Jump to content

Сопровождающий истребитель

Североамериканский P-51 Mustang — один из самых известных истребителей сопровождения Второй мировой войны .

Истребитель сопровождения — это концепция истребителя, предназначенного для сопровождения бомбардировщиков к целям и обратно. Истребителю сопровождения требовалась достаточная дальность полета , чтобы достичь цели, продержаться над ней на протяжении всего налета, защищая бомбардировщики, и вернуться.

ряд двухмоторных тяжелых истребителей с большим запасом топлива был разработан для эскорта Еще до начала Второй мировой войны . Такие тяжелые истребители в значительной степени не справлялись со своей предполагаемой ролью сопровождения во время войны, поскольку их обычно превосходили более маневренные одномоторные истребители. По мере развития войны конструкция истребителей большей дальности и использование подвесных баков позволили одномоторным истребителям выполнять задачи сопровождения. В послевоенную эпоху появление реактивных двигателей и присущая им малая дальность действия сделали создание истребителей сопровождения очень трудным. Соответствующая концепция истребителя проникновения ненадолго возникла в 1950-х, а затем в 1960-х годах, но не привела к созданию какого-либо серийного самолета. Истребители-паразиты — небольшие самолеты, предназначенные для перевозки специализированными бомбардировщиками — рассматривались как возможное решение проблемы ограниченной дальности действия большинства традиционных истребителей сопровождения. впервые экспериментировавший с Первой мировой войной Разработанный в США XF-85 Goblin, , стал последним специализированным истребителем-паразитом, от которого отказались в 1949 году из-за технических проблем, а также появления практических моделей. дозаправка в воздухе .

Роль сопровождения уменьшилась, поскольку современная доктрина воздушного боя уделяет большое внимание идее превосходства в воздухе и его важности для способности ВВС проводить эффективные операции. Превосходство в воздухе определяется как ситуация, в которой военно-воздушные силы доминируют в воздушном пространстве до такой степени, что могут проводить любые операции без вмешательства со стороны воздушных противников. Сражаться с противником, обладающим превосходством в воздухе, на данном пространстве боя гораздо сложнее, поскольку любая наступательная или оборонительная тактика, скорее всего, будет подавлена. [ 1 ]

Первая мировая война и межвоенный период

[ редактировать ]

Первые крупные стратегические бомбардировки были проведены во время Первой мировой войны . Первоначально используя Zeppelins , [ 2 ] а затем большими бомбардировщиками, такими как Gotha G.IV и Handley Page Type O , [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] этим рейдам все чаще противостояла истребительная авиация . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Эти бойцы существенно выиграли от присущей им асимметрии; атакующему самолету приходилось пролетать большие расстояния, чтобы достичь своей цели, и, следовательно, он должен был быть достаточно большим, чтобы нести необходимый запас топлива, в то время как обороняющиеся истребители летали только на небольшое расстояние и, следовательно, могли быть намного легче и иметь более высокие характеристики.

В начале 1916 года британское военное министерство разработало спецификацию на многоместный истребитель сопровождения, предназначенный для защиты группировок бомбардировщиков от немецких истребителей. [ 9 ] Хотя спецификация не требовала высокой скорости, важное значение имело хорошее поле обстрела для орудий. [ 10 ] Были построены прототипы самолетов — Armstrong Whitworth FK6 , Sopwith LRTTr и Vickers FB11 — все три разместили стрелков в гондолах, чтобы обеспечить широкие поля обстрела. [ 9 ] Разработка эффективного синхронизирующего оборудования , которое означало, что истребители меньшего размера могли быть столь же эффективными, привела к прекращению разработки этих конструкций.

Поскольку боевики одержали верх, рейды почти всегда проводились в ночное время. В межвоенный период это привело к созданию специализированных конструкций ночных бомбардировщиков , которые были сосредоточены на решении проблемы дальней навигации в ночное время. В 1932 году, перед лицом растущей мощности бомбардировщиков, премьер-министр Великобритании Стэнли Болдуин предположил, что попытки перехвата неизбежно не всегда будут успешными и что « бомбардировщик всегда сможет пройти ». Более того, из-за отсутствия возможностей точного прицеливания считалось, что бомбардировщики могут атаковать городские районы в целом; Болдуин отметил, что их основной целью будет «убивать женщин и детей врага быстрее, чем они убивали ваших». [ 11 ]

