Jump to content

Большая неделя

Операция Аргумент [1]
Часть Западного фронта . Второй мировой войны
Дата 20–25 февраля 1944 г.
Расположение
Результат см . Последствия
Воюющие стороны
 Соединенные Штаты
 Великобритания
 Германия
Командиры и лидеры
Соединенные Штаты Джимми Дулиттл
Соединенные Штаты Карл Спаатц
Великобритания Артур Харрис
Нацистская Германия Герман Геринг
Нацистская Германия Адольф Галланд
Сила
Соединенные Штаты Восьмая воздушная армия США
Соединенные Штаты Пятнадцатая воздушная армия США
Великобритания Бомбардировочное командование Королевских ВВС
Великобритания Истребительное командование Королевских ВВС [2]
Нацистская Германия ВВС
Жертвы и потери
РАФ:
131 бомбардировщик [3]
СШААФ:
226 тяжелых бомбардировщиков [4]
28 бойцов [4]
Более 2000 членов экипажа убиты или взяты в плен. [4]
262 бойца [4]
250 членов экипажа убиты или ранены, [4] в том числе около 100 пилотов KIA [5]
в. 880 мирных жителей погибли во время бомбардировки Неймегена , [6] В Арнеме погибло 57 мирных жителей, [7] 40 гражданских лиц погибли в Энсхеде, [7] 1 смерть мирного жителя в Девентере. [7]

Операция Аргумент , [1] после войны, получившую название « Большая неделя» , [1] представлял собой серию налетов ВВС США и бомбардировочного командования Королевских ВВС с 20 по 25 февраля 1944 года в рамках комбинированного бомбардировочного наступления против нацистской Германии . Целью операции «Аргумент» было уничтожение авиационных заводов в центральной и южной Германии, чтобы разгромить Люфтваффе до того, как высадка в Нормандии во время операции «Оверлорд» . в 1944 году должна была состояться [а]

Совместную кампанию дневных бомбардировок также поддерживало бомбардировочное командование Королевских ВВС, действовавшее против тех же целей ночью. [8] Артур «Бомбардировщик» Харрис отказался предоставить бомбардировочное командование Королевских ВВС, чтобы не ослаблять британское наступление «бомбардировок по площади» против Берлина . Потребовался приказ главного маршала авиации сэра Чарльза Портала , начальника штаба авиации , чтобы заставить Харриса подчиниться. [2]

Истребительное командование Королевских ВВС также обеспечивало сопровождение бомбардировочных формирований ВВС США, как раз в то время, когда Восьмая воздушная армия начала внедрять улучшенный истребитель дальнего действия P-51 Mustang , который давал бомбардировочным силам ВВС США большее прикрытие в глубине Германии, чтобы взять на себя эту роль. Наступление перекрывало немецкую операцию «Штайнбок» (« Бэби -блиц») , продолжавшуюся с января по май 1944 года. [ нужна ссылка ]

Летом 1943 года Люфтваффе имело в среднем около 2200 истребителей, а несколько бомбардировок USAAF и RAF неоднократно прерывались 500 и более немецкими истребителями. [9] Разведка союзников также указала, что немецкая авиационная промышленность способна производить около 2 000–3 000 самолетов в месяц, поэтому вскоре стала очевидна необходимость уменьшения производственного потенциала противника. [9] Таким образом, массированные воздушные налеты союзников на промышленные районы Германии проводились на протяжении всего 1943 года, но без особого эффекта; результаты оказались намного ниже ожиданий. [9] Немецкие промышленные комплексы с множеством крупных заводов (таких как в Лейпциге , Винер-Нойштадте и Регенсбурге ) оказалось трудно полностью разрушить, их легко восстановить, а логистику транспортировки материалов между заводами было практически невозможно эффективно нарушить. [10]

До Большой недели, в течение всего 1943 года, 8-я воздушная армия США росла в размерах и опыте и начала наносить удары вглубь Германии. Первоначально считалось, что оборонительная огневая мощь десяти или более пулеметов калибра .50 на бомбардировщиках Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator позволит им защищаться, пока они будут оставаться в плотных построениях , позволяя для перекрытия огня. На протяжении 1942 года эта концепция казалась достаточно прочной, поскольку уровень потерь составлял менее 2%. [11] Однако Люфтваффе отреагировало отправкой большего количества самолетов, вооруженных более тяжелым вооружением, для противодействия рейдам, с возрастающим успехом, о чем свидетельствует пример двух миссий Швайнфурт-Регенсбург .

17 августа 1943 года 230 бомбардировщиков USAAF совершили налет против заводов по производству шарикоподшипников в Швайнфурте и еще 146 — против авиационных заводов в Регенсбурге . Из этого состава 60 самолетов были потеряны до возвращения на базу, а еще 87 пришлось списать из-за непоправимых повреждений. Немцы заявили о потерях 27 истребителей, достаточно серьезных, но небольших по сравнению с потерями американских войск. Второй рейд на Швайнфурт 14 октября 1943 года запомнился как «Черный четверг», а октябрь 1943 года в целом как «черный месяц». [12] ), оказался еще более кровавым; из 291 самолета, участвовавшего в миссии, 60 были потеряны, а еще 17 повреждены и не подлежат ремонту. Концепция самообороны оказалась достаточно ошибочной, а потери среди бомбардировщиков считались непосильными: дневные вылеты в Германию были отменены, чтобы восстановить силы и найти новую тактику для отражения немецких истребителей. [ нужна ссылка ]

Рейды тщательно изучались обеими сторонами. Немцы пришли к выводу, что их тактика использования двухмоторных тяжелых истребителей с тяжелым вооружением, позволяющим использовать их в качестве эсминцев-бомбардировщиков и обслуживать в основном боевые крылья Zerstörergeschwader , работает хорошо. Зимой 1943–44 годов они продолжили эту программу, пополняя свои ряды тяжелых истребителей и разрабатывая более тяжелое вооружение для всех своих самолетов. Обе стороны отметили, что американские истребители хорошо справились с задачей защиты бомбардировщиков и уничтожения немецких истребителей; Немцы в ответ отвели почти все свои истребительные силы обратно в саму Германию, чтобы атаковать американские бомбардировщики, где американские истребители не могли поддерживать бомбардировщики из-за недостаточной дальности действия. Американцы пришли к выводу, что им нужны истребители сопровождения дальнего действия, и проверили все имеющиеся у них самолеты, которые могли подойти для этой роли. Уже в июле 1943 года североамериканский P-51 Mustang казался наиболее перспективным благодаря своей дальности полета, высотным характеристикам и надежности. Зимой они перевооружили многие из своих истребительных эскадрилий, поскольку прибыло больше Мустангов, а модификации позволили существующим истребителям иметь большую дальность полета. [ нужна ссылка ] Восьмая воздушная армия увеличивалась в размерах по мере прибытия из США более полных бомбардировочных и истребительных групп. Люфтваффе увеличивалось в размерах, но качество подготовки их пилотов было хуже, чем в новых американских подразделениях.

