оборудования , которое означало, что истребители меньшего размера могли быть столь же эффективными, привела к прекращению разработки этих конструкций.
Поскольку боевики одержали верх, рейды почти всегда проводились в ночное время. В межвоенный период это привело к созданию специализированных конструкций ночных бомбардировщиков , которые были сосредоточены на решении проблемы дальней навигации в ночное время. В 1932 году, перед лицом растущей мощности бомбардировщиков, премьер-министр Великобритании Стэнли Болдуин предположил, что попытки перехвата неизбежно не всегда будут успешными и что « бомбардировщик всегда сможет пройти ». Более того, из-за отсутствия возможностей точного прицеливания считалось, что бомбардировщики могут атаковать городские районы в целом; Болдуин отметил, что их основной целью будет «убивать женщин и детей врага быстрее, чем они убивали ваших». [ 11 ]
Такое положение дел было сочтено неприятным, и было уделено некоторое внимание методам, позволяющим осуществлять бомбардировки в течение дня. Две идеи стали популярными. Шнельбомбардировщик был очень быстрым самолетом, который просто пролетал мимо более медленных истребителей из-за дополнительной мощности их двухмоторной конструкции. Это было с большим успехом продемонстрировано на многочисленных воздушных гонках в начале 1930-х годов, где легкие близнецы легко превосходили истребители. [ 12 ] [ 13 ] Однако такая ситуация существовала лишь в течение короткого периода, пока в середине 1930-х годов не появились более мощные авиационные двигатели , и одномоторный истребитель снова не смог догнать двухмоторный бомбардировщик. [ сомнительно – обсудить ] Другая идея заключалась в истребителе сопровождения, который должен был попытаться отразить атаки обороняющихся до того, как они доберутся до бомбардировщиков. Чтобы иметь желаемую дальность полета, самолет должен был нести большой запас топлива, а в то время для этого требовался двухмоторный самолет. Такая конструкция не могла бы маневрировать с одномоторными дневными истребителями , поэтому внимание было уделено характеристикам.
Вторая мировая война
[ редактировать ]На службе ВВС
[ редактировать ]Люфтваффе Стратегия была основана в основном на дневных тактических бомбардировках приложила значительные усилия к разработке концепции истребителей сопровождения и перед началом Второй мировой войны . [ 14 ] [ 15 ] Одним из главных результатов этого внимания стал тяжелый истребитель Мессершмитт Bf 110 , который производился широко. На момент своего появления Bf 110 был одним из самых быстрых серийных самолетов, когда-либо построенных, но, как и в случае с конструкциями шнельбомбардировщиков, к началу конфликта его преимущество в характеристиках было серьезно подорвано.
Во время битвы за Британию Люфтваффе использовали как Мессершмитты Bf 109, так и Bf 110, базировавшиеся во Франции, в качестве истребителей-бомбардировщиков сопровождения. Хотя Bf 109 летал с относительно близких аэродромов во Франции, он действовал на пределе своей дальности и не мог долго оставаться рядом с бомбардировщиками, если у него было топливо для возвращения, в то время как Bf 110, специально разработанный для роли эскорта, имел худшие характеристики и легко уступал ВВС Королевских Supermarine Spitfires и Hawker Hurricanes . [ 15 ] [ 16 ] В тех немногих ситуациях, когда немецкие бомбардировщики сопровождали только Bf 110, истребители британских ВВС могли просто игнорировать их и практически беспрепятственно атаковать бомбардировщики. В боях, в которых истребители предпочитали вместо этого атаковать BF 110, в результате обычно возникал относительно высокий уровень потерь Bf 110. [ 17 ]
В одном известном примере группа из семидесяти двух Heinkel He 111 из Норвегии в сопровождении Bf 110 совершила атаку на Ньюкасл . Обороняющиеся «Харрикейны» и «Спитфайры» смогли совершенно безнаказанно выбрать свои цели, в конечном итоге без потерь уничтожив восемь He 111 и семь Bf 110. Рейд оказался такой катастрофой, что Люфтваффе отказались от атак из Норвегии и направили оставшиеся самолеты во Францию. [ 18 ] С этого момента Bf 110 в основном были выведены из роли эскорта, отчасти потому, что их было потеряно так много, что в краткосрочной перспективе невозможно было выставить достаточное количество самолетов; когда он вернулся, его в основном использовали как легкий бомбардировщик . [ 19 ] [ 20 ] и ночной истребитель вместо этого. [ 21 ]
На службе РАФ
