Jump to content

Тыграяне

Тыграяне
Регионы со значительной численностью населения
 Эфиопия 4,483,776 (2007) [1]
Языки
Тигринья
Религия
Христианство (96%)
Ислам (4%) [2]
Родственные этнические группы
Амхара Аргобба Бета Исраэль Гураге Харари Тигре Тигринья Зай • другие народы хабеша [3] [4]

Тиграйцы ( Tigrinya : तेጋरु ) — семитоязычная этническая группа, коренная жительница региона Тыграй на севере Эфиопии . [5] [6] [7] Они говорят на языке тигринья афроазиатском языке, принадлежащем к эфиопско-семитской ветви.

Повседневная жизнь тиграянцев находится под сильным влиянием религиозных представлений. Например, строго соблюдаются православные посты, особенно в Тыграе; но широко распространены и традиционные местные верования, например, в духи. В Тыгре языком церкви остается исключительно геэзский . Общество Тыграя отличается сильным идеалом коммунитаризма и, особенно в сельской сфере, эгалитарными принципами. Это не исключает важной роли геронтократических правил, а в некоторых регионах, таких как более широкий район Адва , раньше преобладали феодалы, которые, однако, все еще должны были уважать местные земельные права. [5]

Тиграяне разбросаны по всему миру в диаспорах, но являются коренным населением Тыграя. Области, где тиграйцы имеют сильные родовые связи: Эндерта , Агаме , Тембиен , Килите-Авлало , Аксум , Хумера, Велкаит и Цегеде. Последние три района в настоящее время находятся под фактической администрацией региона Амхара, который был насильственно аннексирован Амхарой ​​во время Тыграйской войны.


Иоанн IV , император Эфиопской империи (правил в 1871–1889 гг.)

Тиграяне прослеживают свое происхождение от ранних семитоязычных народов, присутствие которых в регионе может датироваться как минимум 2000 годом до нашей эры. [8] По мнению Эдварда Уллендорфа , носители тигринья в Эритрее Тыграй и амхароязычное население Амхары являются подлинными носителями исторических и культурных традиций древней Абиссинии. [9]

Стела короля Эзаны в Аксуме , регион Тыграй.

Вариант термина Тыграй впервые появляется в глоссе X века к Косме Индикоплевсту Индикоплевсту , то есть после аксумского периода; Согласно этому источнику, одной из групп региона были «Тигреты» и «Агазе» (т.е. Агази ), причем последние были аксумитами. [10] Топоним Тыграй, вероятно, изначально был этническим, «Тигретай» тогда означало «племена близ Адулиса». современные Тыграи, эритрейские племена Тигре и Тигринья Считается, что это древний народ, от которого произошли . Нет никаких указаний на то, что термин Тыграй можно было объяснить через Геэз газара («подчинить») со значением «подчиненный» (в предполагаемом контрасте со «свободным» Агазием, связанным с правителями Аксума).

По словам шотландского исследователя Джеймса Брюса , Абиссиния географически была разделена на две провинции; «Тигре, который простирается от Красного моря до реки Такацце и окружает собственно Абиссинию со всех сторон, кроме северо-запада». Тыграй, как он отмечает, «является большой и важной провинцией, обладающей огромным богатством и властью. Все товары, предназначенные для пересечения Красного моря в Аравию, должны проходить через эту провинцию, так что губернатор имеет возможность выбора всех товаров, с помощью которых он может сделать свой рынок сбытом». ." [11]

К началу XIX века Генри Солт , путешествовавший по внутренним районам Эфиопии, разделил эфиопский регион на три отдельных и независимых государства. [12] [13] Эти три великих подразделения (в зависимости от языка) — это Тигре, Амхара и провинция Шева . [12] Солт считал Тигре более могущественным государством из трех; обстоятельство, вытекающее из природной силы страны, воинственного нрава ее жителей и близости ее к морскому побережью; преимущество, которое позволило ему обеспечить монополию на все ввозимые в страну мушкеты. [13] : 378–382  Он разделил королевство Тигре на несколько провинций, где резиденцией государства стал регион вокруг Адвы, который назывался собственно Тигре. Другие провинции этого королевства включают Рая , Эндерту , Агаме , Войджерат , Тембьен и Шир .

Демография

[ редактировать ]
Аксум был важным участником международной торговли с I века нашей эры ( Перипл Эритрейского моря ) примерно до конца I тысячелетия, когда он поддался длительному упадку из-за давления со стороны различных исламских держав, объединившихся против него.

