Нуэр люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2008 г. ) |
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
2 миллиона [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 1,8 миллиона [2] |
![]() | 147,672 (2007) [3] |
Языки | |
Нуэрский язык (Тхок Наат) | |
Религия | |
Христианство (синкретическое или иное), религия нуэр | |
Родственные этнические группы | |
Динка и Атвот |
Народ нуэр — нилотская этническая группа, сосредоточенная в районе Большого Верхнего Нила в Южном Судане . Они также живут в эфиопском регионе Гамбелла . Нуэры говорят на нуэрском языке , который принадлежит к нилотской языковой семье . Они являются второй по величине этнической группой в Южном Судане . Народ нуэр — скотоводы, зарабатывающие на жизнь выпасом скота. Их скот служит компаньонами и определяет их образ жизни. [4] Нуэры называют себя « Наат ». [5]
Обзор

Народ нуэр исторически недооценивался из-за полукочевого образа жизни. У них также есть традиция считать только старших членов семьи. Например, нуэры считают, что подсчет поголовья крупного рогатого скота может привести к несчастью, и предпочитают сообщать о меньшем количестве детей, чем у них есть. Их коллеги из Южного Судана - это самые западные жители Хорна на полуострове Хорн. [6]
История
Говорят, что народ нуэр изначально был частью народа динка, который мигрировал из Гезиры на юг в бесплодную сушу, которую они называли «Квер Квонг», которая находилась в южном Кордофане . Столетия изоляции и влияния народов луо превратили их в отдельную этническую группу, отличную от наата. Прибытие баггара и их последующие набеги рабов в конце 1700-х годов заставили нуэр мигрировать из южного Кордофана на территорию нынешнего Бентиу . Примерно в 1850 году дальнейшие набеги рабов, а также наводнение и перенаселение заставили их мигрировать еще дальше из Бентиу и на восток вплоть до западных окраин Эфиопии , вытесняя и поглощая многих динка, анюаков и бурунов. при этом [7]
Британская колониальная экспансия в регионе в XIX веке в значительной степени остановила агрессивную территориальную экспансию нуэров против динка и аньюаков. [8]
Существуют разные версии происхождения конфликта между нуэрами и динка, двумя крупнейшими этническими группами Южного Судана. Антрополог Питер Дж. Ньюкомер предполагает, что нуэр и динка на самом деле похожи. Он утверждает, что сотни лет роста населения привели к расширению, которое в конечном итоге привело к набегам и войнам. [9]
В 2006 году нуэр и мурле были племенами, которые наиболее активно сопротивлялись разоружению ; Члены Белой армии нуэр , группы вооруженной молодежи, часто автономной от власти старейшин племен, отказались сложить оружие, что привело к тому, что солдаты НОАС конфисковали скот нуэр, разрушив их экономику. Белая армия была окончательно подавлена в середине 2006 года. [10] хотя организация-преемница, называющая себя Белой армией, была сформирована в 2011 году для борьбы с племенем мурле (см. межплеменные столкновения в Южном Судане в 2011–2012 годах ), а также с динка и МООНЮС . [11]
Культура
Скот исторически имел высочайшую символическую, религиозную и экономическую ценность для нуэров. Шэрон Хатчинсон пишет, что «среди нуэров разница между людьми и скотом постоянно недооценивалась». [4] Крупный рогатый скот особенно важен в качестве богатства невесты, поскольку он передается по линии мужа линии его жены. Этот обмен скотом гарантирует, что дети будут считаться принадлежащими к линии мужа. Классический нуэрский институт призрачного брака, в котором мужчина может «отцом» детей после своей смерти, основан на этом определении отношений родства и происхождения путем обмена скотом. В свою очередь, скот, передаваемый по отцовской линии жены, позволяет детям мужского пола этой отцовской линии вступать в брак и тем самым обеспечивать преемственность ее отцовской линии. Бесплодная женщина может даже взять себе жену, дети которой, биологически зачатые мужчинами из других союзов, затем становятся членами ее отцовской линии, и она юридически и культурно является их отцом, что позволяет ей метафорически участвовать в воспроизводстве. [ нужна ссылка ]
