Jump to content

Люди Гедео

Гедео
Общая численность населения
986 977 (перепись 2007 г.) [1]
Регионы со значительной численностью населения
Эфиопия
Языки
Язык гедео , амхарский
Религия
преимущественно протестантское христианство , традиционное, эфиопское православное христианство
Родственные этнические группы
Оромо , Сидама Гуджи

Гедео этническая группа на юге Эфиопии . Зона Гедео в регионе южных наций, национальностей и народов (SNNPR) названа в честь этого народа. Они говорят на языке гедео , который является одним из кушитских языков .

По данным национальной переписи населения Эфиопии 2007 года, эта этническая группа насчитывает 986 977 членов, из которых 75,05% проживают в СННПР и 24,84% в прилегающих частях региона Оромия . Почти каждый шестнадцатый — 6,24% — проживает в городских районах. [1]

Культура

[ редактировать ]

Культура гедео отличается двумя особенностями. Первый - это баалле , традиция рангов и возрастных классов, подобная Гадаа системе народа оромо . Бекингем и Хантингфорд описывают систему как семь классов, охватывающих 10-летний период рождения, образуя 70-летний цикл. [2] Асебе Регасса Дебело приводит устные традиции, показывающие, что гедео переняли эту практику от Гуджи Оромо , с которым у них исторически были тесные отношения. [3] С другой стороны, их сельскохозяйственная экономика основана на выращивании ensete , как и их соседи, народ Сидама , чей язык тесно связан с их языком. С геополитической точки зрения гедео — это горнеры , а с этнической точки зрения — кушиты . [4]

Происхождение Гедео малоизвестно. Тадессе Киппи Канши упоминает одну историю, в которой гедео ведут свое происхождение от аборигенного племени Мургга-Госалло , возможно, самого раннего народа, жившего в этом районе. [5] Другая традиция Гедео ведет свое происхождение от некоего Дарасо, который был старшим братом Гудзё, предка Гуджи Оромо , и Боро, предка Борана Оромо , двух скотоводческих групп, живущих к востоку от Гедео; [6] эта традиция может иметь свое начало в практике оромо массового усыновления коренных этнических групп, известной как гуддифача . [7] Говорят, что у Дарасо было семь сыновей от двух жен, от которых произошли семь кланов Гедео: Дуббаа, Дараша, Горггорша, Ханума, Бакарро, Хенббаа и Логода. Они разделены на два класса или «дома»: шоул бакси (старший), к которому принадлежат первые четыре, и сасе бакси (младший), к которому принадлежат последние трое. Шул -бакси состоит из более чем двадцати пяти подплемен, а сасэ-бакси состоит из десяти подплемен, все из которых экзогамны . [5] Этим семи кланам приписывались определенные роли, а это означало, что только данный клан или подклан выделял членов из своих рядов на роль лидера, в то время как другие кланы или подкланы выполняли обязанности, связанные с ритуалами, традиционной медициной и т. д. Соответственно, Аба Гада раньше выбирался из кланов Логода и Хенббаа. [8]

Включение в расширяющуюся империю Эфиопии в 1895 году привело к многочисленным социальным потрясениям. В областях, где гедео «подчинялись мирно», местное управление не нарушалось, но в тех, которые требовали военных действий, правили военные губернаторы, порой становившиеся феодалами. Объединение серьезно повлияло на их социально-экономическую, политическую и культурную автономию. Например, гедео было запрещено использовать свою традицию баалле в повседневной жизни, за исключением религиозных ритуалов, что привело к социальной дезинтеграции и ослабило социальные связи между различными племенами. У тех, кто воевал против Эфиопской империи, были конфискованы земли и превращены в геббаров , эфиопский эквивалент крепостных. Местные землевладельцы, известные как нафтагна и балабат , имели право брать от одной трети ( сисо ) до половины ( гама ) всего, что производили геббары . Помещики уделяли особое внимание производству кофе из-за его важности как товарной культуры - на благо помещиков, а не крестьянства Гедео. Вдобавок ко всему, геббары и их семьи были обязаны выполнять неоплачиваемую работу для помещиков. Геббарам асрат также приходилось жертвовать Эфиопской (одну десятую часть всей продукции) церкви . Хозяин также контролировал общественную жизнь габбара , требуя, чтобы они получали его разрешение, прежде чем предлагать брак его детям или отправлять его детей в школу. [5]