К началу 1944 года обе силы разработали свои планы и ждали момента их реализации. США, уверенные в превосходстве истребителей, планировали миссии, которые потребовали бы ответа Германии. Они решили совершить массированные рейды на немецкие истребительные заводы. Если бы немцы предпочли не отвечать, они рискуют проиграть воздушную войну без единого выстрела; если бы они ответили, то в процессе встретили бы новые истребители дальнего действия. Немцам не нужна была провокация: они были готовы встретить рейд своими новыми силами. Однако возросший вес вооружения истребителей снизил их характеристики, что сделало их легкой мишенью для новых и неожиданных «Мустангов». [ нужна ссылка ]

Планирование

[ редактировать ]

Целью операции «Аргумент» было уничтожение авиационных заводов в центральной и южной Германии, чтобы уничтожить немецкую авиапромышленность в целом. [1] [13] Это позволило бы союзникам достичь превосходства в воздухе над Люфтваффе , что считалось абсолютно критическим перед предстоящим вторжением в Северную Францию . [1] [9] [14]

Стратегия

[ редактировать ]

Бринкхейс (1984) утверждал, что целью операции было нападение на авиационную промышленность Германии. [9] «возвращаясь к плану, который уже был разработан в октябре 1943 года. Этот план, операция «Аргумент» , до сих пор был крупнейшей воздушной операцией союзников. Целью амбициозного предприятия было полное разрушение немецкой авиационной промышленности». [15] «Производство этих [истребителей, таких как Мессершмитт 109, 110 и Фокке-Вульф 190] резко возросло, что у USAAF и RAF были веские основания опасаться, что защита гитлеровской Festung Europa всеми этими самолетами может привели к ужасной бойне среди летных экипажей союзников. Поэтому основной целью ВВС союзников стало уничтожение заводов, производящих эти самолеты». [9] По оценкам планировщиков, союзники будут терять от 7% до 18% своих самолетов каждый день. [15] Для достижения этой цели командующий США Фредерик Л. Андерсон был готов пожертвовать тремя четвертями всех самолетов и экипажей (имеется в виду 736 бомбардировщиков из 981 бомбардировщика). [16] Союзники приступили к сбору разведывательной информации обо всех отраслях немецкой промышленности, занимающихся производством деталей, двигателей, крыльев и планеров, а также сборочными заводами. [9] Однако предполагалось, что успех операции будет во многом зависеть от нескольких дней хорошей погоды подряд, что означало идеальную облачность на высоте от 600 до 4000 метров над Англией, но отсутствие облаков над целевыми районами в Германии. [15] Поскольку такая ситуация случалась крайне редко, руководство решило все равно начать кампанию, как только прогноз покажет малейшие признаки приемлемой летной погоды. [15]

Точно так же Ван Эш (2012) проанализировал стратегию союзников с точки зрения директивы Касабланки от 21 января 1943 года, согласно которой «первичной целью бомбардировщиков союзников будет постепенное разрушение и нарушение немецкой военной, промышленной и экономической системы». и подрыв морального духа немецкого народа до такой степени, что его способность к вооруженному сопротивлению фатально ослабляется», причем «Немецкая авиационная промышленность» является второй из шести основных целей после «Немецких верфей по строительству подводных лодок». [17] [9] Идея заключалась в том, что разрушение мощностей по производству самолетов в Германии было лучшим способом снизить потенциал немецкого воздушного боя. [18]

С другой стороны, согласно Макфарланду и Ньютону (1991), «Большая неделя» была в первую очередь не кампанией бомбардировок, а кампанией, направленной на уничтожение истребителей Люфтваффе . [14] Два тактических фактора осложнили эту задачу. Во-первых, истребители Люфтваффе избегали истребителей союзников и просто игнорировали их удары. Таким образом, союзники не смогли побудить истребители Люфтваффе вступить в бой. Во-вторых, во время миссий по сопровождению истребители союзников оставались в тесном эскорте с бомбардировщиками. Эта тактика ограничила потери бомбардировщиков, но также уменьшила преследование и уничтожение истребителей Люфтваффе союзниками . Осознав эти проблемы, генерал-майор Джимми Дулиттл , командующий Восьмыми воздушными силами с конца 1943 года, приказал провести бомбардировки ключевых авиационных заводов, которые Люфтваффе не могли игнорировать. Кроме того, акцент был изменен на задачу истребителей союзников – вместо защиты бомбардировщиков они атаковали истребители Люфтваффе. По сути, основная цель бомбардировок заключалась в привлечении Люфтваффе , а реальная роль бомбардировщиков союзников заключалась в том, чтобы их использовали и приносили в жертву как приманку. [14] Ван Эш (2012) заявил: «Однако, к удивлению аналитиков союзников, немецкая авиационная промышленность все еще смогла увеличить производство истребителей даже после трех лет стратегических бомбардировок. Однако в этой войне на истощение решающим фактором оказалось количество обученных и опытных пилотов, а не наличие истребительной авиации». [18]

Союзный боевой порядок

[ редактировать ]

По состоянию на 22 февраля 1944 г. [19] под командованием Стратегических военно-воздушных сил США в Европе под командованием генерал-лейтенанта Карла Спаатца . [9] США Восьмая воздушная армия — генерал-майор Джеймс Х. Дулиттл , [9] и генерал-майор Фредерик Льюис Андерсон [20]

