Дире Дава
Дире Дава | |
---|---|
Координаты: 9 ° 36'N 41 ° 52'E / 9,600 ° N 41,867 ° E | |
Страна | Эфиопия |
Основан | 24 декабря 1902 г. |
Правительство | |
• Тип | Чартерный город |
• Мэр | Кедир Джухар [2] |
Область | |
• Уставный город | 1213 км 2 (468 квадратных миль) |
Высота | 1,276 [4] м (4189 футов) |
Население (июль 2019 г.) | |
• Уставный город | 493,000 [1] |
• Городской | 277,000 [3] |
Часовой пояс | UTC+3 ( ЕА ) |
Код города | (+251) 25 |
ИЧР (2019 г.) | 0.570 [5] средний · 3 из 11 |
Веб-сайт | www.dire-dawa.gov.et |
Дыре Дава ( сомали : Диридхаба , что означает «где (сомали предок) Дир ударил копьем в землю» или «Истинный Дир», амхарский : द्रेዳዋ , Харари : द्रेዳዋ, букв. «Равнина медицины»; английский : Дирре Дхаваа) , букв. «Место исправления»; [6] Арабский : самоанализ [7] [8] ) — город на востоке Эфиопии, недалеко от региона Сомали и границы с Оромо , а также один из двух зарегистрированных городов в Эфиопии (второй — Аддис-Абеба столица ). Дыре-Дава наряду с нынешней зоной Ситти входили в состав автономного района Дыре-Дава в Сомали, как это предусмотрено Конституцией Эфиопии 1987 года, до 1993 года, когда он был разделен федеральным правительством на отдельно управляемый уставный город. [9]
В административном отношении он разделен на две вореды : собственно город и пригородную вореду Гургура .
Дыре Дава находится в восточной части страны, на реке Дечату , у подножия кольца скал. Западная окраина города лежит на реке Горро, притоке реки Дечату. Он расположен на широте и долготе 9 ° 36' с.ш., 41 ° 52' в.д. / 9,600 ° с.ш., 41,867 ° в.д. . Город является промышленным центром, где находится несколько рынков и аэропорт Дире Дава .
Прогнозируемое население на 2015 год составляло 440 000 человек для всего зарегистрированного города и 277 000 человек для самого города, что делает последний седьмым по величине городом в Эфиопии.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Этот регион был заселен уже во времена мезолита, о чем свидетельствуют наскальные рисунки и артефакты среднего каменного века в пещерах Порк-Эпик и Лага-Ода, всего в нескольких километрах от Дыре Дава. [10] [11] Считается, что территория вокруг Дыре Дава была поселением вымершего народа Харла . [12] [13] [14]
был частью султаната Адал . Исторически этот район в средневековые времена [15] В 19 веке этот регион считался владением эмирата Харар до завоевания королевства Менеликом в 1887 году и, следовательно, с тех пор стал частью современной Эфиопии. [16] [17]
Фонд (1902–1936)
[ редактировать ]Однако современный город Дире-Дава (311 км по железной дороге от Джибути) возник совсем недавно. Своим основанием он обязан технической проблеме: когда стало невозможно проложить железную дорогу Аддис-Абеба-Джибути через Харар из-за крутого подъезда к городу, император Менелик II признал (в более позднем письме от 5 ноября 1896 г.), что первая часть линия может закончиться у деревни у подножия гор, которую следует назвать Аддис-Харар («Новый Харрар»). [18] Железная дорога достигла этого места 24 декабря 1902 года, и эту дату можно считать днем основания Дыре Дава. [19] Новое имя, однако, не получило признания.
