Сахле Селассие
Сахле Селассие Святая Троица | |
---|---|
Мерид Азмач | |
![]() | |
Негус из Шевы | |
Царствование | 12 июня 1813 г. - 22 октября 1847 г. |
Предшественник | Рейс Воссен Сегед |
Преемник | Хайле Мелекот |
Рожденный | 1795 Анкобер , Эфиопская империя |
Умер | 22 октября 1847 г. Дебре Берхан , Эфиопская империя | ( 1847-10-22 )
Проблема | Хайле Мелекот Сейфе Сахле Селассие Дардж Тенагневорк Сахле Селассие Аяхилуш Воссеньелеш Биркинеш Tinfelesh |
Отец | Воссен Сегед |
Мать | Зенебеворк |
Религия | Эфиопская православная церковь Тевахедо |
Сахле Селассие ( амхарский , 1795 – 22 октября 1847) был королем Шевы : ሣህለ ሥላሴ с 1813 по 1847 год. Важный амхарский дворянин Эфиопии , он был младшим сыном Воссена Сегеда . Сахле Селассие был отцом многочисленных сыновей, среди них Хайле Мелекот , Хайле Микаэль, Сейфе Сахле Селассие , Амаркень и Дарге Сахле Селассие ; среди его дочерей были Тенагневорк, Аяхилуш, Воссеньелеш, Биркинеш и Тинфелеш. Он был прадедом Хайле Селассие , последнего императора Эфиопии.
Биография
[ редактировать ]Когда их отец был убит, повстанцы оромо в Марра-Бите не позволили старшему брату Сахле Селассие, Бакуре, немедленно отправиться в столицу их отца Кунди , чтобы заявить права на престол. Еще будучи подростком, Сахле Селассие воспользовался этим шансом на власть, бросившись из монастыря в Села-Дингае , где он учился, «и, вероятно, при поддержке матери Зенебеворка родственников его менцианских был провозглашен расом и Меридазмахом Шевы». [1] Бакуре с опозданием прибыл в Кунди только для того, чтобы быть заключенным в государственную тюрьму в Гончу вместе с другими своими братьями и некоторыми из его сторонников.
Получив контроль над ситуацией, Сале Селассие обратил свое внимание на повстанцев. Он использовал дипломатию, чтобы одержать победу над Абичу Оромо , которые остро нуждались в его помощи против своих соседей Тулама Оромо , которых он победил в начале 1820-х годов. После этой победы он восстановил Дебре Берхан , который был сожжен во время набега оромо, а также ряд других городов и укрепил свою власть, основав ряд укрепленных деревень, таких как Анголалла . Он расширил границу Шевы до Булги и Караю , на юго-восток до Арси и на юг до территорий Гураге . [2]


С другой стороны, он продолжил политику своего предка Амхи Иясуса по поддержанию буферного региона к северу, созданного правителями Йеджу и Волло Оромо в этом районе. Это помогло держать Шева вне досягаемости северных лордов, таких как Рас Али II из Йеджу , которые продолжали свои собственные гражданские войны.