Их было 981 [ сомнительно обсудить ] Всего бомбардировщиков, доступных для операции «Аргумент». [20] Экипаж B-24 Liberator обычно составлял десять человек, иногда с дополнительным штурманом. [19] Каждая бомбардировочная группа обычно состояла из трех эскадрилий общей численностью 36 бомбардировщиков. [19]

Операции

[ редактировать ]

Американцы совершали непрерывные вылеты в сопровождении против заводов по производству и сборке планеров и других целей во многих городах Германии, включая: Лейпциг , Брауншвейг , Готу , Регенсбург, Швайнфурт, Аугсбург , Штутгарт и Штайр . За шесть дней бомбардировщики 8-й воздушной армии, базирующейся в Англии, совершили более 3000 самолето-вылетов, а 15-й воздушной армии, базирующейся в Италии, — более 500. Вместе они сбросили около 10 000 тонн бомб. [ нужна ссылка ]

Большая неделя открылась ночной атакой британских ВВС на Лейпциг. Помимо нанесенных разрушений, немецкая система ПВО все еще будет испытывать усталость на следующий день, когда нанесет удар ВВС США.

Вылеты бомбардировщиков USAAF

[ редактировать ]
Вылеты бомбардировщиков USAAF во время Большой недели
Дата USAAF Театр Примечания
1944-02-20-0 воскресенье
20 февраля 1944 г.
8АФ ETO : Strategic operations [22] Миссия 226: Восьмая воздушная армия начинает «Большую неделю» атак на немецкие авиационные заводы и аэродромы. Двадцать один бомбардировщик и четыре истребителя потеряны в результате ударов по трем районам Германии:
  1. 417 B-17 Flying Fortress отправлены на аэродром Лейпциг-Мокау, а авиационная промышленность нацелена на Хайтерблик и Абтнаундорф; 239 поразили основные цели, 37 поразили Бернбург ( Юнкерс ), 44 поразили Ошерслебен ( AGO , главный субподрядчик Fw 190A) и 20 поразили другие возможные цели; они заявляют о 14-5-6 самолетах Люфтваффе; семь B-17 потеряны, два повреждены и не подлежат ремонту и 161 поврежден; Потери составили 7 погибших, 17 убитых и 72 пропавших без вести.
  2. На аэродром Тутоу отправлено 314 B-17; 105 поразили основную и ближайшую зону, 76 поразили Росток ( Хейнкель ) и 115 поразили другие возможные цели ; они заявляют о 15-15-10 самолетах Люфтваффе; 6 B-17 потеряно, 1 поврежден и не подлежит ремонту и 37 повреждено; жертвы - 3 погибших и 60 пропавших без вести.
  3. 272 B-24 отправлены на объекты авиационной промышленности в Брансуике, Вильгельмторе и Нойпетриторе; 76 попали в основную цель, 87 - в Готу, 13 - в Ошерслебен, 58 - в Хельмштедт и 10 - в другие возможные цели; они заявляют о самолетах Люфтваффе 36-13-13; 8 B-24 потеряно, 3 повреждены и не подлежат ремонту и 37 повреждены; Потери составили 10 погибших, 10 убитых и 77 пропавших без вести.

Первую и третью миссии, описанные выше, сопровождают 94 P-38 Lightnings, 668 P-47 Thunderbolts Восьмых и Девятых ВВС Республики и 73 P-51 Mustang Восьмых и Девятых ВВС Республики; они заявляют о самолетах Люфтваффе 61-7-37; один Lockheed P-38 Lightning потерян , два P-47 Thunderbolts и один P-51 Mustang, два P-47 Thunderbolt повреждены и не подлежат ремонту и еще 4 самолета повреждены; жертвы - 4 МВД. Потери немцев составили 10 Мессершмиттов Bf 110 уничтоженных и трех поврежденных , 10 убитых и семь раненых. Общие потери включали 74 Bf 110, Focke-Wulf Fw 190 и Messerschmitt Bf 109 , а также еще 29 поврежденных. [23]

1944-02-20-0 воскресенье
20 февраля 1944 г.
8АФ ETO Миссия 227: 4 из 5 B-17 сбросили 200 пачек листовок в Туре, Нанте, Бресте и Лорьяне, Франция, в 21:23–22:00 без потерь.
1944-02-20-1 воскресенье
20 февраля 1944 г.
9 ETO: Тактические операции [22] 35 средних бомбардировщиков Martin B-26 Marauder атаковали аэродром Хаамстеде в Нидерландах как удобную цель после того, как около 100 B-26 прервали атаки на другие аэродромы из-за погоды.
1944-02-21-0 понедельник
21 февраля 1944 г.
8 ETO: Strategic operations [22] Миссия 228: атакованы 3 района Германии, потеряно 16 бомбардировщиков и 5 истребителей:
  1. 336 B-17 отправлены на аэродромы Гютерсло, Липпштадт и Верль; из-за густой облачности 285 самолетов поразили аэродромы Ахмер , Хопстен, Райне, Дипхольц, Квакенбрюк и Брамше, а также сортировочные станции в Кувордене и Лингене; они заявляют о 12-5-8 самолетах Люфтваффе; 8 B-17 потеряно, 3 повреждены и не подлежат ремонту и 63 повреждены; Потери составили 4 убитых, 13 убитых и 75 пропавших без вести.
  2. 281 B-17 отправлен на аэродром Дипхольц и Брансуик; 175 из них попали на праймериз, а 88 - на аэродромы Альхорн, Вёрден и Ганновер; они заявляют о 2-5-2 самолетах Люфтваффе; пять B-17 потеряны, три повреждены и не подлежат ремонту и 36 повреждены; Потери составили 20 погибших, 4 убитых и 57 пропавших без вести.
  3. 244 B-24 отправлены на аэродромы Ахмер и Хандорф; 11 поразили аэродром Ахмер и 203 - аэродромы Дипхольц, Верден и Хезепе и Линген; они заявляют о 5-6-4 самолетах Люфтваффе; 3 B-24 потеряно, 1 поврежден и не подлежит ремонту и 6 повреждены; Потери - три МВД и 31 МВД.

