Jump to content

Битва за Берлин (кампания RAF)

Координаты : 52 ° 31' с.ш., 13 ° 25' в.д.  /  52,517 ° с.ш., 13,417 ° в.д.  / 52,517; 13 417

Битва за Берлин
Часть стратегических бомбардировок во время Второй мировой войны.

Руины Мемориальной церкви кайзера Вильгельма , пострадавшей 23 ноября 1943 года.
Дата 18 ноября 1943 г. - 31 марта 1944 г.
Расположение 52 ° 31' с.ш., 13 ° 25' в.д.  /  52,517 ° с.ш., 13,417 ° в.д.  / 52,517; 13 417
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
 Великобритания
 Канада
 Австралия
 Новая Зеландия
Польша
 Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Артур Харрис
Великобритания Ральф Кокрейн
Великобритания Дон Беннетт
Великобритания Родерик Карр
Нацистская Германия Герман Геринг
Нацистская Германия Ханс-Юрген Штумпфф
Нацистская Германия Джозеф Шмид
Нацистская Германия Гюнтер Лютцов
Нацистская Германия Макс Ибель
Нацистская Германия Уолтер Грабманн
Нацистская Германия Готард Хэндрик
Жертвы и потери
  • Бомбардировочное командование
  • 2690 членов экипажа погибли
  • в. 1000 военнопленных
  • 500 самолетов [1] (уровень потерь 5,8%)

Битва за Берлин (ноябрь 1943 г. — март 1944 г.) представляла собой кампанию бомбардировок Берлина а бомбардировочным командованием Королевских ВВС, также налеты на другие немецкие города с целью рассредоточить немецкую оборону. Главный маршал авиации сэр Артур Харрис , главнокомандующий бомбардировочной авиацией (AOC-in-C), считал, что «мы можем разрушить Берлин от начала до конца, если с нами войдут ВВС США. Это будет стоить нам от 400 до 400 долларов». 500 самолетов это будет стоить Германии войны». [3]

Харрис мог ожидать около 800 исправных тяжелых бомбардировщиков для каждого рейда, оснащенных новыми и сложными навигационными устройствами, такими как радар H2S . ( Военно-воздушные силы США USAAF), недавно потерявшие много самолетов в атаках на Швайнфурт , не участвовали. Главные силы бомбардировочного командования шестнадцать раз атаковали Берлин, но не смогли достичь своей цели — нанести Германии решающее поражение. Королевские ВВС потеряли более 7000 экипажей и 1047 бомбардировщиков (5,1% от общего числа самолето-вылетов); еще 1682 самолета были повреждены или списаны. [4] 30 марта 1944 года бомбардировочное командование атаковало Нюрнберг с использованием 795 самолетов, 94 из которых были сбиты и 71 поврежден. [5] зафиксировал Люфтваффе I. Jagdkorps потерю 256 ночных истребителей с ноября 1943 по март 1944 года. [2]

Люфтваффе Люфтваффе нанесло ответный удар с помощью Unternehmen Steinbock операция «Козерог») против Лондона и других британских городов с января по май 1944 года. ( удалось собрать силы из 524 бомбардировщиков, но Стейнбок нанес небольшой ущерб, потеряв 329 самолетов, что означает больший процент потерь за налет. и всего того, что пострадало от бомбардировочного командования над Германией. [6] Было много других воздушных налетов на Берлин США со стороны Королевских ВВС, Восьмой воздушной армии и советских бомбардировщиков. ВВС Великобритании были удостоены боевой награды за бомбардировку Берлина самолетами бомбардировочного командования с 1940 по 1945 год. [7]

Бомбардировочное командование

[ редактировать ]

В 1942 году начали появляться некоторые решения хронических проблем ночной навигации и обнаружения целей, но количество бомбардировщиков осталось на прежнем уровне. В ноябре 1941 года бомбардировочное командование имело в своем распоряжении в среднем 506 бомбардировщиков в день, а в январе 1943 года среднее число составляло 515. Для проведения налетов тысячи бомбардировщиков бомбардировочное командование привлекало экипажи и самолеты из подразделений оперативной подготовки , что могло быть только исключением. Навигация улучшилась благодаря внедрению « Джи» , но этому устройству не хватало точности для бомбометания в темноте и смоге Рура, ему не хватало дальности, и с 4 августа 1942 года немцы начали блокировать устройство. [8]

Отряд следопытов (PFF) был создан 15 августа 1942 года, но из-за заклинивания Джи и отсутствия бомб- индикаторов цели , которые могли бы отметить точку прицеливания для остальных бомбардировщиков (основных сил), задача PFF варьировалась от неблагодарной до невыполнимой. Несмотря на свои проблемы, бомбардировочное командование смогло добиться некоторых впечатляющих результатов, но это были единичные случаи, обусловленные благоприятными обстоятельствами, а также суждениями. Потеря 1404 самолетов и 2724 поврежденных немецкой ночной обороны возрастающего количества и качества, особенно немецких ночных истребителей ( Nachtjäger ), стала серьезной угрозой жизнеспособности командования и стратегических бомбардировок как теории войны. [8]

В 1942 году бомбардировочное командование создало 19 новых эскадрилий, но 13 были переданы другим командованиям. Количество самолетов почти не увеличилось, но было достигнуто значительное улучшение качества. Легкие бомбардировщики Bristol Blenheim и средние бомбардировщики Armstrong Whitworth Whitley были выведены из состава командования в середине 1942 года, а в сентябре последовал средний бомбардировщик Handley Page Hampden . Разочарование от Short Stirling и ранних вариантов Handley Page Halifax , а также фиаско Avro Manchester , выведенного из эксплуатации в июне 1942 года, было уравновешено Avro Lancaster , который дебютировал в марте и продемонстрировал свое превосходство над всеми другими бомбардировщиками. [9] [а] Перевооружение на новые типы самолетов привело к выводу из боевых действий для переоборудования на новые самолеты в 1942 г. в среднем 16,36% эскадрилий бомбардировочного командования против 3,3% в 1943 г. На 1 января 1942 г. командование имело 48 эскадрилий, из них 9 с тяжелых бомбардировщиков, 34 средних и пять легких бомбардировщиков (Бленхеймы). На 1 января 1943 года насчитывалось 49 эскадрилий: 32 тяжелых, 11 средних и шесть легких (« Де Хэвилленд Москито »). В 1941 году командование совершило 30 508 боевых вылетов и сбросило 31 646 длинных тонн (32 154 т) бомб, в 1942 году сбросило 45 501 длинную тонну (46 231 т) из 29 929 боевых вылетов. [10]

Бортовое оборудование GEE: слева приемник R1355, справа индикаторный блок типа 62А.

Джи работал с помощью беспроводных сигналов, передаваемых с трех наземных станций в Англии по линии длиной около 200 миль (320 км), которые отображались на электронно-лучевой трубке навигатору и помещались на карту гравитации, давая фиксацию положения самолета в меньше минуты. Точность варьировалась от 0,5 до 5 миль (от 0,80 до 8,05 км), а диапазон Джи составлял 300–400 миль (480–640 км), причем точность падала с расстоянием. «Джи» хорошо работал в качестве устройства самонаведения, но первые надежды на то, что оно будет достаточно точным для слепой бомбардировки, не оправдались. Экипажи оценили ценность аппарата для навигации на обратном пути, избавив его от страха налететь на холмы и другие препятствия. К августу 1942 года было оснащено 80 процентов бомбардировочной авиации, а к январю 1943 года — 100 процентов. [11]

Охват Рура был известен как восточная цепь, а позже были добавлены северная и южная цепи. «Джи» обычно был неэффективен к востоку от Рура, и его было легко заглушить, что началось 4 августа 1942 года, когда исправления «Джи» были доступны только над Северным морем и некоторыми частями Франции. Потеря точности Джи с расстоянием сделала его лучшим устройством обнаружения целей для рейдеров Люфтваффе над Британией. Сигналы были закодированы, чтобы предотвратить их использование немцами, но из-за этого штурманам бомбардировочного командования было сложнее получать исправления ситуации. Эффективность помехозащищенных устройств была недолгой, поскольку немцы быстро их преодолели, но штурманам было проще использовать Gee Mk II. [11]

Схема работы системы гобоя

Гобой представлял собой устройство для слепой бомбардировки, управляемое двумя наземными станциями в Англии, которые измеряли расстояние до самолета с помощью радиолокационных импульсов. Кэт проследил за самолетом над целью, а Маус вычислил точку на пути, где самолет должен бомбить. Передачи гобоя не учитывали кривизну Земли , поэтому высота полета самолета определяла дальность полета. Самолет, летящий на высоте 28 000 футов (8 500 м), мог принимать передачи гобоя на расстоянии около 270 миль (430 км), что достаточно для обозначения целей в Руре, что привело к установке устройства на быстрых, высоколетящих бомбардировщиках Mosquito, которые обычно перемещались с обычными вспомогательными средствами до начала бега на гобое на расстоянии около 10 миль (16 км) от цели. Использование «Москита» сделало бег гобоя более безопасным, даже если перед бомбардировкой нельзя было предпринять никаких действий по уклонению. Точность измерялась сотнями ярдов и увеличивалась по мере увеличения опыта летных экипажей и наземных операторов. [12]