Такое положение дел было сочтено неприятным, и было уделено некоторое внимание методам, позволяющим осуществлять бомбардировки в течение дня. Две идеи стали популярными. Шнельбомбардировщик был очень быстрым самолетом, который просто пролетал мимо более медленных истребителей из-за дополнительной мощности их двухмоторной конструкции. Это было с большим успехом продемонстрировано на многочисленных воздушных гонках в начале 1930-х годов, где легкие близнецы легко превосходили истребители. [ 12 ] [ 13 ] Однако такая ситуация существовала лишь в течение короткого периода, пока в середине 1930-х годов не появились более мощные авиационные двигатели , и одномоторный истребитель снова не смог догнать двухмоторный бомбардировщик. [ сомнительно обсудить ] Другая идея заключалась в истребителе сопровождения, который должен был попытаться отразить атаки обороняющихся до того, как они доберутся до бомбардировщиков. Чтобы иметь желаемую дальность полета, самолет должен был нести большой запас топлива, а в то время для этого требовался двухмоторный самолет. Такая конструкция не могла бы маневрировать с одномоторными дневными истребителями , поэтому внимание было уделено характеристикам.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

На службе ВВС

[ редактировать ]
Bf 110 был разработан как истребитель сопровождения, но нашел более широкое применение в качестве легкого бомбардировщика , а затем и в качестве ночного истребителя .

Люфтваффе Стратегия была основана в основном на дневных тактических бомбардировках приложила значительные усилия к разработке концепции истребителей сопровождения и перед началом Второй мировой войны . [ 14 ] [ 15 ] Одним из главных результатов этого внимания стал тяжелый истребитель Мессершмитт Bf 110 , который производился широко. На момент своего появления Bf 110 был одним из самых быстрых серийных самолетов, когда-либо построенных, но, как и в случае с конструкциями шнельбомбардировщиков, к началу конфликта его преимущество в характеристиках было серьезно подорвано.

Во время битвы за Британию Люфтваффе использовали как Мессершмитты Bf 109, так и Bf 110, базировавшиеся во Франции, в качестве истребителей-бомбардировщиков сопровождения. Хотя Bf 109 летал с относительно близких аэродромов во Франции, он действовал на пределе своей дальности и не мог долго оставаться рядом с бомбардировщиками, если у него было топливо для возвращения, в то время как Bf 110, специально разработанный для роли эскорта, имел худшие характеристики и легко уступал ВВС Королевских Supermarine Spitfires и Hawker Hurricanes . [ 15 ] [ 16 ] В тех немногих ситуациях, когда немецкие бомбардировщики сопровождали только Bf 110, истребители британских ВВС могли просто игнорировать их и практически беспрепятственно атаковать бомбардировщики. В боях, в которых истребители предпочитали вместо этого атаковать BF 110, в результате обычно возникал относительно высокий уровень потерь Bf 110. [ 17 ]

В одном известном примере группа из семидесяти двух Heinkel He 111 из Норвегии в сопровождении Bf 110 совершила атаку на Ньюкасл . Обороняющиеся «Харрикейны» и «Спитфайры» смогли совершенно безнаказанно выбрать свои цели, в конечном итоге без потерь уничтожив восемь He 111 и семь Bf 110. Рейд оказался такой катастрофой, что Люфтваффе отказались от атак из Норвегии и направили оставшиеся самолеты во Францию. [ 18 ] С этого момента Bf 110 в основном были выведены из роли эскорта, отчасти потому, что их было потеряно так много, что в краткосрочной перспективе невозможно было выставить достаточное количество самолетов; когда он вернулся, его в основном использовали как легкий бомбардировщик . [ 19 ] [ 20 ] и ночной истребитель вместо этого. [ 21 ]

На службе РАФ

[ редактировать ]
Хотя фоторазведывательные версии «Спитфайра» летали глубоко над Германией в светлое время суток, идея глубокого сопровождения никогда всерьез не рассматривалась Королевскими ВВС.

