Тыграяне
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() | 4,483,776 (2007) [1] |
Языки | |
Тигринья | |
Религия | |
![]() ![]() | |
Родственные этнические группы | |
Амхара • Аргобба • Бета Исраэль • Гураге • Харари • Тигре • Тигринья • Зай • другие народы хабеша [3] [4] |
Тиграйцы ( Tigrinya : तेጋरु ) — семитоязычная этническая группа, коренная жительница региона Тыграй на севере Эфиопии . [5] [6] [7] Они говорят на языке тигринья — афроазиатском языке, принадлежащем к эфиопско-семитской ветви.
Повседневная жизнь тиграянцев находится под сильным влиянием религиозных представлений. Например, строго соблюдаются православные посты, особенно в Тыграе; но широко распространены и традиционные местные верования, например, в духи. В Тыгре языком церкви остается исключительно геэзский . Общество Тыграя отличается сильным идеалом коммунитаризма и, особенно в сельской сфере, эгалитарными принципами. Это не исключает важной роли геронтократических правил, а в некоторых регионах, таких как более широкий район Адва , раньше преобладали феодалы, которые, однако, все еще должны были уважать местные земельные права. [5]
Тиграяне разбросаны по всему миру в диаспорах, но являются коренным населением Тыграя. Области, где тиграйцы имеют сильные родовые связи: Эндерта , Агаме , Тембиен , Килите-Авлало , Аксум , Хумера, Велкаит и Цегеде. Последние три района в настоящее время находятся под фактической администрацией региона Амхара, который был насильственно аннексирован Амхарой во время Тыграйской войны.
История
[ редактировать ]
Тиграяне прослеживают свое происхождение от ранних семитоязычных народов, присутствие которых в регионе может датироваться как минимум 2000 годом до нашей эры. [8] По мнению Эдварда Уллендорфа , носители тигринья в Эритрее Тыграй и амхароязычное население Амхары являются подлинными носителями исторических и культурных традиций древней Абиссинии. [9]

Вариант термина Тыграй впервые появляется в глоссе X века к Косме Индикоплевсту Индикоплевсту , то есть после аксумского периода; Согласно этому источнику, одной из групп региона были «Тигреты» и «Агазе» (т.е. Агази ), причем последние были аксумитами. [10] Топоним Тыграй, вероятно, изначально был этническим, «Тигретай» тогда означало «племена близ Адулиса». современные Тыграи, эритрейские племена Тигре и Тигринья Считается, что это древний народ, от которого произошли . Нет никаких указаний на то, что термин Тыграй можно было объяснить через Геэз газара («подчинить») со значением «подчиненный» (в предполагаемом контрасте со «свободным» Агазием, связанным с правителями Аксума).
По словам шотландского исследователя Джеймса Брюса , Абиссиния географически была разделена на две провинции; «Тигре, который простирается от Красного моря до реки Такацце и окружает собственно Абиссинию со всех сторон, кроме северо-запада». Тыграй, как он отмечает, «является большой и важной провинцией, обладающей огромным богатством и властью. Все товары, предназначенные для пересечения Красного моря в Аравию, должны проходить через эту провинцию, так что губернатор имеет возможность выбора всех товаров, с помощью которых он может сделать свой рынок сбытом». ." [11]
К началу XIX века Генри Солт , путешествовавший по внутренним районам Эфиопии, разделил эфиопский регион на три отдельных и независимых государства. [12] [13] Эти три великих подразделения (в зависимости от языка) — это Тигре, Амхара и провинция Шева . [12] Солт считал Тигре более могущественным государством из трех; обстоятельство, вытекающее из природной силы страны, воинственного нрава ее жителей и близости ее к морскому побережью; преимущество, которое позволило ему обеспечить монополию на все ввозимые в страну мушкеты. [13] : 378–382 Он разделил королевство Тигре на несколько провинций, где резиденцией государства стал регион вокруг Адвы, который назывался собственно Тигре. Другие провинции этого королевства включают Рая , Эндерту , Агаме , Войджерат , Тембьен и Шир .
Демография
[ редактировать ]
Тиграяне составляют примерно 6,1% населения Эфиопии и в основном представляют собой мелких фермеров, населяющих небольшие общинные деревни. Тиграяне составляют четвертую по численности этническую группу в стране после оромо , амхара и сомалийцев . [14] В основном это христиане и члены Эфиопской православной церкви Тевахедо с небольшим меньшинством мусульман, католиков и протестантов. Городские центры Эфиопии, населенные преимущественно тиграянами, расположены в регионе Тыграй, в таких городах, как Мекелле , Адва , Аксум , Адиграт и Шир . Огромные популяции тиграянцев также встречаются в других крупных эфиопских городах, таких как столица Аддис-Абеба и Гондэр .
