Куку люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2024 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
28,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Центральная Экватория | |
Языки | |
Ноготь | |
Религия | |
Преимущественно: христианство Значительное меньшинство: Анимизм | |
Родственные этнические группы | |
Другие люди Каро |
Куку — племя нилотское народа каро из Южного Судана . Они населяют сельскохозяйственные угодья округа Каджо Кеджи в Центральная Экватория штате . Куку говорят на диалекте куку , также называемом бакуку.
В основном это земледельцы, ведущие смешанное земледелие. В сезон дождей они выращивают значительные продовольственные культуры, в основном сорго (также известное народом куку как масика), голубиный горох (бурукусук), кукурузу (мбая), просо, маниоку, сладкий картофель и фасоль (лопуту). В засушливый сезон они занимаются небольшим выпасом крупного рогатого скота, коз и овец. Куку — хорошие пчеловоды. Также практикуется коллективная охота в засушливый сезон, охота с луком и стрелами. Их охотничья практика также включает в себя ловлю животных в сети, поскольку их культурной пищей, которая считалась источником мудрости и знаний, являются крысы.
История [1]
[ редактировать ]Народ куку является частью более крупной группы, известной как община Каро (состоящая из шести племен: куку, бари , поджулу , ньянгвара каква и мундари ). [2] Между большей группой шла сильная борьба, поэтому они решили рассредоточиться по местам, где каждая группа чувствовала себя
более комфортно. Куку была группой, которая решила
переехать на юг и поселиться. Это создатели дождя, которые
очень известный в племени. После первой суданской гражданской войны
в 1972 году между южносуданцами было достигнуто соглашение
группы, а видные члены Куку присоединились к югу
Руководство Судана.
Система административной власти [3]
[ редактировать ]В Куку нет централизованной формы административной власти. Их административная система выглядит снизу вверх следующим образом:
- Глава семьи – муж (Монье Меде)
- Глава клана – Старейшина клана (Матат ло Коджи)
- Глава деревни – староста деревни (Матат ло Гвоке)
- Руководитель района – руководитель района (Матат ло Паранет)
- Глава племени - Главный вождь (Матат ло Джур), самый авторитетный человек в племени.
Благодаря своей твердой вере в Бога и Божьи дела через своих предков, вожди племени Куку связаны с водой. Таким образом, эти вожди несут ответственность за контроль над дождями в течение вегетационного периода года.
Земля и округ Куку – (Куку и Каджо-Кеджи)
[ редактировать ]Земля народа куку называется Куку , а административная территория, то есть графство, получила название Каджо-Кеджи по имени вождя племени (Каджок-Кёджи), который находился у власти во время британского правления в Судан. Каджо-Кеджи расположен в самой южной части Южного Судана, недалеко от приграничных с Угандой районов Мойо и Юмбе. Он имеет площадь почти 112 600 км² и состоит из пяти административных районов, известных как Паямс. Это:
- Канапо I
- Канапо II
- Читать
- Ливоло
- Ньепо
На границе с Мойо есть примечательная достопримечательность под названием Джейл-Хилл. Это исторически известный холм, известный как куку, так и их соседям-мади.
Культура [4]
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Народ куку говорит на языке, очень похожем на язык некоторых других групп каро в Южном Судане, например племени Бари. Они говорят на языке бари, происходящем от племени бари. Их сценарий был разработан, когда британцы колонизировали Судан. Пишут латиницей. Кроме того, в них есть еще несколько букв, а некоторые привычные для английского языка буквы опущены. Некоторые буквы, которые не включены, например F и C. На их языке все, что вы произносите, имеет свой собственный способ произнесения. То, как вы это произносите, совершенно уникально в зависимости от племени.
Алфавит:AEIOU Ö – BDGJKL – MNPRST – WY 'B 'D Ý Ŋ – NY GB KP (столицы)
Слова и значения:
- Доброе утро. Сделайте пюре.
- Добрый вечер. Сделайте парану
- Вода- Пийонг
- Иди сюда - ты можешь
Они используют «доброе утро» только с утра до полудня и «добрый вечер» с полудня до ночи.
Имена, которые дают новорожденному ребенку, имеют много разных значений. Имя первого ребенка определяет отец, если он не скажет иное.
