Ворота


Ворота [1] ( Оромо : Гадаа — коренная демократическая система управления, используемая народом оромо в Эфиопии и северной Кении. ; буквально: эпоха ) [1] Это также практикуют народы Консо и Гедео на юге Эфиопии. Система регулирует политическую, экономическую, социальную и религиозную деятельность общества. [1] [2] [3]
При Гадаа каждые восемь лет оромо консенсусом выбирало девять лидеров, известных как Салган яи Борана (девять собраний Бораны). [4] [5] Лидер, избранный по системе гадаа, остается у власти только в течение 8 лет, а выборы состоятся в конце этих 8 лет. [6] [7] [8] Всякий раз, когда Абба Гада умирает при исполнении своих функций, боккуу (символ власти) переходит к его жене, и она сохраняет боккуу и провозглашает законы. [9]
Система Гада была внесена ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия с 2016 года. [10] Это детище оромо из Валабу района в Оромии. Мадда [11] [12] Люди оромо считали эту систему своим общим наследием и важной частью своей культурной самобытности. [13] Это система, с помощью которой народ оромо управлял собой демократическим путем на протяжении веков. [14] [15]
Оромо управляли собой в соответствии с системой Гадаа задолго до 16 века, когда начались крупные трехпартийные войны между ними и Эфиопской империей на севере и султанатом Адал на востоке и юге. В результате оромо были поглощены христианской и исламской религиями. Группы Борана и Гуджи недалеко от эфиопско-кенийской границы смогли беспрепятственно практиковать Гадаа. . Оромии Система Гадаа положила начало возрождению В 2015 году был открыт Центр Гадаа в Одаа Бултум, а в 2018 году Центр Гадаа в Одаа Хулли был вновь открыт после двухвекового перерыва. [16] [17] В 2019 году Университет Буле-Гора запустил магистерскую программу по изучению Гадаа. [18]
Характеристики
[ редактировать ]Позволять
[ редактировать ]Общество Гадаа было структурировано на группы сверстников, основанные на хронологическом возрасте или генеалогическом поколении, называемом Люба . Каждая люба состоит из всех сыновей определенного класса. Весь класс проходит через одиннадцать различных классов, каждый из которых основан на восьмилетнем цикле и каждый имеет свой собственный набор прав и обязанностей . [19]
Мы добавили | Джуниор Гамма | дурак | Вот и все | Рааба Дори | Ворота | Работа I | Юба II и III | Гадамодзи | Муженек | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Возраст | 0-8 | 9-16 | 17-24 | 25-32 | 33-40 | 41-48 | 49-56 | 57–64 и 65–72 | 73-80 | >80 |
Персонажи | Никакой ответственности | Студент | Военный стажер | Военный | Воин | Лидер | Советник | Хранилища права | Проводит обряды | Никакой ответственности |
Оценка переходит от одной стадии развития к следующей каждые восемь лет.
Листья
[ редактировать ]Баалли – это процесс передачи власти от одной партии Гадаа к другой.
Вечеринка Гада ( Гада Сушилка )
[ редактировать ]Есть пять партий Гадаа, известных как Шанан Гадаа Оромо. Эти партии следуют пяти мировоззрениям народа оромо. Пять партий Гада планомерно приходят к власти. Партия приходит к власти раз в сорок лет. Следовательно, не будет прямой конкуренции между пятью партиями Гадаа, а будет конкуренция между отдельными лицами внутри партии. Пять партий Гада имеют разные названия: Борана, Маккаа-Тулама, Арси, Гуджи и Итуу-Хумбанна. [21] [22]
Борана | Маккей-Тулама | Арси | Гуджи | Итуу-Хумбанна |
---|---|---|---|---|
Меелба / Хармуфа | Бирмаджи | Бирмаджи | Хармуфа | Гората |
Назначение / Робале | Мичили / Назначение | Рубали | Рубали | Плакат |
Килолес / Бирмаджи | Кампания / Кошмар | весной | Встреча | Диббисса |
Бифолы / Внешний вид | Мельба / Уйти | Гората | Его решение | Расширять |
Мичили / Кампания | Рубали | Цветы |
Исследовать
[ редактировать ]Ряд ученых изучали Гадаа. Легессе [23] написал, что Гадаа - это «один из самых удивительных и поучительных поворотов, которые совершила эволюция человеческого общества». В дополнение к своей докторской диссертации в Гарварде Легесс опубликовал книгу [24] позиционирование Гадаа как африканской демократии, которая могла бы информировать конституционных мыслителей. Покойный Дональд Левин сказал [25] что Гадаа - это «одна из самых сложных систем социальной организации, когда-либо созданных человеческим воображением». Для Джалаты Гадаа представляет собой «всю цивилизацию оромо».