[ редактировать ]В отличие от своих немецких коллег, ВВС Великобритании долгое время выступали против развития эскорта. Основная причина была в основном организационной. бывшей ПВО Великобритании В 1936 году функции были разделены на истребительное командование Королевских ВВС и бомбардировочное командование Королевских ВВС . Истребительное командование считало, что использование своих истребителей в качестве защиты во время бомбардировок потребует их собственной численности. 30 ноября 1936 года начальник штаба Шолто Дуглас официально утвердил эту должность, заявив, что «бомбардировщики должны иметь возможность позаботиться о себе без дополнительного эскорта истребителей». Распределение производства соответствовало этому правилу, ограничивая количество истребителей, поставляемых для использования на передовой линии Британского экспедиционного корпуса , а остальные отправляя в соединения Великобритании. [ 22 ] [ диапазон страниц слишком широк ]
В то же время вновь сформированное бомбардировочное командование разрабатывало свои планы исходя из предположения, что сопровождения не будет. Это произошло из-за совокупности факторов. Одним из них было убеждение, что улучшенная навигационная техника позволит ночным бомбардировщикам атаковать точечные цели. Во-вторых, непосредственно перед войной новые и гораздо более крупные самолеты, такие как « Виккерс Веллингтон» прибыли , оснащенные тяжелым оборонительным вооружением. Это убедило некоторых в бомбардировочном командовании, что дневные налеты не потребуют сопровождения. [ 22 ] [ диапазон страниц слишком широк ]
Идея дневных налетов быстро закончилась после катастрофического воздушного боя в Гельголандской бухте , в котором группа из 22 «Веллингтонов» потеряла 12 самолетов от немецких истребителей, атаковавших военные корабли в гавани. [ а ] До конца войны ВВС Великобритании были убеждены, что ночные бомбардировки — единственная стратегия выживания, и это мнение серьезно не пересматривалось. Командование как истребителей, так и бомбардировщиков выдвинуло доктринальные аргументы против сопровождения даже после того, как фоторазведывательные версии «Спитфайров» летали вглубь Германии на дальностях, которые позволяли им сопровождать дневные бомбардировки. [ 22 ] [ диапазон страниц слишком широк ]
Во время подготовки к наступлению «Большой недели» ВВС США попросили ВВС Великобритании рассмотреть возможность проведения дневных бомбардировок с эскортом «Спитфайров». Истребительное командование заявило, что это невозможно, и провело несколько весьма сомнительных расчетов, чтобы «доказать» это. Это привело к тому, что два Spitfire были отправлены в Райт-Паттерсон , где было добавлено много новых топливных баков без существенного влияния на производительность. Их теперь превосходная дальность полета была продемонстрирована при перелете через Атлантику в Англию. Несмотря на эту демонстрацию, истребительное командование не спешило рассматривать такие адаптации, и только после того, как Pointblank пришел к выводу, что было дано окончательное одобрение, после чего они не увидели необходимости в таких преобразованиях. [ 22 ]
На службе в ВВС США.
[ редактировать ]ВВС США Кампания высокоточных стратегических бомбардировок против немецкой промышленности была возможна только в течение дня. Сначала это не рассматривалось как проблема; Бомбардировщики Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator были наиболее тяжеловооруженными самолетами того времени. [ 24 ] [ 25 ] плотные построения Были запланированы их , создающие перекрестный огонь из пулеметов 50-го калибра , который должен был отбиваться от противника без необходимости истребительного сопровождения. Некоторые официальные лица утверждали, что истребители сопровождения совершенно непрактичны. [ 26 ] Служба по-прежнему убеждена в этой стратегии, несмотря на продолжающиеся предупреждения Королевских ВВС о том, что этого не произойдет.
На ранних этапах усилий США бомбардировки часто проводились без истребителей сопровождения. Немецкие летчики-истребители были подняты в воздух для отражения этих налетов и вскоре поняли, что им гораздо легче уничтожать соединения без сопровождения, чем те, которые сопровождаются. В результате истребители атаковали соединения бомбардировщиков, участвовавшие в операциях на большие расстояния, поскольку у них не было сопровождения. Они быстро определили точку, в которой истребители будут вынуждены развернуться, и сосредоточили свои истребители сразу за этой точкой.
