Итальянское вторжение в Британский Сомалиленд
Итальянское вторжение в Британский Сомалиленд | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть восточноафриканской кампании Второй мировой войны | |||||||||
Итальянское завоевание Британского Сомалиленда, август 1940 г. | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Сила | |||||||||
4507 солдат Великобритании и Содружества (75 процентов Королевских африканских стрелков и сомалийских нерегулярных формирований) | 24000 итальянских и колониальных солдат | ||||||||
Жертвы и потери | |||||||||
Итого: 2275 Британская империя: 50 убитых 105 раненых 120 пропали без вести Сомали (британская служба) в. 2000 7 самолетов уничтожено 10 самолетов повреждено 1 буксир потерян 2 судна повреждены | Итого : 3029
в. 1000 4 самолета уничтожено |
Итальянское вторжение в Британский Сомалиленд (3–19 августа 1940 г.) было частью Восточноафриканской кампании (1940–1941 гг.), в ходе которой итальянские , эритрейские и сомалийские силы фашистской Италии вошли в протекторат Сомалиленда и разгромили его гарнизон из Великобритании , стран Содружества и колониальных колоний. силы, поддерживаемые сомалийскими нерегулярными формированиями. Итальянская победа была основана на мобильности и скорости, но ей помешали местность, дождливая погода и сопротивление британцев.
В битве при Туг-Аргане (11–15 августа) итальянские атаки имели преимущество артиллерии, и превосходящие по численности защитники постепенно были измотаны и медленно обошли с флангов, пока оставшиеся укрепленные вершины холмов не стали уязвимы для захвата. После провала контратаки на перевал Мирго у местного командующего генерал-майора Рида Годвина-Остина было слишком мало людей, чтобы исправить ситуацию и в то же время сохранить открытым путь к отступлению, и ему было дано разрешение на отступление. в сторону Берберы .
Британцы вели арьергардный бой у Баркасана 17 августа и отступили после наступления темноты. Импровизированная эвакуация прошла лучше, чем ожидалось, и вторая блокирующая позиция в Насие не понадобилась. Дождливая погода продолжала замедлять продвижение итальянцев, и когда выяснилось, что на взлетно-посадочной полосе возле Берберы все еще находится гарнизон, предполагаемый итальянский государственный переворот был отменен. Поражение британцев было спорным и положило начало ухудшению отношений между генералом Арчибальдом Уэйвеллом , командующим театром военных действий, его подчиненными и премьер-министром Уинстоном Черчиллем , что закончилось тем, что Уэйвелла сменил Клод Окинлек в июле 1941 года.
Предыстория [ править ]
Восточная Итальянская Африка
9 мая 1936 года итальянский диктатор Бенито Муссолини провозгласил основание Итальянской Восточной Африки ( Africa Orientale Italiana , AOI), образованной из колоний итальянской Эритреи , итальянского Сомалиленда и Эфиопии , завоеванных в ходе Второй итало-эфиопской войны (3 октября 1935 года). - 5 мая 1936 г.). [1] 10 июня 1940 года Муссолини объявил войну Великобритании и Франции , что сделало итальянские войска в Африке угрозой британским маршрутам снабжения через Средиземное море, Суэцкий канал и Красное море . [2] Египет и Суэцкий канал были очевидными целями, и итальянское вторжение во Французский Сомалиленд (Джибути) или Британский Сомалиленд также было возможным. Муссолини надеялся на триумф пропаганды в Судане и Британской Восточной Африке ( Кения , Танганьика и Уганда ). Итальянский генеральный штаб основывал свои стратегические расчеты на предположении, что войны не будет до 1942 года; Regio Esercito (Итальянская королевская армия) и Regia Aeronautica (Итальянские королевские военно-воздушные силы) не были готовы ни к длительной войне, ни к оккупации больших территорий Африки. [2]
Ближневосточное командование
Королевство Египет включало Судан , кондоминиум между Египтом и Великобританией. Британцы базировали вооруженные силы в Египте с 1882 года, но они были значительно сокращены по условиям англо-египетского договора 1936 года , который позволял британским вооруженным силам оккупировать Египет только для защиты Суэцкого канала. [3] Небольшие силы Великобритании и Содружества разместили гарнизоны на Суэцком канале и пути Красного моря, который был жизненно важен для коммуникаций Великобритании с ее территориями на Дальнем Востоке и в Индийском океане. В середине 1939 года генерал-лейтенант Арчибальд Уэйвелл был назначен главнокомандующим (GOC-in-C) нового Ближневосточного командования , отвечавшего за Средиземноморье и Ближний Восток . До франко-итальянского перемирия (Перемирие на Вилле Инчиса) 5-я итальянская армия в Триполитании (западная Ливия) противостояла французской армии в Тунисе, а 10-я итальянская армия в Киренаике (восточная Ливия) противостояла британцам в Египте. [4]
Итальянская королевская армия насчитывала около 215 000 человек в Ливии и Египте, британская — около 36 000 солдат, а еще 27 500 человек обучались в Палестине. [4] Уэйвелла было около 86 000 военнослужащих В распоряжении для Ливии , Ирака , Сирии , Ирана и Восточной Африки. Столкнувшись с тем, что границы охраняются примерно восемью людьми на милю, Уэйвелл пришел к выводу, что оборонительная стратегия была единственной осуществимой политикой, и намеревался предпринять действия по задержке на главных постах и надеяться на лучшее. Министр иностранных дел Энтони Иден созвал конференцию в Хартуме в конце октября 1940 года с участием императора Хайле Селассие , южноафриканского генерала Яна Смэтса (советника по региону при Уинстоне Черчилле ), Уэйвелла и старших военачальников в Восточной Африке, включая лейтенанта -Генерал Платт и генерал-лейтенант Каннингем. приняла решение о наступательной стратегии против Эфиопии, включая использование арбеньоха ( на амхарском языке Конференция для патриотов). В ноябре силы Великобритании и Содружества получили преимущество в разведке, когда правительственная школа кодов и шифров (GC & CS) в Блетчли-парке взломала высококлассный шифр Королевской армии в Восточной Африке. Позже в том же месяце был заменен шифр для Regia Aeronautica была расформирована Объединенным бюро Ближнего Востока (CBME). [5]
Сомалиленд Британский
Британцы вели кампанию в Сомалиленде (1900–1920) против Дийрие Гууре и его государства дервишей , чтобы получить контроль над территорией. [6] В 1910 году британский гарнизон был вынужден отступить к побережью до конца Первой мировой войны, и только после четырех кампаний сопротивление Сомали прекратилось в 1920 году, после трех недель атак местных войск, батальона Королевских африканских стрелков (КАР). и Королевские ВВС (RAF). Колония имела площадь около 68 000 квадратных миль (180 000 км²). 2 ) с равниной внутри страны от побережья глубиной до 60 миль (97 км), заканчивающейся горным хребтом высотой в среднем 4000 футов (1200 м). [7]
Возможностей для сельского хозяйства было мало, и большая часть из 320 000 жителей зарабатывала на жизнь выпасом скота. Бербера , крупнейший город и порт, была окружена пустыней и кустарниками; в холодное время года его население составляло около 30 000 человек, а в летние месяцы оно уменьшалось примерно до 15 000 человек. Порт был первоклассной якорной стоянкой и основным перевалочным пунктом колонии, несмотря на отсутствие портовых сооружений, что делало его непригодным для экспедиционного корпуса, поскольку корабли приходилось разгружать на лихтерах - метод, который требовал десяти дней, чтобы опорожнить регистр общей вместимостью 3000 фунтов стерлингов. тонн (брт) судно. Погрузка и разгрузка были невозможны в период с июля по август, когда Хариф . дул сильный и жаркий ветер [7]
Сомалиленд Французский
