Иробить людей
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2009 г. ) |
Народ ироб ( геэз : ኢሮብ ʾirōb , также пишется как Эроб) — этническая группа, живущая преимущественно в высокогорной горной местности с одноименным названием в Эритрее и Эфиопии. Они говорят на языке Сахо . Большинство из них исповедуют католическую христианскую религию и в основном занимаются земледелием. [ нужна ссылка ] Этимология имени Ироб спорна, но старейшины Ироба говорят, что этот термин происходит от слова Сахо «Ороба», что означает «добро пожаловать в наш дом». Границы Иробленда в некоторой степени идентичны Ироб- вореде; оба граничат со следующими областями: Дабри-Мела на севере, Хадо на востоке, регион Афар на востоке и юге, Шумезана и Гуломакеда на западе и Саэси Цаэдаемба на юге. Первые два соседа — говорящие на языке сахо и преимущественно мусульмане, третий — мусульмане-афары, а остальные — христиане, говорящие на языке тигринья.
История
[ редактировать ]Столица (традиционный центр) Ироба — Алитена . Иробы ведут свою родословную от одного человека, Сумме, сына Негусе Вореде-Мехрета, который, согласно устной истории Ироба, мигрировал в Иробланд из Цираэ в Килите-Авлаэло , части Тыграя, около 700 лет назад. [1]
Несмотря на относительно небольшую численность населения, иробы находились в авангарде региональной и национальной политики Эфиопии. Начиная с Земене Месафинта , в политике Тыграи доминировала семья Ироб из Шум Агаме Волду. В династию входили Дежазмах Субагадис (чье правление распространялось на современную Эритрею), Шум Агаме Деста, Рас Себхат Арегави и многие другие, включая императора Йоханнеса IV .
Во время итальянского вторжения патриоты Ироба, возглавляемые такими людьми, как Дежазмач Айеле Себхат и Дежазмач Касса Себхат , [2] внесли свой вклад в антиитальянское движение сопротивления со своей базы на горе Асимба .
В более поздние времена многие иробы, такие как доктор Тесфай Дебессай , который был лидером Эфиопской народно-революционной партии (НРП), сыграли важную роль в борьбе, вевшейся против диктаторской хунты во главе с полковником Менгисту Хайле Мариамом .
Более того, собственно Иробланд, особенно вокруг населенных пунктов Ассимба и Айга, служил базой для нескольких эфиопских революционных движений, включая НЭРП и Народно-освободительный фронт Тыграя (НФОТ). Айга также является местом значительных сражений во время эфио-эритрейской пограничной войны (1998–2000 гг.), которая в конечном итоге привела к выводу оккупационных эритрейских сил из региона.
в начале января 2021 года во время Тыграйской войны по меньшей мере 52 мирных жителя (50 мужчин и 2 женщины) были убиты во внесудебном порядке в Иробе эритрейскими солдатами. По данным Ассоциации защиты интересов Ироба , подготовившей список имен жертв, [3]
Телеканал «Тиграй» сообщил о 13 жертвах, членах одной семьи, брошенных в реку, окрашенную в красный цвет; Родственникам было запрещено хоронить тела и оплакивать погибших. [4]
Образ жизни и культура
[ редактировать ]Иробы делятся на три основные подгруппы или Аре (Дома): Адгади-Аре, Букнаити-Аре и Хасабалла. Адгади-Аре и Хасабалла - преимущественно православные христиане, а Букнайти-Аре - католики.
Экономика Ироба в основном основана на сельском хозяйстве, включая животноводство. Этот регион также славится своим превосходным медом. Фактически, Мисс / Тедж или местное «Пиво» (медовое вино), приготовленное из меда, славится во всем регионе за свое качество.
В целом иробы — бикультурное сообщество. Со своими соседями, говорящими на сахо, они имеют общий язык и определенные социальные структуры, такие как система кланового разделения под названием Мела и титул Она для своих региональных лидеров. Многие другие культурные традиции, включая свадебные церемонии, одежду, танцы и еду; однако они больше похожи на своих соседей, говорящих на языке тигригна, особенно на народы Агаме.
У иробов также есть отличительные обычаи. Например, у них есть сложная традиция рассказывания стихов под названием Адар . У мужчин Ироба есть танец/шаг под названием Хора и Алькафо , который традиционно исполнялся при подготовке к сражениям и до сих пор широко используется во время свадеб и других церемоний.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История Ироба. Краткая история Ироба... — Предзаказ Konjo Erob Boys & Girls | Facebook» . www.facebook.com . Проверено 02 января 2021 г.
- ↑ Энтони Моклер рассказывает, как они атаковали и почти уничтожили итальянскую колонну, которая продвинулась из южной Эритреи через впадину Данакиль и достигла окраины Эфиопского нагорья . ( Война Хайле Селассие [Нью-Йорк: Olive Branch Press, 2003], стр. 66f)
- ^ «Отчет о ситуации EEPA HORN № 72 – 31 января 2021 г.» (PDF) . Европейская внешняя программа с Африкой . 31 января 2021 г. Архивировано (PDF) из оригинала 31 января 2021 г. Проверено 1 февраля 2021 г.
- ↑ Tigrai TV, 3 октября 2021 г.: Жестокая резня в районе Ироб.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ассоциация защиты прав Ироба : культурный и исторический обзор, продвижение прав человека