Роль женщин
[ редактировать ]Прежде всего, система Гадаа представляет собой древнюю философию социально-политической системы, которая отвечает за регулирование политической стабильности, экономического роста, социальных услуг, культурных обязательств, этического договора религиозного порядка общества оромо и практики демократии Гадаа, которые требуют равного участия как мужчин, так и мужчин. и женский. Это все еще академически спорно, поскольку женщины оромо не имеют влияния на протяжении всей эпохи указа Гадаа или структуры руководства клана, но к жене назначенного Аббаа Гадаа относятся так же, как и к самому Аббаа Гадаа . [26] Феминистки сиинки представляют женщин в системе Гадаа. [27]
Текущий статус
[ редактировать ]Принимая во внимание символическое значение Гадаа для оромо, а также ее структурные инновации, исследователи в области права, изучения коренных народов и панафриканизма изучают, как эта система может быть использована в 21 веке. Например, диссертация З. Сирны [28] под названием «Эфиопия: когда демократия Гадаа правит в федеративном государстве» исследует, как эта система может быть интегрирована с современной федеральной структурой Эфиопии, выступая в качестве механизма управления региональным национальным государством Оромия. Сирна проанализировал систему Гадаа в отношении совещательных форм политического участия, используемых в западном контексте. Он заключает, что метод «консенсуса через диалог» системы Гадаа уникален, но прочно укоренен в западных демократических нормах и, таким образом, хорошо подходит для принятия в рамках федеративно структурированной демократии Эфиопии. [29] Политическая партия, известная как GSAP (Партия развития системы Гадаа), основывает свою идеологию на принципах Гадаа. Футуристический проект управления 2.0 под названием BitGadaa. [30] черпает вдохновение из принципов и структуры Гадаа.
См. также
[ редактировать ]- Нерегулярный
- Кушитские народы
- Баренту (английский)
- Люди Борана
- Оромия
- Нематериальное культурное наследие
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Система Гада, коренная демократическая социально-политическая система оромо» . сайт ЮНЕСКО.org .
- ^ Введение в систему Гадаа [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Случай 74-й смены власти в Гуджи (PDF)
- ^ Галла, Кэндис (2012). «Поддержание голосов коренных народов: восстановление языка и интеграция мультимедийных технологий» . {Журнал Всемирного консорциума высшего образования коренных народов : 46–48.
- ^ Тесема будет (2006). Политическая экономия африканского общества в процессе трансформации: случай Макка Оромо (Эфиопия ) Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 26–27. ISBN 978-3-447-05419-5 .
- ^ Джон Ральф Уиллис (2005). Рабы и рабство в Африке: Том второй: Рабское сословие . Рутледж. стр. 122–127, 129–134, 137. ISBN. 978-1-135-78017-3 .
- ^ Джон Ральф Уиллис (2005). Рабы и рабство в Африке: Том второй: Рабское сословие . Рутледж. стр. 128–134. ISBN 978-1-135-78016-6 .
- ^ Ира М. Лапидус (2014). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. п. 483. ИСБН 978-1-139-99150-6 .
