Люди Соддо-Гураге
Соддо Гураже или Кистане ( населяющая : ክስታኔ; эндоним: Аймелель , Гордена ) — подгруппа Гураге, южно-центральную часть Эфиопии, считающаяся северной географической и лингвистической подгруппой Гураге и говорящая на языке Соддо Гураге или Кистанигна ( да). В основном они населяют Соддо (вореда) в зоне Гураж , но большое их количество также проживает в различных частях Эфиопии, особенно в Аддис-Абебе , Назрете , Бутаджире и Дыре-Даве . Они связаны с Себат Бет Гураже и другими подгруппами Гураже, однако, в отличие от Себат Бет Гураж и Силте, они исключительно и почти полностью являются эфиопскими православными христианами-тевахедо. Соддо Гураге известны своей православной христианской идентичностью и гордятся ею, которую они исторически практиковали с древних времен, и от которой их название Кистане (букв. Христианин ) получило свое название, поскольку это традиционное и предпочитаемое имя местных жителей. для людей, хотя Соддо все еще широко используется.

Соддо-гураге связаны со своими собратьями-гуражами. Географически они граничат с Оромо на севере, западе и востоке, граничат с Доби на юге и Месканом и Мареко на юго-востоке. Они также разделяли значительную географическую и языковую политику с Гафатом , ныне вымершей группой, которая располагалась рядом с ними, охватывая территорию, которая когда-то широко простиралась до Годжама и Королевства Дамот на западе до вторжений миграций оромо . [1]
История
[ редактировать ]
Самое раннее упоминание о Кистане датируется столетиями. В исторических источниках Аймелель ( Аламале ) упоминается как район и провинция, которыми управлял император Амда Сейон (1314–1344) в начале 14 века и временами служил военным гарнизоном и поселением для него и будущих императоров. [2] В устных традициях Гураге Аймелель считается первым пунктом назначения, куда прибыли экспедиции мифологического Азмаха Себхата, который, как говорят, был послан императором Амдой Сейоном поселиться в этом районе в начале 14 века. Учёные и лингвисты 19-го и 20-го веков использовали этот термин для обозначения Кистане, и другие Гураги продолжали традиционно называть его им. Однако в настоящее время «Аймелель» сохраняется как лишь одна из нескольких подгрупп или Агеров, состоящих из Соддо Кистане, что позволяет предположить, что Аймелель когда-то представляли собой исторически доминирующую группу среди них, прежде чем она потеряла свое политическое значение. Сегодня Кистане в основном разделены и состоят из следующих подразделений: Амавуте, Вачо, Герено, Аймелель, Адель, Айгедо, Эндебуйо, Кеште, Гемисе, Анжетге, Аратге, Кенз, Эшгедье, Дугда, Земуте, Мелько, Нуренна. , Даму, Вогерам и другие. Некоторые устные источники Кистана утверждают, что они произошли с севера, например, Эритрея , Аксум , Гондер и Булга . [3] ссылаясь на свои давние связи с исторической империей до античности.
Кистанеленд (которым иногда называют этот регион) является местом расположения многочисленных исторических объектов, таких как монолитный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО Тия и аналогичные стелы Герено. Здесь также находится несколько исторических монастырей, таких как Медре Кебд Або и монолитная церковь Адади Мариам, что является свидетельством прочных и давних связей этого района с христианством в этом районе. Согласно религиозной агиографии, святой Гебре Менфес Кидус построил монастырь Медре Кебд Або в XI веке, позже был там похоронен. В местной традиции говорится, что Сайзана, брат императора Эзаны Аксумского , основал Адади Мариам в 4 веке, хотя некоторые относят его строительство к 12 веку во времена правления Лалибелы (императора Эфиопии) во времена династии Загве . Оба эти места сегодня являются основными местами христианского паломничества тысяч людей по всей стране. Православная вера является неотъемлемым краеугольным камнем общественного устройства, морали, культуры и этнической идентичности людей.