Однако один авторитетный источник утверждает, что величайшее административное действие, изменившее жизнь гедео, произошло в 1920-х годах, когда было введено измерение земли с помощью каллада (веревки или кожаного ремня длиной около 66–67 метров). Процесс измерения земель привел к тому, что многие до сих пор незанятые земли и бывшие лесные массивы, находившиеся под контролем традиционных властей, оказались в руках национальных властей. Это вынудило простых гедео покинуть свои традиционные земли, где они росли в напряжении (поскольку землевладельцы претендовали на права риста и мадерии на измеренные земли), и отправиться в периферийные районы в поисках незанятых и лесных земель. Эта миграция привела к ассимиляции различных кланов, устранила традиционные нейтральные зоны и способствовала вырубке лесных массивов для выращивания смешанного кофе и энсете. [9]

Протестантские миссионеры прибыли в начале 1950-х годов. Они основали две церкви: эфиопскую церковь Калехийвот и эфиопскую евангелическую церковь Меканейесус. Из них эфиопская церковь Калехийвот привлекла большую часть населения Гедео и оказала далеко идущее влияние. Миссионеры нашли свою евангелическую работу довольно легкой, поскольку им нужно было только заменить Магено , Верховное Существо Гедео, христианским Богом. Более того, до прибытия христианских миссионеров среди гедео практически не было формального образования. В городах было несколько государственных школ. Миссионеры быстро выявили этот пробел и использовали его в своих целях, основав библейские и начальные школы. Гедео так стремился научиться читать и писать, что в начальных школах приходилось предлагать вечерние занятия для взрослых, освещаемые керосиновыми лампами. Как пишет Тадессе Киппи Канши: «В этих школах обучали не только религиозные кадры, но и кадры перемен». [5]

Землевладельцы, хорошо осознавая последствия, были категорически против любого образования гедео и действовали против усилий миссионеров, различными способами ограничивая их передвижение по сельской местности. В то время как миссионеры полагались на помощь своих новообращенных, чтобы обойти эффект этих ограничений, местная элита также выступила против них. Некоторые, такие как Муртти Обезе, один из первых новообращенных, проповедовавших евангелизацию в Гедео к югу от Дилы , погиб в 1970 году, находясь в отдаленных районах Хагере Мариам Вореда, а Тесфайе Аргау был убит во время выполнения аналогичной миссии в низменности. [5]

С этим были связаны усилия гедео вернуть утраченные права. В 1950-х годах старейшины Гедео были выбраны и подали петицию императору Хайле Селассие в Аддис-Абебе, но безуспешно. Гедео столкнулись с эфиопской армией в 1960 году на холме Мишилле недалеко от Диллы. Используя традиционное оружие, такое как копья, против современного огнестрельного оружия, гедео убили 68 правительственных армейцев и чиновников, в то время как последние убили 86 крестьян-гедео, «небольшое число, учитывая уровень военной мощи государства», с некоторым удовлетворением отмечает Асебе Регасса Дебело. [10] Тем не менее это поражение привело к преследованию правительством местных протестантов. Руководителей церкви обвинили в натравливании народа против феодального правительства, а церковные собрания были запрещены. Далее правительственные власти насильно переселили гедео в Адолу , Хагере Мариам (Буле Хора) и другие территории гуджи оромо, расположенные вдали от родины гедео. [11] Хотя падение императора Хайле Селассие сначала привело к улучшению условий, например, к земельной реформе , но эти улучшения длились недолго. Обман и обман стали «нормальными» способами, используемыми большинством городских торговцев в отношениях с крестьянами Гедео. указывали им, Политические комиссары когда собирать урожай, когда продавать и кому продавать, и эти чиновники в конечном итоге попытались провести коллективизацию сельского хозяйства на Гедео. В ответ фермеры столкнулись с правительственными солдатами в 1981 году возле Раго-Кишши. [5]