Тыграйцы, несмотря на общее впечатление однородности, состоят из многочисленных подгрупп со своими социокультурными традициями. Среди них Агаме Monumentum восточного Тыграя, упомянутая в Adulitanum в III веке; пастухи скота в Хумере; эгалитарный Ваджарат юго-восточного Тыграя. Есть также некоторые иммигранты-тиграйцы в соседней стране Эритрее, а также за рубежом в США, Канаде, Австралии и Европе.
Уменьшение численности населения Тыграя в Эфиопии было вызвано голодом 1958 года в Тыграе, когда погибло более 100 000 человек. [15] [16] : 26, 27 [17] Позже ) под руководством Менгисту Хайле Мариама жестокая военная диктатура ( Дерг использовала голод 1983–1985 годов в Эфиопии в качестве государственной политики (путем ограничения поставок продовольствия) для стратегии борьбы с повстанцами (против партизан-солдат Фронта народного освобождения Тыграя ) и для «социальная трансформация» в районах, где нет повстанцев (против жителей провинций Тыграй, провинций Вело и т.п.). [18] [19] [16] : 43 намеренное умножение последствий голода привело к гибели от 300 000 до 1,2 миллиона человек в Эфиопии от этого голода. По данным Агентства США по международному развитию осенью 1984 года, наиболее пострадавшими от голода регионами были Тыграй, Волло и Эритрея . [20] [21]
Язык
[ редактировать ]
Тиграянцы говорят на тигринье как на родном языке. Он принадлежит к эфиопско-семитской подгруппе афроазиатской семьи. [22] В Эфиопии тигринья является четвертым по распространенности языком. Несколько диалектов тигринья, которые различаются фонетически, лексически и грамматически от места к месту, в более широком смысле классифицируются как эритрейские диалекты тигринья или тиграй (эфиопские). [23] Ни один диалект, похоже, не принят в качестве стандарта.
Тигринья тесно связана с амхарским языком и тигре (в Эритрее обычно называемый тиграит), другим восточноафриканским семитским языком, на котором говорят тигре а также многие беджа Эритреи , и Судана . Тигринья и Тигре, хотя лингвистически более тесно связаны друг с другом, чем любой из них с амхарским, однако не являются взаимопонятными. Тигринья традиционно пишется с использованием того же алфавита геэз ( фидель ), что и амхарский и тигре . Он также столкнулся с лингвистической трудностью, связанной с тем, что сценарий геэз является слоговой системой, которая не отличает долгие гласные от коротких. Хотя это хорошо работает для написания тигринья или амхарского языка, которые не зависят от длины гласных в словах, это усложняет написание тигре, где длина гласной иногда отличает одно слово и его значение от другого. Сценарий геэз произошел от эпиграфического южноаравийского письма , первые надписи которого относятся к 8 веку до нашей эры в Эритрее, Эфиопии и Йемене.
Религия
[ редактировать ]
Повседневная жизнь тиграянцев находится под сильным влиянием религии. До прихода христианства большинство тиграев следовали языческой религии с рядом божеств, включая бога солнца Уту и бога луны Алмаку . Однако некоторые племена практиковали иудаизм . Самыми известными политеистическими царствами были Д'Мт и ранний Аксум .

христианство
[ редактировать ]Христианство было преобладающей религией тыграян с древности . Тиграянские христиане в основном являются восточными православными с католическим и пентайским меньшинством.