Сопровождение миссии 228 обеспечивают 69 P-38, 542 P-47 Восьмых и Девятых ВВС и 68 P-51 Восьмых и Девятых ВВС; P-38 утверждают, что самолетов Люфтваффе 0-1-0, 1 P-38 поврежден и не подлежит ремонту; P-47 утверждают, что 19-3-14 самолетов Люфтваффе, два P-47 потеряны, два повреждены и не подлежат ремонту, три повреждены и два пилота пропали без вести; P-51 утверждают, что 14-1-4 самолетов Люфтваффе, три P-51 потеряны, а пилоты пропали без вести. Потери немцев составили 30 Bf 109 и Fw 190, 24 пилота убиты и семь ранены. [24]

Миссия 229: 5 из 5 B-17 сбросили 250 пачек листовок на Руан, Кан, Париж и Амьен, Франция, в 22:15–23:27 без потерь.

1944-02-21-1 понедельник
21 февраля 1944 г.
9 ETO: Тактические операции [22] 18 B-26 бомбили аэродром Коксид, Бельгия; погода стала причиной почти 190 абортов. В этой операции принимает участие следопытская эскадрилья Девятых ВВС (предварительно активированная 13 февраля) — ее первое боевое выступление. 185 самолетов, которые планировали во второй половине дня атаковать другие аэродромы в Нидерландах и Франции, отозваны из-за плохой погоды.
1944-02-22-0 вторник
22 февраля 1944 г.
8 ETO: Strategic operations [22] VIII бомбардировочное командование переименовано в Восьмую воздушную армию.
1944-02-22-0 вторник
22 февраля 1944 г.
8 ETO: Strategic operations [22]

Миссия 230: «Большая неделя» продолжается: 799 самолетов направлены против немецкой авиации и аэродромов Люфтваффе; Потерян 41 бомбардировщик и 11 истребителей.

  1. 289 B-17 направлены против объектов авиационной промышленности в Ашерслебене (34 бомбы), Бернбурге (47 бомб) и Хальберштадте (18 бомб) в связи с налетом Пятнадцатой воздушной армии на Регенсбург , Германия; 32 поразили Бюнде , 19 — Вернигероде , 15 — Магдебург, 9 — Марбург и 7 — другие возможные цели; они заявляют о самолетах Люфтваффе 32-18-17; 38 B-17 потеряно, 4 повреждены и не подлежат ремонту и 141 поврежден; Потери составили 35 погибших, 30 убитых и 367 пропавших без вести.
  2. 333 B-17 отправляются в Швайнфурт, но суровая погода не позволяет самолетам правильно сформироваться, и они вынуждены отказаться от миссии до того, как пересечут побережье противника; 2 Б-17 повреждены.
  3. Отправлено 177 B-24, но они отозваны, когда находятся на расстоянии 100 миль (160 км) вглубь страны; поскольку они находились над Германией, они искали подходящие цели, но сильный ветер отогнал бомбардировщики над Нидерландами, и их бомбы попали в Энсхеде, Арнем, Неймеген и Девентер; они утверждают, что самолеты Люфтваффе 2-0-0; 3 Б-24 потеряно и 3 повреждено; жертвы - 30 МВД. Около 900 мирных жителей погибли, в основном в результате бомбардировки Неймегена . В 1984 году об этом была написана книга De Fatale Aanval («Смертельная атака») очевидцем Альфонсом Бринхейсом, который был 10-летним мальчиком в Энсхеде, когда это произошло. [25]

Эти миссии сопровождают 67 P-38, 535 P-47 Восьмых и Девятых ВВС и 57 P-51 Восьмых и Девятых ВВС; P-38 утверждают, что 1 самолет Люфтваффе уничтожен, 1 P-38 поврежден и не подлежит ремонту и 6 повреждены; P-47 утверждают 39-6-15 [ нужны разъяснения ] Самолеты Люфтваффе, 8 Р-47 потеряно и 12 повреждено, 8 пилоты - МВД; P-51 утверждают, что 19-1-10 самолетов Люфтваффе, 3 P-51 потеряны и 3 повреждены, 3 пилота пропали без вести.