В отличие от своих немецких коллег, ВВС Великобритании долгое время выступали против развития эскорта. Основная причина была в основном организационной. бывшей ПВО Великобритании В 1936 году функции были разделены на истребительное командование Королевских ВВС и бомбардировочное командование Королевских ВВС . Истребительное командование считало, что использование своих истребителей в качестве защиты во время бомбардировок потребует их собственной численности. 30 ноября 1936 года начальник штаба Шолто Дуглас официально утвердил эту должность, заявив, что «бомбардировщики должны иметь возможность позаботиться о себе без дополнительного эскорта истребителей». Распределение производства соответствовало этому правилу, ограничивая количество истребителей, поставляемых для использования на передовой линии Британского экспедиционного корпуса , а остальные отправляя в соединения Великобритании. [ 22 ] [ диапазон страниц слишком широк ]

В то же время вновь сформированное бомбардировочное командование разрабатывало свои планы исходя из предположения, что сопровождения не будет. Это произошло из-за совокупности факторов. Одним из них было убеждение, что улучшенная навигационная техника позволит ночным бомбардировщикам атаковать точечные цели. Во-вторых, непосредственно перед войной новые и гораздо более крупные самолеты, такие как « Виккерс Веллингтон» прибыли , оснащенные тяжелым оборонительным вооружением. Это убедило некоторых в бомбардировочном командовании, что дневные налеты не потребуют сопровождения. [ 22 ] [ диапазон страниц слишком широк ]

Идея дневных налетов быстро закончилась после катастрофического воздушного боя в Гельголандской бухте , в котором группа из 22 «Веллингтонов» потеряла 12 самолетов от немецких истребителей, атаковавших военные корабли в гавани. [ а ] До конца войны ВВС Великобритании были убеждены, что ночные бомбардировки — единственная стратегия выживания, и это мнение серьезно не пересматривалось. Командование как истребителей, так и бомбардировщиков выдвинуло доктринальные аргументы против сопровождения даже после того, как фоторазведывательные версии «Спитфайров» летали вглубь Германии на дальностях, которые позволяли им сопровождать дневные бомбардировки. [ 22 ] [ диапазон страниц слишком широк ]

Во время подготовки к наступлению «Большой недели» ВВС США попросили ВВС Великобритании рассмотреть возможность проведения дневных бомбардировок с эскортом «Спитфайров». Истребительное командование заявило, что это невозможно, и провело несколько весьма сомнительных расчетов, чтобы «доказать» это. Это привело к тому, что два Spitfire были отправлены в Райт-Паттерсон , где было добавлено много новых топливных баков без существенного влияния на производительность. Их теперь превосходная дальность полета была продемонстрирована при перелете через Атлантику в Англию. Несмотря на эту демонстрацию, истребительное командование не спешило рассматривать такие адаптации, и только после того, как Pointblank пришел к выводу, что было дано окончательное одобрение, после чего они не увидели необходимости в таких преобразованиях. [ 22 ]

На службе в ВВС США.

[ редактировать ]
Бомбардировщики B-17 в строю

ВВС США Кампания высокоточных стратегических бомбардировок против немецкой промышленности была возможна только в течение дня. Сначала это не рассматривалось как проблема; Бомбардировщики Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator были наиболее тяжеловооруженными самолетами того времени. [ 24 ] [ 25 ] плотные построения Были запланированы их , создающие перекрестный огонь из пулеметов 50-го калибра , который должен был отбиваться от противника без необходимости истребительного сопровождения. Некоторые официальные лица утверждали, что истребители сопровождения совершенно непрактичны. [ 26 ] Служба по-прежнему убеждена в этой стратегии, несмотря на продолжающиеся предупреждения Королевских ВВС о том, что этого не произойдет.

На ранних этапах усилий США бомбардировки часто проводились без истребителей сопровождения. Немецкие летчики-истребители были подняты в воздух для отражения этих налетов и вскоре поняли, что им гораздо легче уничтожать соединения без сопровождения, чем те, которые сопровождаются. В результате истребители атаковали соединения бомбардировщиков, участвовавшие в операциях на большие расстояния, поскольку у них не было сопровождения. Они быстро определили точку, в которой истребители будут вынуждены развернуться, и сосредоточили свои истребители сразу за этой точкой.

Крупный план комплекса орудий калибра .50 на самолете Boeing YB-40 Flying Fortress.

Потери бомбардировщиков USAAF постепенно увеличивались, и экспериментальные «боевые корабли», такие как YB-40, не сделали ничего существенного для их уменьшения. [ 27 ] Кульминацией этого стал катастрофический Второй рейд на Швайнфурт 14 октября 1943 года, в ходе которого 26% атакующих сил было уничтожено или списано из-за повреждений. [ 28 ]

Lockheed P-38 Lightning имел гораздо большую дальность полета, чем его ранние современники.