Бригадный генерал Поль Легентильомм , командующий британскими и французскими войсками с тех пор, как начало войны препятствовало исполнению перемирия на Вилле Инчиса, продолжал сотрудничать с британцами. 27 июля британцы обнаружили, что условиями перемирия в отношении Французского Сомалиленда являются демилитаризация колонии и свободный доступ Италии к порту и французской части железной дороги Аддис-Абебы . Когда губернатор [ Юбер Дешам , что будет подчиняться инструкциям режима Виши , Легентильомм пригрозил применить силу, чтобы помешать ему сделать это. Когда местная итальянская комиссия по перемирию попыталась установить контакт, Легентильомм заверил Каир, что будет тянуть время, но ожидал, что итальянцы нападут. [8]
2-й батальон « Черный дозор » был отправлен в Аден из Египта на крейсере, готовый подкрепить французов, поскольку Легентильомм симулировал незнание условий перемирия. Легантильомм также отказал во въезде новому французскому губернатору Виши генералу Гаэтану Жермену (с 25 июля по 7 августа). 19 июля против Легантильомма в Губернаторском совете выступили командующие флотом и военно-воздушными силами, и, чтобы избежать кровопролития, они решили, что противники Виши должны уйти. У Легентильомма не хватило времени, и 5 августа он уехал в Аден, оставив Жермену разорвать отношения с британцами. Итальянские опасения по поводу возможности использования британцами колонии в качестве плацдарма продолжались; С 7 августа на посту губернатора Жермена сменил Пьер Нуайета , который прибыл из Франции 2 сентября. [9]
Прелюдия [ править ]
обороны Британские схемы
Граница Сомалиленда имела длину 750 миль (1210 км); после итальянской оккупации Эфиопии вся граница с французским Сомалилендом, кроме 72 км, примыкала к новой итальянской колонии. Согласно отчету Хорнби от 1936 года, военное министерство не намеревалось оказывать сопротивление вторжению. В 1938 году губернатор Артур Лоуренс выразил сожаление по поводу такой пораженческой политики и предложил демилитаризовать колонию, оставить британцев или защитить колонию. По словам британского военного командующего бригадного генерала Артура Чейтера Р.М. , небольшое подкрепление даст местному гарнизону возможность противостоять вторжению в колонию в течение двенадцати дней, чего будет достаточно для прибытия сил помощи из Индии, но эта политика была отклонена. В августе 1939 года политика эвакуации была пересмотрена согласно двум сценариям: если французам удастся защитить Джибути , британцы отойдут к ним, а если французы потерпят поражение, британцы отступят в горы и будут ждать событий. Все меры защиты были основаны на сотрудничестве с Легентильоммом, который командовал обеими силами во время войны. [10]
Во время Странной войны Уэйвелл стал неохотно передавать британские войска под французское командование, если только план вывода войск в Джибути не был реализован, что давало Чейтеру больше свободы действий при условии, что он по-прежнему будет сотрудничать с французами. Чейтер хотел разместить гарнизоны в Харгейсе и Бурао , чтобы они могли бороться с задержками, а затем отступить в горную местность. Главная дорога в Сомалиленд из Джибути проходила по холмам с шестью перевалами, подходящими для колесных транспортных средств; обе стороны согласились, что у них должны быть размещены гарнизоны, чтобы не допустить их к итальянцам и обеспечить базу для развязывания, когда начнется контрнаступление союзников. В декабре 1939 года британцы снова изменили мнение, приказав оказать сопротивление вторжению и удерживать Берберу как можно дольше из соображений имперского престижа. Обязательства, взятые на себя с французами, привели к тому, что они пошли на хлопоты и расходы по укреплению своей колонии; из-за разногласий между Легантильомом и Парижем, а также внутри британско-французского союза, Джирре и Добо , расположенные параллельно границе, остались неукрепленными, несмотря на разрешение разместить оборону в британской колонии. [11] [12]
В 1940 году 631 член Верблюжьего корпуса Сомалиленда (SCC) базировался в пяти местах колонии, а небольшая группа полицейских работала в Бербере. В составе ГСК было 29 автомашин, 122 лошади и 244 верблюда, но не было тяжелого вооружения, только старые бельгийские однозарядные винтовки калибра .475 дюйма (12,1 мм) с 1,4 миллиона патронов сомнительного качества, пулеметы и противотанковые ружья. . В феврале британское правительство планировало отправить 1100 подкреплений к середине мая, но финансовые разногласия между военным министерством и министерством по делам колоний задержали прибытие первого пехотного батальона до 15 мая, а второго — до 12 июля. Гарнизону Французского Сомалиленда было поручено заблокировать перевалы Джирре и Добо, но британская стратегия заключалась в том, чтобы надеяться, что Французский Сомалиленд окажется более заманчивой целью. [13] [11]
приготовления Британские
После перемирия на Вилле Инчиса прекращение пробританских уклонений со стороны Легентильхомма привело к тому, что Чатер получил приказ спланировать эвакуацию, если колония станет несостоятельной. [14] К августу в состав гарнизона входили 1-й батальон полка Северной Родезии (1-й НРР), 2-й ( Ньясалендский ) батальон КАР, 1-я Восточно-Африканская легкая батарея (четыре 3,7-дюймовых горных орудия ) из Кении, 1-й батальон 2-го Пенджабского полка и 3-й батальон 15-го Пенджабского полка из колонии Аден и SCC, включая 37 офицеров и унтер-офицеров подкрепления из полка Южной Родезии ; 8 августа прибыл 2-й батальон Black Watch. Войска представляли собой разношерстную сборную, с разными обычаями и кулинарией, без надлежащей базы и штаба, без артиллерии, транспорта и средств связи. Самолеты должны были вылетать из Адена, одновременно занимаясь патрулированием конвоев и противовоздушной обороной; из Адена удалось спасти только две 3-дюймовые зенитные пушки 23-й батареи Гонконгской и Сингапурской бригад РА. [15]
Британцы ожидали, что Бербера станет целью итальянского вторжения; граница с Эфиопией была слишком длинной, чтобы ее можно было охранять, и не было никакой позиции, откуда можно было бы оспаривать подходы к порту через Зейлу возле Французского Сомалиленда, а затем на восток по прибрежной дороге, через Харгейсу или через Бурао. Внутренние горы были проходимы для колесной и гусеничной техники только по дорогам Харгейса и Бурао, причём Харгейса была более прямым маршрутом через разрыв в Туг-Аргане и дорогу Бурао через ущелье, известное как перевал Шейх. К северу от холмов на прибрежной равнине не было места, где небольшая сила могла бы помешать продвижению более крупной силы. [16]
Чейтер разместил в Туге Аргане гарнизон из двух батальонов и горной артиллерии, один батальон охранял два других подхода, а один батальон оставил в резерве. Когда прибыл «Черный дозор», он ушел в резерв, а 3/15-й Пенджабский полк усилил буксир «Арган». Верблюжий корпус сформировал заслон перед основными оборонительными сооружениями, чтобы наблюдать и задерживать захватчиков с помощью патрулей сомалийской полиции ( Иллало ) — вооруженной полиции, обычно используемой в качестве пограничной полиции. [16] ВВС Великобритании в Адене имели 8-ю эскадрилью ( бомбардировщики Bristol Blenheim плюс два Free French Martin Marylands ), 11-ю , 39-ю , 45-ю эскадрилью (Бленхейм) и 203-ю эскадрилью (истребители дальнего действия Blenheim IVF), 94-ю ( истребители Gloster Gladiator ), 223-ю эскадрилью ( Викерс Уэлсли ). Бристоль Бомбей из 216-й эскадрильи участвовал, а 84-я эскадрилья переправила шесть Бленхеймских IF в Аден, чтобы восполнить потери 15 августа. [17]
планы Итальянские
