Ньянгвара люди
Ньянгвара этническая группа , , также известный как Янгвара , — нилотская проживающая в штате Центральная Экватория , Южный Судан. Население составляет от 25 000 до 30 000 человек и разделено между районами Терекека и Джуба. [ нужна ссылка ] Самый крупный их город — Рокон, расположенный примерно в 53 милях к западу от Джубы .
История и мифология
[ редактировать ]Традиция гласит, что январа, как и все другие группы нило-хамитов, мигрировали на свое нынешнее место из местности вблизи озера Туркана . Имя Ньянгвара является искажением слова Янгвара , которое просто означает рога . [ нужна ссылка ] Должно быть, это были свирепые бойцы, поскольку им удалось оттеснить Пёюлу и Моро на юг и запад соответственно. [ нужна ссылка ]
Экономика
[ редактировать ]Экономика Январы в основном основана на сельском хозяйстве. Члены группы разводят крупный рогатый скот, овец и коз, а также выращивают сельскохозяйственные культуры, такие как сорго , просо , арахис, симсим, фасоль и маниока . Эти культуры иногда производились в коммерческих количествах, что сделало Январу основными поставщиками продуктов питания в Джубу. [ нужна ссылка ]
На территории Январы климат от тропического до богатого саванны. Он покрыт глубокой плодородной почвой и расчленен множеством многолетних ручьев, впадающих в реку Нил. С марта по ноябрь здесь выпадает достаточно дождей, чтобы поддерживать обширную сельскохозяйственную деятельность в этом районе.
Культура
[ редактировать ]Общество Январа преимущественно аграрное . Общество организовано по мужским линиям, из которых кланы являются наименьшей единицей. Большинство общественных мероприятий Январа происходит внутри семей и кланов. У Ньянгвара нет каких-либо специальных церемоний инициации. Однако определенные нормы повсеместно соблюдаются среди январа под руководством вождей и старейшин.
Язык
[ редактировать ]Янгвара говорят на диалекте языка Бари .
Свадьба
[ редактировать ]Брак среди январа заключался между родителями. Девушку обручили в раннем возрасте, но сейчас это вымерло из-за восстания женщин. В связи с этим старейшины теперь вынесли решение против этой практики, предоставив девушкам возможность выбирать своих будущих мужей. [ нужна ссылка ] Родители играют консультативную роль в делах своих дочерей только в том случае, если у жениха достаточно имущества для приданого . В качестве приданого выплачивается несколько коз и деньги. [ нужна ссылка ]
Мы
[ редактировать ]Именование новорожденного различается от одного клана к другому, но происходит через 3 дня для девочки и через 4 дня для мальчика. В большинстве случаев дети носят имя предка. У Январы есть имена, которые обозначают такие события, как смерть, охота, катастрофа, война, засуха, голод. Незнакомца, проходящего рядом с домом во время родов, могут попросить назвать ребенка. [ нужна ссылка ]
Смерть
[ редактировать ]Смерть среди январа почитается, и умершего оплакивают в течение 3 или 4 дней, в течение которых совершается несколько ритуалов. Близкие родственники умершего для погребального обряда (карама) закалывают козла. [ нужна ссылка ] Вдовец может жениться после установленного периода траура. Однако вдове предоставляется возможность выбрать родственника умершего, который будет заботиться о ней и детях.
Духовность и убеждения
[ редактировать ]Как и другие народы, говорящие на бари, янгвара очень суеверны и объясняют всевозможные несчастья и бедствия духам ушедших родственников. Они приносят жертвы в виде козлов или петухов духам для исцеления больных. Они также занимаются колдовством через медиума (куджур).
Искусство, музыка, литература и ремесла
[ редактировать ]Янгвара во многом разделяют социальные ценности и обычаи с поджулу , бари и мундари . [ нужна ссылка ] Они выражаются и передаются устно в песнях, музыке, танцах, поэзии, фольклоре и рассказах. Литература Январа, как и в других неграмотных общинах, является устной. Мужчины январа усовершенствовали искусство изготовления ульев, луков, стрел, копий, зернохранилищ разных размеров и форм; силки и сети для ловли дичи. Женщины, с другой стороны, занимались гончарным искусством, изготовлением оконных кастрюль, корзин и подносов с едой.
Янгвара любят петь, и хороший композитор песен привлекает самых красивых девушек в сообществе. Иногда это вызывает конфликты, поскольку в песнях кто-то может быть изображен в уродливом свете.
Общественно-политическая организация
[ редактировать ]Общество Январа структурировано по клановому родословию. [ нужна ссылка ] Есть лидер клана, роль которого заключается в том, чтобы следить за гармонией и миром в клане. Лидер клана разрешает мелкие споры, но если ситуация усложняется, дело передается заместителю вождя, который управляет несколькими кланами. Султан является высшим авторитетом в деревне. Ему помогают заместители начальников и старейшины. Создатели дождя, как и духовные лидеры, пользуются авторитетом и уважением среди жителей Ньянгвара. Вождь Январа сочетает в себе духовность и королевскую власть. В случае смерти султана старший заместитель немедленно вступает во владение на срок от 2 до 3 месяцев, в течение которого королевская семья выставляет имя одного из своих детей покойного вождя на одобрение совета старейшин.
Социально-политическая организация январа была важным фактором в их вербовке колониальными властями в качестве административных руководителей, полицейских, тюремных надзирателей не только среди январа, но и среди других соседних непокорных этнических общин. [ нужна ссылка ]
Соседи и международные отношения
[ редактировать ]Янгвара соседствует с Бари на востоке и юго-востоке; Мундари и Моро Кодо на севере и северо-востоке; Море на северо-западе; Пёюлу и Каква на юге и юго-западе. Янгвара ожидают от иностранцев взаимного уважения к своим социальным нормам. Они свободно вступают в брак с представителями других национальностей. Действительно, многие группы без труда поселились на земле Январа.
Последние события [ когда? ]
[ редактировать ]Янгвара, как и многие другие общины центральной Экватории, пострадали от войны. Многие были перемещены, а их социальная и экономическая деятельность была нарушена. Округ Янгвара, расположенный в Китегере, был выделен из округа Джуба . Это дает Январе отдельную администрацию и возможность участвовать в принятии решений, которые влияют на их жизнь. Многие жители Январа обратились в христианство, и теперь здесь существует епископальная церковь Южного Судана, епархия Рокона, Святого Петра и католический приход.
Диаспора
[ редактировать ]Многие январа поселились на земле моро, многие мигрировали в Джубу, а другие добрались до Америки, Канады и Австралии.
Ссылки
[ редактировать ]- Селигман, К.Г., и Селигман, Б.З., «Языческие племена Нилотского Судана». George Routledge & Sons Ltd., Лондон, 1932 год.
- Коллинз, Роберт О., «Земля за реками, Южный Судан, 1898–1918 гг.». Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 1971.
- Региб Юнис, «Заметки о куку и других мелких племенах, населяющих округ Каджо-Кеджи провинции Монгалла». SNR VII (1) 1936, стр. 1–41.