Тиграяне составляют примерно 6,1% населения Эфиопии и в основном представляют собой мелких фермеров, населяющих небольшие общинные деревни. Тиграяне составляют четвертую по численности этническую группу в стране после оромо , амхара и сомалийцев . [14] В основном это христиане и члены Эфиопской православной церкви Тевахедо с небольшим меньшинством мусульман, католиков и протестантов. Городские центры Эфиопии, населенные преимущественно тиграянами, расположены в регионе Тыграй, в таких городах, как Мекелле , Адва , Аксум , Адиграт и Шир . Огромные популяции тиграянцев также встречаются в других крупных эфиопских городах, таких как столица Аддис-Абеба и Гондэр .

Тыграйцы, несмотря на общее впечатление однородности, состоят из многочисленных подгрупп со своими социокультурными традициями. Среди них Агаме Monumentum восточного Тыграя, упомянутая в Adulitanum в III веке; пастухи скота в Хумере; эгалитарный Ваджарат юго-восточного Тыграя. Есть также некоторые иммигранты-тиграйцы в соседней стране Эритрее, а также за рубежом в США, Канаде, Австралии и Европе.

Уменьшение численности населения Тыграя в Эфиопии было вызвано голодом 1958 года в Тыграе, когда погибло более 100 000 человек. [15] [16] : 26, 27  [17] Позже ) под руководством Менгисту Хайле Мариама жестокая военная диктатура ( Дерг использовала голод 1983–1985 годов в Эфиопии в качестве государственной политики (путем ограничения поставок продовольствия) для стратегии борьбы с повстанцами (против партизан-солдат Фронта народного освобождения Тыграя ) и для «социальная трансформация» в районах, где нет повстанцев (против жителей провинций Тыграй, провинций Вело и т.п.). [18] [19] [16] : 43  намеренное умножение последствий голода привело к гибели от 300 000 до 1,2 миллиона человек в Эфиопии от этого голода. По данным Агентства США по международному развитию осенью 1984 года, наиболее пострадавшими от голода регионами были Тыграй, Волло и Эритрея . [20] [21]

Камень Эзаны записывает обращение негуса Эзаны в христианство и его покорение различных соседних народов, включая Мероэ .

Тиграянцы говорят на тигринье как на родном языке. Он принадлежит к эфиопско-семитской подгруппе афроазиатской семьи. [22] В Эфиопии тигринья является четвертым по распространенности языком. Несколько диалектов тигринья, которые различаются фонетически, лексически и грамматически от места к месту, в более широком смысле классифицируются как эритрейские диалекты тигринья или тиграй (эфиопские). [23] Ни один диалект, похоже, не принят в качестве стандарта.

Тигринья тесно связана с амхарским языком и тигре (в Эритрее обычно называемый тиграит), другим восточноафриканским семитским языком, на котором говорят тигре а также многие беджа Эритреи , и Судана . Тигринья и Тигре, хотя лингвистически более тесно связаны друг с другом, чем любой из них с амхарским, однако не являются взаимопонятными. Тигринья традиционно пишется с использованием того же алфавита геэз ( фидель ), что и амхарский и тигре . Он также столкнулся с лингвистической трудностью, связанной с тем, что сценарий геэз является слоговой системой, которая не отличает долгие гласные от коротких. Хотя это хорошо работает для написания тигринья или амхарского языка, которые не зависят от длины гласных в словах, это усложняет написание тигре, где длина гласной иногда отличает одно слово и его значение от другого. Сценарий геэз произошел от эпиграфического южноаравийского письма , первые надписи которого относятся к 8 веку до нашей эры в Эритрее, Эфиопии и Йемене.

Православная церковь в Хаузене

Повседневная жизнь тиграянцев находится под сильным влиянием религии. До прихода христианства большинство тиграев следовали языческой религии с рядом божеств, включая бога солнца Уту и бога луны Алмаку . Однако некоторые племена практиковали иудаизм . Самыми известными политеистическими царствами были Д'Мт и ранний Аксум .

Церковь Богоматери Марии Сионской ; который утверждает, что содержит Ковчег Завета , находится в Аксуме.

христианство

[ редактировать ]

Христианство было преобладающей религией тыграян с древности . Тиграянские христиане в основном являются восточными православными с католическим и пентайским меньшинством.

Тиграянские мусульмане практически все являются суннитами , включая меньшинство последователей Ахбаша . Сегодня мусульманская община сконцентрирована преимущественно в городских районах. Многие джеберти в Эритрее заявляют, что они представляют собой отдельную этническую группу от народа тигринья в этом районе, и считают своими родными языками одновременно арабский и тигринья , и поэтому к ним относятся как к отдельной этнорелигиозной общине. [24]

Культура

[ редактировать ]
Тиграянка наливает традиционно заваренный кофе из джебены во время кофейной церемонии.