Итальянцы по-прежнему с подозрением относились к намерениям французов, и после того, как Легантильомма сменила Жермен, опасались британского вторжения через Джибути. Несмотря на приказ Рима проявлять осторожность, Аоста хотел оккупировать Джибути, чтобы опередить британцев, с одновременным наступлением на Берберу, чтобы противостоять британской интервенции. Аоста представил план Муссолини 18 июня и в августе получил разрешение на вторжение. В ожидании Аоста и его заместитель генерал Гульельмо Наси завершили оценку вероятной оппозиции и целей кампании; 14 июля они предсказывали, что главное сражение развернется на перевалах Карим и Джерато; если бы защитники устояли на своем, итальянские войска смогли бы охватить их фланги. [18] Итальянские силы вторжения включали пять колониальных бригад, три батальона «чернорубашечников» и пять батальонов «Банде» , половину роты средних танков M11/39 и эскадрилью танкеток L3/35 , несколько броневиков, 21 гаубичную батарею, вьючную артиллерию и поддержку с воздуха. [19] [20]
Генерал-лейтенант Карло де Симоне 25 июля отдал инструкции в качестве командующего основными силами - дивизией Харрар с одиннадцатью африканскими пехотными батальонами в трех бригадах, тремя чернорубашечными батальонами, танками и броневиками. [21] Французам и британцам нужно было помешать объединиться и получить подкрепления для атаки на Харрар, разгромив гарнизон и оккупировав Британский Сомалиленд. [21] Поскольку холмы Асса поднимались на высоту более 4500 футов (1400 м), параллельно побережью, примерно в 50 милях (80 км) вглубь страны, итальянцы могли рассмотреть три подхода к Бербере для колесных и гусеничных машин. [20]
Прямой маршрут с самым широким проходом пролегал через Харгейсу, и итальянский план заключался в том, чтобы западная колонна блокировала Французский Сомалиленд, а затем направила легкие силы на восток по прибрежной дороге. [20] Восточная колонна (бригадный генерал Артуро Бертелло ) должна была двинуться к Одвейне и Бурао на юге, прикрыть фланг центральной колонны и быть готовой соединиться с ней в случае необходимости. Де Симоне с центральной колонной должен был создать базу в Харгейсе и Адалеке, а затем перенести основной вес атаки через перевал Мирго в сторону Берберы. Западная колонна (генерал-лейтенант Систо Бертольди ) должна была продвигаться в направлении Зейлы, чтобы закрыть границу с французским Сомалилендом, а затем двигаться на восток по прибрежной дороге в сторону Берберы. [20]
Битва [ править ]
31 июля 18-я эскадрилья прибыла на взлетно-посадочную полосу Селене возле Дыре-Дава с шестью бомбардировщиками/транспортными самолетами Ca 133 . 1 августа было создано Comando Tattico dell Settore Aeronautica Ovest (CTSAO, Тактическое командование Западного сектора) для вторжения в Британский Сомалиленд. Первоначально CTSAO ( Generale Collalti) имела в своем составе 27 бомбардировщиков, 23 истребителя и семь самолетов-разведчиков. [22] Во второй половине дня три бомбардировщика SM 81 атаковали корабли у Зейлы, когда две волны из шести самолетов Blenheim Mk Is из 8-й и 39-й эскадрилий в сопровождении двух самолетов Blenheim IVF 203-й эскадрильи бомбили итальянский аэродром в Чинеле, который был обнаружен тем утром. . [23]
Бленхеймы нырнули на высоту 10 000 футов (3 000 м) под зенитным огнем, когда CR 42 истребители из 410 ° Squadriglie поднялись из Дайр-Давы (8 миль (13 км) на расстоянии) и атаковали Бленхеймские IVF. Когда прибыла вторая волна из шести Бленхеймов, капитан Коррадо Риччи, командир 410-й эскадрильи , взлетел на своем CR 32 и сбил один. Когда «Бленхеймы» летели домой над Зейлой, экипажи заметили группу бомбардировщиков SM 81, атаковавших порт. Три «Бленхейма» вышли из строя и сбили один из итальянских бомбардировщиков. Утром 2 августа 39-я эскадрилья снова совершила налет на аэродром Чинеле и была перехвачена CR 42 из 413-й эскадрильи ; CR 42 командира капитана Коррадо Санторо получил попадание в двигатель и совершил вынужденную посадку. [24]
3 августа 1940 года британская воздушная разведка обнаружила, что около 400 итальянцев пересекли границу в Бияде. Наси связался с де Симоном по радио и самолету связи; Центральная колонна пересекла границу и направилась к Харгейсе и Туг-Аргану на холмах Асса, в то время как западная колонна продвинулась к Зейле, а восточная колонна нанесла удар на восток, к Одвейне , чтобы обмануть защитников и использовать возможности. Рано утром 4 августа центральная колонна двинулась в сторону Харгейсы, под наблюдением SCC, который вступил в перестрелку с колонной, чтобы задержать ее. [25] Днем три SM 81 атаковали Берберу, а 94-я эскадрилья «Гладиатор» атаковала один из 15-й эскадрильи , который достиг Джиджиги с одним убитым членом экипажа и двумя ранеными. 4 августа два бомбардировщика SM 79 из 44 ° Gruppo прибыли в Дире-Дава, а два из 94-й эскадрильи Gloster Gladiators в Бербере перебрались в Лаферуг южнее, ближе к Туг-Аргану, причем обе полосы имели для защиты только стрелковое оружие. В Бербере было две 3-дюймовые зенитные пушки, но они были зарезервированы для защиты порта. Ночью 216-я эскадрилья в Адене направила «Бристоль Бомбей» для бомбардировки Дыре-Дава, но гроза вынудила экипаж отклониться к Зуле. [26]
5 августа, когда итальянские силы вторжения оккупировали Харгейсу под прикрытием самолетов-разведчиков Ro 37bis из 110-й эскадрильи и атаковали SM 79 на Зейлу, Берберу и Аден, еще два SM 79 прибыли из Аддис-Абебы и три Ca 133 из Догабура для участия. Три звена «Бленхеймов» 8-й эскадрильи совершили три атаки на итальянские моторные колонны к западу от Харгейсы, один «Бленхейм» был сбит CR 32 из 410° эскадрильи . [26] Восточная колонна, состоящая в основном из банде , достигла Одвейны 6 августа, а затем направилась на северо-запад в сторону Ададле , деревни на Туг-Аргане, вместо Бурао ( буксир , по-сомали означает сухое песчаное русло реки). SCC и небольшие патрули Иллало , небольшой отряд местных призывников, обычно выполняющих полицейские обязанности, провели задержку, пока другие силы Великобритании и Содружества отступали к Туг-Аргану. [27] В 01:00 двенадцать легких танков выдвинулись в линию; трое были подбиты и подбиты огнем противотанковых ружей «Бойз» из SCC и роты НРР, оборонявшей горную станцию . [28] 6 августа «Бленхеймы» 8-й и 39-й эскадрилий продолжали совершать разведывательные вылеты и атаковать итальянские колонны. 8-я эскадрилья «Бленхейм» была повреждена двенадцатью атаками CR 42; Итальянские пилоты заявили об одном сбитом бомбардировщике и о вероятном. После захвата Харгейсы два CR 32 и два CR 42 прибыли из Дыре-Давы 7 августа и начали патрулирование; на юге Ca 133 совершали вылеты над фронтом. [29]
Итальянцы остановились в Харгейсе на два дня для реорганизации, а затем возобновили наступление через перевал Карим к буксиру Арган на холмах Асса. Аоста призвал поторопиться, но Наси отказался торопиться, поскольку дорога ухудшалась из-за интенсивного движения транспорта и дождя. Итальянское наступление возобновилось 8 августа и в течение двух дней приближалось к британской обороне, пока итальянцы готовились к атаке. Защитники сообщили о присутствии итальянских средних танков, а капитан HMAS Хобарт подарил корабельное 3-фунтовое орудие Гочкиса QF для салютования, экипаж из трех человек и 30 патронов. [27] [б] Два «Гладиатора» в Бербере были пойманы на земле в 06:00 тремя итальянскими истребителями; один «Гладиатор» сгорел, другой поврежден; когда новости достигли Лаферуга, двум другим гладиаторам было приказано вернуться в Аден. Blenheim IVF из 203-й эскадрильи из Адена патрулировали Берберу в качестве замены, но два SM 79 бомбили порт. Около полудня «Бленхейм» атаковал еще три SM 79, когда они бомбили Берберу, повредил один и убил члена экипажа. Утром три SM 81 атаковали перевал Годожере, а три Ca 133 бомбили перевал Керим. Ro 37bis продолжали совершать разведывательные вылеты, и истребительное патрулирование продолжалось; CR 32 и CR 42 были повреждены в результате аварий при посадке в Харгейсе. [29]
