Боран
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
874 000 Эфиопия , 276 236 Кения [1] | |
Языки | |
Оромо [2] | |
Религия | |
Большинство суннитского ислама с меньшинствами христианства и вакифа [3] [4] [5] [6] [7] | |
Родственные этнические группы | |
Баренто Оромо [8] |
Борана Борана (также известная как ) [9] являются одной из двух подгрупп основных , Это кушитская этническая группа в основном населяющая зону Борена региона Оромия в Эфиопии и бывшую Восточную провинцию на севере Кении , в частности Марсабит . округ [10] Они говорят на отдельном диалекте языка оромо под тем же названием Борана. , [10] Жители Бораны известны тем, что практикуют систему Гадаа . непрерывно [11]
Демография и язык
[ редактировать ]Считается, что с помощью системы Гадха Бораны завоевали и защищали свои территории до Второй мировой войны, когда они были побеждены колониальной политикой. Поскольку они вели полукочевой образ жизни, рост их населения не соответствовал темпам роста их соседей в Кении и Эфиопии , что подвергало их риску потери большей части своей территории. Сегодня они составляют большинство населения Мояле и прилегающего региона. [12]
На протяжении поколений мужчины Бораны посвятили себя добыче соли из кратера потухшего вулкана Чу Бет, расположенного на юге Эфиопии. После того, как соль была извлечена очень трудным способом, соль продается по хорошей цене, поскольку в этом регионе она очень ценится. [13] [14]
Жители Кении и Эфиопии говорят на языке борана, который тесно связан с языком оромо , который является частью кушитской ветви большой афро-азиатской языковой семьи. В регионе Боранас в Эфиопии и Кении проживает около 1 094 000 человек. [15] Другая оценка 2019 года предполагает, что 874 000 боранов в Эфиопии, 210 000 в Кении и 10 000 в Сомали. [16]
Общество
[ редактировать ]Система Борана Гада
[ редактировать ]На протяжении последних 568 лет у Бораны была своя собственная форма правления, признанная ЮНЕСКО наследием, которое необходимо защищать. Система охватывает политический, социальный, экономический и духовный образ жизни.
В политическом отношении здесь существует система правления, в которой общим лидером является сам Бог, а многие неизвестные вещи называются «Вака Бех», предложение, которое можно приравнять к знанию Высшего Существа. Заместителя командира, который также является верховным лидером всего сообщества Борана, называют Абагадха. Абагадха - это человек, отвечающий за все дела общины Борана и подотчетный Гуми Гайо (парламенту).
Абагадху помазывают в раннем возрасте от 1 до 8 лет. Абагадха и другие его ровесники проходят систему образования, которая продлится сорок лет, после чего он возьмет на себя руководство как Абагадха. Он и его команда будут голосовать от 17 подкланов Бораны, по одному депутату от каждого подклана. Парламент, называемый Гуми Гайо, функционирует так же, как современный сенат, с теми же функциями.
Экономика
[ редактировать ]С экономической точки зрения с незапамятных времен и по настоящее время у Бораны действуют законы, принятые в Гуми Гайо, касающиеся традиционных земель и природных ресурсов Бораны. Поскольку Бораны были смешанными фермерами, разводившими крупный рогатый скот, верблюдов, коз и сеявшими продовольственные культуры; сельскохозяйственные угодья, пастбища, источники воды и их традиционные границы имеют для них первостепенное значение, и во многих случаях между Бораной и их соседями вспыхивают драки, которые, пользуясь добротой Бораны, насильно выращивают своих животных на пастбищах Бораны и захватывают часть Бораны. водные источники, традиционно называемые Тульскими Сагланами. В настоящее время в границы Бораны проникли три правительства, окружающие территорию Бораны, в том числе Эфиопия, Кения и Сомали.
Из-за этого бораны потеряли большую часть своих верхних пастбищ вдали от своей центральной территории, куда они раньше выгоняли своих животных во время засухи. Они экономически затронуты и политически зажаты между этими колониальными правительствами и многочисленными конфликтами между ними. На сегодняшний день девять колодцев Бораны (Тулла Саглан), традиционные поселения и их традиционные пастбища разбросаны по этим колониальным границам, а другие недоступны для более крупных Боранов.
В социальном плане Бораны были известны как очень добрые люди, особенно к приезжим, и эту слабость использовали все эти три колониальных правительства, чтобы лишить их большей части наследия своих предков, не ограничиваясь землей, водными источниками, природными ресурсами и лучшими пастбищами. Бораны гармонично жили со своими соседями, делясь ими и помогая в трудные времена, такие как длительные сезоны засухи, пока колониальные державы не начали колониальные войны и не превратили африканские территории в колониальные границы.
Религия
[ редактировать ]В духовном плане Бораны верят, что существует высшее Существо, отвечающее за их мирские дела и высшее господство. Они верят, что существует создатель по имени «ВАК». Многие жители Бораны предпочитают быть мусульманами, а не христианами, поскольку религия ислама во многом совпадает с их традицией. Много лет назад Бораны стали мусульманами, трижды из трех последовательных Абагадх, и после этого полностью вернулись к своей традиции через три последовательных Абагадхи. С тех пор их система остается полной традицией. Но, тем не менее, есть Бораны, которые являются мусульманами, и другие, которые также являются христианами, и все они ценят свою систему как актив.