Тиграян иногда называют «индивидуалистами» из-за элементов конкуренции и местных конфликтов. [25] Это, однако, скорее отражает сильную тенденцию защищать свое собственное сообщество и местные права от – тогда широко распространенного – вмешательства, будь то со стороны более влиятельных людей или государства. Сообщества тиграянцев характеризуются многочисленными социальными институтами с сильной сетевой структурой, отношения которых основаны на взаимных правах и связях. Экономическая и другая поддержка осуществляется при посредничестве этих институтов. В городских условиях современные местные органы власти взяли на себя функции традиционных объединений. Однако в большинстве сельских районов традиционные общественные организации полностью функционируют. Все члены такой большой семьи связаны сильными взаимными обязательствами. [26] Деревни обычно воспринимаются как генеалогические сообщества, состоящие из нескольких родов. [5]

Типичные тиграянцы, пьющие сиву

Замечательным наследием тыграян являются их обычные законы. В Тыграе обычное право все еще частично применяется даже в вопросах политической самоорганизации и уголовных дел. Это также имеет большое значение для разрешения конфликтов. [27]

Блюдо Тихло

Еда тиграянцев обычно состоит из овощных и часто очень острых мясных блюд, обычно в форме цебхи ( Тигринья : ፀብሒ ), густого рагу, подаваемого поверх инджеры , большой на закваске лепешки . [28] Поскольку подавляющее большинство тиграянцев принадлежат к Эфиопской православной церкви (и мусульманское меньшинство), свинину не едят из-за религиозных убеждений. Мясные и молочные продукты не употребляются по средам и пятницам, а также во время семи обязательных постов. По этой причине присутствует много веганских блюд. Еда из общей корзины с едой, мэсоб ( Тигринья : መሶብ ) является традицией в регионе Тыграй, и обычно ее делают с семьями и гостями. Пищу едят без столовых приборов, используя только пальцы ( правой руки ) и лепешку на закваске, чтобы захватывать содержимое хлеба. [29] [30]

Региональные блюда

[ редактировать ]

Тихло ( Тигринья : ጥሕሎ , ṭïhlo ) — блюдо, происходящее из исторических провинций Агаме и Аккеле Гузай . Блюдо уникально для этих частей обеих стран, но теперь медленно распространяется по всему региону. Тихло готовят из увлажненной обжаренной ячменной муки, замешенной до определенной консистенции. Затем тесто разбивают на небольшие шарики и выкладывают вокруг миски с пряным мясным рагу. Двузубой деревянной вилкой протыкают шарик и окунают его в рагу. Блюдо обычно подают с . медовым вином [31]

Хилбет — это веганское блюдо со сливками, приготовленное из пажитника, чечевицы и порошка бобов фава, которое обычно подают на инжере с силси, помидорами, приготовленными с бербере . [32]

Генетика

[ редактировать ]

Кумар, HRS и др. (2020) показали, что образцы Тыграя из Северной Эфиопии имели (~ 50%) генетический компонент, общий с европейцами и популяциями Ближнего Востока. [33]

