Шанкелла
Шанкелла ( амхарский : ሻንቅላ šanqəlla, иногда пишется как Шанкелла , Шангелла , Шанкала , Шанкалла или Шангалла ) является экзонимом ряда нилотских этнических групп, которые жили в самой западной части Эфиопии , но, как известно, до позднего времени населяли и более северные районы. девятнадцатый век. [1] Этот уничижительный термин традиционно использовался местным афро-азиатскоязычным населением для обозначения в общих чертах темнокожих этнических групп, особенно представителей общин, говорящих на нило-сахарских языках Западной Эфиопии. считали их первобытными людьми и резервами рабов Абиссинцы . [2] [3]
История
[ редактировать ]Этимология Шанкеллы неясна. Было высказано предположение, что это название может происходить от амхарского эпитета, означающего «черный» (или темнокожий). Однако вполне вероятно, что этот термин является не более древним, производным от агау, учитывая субстрат агау в амхарском языке. [4]
Согласно местным традициям агав , коренными жителями Годжама были шанкелла (вероятно, народ гумуз ), и они рассказывают, что первоначально они отвоевали у них эту землю. [5]
Шанкелла впервые появляются в хвалебной песне 15-го века императору Йешаку I. Шанкелла перечислены в самом начале песни, когда упоминаются регионы и племена королевства. Они восхваляют правителя и ссылаются на свое богатство козами (это означает, что они были в первую очередь скотоводами). Историография сообщает о том, что правитель Иясу I вел кампании против «шанкеллы» на северо-западных границах своего королевства (в данном случае, народа кунама ). В 1840-х годах Негус Сале Селассие включил Шанкеллу в свою титулатуру. Экспансия правителя Менелика II на юг , направленная против оромо и Кафы, а также народов южнее, также воспринималась как кампания по подчинению Шанкеллы. [6]
Их считали простыми дикарями без какого-либо социально-политического порядка, пригодными только для экономической и физической эксплуатации. Следовательно, народные картины изображают их с сильно преувеличенными чертами, как жестоких чернокожих, следующих нечестивым ритуалам. Однако это не помешало им занять важные посты в армии. С возвышением Дерга в 1970-х годах создание новых административных структур положило начало второй фазе насильственных культурных изменений, а также окончательному исчезновению термина «Шанкела» из эфиопского дискурса. [7]
См. также
[ редактировать ]- Тукрир , эфиопский термин для лиц западно- или центральноафриканского происхождения.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Суэйнсон Фишер, Ричард (1852). Книга мира, Том 2 . Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ Переселение и развитие сельских районов в Эфиопии Социально-экономические исследования, обучение и техническая помощь в долине Белес . Ф. Анджели. 1992. с. 345. ИСБН 978-88-204-7260-3 .
- ^ Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика . Издательство Университета Огайо. 2007. с. 216. ИСБН 9780821417232 .
- ^ Липски, Джордж Артур (1962). Эфиопия: ее народ, ее общество, ее культура, Том 9 . ХРАФ Пресс. п. 36 . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ Таддесс Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (Оксфорд: Clarendon Press, 1972), стр. 52.
- ^ Смидт, Вольберт (2010). «Шангелла». В Улиге, Зигберт (ред.). Эфиопская энциклопедия . Том 4. стр. 525–527.
- ^ Смидт, Вольберт (2010). «Шангелла». В Улиге, Зигберт (ред.). Эфиопская энциклопедия . Том 4. стр. 525–527.
Ссылки
[ редактировать ]- Смидт, Вольберт (2010), «Šanqəlla», в Улиге, Зигберт (ред.), Encyclepaedia Aethiopica , vol. 4, стр. 525–527.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). » энциклопедия Британская Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 24.
- Дин, Джон Батерст (1833), «Глава VII» , Поклонение Змею , стр. 427 и 437.
- Харли, Тимоти (1885), «Глава III» , Moon Lore , стр. 113–114.
- Сотрудники Microsoft Encarta (1994), «Эфиопия» , Encarta , Пенсильванский университет (переиздатель)
- Панкхерст, Р. 1977. История барейи, Шанкеллы и других эфиопских рабов из приграничных районов Судана. Суданские заметки и записи 59: 1-43.