1944-02-22-1 вторник
22 февраля 1944 г.
9 ETO [22] 66 B-26 бомбят аэродром Гильзе-Риен, Нидерланды; плохая погода привела к прерыванию беременности более 100 других участников.
1944-02-22-2 вторник
22 февраля 1944 г.
15АФ MTO : Стратегические операции [22] B-17 атакуют сортировочную станцию ​​Петерсхаузен, авиазавод в Регенсбурге в Германии и авиабазу в Загребе, Югославия; большая группа B-24 нанесла удар по авиационным заводам в Регенсбурге примерно в то же время, что и атака B-17; другие B-24 обстреливают город Шибеник и гавань Зара в Югославии; они утверждают, что уничтожено 40 самолетов Люфтваффе; Потеряно 13 бомбардировщиков.
1944-02-23-0 среда
23 февраля 1944 г.
8 ETO: Strategic operations [22] Миссия 232: 5 из 5 B-17 сбрасывают 250 пачек листовок на Ренн, Ле-Ман, Шартр, Лилль и Орлеан, Франция, в 21:36–22:32 без потерь.
1944-02-23-1 среда
23 февраля 1944 г.
15 МТО:Стратегические операции [22] B-24 бомбят промышленный комплекс в Штайре, Австрия. Другие тяжелые бомбардировщики вынуждены прекратить полет из-за плохой погоды; Бомбардировщики и истребители сопровождения заявляют, что сбито более 30 самолетов.
1944-02-24-0 Четверг
24 февраля 1944 г.
8 ETO [22] Миссии 237, 238 и 239 выполняются против целей во Франции; Потеряно 7 B-17. Из-за тяжелых облаков более половины отправленных бомбардировщиков вернулись без бомбардировки.
1944-02-24-0 Четверг
24 февраля 1944 г.
8 ETO [22] Миссия 237: 49 из 81 B-24 поразили точки размещения V-образного вооружения в Экальес-сюр-Бюши; 1 Б-24 поврежден. Сопровождение обеспечивает 61 Р-47.
1944-02-24-0 Четверг
24 февраля 1944 г.
8 ETO [22] Миссия 238: 258 B-17 направлены против объектов V-оружия в Па-де-Кале ; 109 поразили основную цель, 10 поразили дорожную развязку к востоку от Йервилля, 7 поразили железнодорожный разъезд к юго-западу от Аббевилля и 6 поразили возможные цели; 7 B-17 потеряно и 75 повреждено; Потери составили 5 МВД и 63 МВД. Сопровождение обеспечивают 81 Р-38, 94 Р-47 и 22 Р-51; 1 Р-38 поврежден и не подлежит ремонту; P-51 заявляют об одном немецком самолете на земле.
1944-02-24-0 Четверг
24 февраля 1944 г.
8 ETO Миссия 239: 5 из 5 B-17 сбросили 250 пачек листовок. [ нужны разъяснения ] по Амьену, Ренну, Парижу, Руану и Ле-Ману, Франция, в 20.23–20.55 без потерь. [22]
1944-02-24-1 четверг
24 февраля 1944 г.
9 ETO 180 B-26 атакуют цели NOBALL (V-оружие) и Розьер-ан-Сантер, Франция. Плохая погода затрудняет бомбардировку и приводит к прекращению действия еще 34 B-26. [22]
1944-02-25-0 Пятница
25 февраля 1944 г.
8 ETO Миссия 235: В последней миссии «Большая неделя» поражены 4 цели в Германии; Потерян 31 бомбардировщик и 3 истребителя.
  1. 268 B-17 отправлены на объекты авиационной промышленности в Аугсбурге и промышленную зону Штутгарта; 196 поразили Аугсбург и возможные цели и 50 поразили Штутгарт; они заявляют о самолетах Люфтваффе 8-4-4; 13 B-17 потеряно и 172 повреждено; жертвы - 12 МВД и 130 МВД.
  2. 267 из 290 B-17 поразили цели авиационной промышленности в Регенсбурге и возможные цели; они утверждают, что у них есть 13-1-7 самолетов Люфтваффе; 12 B-17 потеряно, 1 поврежден и не подлежит ремонту и 82 повреждены; Потери составили 4 убитых, 12 убитых и 110 пропавших без вести.
  3. 172 из 196 B-24 поразили цели авиационной промышленности в Фюрте и возможные цели; они утверждают, что есть 2-2-2 самолета Люфтваффе; 6 B-24 потеряно, 2 повреждены и не подлежат ремонту и 44 повреждены; Потери - 2 МВД и 61 МВД.

Сопровождение обеспечивают 73 P-38, 687 P-47 Восьмых и Девятых ВВС и 139 P-51 Восьмых и Девятых ВВС; P-38 утверждают, что 1-2-0 самолетов Люфтваффе, 1 P-38 поврежден и не подлежит ремонту; P-47 утверждают, что 13-2-10 самолетов Люфтваффе, 1 P-47 потерян и 6 поврежден, 1 пилот пропал без вести; P-51 утверждают, что 12-0-3 самолетов Люфтваффе, 2 P-51 потеряны и 1 поврежден и не подлежит ремонту, 2 пилота пропали без вести.

Миссия 236: 5 из 5 B-17 сбросили 250 пачек листовок на Гренобль, Тулузу, Шартр, Кан и Ресм, Франция, в 21:29–23:35 без потерь. [22]

1944-02-25-1 Пятница
25 февраля 1944 г.
9 ETO: Тактические операции [22] 191 B-26 бомбили аэродромы Венло, Сен-Трон и Камбре/Эпиной во Франции во время утреннего налета в качестве отвлечения внимания в поддержку тяжелых бомбардировщиков VIII бомбардировочного командования над Германией; 36 прерван, в основном из-за навигационной ошибки. 164 B-26, направленные во второй половине дня против военных целей во Франции, отозваны из-за плохой погоды.
1944-02-25-2 Пятница
25 февраля 1944 г.
9 МТО: Стратегические операции [22] Продолжая скоординированные атаки с Восьмой воздушной армией по европейским целям, B-17 в сопровождении истребителей обстреливают авиазавод в Регенсбурге; Сопротивление истребителей противника тяжелое. Другие B-17 попали на авиабазу в Клагенфурте, Австрия, и в район доков в Поле, Италия. B-24 атаковали сортировочную станцию ​​и порт Фиуме, Италия, а также нанесли удар по железной дороге Целль-ам-Зее, Австрия, аэродрому Граца и портовой зоне в Заре, Югославия; Потеряно более 30 самолетов США; они утверждают, что сбито 90+ истребителей.

Вылеты бомбардировщиков Королевских ВВС

[ редактировать ]

Бомбардировочное командование Королевских ВВС напрямую способствовало атакам на авиационную промышленность в Швайнфурте. В ночь с 24 на 25 февраля было отправлено около 734 бомбардировщиков, а 695 сообщили, что поразили цель. [2] Однако анализ фотографий, сделанных во время налета, показал, что только 298 самолетов сбросили бомбы в радиусе трех миль от точки прицеливания. [26] Из них только 22 попали в район цели; то есть они сошли в пределах застроенных районов города. [27] Из-за ползущего движения был нанесен небольшой ущерб : маркерные самолеты сбросили маркеры слишком близко, а бомбардировщики сбросили полезную нагрузку на первые видимые маркеры, а не в центр маркеров. [27]

25–26 февраля 1944 года бомбардировочное командование отправило на авиасборочный завод в Аугсбурге почти 600 самолетов. [27] На этот раз маркеры были сброшены точно, атака была точной и уничтожила около 60 процентов промышленного города. [27]