Это заставило ВВС США прийти к выводу, что их бомбардировщикам B-17 необходимо что-то сделать для уменьшения потерь и что эскорты приносят ощутимую выгоду в снижении уровня потерь, особенно с учетом того, что интенсивность немецких усилий по перехвату возросла. существенно вырос, [ 29 ] до такой степени, что бомбардировки без сопровождения стали не поощряться. [ 30 ] Осознание этого в конечном итоге привело к разработке истребителей сопровождения дальнего действия. [ 31 ] Ряд несвязанных между собой событий предоставил США возможность быстро удовлетворить эту потребность. До вступления в войну истребительные силы ВВС США интересовались истребителями-бомбардировщиками и разработали серию самолетов с пушечным вооружением, среди которых Lockheed P-38 Lightning был достаточно большим и имел большой запас топлива. В отличие от более ранних двухмоторных конструкций, таких как Bf 110, «Лайтнинг» оказался конкурентоспособным по отношению к немецким истребителям, с которыми он столкнулся, что позволило легко адаптировать его к роли эскорта за счет использования сбрасываемых баков . [ 32 ] [ 33 ] 3 марта 1944 года 55-я истребительная группа пролетела на своих P-38 над Берлином. [ 34 ]

Вскоре последовали дальнейшие адаптации. На Republic P-47 Thunderbolt был установлен мощный двигатель, позволяющий перевозить большие грузы. Это делало его подходящим в роли истребителя-бомбардировщика , а также давало возможность нести большие топливные баки. [ 35 ] [ 36 ] Наконец, чрезвычайно высокая эффективность ламинарного крыла североамериканского Merlin с двигателем P-51 Mustang обеспечивала ему беспрецедентную дальность полета даже на внутреннем топливе, а с внешними баками он мог покрыть большую часть Европы. Хотя P-51 не предназначен для сопровождения, он остается каноническим образцом этого класса. [ 37 ] [ 38 ]

Холодная война

[ редактировать ]

Успехи P-47N и P-51 создали впечатление, что истребитель сопровождения — это концепция, заслуживающая продолжения после окончания войны. Высокий расход топлива в ранних реактивных двигателях затруднял проектирование таких самолетов, и был опробован ряд экспериментальных проектов, в которых использовалась смешанная мощность, обычно турбовинтовой и реактивный двигатели, но они не соответствовали требованиям к характеристикам. Новая концепция, микроистребитель McDonnell XF-85 Goblin , который планировалось использовать в качестве истребителя-паразита для стратегического бомбардировщика Convair B-36 Peacemaker , был испытан на Boeing B-29 Superfortress и оказался совершенно невозможным для оперативного использования. [ 39 ] [ 40 ] В последующем проекте FICON была предпринята аналогичная попытка стыковки реактивных истребителей с тяжелыми бомбардировщиками с помощью трапецеидального механизма или законцовок их крыльев. [ 41 ]

На черно-белой фотографии изображен миниатюрный реактивный истребитель, подвешенный к летящему большому самолету через трапецию.
XF-85 подвешивается к EB-29 на трапеции

Хотя проекты специализированных истребителей сопровождения, таких как XF-85 Goblin, ни к чему не привели, развитие технологий и характер ведения войн позволили роли истребителей сопровождения постепенно слиться с типами истребителей, поэтому этот термин выпал из употребления. использовать. Во время Корейской войны Lockheed F-80 Shooting Star , а затем North American F-86 Sabre сопровождали тяжелые бомбардировщики B-29 и Republic F-84 Thunderjet ударные истребители . [ 42 ]

Хотя бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie со скоростью 3 Маха должен был быть невосприимчив к атакам противника из-за своей скорости, [ 43 ] [ 44 ] Компания North American Aviation кратко предложила North American XF-108 Rapier в качестве эскорта перехватчик . В данном случае использовался термин « истребитель проникновения », поскольку предполагалось, что самолет не будет фактически сопровождать бомбардировщики, а вместо этого должен был влететь в советское воздушное пространство задолго до бомбардировщиков и атаковать советские перехватчики задолго до того, как они смогут приблизиться. бомбардировщики. [ 45 ] [ 46 ]

