Jump to content

Оно принадлежит людям

Дети Ари в Эфиопии

Ари или Ари — племя омотов, коренное население долины Омо в Эфиопии . По данным переписи 2007 года, в Эфиопии проживает 289 835 этнических ари, что составляет около 0,29% от общей численности населения страны. Почти все ари говорят на южноомотском языке ари , хотя более половины из них многоязычны и могут также говорить на других языках, например, на амхарском . [1] : 73  [2]

До 19 века народ Ари жил под независимыми вождествами. Божественного правителя племенных обществ Ари называли баби .

В конце 1800-х годов реки Омо был завоеван Эфиопской империей при императоре Менелике II Эфиопии регион , что привело к широкому распространению там амхарской культуры и амхарского языка. [3] К началу 1900-х годов правители Амхары укрепили свой контроль над регионом, и многие ари стали крепостными . [4] Культура Ари за это время пережила значительный упадок, хотя она и язык Ари сохранились. [3] В 1974 году Дерг , поддерживаемая Советским Союзом милиция, свергла монархию. Революция разрушила феодальную систему, при которой Ари были вынуждены жить, что позволило фермерским общинам сохранить урожай и скот и привело к повышению благосостояния. После свержения Дерга в 1991 году Эфиопия приняла федералистскую систему, которая предоставила самоопределение этническим группам страны, позволив Ари вернуть себе определенную степень суверенитета над своими землями. В частности, с 2000 года социально-экономическое положение Ари значительно улучшилось. [5] и интерес к образованию процветал; сегодня в большинстве городов Ари есть хотя бы одна начальная школа. [6]

Общество

[ редактировать ]
Ари, как и многие другие носители омотского языка в Эфиопии, в значительной степени сохранили свой традиционный образ жизни, особенно из-за своей изоляции от внешних групп.

Кастовая система

[ редактировать ]

Народы Ари в Эфиопии состоят из различных профессиональных групп, и их общество социально разделено и стратифицировано в соответствии с родом занятий каждого человека Ари. Низшие касты общества состоят из гончаров , кожевников и кузнецов называются мана , которые на языке Ари . Кузнецы ( фака мана ), которые также занимаются работой по дереву, маргинализированы и занимают более низкое положение, чем кожевники и гончары ( тила мана ). Канца — это название касты земледельцев, занимающей привилегированное положение в обществе. смешанные браки между маной и катсой запрещены и считаются табу Согласно обычаям Ари, . Профессиональная сегрегация и кастовая эндогамия, практикуемые среди Ари, как показали достижения археогенетики , являются одной из старейших существующих непрерывных кастовых систем. [7] Сообщается, что после введения христианства социальное разделение между христианами Ари, принадлежащими к разным кастам, стало менее важным. Все больше обществ делают сельское хозяйство своим источником существования, и большинство из них практикуют смешанное земледелие. [8]

Большинство Ари исповедуют либо протестантское христианство, либо традиционные верования. Некоторые исповедуют православие . [9]

После завоевания Эфиопской империей в конце 1800-х годов многие ари были вынуждены принять православие. [3] хотя эта религия подверглась сильной стигматизации из-за ее связи с силами вторжения и предполагаемой экономической эксплуатации со стороны православных священников. [10] В 1950-е годы большое количество людей стали протестантами в результате западной миссионерской работы (особенно СИМ ). Сегодня подавляющее большинство христиан Ари являются протестантами . [10]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Перепись населения Эфиопии 2007 года» . csa.gov.et. ​Аддис-Абеба: Центральное статистическое агентство Эфиопии. 2007. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 г. Проверено 9 июля 2021 г.
  2. ^ "Ари " Этнолог Получено 3 июля 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Барнс, Лори; ван Асвеген, Кобус (ноябрь 2008 г.). «Расследование сохранения языка маале в Эфиопии» . Африканские идентичности . 6 (4): 431–444. дои : 10.1080/14725840802417984 . ISSN   1472-5843 . S2CID   144473850 .
  4. ^ Нати, Александр (1994). «Заведение по поиску воров (Леба Шай) в Ариланде, юго-запад Эфиопии, 1890-1930-е годы» . Этнология . 33 (3): 261–272. дои : 10.2307/3774010 . JSTOR   3774010 .
  5. ^ Зоммершу, Джулиан (04 октября 2020 г.). «От пиршества к накоплению: способы реализации ценностей и радикальные культурные изменения в Южной Эфиопии» . Этнос . 87 (5): 893–913. дои : 10.1080/00141844.2020.1828971 . ISSN   0014-1844 . S2CID   225153643 .
  6. ^ Ногучи, Марико (март 2013 г.). «Старение среди ари в сельской местности на юго-западе Эфиопии: средства к существованию и повседневное взаимодействие «Гальты» ». Монографии по африканским исследованиям . 46 : 135–154. дои : 10.14989/173537 .
  7. ^ Дэвид Райх (2019), Кто мы и как мы сюда попали: древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом ISBN   978-019-882-1250 , страницы 219-223. Цитата: «Сегодня существует сложная кастовая система, которая формирует жизнь многих людей в Эфиопии, со сложными правилами, запрещающими браки между группами с разными традиционными ролями. Ари включают три подгруппы — земледельцы, кузнецы и гончары — которые социально и генетически отличались друг от друга и от неарийских групп. Поскольку ари имеют особую генетическую близость к сорокапятисотлетнему древнему горному человеку по сравнению с другими эфиопскими группами, очевидно, что существовали сильные местные группы. барьеры для обмена генами и гомогенизации в регионе современной Эфиопии, которые сохранялись по крайней мере сорок пятьсот лет. Это лучший пример сильной эндогамии, который я знаю, даже более древний, чем свидетельства эндогамии в Индии, которые существуют до сих пор. задокументировано только как возвращение на пару тысяч назадгоды."
  8. ^ Терашима, Хидеаки; Хьюлетт, Барри С. (22 октября 2016 г.). Социальное обучение и инновации у современных охотников-собирателей: эволюционные и этнографические перспективы . Спрингер. ISBN  978-4-431-55997-9 .
  9. ^ Гебре, Интисо (декабрь 2010 г.). «Культурный контакт и изменение в практике именования среди ари на юго-западе Эфиопии» . Журнал африканских культурных исследований . 22 (2): 183–194. дои : 10.1080/13696815.2010.506387 . ISSN   1369-6815 . S2CID   153922382 .
  10. ^ Jump up to: а б Бёлль, Верена; Каплан, Стивен; Алос-Монер, Андреу Мартинес д' (2005). Эфиопия и миссии: исторические и антропологические взгляды . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN  978-3-8258-7792-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08bef6f756f008956e03b57e37b8e3fd__1715966640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/fd/08bef6f756f008956e03b57e37b8e3fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aari people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)