Jump to content

Гураге люди

Гураге
Мальчик из Гураже пашет в зоне Гураже.
Общая численность населения
1,867,350(2007) [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Эфиопия
Языки
Гуражские языки
Религия
Ислам , христианство , традиционная вера [2] [3]
Родственные этнические группы

Гураж ( / ɡ ʊəˈr ɑː ɡ / , [5] Гураге семитоязычная этническая группа, населяющая Эфиопию . [2] Они населяют зону Гураж и Восточную зону Гураж — плодородный полугорный регион в региональном штате Центральная Эфиопия , примерно в 125 км к юго-западу от Аддис-Абебы , граничащий с рекой Аваш на севере , рекой Гибе , притоком реки Омо , на юго-западе и Хора-Дамбал на востоке.

Согласно национальной переписи населения Эфиопии 2007 года, гураге также можно найти в значительном количестве в Аддис-Абебе , регионе Оромия , регионе Харари и Дыре-Даве . [6]

Источник

[ редактировать ]

По мнению историка Пола Б. Хенце , происхождение Гураге объясняется традициями военной экспедиции на юг в последние годы Аксумского королевства , в результате которой остались военные колонии, которые со временем оказались изолированными как от северной Эфиопии, так и друг от друга. [7] Однако другие историки поднимали вопрос о сложности народов Гураге, если рассматривать их как единую группу, например, Ульрих Браухампер утверждает, что люди Востока Гураге, возможно, были продолжением древнего народа Харла . Действительно, есть свидетельства того, что архитектура Харлы, возможно, повлияла на старые здания (до XVI века), найденные недалеко от Харара (восточная Эфиопия), а группа Гураге Востока часто ссылается на родство с народами Харари (Харарге) в далеком прошлом. [8]

Браухампер также заявляет, что король Амда Сейон приказал эритрейские отправить войска в горные районы Гураге (названного Гереге), которые в конечном итоге стали постоянным поселением. Помимо военного поселения Амды Сейона, постоянное присутствие абиссинцев в Гураге задокументировано во время его потомков Зары Якоба и Давида II правления . Таким образом, исторически народы Гураге могут быть продуктом сложной смеси абиссинских и харлинских групп, мигрировавших и расселившихся в этом регионе по разным причинам и в разное время. [8]

Другой заявил, что Гураге произошли из места под названием Гура, Эритрея . Это считалось лингвистически, ссылаясь на семитскую миграцию на юг в позднеклассический и средневековый период; однако необходимы дополнительные исторические исследования. [9]

Одно объяснение военной экспедиции, вероятно, позволит солдатам эффективно привить свой язык в регионе. [10] Однако степень политического и экономического контроля аксумцев над внутренними районами Эфиопского нагорья, а также над властью последующих династий, доминировавших на христианском севере, изучается. Помимо местных устных традиций, связывающих их прошлое с районами дальше на север, сельская местность Гураге является домом для ортодоксальных христианских монастырей, вероятно, построенных в средние века (Дебре Цион Марьям, Мухер Иесус, Абуна Гебре Менфес Киддус и другие), до завоеваний Ахмада . ибн Ибрагим аль-Гази и последующие миграции оромо в центральное нагорье. [11]

В конце 1870-х годов Менелик возглавил кампанию по включению земель народа Гураге в состав Швы . В 1878 году соддо-гураге, жившие в Северном и Восточном Гурагеланде, мирно подчинились Менелику, и их земли остались нетронутыми его армиями, вероятно, из-за их общей эфиопской православной веры и предварительного подчинения Негусу Сахле Селассие , дедушке императора . Однако в Западном Гурагеланде, населенном Себат Бет, Кебена и Волене ожесточенно сопротивлялись Менелику. [12] Их возглавил Хасан Энджамо из Кебены , объявивший джихад шеванам. Они боролись более десяти лет, чтобы удержать шеванов от мусульманских районов Гураге, до 1888 года, когда Гобана Дачче столкнулся с ним в битве при Джебду Меда , где мусульманская армия Гураге потерпела поражение от шеванов, и при этом весь Гурагеланд был покорен. [13] [14]

Языки Гураге — подгруппа эфиопских семитских языков внутри семитской семьи афроазиатской языковой семьи . У них есть три подгруппы: Северная, Восточная и Западная.