Религиозные верования [5]
[ редактировать ]образ жизни куку Сельскохозяйственный отражен в их религиозных верованиях и обычаях. Они твердо верят, что есть только один Бог и он живет где-то над небом. На практике они считают, что все происходящее с семьей, родом или всем племенем происходит в результате их поступков. Бог , милостивый и добрый, говорит и действует с людьми через их предков. Слово Бога на языке куку — Ŋun, а слово «человек» — ŋuto, которое анализируется как Ŋutu или разделяется на два слова как Ŋu tu. Слово ту на языке куку означает точный. Затем Шуту дает значение точного образа Бога. Юн невидим и поэтому говорит и действует с людьми в духе. Люди Куку верят, что Юн посылает людям сильные послания через духов их предков. Слово «Дух» на языке куку — Мулокётё. Есть два типа духов: хорошие и плохие. Добрых духов зовут Мулоко Лобуту, а злых духов зовут Мулоко Лорок.
- Мулоко Ло'бут: говорите и действуйте перед людьми (великими детьми ), посылая добрые послания о благословениях, таких как спасение членов семьи, клана или племени от катастрофических моментов. Они приносят достаточное количество осадков в нужное время для посева продовольственных культур .
- Мулокё Лорок: делай наоборот. Они говорят и действуют, посылая внукам плохие послания о наказании , например, о том, чтобы принести болезнь или даже смерть семье , клану или племени . Они останавливают дождь во время посева продовольственных культур. Под этим влиянием Куку сохранили сильное генеалогическое древо, чтобы держать их как можно ближе к Шуну ( Богу ). По верованиям куку, вы можете получить Милость Божию только по своей родовой линии, и это в том случае, если вы делаете добро и следуете их учению.
С проникновением христианской миссионерской деятельности в южный Судан традиционные верования и религиозный образ жизни куку были заменены многими западными христианскими традициями .
Формы искусства
[ редактировать ]исполняет разные виды танцев Племя Куку . Во время засухи молодые члены племени часто исполняют танец дождя. Старейшины иногда участвуют, когда они действительно этого хотят/нужно. Во время похорон исполняются траурные танцы. Члены семьи погибшего воздерживаются от танцев, чтобы выразить свое горе. После обильного урожая вся община собирается и танцует, чтобы выразить свое счастье и благодарность Духам и Богу.
Они делают корзины из тростника и высокой травы, которую добывают из окружающего их ландшафта. В своем племени они редко используют цвет для украшения. Другие ремесла включают изготовление контейнеров из тыкв или других крупных фруктов, а также из шкур животных.
Куку очень любят песни. Они создают песни на самые разные темы. Каждая песня выражает определенное сильное чувство. Большинство песен основаны на реальных событиях. Для них всё можно превратить в песню. Рассказывая истории, куку в основном используют животных в качестве персонажей своих историй. часто рассказывают эти истории детям Старшие .
Для жилья они берут бамбук с гор для кровли и покрывают его травой. Стены сделаны из глины, взятой с холма, и аккуратно пропитаны почвой, взятой из реки, чтобы поддерживать внутри прохладную температуру.
В качестве одежды сегодня используют современную западную одежду. Раньше они использовали волокна деревьев, которые расплющивали и затем оборачивали вокруг тела. В качестве одежды они также использовали шкуры животных. Раньше они закрывали только необходимые части тела, например, живот. Они ходили босиком. В особых случаях некоторые из них для стиля носят на запястьях коровий хвост. Иногда они носят перья на голове. Перья принадлежат разным птицам, а тип или количество перьев указывает на статус. Женские серьги изготовлены из кусочков металлолома.
Что касается боди-арта, у мужчин и женщин есть возможность выжечь на своем теле шрам по своему желанию. Шрамирование – это личный выбор, а не обязанность. Это сделано как украшение тела, чтобы другие могли восхищаться.
Социальное поведение
[ редактировать ]Куку играют в игру, очень похожую на бейсбол, под названием вури. Он включает в себя удар палкой по твердому фрукту и бег. Правила точно такие же, как в бейсболе.
