Jump to content

Мади люди

Маади люди
Общая численность населения
429,300
Регионы со значительной численностью населения
 Уганда 397,000
 Южный Судан 30,000 [1]
 ДР Конго 2,300
Языки
Маади , английский
Религия
христиане , анимистское меньшинство
Мужчина Мади, конец 1870-х годов на юге Судана.

Маади народ , говорящий на центральном суданском языке и проживающий в округе Магви в Восточной Экватории , Южном Судане и округах Аджумани и Мойо в Уганде . С юга на север этот район простирается от Нимуле, на границе Южного Судана и Уганды , до реки Ньоло, где Маади смешивается с Ачоли, Бари и Лолубо. С востока на запад она проходит от Параджока / Магви до Уганды через реку Нил. [2]

Говорящие называют себя и известны как Мади . что буквально переводится как (Я здесь). В стандартной орфографии это Маади; апостроф указывает на то, что они имплозивны. Носители языка называют свой язык мади ти , что буквально означает рот Маади . Между собой Маади называют друг друга принадлежащими к суру («клану» или «племени»), которое в дальнейшем может быть разбито на па , «потомки», которые в некоторых случаях совпадают с суру . Хотя мади могут жениться только на человеке, не принадлежащем к их клану, обычно они должны вступать в брак с членами группы, говорящей на языке мади.

Многие соседние носители языков мору-мади носят имя Мади. [2] [3]

Краткая история [4]

[ редактировать ]

Этимологии слова «Ма»

[ редактировать ]

Согласно одной популярной народной сказке, имя Мади появилось как ответ на вопрос белого человека мужчине-мади. Когда первый белый человек в этом районе задал вопрос «Кто ты?», ответом был ошеломленный «мади», то есть человек. Это было принято за название народа, дошедшего до настоящего времени испорченным.

Другой рассказ Маади пытается объяснить имена некоторых членов группы Мору-Маади. Когда прародители Маади были оттеснены на юг, достигнув стратегического места, они заявили Муро-Амадри, то есть: «Давайте поселимся здесь». И поэтому они сформировали группу, чтобы защитить себя. Эта группа стала известна как Мору. Группа в более или менее голодном состоянии прервалась на поиски более зеленых пастбищ, пока не нашла съедобное дерево лугба ​​(«пустынные финики» — ximenia aegyptiaca).

Съев немного плодов, они взяли часть с собой. Когда пришло время снова наполнить желудки, было слышно, как женщина, потерявшая урожай, спрашивала о лугба ​​ри, «финиках пустыни». Эта группа стала известна как логбара, но маади до сих пор называют их лугбан. Последняя группа, достигнув плодородной почвы, решила и заявила ma di «вот я (наконец-то)». И они стали известны как Маади. [2]

Ранняя история

[ редактировать ]

Устная история маади утверждает, что Нигерия является колыбелью народа маади – местом их происхождения. Согласно одному распространенному устному рассказу, народ маади покинул Нигерию и двинулся на юг, пока не достиг Амади , города на юго-западе Судана, где и поселился. Слово Амади на языке маади означает «мы здесь». Это также значит, у нас дома. Судя по этой сюжетной линии, к тому времени маади и мору все еще оставались одной этнической группой.

Из Амади люди Маади отправились на восток, достигнув реки Нил . Там они разделились на два кластера – Мору и Маади. Скопление Мору пошло назад – на запад; группа Маади, обосновавшаяся на берегу реки. Считается, что две группы (группы) разделились из-за ссоры из-за куска арахиса. Мужчина-мади нашел арахис и съел его в одиночку. Его брат Мору обвинил его в жадности и поэтому отошел от него.

Однако сегодня устная история Маади не может указать период, в течение которого Маади мигрировал из Нигерии в Судан. Более того, он также не может преодолеть недостающую историческую связь между нынешним народом маади и его предполагаемыми акцентистами – нигерийцами. Ученые-немади, писавшие о Маади, имеют разные мнения о происхождении Маади. Хотя осталось неясным, откуда взялись люди маади, скорее всего, они прибыли в южный регион Судана примерно в 1400-1700 годах нашей эры. Этот период совпал с миграцией нилотов с севера на юг.

