Jump to content

Кетебо люди

Кетебо этническая группа в Южном Судане . [1] Кетебо — жители Биры, земли Кетебо. Бира, которая была протекторатом Уганды до 1925 года и была передана администрации Судана в 1926 году. Дидинга иногда называет Кетебо «лочеха / лосека». Кетебо живут в Бире, одном из пайамов округа Кидепо, Торит, штат Восточная Экватория в Южном Судане. Это одно из самых маленьких и наименее известных племен Южного Судана. Кетебо в Уганде называются менингами, и это также одно из самых маленьких племен в Уганде. Население этой этнической группы составляет более 45 000 человек. Бира - это земля Кетебо, в которую входят; Лофус, Мадиал, Лорум, Лотоме, Лоджилингаре, Арата, Накоринголе, Лоньили, Камулах, Тулел, Офи, Натедо, Нахитахапель (Ихапелмору), Науркори, Лохорангичокио, Локудул, Напейасе, Огенг, Тонгоборей, Калабэ (Апока), Ироби, Нарус, Корян, Томоодо, Корьянг, Лосигирия, Ироби, и это лишь некоторые из них. Народ кетебо также проживает в Лотукее в округе Буди.

К кланам Кетебо относятся следующие: Акафуо, Аменинг (Икуруха или Черный Ворон), Аметере, Фатуол, Ибилей, Икарай, Игаго, Икаи (Молния), Икором, Ингебе, Китимо, Курумо, Лохуток (белогрудая ворона), Локути, Лоньили. , Ломиру, Мелонг, Молиро (сквирал), Онгеджа и Омиро.

Кетебо говорят на языке окетебои, а иногда и на локатском языке. Преобладающий язык, на котором они говорят сегодня, - окетебойский.

Происхождение и миграция народа кетебо

Основано на истории Кетебо, которая не была антропологически задокументирована. Кетебо иногда в большинстве писаний упоминаются как «Бира» или «Локатан». Считается, что Кетебо возникла с эфиопских холмов и двинулась к озеру Рудольфа (ныне озеро Туркана) в 13 веке. Их относят к группам нило-хамитов (называемых современными историками восточными нилотами) вместе с массами Кении, с которыми у них много общего. Кетебо прибыли и поселились в горах Лотукей в Восточной Экватории в 14 и 15 веках.

Поселение в Судане

Во время притока других племен в 1650-х годах, таких как Бари, Лотухо и Дидинга из Эфиопии, использовавших Лотукей в качестве миграционного коридора для людей, Кетебо, горные жители, решили двинуться дальше, на юг, к горе Бира, и поселились в Мадиэле или Мадиале / Луфусе. Лоньили, Ироби, Акоро, Тукилиори, Ибакани, Лорема, Ичоме, Нафитиро, Морухирион, Идуфа, а позже, из-за охоты и земледелия, некоторые кетебо выбрали низменности в Калабэ, Лотоме, Таакифи, Лооджилингаре, Тоомодо, Намосинго, Лобилатоме, Офи, Окосио, Камулах, Наитахапель). Стоит отметить, что Бира – это земля Кетебо, а не племени, о котором упоминают «Дриберг 1935 и А.Н. Такер 1935, стр. 887, обзор языковых групп Южного Судана».

В 18 веке во время революции Махдии 1881–1898 годов, которую Кетебо называли «Манатонг», с Кетебо боролись агенты Махдии, которые приходили через Китгум в поисках раба в горах Бира. Кетебо используют копье (нафере) и щит (набуху), чтобы сражаться с Манатонгами, пока они не запоют песню… «Одето нафере морохирион, одето нафере фадфад». С народом Кетебо также сражались налетчики Топоса и Туркана (Фунгеч). Тем не менее, Кетебо твердо выступали против рабства, и последняя война, направленная на прекращение рабства, велась на вершине горы Акору (нынешний Накоринголе), где король Ачоли Оквир, который был одним из агентов Махдии, был убит вместе со своими многочисленными бойцами, что положил конец войне, и это было подтверждено в песне XXI века (Кори Коринголе, Икоринголе), исполненной музыкантом ачоли из Китгума по имени Огванг Клиппер. Эта война в сочетании с передачей Мадиала Уганде в 1914 году вынудила некоторых людей Кетебо переехать дальше в Уганду в район Каренга (подрайон Локори), а также обратно в Лотукей, Беталадо, Лорему, Лотомей и т. д. в нынешнем округе Чукудум. . В настоящее время кетебо обитают в Бире, Лотукее, Локори и Каренге в Уганде и называются племенем Менинг.

