Jump to content

Люди Бари

Они были
Общая численность населения
475,004
Регионы со значительной численностью населения
 Южный Судан
Языки
Барийский язык
Религия
Традиционная африканская религия ,
христианство [1]
Родственные этнические группы
другие нилотские народы , особенно. Поджулу , Каква , Ньянгвара , Мандари и Куку

Бари народ , — племя Южного Судана в Восточной Африке. Это нилотский населяющий Южный Судан . Бари говорят на языке Бари как на родном языке, принадлежащем к семье нилотов .

Портрет мужчины из Бари конца 1870-х годов с племенными шрамами.
Усадьба Бари, конец 1870-х гг.

Семья Бари

Бари Нила — оседлые земледельцы-скотоводы. Они эксплуатируют земли саванны вдоль реки Нил и на расстоянии до 40 миль к востоку и западу от Нила. Их экономика основана на натуральном смешанном сельском хозяйстве ; их домашний скот (мелкий и крупный) в основном выращивается для дополнительного питания, но в основном в качестве социально-экономических и финансовых инвестиций. Примечательно, что скот обменивают в качестве подарков на свадьбах и других социальных мероприятиях или приносят в жертву на праздниках и похоронах; и всякий раз, когда возникает необходимость, они продаются за наличные.

Бари раньше владели большими стадами крупного рогатого скота, но из-за того, что они стали жертвами разрушительных набегов рабов, которые привели к распространению мухи цеце , у них гораздо меньше скота, чем в прошлом. [2] [3]

Бари постоянно находятся под давлением: сейчас из-за современной урбанизации, аннексирующей их зеленые земли и привносящей различные культуры в их образ жизни; Исторически бари подвергались опустошению со стороны работорговцев ) загоняли их , а бельгийцы (особенно из анклава Ладо в трудовые лагеря и использовали в качестве носильщиков для перевозки бивней из слоновой кости на побережье Атлантического океана. Две суданские гражданские войны (1955–1973; 1983–2005) также повлияли на социальную, экономическую и финансовую динамику Бари.

Война (межплеменная или сопротивление иностранцам) не чужда истории Бари. В целом бари хорошо сосуществовали с соседними этническими группами, но им приходилось брать в руки оружие, чтобы защитить свою землю от работорговцев и воинов-грабителей. Существуют документальные свидетельства сопротивления Бари вторжению динка , азанде (занде), а также многочисленные столкновения с турецкими работорговцами.

В прошлом среди бари было модно проходить церемонии инициации. Удалению нижних передних зубов подвергались как мальчики, так и девочки. Девушкам дополнительно наносились шрамы: вокруг живота, на боку, на спине и на лице (на виске) в виде стрелок или простых цветов.

Девушка из Бари со шрамом
Bari girl with scarification

Вдоль берегов Нила, в самом сердце земли Бари, расположены исторические деревни Монгалла, Ладо , Гондокоро (Кондокоро) и Реджаф (Рагиф). Столица Южного Судана , город Джуба , также находится на земле Бари, в десяти милях к югу от Гондокоро и в семи милях к северу от Реджафа.

Социальная организация

[ редактировать ]

В Бари существует кастовая система, состоящая из двух групп: «луи» (свободные люди) и «дупи» (крепостные). Люи были вождями и отцами земли, а низшая каста, дупи, представляла собой людей, захваченных во время войны у других племен, и тех, кто занимался такими ремеслами, как выплавка железа, чеканка железа или рыбная ловля. Дупи были потомственным классом крепостных, которые должны были оказывать свои услуги луям. Луи представляли высший элемент общества Бари, владеющий скотом. [4] [5]

Источник

[ редактировать ]

Согласно фольклору Бари, их история восходит к 15 веку, когда Бари пришли с севера. Диодур Сицилийский (I век нашей эры) упоминает мегабаров как часть трогодитов и говорит, что они используют круглый щит и дубинки с железными набалдашниками. Судя по всему, они расположены севернее своего нынешнего местоположения, где-то в регионе Эритреи. Некоторые места на юге земли динка до сих пор сохраняют названия Бари, что указывает на то, что эти районы ранее были домом для бари, пока динка не прибыли и бари не бежали на юг. Бари, вероятно, прибыли на свое нынешнее место в 1650-х или начале 18 века.

Устная история рассказывает, что, когда они прибыли на свою нынешнюю родину с севера, они нашли там группу пари и прогнали их. [5] [6]

С момента прибытия на новую землю бари страдают от конфликтов, особенно со стороны налетчиков рабов и азанде. Еще до XIX века арабы и турки торговали детьми Бари ради развлечения и оплаты. Кроме того, из Бари они обеспечивают внутренние нужды своих родных общин и продают их на рынках Северного Судана и за его пределами.

