Берта люди
![]() Берта играет на валторне во время свадебной церемонии | |
Общая численность населения | |
---|---|
390,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Эфиопия : 208,759 [1] Судан : 180,000 [2] | |
Языки | |
Берта | |
Религия | |
Преимущественно ислам | |
Родственные этнические группы | |
Гумуз , Удук , Ветавит |
Берта — этническая группа , (Берта), или Фундж , или Бенишангул проживающая вдоль границы Судана и Эфиопии . Они говорят на нило-сахарском языке , не родственном языку их нило-сахарских соседей ( гумуз , удук ). Общая численность эфиопов-бертасов в Эфиопии составляет 208 759 человек. Суданцы-берта насчитывают около 180 000 человек.
История
[ редактировать ]Их истоки следует искать в Сеннаре на востоке Судана, на территории бывшего султаната Фундж (1521-1804 гг.). В течение 16 или 17 века они мигрировали в западную Эфиопию, в район современного региона Бенишангул-Гумуз . «Бенишангуль» — это арабизированная форма оригинального названия Бела Шангул , что означает «Скала Шангул». Имеется в виду священный камень, расположенный на горе Менге - Вореда, одном из мест, где первоначально поселились берты, когда они прибыли в Эфиопию. [3]
Их прибытие в Эфиопию ознаменовалось сильным территориальным конфликтом между различными общинами Шангула. По этой причине, а также для защиты от набегов рабов из Судана, общины Шангула решили основать свои деревни на естественно защищенных холмах и горах, среди скалистых обнажений. Из-за сурового рельефа дома и зернохранилища были подняты на каменные столбы. Немецкий путешественник Эрнст Марно описал архитектуру и деревни Шангула в своей работе «Reisen im Gebiete des Blauen und Weissen Nil» (Вена, 1874 г.). Шангул Бенишангуль был включен в состав Эфиопии только в 1896 году.
После того, как в 20 веке конфликты и набеги утихли, народ Шангул переселился в долины, где сегодня расположены их деревни. В течение 19 века территория Бенишангула была разделена на несколько шейхов ( Фадаси , Комоша, Гизен, Асоса ), самым могущественным из которых в конце 19 века правил шейх Хойеле.
Таможня
[ редактировать ]
После нескольких столетий влияния арабоязычных регионов Судана берта теперь в основном мусульмане, и многие из них свободно говорят на суданском арабском языке . Из-за смешанных браков с арабскими торговцами некоторых Берта называли Ватавитами — местное название «летучая мышь», что означало, что они представляли собой смесь двух очень разных групп. Однако у них все еще есть традиционные обычаи, схожие с обычаями их нило-сахарских соседей. Например, до сих пор существуют специалисты по ритуалам, называемые нери , обладающие целительной и гадальной силой. Именно они умеют бороться с нечистой силой ( шуман ). Ритуалы вызывания дождя также встречаются у берта, как и у других нило-сахарских и нилотских общин.
На свадебных церемониях музыку играют мужчины с большими трубами из калебаса ( ваза ). [4] [5] Жених приезжает на свадьбу верхом на осле, неся в руке челку (палку). После свадьбы муж должен построить избу и год и более жить в деревне жены, обрабатывая землю тестя. Развод принят. Берта практикуют шрамирование , обычно это три вертикальные линии на каждой щеке, которые они считают символами Бога (каждая линия интерпретируется как начальная буква Аллаха, арабский алиф ).
Большинство Берта — смешанные фермеры, которые также занимаются животноводством, торговлей, пчеловодством и выращиванием кофе. [6] Их основной пищей является сорго , из которого они готовят каши в керамических посудах. Еще из сорго варят пиво. Пиво готовят в больших керамических емкостях, называемых авар и ис'у . Рабочие группы играют важную роль в обществе Берта. Когда кто-то хочет построить дом или возделывать поле, он зовет на помощь соседей и предлагает пиво и еду.
Большинство Берта исповедуют ислам, который часто включает в себя традиционные обычаи. Меньшинство продолжает исповедовать свою традиционную религию.
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Андерсен, Т. 1993. «Аспекты фонологии Берты». Африка и зарубежье 76: 41–80.
- Андерсен, Т. 1995. «Абсолютивный и именительный падеж в Берте». В Николаи и Роттленде (ред.): Пятый нило-сахарский лингвистический коллоквиум . Ницца, 24–29 августа 1992 г. Материалы. (Нило-Сахарский 10). Кёльн: Кёппе, стр. 36–49.
- Бендер, Л. 1989. «Новостной лексикон». В Л. Бендере (ред.): Темы нило-сахарской лингвистики (Нило-сахарский 3). Гамбург: Гельмут Буске, стр. 271–304.
- Гонсалес-Руибал, А. 2006. Порядок в беспорядочном мире: дом Берты (Западная Эфиопия). Антропос 101 (2): 379–402.
- Триулзи, Алессандро. 1981. Соль, золото и легитимность. Прелюдия к истории ничейной земли. Бела Шангул, Валлага, Эфиопия (ок. 1800–1898 гг.). Неаполь: Институт востоковедения.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Перепись 2007 года» csa.gov.et. Архивировано 20 октября 2017 г. на Wayback Machine , Таблица 3.1.
- ^ «Берта» . Этнолог . Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ О «Скале Шангул» см. Алессандро Триулзи, «Торговля, ислам и Махдия в северо-западной Валлага, Эфиопия» , Журнал африканской истории , 16 (1975), стр. 57 и цитируемые там источники.
- ^ «Аль-ваза: музыкальный инструмент, отражающий суданское наследие» . Хартум Стар . 5 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 6 сентября 2019 г. Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ CGTN Africa (16 января 2016 г.), труба Ваза возвращается, поскольку жители суданского региона Голубого Нила отмечают окончание сбора урожая , получено 23 марта 2021 г.
- ^ Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. п. 215. ИСБН 1-57958-468-3 .