С развитием управляемых ракет , особенно ракет класса «земля-воздух» , планы создания специальных истребителей сопровождения, предназначенных для сопровождения ядерных бомбардировщиков, постепенно сошли со сцены. Ракетные технологии означали, что перехватчики редко вступали в прямой бой с бомбардировщиками, если вообще когда-либо, а эскорт мало что мог сделать против ракет. В то же время развитие баллистических ракет наземного и подводного базирования снизило значение бомбардировщиков – они стали всего лишь одним элементом ядерной триады в США и практически полностью игнорировались в СССР. Более того, поскольку концепция гарантированного взаимного уничтожения занимала центральное место в политической повестке дня на протяжении всей холодной войны, обмен ядерными ударами становился все менее вероятным, в результате чего существующие конструкции истребителей оказались более чем достаточными для их защиты в ведущихся войнах. Во Вьетнаме, например, McDonnell Douglas F-4 Phantom II , а иногда и Vought F-8 Crusaders сопровождали американские бомбардировщики, такие как Boeing B-52 Stratofortresses , Republic F-105 Thunderchiefs. и Дуглас А-4 Скайхокс . В некоторых случаях задачи F-4 были «смешанными», когда часть F-4 была оснащена бомбами, а часть F-4 выполняла функции сопровождения (аналогичные случаи имели место и с F-8).

Современная эпоха

[ редактировать ]

Появление истребителей завоевания превосходства в воздухе , таких как McDonnell Douglas F-15 Eagle , означало, что ценные активы, такие как танкеры , системы раннего предупреждения и управления с воздуха , командные платформы, бомбардировщики и штурмовики, будут защищены истребителями завоевания превосходства в воздухе, иногда летающими далеко. на поле и впереди них, вступая в бой с удаленными воздушными подразделениями противника, а не с помощью прямого эскорта, находящегося в поле зрения поблизости.

Разработка многоцелевого истребителя , такого как McDonnell Douglas F/A-18 Hornet , также снизила потребность в сопровождении, поскольку самолеты, выполняющие воздушные удары, стали способны эффективно защищаться. [ 47 ]

