Оно принадлежит людям
Ари или Ари — племя омотов, коренное население долины Омо в Эфиопии . По данным переписи 2007 года, в Эфиопии проживает 289 835 этнических ари, что составляет около 0,29% от общей численности населения страны. Почти все ари говорят на южноомотском языке ари , хотя более половины из них многоязычны и могут также говорить на других языках, например, на амхарском . [1] : 73 [2]
История
[ редактировать ]До 19 века народ Ари жил под независимыми вождествами. Божественного правителя племенных обществ Ари называли баби .
В конце 1800-х годов реки Омо был завоеван Эфиопской империей при императоре Менелике II Эфиопии регион , что привело к широкому распространению там амхарской культуры и амхарского языка. [3] К началу 1900-х годов правители Амхары укрепили свой контроль над регионом, и многие ари стали крепостными . [4] Культура Ари за это время пережила значительный упадок, хотя она и язык Ари сохранились. [3] В 1974 году Дерг , поддерживаемая Советским Союзом милиция, свергла монархию. Революция разрушила феодальную систему, при которой Ари были вынуждены жить, что позволило фермерским общинам сохранить урожай и скот и привело к повышению благосостояния. После свержения Дерга в 1991 году Эфиопия приняла федералистскую систему, которая предоставила самоопределение этническим группам страны, позволив Ари вернуть себе определенную степень суверенитета над своими землями. В частности, с 2000 года социально-экономическое положение Ари значительно улучшилось. [5] и интерес к образованию процветал; сегодня в большинстве городов Ари есть хотя бы одна начальная школа. [6]
Общество
[ редактировать ]Кастовая система
[ редактировать ]Народы Ари в Эфиопии состоят из различных профессиональных групп, и их общество социально разделено и стратифицировано в соответствии с родом занятий каждого человека Ари. Низшие касты общества состоят из гончаров , кожевников и кузнецов называются мана , которые на языке Ари . Кузнецы ( фака мана ), которые также занимаются работой по дереву, маргинализированы и занимают более низкое положение, чем кожевники и гончары ( тила мана ). Канца — это название касты земледельцев, занимающей привилегированное положение в обществе. смешанные браки между маной и катсой запрещены и считаются табу Согласно обычаям Ари, . Профессиональная сегрегация и кастовая эндогамия, практикуемые среди Ари, как показали достижения археогенетики , являются одной из старейших существующих непрерывных кастовых систем. [7] Сообщается, что после введения христианства социальное разделение между христианами Ари, принадлежащими к разным кастам, стало менее важным. Все больше обществ делают сельское хозяйство своим источником существования, и большинство из них практикуют смешанное земледелие. [8]
Религия
[ редактировать ]Большинство Ари исповедуют либо протестантское христианство, либо традиционные верования. Некоторые исповедуют православие . [9]
После завоевания Эфиопской империей в конце 1800-х годов многие ари были вынуждены принять православие. [3] хотя эта религия подверглась сильной стигматизации из-за ее связи с силами вторжения и предполагаемой экономической эксплуатации со стороны православных священников. [10] В 1950-е годы большое количество людей стали протестантами в результате западной миссионерской работы (особенно СИМ ). Сегодня подавляющее большинство христиан Ари являются протестантами . [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись населения Эфиопии 2007 года» . csa.gov.et. Аддис-Абеба: Центральное статистическое агентство Эфиопии. 2007. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 г. Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ "Ари " Этнолог Получено 3 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Барнс, Лори; ван Асвеген, Кобус (ноябрь 2008 г.). «Расследование сохранения языка маале в Эфиопии» . Африканские идентичности . 6 (4): 431–444. дои : 10.1080/14725840802417984 . ISSN 1472-5843 . S2CID 144473850 .
- ^ Нати, Александр (1994). «Заведение по поиску воров (Леба Шай) в Ариланде, юго-запад Эфиопии, 1890-1930-е годы» . Этнология . 33 (3): 261–272. дои : 10.2307/3774010 . JSTOR 3774010 .
- ^ Зоммершу, Джулиан (04 октября 2020 г.). «От пиршества к накоплению: способы реализации ценностей и радикальные культурные изменения в Южной Эфиопии» . Этнос . 87 (5): 893–913. дои : 10.1080/00141844.2020.1828971 . ISSN 0014-1844 . S2CID 225153643 .
- ^ Ногучи, Марико (март 2013 г.). «Старение среди ари в сельской местности на юго-западе Эфиопии: средства к существованию и повседневное взаимодействие «Гальты» ». Монографии по африканским исследованиям . 46 : 135–154. дои : 10.14989/173537 .
- ^ Дэвид Райх (2019), Кто мы и как мы сюда попали: древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом ISBN 978-019-882-1250 , страницы 219-223. Цитата: «Сегодня существует сложная кастовая система, которая формирует жизнь многих людей в Эфиопии, со сложными правилами, запрещающими браки между группами с разными традиционными ролями. Ари включают три подгруппы — земледельцы, кузнецы и гончары — которые социально и генетически отличались друг от друга и от неарийских групп. Поскольку ари имеют особую генетическую близость к сорокапятисотлетнему древнему горному человеку по сравнению с другими эфиопскими группами, очевидно, что существовали сильные местные группы. барьеры для обмена генами и гомогенизации в регионе современной Эфиопии, которые сохранялись по крайней мере сорок пятьсот лет. Это лучший пример сильной эндогамии, который я знаю, даже более древний, чем свидетельства эндогамии в Индии, которые существуют до сих пор. задокументировано только как возвращение на пару тысяч назадгоды."
- ^ Терашима, Хидеаки; Хьюлетт, Барри С. (22 октября 2016 г.). Социальное обучение и инновации у современных охотников-собирателей: эволюционные и этнографические перспективы . Спрингер. ISBN 978-4-431-55997-9 .
- ^ Гебре, Интисо (декабрь 2010 г.). «Культурный контакт и изменение в практике именования среди ари на юго-западе Эфиопии» . Журнал африканских культурных исследований . 22 (2): 183–194. дои : 10.1080/13696815.2010.506387 . ISSN 1369-6815 . S2CID 153922382 .
- ^ Jump up to: а б Бёлль, Верена; Каплан, Стивен; Алос-Монер, Андреу Мартинес д' (2005). Эфиопия и миссии: исторические и антропологические взгляды . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-8258-7792-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Александр., Нати (1992). Культура бессилия и дух бунта среди народа Ари на юго-западе Эфиопии: диссертация . OCLC 1206449840 .
- Гебре, Интисо (15 ноября 2010 г.). «Культурный контакт и изменение в практике именования среди ари на юго-западе Эфиопии» . Журнал африканских культурных исследований . 22 (2): 183–194. дои : 10.1080/13696815.2010.506387 . ISSN 1369-6815 . S2CID 153922382 .