По финансовым и дипломатическим причинам строительство железной дороги не было продолжено до 1909 года, а окончательное открытие всей линии от Джибути до Аддис-Абебы, снова отложенное революцией 1916 года, состоялось только 7 июня 1917 года. практически город получил большую прибыль и стал «процветающим городом», привлекая большую часть торговли, которая раньше проходила через Харар. К 1902 году правительство Эфиопии, предвидя будущее экономическое значение Дыре-Давы, уже перевело таможенный пост для торговли с Красным морем из Гилдессы в Дыре-Дава. [20]
Дыре Дава превратился в два поселения, разделенных рекой Дечату , которая была сухой большую часть года и превращалась в поток только во время дождя. Северо-западная часть города планировалась и строилась регулярно, в основном инженерами железнодорожной компании. Сначала в этой части города проживали в основном служащие железнодорожной компании, но позже она привлекла, помимо французов, также греков, армян, других европейцев и арабов, которые открыли магазины и гостиницы, а также основали некоторую промышленность. В 1909 году французская миссия капуцинов обосновалась в Дыре Дава. В то время Дыре Дава выглядел как французский город. [18] Другая часть города, к юго-востоку от реки, была сосредоточена вокруг рынка и населена в основном эфиопскими, сомалийскими и несколькими арабскими торговцами.
бегущие войска Лиджа Иясу В сентябре 1916 года город захватили . Хотя губернатор Лиджа Иясу, сириец Хасиб аль-Идлиби, заверил их безопасность, 400 европейцев покинули город, и железнодорожное сообщение пришлось приостановить. После битвы при Маесо правительственные войска из Аддис-Абебы восстановили регулярную администрацию. [18]
В 1920-е годы начала развиваться и юго-восточная часть города. Его жителями были в основном сомалийцы и оромо, остальные эфиопы играли лишь незначительную роль. Население здесь выросло до 3000 человек, тогда как население всего города насчитывало 20 000 человек. В период между двумя мировыми войнами в Дыре-Дава были открыты две больницы: одна железнодорожной компанией, а другая в 1934 году правительством. Образование на начальном уровне обеспечивалось государственной школой, католической миссионерской школой и несколькими школами для различных иностранных общин города (греческих, итальянских, индийских). [20]
Первым губернатором Дире-Давы был Ато Мерша Нахусенай . Бывший губернатор стратегической деревни Гилдесса и ее окрестностей, Мерша сыграл важную роль в строительстве первой железной дороги и создании железнодорожного города. [21] [22] Имперская железнодорожная компания (Cie) сыграла ключевую роль в раннем развитии города, особенно Гезиры (также известной как Кезира), находящейся под властью правительства Эфиопии. Первоначальная обанкротившаяся компания была реорганизована в совместную правительственную Франко-эфиопскую железную дорогу в 1908 году, и после периода финансовых переговоров и рекапитализации строительство началось заново, соединив город со столицей Эфиопии Аддис-Абебой в 1917 году. Дорога Дире-Дава-Харар был улучшен в 1928 году, сократив время в пути до нескольких часов. [23] В 1931 году Банк Эфиопии открыл свой первый филиал в городе. [24] а поколение спустя писатель К. Ф. Рей описал город как самый «продвинутый» городской центр в этом районе, с хорошими дорогами, электрическим освещением и водопроводом. [25]
Итальянская оккупация (1936–1941)
[ редактировать ]9 мая 1936 года Дыре-Дава был оккупирован итальянскими войсками, пришедшими из Харара, после того как сомалийские войска из Джибути предотвратили грабежи в период междуцарствия. Бадольо и Грациани отпраздновали встречу на железнодорожной станции Дыре-Дава. Итальянцы построили в Дыре-Даве несколько новых зданий, специально для администрации и фашистской партии. Они также улучшили дороги и расширили аэропорт, чтобы их военные самолеты могли взлетать оттуда и бомбить силы патриотов в Гара Муллета. [26] Что касается других городов, итальянцы задумали «фортепианный регулятор» для строительства итальянского города в Дыре Дава. Однако их оккупация закончилась прежде, чем они смогли завершить эти планы.