- ^ «Система Гадаа и некоторые ее институты среди буранаа: историческая перспектива» . ajol.info . стр. 91–92.
- ^ «Система Гада, коренная демократическая социально-политическая система оромо» . сайт ЮНЕСКО.org .
- ^ «Героические проводы Алии Чирри, пионера борца за свободу оромо, чье мужество и отвага вдохновляли поколения» . www.opride.com . 17 ноября 2017 г.
- ^ «Историческая справка» . mwu.edu.et.
- ^ «Система Гада; полная демократическая политика Оромо; 71-й День вручения Борана Балли, февраль 2009/2007: Гада Кура Джарсо» (PDF) . oromiatourism.gov.et . Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2021 г. Проверено 08.11.2019 .
- ^ «Система Гада внесена в список нематериального всемирного наследия ЮНЕСКО» . ethiopianembassy.be .
- ^ «Брифинг: Что такое система Гада Оромо?» . Hornaffairs.com . Декабрь 2016.
- ^ «Празднование Одаа-Бултум (одного из главных административных центров системы Оромо Гадаа) в 2015 году » Экономист.com
- ^ «Путешествие к возрождению системы Гадаа в Одаа-Халле: отслеживание непоколебимой приверженности Университета Джиммы » ju.edu.et
- ^ «Путешествие в университет Буле-Гора» . bhu.edu.et. Архивировано из оригинала 01 июня 2020 г. Проверено 27 ноября 2019 г.
- ^ Участники участия. «Система Гадаа народа оромо» . Participedia.net . Проверено 29 января 2019 г.
{{cite web}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Оценки Гадаа» . addisherald.com . Архивировано из оригинала 14 июня 2023 г. Проверено 10 ноября 2019 г.
- ^ Система, Зелалем. «Взгляд в будущее: конституционная структура Оромии » Журнал ворот : 15–1.
- ^ «Пять вещей, которые вы должны знать о Гаде» [Пять вещей, которые вы должны знать о Гаде] bbc.com .
- ^ Асмаром Легессе, «Гадаа: три подхода к изучению африканского общества»,
- ^ Асмаром Легессе, «Демократия оромо: политическая система коренных народов Африки»,
- ^ Дональд Левин, «Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества», 1974 г.
- ^ Случай 74-й смены власти в Гуджи (PDF)
- ^ Случай 74-й смены власти в Гуджи (PDF)
- ^ З. Сирна, «Эфиопия: Когда в федеративном государстве правит демократия Гадаа», 2012 г.
- ^ Участники участия. «Система Гадаа народа оромо» . Participedia.net . Проверено 29 января 2019 г.
{{cite web}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «БитГадаа | Футуристическая африканская демократия» . 09.09.2015. Архивировано из оригинала 9 сентября 2015 г. Проверено 30 октября 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ульрих Браукэмпер, Слои исламской истории и культуры в Южной Эфиопии (2003)
- Джозеф Ван де Лоо, «Культура Гуджи в Южной Эфиопии. Берлин: Реймер, 1991.
- Асмаром Легессе, «Гадаа: три подхода к изучению африканского общества»,
- Дональд Левин, «Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества», 1974 г.
- Асмаром Легессе, «Демократия оромо: политическая система коренных народов Африки»,
- Асафа Джалата, Система Гадаа: пример классической африканской цивилизации, Журнал панафриканских исследований (2012)
- Тенна Дево. 2008. Концепция мира в системе Оромо Гадаа: ее механизмы и моральное измерение. Журнал Американской академии педиатрии 15.1: 139-180. Веб-доступ [ постоянная мертвая ссылка ]
- З. Сирна, «Эфиопия: когда в федеративном государстве правит демократия Гадаа», 2012 г.
- Авторы Participedia, «Система Гадаа народа оромо», последнее изменение 7 сентября 2018 г., получено с https://participedia.xyz/method/4865.