ислам
[ редактировать ]Тиграянские мусульмане практически все являются суннитами , включая меньшинство последователей Ахбаша . Сегодня мусульманская община сконцентрирована преимущественно в городских районах. Многие джеберти в Эритрее заявляют, что они представляют собой отдельную этническую группу от народа тигринья в этом районе, и считают своими родными языками одновременно арабский и тигринья , и поэтому к ним относятся как к отдельной этнорелигиозной общине. [24]
Культура
[ редактировать ]
Тиграян иногда называют «индивидуалистами» из-за элементов конкуренции и местных конфликтов. [25] Это, однако, скорее отражает сильную тенденцию защищать свое собственное сообщество и местные права от – тогда широко распространенного – вмешательства, будь то со стороны более влиятельных людей или государства. Сообщества тиграянцев характеризуются многочисленными социальными институтами с сильной сетевой структурой, отношения которых основаны на взаимных правах и связях. Экономическая и другая поддержка осуществляется при посредничестве этих институтов. В городских условиях современные местные органы власти взяли на себя функции традиционных объединений. Однако в большинстве сельских районов традиционные общественные организации полностью функционируют. Все члены такой большой семьи связаны сильными взаимными обязательствами. [26] Деревни обычно воспринимаются как генеалогические сообщества, состоящие из нескольких родов. [5]

Замечательным наследием тыграян являются их обычные законы. В Тыграе обычное право все еще частично применяется даже в вопросах политической самоорганизации и уголовных дел. Это также имеет большое значение для разрешения конфликтов. [27]
Кухня
[ редактировать ]
Еда тиграянцев обычно состоит из овощных и часто очень острых мясных блюд, обычно в форме цебхи ( Тигринья : ፀብሒ ), густого рагу, подаваемого поверх инджеры , большой на закваске лепешки . [28] Поскольку подавляющее большинство тиграянцев принадлежат к Эфиопской православной церкви (и мусульманское меньшинство), свинину не едят из-за религиозных убеждений. Мясные и молочные продукты не употребляются по средам и пятницам, а также во время семи обязательных постов. По этой причине присутствует много веганских блюд. Еда из общей корзины с едой, мэсоб ( Тигринья : መሶብ ) является традицией в регионе Тыграй, и обычно ее делают с семьями и гостями. Пищу едят без столовых приборов, используя только пальцы ( правой руки ) и лепешку на закваске, чтобы захватывать содержимое хлеба. [29] [30]
Региональные блюда
[ редактировать ]Тихло ( Тигринья : ጥሕሎ , ṭïhlo ) — блюдо, происходящее из исторических провинций Агаме и Аккеле Гузай . Блюдо уникально для этих частей обеих стран, но теперь медленно распространяется по всему региону. Тихло готовят из увлажненной обжаренной ячменной муки, замешенной до определенной консистенции. Затем тесто разбивают на небольшие шарики и выкладывают вокруг миски с пряным мясным рагу. Двузубой деревянной вилкой протыкают шарик и окунают его в рагу. Блюдо обычно подают с . медовым вином [31]
Хилбет — это веганское блюдо со сливками, приготовленное из пажитника, чечевицы и порошка бобов фава, которое обычно подают на инжере с силси, помидорами, приготовленными с бербере . [32]
Генетика
[ редактировать ]Кумар, HRS и др. (2020) показали, что образцы Тыграя из Северной Эфиопии имели (~ 50%) генетический компонент, общий с европейцами и популяциями Ближнего Востока. [33]
Известные люди
[ редактировать ]- Тедрос Адханом Гебрейесус , первый в истории африканский генеральный директор Всемирной организации здравоохранения
- Политик Мелес Зенави , бывший премьер-министр Эфиопии .
- Дебресион Гебремайкл губернатор Тыграя ,
- Абеба Арегави - бегун и золотой призер чемпионатов мира, мира в закрытых помещениях и Европы в закрытых помещениях.
- Абебе Фекаду – Тыграянско-австралийский пауэрлифтер.
- Абун Матиас - «Его Святейшество Абун Матиас I, Шестой Патриарх Католической Церкви Эфиопии, архиепископ Аксумский и Ичеге Престола Святого Таклехайманота.
- Абуне Паулос - бывший патриарх Тевахедо Эфиопской православной церкви
- Аркебе Окубай – политик, министр и специальный советник бывшего премьер-министра Эфиопии Хайлемариама Десаленья.
- Аце Баэда Марьям - Аце самозванец, сын Раса Микаэля Сехула [34]
- Давит Кебеде – лауреат Международной премии КЗЖ за свободу прессы 2010 года.
- Дебресион Гебремайкл губернатор Тыграя -
- Эясу Берхе - певец, писатель, продюсер и поэт, а также член Народно-освободительного фронта Тыграя (НФОТ).
- Фиссеха Деста – вице-президент Эфиопии
- Фревейни Мебрахту – герой года CNN 2019 года
- Гебрегзиабхер Гебремариам - бегун, 5 раз выигрывавший чемпионат мира по кроссу.
- Гебрехивот Байкедагн – эфиопский врач, экономист и интеллектуал.
- Гебрехивот Байкедагн – был одним из пионеров эфиопского врача, экономиста и интеллектуала.