Во время вторжения итальянского Муссолини приказал избавить Аддис-Абебу и Дыре-Даву от воздушных атак (которые включали использование химического оружия, такого как горчичный газ ) и других разрушений в ответ на требования Соединенных Штатов и некоторых европейских стран о безопасности. своих граждан. Итальянская армия вошла в страну из колоний Эритреи на севере и Сомали на юго-востоке. После всех крупных сражений войны Дыре-Дава был местом встречи двух итальянских войск. Подразделения генерала Грациани , наступая из Харара, достигли забора из колючей проволоки города 6 мая 1936 года, на следующий день после оккупации Аддис-Абебы и императора Хайле Селассие бегства по железной дороге в Джибути и Палестину . Их встретили две французские вооруженные машины: железная дорога осталась под французским управлением, а они остались защищать французские интересы. На следующий день первый поезд под контролем Италии покинул Аддис-Абебу: он доставил 46-й итальянский пехотный полк и окончательно сомкнул клещи двух итальянских сил вторжения. Оккупация города была более или менее формальностью. [24] хотя бойцы сопротивления, известные как Арбеньох («Патриоты»), продолжали действовать на протяжении всего конфликта. он был официально известен под итальянским написанием Dire Daua Во время оккупации .
Поститальянская оккупация (1941–1974)
[ редактировать ]В июне 1940 года британцы начали бомбить город, а 29 марта 1941 года Дыре-Дава был освобожден союзными войсками из Харара. Город оставался под британской военной администрацией и являлся штаб-квартирой Британской заповедной зоны, пока не был передан правительству Эфиопии в 1947 году. В последующие десятилетия город значительно расширился, и население выросло до 160 000 человек. Была улучшена инфраструктура и построено несколько промышленных предприятий. [20]
После восстановления империи в 1941 году Дыре-Дава был одним из первых провинциальных городов, в которых появилась собственная футбольная лига. Примерно в 1947 году их команда «Таффари» участвовала в серии чемпионатов Эфиопии . В том же году Dire Dawa . железнодорожников профсоюз в целях социального обеспечения был сформирован [24] Хотя ее руководство сотрудничало с правительством, ее попытка нанести удар в 1949 году была жестоко подавлена имперскими войсками; в то время все забастовки рассматривались как форма восстания или измены. [27] В 1955 году на центральной площади была установлена система громкой связи для приема и ретрансляции государственных радиопередач. [24]
Администрация Дерга (1974–1991)
[ редактировать ]Эфиопская революция во многом повлияла на город. Начиная с марта 1974 года произошли некоторые волнения среди рабочих; шесть человек были ранены, когда 17 апреля полиция открыла огонь по демонстрантам-железнодорожникам и студентам. Многие европейцы, йеменские арабы и индийцы покинули Дыре-Дава; Греческая и Армянская церкви в конечном итоге были закрыты из-за сокращения числа членов. 3 февраля 1975 года Дерг объявил, что Хлопковая компания Эфиопии вошла в число 14 текстильных предприятий, подлежащих полной национализации . Позже цементный завод также был национализирован. В августе 1976 года все руководство местного отделения профсоюза учителей было уволено за предполагаемую антиреволюционную деятельность. Десять новых должностных лиц были назначены в ожидании новых выборов. [24]
Во время Огаденской войны Дыре-Дава был атакован во время битвы при Дыре-Дава сомалийскими войсками летом 1977 года. Противостояли им Вторая дивизия ополчения, 201-й батальон, 781-й батальон Семьдесят восьмой бригады, Четвертая механизированная рота. и один взвод Восьмидесятого танкового батальона всего с двумя танками. 17 августа сомалийцы ночью двинулись со стороны Харева на северо-восток города. Несмотря на потерю трех танков на минах по пути, на следующий день они начали наземную и воздушную атаку. Первоначально застигнутые врасплох, эфиопы ожидали нападения на Джиджигу. Бой был ожесточенным, но в конечном итоге именно эфиопские ВВС подорвали решимость Сомали, уничтожив шестнадцать их танков. К концу дня нападавшие исчерпали свои силы и отступили, оставив после себя след из брошенной техники, в том числе танков, бронемашин, ракетных установок, артиллерийских орудий, а также сотен винтовок и пулеметов, которые с гордостью демонстрируются эфиопскими войсками. . По словам Гебру Тареке, успех эфиопской армией Удержание Дыре-Дава (17–18 августа 1977 г.) против сомалийской армии сыграло решающую роль в победе в Огаденской войне . [28]