Потери бомбардировщиков USAAF постепенно увеличивались, и экспериментальные «боевые корабли», такие как YB-40, не сделали ничего существенного для их уменьшения. [ 27 ] Кульминацией этого стал катастрофический Второй рейд на Швайнфурт 14 октября 1943 года, в ходе которого 26% атакующих сил было уничтожено или списано из-за повреждений. [ 28 ]
Это заставило ВВС США прийти к выводу, что их бомбардировщикам B-17 необходимо что-то сделать для уменьшения потерь и что эскорты приносят ощутимую выгоду в снижении уровня потерь, особенно с учетом того, что интенсивность немецких усилий по перехвату возросла. существенно вырос, [ 29 ] до такой степени, что бомбардировки без сопровождения стали не поощряться. [ 30 ] Осознание этого в конечном итоге привело к разработке истребителей сопровождения дальнего действия. [ 31 ] Ряд несвязанных между собой событий предоставил США возможность быстро удовлетворить эту потребность. До вступления в войну истребительные силы ВВС США интересовались истребителями-бомбардировщиками и разработали серию самолетов с пушечным вооружением, среди которых Lockheed P-38 Lightning был достаточно большим и имел большой запас топлива. В отличие от более ранних двухмоторных конструкций, таких как Bf 110, «Лайтнинг» оказался конкурентоспособным по отношению к немецким истребителям, с которыми он столкнулся, что позволило легко адаптировать его к роли эскорта за счет использования сбрасываемых баков . [ 32 ] [ 33 ] 3 марта 1944 года 55-я истребительная группа пролетела на своих P-38 над Берлином. [ 34 ]
Вскоре последовали дальнейшие адаптации. На Republic P-47 Thunderbolt был установлен мощный двигатель, позволяющий перевозить большие грузы. Это делало его подходящим в роли истребителя-бомбардировщика , а также давало возможность нести большие топливные баки. [ 35 ] [ 36 ] Наконец, чрезвычайно высокая эффективность ламинарного крыла североамериканского Merlin с двигателем P-51 Mustang обеспечивала ему беспрецедентную дальность полета даже на внутреннем топливе, а с внешними баками он мог покрыть большую часть Европы. Хотя P-51 не предназначен для сопровождения, он остается каноническим образцом этого класса. [ 37 ] [ 38 ]
Холодная война
[ редактировать ]Успехи P-47N и P-51 создали впечатление, что истребитель сопровождения — это концепция, заслуживающая продолжения после окончания войны. Высокий расход топлива в ранних реактивных двигателях затруднял проектирование таких самолетов, и был опробован ряд экспериментальных проектов, в которых использовалась смешанная мощность, обычно турбовинтовой и реактивный двигатели, но они не соответствовали требованиям к характеристикам. Новая концепция, микроистребитель McDonnell XF-85 Goblin , который планировалось использовать в качестве истребителя-паразита для стратегического бомбардировщика Convair B-36 Peacemaker , был испытан на Boeing B-29 Superfortress и оказался совершенно невозможным для оперативного использования. [ 39 ] [ 40 ] В последующем проекте FICON была предпринята аналогичная попытка стыковки реактивных истребителей с тяжелыми бомбардировщиками с помощью трапецеидального механизма или законцовок их крыльев. [ 41 ]
Хотя проекты специализированных истребителей сопровождения, таких как XF-85 Goblin, ни к чему не привели, развитие технологий и характер ведения войн позволили роли истребителей сопровождения постепенно слиться с типами истребителей, поэтому этот термин выпал из употребления. использовать. Во время Корейской войны Lockheed F-80 Shooting Star , а затем North American F-86 Sabre сопровождали тяжелые бомбардировщики B-29 и Republic F-84 Thunderjet ударные истребители . [ 42 ]
Хотя бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie со скоростью 3 Маха должен был быть невосприимчив к атакам противника из-за своей скорости, [ 43 ] [ 44 ] Компания North American Aviation кратко предложила North American XF-108 Rapier в качестве эскорта перехватчик . В данном случае использовался термин « истребитель проникновения », поскольку предполагалось, что самолет не будет фактически сопровождать бомбардировщики, а вместо этого должен был влететь в советское воздушное пространство задолго до бомбардировщиков и атаковать советские перехватчики задолго до того, как они смогут приблизиться. бомбардировщики. [ 45 ] [ 46 ]
