Зондеркоманда Блайха
Кампания в Западной пустыне | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть североафриканской кампании | |||||||
![]() Пример сбрасывания бомб Heinkel He 111H во время битвы за Британию в 1940 году. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
По мнению Блайха | Филипп Леклерк | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Пилотный лидер Африка | |||||||
Сила | |||||||
3 самолета | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто | 80 000 имп галлонов (360 000 л; 96 000 галлонов США) топлива уничтожено [а] |
Зондеркоманда Блайха (Специальное командование Блайха) — немецкое подразделение, состоящее из Heinkel He 111 H среднего бомбардировщика при поддержке итальянского транспортного самолёта Savoia-Marchetti SM.82 ( «Марсупиале» ) и Мессершмитта Bf 108 B ( «Тайфун» ). В январе 1942 года «Хейнкель» совершил набег на Свободной Францией контролируемый форт Лами (ныне Нджамена ) в регионе Чад во Французской Экваториальной Африке . [2] Рейд на цель в 1250 милях (2010 км) от баз Оси в Северной Африке увенчался успехом, но на обратном пути у «Хейнкеля» закончилось топливо, и ему пришлось совершить вынужденную посадку; Через неделю экипаж и самолет были спасены. [3]
Фон
[ редактировать ]Форт Лами
[ редактировать ]Чад и Форт Лами были захвачены Свободной Францией в 1940 году и служили плацдармом для операции «Захват Куфры » против группы оазисов Куфры . [4] Зондеркоманда Блайх проводила операции с аэродрома в Хуне, в 400 милях (640 км) к югу от Триполи в Ливии, и из Сабхи , в 250 милях (400 км) к югу от Хуна, против атак британской специальной воздушной службы (SAS) и Long Группа пустынной дальности (LRDG). Британцы атаковали склады боеприпасов, склады топлива, радиостанции, аэродромы и другие тыловые подразделения Оси. Важной базой LRDG был аэродром Свободной Франции в Форт-Лами на берегу озера Чад , который также был частью маршрута доставки Королевских ВВС из ВВС Великобритании Такоради в Гане в Египет. [3]
По мнению Блайха
[ редактировать ]
Тео Блайх был немецким авантюристом и владельцем плантаций, который вступил в Вермахт в 1939 году на своем собственном Мессершмитте Bf 108 B Taifun (Тайфун) KG+EM. Блейх понимал важность форта Лами как перевалочного пункта на сухопутном транспортном и коммуникационном маршруте от западного побережья Африки до Нила, а также как пункта сбора для операций союзников против Ливии. Блейх предложил захватить форт Лами для защиты южной границы Ливии. Когда его предложения были отвергнуты, он предложил хотя бы провести бомбардировку. [5] Генерал Эрвин Роммель одобрил эту идею и направил ее генерал-майору Штефану Фрелиху флигерфюреру Африки . Дата операции была назначена на 21 января 1942 года, чтобы совпасть с нападением стран Оси на британцев в Эль-Агейле . [3]
Прелюдия
[ редактировать ]План
[ редактировать ]Зондеркоманда Блайха представляла собой силы Оси, состоявшие из немецкого и итальянского персонала, оснащенные He 111H-6 из II/ Kampfgeschwader 4 со всем лишним оборудованием, включая снятые спинные и подфюзеляжные орудия, Savoia-Marchetti SM.82 ( Marsupiale транспортным самолетом » Блайха ), несущим дополнительное топливо для «Хейнкеля» и «Тайфуна , которые должны были выйти из оазиса Хун 20 января. [6] Экипаж «Хейнкеля» и Блайх должны были отправиться на рейд, а итальянский экипаж поддержки, за исключением пилота Маджоре (майора) Роберто графа Вимеркати-Сан-Северино, остался. [3]
Бир Мискиуро
[ редактировать ]Зондеркоманда , вылетела в Лагерь 1 ( Кампо Уно ) — отдаленную естественную взлетно-посадочную полосу на юге Ливии в Бир-Мискиуро которую Вимеркати-Сан-Северино обнаружил в 1935 году, когда он приземлился там во время сафари. Позже он обследовал и разметил это место, но там не было удобств. « Сумаспиале» использовался в качестве базы снабжения, а «Хейнкель» заправлялся вручную из бочек с горючим. [3] В состав экспедиции, которая должна была участвовать в операции, входили гауптман Тео Блайх, пилот Bf 108B Taifun и командир рейда, лейтенант Франц Бонсак, пилот He 111, фельдфебель Генрих Гейсслер, штурман, унтер-офицер Вольфганг Вихман, радист, Лейтнант Фриц Деттманн, военный корреспондент , и Маджоре Роберто граф Вимеркати-Сан-Северино, эксперт по пустыне и пилот « Сумчатого» . [7]
Рейд
[ редактировать ]Внешний полет
[ редактировать ]