В мае 1979 года 250 оромо, содержавшихся в тюрьмах Дыре Дава, были казнены режимом Дерга . [29]
Федеративная Демократическая Республика (1991 – настоящее время)
[ редактировать ]Дыре-Дава был оккупирован силами EPRDF 31 мая 1991 года, и поступали сообщения о том, что около 100 человек были убиты при сопротивлении EPRDF. И Фронт освобождения Иссы и Гугуры , и Фронт освобождения Оромо претендовали на город. В результате с 1991 по 1993 год между этими двумя группировками происходили многочисленные столкновения. Когда региональное государство Сомали в 1993 году создавалось , оно хотело, чтобы Дыре-Дава стала его столицей. Против этого выступил регион Оромия , частью которого в то время был Дире Дава, поэтому федеральное правительство передало город под свою собственную юрисдикцию, чтобы избежать территориального конфликта между двумя регионами. [30]
24 июня 2002 года в штаб-квартире Эфиопской железнодорожной комиссии в Дире-Даве взорвалось небольшое взрывное устройство. Впоследствии Фронт освобождения оромо взял на себя ответственность за это нападение в отместку «за продолжающееся преследование студентов, торговцев и фермеров оромо со стороны правительства Эфиопии». Хотя его обвиняют и в других отдельных инцидентах, это был последний взрыв на территории Эфиопии, ответственность за который взяло на себя ФОО. [31]
Дире-Дава вышел из-под контроля федеральной администрации и стал зарегистрированным городом в 2004 году после того, как федеральный парламент утвердил устав города в прокламации 416/2004. [30]
Город был затоплен в августе 2006 года, когда реки Дечату и Горро вышли из берегов. Сообщается, что около 200 человек погибли, тысячи были вынуждены покинуть свои дома, а домам и рынкам, особенно вдоль реки Дечату, был нанесен значительный ущерб. Наводнения довольно распространены в сезон дождей с июня по сентябрь ; более 200 человек в регионе погибли в результате наводнения в 2005 году, причинившего ущерб на миллионы долларов. [32]
4 марта 2009 года в перевернутом грузовике, направлявшемся из Денгего в Дире Дава, погиб 41 человек. Когда произошла авария, в грузовике перевозилось неизвестное количество поденщиков, 38 человек сразу погибли и 50 получили ранения. Погибшие и раненые были доставлены в больницу Дил-чора в Дыре-Даве. Причина не была сразу известна. [33]
В настоящее время [ когда? ] , есть планы по оживлению города. Историческая и популярная часть города будет снесена и заменена финансовым центром, торговыми центрами, многофункциональными зданиями, отелями, местами отдыха и больницами. В рамках плана будут отремонтированы исторические здания, а новое пространство будет выделено для строительства новых домов и предприятий для тех, кто покинул свои дома в результате переезда. Также будут построены новые дороги, парки и промышленная зона, а крупный железнодорожный проект, как ожидается, значительно повысит деловую активность в городе. [34] [35]
Климат
[ редактировать ]В Дире-Даве пограничный тропический климат саванны ( Köppen Aw / As ) чуть выше жаркого полузасушливого климата ( BSh ). Средняя годовая температура Дире Дава составляет около 25,9 ° C или 78,6 ° F. Средняя максимальная температура Дире Дава составляет 32,8 ° C или 91,0 ° F, а средняя минимальная температура составляет около 19,0 ° C или 66,2 ° F. В регионе два сезона дождей; то есть небольшой сезон дождей с марта по апрель и более выраженный сезон дождей, который длится с июля по август. Суммарное среднегодовое количество осадков, выпадающих в регионе за эти два сезона, составляет около 670 миллиметров или 26 дюймов.