Гобой может застрять и подвергнуться помехам со стороны Моники и других устройств бомбардировочного командования. Гобой Mk I работал на частоте 1,5 метра, K Гобой использовался с середины июня 1943 года и не подвергался помехам. Сантиметровые гобой Mk II и Mk III сохраняли эффективность гобоя до конца войны, но выходят за рамки этой статьи; Спешный ввод в эксплуатацию гобоя Mk I задержал Mk II, но глушение началось только в августе 1943 года. Станции «кошки-мышки» могли обслуживать только один самолет одновременно, а маркировка занимала десять минут, что позволяло совершать шесть запусков бомб или маркеров в час. Освещение бомбой-индикатором цели обычно длилось шесть минут, гарантируя четырехминутные перерывы в прицеливании. Неудачная разметка увеличила разрыв до четырнадцати минут. Внедрение многоканального управления и большего количества наземных станций в конечном итоге увеличило концентрацию маркировки гобоя. С момента появления гобоя в декабре 1942 года и до конца войны самолеты гобоя совершили 9624 боевых вылета и совершили 1797 налетов. [13]

К 1943 году, впервые после прекращения дневных бомбардировок в 1940 году, бомбардировочное командование было освобождено от ограничений, связанных с применением ночных бомбардировок. Тактическое использование новых устройств было разработано быстро, но новое оборудование имело ограничения. Дальность действия гобоя немного превышала Рур, и исследования самолетов-ретрансляторов для увеличения его дальности были остановлены, поскольку ожидалось, что H2S будет лучшей системой, и только несколько самолетов могли использовать это устройство одновременно; хотя у гобоя был потенциал значительного улучшения в обнаружении целей, он не обладал высокой точностью. H2S можно было установить на любой самолет, но он был сложен, труден в использовании и излучал излучение, которое можно было обнаружить, что, как ни парадоксально, подвергало самолет опасности перехвата. «Джи» оставался полезным в качестве средства навигации на обратном пути, но требовал разработки, чтобы преодолеть немецкие помехи. [14]

Бомба-индикатор цели

[ редактировать ]
Немецкие прожекторы и указатель цели (справа) освещают Берлин.

Бомба-индикатор цели (ТИ) представляла собой аэродинамический металлический корпус, выбрасывавший цветные пиротехнические свечи на заданную высоту с помощью барометрического взрывателя. Если настроено на немедленное зажигание, они образовали каскад. При маркировке неба свечи находились на парашютах, и если они взрывались при наземном взрыве, они создавали лужу цветного огня. Обычный TI весом 250 фунтов (110 кг) покрывал территорию площадью около 100 ярдов (91 м), а TI наземного взрыва содержал несколько взрывоопасных свечей, чтобы предотвратить попытки их потушить. TI был введен в действие в ночь с 16 на 17 января 1943 года и имел большой успех, превратив поиск пути в практическую операцию войны. [15]

H2S представлял собой устройство для навигации и слепого бомбометания с помощью радара. Излучение радара отражалось и принималось как эхо, характерное для земли внизу. Населенные пункты отражали эхо, отличное от полей и лесов, эхо суши можно было отличить от эха моря, а морское эхо — от эхо корабля. Радар имел сканер, который перемещался вертикально, а эхо-сигналы обнаруживались приемником и отображались на электронно-лучевой трубке , причем развертка вращалась с той же скоростью, что и сканер, создавая впечатление о земле внизу. Контраст между водой и сушей сделал побережья, озера и реки особенно узнаваемыми. Выделялись также города и иногда железнодорожные пути, по которым штурман мог определить свое положение. Когда цель была ближе к цели, если она была узнаваема, можно было произвести бомбардировку H2S; если цель невозможно было различить, бомбардировщик мог совершить рассчитанный по времени пробег от ориентира поблизости. Поскольку устройство находилось в воздухе, его дальность действия ограничивалась только дальностью полета его самолета. Аппаратура была ограничена эхами из городов, которые было труднее различить, чем эхо из сельской местности и города. [16]

H2S уступал Гобою в слепом бомбометании, за исключением прибрежных целей, таких как Гамбург . Будучи передатчиком, H2S раскрылся немцам, как только от сбитых бомбардировщиков было извлечено достаточно деталей для анализа его характеристик. Немецкие детекторы могли обнаружить поток бомбардировщиков и направить в него ночные истребители. Как только в январе 1943 года бомбардировочное командование начало использовать сантиметровый H2S, немцы неизбежно извлекли его из разбившегося бомбардировщика и поняли, что он похож на радар класса «воздух-поверхность корабля » (ASV), используемый береговым командованием для обнаружения всплывших объектов. подводные лодки. В октябре 1943 года немцы внедрили радар-детектор Naxos на ночных истребителях и подводных лодках. К середине января 1943 года только 10 бомбардировщиков «Галифакс» и 13 «Стирлингов» несли H2S; темпы производства были медленными, и к маю 1943 года в одном налете участвовало не более 18 бомбардировщиков, оснащенных H2S; к августу было изготовлено 840 комплектов H2S. [17]

Немецкая ПВО

[ редактировать ]
Ночной истребитель Messerchmitt Bf 110G-4 на авиабазе RAF Hendon

Угроза англо-американских стратегических бомбардировок беспокоила немецких стратегов самое позднее с 1940 года. После падения Франции был построен пояс радиолокационных станций «Фрея» для раннего предупреждения о входе самолетов в воздушное пространство, контролируемое Германией, от юга Дании до Швейцарии . Фрее не хватало точности, необходимой для наземного перехвата самолетов, и позже, в 1940 году, она была дополнена радиолокационными станциями Вюрцбурга , которые были достаточно точными, чтобы наводить зенитные артиллерийские установки и ночные истребители, а батарея зенитных ракет с наведением из Вюрцбурга сбила бомбардировщик в сентябре 1940 года. В октябре полковник (Полковник) Йозеф Каммхубер установил три зоны ночных истребителей на подступах к Руру. Зоны имели длину 56 миль (90 км) и ширину 12 миль (19 км) с дивизионом прожекторов и двумя Вюрцбурга в каждой. радарами [18]

Ночной истребитель мог направиться на расстояние 55 ярдов (50 м) от самолета, а затем атаковать, когда самолет был освещен прожекторами, - процедура, называемая Helle Nachtjagd ( Henaja [Освещенный ночной бой]). Вдоль побережья были установлены передовые зоны без прожекторов, известные как Дункель Нахтьягд ( «Дунайя» («Бой в темной ночи»). Система была недостаточно эффективной в пасмурные ночи, дальность действия радара Вюрцбурга [6–31 миль (9,7–49,9 км)] была слишком короткой, и он не мог идентифицировать друга или врага , что иногда приводило к атакам на дружественные ночные истребители; некоторым экипажам ночных истребителей не нравилось наземное управление из-за потери гибкости. Немецкая система не была централизованной, чтобы анализировать информацию, предоставляемую радаром, прожекторами, беспроводным перехватом и пеленгацией, для координации зенитных ракет и ночных истребителей. К концу 1940 года новой системе удалось сбить 42 бомбардировщика ночными истребителями и 30 зенитными артиллерийскими установками. [18] [б]

Карта участка линии Каммхубера, украденная агентом Тегалом

Их система была расширена за счет линии Хенаджа шириной около 20 миль (32 км), которая к марту 1941 года проходила на 430 миль (690 км) от датско-немецкой границы до Мобежа во Франции. Еще один пояс Хенаджа длиной 45 миль (72 км) был построен между Франкфуртом и Мангеймом позже в том же году. Три Вюрцбурга направили прожекторы, чтобы осветить бомбардировщики, когда они вошли в зону. Дуная была расширена в окружности, а цепь протянулась вдоль побережий Франции и Нидерландов, а также вокруг Берлина. улучшенный Würzburg с дальностью действия 50 миль (80 км) и графическим столом Seeburg ( Seeburg-Tisch В конце 1941 года на вооружение поступил ). Каммхубер использовал новое оборудование для пересмотра системы ночной защиты, увеличив ширину Хенаджи с 25–60 миль (40–97 км), когда Дуная находилась перед ними. Каммхубер намеревался ввести Дунаю за линией Каммхубера , разместил станции Фрейя по обе стороны и установил главные прожекторы. Система была введена в сентябре, но оказалась слишком сложной, и количество перехватов снизилось. [20]

Весной 1942 года глубина полосы прожекторов была уменьшена до 6 миль (9,7 км) и расширена до 12 миль (19 км). Новый метод «Конайя» (комбинированный) был предназначен для противодействия новым, более быстрым четырехмоторным бомбардировщикам, поступающим на вооружение бомбардировочного командования, но риск того, что зенитная артиллерия собьет ночные истребители, был слишком велик, и система вышла из строя. В 1941 году потери бомбардировочного командования выросли до 3,6 процента с 2,9 процента в 1940 году. Во время налета на Берлин в ночь с 7 на 8 ноября было сбито 12,4 процента из 169 бомбардировщиков. Ночные истребители сбили 433 бомбардировщика, и к концу года девять групп и одна штабфель в бою действовали . Неразбериха и дублирование юрисдикций немецкой защиты от ночных атак усугублялись недостаточной эффективностью наступления британских ночных бомбардировщиков, и это самоуспокоенность не была поколеблена вступлением Соединенных Штатов в войну в декабре. [20]

