Jump to content

Ингессана люди

Ингессана ( Гаамг , Таби ) — представители африканской этнической группы Судана, говорящие на языке гаам . Они живут вокруг холмов Таби , к юго-западу от Ад-Дамазина и к северо-западу от Курмука в провинции Голубой Нил . Столица региона Ингессана — Бао , а правительственные учреждения — в Соде .

Подгруппы

[ редактировать ]

Есть 5 основных подгрупп Ингессаны: Джок Кулелек, Джок Габанит или Бавоак, Джок Булек, Джок Гор и Джок Тау. Каждая из этих основных подгрупп Ингессаны имеет свою экономическую специализацию: Джок Кулелек владеют большими стадами домашнего скота, Джок Булек известны своими сельскохозяйственными способностями, Джок Гор - опытные ткачи, Джок Тау специализируются на кузнечном деле, а Джок Габанит или Бавоак, которые знают суровое испытание на холодной планете, называемое шада Габанит, что означает холод среди габанитов. [1]

Как объясняет Джедрей (1995), Гаамг (Ингессана) исторически защищали себя и свои холмы от многих вторжений посторонних. В результате их культура гораздо более устойчива к изменениям, чем культура других этнических групп южного региона Голубого Нила. Гаамги, в основном самодостаточные в том, что они выращивают в холмистой местности, не спешат выращивать товарные культуры или мигрировать в поисках заработной платы. В результате прошлых конфликтов с арабами и другими захватчиками они имеют репутацию враждебных по отношению к чужакам и даже беженцам. [2]

Хотя происхождение Гаамга неясно, на холмы Ингессены в течение нескольких сотен лет попеременно совершались набеги фунджских султанов Сеннара на северо-западе или абиссинских королей Гондара на северо-востоке, причем холмы Ингессены были границей между этими королевствами, которые грабили за рабов и золото. Динка на юго-западе совершали набеги на Гаамг в поисках скота во и нуэр время засухи или наводнения в своих районах. [3]

В 1820-1855 гг. правящая турецко-египетская администрация требовала больших дани в виде рабов и золота. Не получив своих требований, они напали на Гаамга и заключили его в тюрьму, взяв за раз несколько сотен пленных. Гаамг отбивался быстрыми и внезапными атаками, в результате чего многие атаки на них оказались безуспешными. [4]

В 1888–1889 годах правительство Махдистов совершило набег на район Фунджа и, в частности, на холмы Ингессена, чтобы обеспечить Хартум во время сильного и широкомасштабного голода, однажды забрав 1000 голов крупного рогатого скота из Гаамга. Гаамг предпринял контратаки и держал арабов в плену с целью получения выкупа в размере десяти голов скота на человека. [5]

В 1903–1934 годах англо-египетское правительство продолжало использовать аналогичную модель сбора дани и подавления сопротивления. Когда Гаамг напал на налоговые патрули в знак протеста против сбора дани, англо-египетское правительство провело «военные операции», которые, хотя и не включали захват рабов, захватывали скот и убивали тех, кто был признан виновным. [6]

С 1980-х годов государство стало основным полем идеологической борьбы между двумя противоположными моделями: попытками Хартума объединить и централизовать страну с доминирующей арабо-исламской идентичностью, которую парадоксальным образом возрождает разделение Южного Судана, и повстанческого НОДС/А. а теперь и программа SRF по созданию более инклюзивного и автономного Судана. Таким образом, попытки разрешить прошлые и нынешние конфликты Голубого Нила во многом отражают экзистенциальную дилемму Судана относительно того, как лучше всего ему следует себя определить.

К 1980-м годам захват земель и их эксплуатация центром привели к тому, что некоторые жители штата Голубой Нил стали больше идентифицировать себя с Югом. В 1985 году недавно сформированное НОДС/А поспешило отправить южные войска и набрать их из числа местных общин, включая многих ингессанцев. Одними из наиболее видных лидеров НОАС-Север являются Ингессана, в том числе Малик Агар .

В результате продолжающегося конфликта большая часть ингессана с 2011 года была перемещена в качестве беженцев в Южный Судан .

Образ жизни

[ редактировать ]

Основные занятия Гаамга связаны с животноводством, земледелием или ремеслами. В частности, гаамги выращивают сорго, кунжут, кукурузу, перец, тыквы и табак. Они держат крупный рогатый скот, коз, свиней, овец, кур, ослов, мулов и верблюдов. В засушливый сезон молодые мужчины и мальчики уводят стада до 50 голов крупного рогатого скота в сотню миль на юг к реке Ябус за водой и пастбищами.