То, что родина кистане когда-то простиралась гораздо дальше, подтверждается обнаружением остатков населения кистане в озере Вончи и районе Амбо , известном как Галила, когда французский исследователь Антуан д'Аббади встретился с ними в Годжаме, возвращаясь в свой дом в Вончи. Жрецы назвали себя Кистане (христианскими) Гурагами, заявив, что их возглавлял их потомственный правитель Абегаз Волле, который постоянно находился в состоянии войны с оромо. [4] Этнолог Эйке Хаберланд посетил этот район в 1955 году для дальнейшего изучения людей, которые к тому времени почти вымерли и находились под угрозой ассимиляции. Он также изучал этнологию чебо, другого родственного народа Гураге, который уже был в основном ассимилирован оромо, но чье первоначальное имя было Курчасе . [5] Он отметил, что галила и чебо были коренными жителями гор Дандифф в Западной Шева, но после миграции оромо оба были вынуждены жить в предгорьях гор и на берегу озера. В отличие от чебо, галила жили на откосах высоких гор и смогли сохранить свою идентичность. Хаберланд согласился с гипотезой лингвиста Вольфа Леслауса о том, что язык Кистане является продолжением Гафата, и отметил, что присутствие секты Галила Кистане в этом районе, а также Курчасе усилили аргумент о том, что Гураге и Гафат когда-то во многом делили прилегающие территории. больше, чем земля, которой они сейчас владеют. Это дополнительно подтверждается выводом Ульриха Браукампера о присутствии Кистане в Вадже до миграции народа хадия и открытиями христианских реликвий и артефактов на горе Чилало и массивах озера Лангано . [6]
В период с 15 по 17 века некоторые исследователи, такие как Хиоб Людольф, вносили «Аймелель» в список как независимый район, отдельный от других Гурагов, которых некоторые описывали как «язычников», в то время как Аймелель были христианами. перечислил несколько подгрупп и государств, принадлежащих христианским Гурагам (т.е. Кистане) Позже в 1841 году Людвиг Крапф :
« Христиане расселены в следующих местах: 1. Эймелель; 2. Нуррено; 3. Безанчубу; 4. Манес; 5. Малакдамо; 6. Вогорам; 7. Буйяна; 8. Юдамо; 9. Дачи; 10. Жетанн 12. Хеберрер; [7]
К наиболее известным христианам-содо относятся Эймелеле (Аймелель), Нуренно (Нуренна), Буйана (Буи), Вогарам и Малакдамо (Даму); в то время как Доби, Хеберрер (Шеберрер), Арехат, Арогаме (Аргуме) - это Доби, а Мохер (Мухер) - это подгруппа Себат Бет, которая, как и христиане, была христианской на протяжении веков.
Миграции/вторжения оромо и их влияние
[ редактировать ]Источники сообщают, что местные жители Аймелеля помогали и сражались в армиях Христианского королевства в борьбе против вторжения Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази во время эфиопско-адальской войны в 16 веке, а затем подверглись нападениям и разграблениям; В частности, Мидре Кебд Або был сожжен, а его сокровища были разграблены исламскими силами. Однако после смерти имама в 1541 году и незначительной победы христианского эфиопского государства над ними, в середине 16 века, гураге, как и большая часть остальных жителей южной Эфиопии, снова оказались жертвами давних вторжений. на этот раз из Оромо . Миграции оромо, которые начались где-то с юго-восточной периферии страны недалеко от границы с Кенией , положили начало серии экспансий и вторжений на север, которые оказали глубокое и необратимое влияние на демографию центральной, западной и южной Эфиопии сегодня. Гураге, Амхара, Хадия и Сидама были наиболее успешными группами, оказавшими сопротивление новичкам. Однако географическое положение Кистане делало их более уязвимыми для набегов и вторжений оромо, в отличие от их собратьев-гурагов, и они были не только отделены от материка, но и были окружены и вынуждены терпеть столетия агрессии и конфликтов с ними, а также в меньшей степени, Мареко. [8] В течение длительного периода, несмотря на то, что первоначально им пришлось уступить много земель, им в значительной степени удалось отразить их и противостоять им, выиграв множество серий сражений. Многих местных героев, известных как гота , таких как Гачо Заге и Ядуту Дугда из Вачо, Бене Дуту из Аратге, Дама Роге из Даму и многие другие, по-прежнему прославляют, а старейшины рассказывают устные истории об их храбрости в бою. [9] Однако примерно в начале 19 века для них произошла перемена в судьбе, и оромо стали еще более агрессивными, возможно, из-за одновременной экспансии правителей Шева Амхары на север, одновременно отталкивавшей их на юг, и с помощью соседние племена оромо Бечо, Гимбичу и Либен добились большего успеха в проникновении почти на всю материковую часть Кистане. [10]