Из-за переброски ночных истребителей на Восточный фронт и в Средиземное море к февралю 1942 года на западе насчитывалось 265 ночных истребителей из 367, из которых только половина была в боевой готовности. [21] Британцы прибегли к преднамеренной кампании бомбардировок территорий , которая сразу же увеличила объем разрушений, достигнутых бомбардировочным командованием. Тоннаж бомб увеличился с 37 000 в 1941 году до 50 000 в 1942 году. Немецкая ночная оборона не была готова к изменению британских методов и внедрению GEE, первого средства ночной навигации. Британцы отказались от индивидуального расчета времени вылетов бомбардировщиков в пользу концентрации всех бомбардировщиков в пространстве и времени, что сделало большую часть линии Каммхубера ненужной, оставив лишь несколько истребителей, способных атаковать бомбардировщики. Во время налета 1000 бомбардировщиков на Кельн бомбардировщики провели над Европой всего два часа, ширина потока составляла 18 миль (29 км), и только 25 ночных истребителей могли поразить бомбардировщики, что составляет чуть более десяти процентов от общего числа; потери бомбардировщиков сократились с 3,6 до 3,0 процента. [22] В 1942 году бомбардировочному командованию несколько раз удавалось нанести значительный ущерб, но ему постоянно не удавалось подорвать немецкую военную экономику. [23]

Кровать с балдахином

[ редактировать ]

В 1942 году командование ночных истребителей Fliegerkorps XII упразднило свою Nachjagddivision на три Jagddivisionen 1 мая, и к февралю 1943 года в наличии было 477 ночных истребителей из 653 единиц, из которых 330 находились в боевой готовности, что вдвое больше, чем в 1942 году, 90 на каждого. процентов из которых находились на западе. Почти все ночные истребители имели Лихтенштейн , радар перехвата самолетов (ИИ) с максимальной дальностью 3000 ярдов (2700 м) и минимальной дальностью 20 ярдов (18 м), достаточных для отслеживания бомбардировщика после того, как наземный контроль довел ночной истребитель на расстояние 2 миль (3,2 км). Несмотря на вес аппарата и аэродинамические недостатки его антенной решетки, приводящие к потере скорости не менее чем на 25 миль в час (40 км/ч), количество перехватов ночных истребителей возросло до такой степени, что прожекторное освещение было сделано излишним, а огни были перенесены на местные подразделения Зенитной артиллерии вокруг городов. К июню линия Каммхубера была продлена на юг в сторону Парижа и на север до северного побережья Дании. Каммхубер отказался позволить ночным бойцам свободно передвигаться, но сделал линию более гибкой, углубив Зона Дуная - до 124 миль (200 км) по обе стороны от Хеная, чтобы использовать увеличенный радиус действия Фрейи и Вюрцбурга , что создало систему Химмельбетта . В каждом секторе один «Вюрцбург» следил за бомбардировщиком, а другой — за ночным истребителем, пока тот не оказался достаточно близко, чтобы экипаж мог использовать свой ИИ «Лихтенштейн» для атаки. Зона была ограничена одним ночным истребителем, но они перекрывались на 50 процентов, что позволяло трем ночным истребителям действовать в одной зоне. GEE был заблокирован с августа, что ограничило его полезность только европейским побережьем. Большая часть воздушного пространства Европы оставалась незащищенной, а потоки бомбардировщиков делали неэффективными все ночные истребители, за исключением нескольких, что ограничивало возможности немецкой ночной обороны сбивать не более 6 процентов вылетов бомбардировочного командования. [24]

88-мм зенитная батарея на огневой позиции

Немецкой ночной обороне удалось сбить 687 бомбардировщиков в 1942 году, что на 63 процента больше, чем в 1941 году, потеряв 97 ночных истребителей, что на 63 процента больше, чем в 1941 году, а 10 сентября XII Fliegerkorps сбил свой тысячный бомбардировщик - 649. Дуная , 140 , 200 Хенаджа в результате операций вторжений над Британией и 11 бомбардировщиков разбились после того, как были ослеплены прожекторами. К осени ночные истребители и зенитная артиллерия сбивали в среднем 5,6 процента самолетов бомбардировочного командования за один налет. Характеристики FlaK также показали улучшение: с июля по август 1942 года бомбардировочное командование сообщило о потере 696 бомбардировщиков, 269 предположительно были уничтожены ночными истребителями, 193 - FlaK и 334 потеряны по неизвестным причинам; Было повреждено 1394 самолета, 153 сбито ночными истребителями и 941 — зенитной артиллерией. К концу года Люфтваффе совершило 77 500 ночных боевых вылетов, сбив 2859 бомбардировщиков (3,6 процента) и повредив гораздо больше. В 1940 году бомбардировочное командование теряло один бомбардировщик, разбившийся в Британии на каждые 32 боевых вылета, а в 1942 году этот показатель увеличился до одного из двадцати. К концу 1942 года Люфтваффе сбросило 67 000 длинных тонн (68 000 тонн) бомб на Великобританию, а ВВС Великобритании сбросили 78 579 длинных тонн (79 840 тонн) на Германию и 22 537 длинных тонн (22 899 тонн) на оккупированные территории. Согласно послевоенным исследованиям союзников, бомбардировки сократили немецкое производство на 0,7–2,5 процента в 1942 году по сравнению с 33 процентами британской военной экономики, направленными на бомбардировочное наступление. [25]

Несмотря на значительное увеличение немецких зенитных усилий, такая забота о будущем не помешала переброске 150 зенитных батарей в Италию. Только генерал-люфтцюгмейстер Эрхард Мильх , отвечавший за производство самолетов Люфтваффе , предвидел кризис, который наступит, если выпуску истребителей не будет уделяться больше внимания. Появление британских четырехмоторных бомбардировщиков увеличило на 70 процентов тоннаж бомб, перевозимых бомбардировочным командованием. Мильх предсказал, что англо-американские воздушные флоты потопят немецкую противовоздушную оборону и разрушат военную экономику. 21 марта 1942 года Мильх предложил рейхсмаршалу Герману Герингу , главнокомандующему Люфтваффе , и Гансу Йешоннеку , начальнику штаба Oberkommando der Luftwaffe (Высшее командование ВВС), создание воздушного зонтика. Мильх сказал Герингу, что его цель в 360 новых истребителей в месяц будет недостаточной, даже если она будет увеличена до 3600, что Йешоннек отверг, заявив, что он не знает, что делать с 360 новыми истребителями в месяц. [26] Весной 1943 года немцы усилили наземную противовоздушную оборону в Руре; к июлю насчитывалось более 1000 больших FlaK (зенитных орудий калибра 88 мм и более) и 1500 более легких орудий (большинство из них калибра 20 и 37 мм ), что составляло около трети зенитных орудий в Германии, которой требовалось 600 000 человек, женщины и мальчики для операции. [27]

Первый налет бомбардировочного командования произошел в ночь с 18 на 19 ноября 1943 года. Берлин атаковали 440 тяжелых бомбардировщиков «Ланкастер» главных сил и четыре «Де Хэвилленд Москито», но город был в облаках, и повреждения не были серьезными. Второй рейд Главных сил состоялся в ночь с 22 на 23 ноября. Это был самый эффективный налет британских ВВС на Берлин за всю войну, в результате которого был нанесен значительный ущерб жилым районам к западу от центра, Тиргартену и Шарлоттенбургу , Шенебергу и Шпандау . Из-за засушливой погоды возникло несколько огненных бурь . Протестантская мемориальная церковь кайзера Вильгельма , ныне военный мемориал, и Новая синагога в качестве склада (используемая Вермахтом ) были сильно повреждены в ходе рейда. [28] [29]

В следующие ночи последовали новые нападения, повредившие или разрушившие церковь Вифлеема , церковь Иоанна , церковь Литцова , церковь Троицы , мемориальную церковь императора Фридриха , церковь на Гогенцоллернплац и собор Святой Ядвиги . Несколько других примечательных зданий были либо разрушены, либо повреждены, в том числе посольства Великобритании, Франции, Италии и Японии, дворец Шарлоттенбург , Берлинский зоопарк , Министерство боеприпасов, Административный колледж Ваффен СС , казармы Императорской гвардии в Шпандау и несколько оружейных зданий. заводы. [30]

17 декабря железнодорожной системе Берлина был нанесен значительный ущерб. К этому времени совокупный эффект бомбардировок сделал непригодным для использования более четверти жилых помещений Берлина. [30] В ночь с 28 на 29 января 1944 г. произошел еще один рейд Главных сил, когда западный и южный округа подверглись наиболее концентрированному нападению за этот период. 15–16 февраля пострадали важные военные предприятия, в том числе большой район Сименсштадта на западе, причем наибольший ущерб был нанесен центральному и юго-западным районам. Это был крупнейший рейд Королевских ВВС на Берлин; кампания продолжалась до марта 1944 года. [30] [31] [32]

Последствия

[ редактировать ]
Руины собора Святой Ядвиги, 1946 год.

