Арси люди
![]() Арси Оромо на Иррича праздновании | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Зона Арси и Западная зона Арси , Оромия , Эфиопия | |
Языки | |
Оромо | |
Религия | |
Суннитский ислам [ 1 ] |
оромо этническая оромо населяющая , Дзидо Восточной Шева Комболча Арси зоны народа Адами вореды Туллу ветки . группа и — Баренто Оромо . Арси во всех зонах говорят на языке оромо и имеют ту же культуру, традиции и самобытность, что и другие подгруппы оромо.
Культура
[ редактировать ]
Арси разработали концепцию Арсума , которая примерно переводится как Арсихуд. Это придало Арси идентичность, которая в течение длительного периода времени передавалась кланам и другим группировкам. [ 2 ] У арси сложная концепция кланового деления. Два основных филиала — Манду и Сикко. Манду относится к арси в зонах Арси и северной части Бале, тогда как Сикко относится к тем, кто в основном обитает в зоне Бале. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Арси оромо заявляют, что смешанные браки имели место между их предками и предыдущими жителями провинции Арси Адере ( Харари которых они называют хадия. ), [ 3 ] [ 4 ] Кланы Хадия утверждают, что их предками были Харари, однако позже они попали под влияние Сидамы . [ 5 ] [ 6 ]
В начале семнадцатого века земли Арси Оромо находились под властью Харарского эмирата, однако в последующие столетия эмират постепенно терял контроль. [ 7 ] [ 8 ] В восемнадцатом веке эмир Абд-Шакур предпринял попытки исламизировать арси оромо. [ 9 ]
Арси оромо были в значительной степени независимыми и правили в рамках своей собственной республики Гадаа примерно до 19 века. Арси Оромо под своим лидером Нуром Хусиеном из Харара продемонстрировали ожесточенное сопротивление в координации с Хадия лидером повстанцев Хасаном Энджамо против абиссинского завоевания 1881-1886 годов, когда Менелик II провел несколько безуспешных вторжений на их территорию. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] В ответ, когда абиссинцы оккупировали Арси, шеванцы терроризировали мирное население, совершая различные злодеяния, включая массовые убийства и ампутации. [ 13 ] Хотя Арси оказали жесткое сопротивление врагу, оснащенному современным европейским огнестрельным оружием, в 1886 году они были окончательно разбиты. [ 12 ]
В 1940-х годах арси оромо вместе с жителями провинции Бале присоединились к движению Харари Кулуб, филиалу Лиги сомалийской молодежи мирно выступало против христианского доминирования амхара в Харарге. , которое Правительство Эфиопии жестоко подавляло этнорелигиозное движение, применяя насилие. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
В 1970-е годы арси столкнулись с преследованиями со стороны правительства Эфиопии, поэтому они заключили союз с Сомали . [ 17 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Шейх Хусейн , исламский ученый
- Вако Гуту , лидер и революционер
- Хусейн Буне , революционер и лидер
- Хусейн Сура , политик и лидер
- Джавар Мохаммед , журналист и активист
- Кенениса Бекеле , спортсмен
- Тирунеш Спрингс , спортсмен
- Дерарту Тулу , спортсмен
- Гензебе Дибаба , спортсмен
- Неди Гемеда , лидер и революционер
- Бирхану Джула , министр сил обороны
- Фейиса Фури , известная художница оромо
- Umer Suleyman ,Artist and Revolutionary
- Ленджисо Дига , лидер и революционер во времена императора Минилика
- Сифан Хасан , спортсмен
- Мохаммед Аман , спортсмен
- Хаджи Ибрагим Туфа Религиозный лидер
- Джунейди Садо , бывший президент Оромии
- Фатума Роба , спортсменка
- Гелете Бурка , спортсменка
- Ленчо Бати , дипломат
- Хаджи Адем Садо , революционер
- Амане Бедасо ,
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Арси Эфиопии» . www.peoplegroups.org . Совет Международной миссии . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ «Функции африканского устного искусства: функции африканского устного искусства» (PDF ) Центр африканских региональных исследований Киотского университета . Получено 27 . июня
- ^ Браукампер, Ульрих. История Хадия в Южной Эфиопии . Университет Гамбурга. п. 9.
- ^ Браукампер, Ульрих (2002). Исламская история и культура в Южной Эфиопии: Сборник очерков . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 47. ИСБН 9783825856717 .
- ^ Этноистория народа халаба (PDF) . Государство южных наций. п. 164. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2018 г.
- ^ Фаргер, Брайан (1996). Истоки движения новых церквей в Южной Эфиопии: 1927–1944 гг . БРИЛЛ. п. 34. ISBN 9004106618 .
- ^ Бен-Дрор, Вишай (2018). Эмират, Египет, Эфиопия: колониальный опыт в Хараре конца девятнадцатого века . Издательство Сиракузского университета. п. 100. ИСБН 9780815654315 .
- ^ Ахмед, Вахиб (2015). История Харара и Харариса (PDF) . Харар Туризм Буэару. п. 83.
- ^ Акьемпонг, Эммануэль (2 февраля 2012 г.). Словарь африканской биографии . Том. 1–6. ОУП США. п. 90. ИСБН 9780195382075 .
- ^ День Благодарения, Гетахун. Эфиопия императора Менелика, 1865-1916 гг. Национальное объединение или господство общины Амхара Университет Говарда. п. 101.
- ^ Хасан Энгамо Эфиопская энциклопедия.
- ^ Перейти обратно: а б Аббас Хаджи. «Политическое и военное сопротивление Арси Оромо колониальному завоеванию Шоан (1881–1886 гг.)» (PDF ) Журнал Американской академии педиатрии II (1 и 2). Ассоциация исследований оромо. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта . Получено июня 14 ,
- ^ Хассен, Мохаммед (2002). «Завоевание, тирания и этноцид оромо: историческая оценка условий прав человека в Эфиопии, примерно 1880-2002 гг.» . Исследования Северо-Восточной Африки . 9 (3). Издательство Мичиганского государственного университета: 17. JSTOR 41931279 .
- ^ Религиозная свобода и религиозный плюрализм в Африке: перспективы и ограничения . АФРИКАНСКОЕ СОЛНЦЕ МЕДИА. 22 мая 2016 г. с. 443. ИСБН 9781928357032 .
- ^ Роль гражданского общества в стремлении Африки к демократизации . Спрингер. 8 декабря 2016 г. с. 134. ИСБН 9783319183831 .
- ^ Локализация салафизма: религиозные изменения мусульман-оромо в Бале, Эфиопия Блестящий. 30 сентября 2011 г. с. 192. ИСБН 978-9004184787 .
- ^ Али, Мохаммед (1996). Этническая принадлежность, политика и общество в Северо-Восточной Африке: конфликты и социальные изменения . Университетское издательство Америки. п. 141. ИСБН 9780761802839 .