«Галлы впервые ворвались на территорию Аймаллаля через Амбаре Варго в Нуранне. Затем другие районы Аймаллаля, такие как Гаят, Гарено, Эндабуя, Амауте, были захвачены и разграблены. Основными племенами галла, вторгшимися в Аймаллал, были Абадо и Малима с севера, оба члены туламской ветви галла, гето и дула. Говорят, что в Амауте вторглись Абадо, Вачо - Гето, а Аратге - Дула. Другое, менее известное племя, джидда, вторглось в Гарено. Из этих племен больше всего боялись Абадо, с которым аймаллалы вели большую часть своих сражений». [11]
Общим эффектом вторжения оромо стало грабеж, депопуляция (в результате смерти или бегства) и порабощение. В середине XIX века торговля рабами Гураге существенно возросла. До сих пор есть старейшины, которые помнят бабушек и дедушек или других подобных родственников, проданных в рабство оромо. Вторжение и разграбление заставили многих жителей Кистана бежать и поселиться в соседних районах, таких как Ада, Меки, Звай , Минджар и Булга , что способствовало первым массовым миграциям Гураге в другие части страны. [12] Многие Гураги отчаянно обращались к Негусу Сахле Селассие с просьбой защитить их от нападений оромо. [13] Изенбург был свидетелем того, как рабы Гураге просили милостыню у ног короля, свидетельствуя, что, когда они идут в Шву, они часто почти обнажены, поскольку Оромо часто устраивают засады и грабят их, а король дарит им новую одежду, зная, что налетчики боятся разозлить короля. [14] Многие оромо также мирно вступали в брак с кистане, причем многие из последних говорили на языке первых и принимали имена оромо, а также амхарские имена. Примером этого был брак между известным генералом оромо Расом Гобана Дачче , который возглавлял армии Менелика в его повторном завоевании большей части южной и западной части Эфиопии, и его женой Аскалеч, кистане Гураге, которая также была бабушкой Арбенья и премьер - министр Рас Абебе Арегаи . Мать Хайле Селассие , Ешимибет Али, была дочерью вождя Волло Оромо Аба Джиффара Гамчо и его жены Кистане Гураге Волете-Гиоргис, которая позже стала монахиней. Многие соседние племена оромо также были обращены в православие священниками Кистане Гураге, и помимо смешанных браков и смешений с ними, многие из них переняли традиционные обычаи и культуру Гураге. Это наиболее характерно для кланов Джида и Абадо ветви Тулама, а также для гето, которые по большей части неотличимы от них по обычаям и традициям.
Другие ссылки и современный период
[ редактировать ]Кистане также имеют давние исторические и наследственные связи с амхарами, особенно с шева, которые разделяют одну и ту же православную христианскую религию, несколько обычаев и говорят на схожих языках. Это еще более усиливается тем фактом, что они оба принадлежат к южно -эфио-семитской языковой группе, а среди диалектов и языков гураге считается, что кистанский язык лексически наиболее близок к амхарскому . Зарегистрировано, что несколько кланов Кистане произошли от Амхараса, а также от тиграянцев , которые мигрировали в этот район, спасаясь от вторжений Грагна, и которые засвидетельствованы в их наследственных линиях (т.е. Фасильге) . [15] Король Сахле Селассие из Шевы, который сам также был втянут в конфликт с оромо, ответил на просьбу лидера и знаменитого военного командира Кистане Вода Лелисо о военной помощи и союзе против оромо, которые становились все более агрессивными, и послал банды Стрелки Амхары им в помощь [16] К 1830 году он завоевал подчинение лидеров Кистана Керо и Амино и включил их в качестве подчиненного государства Шева, назвав себя «Королем Гураге». Когда Менелик II , его внук, попытался вновь расширить и завоевать остальную часть южных частей страны в 1870-х годах, Кистане мирно подчинились. Это позволило им сохранить свою местную политическую автономию и избавило их от грабежей, с которыми столкнулись другие подгруппы Гураге и соседние народы, которые действительно восстали. В течение следующих нескольких десятилетий они смогли жить относительно более мирно. Однако несколько оромо-балеабатов (повелителей) по-прежнему силой правили Кистане Гурагами во многих округах Кистанеленда, и многие эмигрировали в различные части Эфиопии в результате разграбления и сокращения их родины, на которой они были заключены и которая стала неспособной выдерживать их