Климатические данные для Дире Дава (крайние значения с 1952 г. по настоящее время) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Рекордно высокий °C (°F) | 38.0 (100.4) | 42.0 (107.6) | 42.0 (107.6) | 37.8 (100.0) | 39.9 (103.8) | 39.5 (103.1) | 38.2 (100.8) | 37.3 (99.1) | 37.4 (99.3) | 38.4 (101.1) | 36.4 (97.5) | 36.0 (96.8) | 42.0 (107.6) |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 28.3 (82.9) | 29.5 (85.1) | 30.9 (87.6) | 30.9 (87.6) | 33.7 (92.7) | 33.7 (92.7) | 32.3 (90.1) | 31.0 (87.8) | 32.3 (90.1) | 32.1 (89.8) | 29.9 (85.8) | 28.3 (82.9) | 31.1 (88.0) |
Среднесуточное значение °C (°F) | 22.1 (71.8) | 23.2 (73.8) | 25.2 (77.4) | 26.0 (78.8) | 27.8 (82.0) | 28.5 (83.3) | 27.0 (80.6) | 26.3 (79.3) | 26.6 (79.9) | 25.9 (78.6) | 23.5 (74.3) | 22.3 (72.1) | 25.4 (77.7) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | 14.8 (58.6) | 15.5 (59.9) | 18.2 (64.8) | 19.6 (67.3) | 20.7 (69.3) | 21.6 (70.9) | 20.4 (68.7) | 19.2 (66.6) | 19.6 (67.3) | 18.1 (64.6) | 15.6 (60.1) | 14.4 (57.9) | 18.1 (64.6) |
Рекордно низкий °C (°F) | 3.0 (37.4) | 6.0 (42.8) | 7.2 (45.0) | 5.0 (41.0) | 10.3 (50.5) | 11.8 (53.2) | 7.3 (45.1) | 6.5 (43.7) | 8.5 (47.3) | 6.0 (42.8) | 7.6 (45.7) | 1.0 (33.8) | 1.0 (33.8) |
Среднее количество осадков, мм (дюймы) | 15 (0.6) | 27 (1.1) | 74 (2.9) | 113 (4.4) | 78 (3.1) | 42 (1.7) | 115 (4.5) | 158 (6.2) | 105 (4.1) | 36 (1.4) | 16 (0.6) | 13 (0.5) | 792 (31.1) |
Среднее количество дождливых дней (≥ 0,1 мм) | 2 | 3 | 7 | 10 | 6 | 5 | 11 | 14 | 10 | 3 | 2 | 1 | 74 |
Средняя относительная влажность (%) | 55 | 56 | 55 | 55 | 47 | 44 | 50 | 53 | 52 | 45 | 49 | 51 | 51 |
Средняя точка росы °C (°F) | 11 (52) | 12 (54) | 12 (54) | 15 (59) | 15 (59) | 14 (57) | 15 (59) | 16 (61) | 15 (59) | 12 (54) | 12 (54) | 11 (52) | 13 (56) |
Среднемесячное количество солнечных часов | 294.5 | 265.6 | 257.3 | 246.0 | 244.9 | 204.0 | 220.1 | 244.9 | 234.0 | 248.0 | 282.0 | 300.7 | 3,042 |
Среднесуточное количество солнечных часов | 9.5 | 9.4 | 8.3 | 8.2 | 7.9 | 6.8 | 7.1 | 7.9 | 7.8 | 8.0 | 9.4 | 9.7 | 8.3 |
Источник 1: Метеорологическая служба Германии , [36] Всемирная метеорологическая организация (осадки 1981–2010 гг.) [37] | |||||||||||||
Источник 2: Meteo Climat (рекордные максимумы и минимумы), [38] Время и дата (точки росы, 2005-2015 гг.) [39] |
Демография
[ редактировать ]Прогнозируемая численность населения на 1 июля 2015 года составляла 440 000 человек для всего зарегистрированного города и 277 000 человек для самого города, что делает последний седьмым по величине городом в Эфиопии. [3]
По данным переписи 2007 года, проведенной Центральным статистическим агентством Эфиопии (CSA), в Дире-Даве проживало 341 834 человека, из которых 171 461 мужчина и 170 461 женщина. 233 224 человека, или 68,23% населения, составляли городские жители. По всему Дыре-Дава было подсчитано 76 815 домохозяйств, проживающих в 72 937 единицах жилья, в результате чего в среднем на одно домохозяйство приходилось 4,5 человека, при этом в городских домохозяйствах в среднем насчитывалось 4,2 человека, а в сельских домохозяйствах - 4,9 человека. Этнические группы в регионе включают оромо (157 991, 46%), сомалийцев (83 114, 24%), амхара (68 887, 20%), гураге (15 554, 4,5%) и другие группы (5,5%). [42] Религией с наибольшим количеством верующих в Дыре-Дава является ислам : 70,9%, 25,6% составляют эфиопские православные , 2,8% протестанты и 0,4% католики . [43]