В 1961 году официальные британские историки Чарльз Вебстер и Нобл Франкленд написали, что бомбардировочное командование совершило 16 налетов, включающих 9 111 самолето-вылетов на Берлин. В результате атак погибло 492 самолета, их экипажи были убиты или взяты в плен, а 954 самолета были повреждены, т.е. уровень потерь составил 5,8 процента, что превышает 5-процентный порог, который ВВС считали максимальным устойчивым уровнем эксплуатационных потерь. [33] Битва за Берлин отвлекла немецкие военные ресурсы от наземной войны и имела экономический эффект в виде физического ущерба, гибели и ранений рабочих, перемещения и укрепления промышленных зданий и другой инфраструктуры, но к 1 апреля 1944 года кампания не смогла привести к капитуляции Германии. ,

... в оперативном смысле битва за Берлин была больше, чем провалом, это было поражение... Битва за Берлин неблагоприятно отличалась от предыдущих битв под Руром и Гамбургом, а также кампании по дороге на Берлин. [34]

В 2004 году Дэниел Окман написал:

Бомбардировочное командование потеряло над Берлином 2690 человек, еще почти 1000 человек стали военнопленными. Из общих потерь бомбардировочного командования за войну около семи процентов пришлось на налеты на Берлин. В декабре 1943 года одиннадцать экипажей 460-й эскадрильи (RAAF) погибли в боях против Берлина; в январе и феврале [1944 г.] погибло еще 14 экипажей. Уничтожение 25 самолетов означало, что полного состава самолетов и экипажей хватило на три месяца. При таких темпах бомбардировочное командование было бы уничтожено еще до Берлина. [1]

Харрис предсказал потерю 500 самолетов , а Окман написал: «...было бы неправильно сказать, что в стратегическом смысле это были напрасные усилия. Бомбардировки привели к войне в Германии в то время, когда было трудно оказывать давление где-нибудь еще». [1] В 2005 году Кевин Уилсон писал, что, несмотря на опустошение Берлина, британские рейды не достигли своих целей. Бомбардировка помешала увеличению производства в Германии и привела к перенаправлению ресурсов с наступательных целей на оборонительные, но боевой дух немецкого гражданского населения не сломился. Оборона Берлина и основные службы были сохранены, а военное производство в Большом Берлине не упало. [35]

В 2006 году историк экономики Адам Туз написал, что британская бомбардировка Гамбурга в июле 1943 года, похоже, оправдала надежды британских руководителей бомбардировочного командования, что она стала решающим оружием и что теория стратегических бомбардировок была доказана. . Бомбардировочному командованию удалось повторить огненную бурю в Гамбурге 28 июля только один раз, в Касселе в октябре. Зимой 1943 года начались атаки на Берлин, которые Туз назвал бесплодными.

Рур был «узким местом», и в 1943 году он находился под контролем Королевских ВВС. Неспособность сохранить этот контроль и укрепить его была трагической оперативной ошибкой. [36]

Берлин был крупным промышленным городом, но Рур был основным поставщиком угля и стали в Германию. Изоляция Рура могла бы задушить остальную часть немецкой военной экономики; В кампании против Берлина британцы нанесли большой ущерб, но развитие немецкой противовоздушной обороны, особенно ночных истребителей, позволило противостоять угрозе бомбардировочного командования во время его длительных полетов в Берлин в зимнюю погоду. [37]

Немецкие потери

[ редактировать ]

В 1982 году Лаунц Демпс сопоставил данные о потерях, используя отчеты комиссара полиции Берлина ( Polizeipräsident ), выдаваемые после каждого воздушного налета, описания потерь и повреждений, указанные по домам и раздаваемые 100–150 организациям и администрациям, занятым спасательными работами, ремонтом и планированием. и другие вопросы, на основании отчетов главного бюро противовоздушной защиты ( Hauptluftschutzstelle ) города Берлина, выпустившего более 100 экземпляров с переменной периодичностью, в каждом из которых суммировались потери и ущерб по числу воздушных налетов; боевой дневник командования предупреждения о воздушных налетах ( Luftwarnkommando - ( Wako Berlin ), филиал Люфтваффе и другие источники. Демпс писал, что 7480 человек были убиты, 2194 человека пропали без вести, 17 092 были ранены и 817 730 берлинцев остались без крова. [38] В 2003 году Райнхард Рюруп написал, что около 4000 человек были убиты, 10 000 ранены и 450 000 остались без крова. [39] В 2005 году Кевин Уилсон описал воздействие дыма и пыли в воздухе от бомбардировки и то, как длительное время, проведенное в убежищах, привело к появлению симптомов, которые были названы подвальным гриппом ( Kellergrippe ). [40] В 2006 году Крис Грейлинг написал, что эта кампания привела к огромным человеческим жертвам и разрушениям в Берлине. В результате рейда 22 ноября 1943 года погибло 2000 берлинцев и осталось без крова 175 000 человек. На следующую ночь 1000 человек были убиты и 100 000 разбомблены. В декабре и январе в ходе рейдов Главных сил каждую ночь погибли сотни людей и от 20 000 до 80 000 человек остались без крова. [41]

Хронология

[ редактировать ]

Кампания включала шестнадцать рейдов основных сил на Берлин, шестнадцать на другие цели в Германии и рейды на цели в оккупированной Европе. Бомбардировочное командование проводило и другие стратегические операции, такие как операции ночных истребителей и вторжений против немецких ночных истребителей, минные постановки, мешающие налеты и тренировочные вылеты. [42]

ноябрь 1943 г.