- Гудаф Цегай - спортсмен, чемпион мира на дистанциях 5000 и 10000 м, действующий рекордсмен мира на дистанции 5000 м.
- Готытом Гебресласе – спортсмен, чемпион мира по марафону
- Хагос Гебривет - спортсмен и бывший рекордсмен мира среди юниоров на дистанции 5000 метров.
- Хайле Селассие Гугса – Лучшее из Хайле Селассие Гугса
- Хайелом Арайя – генерал эфиопской армии [35]
- Ильфенеш Хадера – американская актриса, ее отец из Тыграя.
- Кинфе Авраам – основатель Эфиопского института мира и бывший президент демократии и развития Африканского Рога
- Кирос Алемайеху - Кирос был плодовитым автором песен и певцом. Через свои альбомы он популяризировал песни тигринья среди эфиопов, не говорящих на тигринья.
- Летесенбет Гидей - спортсменка, чемпионка мира на 10 000 метров и многократный призер, обладательница двух мировых рекордов и одного лучшего мира.
- Мелес Зенави – бывший премьер-министр Эфиопии
- Сехул – Рас Эфиопии Микаэль
- Мируц Ифтер - спортсмен, завоевавший две золотые медали на Олимпийских играх в Москве 1980 года.
- Рас Алула (Абба Нега) рас XIX века . - Эфиопский
- Йоханнес Король Тыграя Рас – Менгеша
- Рофнан — музыкант, диджей
- Себхат Гебре-Эгзиабхер – эфиопский писатель
- Сийе Абраха – руководитель реформы сектора безопасности Программы развития ООН в Либерии
- Тедрос Адханом – Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения [36]
- Тевольде Берхан Гебре Эгзиабер – всемирно известный ученый-эколог.
- Цадкан Гебретенсае - генерал-лейтенант и член центрального командования Сил обороны Тыграя.
- Цгабу Грмай - шоссейный велосипедист, одноразовый чемпион Африки в гонке на время.
- Веркнеш Кидане - бегун, завоевавший золотую медаль на чемпионате мира по лыжным гонкам 2003 года.
- Селассие – Рас Эфиопии Вольде
- Иоанн IV – император Эфиопии родился в Тембьене , Эфиопская империя.
- Зересенай Алемсегед – палеоантрополог, заведующий кафедрой антропологии Калифорнийской академии наук в Сан-Франциско, США.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Центральное статистическое агентство, Эфиопия. «Таблица 2.2 Процентное распределение основных этнических групп: 2007 г.» (PDF) . Сводный и статистический отчет по результатам переписи населения и жилищного фонда 2007 года . Фонд народонаселения ООН. п. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2009 года . Проверено 22 апреля 2022 г.
- ^ Пагани, Лука; Кивисилд, Тоомас (июль 2012 г.). «Генетическое разнообразие Эфиопии свидетельствует о языковой стратификации и сложном влиянии на генофонд Эфиопии» . Американский журнал генетики человека . 91 (1): 83–96. дои : 10.1016/j.ajhg.2012.05.015 . ПМЦ 3397267 . ПМИД 22726845 .
- ^ Прунье, Жерар; Фике, Элои (2015). Понимание современной Эфиопии . Лондон: Херст и компания. п. 39. ОСЛК 810950153 .
- ^ Левин, Дональд Н. (2000). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226475615 . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Смидт, Вольберт (2007). «Тиграянцы» В «Маловероятном», Зигберт (ред.). Энциклопедия Эфиопии Висбаден: Издательство Harrassowitz.
- ^ Шинн, Дэвид; Офкански, Томас (2004). Исторический словарь Эфиопии . Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press, Inc., стр. 378–380. ISBN 978-0-8108-4910-5 .
- ^ Уллендорф, Эдвард (1973). Эфиопы . Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 31, 35–37.
- ^ Манро-Хей, Стюарт (1991). 'Аксум: цивилизация поздней античности . Эдинбург: Университетское издательство.
- ^ Эдвард Уллендорф , Эфиопы: введение в страну и людей (Оксфорд: Clarendon Press, 1973), стр. 35
- ^ Вольска-Конус, Ванда (1968). «Косма Индикоплевст». Христианская топография . 1 . Париж.
- ^ Брюс, Джеймс (1860). Путешествия и приключения Брюса в Абиссинии . п. 83.
- ^ Jump up to: а б Пенни-энциклопедия Общества распространения полезных знаний . Чарльз Найт. 1833. с. 53.