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ Центральное статистическое агентство, Эфиопия. «Таблица 2.2 Процентное распределение основных этнических групп: 2007 г.» (PDF) . Сводный и статистический отчет по результатам переписи населения и жилищного фонда 2007 года . Фонд народонаселения ООН. п. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2009 года . Проверено 22 апреля 2022 г.
  2. ^ Пагани, Лука; Кивисилд, Тоомас (июль 2012 г.). «Генетическое разнообразие Эфиопии свидетельствует о языковой стратификации и сложном влиянии на генофонд Эфиопии» . Американский журнал генетики человека . 91 (1): 83–96. дои : 10.1016/j.ajhg.2012.05.015 . ПМЦ   3397267 . ПМИД   22726845 .
  3. ^ Прунье, Жерар; Фике, Элои (2015). Понимание современной Эфиопии . Лондон: Херст и компания. п. 39. ОСЛК   810950153 .
  4. ^ Левин, Дональд Н. (2000). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. ISBN  9780226475615 . Проверено 28 декабря 2016 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Смидт, Вольберт (2007). «Тиграянцы» В «Маловероятном», Зигберт (ред.). Энциклопедия Эфиопии Висбаден: Издательство Harrassowitz.
  6. ^ Шинн, Дэвид; Офкански, Томас (2004). Исторический словарь Эфиопии . Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press, Inc., стр. 378–380. ISBN  978-0-8108-4910-5 .
  7. ^ Уллендорф, Эдвард (1973). Эфиопы . Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 31, 35–37.
  8. ^ Манро-Хей, Стюарт (1991). 'Аксум: цивилизация поздней античности . Эдинбург: Университетское издательство.
  9. ^ Эдвард Уллендорф , Эфиопы: введение в страну и людей (Оксфорд: Clarendon Press, 1973), стр. 35
  10. ^ Вольска-Конус, Ванда (1968). «Косма Индикоплевст». Христианская топография . 1 . Париж.
  11. ^ Брюс, Джеймс (1860). Путешествия и приключения Брюса в Абиссинии . п. 83.
  12. ^ Jump up to: а б Пенни-энциклопедия Общества распространения полезных знаний . Чарльз Найт. 1833. с. 53.
  13. ^ Jump up to: а б Солт, Генри (1816). Путешествие в Абиссинию . М. Кэри.
  14. ^ «Страновый уровень» . Перепись населения и жилищного фонда Эфиопии 2007 года . КСА . 13 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 года . Проверено 18 января 2013 г.
  15. ^ Зевде, Бахру (1991). Бахру Зевде, [Лондон: Джеймс Карри, 1991], с. : 1855–1851 гг. 196. «История современной Эфиопии Дж. Карри. ISBN  0821409727 .
  16. ^ Jump up to: а б Джилл, Питер. «Голод и иностранцы: Эфиопия после оказания живой помощи» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 мая 2018 г. Проверено 3 марта 2019 г.
  17. ^ Месфин Вольде Мариам, «Уязвимость сельских районов Эфиопии к голоду: 1958-77 гг.» . ISBN  0946688036 .
  18. ^ де Ваал 1991 , с. 4–6 .
  19. ^ Янг 2006 , с. 132 .
  20. ^ «Засуха/голод в Эфиопии (1983–1985)» (PDF) . Агентство США по международному развитию . Число погибших: более 300 000 Число пострадавших: 7,75 миллиона
  21. ^ Джилл, Питер. «Голод и иностранцы: Эфиопия после оказания живой помощи» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 мая 2018 г. Проверено 3 марта 2019 г.
  22. ^ «Тигриня» . Этнолог . Проверено 4 сентября 2013 г.
  23. ^ Леслау, Вольф (1941) Документы Тигригна (Эфиопия Септентриональ): Grammaire et Textes . Париж: Библиотека К. Клинксик.
  24. ^ Бузуаеу, Вондимаген (2006). Ашура — праздник в мечети ан-Негаш . Мекелле, Эфиопия: Университет Мекелле.
  25. ^ Бауэр, Франц (1985). Домохозяйство и общество в Эфиопии, экономический и социальный анализ социальных принципов Тыграя и организации домашнего хозяйства . Ист-Лэнсинг, Мичиган. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  26. ^ Смидт, Вольберт (2005). «Самоназвания Тегрешш-Сперчеров (Хабаша, Тагару уа)». Studia Semitica et Semitohamitica, Fetschrift Rainer Voigt : 385–404.
  27. ^ Салех, Абдулкадер; Хирт, Николь (2008). «Традиционное гражданское общество на Африканском Роге и его вклад в предотвращение конфликтов: пример Эритреи». Бюллетень Африканского Рога . 11 : 1–4.
  28. ^ Манро-Хей 1991 , с. 187.
  29. ^ «Страны и их культуры-Тиграй» . Страны и их культуры .
  30. ^ «Эфиопские сокровища-культура» . Сокровища Эфиопии .
  31. ^ «Тихло» . Питание для мира .
  32. ^ «Обеденный перерыв: традиционный рецепт Северной Эфиопии и подробности о том, как чикагские повара готовят тигрей» . РГН-ТВ . 12 сентября 2022 г.
  33. ^ Кумар, HRS; Хаддиш, К.; Ласенса, Д.; Анели, С.; Гаэтано, К. Ди; Тевелемедин, Г.; Мануконда, РВ; Футви, Н.; Альварес-Иглесиас, В.; Пуэнте, М. де ла; Фондевила, М.; Лареу, М.В.; Филлипс, К.; Робино, К. (01 марта 2020 г.). «Характеристика информативных маркеров происхождения у населения Тыграй в Эфиопии: вклад в процесс идентификации мертвых мигрантов в Средиземном море» . Международная судебно-медицинская экспертиза: Генетика . 45 : 102207. doi : 10.1016/j.fsigen.2019.102207 . hdl : 2318/1723024 . ISSN   1872-4973 . ПМИД   31812100 . S2CID   208869986 .
  34. ^ Герберт Уэлд Бланделл , Королевская хроника Абиссинии, 1769–1840 , (Кембридж: University Press, 1922), стр. 384–390
  35. ^ Гебру Тареке, Эфиопская революция: Война на Африканском Роге (Нью-Хейвен: Йельский университет, 2009), стр. 105 ISBN   978-0-300-14163-4
  36. ^ «Вместе ради более здорового мира», доктор Тедрос Адханом Гебрейесус, генеральный директор ВОЗ [1]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6d4cd6153c1836300b5cfb8a968f2376__1721743020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/76/6d4cd6153c1836300b5cfb8a968f2376.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tigrayans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)