В духовном плане у Боранаса есть верховный духовный лидер, известный как Фите Калу. Помимо того, что он является высшим духовным лицом, отвечающим за молитвы на всех собраниях Бораны, включая парламент Бораны, он также отвечает за администрацию, которая назначает других Калу, поручая им руководить более мелкими административными единицами, которые можно приравнять к нынешнему президенту штата. , Калу, который, в свою очередь, назначает других более мелких администраторов в своей юрисдикции, называемых Джалаб (губернатор), которые, соответственно, отвечают за меньшую администрацию, то есть один Калу отвечает за многие Джалабы в своем штате. Соответственно, Джалаб назначает Кае (деревню) руководителем подчиненных ему деревень. Каэ подчиняется Джалабу, Джалаб подчиняется Калу, а Калу подчиняется Фите Калу. Только Фите Калу и Калу имеют право совершать молитву на всех собраниях, Джалаб и Кае лишены этой роли. Ни одно собрание Бораны не признается без присутствия Фите Калу или Калу, который открывает собрание молитвой.
У Боранов также есть особые воины, которые защищают сообщество от любых врагов. Они находятся на последней стадии стадии Гадаа и находятся в одной из стадий системы Борана. Только лицам в возрасте от 32 до 40 лет разрешено быть частью этих специальных сил обороны Бораны. Все они находятся непосредственно на стадии Гадаа, называемой Дори. Они служат своему сообществу восемь лет и за эти годы встречаются трижды. Первая встреча происходит перед тем, как они отправятся в разные районы Бораны для защиты населения. Вторая встреча – через четыре года. И они встречаются в последний раз снова, в конце своих восьми лет, устраивая церемонию передачи ролей и силы защиты другим будущим членам той эпохи Дори, которые были в Рабе раньше. Их время пересекает двух последовательных верховных лидеров, и они служат и получают указания от обоих.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ «Оромо, Борана-Арси-Гуджи (Этнология) »
- ^ https://webarchive.archive.unhcr.org/20230602102507/https://www.refworld.org/docid/3df0a18e4.html .
- ^ «PeopleGroups.org — Борана из Кении» . Peoplegroups.org .
- ^ Перепись населения и жилищного фонда Эфиопии 2007 г.
- ^ Агилар, Марио (1996). «Орел как посланник, паломник и голос: процессы гадания среди васо бурана в Кении». Журнал религии в Африке . 26 (глава 1): 56–72. дои : 10.1163/157006696X00352 . JSTOR 1581894 .
- ^ Оромо Восточной Африки, Юго-западный журнал антропологии, Том. 12, № 2 (лето 1956 г.), стр. 171–190.
- ^ Сара Тишкофф; и др. (2009). «Генетическая структура и история африканцев и афроамериканцев» (PDF) . Наука . 324 (5930): 1035–44. Бибкод : 2009Sci...324.1035T . дои : 10.1126/science.1172257 . ПМЦ 2947357 . ПМИД 19407144 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2017 г. Проверено 7 декабря 2017 г.
- ^ Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. 06 апреля 2010 г. ISBN 9780080877754 . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Стивен Л. Дэнвер (2015). Коренные народы мира: энциклопедия групп, культур и современных проблем . Рутледж. стр. 24–25. ISBN 978-1-317-46400-6 .
- ^ «Борана Оромо в Эфиопии » Проект Джошуа . Получено 11 марта.
- ^ Перепись населения и жилищного фонда Эфиопии 1994 года: результаты по региону Оромия , Vol. 1, часть 1 , Таблицы 2.1, 2.3, 2.14, 2.17 (по состоянию на 6 апреля 2009 г.)
- ^ «Отпечатки потухшего вулкана в Чу Бет на юге Эфиопии имеют темный цвет» . Медиа-хранилище фотопечати .
- ^ «Ябелло-Борана » Бескрайняя Эфиопия
- ^ Аппиа и Гейтс 2010 , с. 196.
- ^ Стивен Л. Дэнвер (2015). Коренные народы мира: энциклопедия групп, культур и современных проблем . Рутледж. стр. 24–25. ISBN 978-1-317-46400-6 .
Ссылки
[ редактировать ]- Аппиа, Кваме Энтони ; Гейтс, Генри Луи младший , ред. (2010), Энциклопедия Африки , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-533770-9
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Асмаром Легессе. Гада Три подхода к изучению африканского общества. Свободная пресса, подразделение компании McMillan Co. Инк, 1973 год.
- Бекингем и GWB Хантингфорд, Некоторые записи Эфиопского общества Хаклюйт, 1954 г.
- Басси Марко, Решения в тени. Политические и юридические процессы в Red Sea Press,
- Клиффорд Х.Ф. Пахарь CMG OBE , Заметки о церемониях гедамоч среди боранов , Журнал Королевского африканского общества , Vol. 18, № 70 (январь 1919 г.), стр. 114–121.