- ^ Jump up to: а б Солт, Генри (1816). Путешествие в Абиссинию . М. Кэри.
- ^ «Страновый уровень» . Перепись населения и жилищного фонда Эфиопии 2007 года . КСА . 13 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 года . Проверено 18 января 2013 г.
- ^ Зевде, Бахру (1991). Бахру Зевде, [Лондон: Джеймс Карри, 1991], с. : 1855–1851 гг. 196. «История современной Эфиопии Дж. Карри. ISBN 0821409727 .
- ^ Jump up to: а б Джилл, Питер. «Голод и иностранцы: Эфиопия после оказания живой помощи» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 мая 2018 г. Проверено 3 марта 2019 г.
- ^ Месфин Вольде Мариам, «Уязвимость сельских районов Эфиопии к голоду: 1958-77 гг.» . ISBN 0946688036 .
- ^ де Ваал 1991 , с. 4–6 .
- ^ Янг 2006 , с. 132 .
- ^ «Засуха/голод в Эфиопии (1983–1985)» (PDF) . Агентство США по международному развитию .
Число погибших: более 300 000 Число пострадавших: 7,75 миллиона
- ^ Джилл, Питер. «Голод и иностранцы: Эфиопия после оказания живой помощи» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 мая 2018 г. Проверено 3 марта 2019 г.
- ^ «Тигриня» . Этнолог . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Леслау, Вольф (1941) Документы Тигригна (Эфиопия Септентриональ): Grammaire et Textes . Париж: Библиотека К. Клинксик.
- ^ Бузуаеу, Вондимаген (2006). Ашура — праздник в мечети ан-Негаш . Мекелле, Эфиопия: Университет Мекелле.
- ^ Бауэр, Франц (1985). Домохозяйство и общество в Эфиопии, экономический и социальный анализ социальных принципов Тыграя и организации домашнего хозяйства . Ист-Лэнсинг, Мичиган.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Смидт, Вольберт (2005). «Самоназвания Тегрешш-Сперчеров (Хабаша, Тагару уа)». Studia Semitica et Semitohamitica, Fetschrift Rainer Voigt : 385–404.
- ^ Салех, Абдулкадер; Хирт, Николь (2008). «Традиционное гражданское общество на Африканском Роге и его вклад в предотвращение конфликтов: пример Эритреи». Бюллетень Африканского Рога . 11 : 1–4.
- ^ Манро-Хей 1991 , с. 187.
- ^ «Страны и их культуры-Тиграй» . Страны и их культуры .
- ^ «Эфиопские сокровища-культура» . Сокровища Эфиопии .
- ^ «Тихло» . Питание для мира .
- ^ «Обеденный перерыв: традиционный рецепт Северной Эфиопии и подробности о том, как чикагские повара готовят тигрей» . РГН-ТВ . 12 сентября 2022 г.
- ^ Кумар, HRS; Хаддиш, К.; Ласенса, Д.; Анели, С.; Гаэтано, К. Ди; Тевелемедин, Г.; Мануконда, РВ; Футви, Н.; Альварес-Иглесиас, В.; Пуэнте, М. де ла; Фондевила, М.; Лареу, М.В.; Филлипс, К.; Робино, К. (01 марта 2020 г.). «Характеристика информативных маркеров происхождения у населения Тыграй в Эфиопии: вклад в процесс идентификации мертвых мигрантов в Средиземном море» . Международная судебно-медицинская экспертиза: Генетика . 45 : 102207. doi : 10.1016/j.fsigen.2019.102207 . hdl : 2318/1723024 . ISSN 1872-4973 . ПМИД 31812100 . S2CID 208869986 .
- ^ Герберт Уэлд Бланделл , Королевская хроника Абиссинии, 1769–1840 , (Кембридж: University Press, 1922), стр. 384–390
- ^ Гебру Тареке, Эфиопская революция: Война на Африканском Роге (Нью-Хейвен: Йельский университет, 2009), стр. 105 ISBN 978-0-300-14163-4
- ^ «Вместе ради более здорового мира», доктор Тедрос Адханом Гебрейесус, генеральный директор ВОЗ [1]
Библиография
[ редактировать ]- де Ваал, Александр (1991). Злые дни: тридцать лет войны и голода в Эфиопии . Хьюман Райтс Вотч. ISBN 1564320383 .
- Янг, Джон (20 апреля 2006 г.). Крестьянская революция в Эфиопии: Народно-освободительный фронт Тыграй, 1975–1991 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-02606-2 .