В 2010-х годах ВВС США находились на ранних стадиях разработки нового истребителя, предназначенного для сопровождения стратегического бомбардировщика следующего поколения Northrop Grumman B-21 Raider . [ 48 ] [ 49 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Потери немцев составили три Bf 109, четыре истребителя (Bf 109 и BF 110) были серьезно повреждены, а еще восемь - легко повреждены. [ 23 ]
  1. ^ Подполковник Столл, Ханс Г. «Доктрина Люфтваффе и превосходство в воздухе во время Второй мировой войны: опыт Люфтваффе». Военно-воздушный колледж США, 1994. с. 1.
  2. ^ Робинсон 1973, стр. 85–94.
  3. ^ Фредетт 1974, стр. 60–61.
  4. ^ Коул и Чизман 1984, стр. 243–46.
  5. ^ Джонс 2009a , стр. 142, 145, 146–47, 148.
  6. ^ Марш, Фрэнсис А. (1919). История мировой войны . Филадельфия: Объединенные издатели США и Канады. п. 419 .
  7. ^ «Заявление о пуле Брока» (PDF) . Flightglobal.com . Журнал летного авиаинженера . Проверено 12 августа 2018 г.
  8. ^ Фредетт 1974, стр. 212.
  9. ^ Jump up to: а б Брюс 1957, с. 25.
  10. ^ Мейсон 1992, с. 67.
  11. ^ Кейт Миддлмас и Энтони Джон Лейн Барнс, Болдуин: Биография , Вайденфельд и Николсон, 1969, стр. 722.
  12. ^ Чиглик и Савич, 2007, стр. 6–7.
  13. ^ Мойес 1966, стр. 3–4.
  14. ^ Маккей 2000, с. 9.
  15. ^ Jump up to: а б Иден 2004, с. 342.
  16. ^ Иден 2003, с. 168.
  17. ^ Уил 1999, стр. 43–51.
  18. ^ «Черный четверг Люфтваффе » . [ постоянная мертвая ссылка ]
  19. ^ Уил 1999, стр. 50–51.
  20. ^ Bergstrom, Dikov & Antipov 2006, p. 67.
  21. ^ Тредвелл 2003, с. 76.
  22. ^ Jump up to: а б с д Стаббс, Дэвид (апрель 2014 г.). «Слепое пятно? Королевские ВВС (RAF) и истребители дальнего действия, 1936–1944» . Журнал военной истории . 78 (2): 673–702.
  23. ^ Холмс, Робин (2010). Битва в Гельголандской бухте, 1939 год: Королевские ВВС и боевое крещение Люфтваффе . Лондон: Груб-стрит. п. 86. ИСБН  978-1-906502-56-0 .
  24. ^ «Летающая крепость (B-17G): обзор сильных американских тяжеловесов». Рейс, 4 мая 1944 г., стр. 473–76.
  25. ^ Фриман 1993, с. 8.
  26. ^ Миллер 2007, стр. 42–46.
  27. ^ Левин 1992, с. 90.
  28. ^ Кейт и Крейвен 1983, стр. 704–05.
  29. ^ Боуман 2002, с. 7.
  30. ^ Вейгли 1977, с. 339.
  31. ^ Майор Лешер, Ли А. «Эволюция доктрины дальнего сопровождения во время Второй мировой войны» Воздушный командно-штабной колледж США, 1988. с. 6.
  32. ^ Джонсен 2003, стр. 75.
  33. ^ Кэйдин, Мартин. Дьявол с вилкохвостым , Нью-Йорк: Ballantine Books, 1983. ISBN   0-345-31292-9 .
  34. ^ Боди 2001, с. 223.
  35. ^ «RAF Thunderbolts» , рейс : 600 (подпись к фотографии), 7 декабря 1944 г.
  36. ^ "Республика P-47D Thunderbolt" . Архивировано 24 марта 2007 г. в Wayback Machine Музее полетов . Проверено: 12 июля 2006 г.
  37. ^ Бойлан 1955, стр. 155–56.
  38. ^ Шерман, Стивен. «Асы Восьмой воздушной армии во Второй мировой войне». Архивировано 13 августа 2011 года на Wikiwix Ace Pilots , июнь 1999 года. Дата обращения: 7 августа 2011 года.
  39. ^ Ганстон 1975, с. 483.
  40. ^ Лепаж 2009, стр. 257–58.
  41. ^ Андерсон, майор Кларенс Э. «Бад». «Опыты с соединением законцовок крыла самолета». Общество летчиков-экспериментаторов.
  42. ^ Макларен 1998, [ нужна страница ]
  43. ^ Спик 1986, стр. 4–5.
  44. ^ Педлоу и Вельценбах 1992, с. 9.
  45. ^ Роберт Лайонс-младший, «В поисках продвинутого истребителя». Архивировано 22 февраля 2017 г. в Wayback Machine , Колледж командования и штаба ВВС США, 1986 г.
  46. ^ «Информационный бюллетень: North American F-108A Rapier». Архивировано 28 декабря 2014 г. в Wayback Machine , Национальный музей ВВС США.
  47. ^ Дженкинс 2000, с. 19.
  48. ^ Мизоками, Кайл (20 сентября 2016 г.). «ВВС хотят, чтобы новый истребитель сопровождал их новый бомбардировщик-невидимку» . Популярная механика .
  49. ^ Фарли, Роберт. «Рейдер и его «маленький приятель»: какой истребитель будет сопровождать B-21 ВВС США?» . Дипломат .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бергстрем, Кристер и Диков, Андрей и Аптипов, Владислав. Черный Крест – Красная Звезда, Воздушная война на Восточном фронте. Том 3. Всё для Сталинграда . Игл Эдишнс Лимитед, 2006. ISBN   0-9761034-4-3 .
  • Боди, Уоррен М. Lockheed P-38 Lightning: полная история истребителя Lockheed P-38 . Хейсвилл, Северная Каролина: Widewing Publications, 2001 [1991]. ISBN   0-9629359-5-6 .