население. [17] Это было во время основания Аддис-Абебы, когда многие кистанские гураги эмигрировали в недавно основанную Аддис-Абебу, став первыми гуражами, обосновавшимися в новой столице, и внесли большой вклад в трудовой труд и строительство в ней. Аристократические источники Шевана и Кистане сообщают, что император Менелик предоставил Кистане землю в районе Геджа в Аддис-Абебе, которая была первым районом, где они исторически поселились, и поощрял их жить там. Ассоциация дорожного строительства Алемгена-Велайта была основана Кистане во времена Хайле Селласи и предоставила источник рабочей силы, возможностей трудоустройства и общественной самобытности для новых молодых эмигрантов, мигрировавших в Аддис. [18] [19]
После свержения Хайле Селассие и имперского режима в 1974 году его сменил коммунистический режим Дерга . В рамках новой земельной системы, вдохновленной марксизмом, многие землевладельцы Гураге были насильственно экспроприированы правящим режимом и были вынуждены переселиться в городские центры для накопления своего богатства. В 1991 году, после свержения Дерга и прихода к власти НПРДФ, была введена новая федералистская система на этнической основе. Многие политики оромо настаивали на том, чтобы Кистане Гураге идентифицировались как оромо и присоединились к региону Оромия, а не к региону СННПР. Когда они отказались, сторонники нескольких политических партий и движений оромо, таких как OLF ( Фронт освобождения оромо ), IFLO (Исламский фронт освобождения оромо) и OPDO , запугали, разрушили собственность в регионе Содо Кистане и использовали насилие с целью угрожать общинам, которые с ними не согласны. В ответ сторонники Кистане Гураже гневно выступили против и сформировали отдельную коалицию под названием «Демократическое действие Соддо Гордена». [20]
Язык
[ редактировать ]
Язык соддо-гураге, также известный традиционно и на местном уровне как кистанигна, является одним из языков гураге северной группы, которая классифицируется как один из кластеров южно-эфио-семитского языка. В пределах южноэфио-семитского языка он разветвляется на гуннангнскую ветвь языков гураге. Он не является взаимопонятным с языками Западного Гураге или Восточного Гураге. Кистанигна обычно считается наиболее близким к амхарскому языку, чем другие языки Гураге. Он имеет мутуалистическую понятность на 76/90% с близкородственным доби, а также имеет значительное сходство с языком мескане . Он также тесно связан с ныне вымершим языком гафат, на котором говорили в современных Велеге и Годжаме.
Коммунальные законы и организация
[ редактировать ]В отличие от своих соседей на севере и большей части остальной части страны, Гураге традиционно не практиковали структурированную монархическую систему и, следовательно, не имели окончательных королей или единоличных правителей. Вместо этого они политически организовались в общинные системы управления, которыми управляли несколько местных вождей. Система управления Соддо Кистане известна как Йе Гордена Сера , которая также является общей с Гедебено, в то время как Доби практикуют Йе Синана Сера и Мескан Йе Фересгена Сера .
The Gordena was thought to have been founded in a district called Enjeri in the Nurena area, and is often referred to interchangeably as that (i.e. Ye Enjeri Sera). It contrasts with the Sebat Bet Gurage which practices the similar Yajoka Kicha. While the Yajoka Kicha spans its establishment to about 300 years, the Kistane shows remarkable consensus in tracing the establishment of the Gordena to over 600 years.[21] Like the Sebat Bet, the Sodo Kistane is composed of several agnatic descent groups. However, in contrast to the former, these sub-groups are primarily categorized based on geographic territory rather than genealogical lineages and clans. These subdivisions are known in the Kistane as Agers. Within each Ager are dozens of smaller territorial and familial units called Sebuggnets.[22]
Обстоятельствами, приведшими к объединению этих агеров и созданию Гордены, было наличие как внутренних, так и внешних угроз; длительные территориальные споры между враждующими «агерами» помимо внешней угрозы со стороны мареко (а позже и оромо) способствовали выработке единой системы борьбы с ними. Однако система Сера не ограничивается Гураге, но также и людьми Волайта , Сидама и Гамо , которые практикуют схожие формы управления и политические структуры и все потребляют и практикуют культуру образа жизни Энсет .