Старейшины играют в игру, в которую играют на земле. Они делают множество углублений, а затем используют камни (мелкий гравий) в качестве персонажей в своих играх. Игра называется Соро .
Дети держатся подальше от старших в знак уважения. С ними вообще нельзя разговаривать. В некоторых случаях родители/взрослые приглашают пожилых людей прийти к ним домой на ужин.
После или во время хороших дождей вся община собирается вместе, чтобы отпраздновать это событие. То же самое можно сказать и об урожае.
В обществе Куку нет строгого рабочего времени. Люди могут сделать перерыв, когда захотят и в любое время суток.
У куку есть особый напиток яванатакбе. Это алкогольный напиток, приготовленный из сорго. Они едят такие продукты, как бобы и мясо, каждый день. Их первый прием пищи обычно происходит в 7 утра, обед около полудня и ужин вечером.
Когда приходит время жениться молодому человеку, семья отправляется в соседнюю общину и получает информацию о девушке из другой семьи, которая достаточно взрослая, чтобы жениться. Если ее личность и репутация приемлемы, семье невесты выплачивается приданое (обычно заранее определенное количество животных). Затем старейшины объявляют пару браком. Пара пойдет и построит новый дом и останется там вместе, или жена пойдет и останется с мужем в доме его родителей.
Когда рождается ребенок, сообщество собирается вместе и празднует прибавление.
После смерти человека люди всегда мрачны, особенно семья. Они хоронят умершего, а затем проводят собрание сообщества, чтобы благословить человека и дать ему или ей хорошую жизнь с духами и Богом. Обычно хоронят через два-три дня. О причине смерти они говорят с родственниками. Если придут к решению, человека хоронят. Эта церемония длится около недели.
Социальная структура
[ редактировать ]Мужчины обычно днем занимаются охотой и сельским хозяйством. Женщины проводят большую часть дня, работая на сельском хозяйстве и занимаясь другими делами. Женщины приходят домой на час раньше мужчин, чтобы начать готовить еду на день. Юные мальчики и девочки могут свободно играть и часто помогают по дому. Иногда отец берет сына, чтобы научить его охотиться и заниматься сельским хозяйством. Мать учит дочерей домашним делам. Взрослые, как правило, должны очень усердно работать как сообщество, чтобы помочь деревне выжить. Старейшины поддерживают закон и порядок в племени/сообществе.
В деревне наибольшее уважение уделяется старшим, затем взрослым мужчинам, затем взрослым женщинам и, наконец, детям.
Человек считается высоко оцененным, если у него много денег или животных, или если у него много детей или жен. Другие уважают его, потому что наличие большой семьи означает, что у вас достаточно богатства, чтобы заботиться о большом количестве людей. Важность человека в сообществе обычно объясняется его богатством (puet), тем, как он помог обществу, или его возрастом.
Выбор супруга занимает очень много времени и процедур очень много. Сначала семья жениха отправляется в другое поселение и находит девушку с хорошим прошлым и характером. Если у жениха плохая репутация, он идет очень далеко, чтобы найти невесту. Тогда семья невесты обычно решает поехать в деревню жениха и разузнать информацию о семье жениха, узнать об их статусе в обществе. Если семья невесты согласна, они заключают официальный брак. Девушка обычно говорила «да», чтобы выразить уважение. Раньше девушка не имела права голоса в том, за кого хочет выйти замуж. Если бы парень был богат, он мог бы иметь любую девушку, какую пожелает. Если она сопротивляется, ее похищает муж. Теперь, чтобы брак состоялся, должно быть согласие с обеих сторон.
Учреждения [6]
[ редактировать ]Семейная ячейка в племени обычно состояла из мужа и двух жен с детьми. Расширенные семьи проживают в отдельном жилье. Среднее количество детей – семь. Жен могло быть столько, сколько пожелал муж, но это ограничивалось его возможностями заботиться о них и обеспечивать приданое. С приходом христианства брак стал моногамным. Отец всегда является главой семьи, и если его нет, то первая жена отвечает за семью.
Поначалу люди верований куку были пантеистами и часто поклонялись реке или большому дереву в своей деревне. Люди приходили в эти места всякий раз, когда в этом была необходимость, и молились Богу дождя, чтобы тот дал им воды. Религия не была формальной или важной, потому что они хотели верить во что-то, что могло бы им помочь. Со временем большинство куку стали христианами и теперь молятся ежедневно.