С развитием управляемых ракет , особенно ракет класса «земля-воздух» , планы создания специальных истребителей сопровождения, предназначенных для сопровождения ядерных бомбардировщиков, постепенно сошли со сцены. Ракетные технологии означали, что перехватчики редко вступали в прямой бой с бомбардировщиками, если вообще когда-либо, а эскорт мало что мог сделать против ракет. В то же время развитие баллистических ракет наземного и подводного базирования снизило значение бомбардировщиков – они стали всего лишь одним элементом ядерной триады в США и практически полностью игнорировались в СССР. Более того, поскольку концепция гарантированного взаимного уничтожения занимала центральное место в политической повестке дня на протяжении всей холодной войны, обмен ядерными ударами становился все менее вероятным, в результате чего существующие конструкции истребителей оказались более чем достаточными для их защиты в ведущихся войнах. Во Вьетнаме, например, McDonnell Douglas F-4 Phantom II , а иногда и Vought F-8 Crusaders сопровождали американские бомбардировщики, такие как Boeing B-52 Stratofortresses , Republic F-105 Thunderchiefs. и Дуглас А-4 Скайхокс . В некоторых случаях задачи F-4 были «смешанными», когда часть F-4 была оснащена бомбами, а часть F-4 выполняла функции сопровождения (аналогичные случаи имели место и с F-8).
Современная эпоха
[ редактировать ]Появление истребителей завоевания превосходства в воздухе , таких как McDonnell Douglas F-15 Eagle , означало, что ценные активы, такие как танкеры , системы раннего предупреждения и управления с воздуха , командные платформы, бомбардировщики и штурмовики, будут защищены истребителями завоевания превосходства в воздухе, иногда летающими далеко. на поле и впереди них, вступая в бой с удаленными воздушными подразделениями противника, а не с помощью прямого эскорта, находящегося в поле зрения поблизости.
Разработка многоцелевого истребителя , такого как McDonnell Douglas F/A-18 Hornet , также снизила потребность в сопровождении, поскольку самолеты, выполняющие воздушные удары, стали способны эффективно защищаться. [ 47 ]
В 2010-х годах ВВС США находились на ранних стадиях разработки нового истребителя, предназначенного для сопровождения стратегического бомбардировщика следующего поколения Northrop Grumman B-21 Raider . [ 48 ] [ 49 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Подполковник Столл, Ханс Г. «Доктрина Люфтваффе и превосходство в воздухе во время Второй мировой войны: опыт Люфтваффе». Военно-воздушный колледж США, 1994. с. 1.
- ^ Робинсон 1973, стр. 85–94.
- ^ Фредетт 1974, стр. 60–61.
- ^ Коул и Чизман 1984, стр. 243–46.
- ^ Джонс 2009a , стр. 142, 145, 146–47, 148.
- ^ Марш, Фрэнсис А. (1919). История мировой войны . Филадельфия: Объединенные издатели США и Канады. п. 419 .
- ^ «Заявление о пуле Брока» (PDF) . Flightglobal.com . Журнал летного авиаинженера . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Фредетт 1974, стр. 212.
- ^ Jump up to: а б Брюс 1957, с. 25.
- ^ Мейсон 1992, с. 67.
- ^ Кейт Миддлмас и Энтони Джон Лейн Барнс, Болдуин: Биография , Вайденфельд и Николсон, 1969, стр. 722.
- ^ Чиглик и Савич, 2007, стр. 6–7.
- ^ Мойес 1966, стр. 3–4.
- ^ Маккей 2000, с. 9.
- ^ Jump up to: а б Иден 2004, с. 342.
- ^ Иден 2003, с. 168.
- ^ Уил 1999, стр. 43–51.
- ^ «Черный четверг Люфтваффе » . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Уил 1999, стр. 50–51.
- ^ Bergstrom, Dikov & Antipov 2006, p. 67.
- ^ Тредвелл 2003, с. 76.
- ^ Jump up to: а б с д Стаббс, Дэвид (апрель 2014 г.). «Слепое пятно? Королевские ВВС (RAF) и истребители дальнего действия, 1936–1944» . Журнал военной истории . 78 (2): 673–702.