[ редактировать ]
  • В ночь с 18 на 19 ноября 1943 года бомбардировочное командование имело в рабочем состоянии 513 «Авро Ланкастеров» , 271 «Хендли Пейдж Галифакс» , 137 «Шорт Стирлингс» , 23 «Виккерс Веллингтон» и 46 «Де Хэвилленд Москитос» . [43] Бомбардировочное командование направило в Берлин отряд из 440 «Ланкастеров», эскадрильи 1-й группы предоставили 153, 3-ю группу 12, 5-ю группу 182, 6-ю группу (RCAF) 29 и 8-ю группу (Следопыты) , 64-ю группу «Ланкастеров» и четыре «Москита» для сброса ложных сигнальных ракет; 26 Ланкастеров вернулись досрочно (5,9%). Рейд начался в 20:56 и завершился в 21:12; Было сброшено около 1575 длинных тонн (1600 т) бомб, около 792 длинных тонн (805 т) фугасных и 783 длинных тонн (796 т) зажигательных веществ. Потери составили девять «Ланкастеров» (2,0 процента), при этом 43 члена экипажа погибли, 20 взяты в плен и четверо избежали захвата. Начальник полиции Берлина сообщил о 154 убитых, 443 раненых и 7500 человек взорванных бомбами; по его оценкам, рейд длился с 20:11 до 22:23 и включал в себя 11 мин, 75 фугасных бомб, 1600 зажигательных веществ, 940 фосфорных бомб и 36 осветительных ракет. [44]
Диверсионный налет на Людвигсхафен совершили 395 бомбардировщиков (248 «Галифаксов», 114 «Стирлингов» и 33 «Ланкастеров»); Потеряно 23 самолета, двенадцать «Галифаксов», девять «Стирлингов» и два «Ланкастера» (5,8%). Десять вылетов «Москитов» на Эссен, 6 на Аахен, 6 на Франкфурт, 16 вылетов минных заградителей «Веллингтон» от Текселя до Сен-Назера и 7 вылетов OTU без потерь. Усилия британских ВВС: 884 боевых вылета, 32 потери (3,6%). [45]
  • Ночь с 19 на 20 ноября 1943 г., 266 самолетов в Леверкузен , 170 «Галифаксов», 86 «Стирлингов», 10 «Москитов»; плохая погода и сбои в работе следопытов привели к взрыву одной бомбы в Леверкузене; многие другие города подверглись бомбардировке, было потеряно 5 самолетов (1,9%). Шесть «Москитов» в Дуйсбург, 2 в Райнхаузен, 25 вылетов минных заградителей у портов Бискайи, 11 вылетов ОТУ без потерь. Туман над Англией привел к 2 катастрофам в Галифаксе и 1 крушению в Стерлинге; 4 «Галифакса» из 35-й эскадрильи благополучно приземлились в Грейвли, где была проведена первая операция по расследованию и рассеиванию тумана (FIDO). [46]
  • Ночью с 22 на 23 ноября 1943 г. 764 бомбардировщика в Берлин; 469 Ланкастеров, 234 Галифакса, 50 Стирлингов, 11 Москитов; Потеряно 25 самолетов, одиннадцать Ланкастеров, десять Галифаксов и четыре Стирлинга (3,4%). Три самолета были потеряны над Англией; пять потерь были связаны с зенитной артиллерией над Берлином, три - с наземным перехватом (GCI) ночными истребителями над городом и три - с GCI возле Дилена во время возвращения; 80 самолетов были сбиты зенитной артиллерией и один истребителем, пять получили зажигательные удары сверху, два столкнулись и семь самолетов были потеряны по неизвестным причинам. [47] Следопыты отметили в 20:00 красные и зеленые бомбы -индикаторы цели . Через час после налета бомбила волна Москитов. Наибольший ущерб был нанесен жилым районам к западу от центра города, Тиргартену и Шарлоттенбургу, Шенебергу и Шпандау. Из-за засушливой погоды возникло несколько «огненных бурь». Несколько примечательных зданий были повреждены или разрушены, в том числе посольства Великобритании, Франции, Италии и Японии, замок Шарлоттенбург и Берлинский зоопарк. Министерство вооружения и боеприпасов, Административная коллегия Ваффен-СС , казармы Имперской гвардии в Шпандау, заводы «Осрам» и «Телефункен» Также пострадали и оружейный завод «Альбрехт», занятый в военной экономике. В немецком отчете было сброшено 130 мин, 900 фугасных бомб, 200 000 зажигательных бомб, 20 000 фосфорных бомб и 60 осветительных ракет. Потери составили 1757 убитых, 6923 раненых и около 180 000 человек в результате бомбардировок; 2791 дом разрушен, 2300 поврежден; Возникла паника и грабежи, было уничтожено четыре миллиона продовольственных книжек. После нескольких месяцев отсутствия иностранной прессы в разбомбленных городах Пресс-бюро министерства иностранных дел созвало конференцию 23 ноября, когда улицы были завалены обломками и тушились пожары. [48] Самый эффективный рейд на Берлин за всю войну, несмотря на 10/10 облаков над городом. [49]
  • Ночь с 23 на 24 ноября 1943 года: Берлин, 383 самолета, 365 «Ланкастеров», десять «Галифаксов», шесть «Москитов», 46 досрочно возвратившихся (12 процентов); Потерян 21 бомбардировщик (5,49 процента); бомбардировка с 19:58 до 20:15, около 1377 длинных тонн (1399 т) бомб, 734 длинных тонны (746 т) фугасных, 643 длинных тонн (653 т) зажигательных. [50] Первичные слепые маркеры, каждый из которых сбрасывает красные TI, а также пучок вспышек красного и зеленого цвета от H2S . Другие слепые маркеры должны были отмечать точку прицеливания залпами красного и желтого цветов, а также четырьмя пучками сигнальных ракет каждый. Вторичные слепые маркеры будут сбрасывать зеленые TI и по одному пучку сигнальных ракет на каждого, а ранние резервные зеленые - на красные и желтые, если они видны, а если не на центр красных, после двухсекундного превышения. Главные силы должны были бомбить центр зелени также с двухсекундным отклонением или бомбить H2S, а если они вышли из строя, целиться в центр сигнальных ракет. Зенитная артиллерия была так же эффективна, как и раньше, но диспетчер истребителей с 18:12 командовал перехватом Заме Сау (Прирученный кабан), приказал им вылететь в Берлин в 19:30 и в Бранденбург в 20:00, время начала рейда. Перехваты истребителей начались в 20:08. [51]
Трансляция операции «Корона» (ложные инструкции немецким самолетам) из Англии имела некоторый эффект. Два немецких ночных истребителя могли быть сбиты над Берлином, 21 бомбардировщик был потерян, из них 27 повреждены, 14 - от зенитной артиллерии, четыре - от истребителей и девять - от других причин. Четыре бомбардировщика разбились между побережьем Нидерландов и Леуварденом, четыре были сбиты истребителями между Гронингеном и Ганновером, один — зенитной артиллерией возле Текселя. Три самолета были сбиты зенитной артиллерией над Берлином в начале налета, пять - истребителями во время него. Шесть поврежденных самолетов были списаны: один - зенитной артиллерией, остальные - в результате аварий при посадке. [с] В сообщении Германии говорится, что рейд начался в 19:26 и что 13 005 человек были убиты, 6 383 получили ранения и 300 000 человек остались без средств к существованию; Было насчитано 120 мин, 850 фугасных бомб, 20 000 фосфорных бомб, 250 000 зажигательных веществ и 70 осветительных ракет; 1989 домов были разрушены, 2443 - сильно повреждены и 20 000 - незначительно повреждены; один военный объект был разрушен, 22 серьезно повреждены и 22 легко повреждены; электростанция Шпандау была разрушена. [51]
  • Ночь с 24 на 25 ноября 1943 г.: Берлин атаковали шесть «Москитов» (один потерян); Девять самолетов группы оперативной подготовки (OTU) Vickers Wellingtons сбрасывают листовки над Францией. [52] [53]
  • Ночь с 25 на 26 ноября 1943 г.: Франкфурт стал основной целью для 236 «Галифаксов» и 26 «Ланкастеров» (262 самолета). Три «Москита» были отправлены в Берлин, а другие цели подверглись бомбардировке. [54]
  • Ночь с 26 на 27 ноября 1943 года: Берлин, главную цель, атаковали 443 «Ланкастера» и семь «Москитов». «Москиты» использовались, чтобы установить «Окно» перед самолетами «Патфайндер», чтобы отвести от них зенитную артиллерию , но из-за временно ясного неба 21 самолет был потерян из-за зенитных орудий над Берлином. Большая часть ущерба была нанесена полупромышленному пригороду Райникендорф, центр города и Сименсштадт но пострадал также (с его многочисленными заводами по производству электрооборудования). Штутгарт подвергся набегу 157 Галифаксов и 21 Ланкастера в качестве отвлекающего маневра. Обе силы пролетели по одному и тому же маршруту почти до Франкфурта, который диспетчеры истребителей Люфтваффе определили как цель Королевских ВВС. Всего за ночь было совершено 666 самолето-вылетов, включая минные постановки, при этом потеряно 34 самолета (5,1%). Потери над Берлином были высокими и в сочетании с авариями при приземлении в тумане в Англии достигли 9,3 процента. Завод Алкетт , крупный производитель боевых бронированных машин , сильно пострадал, и Геббельс описал его как «почти полностью разрушенный» и упомянул в своем дневнике о том, что «практически незаменимые инструменты и машины» вышли из строя. [55]
  • Ночь с 28 на 29 ноября 1943 г.: Эссен подвергся нападению десяти «Москитов», Дуйсбург - одного; десять самолетов заминировали районы Бреста и Шербура; семь боевых вылетов ОТУ, потерь нет. [56]
  • Ночь с 29 на 30 ноября 1943 года: Бохум , Кёльн и Дюссельдорф атакованы 21 «Москитом» без потерь. [57]
  • Ночь с 30 ноября на 1 декабря 1943 года: Группа 100 (Поддержка бомбардировщиков) дебютирует четырьмя вылетами 192-й эскадрильи Веллингтона по радиопротиводействию (RCM). Эссен атакован четырьмя «Москитами», 29 вылетами «Стирлингов» и 15 «Веллингтонами» по постановке мин от Бреста до Байонны, семь вылетов ОТУ, потерь нет. [57]
  • Ночь с 1 на 2 декабря 1943 года: 19 «Стирлингов» и 12 «Галифаксов» поставили мины у Фризских островов и восточного побережья Дании, 2 «Стирлинга» потеряны. [57]

декабрь 1943 г.

[ редактировать ]
  • Ночь со 2 на 3 декабря 1943 года: Берлин, главную цель, атаковали 425 «Ланкастеров», 18 «Москитов» и 15 «Галифаксов». Немцы определили целью Берлин. Неожиданный боковой ветер рассеял поток бомбардировщиков, и немецкие истребители сбили сорок бомбардировщиков, 37 «Ланкастеров», два «Галифакса» и один «Москито» (8,7% общей численности). Бомбардировка была неточной, и к югу от города были повреждены еще два завода Siemens , завод шарикоподшипников и несколько железнодорожных сооружений. [58]
  • Ночь с 3 на 4 декабря 1943 года: Лейпциг , главная цель, был атакован 307 «Ланкастерами», 220 «Галифаксами» (527 самолетов). Основные силы направились прямо на Берлин, затем повернули на юг, в сторону Лейпцига, оставив 9 «Москитов» продолжать путь, заманивая в ловушку множество немецких ночных истребителей. [49]
  • Ночь с 4 на 5 декабря 1943 года: Дуйсбург атакован девятью «Москитами», 48 самолетов поставили мины над фризами, 9 боевых вылетов OTU, один минный заградитель «Стирлинг» и один минный заградитель « Уитли ». потерян [59]
  • Ночь с 5 на 6 декабря 1943 г.: 3 боевых вылета Wellington RCM, потерь нет. [60]
  • Ночь с 9 на 10 декабря 1943 г.: 3 боевых вылета Wellington RCM, потерь нет. [60]
  • Ночь с 10 на 11 декабря 1943 г.: Леверкузен атакован 25 «Москитами», Крефельд — двумя, 4 боевых вылета OTU без потерь. [60]
  • Ночь с 11 на 12 декабря 1943 г.: Дуйсбург атакован 18 «Москитами», 1 вылет Веллингтона RCM, потерь нет. [60]
  • Ночь с 12 на 13 декабря 1943 г.: 18 вылетов «Москитов» в Эссен, 9 — в Дюссельдорф, 1 — в Оснабрюк, 4 вылета RCM и 4 вылета OTU, 1 «Москит» потерян в Эссене. [60]
  • Ночь с 13 на 14 декабря 1943 г.: 16 «Москитов» на Дюссельдорф, 1 на Бонн, 25 боевых вылетов ОТУ, потерь нет. [60]
  • Ночь с 15 на 16 декабря 1943 г.: 4 вылета «Москитов» на Бохум, 4 на Леверкузен и 3 вылета RCM, потерь нет. [60]
  • Ночь с 16 на 17 декабря 1943 года: главной целью был Берлин. На него напали 483 Ланкастера и 15 Москитов. Немецкие ночные истребители были направлены на перехват бомбардировщиков; 25 «Ланкастеров», 5,2% сил Ланкастера, были потеряны над оккупированной противником территорией, а 29 самолетов были потеряны при приземлении в Англии из-за очень низкой облачности. Рейд был необычен тем, что потери из-за плохой погоды над Англией были больше, чем потери из-за зенитной артиллерии или ночных истребителей противника. [49] Железнодорожной системе Берлина был нанесен серьезный ущерб, и 1000 вагонов с военной техникой, предназначенных для Восточного фронта, были задержаны на шесть дней. Были разрушены Национальный театр и здание, в котором располагались военные и политические архивы Германии. В результате бомбардировок в Берлине стало непригодным более четверти жилых помещений. Двум истребителям Beaufighter и двум Mosquitos из 141-й эскадрильи RAF с помощью радар-детекторов Serrate удалось повредить Messerschmitt Bf 110 , первый успешный патруль Serrate. В ту же ночь были совершены другие налеты на Тилли-ле-О и ​​Флискур , два объекта летающих бомб недалеко от Аббевиля . В ходе рейда эти объекты не были уничтожены, но ни один самолет не был потерян. [61]
  • Ночь с 19 на 20 декабря 1943 г.: 6 Веллингтонов OTU разбросали листовки по французским городам, потерь нет. [62]
  • Ночь с 20 на 21 декабря 1943 г.: Франкфурт был атакован 390 «Ланкастерами», 257 «Галифаксами» и тремя «Москито» (650 самолетов). В поток бомбардировщиков попали немецкие ночные истребители; Было потеряно 27 «Галифаксов» и 14 «Ланкастеров», то есть 6,3% состава. Ущерб оказался больше, чем предполагали в то время Королевские ВВС, поскольку они знали, что немцы зажгли ложные костры, которые имели некоторый успех в качестве отвлечения внимания. Был совершен ложный налет на Мангейм со стороны 54 самолетов, а также точная атака восьми «Ланкастеров» из 617-й эскадрильи и 8 «Следопытов» по ​​оружейному заводу недалеко от Льежа, но не удалось поразить цель. [62]
  • Ночь с 21 на 22 декабря 1943 г.: 9 «Гобоев-Москитов» атаковали завод «Маннесманн» в Дюссельдорфе, 4 — ранцевую электростанцию, 4 вылета OTU, потерь нет. [63]
  • Ночь с 22 на 23 декабря 1943 года: 51 самолет (29 «Стирлингов», 11 «Ланкастеров», 8 «Москитов» и три «Галифакса») атаковали два объекта летающих бомб между Абвилем и Амьеном . Один объект был разрушен, но другой не был обнаружен. Девять «Москитов» во Франкфурт, два — в Бонн , 2 вылета RCM, 16 вылетов по постановке мин у портов Бискайи и 21 вылет OTU — без потерь. [63]
  • Ночь с 23 на 24 декабря 1943 года: Берлин атаковали 364 «Ланкастера», восемь «Москитов» и семь «Галифаксов». Немецким ночным истребителям помешала погода, и они сбили только 16 «Ланкастеров», то есть 4,2 процента всех сил. Берлину был нанесен небольшой ущерб; несколько других немецких городов подверглись нападению комаров. [63]
  • Ночь с 24 на 25 декабря 1943 г.: 35 вылетов «Галифакса» по постановке мин у Фризских островов, потерь нет. [63]
  • Ночь с 28 на 29 декабря 1943 г.: 10 «Москитов» на Дуйсбург, 9 на Дюссельдорф, 1 на Кёльн, 11 вылетов ОТУ, потерь нет. [63]
  • Ночь с 29 на 30 декабря 1943 года: Берлин был целью для 457 «Ланкастеров», 252 «Галифаксов» и трех «Москитов» (712 самолетов). Потери Королевских ВВС были небольшими и составили 2,8 процента от общей численности. Облачный покров помешал ВВС Великобритании, и ущерб был нанесен небольшой. [64]
  • Ночь с 30 на 31 декабря 1943 года: 10 «Ланкастеров» из 617-й эскадрильи и шесть «Следопытов Москито» не смогли уничтожить точку Фау-1. Десять «Москитов» в Кельн, 8 в Дуйсбург, 3 в Бохум, 6 вылетов RCM; 36 минных заградителей у берегов Текселя и французских портов, 28 боевых вылетов OTU, потерь нет. [64]
  • Ночь с 31 декабря 1943 г. на 1 января 1944 г.: 2 боевых вылета минных заградителей «Стерлинг», потерь нет. [64]