Традиционно клан Ноле Оромо использовал эту территорию в качестве пастбищ и ведения сельского хозяйства в районе Лага Харре. Они живут рядом с кланом Гугура , который разделяет как оромо, так и сомалийскую идентичность, говорит на языке оромо и ведет свою родословную от Дира , сомалийской клановой семьи. [30] Субклан Исса Дира в основном составляет значительное количество городских и сельских жителей Дире Дава, тогда как Гадабуурси субклан Дира проживает в городских городах, а также в сельских районах, окружающих зарегистрированный город-государство. [44]
И. М. Льюис (1998) утверждает:
«Включая земли вокруг Харара и Дыре Дава, населенные сомалийцами кланов Иисе и Гадабуурси». [45]
По данным CSA, по состоянию на 2004 г. [update]90,76% населения имели безопасную питьевую воду : 69,61% сельских и 99,48% городских жителей имели доступ к ней. [46] Значения других сообщаемых общих показателей уровня жизни в Дире Дава по состоянию на 2005 год. [update] включают следующее: 11,4% жителей попадают в самый низкий квинтиль благосостояния; грамотность взрослых мужчин составляет 76,6%, а женщин 53%; а уровень гражданской младенческой смертности составляет 71 младенческая смертность на 1000 живорождений, что меньше, чем в среднем по стране (77); по крайней мере половина этих смертей произошла в первый месяц жизни младенцев. [47]
Транспорт
[ редактировать ]Дире-Дава обслуживается станцией железной дороги Аддис-Абеба-Джибути , которая расположена в 10 км к северо-западу от центра города, недалеко от города Мелка-Джебду. Кроме того, город обслуживается Эфио-Джибутийской железной дорогой , западная конечная остановка которой расположена в центре города. Аэропорт Дире Дава предлагает рейсы в город и обратно. Кроме того, компания Selam Bus Line Share обеспечивает междугородние автобусные перевозки. Такси в Дыре-Даве часто называют Баджаджем .
Образование
[ редактировать ]Университет Дыре Дава был основан в 2006 году.
Места поклонения
[ редактировать ]Среди культовых сооружений преимущественно мусульманские мечети. Есть также несколько церквей, христианских церквей и храмов: Эфиопская православная церковь Тевахедо , Эфиопская евангелическая церковь Мекане Йесус ( Всемирная лютеранская федерация ), Эфиопская церковь Кале Хейвет , Эфиопская католическая архиепархия Аддис-Абебы ( католическая церковь ), Эфиопская церковь верующих полного Евангелия. . [48]
В литературе
[ редактировать ]Дыре Дава послужил источником вдохновения для создания вымышленного города «Дебра Дова», столицы вымышленной восточноафриканской страны «Азания» в «возмутительно неполиткорректной истории». [49] «Черное озорство» английского автора Эвелин Во .
Председатели Административного совета
[ редактировать ]- Абебе Эшете: 1981–1991 гг.
- Хабтаму Ассефа Президент: 1991 – [50]
- Исмаил Ав Аден: 1993–1995 гг. [50]
- Соломон Хайлу: 1995 – [50]
- Фиссеха Зерихун : 2003–2006 гг. [50]
- Абдулазиз Мохаммед: 7 августа 2006 г. - 2008 г. [50]
- Адем Фарах: июнь 2008–2010 гг. [50]
- Асад Зиад: июнь 2010–2015 гг. [50]
- Ибрагим Усман: июнь 2015 г. – 2021 г. [50]
- Кедир Джухар: 29 сентября 2021 г. – настоящее время.
Известные люди
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Прогнозы народонаселения по регионам» (PDF) . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ «Кедир Джухар избран мэром города Дире Дава» . fanabc.com . Проверено 2 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Эфиопия: регионы, крупные города и поселки - статистика населения на картах и диаграммах» . Проверено 9 января 2020 г.