Через несколько лет Сахле Селассие почувствовал, что свое положение достаточно безопасно, и провозгласил себя Негусом , или королем народов Шева, Ифата , оромо и гураге , без полномочий императора Эфиопии в Гондаре, но с его очевидного согласия. Однако в 1829 году Шева пережил голод , затем в течение двух лет, начиная с 1830 года, его охватила эпидемия холеры , от которой умерли две трети больных во дворце Сахле Селассие. Затем один из генералов Сахле Селассие, Медоко, восстал и убедил ряд элитных шванских фитильщиков дезертировать вместе с ним и присоединиться к оромос. Вместе эти противники поставили под угрозу существование Шевы и сожгли Анголаллу. Примерно в то время, когда Сахле Селассие подавил это восстание в 1834 или 1835 году, Шева в течение двух лет поразила засуха, унесшая жизни большинства домашних животных и принесшая голод его народу. Панкхерст также документирует записи о второй эпидемии холеры в 1834 году, которая распространилась к югу от Вело, вызвав большую смертность. [3] Сахле Селассие отреагировал на голод, открыв королевские склады для нуждающихся, завоевав расположение своего народа. Голод закончился как раз вовремя, и Медоко снова поднял восстание, и хотя генерал был быстро подавлен, Сахле Селассие затем столкнулся с кризисом в местной церкви. [4]
Во время продолжающегося спора по поводу христологии, который расколол Эфиопскую церковь на ряд враждебных фракций, Шева принял доктрину Сост Лидет в противовес теории Волд Киба , которая была принята на севере. В Сост Лидет также вошел влиятельный монастырь Дебре Либанос , расположенный в Шве. Когда Сахле Селассие стремился укрепить свою власть над Шеванской церковью, назначая верных ему людей попечителями местных монастырей, действие, которое вызвало сопротивление не только самих монахов, но и Ичеге , настоятеля монастыря Дебре Либанос и второй по влиятельности церковный деятель Эфиопии. Столкнувшись с угрозой отлучения от церкви , Сахле Селассие уступил и 24 ноября 1841 года уволил своих назначенцев - только для того, чтобы оказаться под атакой шеванских сторонников Волд Киба в Менце , Марра Бите и других округах. В тот момент, когда монарху удалось утихомирить этот спор, прибытие нового Абуна Саламы III возобновило сопротивление последователей Вольд Киб и новый Абуна отлучили Сахле Селассие от церкви в 1845 году. Несмотря на вмешательство имперского регента Рас Али II , Абуна Салама отказался снять интердикт, и Рас Али наконец арестовал Абуна в 1846 году и изгнал его из Гондэра . [5]
К этому времени здоровье Сале Селассие начало ухудшаться, и он не смог реализовать свои намерения на императорском троне. Только вмешательство его близких друзей и советников удержало Негуса от отречения от престола в пользу сына, и последние годы его правления в остальном ничем не примечательны. [6]
Достижения в качестве правителя Шевы
[ редактировать ]
Несмотря на свои многочисленные поражения против своих политических соперников внутри Шевы и за ее пределами, по сравнению с любым другим периодом истории, Негус Сахле Селассие был прогрессивным и доброжелательным правителем. Современный британский посетитель, доктор Чарльз Джонстон , заметил, что:
- ... созерцание такого принца на его собственной земле стоит затраченных усилий и риска посетить ее ... его справедливость и честность распространились повсюду, и превосходство политического совершенства без колебаний отдано Негу [Негус] Шоа по всей длине и ширине древней Эфиопской империи. Первое правительство цивилизованной Европы может похвастаться тем, что его боятся все окружающие государи и любят все подданные дома. Самая выгодная политика социального сообщества, которую мог придумать один из мудрейших мудрецов, — это произвольная власть, отданная в руки действительно хорошего человека. [7]
Абир приводит несколько примеров заинтересованности Сахле Селассие в благополучии своих подданных:
- Во время голода он открыл для населения царские зернохранилища. Когда чума унесла большую часть рабочего скота фермеров, он раздал волов и мулов. Он хранил огромные запасы соли, чтобы у его народа не было недостатка в этом важном товаре, если дороги к побережью будут перерезаны. [8]
Через несколько лет Сахле Селассие почувствовал, что свое положение достаточно безопасно, и провозгласил себя Негусом , или королем народов Шева, Ифата , оромо и гураге , без полномочий императора Эфиопии в Гондаре, но с его очевидного согласия. Однако в 1829 году Шева пережил голод , затем в течение двух лет, начиная с 1830 года, его охватила эпидемия холеры , от которой умерли две трети больных во дворце Сахле Селассие. Затем один из генералов Сахле Селассие, Медоко, восстал и убедил ряд элитных шванских фитильщиков дезертировать вместе с ним и присоединиться к оромос. Вместе эти противники поставили под угрозу существование Шевы и сожгли Анголаллу. Примерно в то время, когда Сахле Селассие подавил это восстание в 1834 или 1835 году, Шева в течение двух лет поразила засуха, унесшая жизни большинства домашних животных и принесшая голод его народу. Панкхерст также документирует записи о второй эпидемии холеры в 1834 году, которая распространилась к югу от Вело, вызвав большую смертность. [9] Сахле Селассие отреагировал на голод, открыв королевские склады для нуждающихся, завоевав расположение своего народа. Голод закончился как раз вовремя, и Медоко снова поднял восстание, и хотя генерал был быстро подавлен, Сахле Селассие затем столкнулся с кризисом в местной церкви. [10] Еще одним примером управленческого мастерства Сахле Селассие является реформа законов его владений. Суды во время правления его предшественников Асфы Воссена и Воссена Сегеда следовали как Фетха Негест , традиционному правовому кодексу Эфиопии, так и обычной практике, которая, по словам Абира, «была чрезвычайно жестокой. Смертные приговоры, отсечение конечностей и клеймение раскаленным железом применялись очень распространено». [11] Негус ограничивал казни крайними случаями измены, святотатства и убийства, и даже тогда требовалось одобрение Негуса. Когда это было возможно, Сахле Селассие смягчал смертный приговор пожизненным заключением или конфискацией имущества; в случае осуждения за убийство, когда традиционным наказанием в Эфиопии была передача убийцы родственникам жертвы, которые затем сами наказывали себя, Негус старался убедить родственников принять деньги за кровь вместо убийства осужденного. мужчина.