Крупный рогатый скот
Жизнь нуэр вращается вокруг крупного рогатого скота , что сделало их скотоводами , но известно, что иногда они также прибегают к садоводству , особенно когда их скоту угрожают болезни. Из-за сезонных суровых погодных условий нуэры передвигаются, чтобы обеспечить безопасность своих средств к существованию. Они склонны путешествовать, когда наступают обильные дожди, чтобы защитить скот от болезней копыт, и когда ресурсов для скота не хватает. Британский антрополог Э. Эванс-Причард писал: «Само их существование зависит от стад... Крупный рогатый скот — это нить, которая проходит через институты нуэров , язык , обряды посвящения , политику , экономику и преданность ». [12]
Нуэры могут построить всю свою культуру вокруг крупного рогатого скота и при этом иметь все, что им нужно. До развития нуэры использовали каждую единицу скота в своих интересах. По словам Эванс-Притчарда, крупный рогатый скот помог развить культуру нуэр до того, чем она является сегодня. Они сформировали повседневные обязанности нуэров, посвящающих себя защите скота. Например, каждый месяц они вдувают воздух в прямую кишку скота, чтобы облегчить или предотвратить запор. Крупный рогатый скот бесполезен для нуэров, если у них запор , потому что они не могут производить основные ресурсы, необходимые семьям для выживания. Эванс-Притчард писал: «Важность крупного рогатого скота в жизни и мышлении нуэров еще больше подтверждается личными именами». [13] Имена своих детей они формируют исходя из биологических особенностей скота.
Эванс-Притчард писал: «Я уже указывал, что эта навязчивая идея — так кажется постороннему — обусловлена не только большой экономической ценностью крупного рогатого скота, но и тем фактом, что он является звеном в многочисленных социальных отношениях». [14] Все сырье для них поступает от крупного рогатого скота, включая барабаны, ковры, одежду, копья, щиты, контейнеры и изделия из кожи. Даже предметы первой необходимости, такие как зубная паста и жидкость для полоскания рта, создаются из навоза и мочи крупного рогатого скота. Навоз измельчают на куски и оставляют затвердевать, а затем используют для изготовления контейнеров, зубной пасты или даже для защиты самого скота, сжигая его, чтобы произвести больше дыма и отпугивать насекомых, чтобы предотвратить болезни.
Нуэры никогда не едят крупный рогатый скот только потому, что им этого хочется. Скот для них очень священн, поэтому, когда они едят крупный рогатый скот, они чтят его призрак. Обычно они просто едят престарелый скот или умирающий из-за болезни. Но даже если они это сделают, они все собираются вместе, чтобы исполнить ритуалы, танцы или песни до и после забоя скота. Они никогда не убивают скот просто ради развлечения. «Никогда нуэры не забивают животных исключительно из-за желания съесть мясо. Существует опасность того, что дух быка наложит проклятие на любого человека, который зарежет его без ритуального намерения, стремясь только использовать его в пищу. Любое животное, которое умирает от естественных причин съедено». [12] Во многих случаях они могут потреблять даже не просто крупный рогатый скот, а любое животное, которое они съели, и которое умерло по естественным причинам. Есть еще несколько источников пищи, которые нуэры могут потреблять. Диета нуэров в основном состоит из рыбы и проса. «Их основная культура — просо». [15] Формально просо употребляют в виде каши или пива. Нуэры обращаются к этому основному продукту в сезон дождей, когда перегоняют свой скот на возвышенность. Они также могут перейти на просо, когда скот будет достаточно хорошо себя чувствовать, чтобы прокормить свою семью.