В обществе большинство решений принимаются старейшинами, и решения зависят от ситуации. Если придет другая группа и совершит набег или нападет на их группу, они будут сопротивляться, чтобы вернуть то, что было потеряно. В некоторых ситуациях все старейшины собираются вместе и обсуждают подходящее решение. Если закон нарушен, лицо, совершившее преступление, должно заплатить определенное количество животных семье или племени, которое обидело. Если человек совершил убийство, он должен заплатить семь коров, четырех коз и пять овец. Эту сумму передадут семье погибшего.
Правила сообщества включают в себя:
- Уважение ко всем
- Никакого воровства
- Нет прелюбодеяния
Всех детей должны учить родители. Они учат о жизни и о том, что им следует делать для хорошей жизни. До колонизации нравственное воспитание было самым важным. До колонизации не было формального школьного образования. Детей обучали дома. «Знать, что делать в жизни, всегда самое важное чувство в жизни».
Экономическая база [1]
[ редактировать ]Экономика аграрная почти полностью . Большинство из них живут на фермах в деревне , но некоторые становятся ремесленниками, например, кузнецами или гончарами . Богатство во многом измеряется количеством животных . Другие изделия производимые — копья , ножи , тыквы , барабаны , флейты и гитары .
Посевы состоят из сорго (масика), кукурузы (Мбьяа) , риса (русу) , проса и других зерновых культур . Большинство других предметов обычно собираются из кустов. Они также заботятся о крупном рогатом скоте , овцах и козах . Сельскохозяйственный образ жизни куку отражен в их религиозных верованиях и обычаях. Они твердо верят, что есть только один Бог и он живет где-то над небом. На практике они считают, что все происходящее с семьей, родом или всем племенем происходит в результате их поступков. Бог, милостивый и добрый, говорит и действует с людьми через их предков. Слово Бога на языке куку — Ŋun, а слово «человек» — ŋuto, которое анализируется как Ŋutu или разделяется на два слова как Ŋu tu. Слово ту на языке куку означает точный. Затем Шуту дает значение точного образа Бога. Юн невидим и поэтому говорит и действует с людьми в духе. Люди Куку верят, что Юн посылает людям сильные послания через духов их предков. Слово «Дух» на языке куку — Мулокётё. Есть два типа духов: хорошие и плохие. Добрых духов зовут Мулоко Лобуту, а злых духов зовут Мулоко Лорок.
- Мулокё Лобут: говорите и действуйте по отношению к людям (внукам), посылая добрые послания о благословениях, например, спасая членов семьи, клана или племени от катастрофических моментов. Они приносят достаточное количество осадков в нужный момент посева продовольственных культур.
- Мулокё Лорок: делай наоборот. Они говорят и действуют, посылая внукам плохие послания о наказании, например, о том, чтобы принести болезнь или даже смерть семье, клану или племени. Они останавливают дождь во время посева продовольственных культур. Под этим влиянием Куку сохранили сильное генеалогическое древо, чтобы держать их как можно ближе к Шуну (Богу). По верованиям куку, вы можете получить Милость Божию только по своей родовой линии, и это в том случае, если вы делаете добро и следуете их учению.
С проникновением христианской миссионерской деятельности в южный Судан традиционные верования и религиозный образ жизни куку были заменены многими западными христианскими традициями.
Формы искусства
[ редактировать ]Племя Куку исполняет разные виды танцев. Во время засухи молодые члены племени часто исполняют танец дождя. Старейшины иногда участвуют, когда они действительно этого хотят/нужно. Во время похорон исполняются траурные танцы. Члены семьи погибшего воздерживаются от танцев, чтобы выразить свое горе. После обильного урожая вся община собирается и танцует, чтобы выразить свое счастье и благодарность Духам и Богу.
Они делают корзины из тростника и высокой травы, которую добывают из окружающего их ландшафта. В своем племени они редко используют цвет для украшения. Другие ремесла включают изготовление контейнеров из тыкв или других крупных фруктов, а также из шкур животных.
