Люди Гедео
Общая численность населения | |
---|---|
986 977 (перепись 2007 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Эфиопия | |
Языки | |
Язык гедео , амхарский | |
Религия | |
преимущественно протестантское христианство , традиционное, эфиопское православное христианство | |
Родственные этнические группы | |
Оромо , Сидама Гуджи |
Гедео — этническая группа на юге Эфиопии . Зона Гедео в регионе южных наций, национальностей и народов (SNNPR) названа в честь этого народа. Они говорят на языке гедео , который является одним из кушитских языков .
Обзор
[ редактировать ]По данным национальной переписи населения Эфиопии 2007 года, эта этническая группа насчитывает 986 977 членов, из которых 75,05% проживают в СННПР и 24,84% в прилегающих частях региона Оромия . Почти каждый шестнадцатый — 6,24% — проживает в городских районах. [1]
Культура
[ редактировать ]Культура гедео отличается двумя особенностями. Первый - это баалле , традиция рангов и возрастных классов, подобная Гадаа системе народа оромо . Бекингем и Хантингфорд описывают систему как семь классов, охватывающих 10-летний период рождения, образуя 70-летний цикл. [2] Асебе Регасса Дебело приводит устные традиции, показывающие, что гедео переняли эту практику от Гуджи Оромо , с которым у них исторически были тесные отношения. [3] С другой стороны, их сельскохозяйственная экономика основана на выращивании ensete , как и их соседи, народ Сидама , чей язык тесно связан с их языком. С геополитической точки зрения гедео — это горнеры , а с этнической точки зрения — кушиты . [4]
История
[ редактировать ]Происхождение Гедео малоизвестно. Тадессе Киппи Канши упоминает одну историю, в которой гедео ведут свое происхождение от аборигенного племени Мургга-Госалло , возможно, самого раннего народа, жившего в этом районе. [5] Другая традиция Гедео ведет свое происхождение от некоего Дарасо, который был старшим братом Гудзё, предка Гуджи Оромо , и Боро, предка Борана Оромо , двух скотоводческих групп, живущих к востоку от Гедео; [6] эта традиция может иметь свое начало в практике оромо массового усыновления коренных этнических групп, известной как гуддифача . [7] Говорят, что у Дарасо было семь сыновей от двух жен, от которых произошли семь кланов Гедео: Дуббаа, Дараша, Горггорша, Ханума, Бакарро, Хенббаа и Логода. Они разделены на два класса или «дома»: шоул бакси (старший), к которому принадлежат первые четыре, и сасе бакси (младший), к которому принадлежат последние трое. Шул -бакси состоит из более чем двадцати пяти подплемен, а сасэ-бакси состоит из десяти подплемен, все из которых экзогамны . [5] Этим семи кланам приписывались определенные роли, а это означало, что только данный клан или подклан выделял членов из своих рядов на роль лидера, в то время как другие кланы или подкланы выполняли обязанности, связанные с ритуалами, традиционной медициной и т. д. Соответственно, Аба Гада раньше выбирался из кланов Логода и Хенббаа. [8]
Включение в расширяющуюся империю Эфиопии в 1895 году привело к многочисленным социальным потрясениям. В областях, где гедео «подчинялись мирно», местное управление не нарушалось, но в тех, которые требовали военных действий, правили военные губернаторы, порой становившиеся феодалами. Объединение серьезно повлияло на их социально-экономическую, политическую и культурную автономию. Например, гедео было запрещено использовать свою традицию баалле в повседневной жизни, за исключением религиозных ритуалов, что привело к социальной дезинтеграции и ослабило социальные связи между различными племенами. У тех, кто воевал против Эфиопской империи, были конфискованы земли и превращены в геббаров , эфиопский эквивалент крепостных. Местные землевладельцы, известные как нафтагна и балабат , имели право брать от одной трети ( сисо ) до половины ( гама ) всего, что производили геббары . Помещики уделяли особое внимание производству кофе из-за его важности как товарной культуры - на благо помещиков, а не крестьянства Гедео. Вдобавок ко всему, геббары и их семьи были обязаны выполнять неоплачиваемую работу для помещиков. Геббарам асрат также приходилось жертвовать Эфиопской (одну десятую часть всей продукции) церкви . Хозяин также контролировал общественную жизнь габбара , требуя, чтобы они получали его разрешение, прежде чем предлагать брак его детям или отправлять его детей в школу. [5]