Родство

Для нуэра его родители, братья и сестры не считаются марами (кровными родственниками). Он не называет их родственниками. Для него они считаются голом. [ нужны разъяснения ] что гораздо более интимно и значимо. В обществе нуэров существуют категории родства. Эти категории зависят от оплаты им. Между сторонами матери и отца существует баланс, который подтверждается в особых формальных случаях, таких как бракосочетание. [16]
Девушки нуэр обычно выходят замуж в 17 или 18 лет. Если молодая девушка обручается в раннем возрасте, [ нужны разъяснения ] церемонии бракосочетания и консумации существенно откладываются. Женщины обычно рожают первых детей, когда становятся достаточно взрослыми, чтобы их выносить. Пока девушка выходит замуж за мужчину со скотом, она может свободно выбирать мужа, однако супруга для нее могут выбрать родители. [16]
Роли родства
Родство среди нуэров для них очень важно, своих кровных родственников они называют «гол». Родство внутри нуэров формируется на основе соседей или всей их культуры. Во время этнографического наблюдения Э. Эванс-Притчард описал роль родства так: «Обязанности родства включают в себя заботу о детях своих родственников и соседей. Он также заметил, что «сеть родственных связей, связывающая членов местных сообществ, вызвано действием экзогамных правил, часто формулируемых в отношении крупного рогатого скота». [17] Никогда не считается, что это является исключительной ответственностью родителей ребенка». [18] О скоте судят по тому, сколько молока он может произвести, что является необходимостью в их культуре. Если возможно, излишки молока превращают в сыр. Но если семейное стадо не может произвести необходимое количество молока, они обращаются к окружающим, чтобы те дали им то, что им нужно. Они считают своим долгом вмешаться и помочь семье, поскольку на самом деле они не виноваты в том, сколько может дать их скот. Все общество нуэров, по сути, наблюдает друг за другом, например, как заметил Эванс-Притчард: «Когда у одного домохозяйства есть излишки, они делятся с соседями. Накопление богатства не является целью. Хотя человек, владеющий большим стадом, скота можно позавидовать, его владение многочисленными животными не дает ему каких-либо особых привилегий или обращения». [19] В этом племени нет особого отношения к человеку из-за обилия скота. Тот факт, что у одного может быть больше скота, чем у другого, не означает, что у него более высокий престиж. Если у кого-то более чем достаточно, чтобы обеспечить себя, он также предоставляет это другим нуждающимся родственникам, поскольку это часть их роли в родстве.
конфликты из-за пастбищ и набеги скота происходят Между нуэрами и динка , поскольку они борются за пастбища для своих животных. [20] По словам Джареда Даймонда , «...нуэры соблюдают несколько ограничений в обращении с соседними племенами динка: они регулярно совершают набеги на динка, крадут скот динка, убивают мужчин динка и забирают домой некоторых женщин и детей динка в качестве пленников, убивая при этом остальных. Но военные действия нуэров против других племен нуэров заключаются лишь в спорадических набегах скота, убийствах всего нескольких мужчин и отсутствии убийств или похищений женщин и детей». [21]
Религия
Э. Эванс-Притчард изучал нуэров и сделал очень подробные отчеты о их взаимодействиях. В своих книгах он также описывает космологию и религию нуэров.
Nuer Online указывает, что «Нуэр (Нуэр) верит, что Бог - это дух неба или дух, который находится в небе» Куот Нхиал» (Бог на Небесах), создатель, но нуэры верят в пришествие Бога через дождь. молния и гром, и что радуга — это ожерелье Бога. Солнце и луна, а также другие материальные сущности также являются проявлением или знаком Бога, который, в конце концов, является духом. [ нужна ссылка ]
Считается, что духи воздуха наверху являются самыми могущественными из меньших духов, хотя есть также духи, связанные с именами клановых копий, такие как WiW, дух войны, связанный с громом. Нуэры верят, что когда мужчина или женщина умирают, плоть, жизнь и душа разделяются. Плоть предана земле, а дыхание или жизнь возвращается к Богу (Куот). Душа, означающая человеческую индивидуальность и личность, остается живой как тень или отражение и уходит вместе с принесенным в жертву быком в место призраков».