Январь 1944 г.

[ редактировать ]
  • Ночь 1/2 января 1944 года: 421 «Ланкастер» отправлен в Берлин, главную цель. Немецкие ночные истребители сбили 6,7% сил. Небольшой рейд 15 «Москитов» на Гамбург и более мелкие рейды на другие города не смогли отвлечь ночные истребители. [65]
  • Ночь со 2 на 3 января 1944 года: главной целью был Берлин. 362 «Ланкастера», 12 «Москитов», девять «Галифаксов» (383 самолета), ночные истребители не смогли добраться до бомбардировщиков, пока они не оказались над городом, а затем сбили 27 «Ланкастеров», то есть 10 процентов от общего состава. Были также мелкие набеги на другие города. [66]
  • Ночь с 3 на 4 января 1944 г.: 6 «Москитов» в Золинген и 2 в Эссен, потерь нет. [66]
  • Ночь с 4 на 5 января 1944 года: 80 бомбардировщиков направились к месту бомбардировки в Па-де-Кале и один в Бристиллери , Шербур (57 «Стирлингов», 12 «Москитов», 11 «Ланкастеров») без потерь. На Берлин совершили набег 13 «Москитов», 3 — на Крефельд, два — на Кёльн; 4 боевых вылета ПКМ, 40 боевых вылетов минных заградителей у Лорьяна и Бреста, 8 боевых вылетов ОТУ без потерь. [67] [д]
  • Ночь с 5 на 6 января 1944 г.: Штеттин не совершал массовых набегов с сентября 1941 г.; 348 Ланкастеров и 10 Галифаксов. Точная бомбардировка центра города, позже сместившаяся на запад; 244 человека убиты, 1016 ранены, разрушено 504 дома и 20 промышленных помещений, серьезно повреждены 1148 домов и 29 промышленных зданий, в гавани затонуло 8 кораблей. Отвлечение 13 «Москитов» на Берлин и 25 на четыре другие цели увенчалось успехом; Потеряно 16 самолетов, 4,5 процента личного состава. «Москито» совершил вылет RCM, 6 «Ланкастеров» заминировали у Свинемюнде и совершил последний полет бристольского «Бофайтер Серрейт» . патруля [68] [и]
  • Ночь с 6 на 7 января 1944 г.: 16 «Москитов» в Дуйсбург, 2 в Бристиллери, 1 в Дортмунд и 1 в Золинген; 57 вылетов минных заградителей в порты Бискайи и 10 вылетов ОТУ, потерь нет. [68]
  • Ночь с 7 на 8 января 1944 года: 6 «Моакитос» на Крефельд , 5 на Дуйсбург, 28 боевых вылетов ОТУ. Самолет 138-й эскадрильи «Галифакс» разбился после взлета, экипаж и трое пассажиров погибли. [68]
  • Ночь с 8 на 9 января 1944 г.: 10 Моакьюто во Франкфурт, 8 в Золинген, 3 в Аахен и 2 в Дортмунд; две потери. [68]
  • Ночь с 10 на 11 января 1944 года: 10 «Москитов» в Берлин, 7 в Золинген, 2 в Кобленц , 1 в Крефельд, потерь нет. [69]
  • Ночь с 13 на 14 января 1944 г.: 12 «Москитов» в Эссен, 9 в Дуйсбург, 2 в Аахен и 2 в Кобленц, один самолет потерян. [69]
  • Ночь с 14 на 15 января 1944 года: рейд на Брансуик первый в войне 496 «Ланкастеров» и двух «Галифаксов». 38 «Ланкастеров» были потеряны из-за ночных истребителей. 11 из потерянных самолетов были «Следопытами», а обозначение города было плохим. Немецкие власти сообщили только о 10 разрушенных домах и убитых 14 человек, а также о некоторых повреждениях и человеческих жертвах в деревнях на юге. 82 самолета без потерь атаковали объекты летающих бомб в Эйли , Боннетоне и Бристиллери; 17 комаров совершили набег на Магдебург и Берлин. [69]
  • Ночь с 20 на 21 января 1944 г.: целью был Берлин; Отправлено 495 «Ланкастеров», 264 «Галифакса», 10 «Москитов» (769 самолетов); Было потеряно 22 «Галифакса» и 13 «Ланкастеров», то есть 4,6% состава. Ущерб оценить не удалось из-за низкой облачности на следующий день. [70]
  • Ночь с 21 на 22 января 1944 г.: Магдебург был основной целью для 421 «Ланкастера», 224 «Галифаксов», 3 «Москитов» (648 самолетов); 57 человек погибли. В ходе атаки не удалось идентифицировать цель, и ущерб был нанесен незначительный. [71]
  • Ночь с 27 на 28 января 1944 г.: Берлин стал целью 515 «Ланкастеров» и 15 «Москитов» (530 самолетов). В записях Королевских ВВС говорится, что бомбардировка, судя по всему, распространялась как по ветру, так и по ветру. Диверсии были частично успешными и отвлекли немецкие ночные истребители, но было потеряно 33 Ланкастера, 6,4 процента тяжелых бомбардировщиков; По другим целям совершено 167 боевых вылетов, один самолет потерян. [72]
  • Ночь с 28 на 29 января 1944 г.: Берлин атаковали 432 «Ланкастера», 241 «Галифакс» и четыре «Москито» (677 самолетов). Западные и южные районы, частично закрытые облаками, пострадали от того, что в отчетах Королевских ВВС называется самой концентрированной атакой за этот период. В немецких записях упоминается, что пострадали 77 объектов за пределами города. Обманный рейд и бегство над Северной Данией не помешали немецкой ПВО сбить 46 самолетов, что составляет 6,8 процента от общей численности сил. Чуть более 100 самолетов атаковали другие цели. [73]
  • Ночь с 29 на 30 января 1944 г.: 12 «Москитов» на Дуйсбург, 10 на полигон летающих бомб в Эрбувиле, 6 боевых вылетов OTU, потерь нет. [74]
  • Ночь с 30 на 31 января 1944 г.: Берлин атаковали 440 «Ланкастеров», 82 «Галифаксов» и 12 «Москитов» (534 самолета), потеряно 33 бомбардировщика (6,2%). Еще 76 самолето-вылетов было совершено по другим целям; никаких потерь. [74]

февраль 1944 г.