  • Боуман, Мартин В. Подразделения «Летающая крепость» B-17 Восьмых воздушных сил, Том 2 . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2002. ISBN   1-84176-434-5 .
  • Бойлан, Бернард. Разработка истребителя дальнего сопровождения . Вашингтон, округ Колумбия: Исторический отдел ВВС США, Научно-исследовательский институт, Авиационный университет, 1955. Дата обращения: 15 июля 2014 г.
  • Брюс, Дж. М. (1957), Британские самолеты 1914–18 , Лондон: Патнэм
  • Коул, Кристофер и Чизмэн, Э.Ф. Противовоздушная оборона Великобритании 1914–1918 гг . Лондон: Патнэм, 1984. ISBN   0-370-30538-8 .
  • Крэйвен, Уэсли; Кейт Ли, Джеймс (1949). Армейские военно-воздушные силы во Второй мировой войне: Европа, от факела до поинтбланка, с августа 1942 по декабрь 1943 года . Том. II. Чикаго: Чикагский университет. OCLC   1068351234 – через Hyperwar Foundation.
  • Иден, Пол (2003). Анатомия авиации Второй мировой войны . Aerospace Publishing Ltd. Лондон: ISBN  978-1-905704-32-3 .
  • Иден, Пол (2004). Энциклопедия самолетов Второй мировой войны . Aerospace Publishing Ltd. Лондон: ISBN  978-1-904687-83-2 .
  • Фриман, Роджер А. Крепость B-17 в войне . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1977. ISBN   0-684-14872-2 .
  • Фредетт, Раймонд Х. Небо в огне: Первая битва за Британию 1917–1918 гг . Нью-Йорк: Харвест, 1976. ISBN   0-15-682750-6 .
  • Ганстон, Билл. «Паразитарные защитники». Airplane Monthly, том 3, № 10, октябрь 1975 г.
  • Дженкинс, Деннис Р. F/A-18 Hornet: история успеха ВМФ . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл, 2000. ISBN   978-0-07-134696-2 .
  • Джонсен, Фредерик (2003). Стив Гансен (ред.). Вооружение Восьмой воздушной армии . Сент-Пол, Миннесота: MBI. ISBN  978-0-7603-1340-4 .
  • Джонс, Х.А. (2009) [1937]. Война в воздухе — роль, которую Королевские ВВС сыграли в Великой войне . Том. VI (Имперский военный музей и военно-морская и военная пресса, изд. Акфилда). Лондон: Кларендон Пресс. ISBN  978-1-84342-417-8 .
  • Лесниченко Владимир. «Боевые составы: советское использование «базовых кораблей» для перевозки истребителей, 1931–1941». Air Enthusiast , № 84, ноябрь/декабрь 1999 г.
  • Левин, Алан Дж. Стратегические бомбардировки Германии, 1940–1945. Вестпорт, Коннектикут: Прегер, 1992. ISBN   0-275-94319-4 .
  • Макларен, Дэвид. Republic F-84 Thunderjet, Thunderstreak & Thunderflash: фотохроника . Атглен, Пенсильвания: Военная/авиационная история Шиффера, 1998. ISBN   0-7643-0444-5 .
  • Миллер, Дональд Л. Восьмая воздушная армия: экипажи американских бомбардировщиков в Великобритании . Лондон: Аурум Пресс, 2007. ISBN   978-1-84513-221-7 .
  • Мойес, Филип-младший Бристоль Бленхейм I (Самолет в профиле 93) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Профильные публикации, 1966.
  • Педлоу, Грегори В. и Дональд Э. Вельценбах. «Текущая ситуация с эскортом и девушками по вызову в Мумбаи» . Центральное разведывательное управление и воздушная разведка: программы U-2 и OXCART, 1954–1974 гг. Вашингтон, округ Колумбия: Центральное разведывательное управление, 1992. ISBN отсутствует.
  • Робинсон, Дуглас Х. Гиганты в небе: история жесткого дирижабля. Хенли-он-Темз, Великобритания: Фулис, 1973. ISBN   978-0-85429-145-8 .
  • Драган, Савич; Чиглич, Борис (2002), хорватские асы Второй мировой войны , Самолет асов № 49, Оксфорд: Osprey Publishing, ISBN  978-1-84176-435-1 .
  • Спик, Майк. Современные боевые самолеты: B-1B . Нью-Йорк: Прентис Холл, 1986. ISBN   0-13-055237-2 .
  • Тредуэлл, Терри К. Мессершмитт Bf 110 (классическая авиация времен Второй мировой войны). Бристоль, Эйвон, Великобритания: Cerberus Publishing Ltd., 2005. ISBN   1-84145-107-X .
  • Уил, Джон (1999), Messerschmitt Bf 110 Zerstörer Aces of Two World War , Самолет асов № 25, Лондон: Osprey, ISBN  1-85532-753-8 .
  • Вейгли, Рассел Фрэнк. Американский путь войны: история военной стратегии и политики Соединенных Штатов. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1977. ISBN   0-253-28029-X .

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 515a648aa094a6743a31ddfb0dd1e7b4__1722709200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/b4/515a648aa094a6743a31ddfb0dd1e7b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Escort fighter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)