В 1940-х годах миссионеры начали пытаться евангелизировать нуэров. Книга Бытия была переведена и опубликована в 1954 году, а весь Новый Завет последовал в 1968 году. К 1970-м годам было создано около 200 общин нуэр. Однако, сообщая [ нужна ссылка ] указывает на то, что только около 1% нуэр считают себя христианами.
Роль крупного рогатого скота
В 1990-х годах Шэрон Хатчинсон вернулась в Нуэрланд, чтобы обновить отчет Э.Э. Эванс-Притчард. Она обнаружила, что нуэры наложили строгие ограничения на конвертацию денег и скота, чтобы сохранить особый статус крупного рогатого скота как объекта обмена невестного богатства и как посредника в божественном. Она также обнаружила, что в результате эндемической войны с Суданским государством оружие приобрело большую часть символического и ритуального значения, которое ранее имело значение крупного рогатого скота.
Язык
Люди говорят на языке нуэр/токнатх , который принадлежит к нило-сахарскому языковому типу .
Ритуал

Нуэры получают отметины на лице (называемые гаар ) в рамках своего вступления во взрослую жизнь.Характер скарификации нуэров варьируется в пределах конкретных подгрупп. Самый распространенный образец инициации среди мужчин состоит из шести параллельных горизонтальных линий, которые прорезаются бритвой на лбу, часто с углублением в линиях над носом. Также распространены точечные узоры (особенно среди бул-нуэр и среди женщин). [22]
Некоторые нуэры начали практиковать обрезание после ассимиляции или частичной ассимиляции с другими этническими группами. Исторически известно, что нуэры не делают обрезание, но иногда обрезают людей, вовлеченных в инцест. [23]
Типичные продукты, которые едят племя нуэр, включают говядину, козье молоко, коровье молоко , манго и сорго в одной из трех форм: «коп» мелко измельченного, обрабатываемого до тех пор, пока не сформируется и не сварится, молотый «вальвал», слегка измельченный и отваренный до твердой каши. и инджера / Yɔtyɔt , большая блин , похожая на дрожжевая лепешка .
В начале 1990-х годов около 25 000 африканских беженцев были переселены в Соединенные Штаты в разные места, такие как Южная Дакота, Теннесси и Миннесота. В частности, 4288 беженцев из Судана были переселены в 36 различных штатов в период с 1990 по 1997 год, при этом наибольшее количество беженцев в Техасе составило 17 процентов от общего числа беженцев из Судана. [24]
Беженцы нуэр в США и Африке продолжают соблюдать свои социальные обязательства друг перед другом. Они используют различные средства, начиная от писем и заканчивая новыми технологически продвинутыми методами связи, чтобы оставаться на связи со своими семьями в Африке. Нуэр в Соединенных Штатах оказывают помощь в оформлении документов членам семей, чтобы облегчить процесс их миграции в Соединенные Штаты. Более того, нуэры в США соблюдают семейные обязательства, отправляя деньги тем, кто все еще находится в Африке. [25]
Военные и политические лидеры Нуэр
Некоторыми важными политиками-нуэрами были Бет Дью , который был первым нуэром, и политик Южного Судана с 1947 года, за которым следовал Гай Тут. В армии – Бол Ньяван, который сражался против хартумского правительства в Бентиу ; он был убит в 1985 году нынешним президентом Судана. Командующий Руай и Лиа Диу Дэн были ответственны за нападение, которое вынудило Chevron приостановить деятельность на нефтяном месторождении примерно в 1982 году.