Вторая экспедиция по обнаружению истока Белого Нила вошла в земли Бари 24 января 1841 года. Однако с этим прогрессом в поисках знаний пришли нежелательные захватчики в виде европейских и турецких торговцев, искавших рабов и слоновую кость. Это был первый раз, когда Бари встретил европейцев-путешественников. Бари повезло в этом столкновении, поскольку турецкая армия, назначенная для защиты исследователей Нила, вела себя в отличие от жестокости, которую они обрушили на этнические группы ( мондари , динка, шиллук ) к северу от Бари, Поджулу , каква на юге и Куку на юго-востоке. Однако последующие экспедиции были иными.

Третья экспедиция (1841–1842 гг.) по обнаружению истока Белого Нила также обнаружила, что в районе Бари много слоновой кости. Затем погоня за бивнями из слоновой кости в долине Белого Нила возросла. Первоначально как европейские, так и арабские торговцы начали спонсировать поездки в Гондокоро за слоновой костью. И в течение десятилетия бари свободно и без запугивания продавали торговцам бивни из слоновой кости и другие артефакты, и к тому моменту не было зарегистрировано ни одного случая рабства.

В апреле 1854 года мирным отношениям между торговцами/исследователями и бари пришел конец, когда турецкий торговец без всякой причины открыл огонь из своего оружия по толпе бари в Гондокоро . Соответственно, Бари предприняли контратаку, которая была разрушительной для обеих сторон. После этого Бари заняли оборонительную позицию и стали менее дружелюбными, а торговцы (в основном арабы и турки) прибегли к насильственным методам для добычи бивней из слоновой кости, но также начали брать людей (молодых мужчин и женщин) в рабство. Девушек насиловали или насильно брали в жены. Некоторые купцы даже построили возле Гондокоро укреплённые склады, где людей держали в ожидании отправки по Белому Нилу.

В это время вождь Губек ло Гор и его сын Доггале ло Губек из Восточного Реджафа были убиты турецкой армией. Турецкая армия двинулась вперед, чтобы атаковать деревню Реджаф Восточный, чтобы взять людей в рабство. Вождю Губеку сообщили о готовящемся нападении. Он посоветовал своим людям пойти и спрятаться в кустах. Когда на рассвете турецкая армия атаковала, в деревне не было никого, кроме вождя Губека и его сына Доггале. Армия спросила Губека, где находятся жители его села. Начальник Губек сказал им, что он не знает. Турецкая армия продолжила движение вверх по течению к деревням Логго, Ньонгки, Синдиру и Лобонок. По пути они сеют хаос, насилуют женщин, убивают тех, кто им сопротивляется, и захватывают других. Некоторые люди рассказали им, что вождь Губек отправил своих людей скрываться. Когда турецкая армия вернулась, забрав огромное количество пленных людей в Гондокоро для отправки в Хартум, они обезглавили Губека и его сына Доггале. [7] Губек был из рода Дунг Калири.

Дневники европейских миссионеров [ который? ] в регионе указывают на то, что на рынке Каира (Египет) количество рабов, подлежащих продаже в Европу из района Белого Нила, увеличилось с 6000 между 1858 и 1862 годами примерно до 12 000-15 000 в год. Эти цифры отражают в основном Бари, Динку и Мундари; но также включали людей других этнических групп, соседних с Бари, и за их пределами охота за слоновьими бивнями в то время была интенсивной. К 1863 году, когда сэр Сэмюэл Уайт Бейкер прибыл в Гондокоро, также в составе экспедиции по обнаружению истоков Нила, лодки пиратов (даже одна под американским флагом) стояли на якоре в Гондокоро с единственной целью — перевезти рабов на новый остров. мир. К 1865 году в Гондокоро одновременно можно было найти около 3000 рабов, ожидающих отправки по Нилу.

Бейкер вернулся в 1869 году с явной целью искоренить работорговлю. К этому времени жители и земля Бари уже были опустошены. Фольклор Бари рассказывает нам о том, как давно земля по обе стороны Нила была заполнена рядами деревень, простирающихся до самого горизонта, насколько мог видеть глаз. Бейкер соглашается в своей книге «Исмаилия» (1874 г.): [8] что так оно и было, когда он впервые посетил этот район. Однако он описывает, как ко времени его следующей экспедиции работорговцы превратили деревни Бари в жалкое количество. Он также не мог добиться сотрудничества со стороны бари, которых Абу Сауд, главный работорговец «Агада и компании», обладавший государственной монополией на торговлю и рабовладение, убедил их, что в их интересах помогать работорговцам и препятствовать Бейкер.