- ^ «Карты, погода и аэропорты Дире-Давы, Эфиопия» .
- ^ «Субнациональный ИЧР — База данных территорий — Лаборатория глобальных данных» . hdi.globaldatalab.org . Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ Кефале, Аснаке. «Этнический федерализм и управление конфликтами в Эфиопии: случай ужасного Давы» в книге Люка Синджуна (ред.) « Наступающий африканский час: диалектика возможностей и ограничений» , стр. 209 . Африканский институт Южной Африки ( Претория ), 2010 г. По состоянию на 15 февраля 2014 г.
- ^ Ссылка на конфедерацию сомалийских кланов Дир, населяющих обширную территорию между Красным морем и Дир-Давой. См . Реж .
- ^ ХАР Гибб; и др., ред. (2009). Энциклопедия ислама (Новое изд.). Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 9789004161214 .
- ^ Дилемма Дире Давы: разделение власти в восточном плавильном котле Эфиопии , 2 августа 2021 г.
- ^ Перлес, Катрин (1974). «Типологический пересмотр дикобразской индустрии (Эфиопия): острия и острия». Археология . 78 : 529–552.
- ^ Кларк, Джон; Уильямс, Кеннет; Майклс, Джозеф; Мэриан, Кертис (1984). «Место оккупации среднего каменного века в Эпосе Порк в Дыре Дава (Восточно-Центральная Эфиопия)». Африканский археологический обзор . 2 : 37–71. дои : 10.1007/BF01117225 . S2CID 128870388 .
- ^ ЗЕВДИ, БАЧА. «Управление прилагает усилия для сохранения объекта исторического наследия» . Эфиопская пресса. Архивировано из оригинала 13 февраля 2022 г.
- ^ Уиллкокс, Арканзас (29 января 2018 г.). Наскальное искусство Африки . Рутледж. ISBN 978-1-315-51535-9 .
- ^ Кларк, доктор медицинских наук (21 марта 2013 г.). Доисторические культуры Африканского Рога: анализ культурной и климатической преемственности каменного века в Сомалиленде и восточных частях Абиссинии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-63536-4 .
- ^ Арабфаких, Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Абд аль-Кадир (1 января 2003 г.). Завоевание Абиссинии: 16 век . Аннотация: Дир, По мнению Хантингфорда, это поселение, которое может быть современным Дыре Дава. Цехай Издатели и дистрибьюторы. п. 24. ISBN 9780972317269 .
- ^ Бен-Дрор, Авишай (2018). Эмират, Египет, Эфиопия: колониальный опыт в Хараре конца девятнадцатого века . Издательство Сиракузского университета. п. 100. ИСБН 9780815654315 .
- ^ Черулли, Энрико. Ислам вчера и сегодня . стр. 387–388.
- ^ Jump up to: а б с ван Гелдер де Пинеда, Розанна (1995). Железная дорога из Джибути в Аддис-Абебу . Париж: Харматтан. стр. 268–271.
- ↑ Britannica, Dire Dawa , britannica.com, США, по состоянию на 30 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Панкхерст, Ричард (1985). История эфиопских городов: с середины девятнадцатого века до 1935 года . Штутгарт. стр. 271–274.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Панкхерст (2010).
- ^ Бекеле, Шиферау (1989).
- ^ Панкхерст, Ричард Р.К. Экономическая история Эфиопии , стр. 289–290. Издательство Университета Хайле Селассие (Аддис-Абеба), 1968.
- ^ Jump up to: а б с д и Институт Северной Африки. « Местная история Эфиопии. Архивировано 28 мая 2008 г. в Wayback Machine ». По состоянию на 1 марта 2008 г.
- ^ Цитируется в Панкхерсте (1968), с. 620.
- ^ Бротто, Энрико (1938). «Скажи Дава». Журнал колоний . 12 :37–44.
- ^ Келлер, Эдмунд Дж. Революционная Эфиопия , с. 147. Издательство Университета Индианы ( Блумингтон , 1988.
- ^ Тарек, Гебру (2009). Роге Эфиопская революция: война на Африканском Издательство Йельского университета. ISBN 9780300156157 .