На севере колонна Бертольди захватила Зейлу, примерно в 150 милях (240 км) к северо-западу от Берберы, перерезав сообщение с французским Сомалилендом, а затем начала медленное продвижение на юго-восток вдоль прибрежной дороги, подвергаясь периодическим воздушным атакам из Адена и бомбардировкам. арьергарды СХК до села Булхар . от моря, оттеснив к 17 августа [31] [20] [с] Незадолго до того, как Уэйвелл отправился из Каира большую часть полка полевой артиллерии и два противотанковых орудия 4-й индийской пехотной дивизии. в Лондон для переговоров, сообщения о численности сил вторжения побудили его отдать приказ отправить из Египта в Сомалиленд специальными силами конвой. Индийской армии было поручено организовать первый эшелон 5-й индийской пехотной дивизии для высадки в Бербере пехотного батальона, полевой батареи и полевой роты. Зенитные орудия в Порт-Саиде были направлены в колонию, но через два дня это решение было незаметно отменено. Генерал-майор Рид Годвин-Остин был назначен командующим расширенными силами с приказом защищать «Буксир Арган», отразить итальянское вторжение и планировать тайную эвакуацию защитников, если это станет необходимым. Годвин-Остин достиг Берберы 11 июля и в тот же вечер принял на себя командование; подкрепление опоздало и было переброшено в Судан. [33] [34]
Позиция буксира Арган [ править ]
С 7 по 8 августа защитники получили подкрепление в виде 1/2-го Пенджабского полка и 2-го батальона «Черного дозора»; к 10 августа де Симоне приблизился к британским позициям за буксиром «Арган» и подготовил итальянскую атаку. Дорога из Харгейсы поворачивает на север через перевал Керим к Туг-Аргану, а затем на восток между холмами Асса на юге, холмами и сухими руслами рек (буксиры) на севере. Перевал представляет собой плоское каменное пространство с редкими колючими кустами, буксирами и несколькими скалистыми холмами на расстоянии примерно 2000–2500 ярдов (от 1800 до 2300 м) друг от друга, назвали Черными, Ноббли, Мельничными и Наблюдательными которые защитники холмами, с Замковым холмом в 2 милях ( 3,2 км) к востоку от Милл-Хилл. [16]
Позиции были укреплены пулеметными постами и небольшим количеством колючей проволоки. Оборону было невозможно обойти, и она имела хорошую наблюдательность, но при таком небольшом количестве артиллерии преимущество было сомнительным. Защитников было слишком мало, чтобы закрыть брешь, а холмы находились достаточно далеко друг от друга, чтобы атакующий мог пройти между ними; только Замковый холм находился позади других укрепленных вершин холмов, что давало мало возможностей для глубокоэшелонированной обороны. Было несколько верблюжьих троп через перевал Мирго в 8 милях (13 км) от Блэк-Хилла и перевал Джерато на холмах Асса, что давало итальянцам дополнительные возможности использовать свое численное превосходство. [35] Утром 9 августа три итальянских истребителя обстреляли аэродром Бербера, но нашли только поврежденный Бленхейм. Самолеты были обстреляны персоналом базы, а австралийский крейсер «Хобарт» в гавани присоединился к ним со своими пулеметами . Поврежденный накануне «Гладиатор» был разобран и доставлен в Аден. 10 августа итальянская северная колонна достигла Зейлы, несмотря на морские бомбардировки и бомбардировки самолетов, летевших из Адена; В конце концов колонна была остановлена из-за того, что шины ее автомобиля были повреждены неровной землей. [36]
Битва при Туг-Аргане [ править ]
Австралийцы из Хобарта со своей пушкой «Гочкис» прибыли на рассвете 10 августа, но для заряжания пушку пришлось разобрать, что снизило ее скорострельность до одного раза в пять минут, в то время как ее 32 фугасных снаряда и 32 цельных выстрела хватило. [33] Начался бой за Буксир Арган, и еще два CR 32 и CR 42 были отправлены из Дире-Дава в Харгейсу вместе с Ca 133 из 53-й эскадрильи ; пять SM 79 из Аддис-Абебы были переброшены в Дыре-Дава. Рано утром 8-я эскадрилья послала три Бленхейма бомбить с пикирования итальянские войска на буксире Арган, один из которых был поврежден CR 42. Днем еще три Бленхейма бомбили деревню Дубато; два Бленхейма столкнулись на обратном пути и загорелись. 11 августа шесть Ca 133 и три SM 81 совершили утреннюю атаку на перевал Годожере, причем SM 81 был сбит огнем с земли. Три CR 42 обстреляли Лаферуг, а SM 79 после этого бомбил взлетно-посадочную полосу. Сообщалось, что «Бленхейм» был сбит итальянскими войсками, но в британских отчетах потерь не зафиксировано. [36]
11 августа итальянцы обстреляли, а затем атаковали западную часть холмов Асса у Пенджабского хребта с помощью пехотной бригады, отбросили обороняющуюся роту 3-го батальона 15-го Пенджабского полка, а затем отразили контратаку; атаки на холмы Милл и Ноббли провалились. [37] На рассвете пара Бленхеймов из 11-й и 39-й эскадрилий из Адена бомбила итальянскую артиллерию в районе Дарборука от зенитного огня, затем 11-я эскадрилья Бленхейм была отбита CR 42 и повреждена, когда экипаж пытался передать сообщение британским войскам. Машина 39-й эскадрильи также подверглась атаке и совершила вынужденную посадку в Бербере. Примерно через два часа прибыли три самолета «Бленхейм» 39-й эскадрильи, чтобы повторить атаку, и лидер формирования был атакован 410-градусной эскадрильей CR 32. Пилот третьего «Бленхейма» увидел атаку, сбросил бомбы и атаковал итальянский истребитель, который пронесся мимо. при атаке ранил пилота Бленхейма и убил наблюдателя. Пилоту удалось достичь Берберы и совершить аварийную посадку; итальянский пилот также был ранен. Во время атаки Blenheim IVF 203-й эскадрильи патрулировал Берберу и пытался перехватить три SM 79, но прервал преследование, когда попадание в кабину привело к ранениям пилота и штурмана. Итальянская авиация весь день обеспечивала наземную поддержку: шесть самолетов Ca 133 бомбили Мандеру и Лаферуг. [38]
12 августа все британские позиции были атакованы одновременно, и к вечеру Милл-Хилл, наименее укрепленная позиция, была захвачена после решительного сопротивления войск Северородезийского полка. восточноафриканской легкой батареи Две гаубицы были потеряны, и итальянцы закрепились на холмах Асса, доминируя на южной стороне бреши. 13 августа защитники Ноббли-Хилл отразили еще одну атаку, но итальянцы проникли через перевал Мирго мимо защищаемых населенных пунктов и устроили засаду на конвой с водой и боеприпасами, которому удалось пробиться к Замковому холму. [37] 13 августа авиация CTSAO сосредоточилась в районе к востоку от Ададлеха; Перевал Джерато подвергся бомбардировке Ca 233, а разбившиеся Blenheims в Бербере дважды были обстреляны CR 32, один из которых во время второй атаки был поражен огнем из стрелкового оружия и приземлился на территории, контролируемой британцами. Еще три SM 81 были переброшены из Шашамане (к югу от Аддис-Абебы) в Дыре-Дава. Обход итальянцев у Туг-Аргана вынудил британцев начать отход в Берберу. Одиннадцать самолетов Wellesley 223-й эскадрильи были отправлены на усиление британских ВВС в Адене. [39]
14 августа Касл-Хилл и Наблюдательный холм подверглись артиллерийскому обстрелу, но атака на Наблюдательный холм не удалась. Муссолини дал сигнал Аосте:
Направьте все имеющиеся резервы в Сомалиленд, чтобы стимулировать операцию. Прикажите всем имперским военно-воздушным силам сотрудничать.