[ редактировать ]
  • Ночь с 15 на 16 февраля 1944 г.: 891 самолет в Берлин; 561 «Ланкастер», 314 «Галифакс» и 16 «Москито» — крупнейший берлинский рейд за всю войну. [75] Несмотря на облачность, пострадали наиболее важные военные предприятия, в том числе Сименсштадт, центральный и юго-западный районы. Обман 24 «Ланкастеров» 8-й группы во Франкфурте-на-Одере провалился, и ВВС потеряли 43 самолета, 26 «Ланкастеров» и 17 «Галифаксов», или 4,8%. Еще 155 самолето-вылетов было совершено по другим целям. [76]
  • Ночью с 19 на 20 февраля 1944 г. 823 самолета в Лейпциг; 561 Ланкастер, 255 Галифаксов и 7 Москитов; Потеряно 78 самолетов, 44 «Ланкастера» и 34 «Галифакса» (9,5%, 13,3% вылетов «Галифакса», 14,9% вылетов до побережья противника). Самолеты Halifax Mk II и Mk V выведены из налетов Главных сил на Германию. В Кильском заливе 45 «Стирлингов» и 4 следопыта «Галифакса» заложили мины, 16 «Гобоев Москито» бомбили базы ночных истребителей в Нидерландах, 15 «Москито» совершили диверсию на Берлин, 12 вылетов «Москито Серрате», один «Москито» потерялся от берлинских диверсионных сил. Три «Москита» в Аахен, три — на объекты летающих бомб во Франции — без потерь. Королевские ВВС совершили 921 самолето-вылет, потеряли 79 самолетов (8,6%), что является самой большой потерей (58 самолетов потеряно во время Магдебургского рейда 21/22 января 1943 г.). [77]
  • Ночью с 20 на 21 февраля 1944 г. 598 самолетов в Штутгарт; 460 Ланкастеров, 126 Галифаксов и 12 Москитов. Первые диверсии увенчались успехом, потеряно 9 самолетов, 7 Ланкастеров, 2 Галифакса (1,5%). Четыре «Ланкастера» и «Галифакс» разбились в Англии. Ранее учения в Северном море, 156 самолетов OTU, 24 из эскадрилий перед налетом, подняли ночные истребители на два часа раньше; 24 «Москита» атаковали аэродромы в Нидерландах, 7 «Москитов» на Мюнхен, 7 вылетов «Москитов Серрат» без потерь. Минирование французских портов 28 «Стирлингами» и 6 «Веллингтонами», один «Веллингтон» потерян. Королевские ВВС совершили 836 боевых вылетов, десять самолетов потеряно (1,2%). [78]
  • Ночью с 21 на 22 февраля 1944 г. 17 «Москитов» направились к Дуйсбургу, Штутгарту и 2 объектам летающих бомб, 1 патруль «Зеррат», 41 самолет установил мины у Фризских островов и французских портов; 10 боевых вылетов ОТУ, потерян 1 минный заградитель «Стирлинг». [78]
  • Ночью с 22 на 23 февраля 1944 г.: 10 «Москитов» в Штутгарт, 8 в Дуйсбург, 3 в Аахен; 71 вылет минных заградителей «Галифакс» и 40 «Стирлинг» к побережью северной Германии отменены из-за непогоды над их базами; 2 боевых вылета RCM и 2 Serrate; никаких потерь. [78]
  • Ночью с 23 на 24 февраля 1944 года 17 «Москитов» отправились в Дюссельдорф, где упала первая бомба весом 4000 фунтов (1800 кг), которую нес «Москит»; 2 вылета Serrate, 3 вылета OTU, потерь нет. [79]

Март 1944 г.