Известные личности
[ редактировать ]— Тедди Афро , народный артист и певец.
- Бахру Зевде , профессор, эфиопский историк и писатель
- Доктор. Фекаду Гедаму , эфиопский социальный антрополог и послы
- Себсебе Демисью , профессор и эфиопский ученый-ботаник
- Земзем Герби , предприниматель и деловая женщина.
- Генерал Йилма Шибеши , начальник национальной полиции
- Астер Авеке , народная артистка и певица
- Абинет Агонафер , певец
-Абонеш Адинью , певец
- Миналуш Рета , певица
- Арго Бедасо , певец
- Элиас Мелка, композитор и автор песен
— Дежазмач Балча Сафо , был командиром, дежазмачем, губернатором
— Дежазмач Гебремариам Гари , был командующим, губернатором
- Дежазмач Гересу Дуки военачальник
- Дежазмач Бекеле Вейя , был командиром
- Гетане Кебеде , профессиональная спортсменка
- Геремью Денбоба , профессиональный спортсмен
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Браукампер, Ульрих (2002). Исламская история и культура в Южной Эфиопии: Сборник очерков . п. 55.
- ^ Уллендорф, Эдвард (1966). Славные победы Амды Цейона, короля Эфиопии . п. 280.
- ^ Зевде, Бахру. Аймаллал Гураге в XIX веке: политическая история п. 66.
- ^ д'Аббади, Антуан (1844). География Эфиопии: что я слышал, следуя тому, что видел . п. 152.
- ^ Хаберланд, Эйке (1966). Комментарии о культуре и языке «Галилы» в Вончи . п. 14.
- ^ Браукемпер, Ульрих (1977). Исламские княжества в юго-восточной Эфиопии между тринадцатым и шестнадцатым веками .
- ^ Людвиг Крапф, Иоганн. Подробное описание их действий в Королевстве Шоа и путешествий в другие части Абиссинии в 1839, 1840, 1841 и 1842 годах . Журналы преподобных господ Изенберга и Крапфа, миссионеров Церковного миссионерского общества. п. 98.
- ^ Зевде, Бахру. Аймаллал Гураге в XIX веке: политическая история п. 66.
- ^ Затем Тамрайеху (2016). Ye Gurage Hizb Mainent Be Эфиопия Andinet налаживает связи п. 46.
- ^ Бонса, Шемелес (март 2010 г.). История миграции Кистана до 1974 года . п. 176.
- ^ Зевде, Бахру. Аймаллал Гураге в XIX веке: политическая история п. 57.
- ^ Зевде, Бахру. Аймаллал Гураге в XIX веке: политическая история п. 60.
- ^ Корнуоллис Харрис · Уильям (1844). Высокогорье Эфиопии п. 312.
- ^ Уильям Изенбург, Чарльз. Журналы преподобных господ Изенберга и Крапфа, миссионеров Церковного миссионерского общества . п. 182.
- ^ Алему, Денвер (1990). Гогот: Ye Gurage, судя по дате: они правы .
- ^ Зевде, Бахру. Аймаллал Гураге в XIX веке: политическая история п. 60.
- ^ Бонса, Шемелес (март 2010 г.). История миграции Кистана до 1974 года . п. 175.
- ^ Гедаму, Фекаду. «Этнические ассоциации в Эфиопии и поддержание городских и сельских отношений с особым упором на Ассоциацию Алемгена Воламо»:
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Зевде, Бахру. Аймаллал Гураге в XIX веке: политическая история п. 57.
- ^ и Мария Булах, Денис Носницын, Томас Рэйв (20–25 июля 2003 г.). Материалы XV Международной конференции эфиопских исследований, Гамбург . п. 987.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Зевде, Бахру. Эфиопия: вызов демократии снизу стр. 100-1 24–26.
- ^ Гедам, Фекаду (1986). Традиционная социальная среда Кистане (Соддо) в центральной Эфиопии. п. 28.