— Муссолини [37]
Итальянские войска западной колонны сообщили о воздушных атаках на Зейлу и на колонну, продвигавшуюся по прибрежной дороге в сторону Берберы, при этом один бомбардировщик, как утверждается, был сбит, но в записях Королевских ВВС потерь нет. SM 79 атаковали корабли у Булхара, три SM 81 и три Ca 133 бомбили форт возле перевала Гододжере и отступающие войска на дороге в Берберу неподалеку. Три CR 32 атаковали автотранспорт в Лаферуге, Мандере и на путях, ведущих в Берберу. [39]
На Туг-Аргане контратака двух рот 2-го КАР на перевал Мирго имела некоторый успех, прежде чем была отбита итальянскими атаками. Итальянцы находились близко к позициям, с которых могли отрезать защитникам единственную линию снабжения. Итальянское преимущество в артиллерии означало, что обороняемые населенные пункты можно было уничтожать по частям. Через четыре дня защитники устали, и лучшей позиции для отступления не было; попытка удержать Бербару в одиночку была бы бессмысленной. Годвин-Остин проинформировал Генри Уилсона , главнокомандующего британскими войсками в Египте, о ситуации, заключив, что дальнейшее сопротивление на буксире Арган будет бесполезным и, скорее всего, приведет к потере сил. . Уэйвелла вызвали в Лондон, и он прибыл 7 августа, но Уилсон держал его в курсе событий, сигнализируя о своем решении отдать приказ об эвакуации колонии в Лондон в течение нескольких минут. Уэйвелл сообщил Черчиллю, который сказал, что ничего не поделаешь, после чего Уэйвелл уехал, чтобы вернуться в Каир. [40] Отвод приведет к экономии примерно 70 процентов сил, но в случае необходимости защитники будут продолжать сражаться. Когда стало ясно, что атака на перевал Мирго провалилась, осталось достаточно войск, чтобы исправить ситуацию или прикрыть отход. Рано утром 15 августа Годвин-Остин сообщил о своих выводах Уилсону, который приказал Годвину-Остину покинуть колонию. [41] Годвин-Остин планировал медленный выход на пенсию в Баркасан, примерно в 33 милях (53 км) от Берберы, а затем в Насию, в 17 милях (27 км) от порта. В течение трех ночей на борт должны были погрузиться гражданские лица, а затем войска, причем время, необходимое для этого, определялось муссоном, из-за которого обычно было трудно добраться до кораблей на лодке ночью и до полудня. [42]
в Берберу Отступление
15 августа бомбардировщики CTSAO продолжили совершать вылеты в поддержку армии. Три Ca 133 бомбили район Лаферуга, а три SM 79 бомбили войска в районе Берберы. Шесть бомбардировщиков Blenheim I вылетели из Ирака для усиления британских ВВС в Адене, а при прохождении острова Камаран SM 81 пролетел под строем. Бленхеймы пикировали на бомбардировщик, и трое достигли огневых позиций и сбили его. Приземлившись, экипажи сдали свои самолеты и на следующий день вернулись в Ирак на бомбейских транспортах. [39] После продолжительной бомбардировки итальянцы захватили Обсервейшн-Хилл, и ночью НРР отступили с холмов Блэк, Ноббли и Касл. «Черный дозор», две роты 2-го KAR и элементы 1/2-го Пенджабского полка сформировали арьергард в Баркасане на дороге Бербера, примерно в 10 милях (16 км) позади Буксира Аргана, а другие войска отошли обратно в Насию. [42]
CTSAO сосредоточил свои операции против порта, и во время утренней атаки два бомбардировщика SM 81 атаковали корабли в гавани и были повреждены зенитным огнем. Два SM 79 взорвались в полдень, один также был поврежден зенитным огнем. Третий итальянский рейд трех SM 79 встретил двух Мартинов Мэриленда из звена Свободной Франции в 8-й эскадрилье, которые патрулировали Берберу, и один пилот из Мэриленда заявил, что SM 79 сбит; это не было подтверждено, но вскоре после этого загорелось. [43] [д] CTSAO в Дире-Даве был усилен двумя SM 79 из 44 ° Gruppo , тремя CR 32 из 411 ° Squadriglia в Аддис-Абебе и тремя SM 81 из Шашаманны. [43]
За уходом осторожно последовали итальянцы, которые 17 августа атаковали защитников Баркасана. «Черный дозор» предпринял несколько контратак и отбил итальянские войска, но обход обороны с фланга был лишь вопросом времени. Эвакуация в Бербере прошла более гладко, чем ожидалось, и Годвин-Остин смог отвести арьергард в Насие, а с наступлением ночи вернуть арьергард из Баркасана. [42] Пять Blenheims бомбили захваченную посадочную площадку в Харгейсе, а пять Ca 133 в сопровождении двух истребителей CR 32 бомбили британскую резиденцию в Шейхе. 39-я эскадрилья «Бленхейм» во время разведывательного вылета была поражена огнем с земли и упала в море, экипаж был спасен крейсером HMS Ceres . Когда итальянское вторжение близилось к завершению, три SM 81 из 4-й группы вернулись в Шашаманну, два SM 79 из 44-й группы вернулись в Аддис-Абебу, а еще три SM 79 из 10-й эскадрильи 28-й группы прибыли из Гуры в Эритрея после того, как 10-я эскадрилья заменила ее SM 81 на подкрепление SM 79, переброшенных из Ливии. В Адене 39-я эскадрилья передала два «Бленхейма» 11-й эскадрилье, так что в каждой было по пять боевых бомбардировщиков. [44]
Эвакуация [ править ]