- ^ Холмс, Робин (2010). Битва в Гельголандской бухте, 1939 год: Королевские ВВС и боевое крещение Люфтваффе . Лондон: Груб-стрит. п. 86. ИСБН 978-1-906502-56-0 .
- ^ «Летающая крепость (B-17G): обзор сильных американских тяжеловесов». Рейс, 4 мая 1944 г., стр. 473–76.
- ^ Фриман 1993, с. 8.
- ^ Миллер 2007, стр. 42–46.
- ^ Левин 1992, с. 90.
- ^ Кейт и Крейвен 1983, стр. 704–05.
- ^ Боуман 2002, с. 7.
- ^ Вейгли 1977, с. 339.
- ^ Майор Лешер, Ли А. «Эволюция доктрины дальнего сопровождения во время Второй мировой войны» Воздушный командно-штабной колледж США, 1988. с. 6.
- ^ Джонсен 2003, стр. 75.
- ^ Кэйдин, Мартин. Дьявол с вилкохвостым , Нью-Йорк: Ballantine Books, 1983. ISBN 0-345-31292-9 .
- ^ Боди 2001, с. 223.
- ^ «RAF Thunderbolts» , рейс : 600 (подпись к фотографии), 7 декабря 1944 г.
- ^ "Республика P-47D Thunderbolt" . Архивировано 24 марта 2007 г. в Wayback Machine Музее полетов . Проверено: 12 июля 2006 г.
- ^ Бойлан 1955, стр. 155–56.
- ^ Шерман, Стивен. «Асы Восьмой воздушной армии во Второй мировой войне». Архивировано 13 августа 2011 года на Wikiwix Ace Pilots , июнь 1999 года. Дата обращения: 7 августа 2011 года.
- ^ Ганстон 1975, с. 483.
- ^ Лепаж 2009, стр. 257–58.
- ^ Андерсон, майор Кларенс Э. «Бад». «Опыты с соединением законцовок крыла самолета». Общество летчиков-экспериментаторов.
- ^ Макларен 1998, [ нужна страница ]
- ^ Спик 1986, стр. 4–5.
- ^ Педлоу и Вельценбах 1992, с. 9.
- ^ Роберт Лайонс-младший, «В поисках продвинутого истребителя». Архивировано 22 февраля 2017 г. в Wayback Machine , Колледж командования и штаба ВВС США, 1986 г.
- ^ «Информационный бюллетень: North American F-108A Rapier». Архивировано 28 декабря 2014 г. в Wayback Machine , Национальный музей ВВС США.
- ^ Дженкинс 2000, с. 19.
- ^ Мизоками, Кайл (20 сентября 2016 г.). «ВВС хотят, чтобы новый истребитель сопровождал их новый бомбардировщик-невидимку» . Популярная механика .
- ^ Фарли, Роберт. «Рейдер и его «маленький приятель»: какой истребитель будет сопровождать B-21 ВВС США?» . Дипломат .
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер и Диков, Андрей и Аптипов, Владислав. Черный Крест – Красная Звезда, Воздушная война на Восточном фронте. Том 3. Всё для Сталинграда . Игл Эдишнс Лимитед, 2006. ISBN 0-9761034-4-3 .
- Боди, Уоррен М. Lockheed P-38 Lightning: полная история истребителя Lockheed P-38 . Хейсвилл, Северная Каролина: Widewing Publications, 2001 [1991]. ISBN 0-9629359-5-6 .
- Боуман, Мартин В. Подразделения «Летающая крепость» B-17 Восьмых воздушных сил, Том 2 . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2002. ISBN 1-84176-434-5 .
- Бойлан, Бернард. Разработка истребителя дальнего сопровождения . Вашингтон, округ Колумбия: Исторический отдел ВВС США, Научно-исследовательский институт, Авиационный университет, 1955. Дата обращения: 15 июля 2014 г.
- Брюс, Дж. М. (1957), Британские самолеты 1914–18 , Лондон: Патнэм
- Коул, Кристофер и Чизмэн, Э.Ф. Противовоздушная оборона Великобритании 1914–1918 гг . Лондон: Патнэм, 1984. ISBN 0-370-30538-8 .