Ночные вылеты бомбардировочного командования Королевских ВВС во время Большой недели [28]
Дата Примечания
19/20 февраля 1944 г. 921 боевой вылет, потеряно 79 самолетов (8,6%). Главный налет 823 самолетов (561 Avro Lancaster , 255 Handley Page Halifaxes и семь de Havilland Mosquitos ) был совершен на Лейпциг; (Ранее в тот же день B-17 восьмого авианосца США бомбили аэродром Лейпциг-Мокау), но он пострадал, поскольку большая часть истребителей не была отвлечена в результате диверсионного рейда с установкой мин у Киля. В поддержку основного рейда «Де Хэвилленд Москитос» бомбили аэродромы ночных истребителей в Нидерландах, а еще 15 самолетов совершили отвлекающий налет на Берлин. [28] Более ранний вариант «Галифаксов», использованный в этом рейде, понес большие потери и впоследствии был снят с боевых действий над Германией.
20/21 февраля 826 боевых вылетов, потеряно 10 самолетов (1,2%). Главный налет 598 самолетов был совершен на Штутгарт; [28] (50 B-17 VIII бомбардировали промышленные районы Штутгарта в пятницу, 25 февраля).
21/22 февраля 17 «Москитов» в Дуйсбург, Штутгарт и два объекта летающих бомб, а также другие вылеты. С учетом минных постановок всего за ночь было выполнено 69 боевых вылетов, при этом потерян 1 самолет-минировщик (1,4%). [28]
22/23 февраля 10 «Москитов» в Штутгарт, 8 в Дуйсбург и 3 в Аахен, а также другие самолето-вылеты, всего за ночь было совершено 134 боевых вылета, ни один самолет не потерян. [28]
23/24 февраля 17 «Москитов» из 692-й эскадрильи в Дюссельдорф, остальные вылеты, всего за ночь 22 боевых вылета, ни один самолет не потерян. [28]
24/25 февраля 1070 боевых вылетов, потеряно 36 самолетов (3,4%), включая два самолета, поставивших мины, и один самолет Mosquito с радар-детектором Serrate . [б] Главный налет 734 самолетов, разделенный на две атаки, был нанесен на Швайнфурт, где расположены основные заводы Германии по производству шарикоподшипников. Накануне американские B-17 бомбили заводы. В то же время имели место отвлекающие рейды и отклонения от направления: 15 «Москитов» бомбили аэродромы в Нидерландах, 8 «Москитов» бомбили Киль и 7 «Аахена». Диверсии и разделение рейда на две части позволили снизить потери бомбардировщиков. [28]

Потери союзников

[ редактировать ]

За «Большую неделю» Восьмая воздушная армия потеряла 97 B-17, 40 B-24 и еще 20 списанных из-за повреждений. Боевая численность бомбардировочных подразделений 8-й воздушной армии упала с 75 процентов в начале недели до 54 процентов, а численность истребительных подразделений упала с 72 процентов от штатной численности до 65 процентов. Пятнадцатая воздушная армия потеряла 14,6 процента (90 бомбардировщиков) своей численности, а бомбардировочное командование Королевских ВВС потеряло 131 бомбардировщик (5,7 процента) во время Большой недели. [29] Хотя в абсолютном выражении эти цифры высоки, количество бомбардировщиков, участвовавших в миссиях, было намного выше, чем раньше, а потери составляли гораздо меньший процент атакующих сил. Предыдущие миссии в Швайнфурте стоили силам почти 30 процентов самолетов за одну миссию. [ нужна ссылка ]

Немецкие потери

[ редактировать ]

Немецкие потери составили 262 истребителя, [4] 250 членов экипажа убиты или ранены, [4] в том числе около 100 пилотов погибли в бою . [5] Американские летные экипажи заявили, что уничтожено более 500 немецких истребителей, хотя эти цифры были преувеличены на 40% по сравнению с реальными цифрами. [30] Потери Люфтваффе были высокими , среди двухмоторных подразделений «Церстёрер» а группы Bf 110 и Me 410 были сильно истощены. [31] Большей тревогой для Ягдваффе (истребительных сил), чем потеря 355 самолетов, была потеря почти 100 пилотов (14 процентов), которые были убиты. [5] В отличие от рейдов прошлого года, потери США были восполнимыми, тогда как немцы уже находились в тяжелом положении из-за войны на Востоке. Хотя это и не фатально, Большая неделя стала для немцев чрезвычайно тревожным событием. [ нужна ссылка ] Нехватка квалифицированных пилотов из-за истощения в войне на три фронта стала фактором, подрывающим возможности Ягдваффе . [29] По мнению Макфарланда и Ньютона (1991), предполагаемая стратегия союзников по принесению в жертву бомбардировщиков с целью заманить и уничтожить истребители Люфтваффе была очень эффективной. Освободившись от непосредственного сопровождения бомбардировщиков, истребители союзников, особенно Р-51, нанесли люфтваффе серьёзные потери. Потери немецких самолетов и пилотов не могли быть в достаточной степени восполнены. В результате к моменту вторжения в день Д союзники достигли превосходства в воздухе. [14]

Результаты бомбардировок

[ редактировать ]

Ущерб немецкой авиапромышленности был весьма ограниченным. [4] [20] [18] В 1944 году производство немецких истребителей продолжало расти и фактически достигло своего пика. [4] [18] за счет рассредоточения производства и сокращения производства других типов самолетов. [ нужна ссылка ]

  • 20 февраля: 3-я бомбардировочная дивизия не смогла достичь своей цели, комплекса Тутов , из-за долго висящих облаков. Вместо этого он атаковал свою второстепенную цель Росток . [20] 1-я и 2-я бомбардировочные дивизии также не смогли найти свои цели и вместо этого бомбили другие места. [20]
  • 21 февраля: Ни один из 924 вылетевших бомбардировщиков не поразил первоначальные цели, а вместо этого направился к другим целям. [20]
  • 22 февраля: 252 B-24 были готовы к бою, но из-за различных проблем с формированием взлетели только 177 и только 74 приняли участие в боевых действиях. Во время формирования произошло несколько аварий, повлекших за собой катастрофы и гибель десятков членов экипажа. [21] Из-за этого, а также из-за того, что над центральной Германией наблюдались низко висящие облака, ни один из 333 Boeing B-17 Flying Fortress бомбардировщиков 3-й бомбардировочной дивизии не достиг своих целей, поскольку все они были отозваны заранее, чтобы предотвратить катастрофу. [21] Остальные B-24 получили приказ вернуться в Англию гораздо позже, а попытки развернуть строй вызвали хаос и фрагментацию; на обратном пути на базу они искали возможные цели, и в конечном итоге голландские города Неймеген, Арнем , Девентер и Энсхеде . были выбраны и атакованы [32] погибло около 880 мирных жителей В результате беспорядочной бомбардировки Неймегена . [6] в то время как реальная возможная цель, железнодорожная станция Неймеген (используемая для перевозки немецкого оружия), практически не пострадала. [33] В Энсхеде 40 мирных жителей были убиты, 41 ранен, сотни домов разрушены, в результате чего 700 мирных жителей остались без крова; Вероятной целью, расположенной в центре жилого района, был небольшой завод по производству компонентов для немецких ракет. [34] [7] В Арнеме было убито 57 мирных жителей и разрушено 86 домов, в результате чего пострадали 464 семьи в жилых районах Рейнвейк и Мальбурген; Объектом возможной цели был Арнемский резиновый завод (Аруфа) на промышленной территории Хет-Брук, чьи производственные мощности в основном использовались для нужд немецких военных сил. [7] [35]
  • 23 февраля: Все операции были приостановлены из-за плохой погоды и для расследования оперативных сбоев, произошедших накануне, особенно бомбардировки Неймегена. [36]
  • 24/25 февраля: британские ВВС совершили нападение на авиастроительную промышленность в Швайнфурте, причинив небольшой ущерб. [26]
  • 25/26 февраля 1944 г.: Королевские ВВС провели точную атаку на Аугсбург, разрушив около 60 процентов промышленного города. [27]