Бари потерпели поражение в столкновении с Бейкером и его командой.

По возвращении на станцию ​​я взял снайдер [винтовку] и практически объяснил негодяям в деревне на холме, что такое большая дальность, пустив несколько пуль в гущу толпы, которая разбросала их, как плевелу. Я сразу же приказал полковнику Абд-эль-Кадеру взять восемьдесят человек и несколько синих фонарей и разрушить все деревни в окрестностях. Атака была совершена мгновенно. Большая деревня, находившаяся примерно в 700 ярдах от меня, которую я обстрелял огнем нескольких снайдеров, пока Абд-эль-Кадер спускался по склону для атаки, вскоре превратилась в массу катящегося пламени. Через час клубы дыма поднялись в разные стороны.

- Сверкер Финнстрем, Жизнь в плохом окружении: война, история и повседневные моменты в Северной Уганде (2008)

С тех пор восстановление было трудным, учитывая также тот факт, что гражданские войны 1955-1973 и 1983-2005 годов еще больше нанесли ущерб Бари.

Ухаживание и брак

[ редактировать ]

В прошлом жители Бари нередко использовали смешанные браки для установления связей между двумя семьями. Хотя эти договоренности иногда заключались, когда дети были очень маленькими, выкуп за невесту не обязательно выплачивался до тех пор, пока обрученные дети не достигли брачного возраста. Сегодня брак среди бари чаще предполагает период ухаживания, за которым следует согласие участвующих семей.

После периода ухаживания жених-мужчина обычно заявляет о своем намерении жениться ( ньяра в Бари ), появляясь в доме родителей девушки в сопровождении нескольких близких родственников и друзей. Перед свадебной церемонией ( буду , обычно спустя несколько месяцев) семьи встречаются в доме родителей невесты, чтобы договориться о выкупе за невесту, который обязан предложить жених; родители жениха и невесты никогда непосредственно не участвуют в этих переговорах, хотя могут участвовать косвенно и за кулисами. Поскольку бари издавна занимались агро- скотоводством , выкуп за невесту традиционно выплачивается в виде живых животных. Типичный выкуп за невесту мог состоять из двух дюжин крупного рогатого скота и 40 голов овец и коз. Когда использование животных слишком затруднено, например, в случае засухи или стихийного бедствия, выкуп за невесту в денежной форме также может быть приемлемым. Поведение, считающееся неуважительным, может увеличить выкуп за невесту во время переговоров (хотя в дело также может вмешаться гражданский суд); они могут включать добрачный секс, побег и агрессию по отношению к родственникам мужа. Как только переговоры увенчаются успехом, обе семьи благословляют брак и начинают пир с выпивкой и танцами. После застолья жених возвращается домой один, но примерно через две недели приезжает невеста, чтобы заняться своим домом.

Для Бари, принявшего христианство, происходит дополнительный шаг, когда брак также получает церковное благословение. В идеале это должно произойти до того, как муж и жена начнут жить вместе. Однако из-за финансового бремени, связанного с традиционным свадебным пиром в Бари и христианской свадебной церемонией, возникла тенденция сначала устраивать традиционное застолье, а затем откладывать христианскую свадьбу на год или дольше, пока пара копит деньги на случай. Это может быть проблематичным, если пары не ждут рождения детей, что может быть воспринято как рождение детей вне брака. Хотя декларация Второго Ватиканского Собора (1962–1965 гг.) открыла двери для адаптации некоторых африканских традиционных практик в церкви, это еще не привело к формированию единой свадебной церемонии для христиан Бари.

Религия Бари

[ редактировать ]
Группа жителей Бари разговаривает с европейским миссионером, ок. 1860 г.

Многие бари сочетают аспекты своей традиционной религии с христианством , которому сегодня следует большинство жителей Бари. Они верят в единого всемогущего Бога и существование могущественных духов (добрых и злых). Некоторые до сих пор поклоняются исключительно традиционным богам, один из которых безымянен и имеет две разные стороны. Половина этого бога живет на небе и вызывает дождь, а другая половина этого бога живет в земле и способствует развитию сельского хозяйства. У них также есть много культурных героев, таких как Сабасеба, известный как «Старый Ветер». Старейшин в деревне ценили за их знание таких богов. [9]