[ редактировать ]
  • Ночь с 24 на 25 марта 1944 г.: главной целью был Берлин. Поток бомбардировщиков рассеялся, и те, кто достиг города, бомбили далеко к юго-западу от Гросштадта . Королевские ВВС потеряли 72 самолета, или 8,9% личного состава. [80]
  • Ночь с 26 на 27 марта 1944 г.: Эссен атаковали 476 «Ланкастеров», 207 «Галифаксов», 22 «Москито» (705 самолетов). [81]
  • Ночь с 30 на 31 марта 1944 г.: Нюрнберг атаковали 572 «Ланкастера», 214 «Галифаксов» и девять «Москитов» (795 самолетов). Погода была необыкновенно ясной, следы образовывались ниже обычного. Поток бомбардировщиков летел по прямой траектории, без обходных маршрутов, что заставило немцев быстро решить, что целью является Нюрнберг. Ночные истребители достигли потока бомбардировщиков на границе с Бельгией; до Нюрнберга было потеряно более 82 бомбардировщиков, а при возвращении было сбито 13 бомбардировщиков, потери составили 11,9%. Это была самая дорогостоящая миссия бомбардировочного командования Королевских ВВС за всю войну, которая положила конец битве за Берлин. Пилот-офицер Сирил Бартон , пилот 578-й эскадрильи из Галифакса , был посмертно награжден Крестом Виктории . [82]
  • 18/19 ноября 1943 г. - 31 марта 1944 г.; 100 ночных операций, пять дневных; 24 449 ночных боевых вылетов, 1117 потерь (3,8%). Сброшено около 78 447 длинных бомб (79 706 т). В среднем за 24 часа, 219,8 боевых вылетов, потеряно 8,3 самолета и сброшено 585,6 длинных тонн (595,0 т) тонн бомб. [83]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Lancaster представлял собой переработанный Manchester с увеличенным размахом крыла и четырьмя превосходными и проверенными двигателями Rolls-Royce Merlin XX вместо двух более мощных, но ненадежных Rolls-Royce Vulture . двигателей [9]
  2. ^ Данные из наборов «Фрея» поступили в военно-морской флот ( Кригсмарине ) и Люфтваффе ; Люфтваффе Luftgaue направило его в Luftflotten (воздушные флоты), в ( воздушные округа, командующие FlaK) и в Reichsluftfahrtministerium (RLM, министерство авиации) в Берлине. [19]
  3. ^ Миддлбрук зафиксировал потерю 20 «Ланкастеров» (5,2%) плюс шесть «Ланкастеров», списанных в результате аварий и несчастных случаев; 127 членов экипажа убиты и 24 взяты в плен. Шесть боевых вылетов «Гобоя Москита», один разбился при возвращении, экипаж погиб. [50]
  4. ^ Вылеты Управления специальных операций (SOE) 138-й и 161-й эскадрилий отмечены впервые; 18 боевых вылетов «Галифакса» и 1 «Локхид-Хадсон», Совершено а также 6 боевых вылетов «Стирлингов » 214-й эскадрильи теперь, когда «Стирлинги» не бомбили немецкие цели; припасы упали, и высадились агенты Сопротивления. [67]
  5. ^ Последующие патрули Серратов, пилотируемые Москитами. [68]
  1. ^ Jump up to: а б с Окман 2004 .
  2. ^ Jump up to: а б Хутон 1999 , с. 262.
  3. ^ Браун 1999 , с. 309; Грейлинг 2006 , с. 62.
  4. ^ Бишоп 2007 , с. 216; Кухня 1990 , с. 136.
  5. ^ Гастингс 1979 , с. 261.
  6. ^ Хинсли 1994 , стр. 414–415.
  7. ^ RAF 2004 , Боевые почести.
  8. ^ Jump up to: а б Вебстер и Франкленд, 1961 , стр. 90–91.
  9. ^ Jump up to: а б Ллойд 1978 , стр. 70, 74, 116.
  10. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , стр. 92–93.
  11. ^ Jump up to: а б Вебстер и Франкланд, 2006 , стр. 4–6.
  12. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , стр. 7–8.
  13. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , стр. 8–10.
  14. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , стр. 93–95.
  15. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , с. 36.
  16. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , стр. 11–12.
  17. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , стр. 12–14.
  18. ^ Jump up to: а б Купер 1981 , с. 182.
  19. ^ Купер 1981 , стр. 182–183.
  20. ^ Jump up to: а б Купер 1981 , стр. 183–184.
  21. ^ Купер 1981 , с. 186.
  22. ^ Купер 1981 , стр. 187–188.
  23. ^ Туз 2006 , стр. 596–597.
  24. ^ Купер 1981 , стр. 188–190.
  25. ^ Купер 1981 , стр. 190, 192–193.
  26. ^ Купер 1981 , стр. 192–194.
  27. ^ Томпсон 1956 , с. 41.
  28. ^ Кюне и Стефани 1986 , с. 34.
  29. ^ Арлт и др. 1992 , с. 144.
  30. ^ Jump up to: а б с РАФС 2004б , декабрь.
  31. ^ РАФС 2004c , январь.
  32. ^ РАФС 2004d , февраль.
  33. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , с. 198.
  34. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , стр. 193–194.
  35. ^ Уилсон 2005 , с. 441.
  36. ^ Туз 2006 , с. 602.
  37. ^ Туз 2006 , стр. 601–602, 615.
  38. ^ Демпс 2014 , с. 23.
  39. ^ Рюруп 2003 , с. 11.
  40. ^ Уилсон 2005 , с. 433.
  41. ^ Грейлинг 2006 , стр. 309–310.
  42. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , с. 446.
  43. ^ Купер 2013 , с. 26.
  44. ^ Купер 2013 , с. 56.
  45. ^ Миддлбрук и Эверитт1985 , с. 452.
  46. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , стр. 452–453.
  47. ^ Купер 2013 , стр. 56, 65.
  48. ^ Купер 2013 , стр. 54–65.
  49. ^ Jump up to: а б с Эшворт 1995 , с. 88.
  50. ^ Jump up to: а б Миддлбрук 1990 , стр. 118–119.
  51. ^ Jump up to: а б Купер, 2013 , стр. 69–76.
  52. ^ Миддлбрук 1990 , с. 124.
  53. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , с. 454.
  54. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , стр. 454–456.
  55. ^ Уилсон 2005 , стр. 411–412.
  56. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , с. 455.
  57. ^ Jump up to: а б с Миддлбрук и Эверитт, 1985 , с. 456.
  58. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , стр. 456–457.
  59. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , с. 457.
  60. ^ Jump up to: а б с д и ж г Миддлбрук и Эверитт, 1985 , с. 458.
  61. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , стр. 458–459.
  62. ^ Jump up to: а б Миддлбрук и Эверитт, 1985 , с. 460.
  63. ^ Jump up to: а б с д и Миддлбрук и Эверитт, 1985 , с. 461.
  64. ^ Jump up to: а б с Миддлбрук и Эверитт, 1985 , с. 462.
  65. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , стр. 462–463.
  66. ^ Jump up to: а б Миддлбрук и Эверитт, 1985 , с. 463.
  67. ^ Jump up to: а б Миддлбрук и Эверитт, 1985 , стр. 463–464.
  68. ^ Jump up to: а б с д и Миддлбрук и Эверитт, 1985 , с. 464.
  69. ^ Jump up to: а б с Миддлбрук и Эверитт, 1985 , с. 465.
  70. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , стр. 465–466.
  71. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , с. 466.
  72. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , стр. 467–468.
  73. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , стр. 468–469.
  74. ^ Jump up to: а б Миддлбрук и Эверитт, 1985 , с. 469.
  75. ^ Эшворт 1995 , с. 91.
  76. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , стр. 472–473.
  77. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , стр. 473–474.
  78. ^ Jump up to: а б с Миддлбрук и Эверитт, 1985 , с. 474.
  79. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , с. 475.
  80. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , стр. 484–485.
  81. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , с. 485.
  82. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , стр. 486–488.
  83. ^ Миддлбрук и Эверитт 1985 , с. 488.
  • Эшворт, Крис (1995). Бомбардировочное командование Королевских ВВС 1936–1968 гг . Сомерсет: Хейнс. ISBN  1-85260-308-9 .
  • Бишоп, Патрик (2007). Мальчики-бомбардировщики: сопротивляемся 1940–1945 . Харпер Пресс. ISBN  978-0-00-719215-1 .
  • Браун, Л. (1999). Технические и военные императивы: радиолокационная история Второй мировой войны . Бристоль и Филадельфия, Пенсильвания: публикации Института физики. ISBN  978-0-7503-0659-1 .
  • Купер, AW (2013) [1985]. Бомбардировщики над Берлином: наступление британских ВВС, ноябрь 1943 г. - март 1944 г. (pbk. repr. Pen & Sword Aviation, изд. Барнсли). Лондон: Уильям Кимбер. ISBN  978-1-78159-065-2 .
  • Купер, М. (1981). Немецкие ВВС 1933–1945: Анатомия неудач . Лондон: Джейн. ISBN  07106-0071-2 .
  • Демпс, Лауренц (2014) [1982]. «Глава II». : документальный отчет 1940–1945 гг. Берлин Воздушные налеты на (на немецком языке). Том VIII. Берлин: Ссылки Verlag. стр. 7–44. ISBN  978-3-86153-706-9 .
  • Грейлинг, AC (2006). Среди мертвых городов . Лондон: Блумсбери. ISBN  978-0-7475-7671-6 .
  • Гастингс, Макс (1979). Бомбардировочное командование . Наберите Пресс/Дж. Уэйд. ISBN  978-0-8037-0154-0 – через Archive Foundation.
  • Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны (2-е изд. Сокращенное изд.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-630961-7 .
  • Хутон, скорая помощь (1999). Орел в огне: Разгром Люфтваффе . Вайденфельд и Николсон. ISBN  978-1-85409-343-1 .
  • Кухня, Мартин (1990). Мир в огне: Краткая история Второй мировой войны в Европе и Азии: 1939–1945 гг . Лондон: Лонгман. ISBN  978-0-582-03408-2 .
  • Кюне, Гюнтер; Стефани, Элизабет (1986) [1978]. Евангелистские церкви в Берлине [ Евангелистские церкви в Берлине ] (2-е изд.). Берлин: Wichern-Verlag (издатель христианского журнала). ISBN  978-3-7674-0158-7 .
  • Ллойд, Ян (1978). Rolls-Royce: The Merlin at War (электронная книга). Лондон: Macmillan Press. ISBN  978-1-349-03908-1 .
  • Миддлбрук, Мартин ; Эверитт, Крис (1985). Дневники бомбардировочного командования: Оперативный справочник, 1939–1945 (1-е изд.). Нью-Йорк: Викинг. ISBN  978-185780-033-3 .
  • Миддлбрук, Мартин (1990) [1988]. Рейды на Берлин: бомбардировочное командование Королевских ВВС, зима 1943–44 (изд. PBK). Лондон: Пингвин. ISBN  978-0-670-80137-4 . Проверено 28 мая 2022 г. - через Archive Foundation.
  • Окман, Дэниел (2004). «Битва за Берлин» . Журнал военного времени (25). Канберра: Австралийский военный мемориал . OCLC   957038959 .
  • Рюруп, Рейнхард (2003) [1995]. Берлин 1945: Документация (3-е изд.). Берлин: Издательство Willmuth Arenhövel. ISBN  978-3-922912-33-0 .
  • «Дневник кампании декабря 1943 года» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС . РАФ. 6 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 г. Проверено 6 июля 2007 г.
  • «Январь 1944 года» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС . РАФ. 6 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2007 г. Проверено 6 июля 2007 г.
  • «Февраль 1944 года» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС . 24 августа 2004 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 г. Проверено 6 июля 2007 г.
  • «Боевые награды Королевских ВВС во время Второй мировой войны» . РАФ. 12 января 2004 г. Архивировано из оригинала 31 октября 2006 г. Проверено 31 октября 2006 г.
  • Арльт, Клаус; Элерс, Ингрид; Эцольд, Альфред; и др. (1992). Свидетельства еврейской культуры. Мемориальные места в земле Мекленбург-Передняя Померания, Бранденбурге, Берлине, Саксонии-Анхальт, Саксонии и Тюрингии [ Свидетельства еврейской культуры. Мемориальные места в земле Мекленбург-Передняя Померания, Бранденбурге, Берлине, Саксонии-Анхальт, Саксонии и Тюрингии ]. Берлин: Туристический Верлаг. ISBN  978-3-350-00780-6 .
  • Томпсон, Генри Леопольд (1956). «Глава 3: Бомбардировочное командование и битва за Рур» . Новозеландцы в Королевских ВВС: Европейский театр, январь 1943 г. - май 1945 г. Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Том. II (онлайн-сканирование под ред.). Веллингтон, Новая Зеландия: Отдел исторических публикаций Министерства внутренних дел. стр. 40–82. ОСЛК   270208181 . Проверено 5 декабря 2021 г. - из коллекции электронных текстов Новой Зеландии.
  • Туз, Адам (2006). Плата за разрушение: создание и разрушение нацистской экономики . Лондон: Аллен Лейн. ISBN  978-0-7139-9566-4 .
  • Вебстер, КК ; Франкленд, Ноубл (1961). Батлер, JRM (ред.). Стратегическое воздушное наступление против Германии: 1939–1945 гг . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. II. Лондон: HMSO . OCLC   163349860 .
  • Вебстер, К.; Франкленд, Н. (2006) [1961]. Батлер, Джеймс (ред.). Стратегическое воздушное наступление против Германии 1939–1945 гг.: Приложения и дополнения . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. IV (факс. pbk. repr. Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO. ISBN  978-1-84574-350-5 .
  • Уилсон, К. (2005). Мальчики-бомбардировщики: Наступление Королевских ВВС 1943 года: Рур, дамбастеры и кровавый Берлин . Трилогия о бомбардировочной войне. Том. Я. Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN  978-0-297-84637-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Буг, Хорст ; Кребс, Герхард; Фогель, Детлеф (2006) [2001]. / 5 Стратегическая воздушная война в Европе и война в Западной и Восточной Азии 1943–1944 Германия и Вторая мировая война. Том VII. Перевод Кук-Рэдмора, Дерри; Гарви, Франциска; Осерс, Эвальд; Смерин, Барри; Уилсон, Барбара (пер. Clarendon Press, Оксфордское изд.). Потсдам, Германия: Научно-исследовательский институт военной истории. ISBN  978-0-19-822889-9 .
  • Миддлбрук, Мартин ; Эверитт, Крис (1996). Дневники бомбардировочного командования: оперативный справочник, 1939–1945 (онлайн-сканированное издание). Лестер: Midland Publications. ISBN  978-185780-033-3 .
  • Мюррей, Уильямсон (1985). Люфтваффе: стратегия поражения . США: Морское дело и авиация. ISBN  978-0-933852-45-7 .
  • Ричардс, Денис; Сент-Г. Сондерс, Х. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба увенчалась успехом . История Второй мировой войны, Военная серия. Том. II (пбк. переизд.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-771593-6 . Проверено 7 апреля 2018 г.
  • Терри, MJ; Бойн, WJ, ред. (2006). Крылатый крестовый поход: В поисках американской воздушной и космической мощи . Серия симпозиумов по военной истории Академии ВВС США. Том. IX. Колорадо: Академия ВВС США. OCLC   1021867870 . Проверено 2 мая 2022 г.
  • Взлет и падение немецких ВВС (под ред. «Военные истории Государственного архива»). Ричмонд, Суррей: Министерство авиации. 2001 [1948]. ISBN  978-1-903365-30-4 . Воздух 41/10.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e9549b719ecb6f432fcdd1dc7c75878e__1722114420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/8e/e9549b719ecb6f432fcdd1dc7c75878e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Berlin (RAF campaign) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)