Соглашения об именах
- (Нья) Ньяда, что означает моя дочь. «И все женские имена начинаются с (Нья) из», - это стандартный префикс, используемый для женских имен. Гат , что означает «ребенок», является распространенным префиксом для мужских и женских родовых форм, таких как гатньял (девочка) и гатдхёль. [ нужна ссылка ]
- Детям обычно дают имена, обозначающие исторические события («Dɔmaac», что означает «пуля», или Mac, что означает «огонь или пистолет», данные ребенку, рожденному во время войны, или от другого мужчины на имя умершего отца, который вступил в законный брак с ребенком). мать ). [ нужна ссылка ]
- Нхиал означает «небо» и является общим именем для мужчин и женщин. [26]
- Многие нуэры встречались с миссионерами и носят христианские имена. Их второе имя — собственное имя и всегда на нуэрском языке. Имя отца следует за именем ребенка, за которым следует имя дедушки и так далее. Многие нуэры могут легко перечислить десять поколений отцовской линии, потому что они сами носят эти имена. [ нужна ссылка ]
- Когда нуэры приезжают в западный мир и хотят иметь имя и фамилию, у них есть обычай называть свое имя в качестве имени, затем имя отца в качестве второго имени и имя деда в качестве фамилии. [ нужна ссылка ]
- После гражданской войны нуэры начали принимать наличную валюту в свою экономику, изменив динамику поголовья своего скота и то, как на него смотрели. Каждый вид крупного рогатого скота имеет название в зависимости от способа его приобретения, например: «денежный скот» (купленный за наличную валюту) и «скот девочек/дочерей» (выкуп). [4]
Большинство нуэров получили прозвища в честь своего скота. Мальчики обычно выбирали имя любимого скота, исходя из формы и цвета быка. Девочки названы в честь коров, которых они доят. Иногда имена коров передаются по наследству. [27]
Масло
Разведка нефти и бурение начались в 1975 и 1976 годах такими компаниями, как Chevron. В 1979 году первая добыча нефти произошла в южных регионах Дарфура. В начале 1980-х годов, когда шла война между севером и югом, Chevron интересовалась резервами на юге. В 1984 году партизаны НОАС (Народно-освободительной армии Судана) атаковали буровую площадку на севере страны в Бентиу. В свою очередь, Chevron очистила территорию нефтяных месторождений от нуэров и динка, чтобы обеспечить безопасность их операций. [28]
Борьба нуэр-динка на нефтяных месторождениях продолжалась в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Борьба за добычу нефти проявлялась не только в борьбе между севером и югом, но также в Нуэр-Динка и во многих внутренних конфликтах среди Нуэр. [29]
В рамках Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) 50 процентов чистых доходов от южных нефтяных месторождений были переданы правительству Южного Судана в качестве решения одного из источников десятилетий гражданского конфликта. [30]
См. также
- Потерянные мальчики Судана
- Племя динка
- Ануакский народ
- Нуэр Белая армия
- Суданские кочевнические конфликты
- Рол Наат
Дальнейшее чтение
- Куаджиен Луал Вехтуор, Юал Доктор Чиек и Питер Гай Маньюон, The Nuer Nation , 2016, Независимая издательская платформа CreateSpace, ISBN 978-1540632364
- Работы Э.Э. Эванс-Притчарда
- Джон Д. Хольцман, 2000 (2-е изд. 2007 г.), «Путешествия нуэров, жизнь нуэров», Pearson Education , Inc., Бостон, Массачусетс. [31]
- Шэрон Хатчинсон, 1996, Нуэрские дилеммы , Калифорнийский университет Press , Беркли, Калифорния .
- Мэгги МакКьюн, 1999, «Пока солнце не остынет» , Headline Book Publishing Ltd, ISBN 0-7472-7539-4
- Дебора Скроггинс, 2004, Война Эммы , Pantheon Books , Нью-Йорк
- Дайанна Дж. Шенди, 2007, «Нуэр-американские переходы: глобализация суданской миграции», Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды .
- Группа ООН по чрезвычайным ситуациям в Эфиопии (UN-EUE), Разрыв цикла конфликта в регионе Гамбелла , 3 января
• Катажина Грабска, 2014 г. « Гендер, идентичность дома: репатриация нуэров в Южный Судан », Джеймс Карри: Оксфорд.
Ссылки
- ^ «Справочник слов» . Центральное разведывательное управление . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ «Справочник слов» . Центральное разведывательное управление . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ Центральное статистическое агентство, Эфиопия. «Таблица 2.2 Процентное распределение основных этнических групп: 2007 г.» (PDF) . Сводный и статистический отчет по результатам переписи населения и жилищного фонда 2007 года . Фонд народонаселения ООН. п. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2009 года . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хатчинсон, Шэрон (1992). «Денежный скот и женский скот среди нуэр, 1930-83». Американский этнолог . 19 (2): 294–316. дои : 10.1525/ae.1992.19.2.02a00060 . JSTOR 645038 .