Его реформы выходили за рамки уголовного права и включали административные реформы. Он разработал новую структуру налогообложения , которая была не только более справедливой по отношению к его подданным, но и приносила более существенные и надежные доходы; По оценкам, около 1840 года его доход только наличными составлял от 80 000 до 300 000 талеров Марии Терезии . В Шеве ходили легенды о хранилищах золота, серебра и слоновой кости, которые Негус имел не только в своих дворцах в Докаките , Хар-Амбите и Анкобере , но и спрятанных в горных пещерах. [12] «В целом, — заключает Абир, — Сёву можно считать в некотором смысле архаичным примером государства всеобщего благосостояния ». [13]

Сахле Селассие также работал над модернизацией своей страны и, как и его современники Гошу из Годжама и Вубе Хайле Марьям из Тыграя , он установил контакты с европейскими странами, такими как Франция и Великобритания, в надежде получить мастеров, преподавателей и, прежде всего, огнестрельное оружие. Как и его современники, он понимал ценность огнестрельного оружия и увеличил его количество в своих арсеналах с нескольких десятков, когда он вступил в должность, до 500 в 1840 году, а к 1842 году снова удвоил это число. [14] Он подписал договоры о дружбе как с Францией (16 ноября 1841 г.), так и с Великобританией (7 июня 1841 г.). [15] Негус также поощрял иностранцев селиться в Шеве и предлагал им значительные стимулы, такие как доход от большой деревни, которую он подарил греческому каменщику по имени Деметриос. В результате в какой-то момент в Шеве присутствовало несколько иностранцев, в том числе несколько греков, по крайней мере один армянин и несколько торговцев из восточных земель. [16]
«Несмотря на то, что он понимал ценность иностранных технологий и потребность в иностранных мастерах, Сахла Селласе не желал нанимать иностранных миссионеров», — отмечает Панкхерст. [17] и хотя прибытие двух протестантских миссионеров в 1837 году привело к дипломатической миссии из Великобритании Уильяма Корнуоллиса Харриса , оба мужчины были мягко, но решительно изгнаны в 1842 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Абир, Мордехай (1968). Эфиопия: Эра принцев; Вызов ислама и воссоединение христианской империи (1769–1855) . Лондон: Лонгманс. п. 152.
- ^ Абир, с. 153.
- ^ Ричард П. К. Панкхерст, Экономическая история Эфиопии, 1800–1935 (Аддис-Абеба: Университетское издательство Хайле Селассие I, 1968), стр. 217, 625.
- ^ Схема этого повествования основана на Абире, стр. 156f.
- ^ Абир, стр. 158ф.
- ^ Абир, стр. 176ф.
- ^ Цитируется в Панкхерсте, стр. 2f.
- ^ Абир, с. 160.
- ^ Ричард П. К. Панкхерст, Экономическая история Эфиопии, 1800–1935 (Аддис-Абеба: Университетское издательство Хайле Селассие I, 1968), стр. 217, 625.
- ^ Схема этого повествования основана на Абире, стр. 156f.
- ^ Абир, с. 170.
- ^ Абир, с. 173.
- ^ Абир, с. 161.
- ^ Абир, с. 176.
- ^ Эти два документа были опубликованы с английскими переводами в книге Свена Рубенсона, Acta Aethiopica, Том I: Переписка и договоры, 1800–1854 (Эванстон: Northwestern University Press, 1987), письма 44 и 66.
- ^ Панкхерст, с. 52.
- ^ Панкхерст, с. 5.