Последствия

[ редактировать ]

Хотя цель союзников по достижению превосходства в воздухе была достигнута, бомбардировки союзниками немецкой авиационной промышленности оказались неэффективными. [20] Более того, потери союзников были более серьезными, чем потери Германии. [4] [5] Вдобавок ко всему, большое число погибших среди гражданского населения в Нидерландах стало гуманитарной катастрофой. [37]

Гуманитарное воздействие

[ редактировать ]
Ущерб Неймегену 22 февраля после бомбардировки Неймегена

Бомбардировка Неймегена 22 февраля, ставшая результатом неудавшейся атаки на Gothaer Waggonfabrik , стала катастрофой с точки зрения того, что она почти не повредила какие-либо цели военного значения, но при этом погибли сотни мирных жителей Нидерландов (около 880 гражданских лиц погибли в Неймегене). [6] ), чье правительство в изгнании в Лондоне входило в коалицию союзников . [36] На следующий день после налета, 23 февраля, ВВС союзников начали расследование: все запланированные на этот день воздушные налеты были отменены (также из-за плохих погодных условий), а все летчики и офицеры, участвовавшие в инструктаже, были задержаны на базе и допрошены. . [36] В Лондоне между американскими, британскими и голландскими военными и гражданскими командирами и должностными лицами произошел дипломатический инцидент по поводу того, что произошло, кому и к какой информации следует предоставить доступ и в каком порядке, и кто в конечном итоге должен нести ответственность, что вызвало недоверие внутри руководство союзников в течение некоторого времени. [36] Американское военное командование сравнительно поздно извлекло уроки из беспорядочного воздушного налета, который сильно ударил по гражданскому населению союзника. [33] Лишь в середине мая 1944 года был отдан приказ искать возможные цели на расстоянии не менее 30 километров от границы с Нидерландами. [33] Пропаганда нацистской Германии попыталась использовать эту трагедию, чтобы противостоять просоюзническим симпатиям среди гражданского населения Нидерландов, но эти усилия, похоже, оказались неэффективными и, возможно, даже контрпродуктивными. [32]

Бринкхейс (1984) заявил, что несколько действий союзников во время операции «Аргумент» позволили союзникам достичь превосходства в воздухе, что сделало бы последующие бомбардировочные налеты менее рискованными и хаотичными, а также более эффективными. [37] Трагические провалы бомбардировок голландских городов, о которых никто никогда не слышал 22 февраля, которые привели к почти тысячам жертв среди гражданского населения и серьезному ущербу инфраструктуре, первоначально были отброшены как «инцидент», а операция «Аргумент» будет прославлена ​​как «инцидент». Большая неделя» в историографии союзников. [37]

Военное воздействие

[ редактировать ]

В остальном «Большая неделя» укрепила доверие американских стратегических бомбардировщиков. До этого времени бомбардировщики союзников избегали контакта с Люфтваффе ; теперь американцы использовали любой метод, который мог бы заставить Люфтваффе вступить в бой. Реализуя эту политику, США смотрели в сторону Берлина . Лидеры союзников считали, что рейд на столицу Германии вынудит Люфтваффе вступить в бой. 4 марта ВВС США предприняли первую из нескольких атак на Берлин . Группа из 730 бомбардировщиков вылетела из Англии в сопровождении 800 истребителей. Шли ожесточенные бои, закончившиеся тяжелыми потерями с обеих сторон; Было потеряно 69 B-17, но это стоило Люфтваффе 160 самолетов. Союзники снова возместили свои потери; Люфтваффе опять же не смогли. [38] [ нужен лучший источник ]

Новая немецкая тактика использования Sturmböcke (тяжеловооруженных Fw 190) в качестве истребителей бомбардировщиков и Bf 109G для их сопровождения в соединениях Gefechtsverband оказалась в некоторой степени эффективной. [ нужна ссылка ] Истребители США, находясь в тесном контакте с защищаемыми ими бомбардировщиками, не могли преследовать атакующие истребители, пока те не были вынуждены развернуться и вернуться к бомбардировщикам. [ нужна ссылка ] Генерал Дулиттл ответил на это, инициировав прорыв в тактике истребителей , «освободив» истребители, позволив им летать далеко впереди соединений тяжелых бомбардировщиков в режиме «размаха истребителей» для достижения господства в воздухе на внешних ногах; затем, после бомбардировки тяжеловесов USAAF, истребители бродили далеко от потоков бомбардировщиков и выслеживали немецкие истребители - особенно Sturmböcke , которые имели ограниченную маневренность из-за своих тяжелых подкрыльевых конформных автопушек, устанавливаемых на гондолах - прежде чем они смогли когда-либо приблизиться к бомбардировщикам USAAF. . [ нужна ссылка ] Хотя это изменение не понравилось экипажам бомбардировщиков, его эффект был немедленным и чрезвычайно эффективным. [ нужна ссылка ]