К гуражским языкам относятся себат бет , состоящий из диалектов инор , эжа , мухер , гета , гумер , эндегэн , чаха , а также соддо , маскан , зай . Как и другие эфиопские семитские языки , языки Гураге находятся под сильным влиянием окружающих несемитских афроазиатских кушитских языков . [ нужна ссылка ] Гураж пишется слева направо с использованием системы, основанной на сценарии геэз . [ нужна ссылка ]

Гурагский район

[ редактировать ]

Согласно переписи 1994 года, шестью крупнейшими этническими группами, зарегистрированными в зоне Гураж, были Себат Бет Гураже (45,02%), Силте (34,81%), Соддо Гураге (9,75%), Мареко или Либидо (2,21%). , Амхара (2,16%) и Кебена (1,82%); все остальные этнические группы составляли 4,21% населения. На Себат Бет Гураже говорят как на первом языке 39,93%, на Силтье 35,04% , на Соддо Гураге 10,06% , на амхарском языке 3,93% , на либидо 2,16% и на кебене 1,93% ; оставшиеся 6,95% говорили на всех других основных языках, о которых сообщалось. Большинство жителей были мусульманами : 63,98% населения придерживались этой веры, в то время как 32,97% исповедовали эфиопское православие , 1,9% были протестантами и 0,95% католиками . [15] Согласно переписи населения Эфиопии 1994 года, самоидентифицирующие Гураге составляют около 2,7% населения Эфиопии, или около 1,4 миллиона человек. [16] [17] Численность населения Гураге точно неизвестна, поскольку примерно половина населения проживает за пределами зоны Гураге. [ нужна ссылка ]

Люди Гураге

[ редактировать ]
Художник Гураге Махмуд Ахмед

Гураге, как отмечает писательница Нега Мезлекия , «заслужили репутацию опытных торговцев». [18] Одним из примеров предприимчивого Гураге является Текке, которого Натаниэль Т. Кенни описал как «эфиопского Горацио Алджера-младшего »: «Он начал свою карьеру с продажи старых бутылок и консервных банок; император Хайле Селассие вознаградил его за заслуги в создании своей плантации позовем его в Аддис-Абебу и украсим его». [19]

Люди Гураже — это очень предприимчивые люди с культурой социальной мобильности, которая прославляет тяжелый труд. В результате Гураже представлены во всех секторах бизнеса Эфиопии, от чистильщиков обуви до владельцев крупного бизнеса. Обычно Меркато им приписывают Аддис-Абебы. Они являются образцом хорошей рабочей культуры во всей Эфиопии. Один из самых известных эфиопских музыкантов Мохамуд Ахмед до сих пор вспоминает, как он начинал свою жизнь, чистя обувь в городе, прежде чем получил перерыв и присоединился к музыкальному оркестру, который позволил ему захватить воображение миллионов поклонников как в Эфиопии, так и за рубежом. . [ нужна ссылка ]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]
Подросток из Гураге собирает картошку на одном из эфиопских нагорий.

Гураге ведут оседлый образ жизни, основанный на сельском хозяйстве, включающем сложную систему растений севооборота и рассады . Энсете является основным продуктом питания , тефф и другие товарные культуры выращиваются , в том числе кофе и кат , которые используются в качестве традиционных стимуляторов . Животноводство практикуется, главным образом, для производства молока и навоза. Другие потребляемые продукты включают зеленую капусту, сыр, масло, жареные зерна, мясо и другие.