Heinkel He 111 вылетел из Кампо-Уно в 08:00 21 января, но вопреки прогнозу погоды попал в плохую погоду. В самолет было загружено 1000 имп галлонов (4500 л; 1200 галлонов США) топлива, но погода увеличила расход топлива. [8] Гейсслеру пришлось использовать систему счисления и радиостанции, от которых он мог получить координаты пеленгации (D/F). Несколько часов спустя Гейсслер понял, что отклонился от курса более чем на 100 миль (160 км), приказал повернуть на запад к реке Чари и полетел вдоль нее к форту Лами в месте слияния рек Чари и Логон , где они впадают в озеро Чад. . «Хейнкель» достиг озера к полудню, после чего навигация стала легче, несмотря на усиление шторма. В 14:30, пролетев на высоте 1500 футов (460 м), «Хейнкель» достиг Форт-Лами. Будучи настолько удаленными, аэродром и склад снабжения не имели противовоздушной обороны; Экипаж «Хейнкеля» не смог задержаться и совершил один бомбардировочный заход. Шестнадцать 220-фунтовых (100-килограммовых) бомб были беспрепятственно сброшены на склад топлива на окраине аэродрома. Французские войска были слишком удивлены, чтобы дать отпор и получить 80 000 имп галлонов (360 000 л; 96 000 галлонов США) топлива и всей нефти. [3] [б]
Обратный путь
[ редактировать ]«Хейнкель» не пострадал и повернул на север, но экипаж знал, что из-за этого обходного пути невозможно добраться до Кампо-Уно с оставшимся топливом. Двигатели работали на максимально бедной смеси и на частоте 1950 об/мин, чтобы пролететь как можно дальше. Беспроводная связь с итальянской командой поддержки была потеряна на исходном участке и не могла быть восстановлена. В 18:00, ближе к закату, в 260 км от Кампо-Уно Бонсак совершил вынужденную посадку на высоком плато. Экипаж из шести человек имел 4,4 имп галлона; Осталось 5,3 галлона США (20 л) воды. Вихманн, радист, установил свою 3-ваттную беспроводную антенну, разложив ее на опорах палатки. На частоте 6197 кГц Вихманну удалось связаться с оператором беспроводной связи в штаб-квартире флигерфюрера Африки в Бенгази, в 650 милях (1050 км) к северу. Итальянская команда поддержки все еще не могла выйти на связь, и три дня спустя Бенгази отправил сообщение о том, что с итальянцами связались и что они ищут «Хейнкель». На пятый день экипаж передал сигнал D/F с помощью беспроводной связи «Хейнкель», запустив один двигатель с небольшим количеством оставшегося топлива для питания беспроводного генератора. В течение часа итальянец Caproni Ca.309 ( Ghibli ) приземлился и доставил воду и дыни экипажу «Хейнкеля». На следующий день прибыл Junkers Ju 52 из Wüstennotstaffel 1 (1-я спасательная эскадрилья пустыни) с большим количеством воды и топлива. Экипаж отправился в короткое путешествие на Кампо-Уно , где «Хейнкель» был дозаправлен, а затем вылетел в Хун. [10]
Последствия
[ редактировать ]
Нападение на форт Лами привело к незначительному повреждению объектов и небольшому числу жертв, но уничтожило запасы топлива, несмотря на напряженные усилия по их спасению, сократив запасы Свободной Франции и Королевских ВВС в регионе вдвое. Рейд заставил генерала Филиппа Леклера усилить противовоздушную оборону в форте Лами и начать боевые действия против итальянских войск в регионе Феццан в Ливии. [4] Зондеркоманда Блайха продолжала операции против ЛРДГ в первой половине 1942 года. В июне 1942 года «Хейнкель» разбился недалеко от Куфры из-за отказа двигателя. Экипаж был спасен четыре дня спустя, но ему пришлось поджечь «Хейнкель», что положило конец зондеркоманды операциям . [3]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бирман и Смит (2004) написали, что восемь британских истребителей Hawker Hurricane также были уничтожены. [1]
- ^ Бирман и Смит (2004) написали, что восемь истребителей Hawker Hurricane поблизости также были уничтожены. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бирман и Смит 2004 , стр. 136, 492.
- ^ Оливер 2013 , Глава 4; Мур, 2011 , стр. 142–143; Виндроу 1965 , с. 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Оливер 2013 , Глава 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мур 2011 , стр. 142–143.
- ^ Мур 2011 , с. 142.
- ^ Бирман и Смит 2004 , с. 136; Мур 2011 , с. 142.
- ^ Паллуд 2021 , стр. 261.
- ^ Виндроу 1965 , с. 6.
- ^ Бирман и Смит 2004 , с. 136.
- ^ Оливер 2013 , Глава 4; Паллуд 2021 , стр. 266.
Библиография
[ редактировать ]- Бирман, Дж.; Смит, К. (2004) [2002]. Аламейн. Война без ненависти: Кампания в Десерте 1940–1943 гг. (ранее паб. «Битва при Аламейне», автор Viking Penguin, изд. Нью-Йорка). Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-200394-7 .
- Мур, Уильям Мортимер (2011). Лев свободной Франции: жизнь Филиппа Леклерка, величайшего генерала де Голля . Ньюбери: Издательство Каземат . ISBN 978-1-61200-080-0 .
- Оливер, Дэвид (2013) [2005]. Воздушный шпионаж: международные операции специального назначения в мировых войнах (электронная книга). Страуд: Историческая пресса . ISBN 978-0-7524-9552-1 .
- Паллюд, Жан Поль (2021) [2012]. Война в пустыне: Кампания в Северной Африке 1940–43, тогда и сейчас (После битвы (Pen & Sword, Барнсли) изд.). Лондон: Международная битва за Британию. ISBN 978-1-870067-77-5 .
- Виндроу, MC (1965). Хейнкель He 111H . Профильные публикации (№15). Лезерхед: Профильные публикации. OCLC 705834365 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вихманн, Вольфганг (ноябрь 1986 г.). «Гусарская шалость против форта Лами». Журнал «Самолет» (на немецком языке) (5).