Куку очень любят песни. Они создают песни на самые разные темы. Каждая песня выражает определенное сильное чувство. Большинство песен основаны на реальных событиях. Для них всё можно превратить в песню. Рассказывая истории, куку в основном используют животных в качестве персонажей своих историй. Старшие часто рассказывают эти истории детям.
Для жилья они берут бамбук с гор для кровли и покрывают его травой. Стены сделаны из глины, взятой с холма, и аккуратно пропитаны почвой, взятой из реки, чтобы поддерживать внутри прохладную температуру.
В качестве одежды сегодня используют современную западную одежду. Раньше они использовали волокна деревьев, которые расплющивали и затем оборачивали вокруг тела. В качестве одежды они также использовали шкуры животных. Раньше они закрывали только необходимые части тела, например, живот. Они ходили босиком. В особых случаях некоторые из них для стиля носят на запястьях коровий хвост. Иногда они носят перья на голове. Перья принадлежат разным птицам, а тип или количество перьев указывает на статус. Женские серьги изготовлены из кусочков металлолома.
Что касается боди-арта, у мужчин и женщин есть возможность выжечь на своем теле шрам по своему желанию. Шрамирование – это личный выбор, а не обязанность. Это сделано как украшение тела, чтобы другие могли восхищаться.
Социальное поведение
[ редактировать ]Куку играют в игру, очень похожую на бейсбол, под названием вури. Он включает в себя удар палкой по твердому фрукту и бег. Правила точно такие же, как в бейсболе.
Старейшины играют в игру, в которую играют на земле. Они делают множество углублений, а затем используют камни (мелкий гравий) в качестве персонажей в своих играх. Игра называется Соро .
Дети держатся подальше от старших в знак уважения. С ними вообще нельзя разговаривать. В некоторых случаях родители/взрослые приглашают пожилых людей прийти к ним домой на ужин.
После или во время хороших дождей вся община собирается вместе, чтобы отпраздновать это событие. То же самое можно сказать и об урожае.
В обществе Куку нет строгого рабочего времени. Люди могут сделать перерыв, когда захотят и в любое время суток.
У куку есть особый напиток яванатакбе. Это алкогольный напиток, приготовленный из сорго. Они едят такие продукты, как бобы и мясо, каждый день. Их первый прием пищи обычно происходит в 7 утра, обед около полудня и ужин вечером.
Когда приходит время жениться молодому человеку, семья отправляется в соседнюю общину и получает информацию о девушке из другой семьи, которая достаточно взрослая, чтобы жениться. Если ее личность и репутация приемлемы, семье невесты выплачивается приданое (обычно заранее определенное количество животных). Затем старейшины объявляют пару браком. Пара пойдет и построит новый дом и останется там вместе, или жена пойдет и останется с мужем в доме его родителей.
Когда рождается ребенок, сообщество собирается вместе и празднует прибавление.
После смерти человека люди всегда мрачны, особенно семья. Они хоронят умершего, а затем проводят собрание сообщества, чтобы благословить человека и дать ему или ей хорошую жизнь с духами и Богом. Обычно хоронят через два-три дня. О причине смерти они говорят с родственниками. Если придут к решению, человека хоронят. Эта церемония длится около недели.
Социальная структура
[ редактировать ]Мужчины обычно днем занимаются охотой и сельским хозяйством. Женщины проводят большую часть дня, работая на сельском хозяйстве и занимаясь другими делами. Женщины приходят домой на час раньше мужчин, чтобы начать готовить еду на день. Юные мальчики и девочки могут свободно играть и часто помогают по дому. Иногда отец берет сына, чтобы научить его охотиться и заниматься сельским хозяйством. Мать учит дочерей домашним делам. Взрослые, как правило, должны очень усердно работать как сообщество, чтобы помочь деревне выжить. Старейшины поддерживают закон и порядок в племени/сообществе.
В деревне наибольшее уважение уделяется старшим, затем взрослым мужчинам, затем взрослым женщинам и, наконец, детям.
Человек считается высоко оцененным, если у него много денег или животных, или если у него много детей или жен. Другие уважают его, потому что наличие большой семьи означает, что у вас достаточно богатства, чтобы заботиться о большом количестве людей. Важность человека в сообществе обычно объясняется его богатством (puet), тем, как он помог обществу, или его возрастом.