Королевский флот построил всеприливной причал и начал эвакуацию гражданских и административных чиновников; 16 августа британцы начали загружать войска. [45] Атаки Regia Aeronautica на британские суда в Аденском заливе и Бербере начались 8 августа, но без особого эффекта; HMAS Hobart получил легкие повреждения в результате двух атак, а вспомогательное судно Chakdina получило осколки. [46] 17 августа итальянская западная колонна в Булхаре, примерно в 40 милях (64 км) к западу от Берберы, была атакована легким крейсером «Церера» и остановлена артиллерийским огнем. [19] С наступлением темноты арьергард был отведен в Берберу с минимальными потерями, а погрузка была завершена к рассвету 18 августа. [47] 18 августа в 05:35 три самолета «Бленхейм» 11-й эскадрильи бомбили итальянские машины возле Лаферуга и были перехвачены двумя самолетами CR 32 из 410-й эскадрильи , которые сбили горящий «Бленхейм». Экипаж спрыгнул с парашютом, но двое мужчин скончались в больнице от ожогов. Вскоре после взлета «Бленхеймов» пять «Уэллсли» из 223-й эскадрильи вылетели с острова Перим и в плохую погоду бомбили аэродром Аддис-Абебы. CR 42 удалось повредить четыре Wellesley, экипажи которых заявили, что два ангара разрушены, два повреждены, четыре SM 79 уничтожены, два повреждены и малолитражка Аосты уничтожена. Итальянские записи показывают, что SM 79, S 75 и три Ca 133 уничтожены, один SM 79 и SM 81 повреждены. Две атаки на Берберу были совершены SM 79 утром, а три SM 79 в сопровождении двух CR 42 атаковали вскоре после полудня, истребители отогнали Blenheim F. Итальянские войска преодолели вторую британскую оборонительную позицию перед Берберой. [48]
Перед отплытием в Аден рано утром 19 августа Хобарт со штабом сил на борту остался, чтобы собрать отставших и завершить разрушение зданий, транспортных средств, топлива и запасов. Буксир Queen был единственным британским кораблем, потерянным в ходе операции: он был затоплен своей командой 18 августа. [47] [49] Итальянские войска восстановили корпус и переименовали его в Stella d'Italia . Вооруженный буксир стал единственным итальянским военным кораблем к югу от Баб-эль-Мандеба . [50] Королевский флот погрузил на борт 7140 человек, из них 5690 военнослужащих на передовой, 1266 гражданских лиц и 184 больных . Большинство сомалийцев из ЮКК были отправлены домой, чтобы дождаться возвращения британцев, поскольку более ранние планы по ведению партизанской войны были отменены. Члены SCC, которые были погружены, превратились в бронеавтомобильное подразделение под тем же названием. [51] Итальянское вмешательство в эвакуацию было незначительным, возможно, потому, что 15 августа Аоста приказал Наси позволить британцам эвакуироваться без особых боевых действий в надежде на мирное соглашение, достигнутое при посредничестве Ватикана . [52] Последний рейд CTSAO был совершен против Берберы тремя SM 79; вскоре после этого британские самолеты из Адена атаковали итальянские войска, оккупировавшие город в тот вечер. Большая часть Берберы горела, а на аэродроме были обнаружены обломки четырех британских самолетов. [48] Муссолини присоединил колонию к АОИ, как часть Итальянской империи . [53]
Последствия [ править ]
Анализ [ править ]
Итальянцы продемонстрировали способность координировать действия колонн, разделенных многими милями пустыни; Войска под британским командованием сохранили дисциплину во время отступления и сохранили большую часть своих людей. Британский Сомалиленд был присоединен к итальянской Восточной Африке, и Муссолини хвастался, что Италия завоевала территорию размером с Англию (Британский Сомалиленд), пограничные заставы Карора, Галлабат, Курмак и Кассала в Судане, а также в Кении Мояле и Буна . Известие об эвакуации стало шоком для британского общественного мнения, но Уэйвелл поддержал Годвина-Остин, заявив, что он правильно оценил ситуацию. [53] [54] Британцам пришлось обездвижить и бросить 350 машин и большую часть их запасов из-за необходимости переправить все на корабли в море. [55]
С 5 по 19 августа Королевские ВВС в Адене совершили 184 боевых вылета и сбросили 60 длинных тонн (61 т) бомб. С 16 по 19 августа ВВС Великобритании совершили 12 разведывательных вылетов, 19 бомбардировочно-разведывательных вылетов, 72 бомбардировочных вылета против итальянских войск и транспорта и 36 истребительных вылетов над Берберой. Британцы поняли, что недостаточно защищенные взлетно-посадочные полосы могут быстро стать непригодными для эксплуатации, в результате чего бомбардировщики, летящие из Адена, останутся без защиты от воздушных атак. Несмотря на наземную кампанию, конвой отплыл по Красному морю в начале августа, а другой конвой начал путешествие 19 августа в сопровождении 14-й эскадрильи Wellesley, поскольку Blenheim IVF были заняты над Берберой. После британской эвакуации обе стороны рассредоточили самолеты, отправленные для усиления местных подразделений, а 26 августа CTSAO было расформировано. [48]
Уинстон Черчилль раскритиковал Уэйвелла за потерю Британского Сомалиленда; из-за небольшого количества жертв Черчилль подумал, что колония не была тщательно защищена, и предложил создать комиссию по расследованию . Уэйвелл отказался сотрудничать и заявил, что Годвин-Остин и Уилсон отозвали учебники перед лицом численного превосходства. Уэйвелл отправил Черчиллю телеграмму, в которой содержался отрывок
...большой счет мясника не обязательно был свидетельством хорошей тактики.
— Уэйвелл [56]
(CIGS), сказал, что Черчилль Генерал Джон Дилл , начальник Имперского генерального штаба пришел в «больший гнев, в котором он когда-либо видел его раньше»; сменил Клод Окинлек . этот инцидент стал началом конца для Уэйвелла, которого в июле 1941 года [56]
В 2016 году Эндрю Стюарт написал, что, учитывая ограниченность британских сил в колонии, защитникам удалось сопротивляться так долго, как они это делали. Защита Британского Сомалиленда происходила во время битвы за Британию , и поражение нельзя было изобразить в героических терминах. Черчилль был неправ, осуждая Уэйвелла и его подчиненных, но как министр обороны и премьер-министр он мог диктовать последствия побежденным генералам. Адольф Гитлер назвал эвакуацию колонии «тяжелым ударом», но
... все, что потеряли британцы, - это привилегию содержать дорогой гарнизон в своей наименее ценной колонии.