Гаамги также известны своими метательными ножами , называемыми колет. Они бывают двух типов: «Сай» и «Мудер». Рисунок на лезвии фиксирован и различен для обеих разновидностей. На «Мудере» изображен скорпион (дейт) с левой стороны и насекомое по имени фил с другой. Фил — водное насекомое, которое часто жалит купающихся людей, но боль незначительна по сравнению с болью, причиняемой скорпионом. «Сай» также несет в себе два существа природы, змею (дер) и паука (марас). Оба изображены на каждой стороне клинка и паука всего четыре раза, по два с каждой стороны. На хвостовике и рукоятке каждой разновидности выгравированы либо пары небольших надрезов (изображающие следы маленького оленя, мофор), либо параллельные зигзагообразные линии, называемые «многоножка» (донголе), а иногда и комбинации того и другого. Дизайн здесь отражает предпочтения клиента или кузнеца.

Сообщается, что в этом районе 78 холмов, некоторые из которых возвышаются на 300 метров над окружающими плоскими равнинами. В то время как равнины представляют собой луга с редкими деревьями акации, растительность на холмах имеет гораздо большее разнообразие растений и деревьев, а источники воды есть даже в засушливый сезон. Считается, что их традиционная религия основана на поклонении Солнцу, но есть отличие от физического явления Солнца («Тел») и божества-создателя «Тел». [7] Эта путаница может быть основана на том факте, что язык Гаамг тональный (то есть относительная высота звука используется для контраста между разными словами и/или разными грамматическими формами). [8] ). Обширное исследование Гаамга было проведено антропологами Чарльзом Джедрей и Акирой Оказаки , последний называл их «Гамк».

В 1941 году журналист Джордж Стир , в то время офицер колониальных британских вооруженных сил, пытавшийся вытеснить итальянцев из Эфиопии , описал Ингессану в своем отчете о кампании :

Их холмы представляют собой причудливые обнажения гигантских валунов, сложенных один на другой, образуя недостроенный кукольный домик для Ингессаны. Они сами наклеили на это основание свои отдельные ячейки из серого камуфляжного пластыря, словно законопослушную колонию ткачиков или ос.Но ингессаны превосходят этих социальных животных тем, что у них есть чувство юмора и привязанности. Увидев его, они очаровательно улыбаются, и непонятно, по какому мотиву. Их кожа черная, и они счастливы, но, кроме того, у них мало черт негров, поскольку их черты правильные и маленькие, как смесь амхары и галлы, которую можно встретить в сельской местности Шоана. У них есть своя племенная униформа, которую они не оставляют ради Британии, Греции или Сирии. Их длинная юбка или саронг плотно заворачивается на ягодицы, а волосы заплетены назад, чтобы соответствовать повороту головы. На шеях и пухлых, хорошо сложенных руках они носят толстые простые браслеты и кольца из бронзы, плетеное кожаное ожерелье с острым бронзовым стержнем, направленным назад, и еще одно длинное ожерелье, свисающее хитроумным перевернутым узором на спине. Их волосы иногда завершаются нельсоновской косой, обтянутой кожей и бронзой. Они несут два копья и балансируют на своих легких плечах, устремив клинок к небу, а спереди у них вогнут великолепный изогнутый меч. Их женщины такие же свободные и изящные, как и они сами. Они живут вокруг водоемов, словно пруды с росой в скалах, окруженные той же серой глиной, что и сторожевые будки, в которых они спят. [9]

- Джордж Л. Стир, «Глава VIII: Маршрут Ролля», запечатанный и доставленный (1942)
  1. ^ Aethiopica: Международный журнал эфиопских исследований Издательство Харрасовиц. 1998. с. 248.
  2. ^ Ждрей, М. Чарльз (1995). Ингессана: Религиозные институты народа суданско-эфиопского приграничья . Блестящий. п. 46. ​​ИСБН  9004103619 .
  3. ^ Ждрей, М. Чарльз (1995). Ингессана: Религиозные институты народа суданско-эфиопского приграничья . Блестящий. п. 14. ISBN  9004103619 .
  4. ^ Ждрей, М. Чарльз (1995). Ингессана: Религиозные институты народа суданско-эфиопского приграничья . Блестящий. п. 17. ISBN  9004103619 .
  5. ^ Ждрей, М. Чарльз (1995). Ингессана: Религиозные институты народа суданско-эфиопского приграничья . Блестящий. п. 18. ISBN  9004103619 .
  6. ^ Ждрей, М. Чарльз (1995). Ингессана: Религиозные институты народа суданско-эфиопского приграничья . Блестящий. п. 21. ISBN  9004103619 .
  7. ^ Окадзаки, А. (1984). Сосуществование с «плохими вещами»: устойчивость представлений Гамка о мистических агентах. Исследования Судана Сахеля I, 95–138. Токио, Япония: Институт изучения языков и культур Азии и Африки.
  8. ^ Штирц, ТМ (2012). Грамматика гаамга, нило-сахарского языка Судана. Докторская диссертация, Лейденский университет.
  9. ^ Стир, Джордж (июль 1942 г.). Запечатано и доставлено: Книга об аббисинской кампании . Лондон: Ходдер и Стоутон. стр. 79–80.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0ef401f3dc55f4b4e9dfb8086814c3d__1712894700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/3d/d0ef401f3dc55f4b4e9dfb8086814c3d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ingessana people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)