- ^ Вагнер, Эвальд (2005). «История Дыре Дава». В Улиге, Зигберт (ред.). Эфиопская энциклопедия . Том 2. Висбаден: Харрассовиц.
- ^ Jump up to: а б с Аснаке Кефале (2014). «Этническая децентрализация и проблемы инклюзивного управления в многоэтнических городах: случай Дире-Дава, Эфиопия». Региональные и федеральные исследования . 24 (5): 589–605. дои : 10.1080/13597566.2014.971772 . S2CID 154137709 .
- ↑ База знаний МФТИ по терроризму «Фронт освобождения Оромо (OLF) атаковал объект правительства (24 июня 2002 г., Эфиопия)». Архивировано 5 мая 2009 г. на Wayback Machine , последний раз обращались 22 апреля 2006 г.
- ^ Счета погибших в результате наводнений в Эфиопии , BBC News , 6 августа 2006 г.
- ^ «Число погибших в недавнем дорожно-транспортном происшествии достигло 41: полиция» [ постоянная мертвая ссылка ] Веб-сайт Эфиопского информационного агентства от 5 марта 2009 г. (по состоянию на 14 апреля 2009 г.)
- ^ «Ужасный город процветает, но достопримечательность терпит крах «Аддис-Абеба – Новости Аддис-Абебы и путеводитель по городу» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 г. Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ «Промышленный парк будет построен в Адаме, городах Дыре-Дава» . Архивировано из оригинала 13 августа 2015 г. Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ «Таблица климата Дире-Дава (Диредауа), провинция Харар / Эфиопия» (PDF) . Базовые климатические значения (1961–1990 гг.) По станциям всего мира (на немецком языке). Немецкая метеорологическая служба . Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ «Всемирная информационная служба погоды – Дире Дава» . Всемирная метеорологическая организация. Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ «Станция Диредава» (на французском языке). Метеоклимат . Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ «Климат и погодные условия в Дире-Даве, Эфиопия» . Время и дата . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Сводный и статистический отчет переписи населения и жилищного фонда 2007 года (PDF) . Центральное статистическое агентство . 2008. стр. 106–108.
- ^ Сводный и статистический отчет переписи населения и жилищного фонда 2007 года (PDF) . Центральное статистическое агентство . 2008. с. 112.
- ^ Сводный и статистический отчет переписи населения и жилищного фонда 2007 года (PDF) . Центральное статистическое агентство . 2008. стр. 106–108.
- ^ Сводный и статистический отчет переписи населения и жилищного фонда 2007 года (PDF) . Центральное статистическое агентство . 2008. с. 112.
- ^ Льюис, IM (1 января 1998 г.). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе . Пресса Красного моря. п. 100. ИСБН 9781569021033 .
- ^ Льюис, IM (2000). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе (PDF) . Пресса Красного моря. п. 11. ISBN 9781569021033 .
Включая земли вокруг Харара и Дыре Дава, населенные сомалийцами кланов Иисе и Гадабуурси.
- ^ «Домохозяйства по источникам питьевой воды, источникам безопасной воды». Архивировано 5 марта 2009 г., в Wayback Machine. Избранные основные показатели благосостояния CSA (по состоянию на 28 января 2009 г.).
- ^ Macro International Inc. «2008. Атлас ключевых демографических показателей и показателей здоровья Эфиопии, 2005 г.». (Калвертон: Macro International, 2008) , стр. 2, 3, 10 (по состоянию на 28 января 2009 г.)
- ^ Дж. Гордон Мелтон, Мартин Бауманн, «Религии мира: всеобъемлющая энциклопедия верований и практик», ABC-CLIO, США, 2010, стр. 1004-1007
- ^ "Хорошее чтение"
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Worldstatesman.org
- Бекеле, Шиферау (1989). Аспекты истории Дыре Дава (1902–1936)
- Имбер-Вьер, С. (2011). Проведение границ в Джибути: территории и люди в 19 и 20 веках; п. 116
- Панкхерст, Р. (2010). Кто такие «младоэфиопы» (или молодые абиссинцы): историческое исследование. Проблема образования, Vol. 2, №2, с: 129