Политика

[ редактировать ]

Помимо системы баалле , до их завоевания Эфиопской империей в 1890-х годах гедео жили в федерации трех территорий, называемых Сассерого , или «три рога ». Эти Рога , Соббхо, Рибута и Рикута имели одну Аба Гаду , которая была похожа на офис Оромо, и каждые восемь лет передавалась новому должностному лицу в следующем возрасте, установленном на церемонии, также известной как баалле . Согласно традиции Гедео, все руководящие должности, от Аба Гада наверху до офиса Хиитича, принимались на церемонии баалле , в то время как конкретные роли занимали определенные кланы или подкланы. [8]

были проведены границы между новыми административными единицами SNNPR и Оромия Когда во время Временного правительства Эфиопии , большая часть территории, первоначально принадлежавшей Гуджи Оромо, включая комплекс Каллу ( галма ) в Венаго , была передана SNNPR. Местные жители Гуджи Оромо были недовольны такой договоренностью и безуспешно обжаловали это решение в канцелярии тогдашнего премьер-министра. Это привело к ожесточенным столкновениям в Хагере Мариам вореда между гуджи и гедео в апреле – мае 1995 года. Федеральная армия попыталась вмешаться между ними, чтобы остановить боевые действия, но ей удалось только стать целью боевиков гуджи. [12]

Столкновения Гедео-Оромо

[ редактировать ]

Конфликт между гуджи оромо и народом гедео в зоне Гедео с 2018 года привел к тому, что в 2018 году в Эфиопии произошло самое большое количество людей, покинувших свои дома в мире: 45 000 новых перемещенных лиц. [13]

  1. ^ Jump up to: а б «Перепись 2007». Архивировано 14 февраля 2012 года в Wayback Machine , первый черновик, Таблица 5.
  2. ^ CF Beckingham и GWB Huntingford , Некоторые записи Эфиопии, 1593-1646 (Лондон: Общество Хаклюйта, 1954), стр. 210
  3. ^ Асебе Регасса Дебель, «Этническая принадлежность и межэтнические отношения: «Эфиопский эксперимент» и случай Гуджи и Гедео» , магистерская диссертация по исследованиям коренных народов, Университет Тромсё (2007), стр. 107-1 49ф
  4. ^ Дебело, Асебе Регасса. Этническая принадлежность и межэтнические отношения. «Эфиопский эксперимент» и случай Гуджи и Гедео. Магистерская диссертация. Университет Тромсё,
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Тадессе Киппи Канши, Пять тысяч лет устойчивого развития? Тематическое исследование землепользования Гедео. Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine (докторская диссертация: май 2002 г.), издательство Treemail, стр. 22–31. ISBN   90-804443-6-7
  6. ^ Асебе Регасса Дебело, «Этническая принадлежность», с. 43
  7. ^ Асебе Регасса Дебело, «Этническая принадлежность», с. 57
  8. ^ Jump up to: а б «Исследования эфиопских деревень: Ададо, Гедео» , CSAE: Исследования эфиопских деревень , июнь 1996 г. (по состоянию на 18 ноября 2009 г.), стр. 2
  9. ^ «Исследования эфиопских деревень: Ададо, Гедео», с. 4
  10. ^ Асебе Регасса Дебело, «Этническая принадлежность», с. 51
  11. ^ Асебе Регасса Дебело, «Этническая принадлежность», с. 49
  12. ^ Асебе Регасса Дебело, «Этническая принадлежность», стр. 107-1. 73-78
  13. ^ «Эфиопия возглавила глобальный список стран с наибольшим внутренним перемещением в 2018 году» . Рельефная сеть . Проверено 7 апреля 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7fdfd3ddf29fa1da78db8da8be8e7eda__1703699460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/da/7fdfd3ddf29fa1da78db8da8be8e7eda.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gedeo people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)