- Коуи- война за Британию (1941) [57]
Захват колонии был величайшим успехом итальянцев в восточноафриканской кампании, но они не смогли использовать созданные ими возможности. Задержки, вызванные местностью, погодой и отменой 300 итальянских пехотинцев в порту, позволили британцам уйти, несмотря на импровизированный характер посадки. [58]
Потери [ править ]
В 1954 году Ян Плейфэр , официальный британский историк, написал, что британцы потеряли 260 человек, а потери итальянцев оценили в 2052 человека. За четырнадцать дней боев семь британских самолетов были сбиты и десять серьезно повреждены. [59] В 1988 году официальный итальянский историк Альберто Ровиги написал, что итальянцы потеряли 465 человек убитыми, 1530 ранеными и 34 пропавшими без вести, всего 2029 человек, из которых 161 был итальянцем и 1868 находились в местных эритрейских и сомалийских аскари подразделениях в регионе. Corpo di Truppe Coloniali . Сомалийские нерегулярные формирования, поддерживающие британцев, потеряли еще около 2000 человек во время вторжения и оккупации; около 1000 сомалийских нерегулярных формирований стали жертвами в боях на итальянской стороне. [60] В 1993 году Гарольд Ро написал, что 38 британских жертв были убиты и 222 ранены. [61] В публикации 1996 года Кристофер Шорс привел те же цифры потерь в Италии, что и Маравинья, и написал, что ВВС Великобритании потеряли семь самолетов и десять получили повреждения. [48] В 2007 году Андреа Молинари зафиксировал потери 1995 итальянцев и уничтожение четырех самолетов. [62]
Последующие операции [ править ]
16 марта 1941 года британцы провели операцию «Появление из Адена » ; два сикхских батальона индийской армии , входившие в состав сил обороны в августе 1940 года, и отряд сомалийских коммандос высадились по обе стороны Берберы с транспортов, сопровождаемых HMS Glasgow , Caledon , Kandahar и Kingston . [63] Вторжение сикхов было первой успешной высадкой союзников на оккупированном пляже за время войны; немногие бойцы 70-й итальянской колониальной бригады оказали сопротивление. В порту начался ремонт, и поставки для 11-й африканской дивизии в течение недели прошли , в результате чего расстояние автомобильного транспорта сократилось на 500 миль (800 км). Британцы отбили весь Британский Сомалиленд , и 8 апреля Чейтер был назначен военным губернатором. [64]
См. также [ править ]
- Эрик Чарльз Твелвс Уилсон , награжден Крестом Виктории за действия на Наблюдательном холме.
- Список британской военной техники Второй мировой войны
- Список техники итальянской армии во Второй мировой войне
Примечания [ править ]
- ^ 18 августа 1940 г. - 8 апреля 1941 г.
- ^ PO H. Jones, AB Хью Суини и AB WJ Hurren взяли 3-фунтовую пушку, установленную на импровизированной лафете, чтобы усилить защитников на Таг-Аргане. Моряки пропали без вести, и их опасались, что они мертвы, но они стали первыми австралийскими военнопленными, пока не были освобождены в Ади-Угри (ныне Мендефера ) в Эритрее 1 апреля 1941 года. [30]
- ^ HMS Kimberley , Aukland , Carlisle , Ceres и HMAS Hobart участвовали в береговых бомбардировках. Хобарт был атакован тремя итальянскими истребителями и послал свой «Морж» атаковать итальянский штаб в Зейле. Экипаж «Моржа» обстрелял итальянские машины и сбросил две 112-фунтовые (51 кг) бомбы. [32]
- ↑ Не имея радиосвязи, экипаж неправильно понял сигналы руками других членов экипажа, которые видели дым, выходящий из самолета. Экипаж SM 79 помахал в ответ, но затем самолет взорвался и упал на землю недалеко от Шейха , к югу от Берберы. [43]
Цитаты [ править ]
- ^ Playfair и др. 1959 , с. 2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Плейфэр и др. 1959 , с. 38–40.
- ^ Playfair и др. 1959 , с. 6–7, 69.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Плейфэр и др. 1959 , с. 19, 93.
- ^ Dear & Foot 2005 , стр. 245, 247.
- ^ Омар 2001 , с. 402.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюарт 2016 , с. 62.
- ^ Playfair и др. 1959 , с. 123–125, 128.
- ^ Playfair и др. 1959 , с. 128, 167–168.
- ^ Стюарт 2016 , стр. 63–64.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Раф, 1993 , стр. 75–76.
- ^ Стюарт 2016 , с. 65.
- ^ Стюарт 2016 , с. 67.
- ^ Playfair и др. 1959 , с. 167–168.
- ^ Playfair и др. 1959 , с. 172–173.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Плейфэр и др. 1959 , с. 173.
- ^ Шорс 1996 , стр. 42–54.
- ^ Playfair и др. 1959 , с. 168, 174.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккензи 1951 , с. 23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Плейфэр и др. 1959 , с. 174.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюарт 2016 , с. 75.
- ^ Шорс 1996 , с. 45.
- ^ Шорс 1996 , с. 41.
- ^ Шорс 1996 , стр. 41–43.
- ^ Стюарт 2016 , стр. 75–77; Плейфэр и др. 1959 , с. 174.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шорс, 1996 , стр. 43–45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Плейфэр и др. 1959 , с. 173–175.
- ^ Стюарт 2016 , стр. 76–77.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шорс, 1996 , стр. 46–47.
- ^ Гилл 1957 , с. 206.
- ^ Стюарт 2016 , с. 77.
- ^ Стюарт 2016 , с. 79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюарт 2016 , с. 81.
- ^ Playfair и др. 1959 , с. 175.
- ^ Маккензи 1951 , с. 22; Плейфэр и др. 1959 , стр. 175–176.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шорс 1996 , с. 48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Плейфэр и др. 1959 , с. 176.
- ^ Шорс 1996 , стр. 49–51.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шорс, 1996 , стр. 51–52.
- ^ Раф 1993 , стр. 76–82.
- ^ Playfair и др. 1959 , с. 176–177.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Плейфэр и др. 1959 , с. 177.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шорс 1996 , с. 53.
- ^ Шорс 1996 , стр. 53–54.
- ^ ТАК 1942 , с. 19.
- ^ Коллинз 1964 , стр. 39–40.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гилл 1957 , стр. 205–206.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шорс 1996 , с. 54.
- ^ Семафор 2010 .
- ^ «Морская война на Красном море» . Сеть истории войн . 5 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 28 июня 2021 г. Проверено 29 июня 2021 г.
- ^ Стюарт 2016 , стр. 87, 263.
- ^ Ровиги 1988 , с. 138.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Моклер 1984 , стр. 245–249.
- ^ Playfair и др. 1959 , с. 179.
- ^ Стюарт 2016 , с. 87.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Раф, 1993 , стр. 82–83.
- ^ Стюарт 2016 , с. 93.
- ^ Стюарт 2016 , стр. 93–94.
- ^ Playfair и др. 1959 , с. 178–179.
- ^ Маравинья 1949 , с. 453; Ровиги 1988 , с. 188.
- ^ Раф 1993 , с. 82.
- ^ Молинари 2007 , с. 117
- ^ Playfair и др. 1959 , стр. 417; Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 54.
- ^ Playfair и др. 1959 , с. 418.
Ссылки [ править ]
- «Небольшой эпизод во время Второй мировой войны» . Семафор . VIII . Канберра, столичная территория Австралии: Центр морской энергетики Австралии, Королевский военно-морской флот Австралии . Сентябрь 2010 г. OCLC 223432572 . Архивировано из оригинала 29 июня 2021 года . Проверено 29 июня 2021 г.
- Коллинз, DJE (1964). Прасад, Бишешвар (ред.). Королевский флот Индии, 1939–1945 гг . Официальная история индийских вооруженных сил во Второй мировой войне, 1939–1945: Общее военное управление и организация. Серия 2. Том. В. Агра: Издательство Университета Агры. OCLC 154168563 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года . Проверено 7 июля 2014 г.