Выбор супруга занимает очень много времени и процедур очень много. Сначала семья жениха отправляется в другое поселение и находит девушку с хорошим прошлым и характером. Если у жениха плохая репутация, он идет очень далеко, чтобы найти невесту. Тогда семья невесты обычно решает поехать в деревню жениха и разузнать информацию о семье жениха, узнать об их статусе в обществе. Если семья невесты согласна, они заключают официальный брак. Девушка обычно говорила «да», чтобы выразить уважение. Раньше девушка не имела права голоса в том, за кого хочет выйти замуж. Если бы парень был богат, он мог бы иметь любую девушку, какую пожелает. Если она сопротивляется, ее похищает муж. Теперь, чтобы брак состоялся, должно быть согласие с обеих сторон.
Учреждения
[ редактировать ]Семейная ячейка в племени обычно состояла из мужа и двух жен с детьми. Расширенные семьи проживают в отдельном жилье. Среднее количество детей – семь. Жен могло быть столько, сколько пожелал муж, но это ограничивалось его возможностями заботиться о них и обеспечивать приданое. С приходом христианства брак стал моногамным. Отец всегда является главой семьи, и если его нет, то первая жена отвечает за семью.
Поначалу люди верований куку были пантеистами и часто поклонялись реке или большому дереву в своей деревне. Люди приходили в эти места всякий раз, когда в этом была необходимость, и молились Богу дождя, чтобы тот дал им воды. Религия не была формальной или важной, потому что они хотели верить во что-то, что могло бы им помочь. Со временем большинство куку стали христианами и теперь молятся ежедневно.
В обществе большинство решений принимаются старейшинами, и решения зависят от ситуации. Если придет другая группа и совершит набег или нападет на их группу, они будут сопротивляться, чтобы вернуть то, что было потеряно. В некоторых ситуациях все старейшины собираются вместе и обсуждают подходящее решение. Если закон нарушен, лицо, совершившее преступление, должно заплатить определенное количество животных семье или племени, которое обидело. Если человек совершил убийство, он должен заплатить семь коров, четырех коз и пять овец. Эту сумму передадут семье погибшего.
Правила сообщества включают в себя:
- Уважение ко всем
- Никакого воровства
- Нет прелюбодеяния
Всех детей должны учить родители. Они учат о жизни и о том, что им следует делать для хорошей жизни. До колонизации нравственное воспитание было самым важным. До колонизации не было формального школьного образования. Детей обучали дома. «Знать, что делать в жизни, всегда самое важное чувство в жизни».
Экономическая база [1]
[ редактировать ]Экономика почти полностью аграрная. Большинство из них живут на фермах в деревне, но некоторые становятся ремесленниками, например, кузнецами или гончарами. Богатство во многом измеряется количеством животных. Другие производимые изделия — это копья, ножи, тыквы, барабаны, флейты и гитары.
Посевы состоят из сорго (масика), кукурузы, риса (Мбьяа), проса (русу) и других зерновых культур. Большинство других предметов обычно собираются из кустов. Они также заботятся о крупном рогатом скоте, овцах и козах. Люди торгуют в сообществах; обычно это делается посредством бартера.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Погго, Скопас (2006). «Происхождение и культура кузнецов в обществе куку Судана, 1797-1955» . Журнал африканских культурных исследований . 18 (2): 169–186. ISSN 1369-6815 .
- ^ «АФРИКА | 101 последнее племя — народ куку» . www.101lasttribes.com . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ «Документирование обычных законов народа куку в Южном Судане» . МОМ Южный Судан . 25 марта 2022 г. Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Погго, Скопас (декабрь 2006 г.). «Происхождение и культура кузнецов в обществе Куку Судана, 1797–1955» . Журнал африканских культурных исследований . 18 (2): 169–186. дои : 10.1080/13696810601104734 . ISSN 1369-6815 .
- ^ Проект, Джошуа. «Куку в Южном Судане» . joshuaproject.net . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ «АФРИКА | 101 последнее племя — народ куку» . www.101lasttribes.com . Проверено 11 июня 2024 г.