Основная культура Гураге - энсете (также энсет, Ensete edulis , äsät или «ложный банан»). У него массивный стебель, который растет под землей и участвует во всех аспектах жизни Гураге. Он имеет место в повседневных взаимодействиях между членами сообщества, а также играет определенную роль в ритуалах. Например: ритуальное использование ensete включает в себя обертывание трупа после смерти листьями и перевязывание пуповины после рождения волокном ensete; Практическое использование включает упаковку товаров и противопожарную защиту соломы. [20] Ensete также обменивается в рамках различных социальных взаимодействий и используется в качестве вознаграждения за оказанные услуги. [21]

Энсете полностью вовлечен во все аспекты повседневной социальной и ритуальной жизни Гураге, которые вместе с несколькими другими племенами на юго-западе Эфиопии образуют так называемую зону культурного комплекса Энсете ... жизнь Гураге переплетается с различными Использование энсете, не последним из которых является питание. [20]

Энсете можно приготовить разными способами. Обычная диета гураге состоит в основном из кочо , толстого хлеба из энсете, дополненного капустой, сыром, маслом и зернами. Мясо не едят регулярно, но обычно едят, когда животное приносят в жертву во время ритуального или церемониального мероприятия. [20] Гураге растирают корень энсета, чтобы извлечь съедобное вещество, а затем помещают его в глубокие ямы между рядами энсете в поле. Он ферментируется в яме, что делает его более вкусным. Таким образом его можно хранить до нескольких лет, и в Гураге обычно сохраняются большие излишки энсете в качестве защиты от голода. [21]

Помимо энсете, выращиваются товарные культуры (особенно кофе и кат ) и разводится домашний скот (в основном для производства молока и удобрений). Некоторые гураге также сажают тефф и едят инджеру (которую гураге также называют инджера). [22]

Гураже выращивают зебу . Этот скот в основном содержат ради масла, и в типичном доме Гураге есть большое количество пряного масла, выдержанного в глиняных горшках, подвешенных к стенам их хижин. Считается, что сливочное масло является лечебным, и гураж часто принимают его внутрь или используют в виде лосьона или припарки. Пословица Гураге гласит: «Болезнь, одолевшая масло, обречена на смерть». Различные виды энсете также едят для облегчения болезней. [23]

Гураге считают переедание грубым и вульгарным и считают плохим этикетом съедать все то, что хозяин раздает гостям. Считается вежливым оставить хотя бы немного энсетского хлеба, даже после того, как раздали очень небольшую порцию. [24]

Гураге в сельских горных районах сосредотачивают свою жизнь на выращивании своей основной сельскохозяйственной культуры . Кочо готовят, придавая пасте энсете толстый круг и оборачивая его тонким слоем листьев энсете. Его запекают в небольшой яме с углями. Иногда пасту просто готовят на сковородке. Китфо — сырой говяжий фарш, смешанный с маслом и острым перцем, обычно относят к Гураге. Его также дополняют капуста, сыр, масло и зерновые. [ нужна ссылка ]