Бира, которую обычно называли Мадиалом (см. прилагаемую карту Мадиала от 30 июня 1930 года) во время британской колонии, была передана под протекторат Уганды в 1914 году, как заявил Робертс О. Коллинз в своих трудах об исправлении границы между Суданом и Угандой и Суданская оккупация Мадиала, 1914 год. Стоит отметить, что даже во время протектората Мадиала жители (Кетебо) находились под защитой Суданских армейских сил (СВС). В 1926 году анклав Мадиэль был возвращен Судану, поскольку прокламация гласила: «ТЕПЕРЬ Я, ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ХАББЕРТ ДЖЕРВУАЗ ХАДДЛСТОН, CB, CMG, DSO, MC, исполняющий обязанности генерал-губернатора Судана, настоящим провозглашаю и приказываю, что начиная с и после 17 сентября 1926 года указанная территория и ее жители будут подчиняться правительству Судана как часть провинции Мангалла в Судане, и что все законы, ординары и постановления правительства Судана, действующие в указанной провинции, будут иметь полную силу. и эффект здесь». Карта Бира/Мадиал


Граница на карте Кетебо с Угандой проходит по прямой линии от вершины горы Лоньили-Наренгадокет-реки Лорифе-Калабе (переименованной Угандой в Апока)-Ломей-дно горы Лозолия (Зулия)-гора Кетебо. Могила. Именно прямая линия проходит от горы Лонили до горы Могила.

Брак (Накиеми/Киеми)

Кетебо практикуют полигамию и заключают браки с использованием крупного рогатого скота. Давным-давно в Кетебо организовывались браки, но в конце 20 века девушкам и юношам разрешено выбирать, за кого они хотят выйти замуж, начиная с 18 лет и старше. Когда девушку ловят с мальчиком, занимающимся сексом, родитель мальчика должен заплатить так называемую ингасу, которая составляет 6 коз, и если мальчика снова поймают с той же самой девушкой, эта сумма умножается на 2, что составляет 12 коз, и непрерывно. Если девочка забеременеет, мальчик заплатит штраф в размере трех коров и шести коз. Если вы хотите инициировать брак, есть так называемое налото или официальное бронирование девушки, когда семья мальчиков приносит козу (накине) и козленка или двух коз, копье (нафере), мотыгу (локебу) и табак (лотаба). Таким образом, браки в Кетебо варьируются от 25 коров и 86 коз, смешанных с овцами.

В Уганде кетебо или менинг с 1800 года жили на территории нынешнего национального парка долины Кидепо , но в 1958 году британское колониальное правительство объявило его заповедником. Цель заключалась как в защите животных от охоты, так и в защите животных от охоты. предотвратить дальнейшую расчистку кустов от борьбы с мухой цеце . [2] [3] После выселения местного населения и вызванного этим голода люди Кетебо были насильственно переселены в другие районы Биры, такие как Напотпот, Кало Кудо, Намосинго, Лориво и Науркори в Южном Судане. В современном управлении парками это приводится как пример неприемлемых последствий игнорирования потребностей сообщества при определении заповедников. [4]

Экономическая деятельность

[ редактировать ]

Жители Кетебо раньше занимались скотоводством по своей природе, но из-за изменения климата и внешнего влияния со стороны соседних общин теперь они практикуют системы выращивания, при которых сорго, кукуруза и кунжут являются основными культурами в течение вегетационного периода (с апреля по август).

Бира изолирована и недоступна. Ближайшие медицинские центры находятся в Икотосе , в 117 километрах (73 миль) и Каренге в Уганде, в 65 километрах (40 миль).<ref> Лодукамое, о. Виктор и Чарльз Локер, исполнительный директор Manna Sudan (20 октября 2004 г.). «Нужна скорая помощь для Биры» . catholicweb.com . Римско-католическая епархия Торита . Архивировано из оригинала 7 октября 2012 года . Проверено 7 июля 2011 г.

Ссылки=

  1. ^ Петиция племени Кетебо Э. Экватория об этническом признании , Sudan Tribune
  2. ^ Spinage, Клайв Альфред (2012). Африканская экология: ориентиры и исторические перспективы (1-е изд.). Берлин: Шпрингер. п. 710. ИСБН  978-3642228711 .
  3. ^ Лабан МакОпио (май 2011 г.). Средства к существованию скотоводов в районе долины Кидепо на севере Уганды (Отчет). Африканский союз. [ постоянная мертвая ссылка ]
  4. ^ Хармон, Дэвид (1998). Дж. Бэрд Калликотт и Майкл Нельсон (ред.). Культурное разнообразие, человеческое существование и идеал национального парка . Том. Великие дебаты о новой дикой природе. Афины: Университет Джорджии. стр. 217–230.

<ref>Лодукамое, о. Виктор и Чарльз Локер, исполнительный директор Manna Sudan (20 октября 2004 г.). «Нужна скорая помощь для Биры». catholicweb.com. Римско-католическая епархия Торита. Архивировано 7 октября 2012 года. Проверено 7 июля 2011 года.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b45221e37a01b4fab8ecb57ae94538f__1714495320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/8f/1b45221e37a01b4fab8ecb57ae94538f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ketebo people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)