Однако один авторитетный источник утверждает, что величайшее административное действие, изменившее жизнь гедео, произошло в 1920-х годах, когда было введено измерение земли с помощью каллада (веревки или кожаного ремня длиной около 66–67 метров). Процесс измерения земель привел к тому, что многие до сих пор незанятые земли и бывшие лесные массивы, находившиеся под контролем традиционных властей, оказались в руках национальных властей. Это вынудило простых гедео покинуть свои традиционные земли, где они росли в напряжении (поскольку землевладельцы претендовали на права риста и мадерии на измеренные земли), и отправиться в периферийные районы в поисках незанятых и лесных земель. Эта миграция привела к ассимиляции различных кланов, устранила традиционные нейтральные зоны и способствовала вырубке лесных массивов для выращивания смешанного кофе и энсете. [9]
Протестантские миссионеры прибыли в начале 1950-х годов. Они основали две церкви: эфиопскую церковь Калехийвот и эфиопскую евангелическую церковь Меканейесус. Из них эфиопская церковь Калехийвот привлекла большую часть населения Гедео и оказала далеко идущее влияние. Миссионеры нашли свою евангелическую работу довольно легкой, поскольку им нужно было только заменить Магено , Верховное Существо Гедео, христианским Богом. Более того, до прибытия христианских миссионеров среди гедео практически не было формального образования. В городах было несколько государственных школ. Миссионеры быстро выявили этот пробел и использовали его в своих целях, основав библейские и начальные школы. Гедео так стремился научиться читать и писать, что в начальных школах приходилось предлагать вечерние занятия для взрослых, освещаемые керосиновыми лампами. Как пишет Тадессе Киппи Канши: «В этих школах обучали не только религиозные кадры, но и кадры перемен». [5]
Землевладельцы, хорошо осознавая последствия, были категорически против любого образования гедео и действовали против усилий миссионеров, различными способами ограничивая их передвижение по сельской местности. В то время как миссионеры полагались на помощь своих новообращенных, чтобы обойти эффект этих ограничений, местная элита также выступила против них. Некоторые, такие как Муртти Обезе, один из первых новообращенных, проповедовавших евангелизацию в Гедео к югу от Дилы , погиб в 1970 году, находясь в отдаленных районах Хагере Мариам Вореда, а Тесфайе Аргау был убит во время выполнения аналогичной миссии в низменности. [5]
С этим были связаны усилия гедео вернуть утраченные права. В 1950-х годах старейшины Гедео были выбраны и подали петицию императору Хайле Селассие в Аддис-Абебе, но безуспешно. Гедео столкнулись с эфиопской армией в 1960 году на холме Мишилле недалеко от Диллы. Используя традиционное оружие, такое как копья, против современного огнестрельного оружия, гедео убили 68 правительственных армейцев и чиновников, в то время как последние убили 86 крестьян-гедео, «небольшое число, учитывая уровень военной мощи государства», с некоторым удовлетворением отмечает Асебе Регасса Дебело. [10] Тем не менее это поражение привело к преследованию правительством местных протестантов. Руководителей церкви обвинили в натравливании народа против феодального правительства, а церковные собрания были запрещены. Далее правительственные власти насильно переселили гедео в Адолу , Хагере Мариам (Буле Хора) и другие территории гуджи оромо, расположенные вдали от родины гедео. [11] Хотя падение императора Хайле Селассие сначала привело к улучшению условий, например, к земельной реформе , но эти улучшения длились недолго. Обман и обман стали «нормальными» способами, используемыми большинством городских торговцев в отношениях с крестьянами Гедео. указывали им, Политические комиссары когда собирать урожай, когда продавать и кому продавать, и эти чиновники в конечном итоге попытались провести коллективизацию сельского хозяйства на Гедео. В ответ фермеры столкнулись с правительственными солдатами в 1981 году возле Раго-Кишши. [5]
Политика
[ редактировать ]Помимо системы баалле , до их завоевания Эфиопской империей в 1890-х годах гедео жили в федерации трех территорий, называемых Сассерого , или «три рога ». Эти Рога , Соббхо, Рибута и Рикута имели одну Аба Гаду , которая была похожа на офис Оромо, и каждые восемь лет передавалась новому должностному лицу в следующем возрасте, установленном на церемонии, также известной как баалле . Согласно традиции Гедео, все руководящие должности, от Аба Гада наверху до офиса Хиитича, принимались на церемонии баалле , в то время как конкретные роли занимали определенные кланы или подкланы. [8]
были проведены границы между новыми административными единицами SNNPR и Оромия Когда во время Временного правительства Эфиопии , большая часть территории, первоначально принадлежавшей Гуджи Оромо, включая комплекс Каллу ( галма ) в Венаго , была передана SNNPR. Местные жители Гуджи Оромо были недовольны такой договоренностью и безуспешно обжаловали это решение в канцелярии тогдашнего премьер-министра. Это привело к ожесточенным столкновениям в Хагере Мариам вореда между гуджи и гедео в апреле – мае 1995 года. Федеральная армия попыталась вмешаться между ними, чтобы остановить боевые действия, но ей удалось только стать целью боевиков гуджи. [12]
Столкновения Гедео-Оромо
[ редактировать ]Конфликт между гуджи оромо и народом гедео в зоне Гедео с 2018 года привел к тому, что в 2018 году в Эфиопии произошло самое большое количество людей, покинувших свои дома в мире: 45 000 новых перемещенных лиц. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Перепись 2007». Архивировано 14 февраля 2012 года в Wayback Machine , первый черновик, Таблица 5.
- ^ CF Beckingham и GWB Huntingford , Некоторые записи Эфиопии, 1593-1646 (Лондон: Общество Хаклюйта, 1954), стр. 210
- ^ Асебе Регасса Дебель, «Этническая принадлежность и межэтнические отношения: «Эфиопский эксперимент» и случай Гуджи и Гедео» , магистерская диссертация по исследованиям коренных народов, Университет Тромсё (2007), стр. 107-1 49ф
- ^ Дебело, Асебе Регасса. Этническая принадлежность и межэтнические отношения. «Эфиопский эксперимент» и случай Гуджи и Гедео. Магистерская диссертация. Университет Тромсё,
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тадессе Киппи Канши, Пять тысяч лет устойчивого развития? Тематическое исследование землепользования Гедео. Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine (докторская диссертация: май 2002 г.), издательство Treemail, стр. 22–31. ISBN 90-804443-6-7
- ^ Асебе Регасса Дебело, «Этническая принадлежность», с. 43
- ^ Асебе Регасса Дебело, «Этническая принадлежность», с. 57
- ^ Jump up to: а б «Исследования эфиопских деревень: Ададо, Гедео» , CSAE: Исследования эфиопских деревень , июнь 1996 г. (по состоянию на 18 ноября 2009 г.), стр. 2
- ^ «Исследования эфиопских деревень: Ададо, Гедео», с. 4
- ^ Асебе Регасса Дебело, «Этническая принадлежность», с. 51
- ^ Асебе Регасса Дебело, «Этническая принадлежность», с. 49
- ^ Асебе Регасса Дебело, «Этническая принадлежность», стр. 107-1. 73-78
- ^ «Эфиопия возглавила глобальный список стран с наибольшим внутренним перемещением в 2018 году» . Рельефная сеть . Проверено 7 апреля 2019 г.