Известные Гуражи

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Центральное статистическое агентство, Эфиопия. «Таблица 2.2 Процентное распределение основных этнических групп: 2007 г.» (PDF) . Сводный и статистический отчет по результатам переписи населения и жилищного фонда 2007 года . Фонд народонаселения ООН. п. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2009 года . Проверено 21 октября 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б GWE Хантингфорд, «Уильям А. Шак: Гураж: люди энсетской культуры»
  3. ^ Лебель, Филипп. 1974. «Устные традиции и хроники иммиграции в Гураге».
  4. ^ Джойрман, Сандра Ф. (1997). Институциональные изменения на Африканском Роге: распределение прав собственности и последствия для развития . Универсал-Издательство. п. 1. ISBN  1581120001 .
  5. ^ «Гураж» . Словарь Merriam-Webster.com .
  6. ^ Таблица 3.1 данных переписи населения региональных штатов Эфиопии 2007 года, заархивированных 24 августа 2016 г. на Wayback Machine.
  7. ^ Хенце, Слои времени (Нью-Йорк: Пэлгрейв, 2000), стр. 112.
  8. ^ Jump up to: а б Браукампер, Ульрих (2002). Исламская история и культура в Южной Эфиопии . ЛИТверлаг. п. 18. ISBN  9783825856717 . Проверено 25 июня 2016 г.
  9. ^ Хенце, Пол Б. (2016). Слои времени: история Эфиопии . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 112. ИСБН  978-1-137-11786-1 . OCLC   1083468654 .
  10. ^ Хенце, Пол Б. Пэлгрейв. (2016). Слои времени: история Эфиопии . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 112. ИСБН  978-1-137-11786-1 . OCLC   1083468654 .
  11. ^ Майкл Винсон [1] БОРЬБА ЗА ПРИЗНАНИЕ: КРИТИЧЕСКОЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗАЯ
  12. ^ «Введение и наследие жизни Менелика» . 20 августа 2018 г.
  13. ^ Утверждено, Международные журналы Indus Foundation UGC. «Изменение и преемственность традиционной системы управления: случай Огета среди кебены, Южная Эфиопия» . indusedu.org – через www.academia.edu.
  14. ^ «Фанонет: Этноисторические заметки о городской миграции гураж в Эфиопии» (PDF) .
  15. ^ Статистический отчет (Отчет). КСА . Ноябрь 2007 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 г. Проверено 2 марта 2013 г.
  16. Эфиопия: Модельная нация меньшинств. Архивировано 18 июля 2011 г. в Wayback Machine (по состоянию на 6 апреля 2006 г.).
  17. ^ Статистический отчет, часть 1 csa.gov.et. Архивировано 19 ноября 2008 г. на Wayback Machine.
  18. ^ Нега Мезлекия, Записки из живота гиены (Нью-Йорк: Пикадор, 2000), стр. 227.
  19. ^ Кенни, «Эфиопское приключение», National Geographic , 127 (1965), стр. 582.
  20. ^ Jump up to: а б с Шак, Дороти. «Пищевые процессы и развитие личности среди гураж Эфиопии» в журнале « Продовольствие и культура: читатель» . Эд. Кэрол Кунихан и Пенни ван Эстерик. (Нью-Йорк: Рутледж, 1997). стр117.
  21. ^ Jump up to: а б Шак, Дороти. «Пищевые процессы и развитие личности среди гураж Эфиопии» в журнале « Продовольствие и культура: читатель» . Эд. Кэрол Кунихан и Пенни ван Эстерик. (Нью-Йорк: Рутледж, 1997). стр121.
  22. ^ Гирма А. Демеке; Ронни Мейер (14 июня 2011 г.). «Изменение языка в некоторых эфиопских семитских языках, вызванное контактом» (PDF) . Французский центр эфиопских исследований. Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2014 г. Проверено 6 ноября 2014 г.
  23. ^ Голод, тревога и ритуал: лишения и одержимость духом среди жителей Эфиопии Автор(ы): Уильям А. Шак Источник: Man, New Series, Vol. 6, № 1 (март 1971 г.), стр. 30-43.
  24. ^ Голод, тревога и ритуал: лишения и одержимость духом среди жителей Эфиопии Автор(ы): Уильям А. ШакИсточник: Man, New Series, Vol. 6, № 1 (март 1971 г.), стр. 30-43.
  • Лебель, Филипп, 1974. «Устные традиции и хроники иммиграции в Гураге», Журнал эфиопских исследований , Vol. 12 (2): стр. 95–106.
  • GWE Huntingford, 1966. Обзорная статья, Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 29, стр. 667–667. два : 10.1017/S0041977X00073857
  • Шак, Уильям, 1966: Гураге. Люди культуры энсетов , Лондон – Нью-Йорк – Найроби: Издательство Оксфордского университета.
  • Шак, Уильям, 1997: «Голод, тревога и ритуал: лишения и одержимость духом среди гураж Эфиопии» в журнале « Еда и культура: читатель » (стр. 125–137). Эд. Кэрол Кунихан и Пенни ван Эстерик. Нью-Йорк: Рутледж.
  • Worku Nida 2005: «Этноисторический обзор Гураге» В: Зигберт Улиг (ред.): Энциклопедия Aethiopica . Том. 2: Д-Если. Висбаден: Харрасовиц. стр. 100-1 929–935.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98e156f87ea6cb1f1e0855058e1a4383__1721737500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/83/98e156f87ea6cb1f1e0855058e1a4383.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gurage people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)