- Уважаемый, ICB; Фут, MRD, ред. (2005) [1995]. Оксфордский спутник Второй мировой войны . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280670-3 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 5, Корабли РАН за рубежом, июнь – декабрь 1940 г.» . Королевский флот Австралии, 1939–1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг ., Серия 2. Том. Я (онлайн-ред.). Канберра, АКТ: Австралийский военный мемориал . стр. 140–246. OCLC 848228 . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- Маккензи, Комптон (1951). Восточная эпопея: сентябрь 1939 г. – март 1943 г. Оборона . Том. Я. Лондон: Чатто и Виндус. OCLC 59637091 .
- Маравинья, генерал Пьетро (1949). Как мы проиграли войну в Африке. Наши первые колонии в Африке. Мировой конфликт и операции в Восточной Африке и Ливии [ Как мы проиграли войну в Африке: наши первые колонии в Африке, Мировой конфликт и операции в Восточной Африке и Ливии ] (на итальянском языке). Рим: Тоси. OCLC 643646990 .
- Моклер, Энтони (1984). Война Хайле Селассие: Итало-эфиопская кампания, 1935–1941 гг . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-394-54222-5 .
- Молинари, Андреа (2007). Война в Восточной Африке . Завоевание Империи , 1935–1941 : Серия исторических очерков/Серия исторических очерков (на итальянском языке). Милан: Хобби и работа. ISBN 978-88-7851-514-7 .
- Омар, Мохамед (2001). Битва на Африканском Роге: история Сомали, 1827–1977 гг . Могадишо: Сомалийские публикации. ISBN 978-1-874209-63-8 .
- Playfair, ISO ; Ститт, GMS; Молони, ЗАО; Тумер, SE (1959) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: первые успехи против Италии (до мая 1941 г.) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. Я (3-е изд.). ХМСО . OCLC 494123451 . Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Проверено 3 сентября 2015 г.
- Раф, HE (1993). Уэйвелл на Ближнем Востоке, 1939–1941: исследование генералитета . Лондон: Брасси, Великобритания. ISBN 978-0-08-040983-2 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992) [1968]. Хроника войны на море 1939–1945 гг.: Издано Рабочей группой военных исследований и Библиотекой современной истории [ Хронология войны на море, 1939–1945 гг.: Из Рабочей группы военных исследований и Библиотеки современной истории История ] (на немецком языке). Г. Столлинг (2-е пер. изд.). Ольденбург: Издательство Военно-морского института, Аннаполис, Мэриленд. ISBN 978-1-55750-105-9 .
- Ровиги, Альберто (1988) [1952]. Операции в Восточной Африке: (июнь 1940 г. - ноябрь 1941 г.) [ Операции в Восточной Африке: (июнь 1940 г. - ноябрь 1941 г.) ] (на итальянском языке). Рим: Генеральный штаб армии, Историческое управление. OCLC 848471066 .
- Шорс, Кристофер (1996). Облака пыли на Ближнем Востоке: воздушная война за Восточную Африку, Иран, Сирию, Иран и Мадагаскар, 1940–42 . Лондон: Груб-стрит . ISBN 978-1-898697-37-4 .
- Стюарт, А. (2016). Первая победа: Вторая мировая война и кампания в Восточной Африке (1-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-20855-9 .
- Абиссинские кампании: официальная история завоевания итальянской Восточной Африки . Армия на войне. Лондон: выпущено для военного министерства Министерством информации (HMSO). 1942. OCLC 894319 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Абдисалам, Мохамед Исса-Сальве (1996). Распад сомалийского государства: влияние колониального наследия . Лондон: Хаан Ассошиэйтс. ISBN 978-1-87420-991-1 .
- Антоничелли, Франко (1961). лет итальянской истории 1915–1945: от к сопротивлению: уроки с свидетельствами . антифашизма Тридцать Очерки (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. OCLC 828603112 .
- Болл, С. (2009). Горькое море: борьба за господство в Средиземноморье 1935–1949 (1-е изд.). Лондон: ХарперПресс. ISBN 978-0-00-720304-8 .
- Дель Бока, Анджело (1986). Итальянцы в Восточной Африке: Падение Империи [ Итальянцы в Восточной Африке, падение Империи ] (на итальянском языке). Рим-Бари: Латерца. ISBN 978-88-420-2810-9 .
- Феррара, Орацио (2005). «Битва при перевале Таг-Арган (Завоевание Британского Сомалиленда)». Армии в истории (VI год) (на итальянском языке) (32). Парма: Дельта. ISSN 1591-3031 .
- Джексон, Эшли (2006). Британская империя и Вторая мировая война . Лондон: Хэмблдон Континуум . ISBN 978-1-85285-517-8 .
- Моклер, А. (1987) [1984]. Война Хайле Селассие (2-е издание Grafton Books [Коллинз], Лондонское изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-586-07204-7 .
- Мойс-Бартлетт, Х. (2002) [1956]. Королевские африканские винтовки: исследование военной истории Восточной и Центральной Африки, 1890–1945 гг . Том. II (2-й репортаж PBK. Naval & Military Press, изд. Акфилда). Олдершот: Гейл и Полден. OCLC 604161828 .
- Ньютон, РД (2019). RAF и племенной контроль: авиация и нерегулярная война между мировыми войнами . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. ISBN 978-0-70-062871-1 .
- Официальная история операций в Сомалиленде, 1901–04 гг . Том. Я (онлайн-ред.). Лондон: Харрисон и сыновья для военного министерства HMSO, Генеральный штаб. 1907. OCLC 903224942 . Проверено 6 сентября 2017 г.
- Официальная история операций в Сомалиленде, 1901–04 гг . Том. II (онлайн-ред.). Лондон: Харрисон и сыновья для военного министерства HMSO, Генеральный штаб. 1907. OCLC 915556896 . Проверено 6 сентября 2017 г.
- Ровиги, Альберто (1995) [1952]. Операции в Восточной Африке (июнь 1940 – ноябрь 1941) Повествование, часть первая [ Операции в Восточной Африке (июнь 1940 – ноябрь 1941) Повествование, часть первая (на итальянском языке). Том I (2-е изд.). Рим: Генеральный штаб армии, Историческое управление. OCLC 956084252 .
- Собски, Марек (2020). Восточная Африка 1940–1941 (сухопутная кампания): Итальянская армия защищает империю на Африканском Роге . Война Муссолини. Том. I. Перевод Басарабовича, Томаша. Зелена Гура. ISBN 979-8-57-786912-0 .
- Уэйвелл, А. (4 июня 1946 г.). «Операции в протекторате Сомалиленд, 1939–1940 гг. (Приложение A - Г.М.Р. Рид и А.Р. Годвин-Остин)». Лондонская газета . № 37594. Лондон. стр. 2719–2727. OCLC 265544298 .
Внешние ссылки [ править ]
- Официальные итальянские «Бюллетени войны» о завоевании Британского Сомалиленда (на итальянском языке)
- Фотографии итальянского завоевания Сомалиленда
- Карты и статьи о войне в итальянской Восточной Африке (на итальянском языке)
- Вторая мировая война в итальянских колониях (на итальянском языке)
- Восточноафриканская кампания (Вторая мировая война)
- Конфликты 1940 года
- Сомалиленд во Второй мировой войне
- Вторжения во время Второй мировой войны
- 1940 год в Британском Сомалиленде.
- 1940 год в Сомалиленде.
- Итальянская Восточная Африка
- Военная история Британского Сомалиленда во время Второй мировой войны
- Военная история Италии во время Второй мировой войны
- Военная история Британской империи и Содружества во Второй мировой войне
- Сражения Второй мировой войны с участием Италии
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Южной Африки
- События августа 1940 года
- Войны с участием Сомалиленда
- Вторжения Италии