- ^ Гарднер, Роберт. «Нуэр» . Канопы в прямом эфире . Канопы.
- ^ Джонсон, Дуглас Х. «На нилотской границе: имперская Эфиопия в южном Судане, 1898-1936». (1986): 219–245.
- ^ Бесвик, Стефани (2004). Кровавая память Судана: наследие войны, этнической принадлежности и рабства в раннем Южном Судане . Университет Рочестера Пресс. ISBN 9781580461511 . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Келли, Рэймонд Кейс (1985). Завоевание нуэров: структура и развитие экспансионистской системы . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472080563 . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Новичок, Питер Дж. (1972). «Нуэр — динка: очерк о происхождении и экологическом детерминизме». Мужчина . Новая серия. 7 (1): 5–11. дои : 10.2307/2799852 . JSTOR 2799852 .
- ^ Янг, Джон (июнь 2007 г.). «Белая армия: введение и обзор» (PDF) . Обзор стрелкового оружия . Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ «Суданская молодежь «планирует нападение на племя» » . News24.com . Новости24. 27 декабря 2011 года . Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Петерс-Голден (2012) , стр. 164–165.
- ^ Эванс-Притчард (2016) , с. 18.
- ^ Эванс-Притчард (2016) , с. 19.
- ^ Петерс-Голден (2012) , с. 160.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эванс-Притчард, Э.Э. (1951). Родство и брак среди нуэров . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Эванс-Притчард (2016) , с. 17.
- ^ Петерс-Голден (2012) , с. 163.
- ^ Петерс-Голден (2012) , с. 165.
- ^ «Конфликт между динка и нуэр в Южном Судане | Климатическая дипломатия» . Climate-diplomacy.org .
- ^ Даймонд, Джаред (2012). Мир до вчерашнего дня: чему мы можем научиться у традиционных обществ? . Пингвин. ISBN 978-1101606001 .
- ^ Дэн, Малек. «Традиционная скарификация» . Найлс . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ «Нуэр | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Шенди (2006) , с. 65.
- ^ Шенди (2006) , с. 160.
- ^ «Дополнительный файл 1. Средства линии DGRP и африканские образцы данных CHC» . дои : 10.7554/elife.09861.040 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Эванс-Притчард (2016) .
- ^ Лоббан (2010) , с. 104.
- ^ Лоббан (2010) , с. 106.
- ^ Шенди (2006) , с. 21.
- ^ Джон Д. Хольцман (2007). Нуэрские путешествия, нуэрские жизни: суданские беженцы в Миннесоте . ISBN 9780205543328 .
- Эванс-Притчард, Э.Э. (2016) [1940]. НУЭР: описание способов существования и политических институтов нилотского народа... (классическая перепечатка) . Забытые книги. ISBN 978-1-33380-312-4 . OCLC 980437822 .
- Лоббан, Ричард Эндрю (2010). Глобальная служба безопасности – Судан . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер.
- Питерс-Голден, Холли (2012). Очерки культуры: тематические исследования по антропологии (6-е изд.). Дубьюк, Айова: Макгроу-Хилл. ISBN 978-0-07811-702-2 . OCLC 716069710 .
- Шенди, Дайанна Дж. (2006). Нуэр-американские переходы: глобализация суданской миграции . Гейнсвилл, Флорида: Университет Флориды.
- Вечтуор, Куаджиен Луал, Юал Доктор Чиек и Питер Гай Маньюон (2016), The Nuer Nation , Amazon.com , ISBN 978-1540632364
- Эванс-Притчард, Э.Э. (1948). «Брачные церемонии нуэр». Африка: Журнал Международного африканского института . 18 (1): 29–40. дои : 10.2307/3180465 . JSTOR 3180465 . S2CID 144927252 .