Нун, сверхъестественная сила, находится в больших, сильных деревьях. Члены племени набивали кору дерева табачными листьями, а иногда на кору дерева также наносили кровь и жир животных. Бари молились, умащая дерево, и верили, что Нун придет ночью, чтобы полакомиться подношениями. У Монахини разные имена, и каждое имя связано с отдельной личностью. Нун-Локи — самый доброжелательный и всепрощающий, и когда он приходил, он прекращал жизнь того, кто, по его мнению, прожил достаточно долго. Нун-лукак был известен как «дух еды», и молитвы ему способствовали обильному вегетационному периоду. Если молитва не действовала, то приносилась жертва. [10]

Бари будут приносить в жертву маленьких животных духам умерших, и тем самым, когда они умрут, они перейдут в следующую жизнь на горизонте, которая очень похожа на их первую. [11]

Бари верят, что мир состоит из уровней и что план, на котором они сейчас живут, находится посередине. Они верят, что их окружают существа, живущие в воде, в воздухе, на земле и в их деревнях. [9]

Когда бари посещали членов другого племени, проводилась церемония, включающая пение и пение, а также раскачивание взад и вперед на гамаках. Мужчины качались в гамаках, расположенных ближе к потолку, а женщины — в гамаках, свисающих ниже к земле. Они также обменивались подарками с представителями того же пола. Подарки должны были иметь равную ценность друг для друга, поэтому мужчины часто обменивались стрелами или наконечниками стрел, а женщины обменивались предметами одежды, в основном ткаными юбками. [9]

  1. ^ «Южный Судан — Религия» .
  2. ^ Справочник по районам Республики Судан . 1960.
  3. ^ Касснер, Тео (1911). Мое путешествие из Родезии в Египет .
  4. ^ Ньомбе, Буренг Г.В.; Ньомбе, Джордж В.; Ньомбе, Джордж Буренг (2007). Некоторые аспекты истории Бари: сравнительная реконструкция лингвистических и устных традиций . Университет Найроби Пресс. ISBN  9789966846976 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Брейдлид, Андерс (20 октября 2014 г.). Краткая история Южного Судана: новое и исправленное издание . Издательство «Фонтан». ISBN  9789970253371 .
  6. ^ Бесвик, Стефани (2004). Кровавая память Судана: наследие войны, этнической принадлежности и рабства в раннем Южном Судане . Университет Рочестера Пресс. ISBN  9781580461511 .
  7. ^ Йенгкопионг, JP (2016). Голгофа: Южный Судан, 15 декабря 2013 г. Xlibris Corporation.
  8. ^ Бейкер, сэр Сэмюэл Уайт, Паша (1874). Исмаилия, Рассказ об экспедиции в Центральную Африку с целью подавления работорговли . Макмиллан и Ко. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Перейти обратно: а б с «Бари» . Энциклопедия.com . Проверено 22 октября 2020 г.
  10. ^ Селигман, CG; Селигман, Б.З. (1928). «Бари» . Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 58 : 409–479. дои : 10.2307/2843631 . ISSN   0307-3114 . JSTOR   2843631 .
  11. ^ Редакторы Британской энциклопедии. «Бари» . Британская энциклопедия . {{cite web}}: |last1= имеет общее имя ( справка )

Литература

[ редактировать ]
  • Крабиты, Пьер. Гордон, Судан и рабство Greenwood Press, 1970. ISBN   0-8371-1764-X
  • Нортруп, Дэвид. За излучиной реки: африканские рабочие в Восточном Заире, 1865–1940 гг. Центр международных исследований Университета Огайо, 1988. ISBN   0-89680-151-9
  • Удал, Джон О. Нил во тьме: завоевание и исследование, 1504–1862 гг ., Michael Russell Publishing, 1998. ISBN   0-85955-238-1
  • Спик, Джон Хэннинг. Журнал открытия истока Нила . Эдинбург/Лондон: Блэквуд и сыновья, 1863 г.
  • Селигман, К.Г., и Селигман, Б.З., «Языческие племена Нилотского Судана». George Routledge & Sons Ltd., Лондон, 1932 год.
  • Коллинз, Роберт О., «Земля за реками, Южный Судан, 1898–1918». Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 1971.
  • Региб Юнис, «Заметки о куку и других мелких племенах, населяющих округ Каджо-Кеджи провинции Монгалла». SNR VII (1) 1936, стр. 1–41.
  • Питер Рорбахер: Логвит-ло-Ладу (1848–1866): Его значение как африканского источника на раннем этапе австрийских африканских исследований в: Мишель Эспань; Паскаль Рабо, Дэвид Симо (ред.), «Африканские германские исследования» и «Немецкие африканистские исследования» - зеркальное отражение. Вюрцбург 2014, 49–72.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f89fe1dbf482db8233b5dc4a01ae271c__1720769760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/1c/f89fe1dbf482db8233b5dc4a01ae271c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bari people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)