- Крэйвен, Уэсли; Кейт Ли, Джеймс (1949). Армейские военно-воздушные силы во Второй мировой войне: Европа, от факела до поинтбланка, с августа 1942 по декабрь 1943 года . Том. II. Чикаго: Чикагский университет. OCLC 1068351234 – через Hyperwar Foundation.
- Иден, Пол (2003). Анатомия авиации Второй мировой войны . Aerospace Publishing Ltd. Лондон: ISBN 978-1-905704-32-3 .
- Иден, Пол (2004). Энциклопедия самолетов Второй мировой войны . Aerospace Publishing Ltd. Лондон: ISBN 978-1-904687-83-2 .
- Фриман, Роджер А. Крепость B-17 в войне . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1977. ISBN 0-684-14872-2 .
- Фредетт, Раймонд Х. Небо в огне: Первая битва за Британию 1917–1918 гг . Нью-Йорк: Харвест, 1976. ISBN 0-15-682750-6 .
- Ганстон, Билл. «Паразитарные защитники». Airplane Monthly, том 3, № 10, октябрь 1975 г.
- Дженкинс, Деннис Р. F/A-18 Hornet: история успеха ВМФ . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл, 2000. ISBN 978-0-07-134696-2 .
- Джонсен, Фредерик (2003). Стив Гансен (ред.). Вооружение Восьмой воздушной армии . Сент-Пол, Миннесота: MBI. ISBN 978-0-7603-1340-4 .
- Джонс, Х.А. (2009) [1937]. Война в воздухе — роль, которую Королевские ВВС сыграли в Великой войне . Том. VI (Имперский военный музей и военно-морская и военная пресса, изд. Акфилда). Лондон: Кларендон Пресс. ISBN 978-1-84342-417-8 .
- Лесниченко Владимир. «Боевые составы: советское использование «базовых кораблей» для перевозки истребителей, 1931–1941». Air Enthusiast , № 84, ноябрь/декабрь 1999 г.
- Левин, Алан Дж. Стратегические бомбардировки Германии, 1940–1945. Вестпорт, Коннектикут: Прегер, 1992. ISBN 0-275-94319-4 .
- Макларен, Дэвид. Republic F-84 Thunderjet, Thunderstreak & Thunderflash: фотохроника . Атглен, Пенсильвания: Военная/авиационная история Шиффера, 1998. ISBN 0-7643-0444-5 .
- Миллер, Дональд Л. Восьмая воздушная армия: экипажи американских бомбардировщиков в Великобритании . Лондон: Аурум Пресс, 2007. ISBN 978-1-84513-221-7 .
- Мойес, Филип-младший Бристоль Бленхейм I (Самолет в профиле 93) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Профильные публикации, 1966.
- Педлоу, Грегори В. и Дональд Э. Вельценбах. «Текущая ситуация с эскортом и девушками по вызову в Мумбаи» . Центральное разведывательное управление и воздушная разведка: программы U-2 и OXCART, 1954–1974 гг. Вашингтон, округ Колумбия: Центральное разведывательное управление, 1992. ISBN отсутствует.
- Робинсон, Дуглас Х. Гиганты в небе: история жесткого дирижабля. Хенли-он-Темз, Великобритания: Фулис, 1973. ISBN 978-0-85429-145-8 .
- Драган, Савич; Чиглич, Борис (2002), хорватские асы Второй мировой войны , Самолет асов № 49, Оксфорд: Osprey Publishing, ISBN 978-1-84176-435-1 .
- Спик, Майк. Современные боевые самолеты: B-1B . Нью-Йорк: Прентис Холл, 1986. ISBN 0-13-055237-2 .
- Тредуэлл, Терри К. Мессершмитт Bf 110 (классическая авиация времен Второй мировой войны). Бристоль, Эйвон, Великобритания: Cerberus Publishing Ltd., 2005. ISBN 1-84145-107-X .
- Уил, Джон (1999), Messerschmitt Bf 110 Zerstörer Aces of Two World War , Самолет асов № 25, Лондон: Osprey, ISBN 1-85532-753-8 .
- Вейгли, Рассел Фрэнк. Американский путь войны: история военной стратегии и политики Соединенных Штатов. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1977. ISBN 0-253-28029-X .
См. также
[ редактировать ]- Воздушная война
- Перехватчик , основной противник истребителя сопровождения
- Дикая ласка