Комбинированное бомбардировочное наступление против производства истребителей официально завершилось 1 апреля 1944 года, и контроль над военно-воздушными силами перешел к генералу США Дуайту Д. Эйзенхауэру в рамках подготовки к вторжению во Францию. Объединенные силы тяжелых бомбардировщиков теперь использовались в Транспортном плане, разрушая железнодорожные пути снабжения во Францию ​​и внутри нее, чтобы уменьшить способность Германии реагировать на вторжение на французское побережье. Летчики союзников были на пути к достижению превосходства в воздухе над всей Европой. Рассел (1999) заявил: «Пока они продолжали стратегические бомбардировки, ВВС США обратили свое внимание на тактический воздушный бой в поддержку вторжения в Нормандию ». [38] [ нужен лучший источник ] По словам Кеннета П. Уэрелла (1986), битва за превосходство в воздухе обошлась обеим сторонам очень дорого, но к 1 апреля 1944 года союзники одержали верх. [18]

См. также

[ редактировать ]
  • Операция «Штайнбок» , немецкий «детский блиц» против Великобритании, продолжавшаяся одновременно с кампанией «Большая неделя» и после нее.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «…ВВС США предприняли тотальную атаку на немецкую авиационную промышленность, чтобы разгромить Люфтваффе . Во-вторых, американские специалисты по наземному планированию, готовившие вторжение, также пришли к выводу, что угроза со стороны Люфтваффе должна быть устранена до того, как сможет начаться операция «Оверлорд». Результатом стала операция «Аргумент», которая представляла собой серию скоординированных бомбардировок авиационных заводов, расположенных в центральной и южной Германии». [1]
  2. Система Serrate позволяла британским ночным истребителям, выполнявшим миссии «нарушителей», охотиться на немецкие ночные истребители, оснащенные радаром.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж ван Эш 2012 , стр. 256–57.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Холл 1998 , с. 138.
  3. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 162.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Харви 2012 , с. 37.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Колдуэлл и Мюллер 2007 , стр. 162–63.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Бринкхейс 1984 , с. 100.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и « » в Арнеме 22 февраля 1944 года; навсегда в тени Неймегена. Бомбардировка по ошибке 22 октября 1944 г.; навсегда в тени Неймегена]. GLD (на голландском языке). НЛ. 21 февраля 2018 года . Проверено 13 декабря 2022 г.
  8. ^ Гесс 1994 , с. 73.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бринкхейс 1984 , с. 18.
  10. ^ Бринкхейс 1984 , с. 19.
  11. ^ Гастингс 1979, стр. 214–15.
  12. ^ Бринкхейс 1984 , с. 16.
  13. ^ Бринкхейс 1984 , стр. 18, 25.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Макфарланд, Стивен Л.; Ньютон, Уэсли Филипс (1991). Командовать небом: битва за превосходство в воздухе над Германией, 1942–1944 гг . Вашингтон: Издательство Смитсоновского института. ISBN  1-56098069-9 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Бринкхейс 1984 , с. 25.
  16. ^ Бринкхейс 1984 , стр. 25, 31.
  17. ^ ван Эш 2012 , с. 254.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ван Эш 2012 , с. 257.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Бринкхейс 1984 , с. 29.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бринкхейс 1984 , с. 31.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Бринкхейс 1984 , с. 30.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Публикации по истории ВВС США , заархивированные 25 марта 2009 г. в Wayback Machine . «Армейские ВВС во Второй мировой войне: Боевая хронология» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 сентября 2008 г. , ( февраль 1945 г. (html) ). По состоянию на 9 августа 2008 г.
  23. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 156.
  24. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 158.
  25. ^ Бринхейс 1984 .
  26. ^ Перейти обратно: а б Холл 1998 , стр. 138, 140.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и Холл 1998 , с. 140.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Дневник кампании Королевских ВВС, февраль 1944 года» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС . 6 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2006 г. Проверено 28 марта 2006 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 163.
  30. ^ Гесс 1994 , с. 78.
  31. ^ Гесс 1994 , стр. 77–78.
  32. ^ Перейти обратно: а б «Бомбардировка Неймегена» . Другие времена . История НПО. 20 января 2004 года . Проверено 20 августа 2016 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б с «Бомбардировка не ошибка, а бестактность » . Гелдерландер . 21 февраля 2009 года . Проверено 20 августа 2016 г.
  34. ^ Хаверкате, Герман (23 февраля 2020 г.). «Энсхеде вспоминает забытую бомбардировку: «Здесь было больше жертв, чем во время катастрофы с фейерверком» » . Tubeantia.nl (на голландском языке) . Проверено 13 декабря 2022 г.
  35. ^ Бринкхейс 1984 , с. 57–59.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д Бринкхейс 1984 , стр. 130–39.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Бринкхейс 1984 , с. 128.
  38. ^ Перейти обратно: а б Рассел, Эдвард Т. (1999). Военно-воздушные силы армии США во Второй мировой войне: Прыжок через Атлантический вал, Кампании ВВС армии в Западной Европе, 1942–1945 гг. , Большая неделя истории ВВС и программа музеев 1999 г., Электронная коллекция программы Федеральной депозитарной библиотеки ( резервный сайт. Архивировано 2005-10-2005 г. ). 24 в Wayback Machine )

Библиография

[ редактировать ]
Монографии
Журналы

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гастингс, Макс (2013) [1979]. Бомбардировочное командование . издательской компании MBI ISBN  978-0-76034520-7 .
  • Холланд, Джеймс (2018). Большая неделя: крупнейшее воздушное сражение Второй мировой войны . Лондон: Бантам Пресс. ISBN  978-0-59307797-9 .
  • Скаттс, Дж. (1994). Асы Мустангов Восьмой Воздушной Армии , Osprey Publishing, ISBN   1-85532-447-4
  • Уил, Джон. (2006). Bf 109 Асы обороны Рейха , Osprey Publishing, ISBN   1-84176-879-0
  • Йенн, Билл. (2012). «Большая неделя: шесть дней, которые изменили ход Второй мировой войны»; Пингвин; ISBN   978-0-425-25575-9
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ee3edc3155895dfdc03d6645948853b__1721228820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/3b/0ee3edc3155895dfdc03d6645948853b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Big Week - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)