Согласно одному устному рассказу маади, после того, как маади и мору расстались, некоторые группы маади поселились возле горы Раджаф , недалеко от Нила. Другие поселились в Ньярабанге, к югу от Раджафа. В этих местах они смешались с жителями Бари. В Раджафе народ Маади жил годами. По мере роста их числа они также рассыпались на подгруппы, многие из них покинули Раджаф. С годами многие двинулись на юг разными маршрутами в поисках лучших мест для поселения. Попутно несколько групп развились и приобрели разные названия: Арапи, Гупи (Логопи), Логили, Муги, Окей, Пандикери, Патиби (Мой-ба) и др.

Согласно одной из сюжетных линий, народ маади обнаружил, что бари уже поселились в Раджафе и Ньярабанге. Приверженцы этой сюжетной линии полагают, что бари поселились в Гондокоро, Раджафе и Ньярабанге около 1600 года нашей эры. Маади обнаружили, что бари уже поселились в Раджафе и Ньярабанге.

Другая широко известная версия среди Мади утверждает, что некоторые группы Маади пришли из Бари . Что Муги происходят из Бари Ньярабанги; Арапи, Логопи и Логили происходят от Бари-Лого. Окей, Нгая, Патиби и Пандикери также происходят из Бари. Однако некоторые писатели, не принадлежащие к Мади, придерживаются другой точки зрения; они предполагают, что Маади происходил из Бари-Лого. Например, по мнению бельгийского писателя Армана Ютеро , Бари-Лого, вероятно, представляют собой Лугбара, которые произошли от Лова или Кибали, пока не столкнулись с Дай; реки Макуа. Позже они, вероятно, были рассеяны медже-мангбеле под властью Абонги, а затем азанде под командованием Вандо, Уква и Бокойо ( Бокойо ).

Считается, что из Раджафа группа направилась на юго-восток и поселилась в Ару, в нескольких километрах к юго-востоку от Раджафа. Эта группа основала этническую группу олубо. Одним из основателей был вождь Луала. Из Ару группа олубо двинулась на юг, переправилась через реку Юи (река Кит) и поселилась в Моли. Позже в Моли пришли также нгая, окей, пандикери. За ними последовали группы Бека и Килолоро, которые, по мнению рассказчиков, имеют происхождение от Куку. Группы пасело и камия также пересекли Нил и поселились возле горы Айо, на берегу реки.

Из Моли Муги, Килолоро, Пандикери и др. двинулись на юго-восток — в Опари . Группа Логопи из Бари-Лого , что за Нилом, также прибыла в Опари. В совокупности группы, поселившиеся в Опари, называли себя бори. Остается спорным, какая группа первой поселилась в Опари. Некоторые люди полагают, что логопи появились первыми. Некоторые говорят, что Нгайя были первыми. Третьи говорят, что Пандикери прибыли первыми.

Андруга из Пандикери стал первым вождем Бори. Ему наследовал его сын Милла Акери. Милла стала величайшим вождем Бори. Ему наследовал его сын Каньяра Драру. Во время правления Миллы Бори также поселился в Овингикибуле и Айипе, территории к востоку от Опари. До тех пор эта местность была лесом; охотничья местность для групп Бори и Ачоли. Борьба за Овиникибул стала источником конфликта между Ачоли и Мади. Каждая группа провозгласила Овиникибул своей исконной землей.

К тому времени, когда разные группы маади поселились в Моли и Опари, одна группа, жившая в районе Куку, ушла и двинулась на восток. Он миновал гору Ньери, пересек Нил и поселился у подножия горы Болизо. Группа назвала свое новое поселение именем места Гуру (позже переименованного в Нимуле ). Слово Гуру на языке Мади означает долину. Согласно одному из рассказов, человек по имени Манини, который возглавил свою группу из-за Нила, основал Гуру. Однако в другом повествовании утверждается, что Манини и его люди нашли в Гуру человека по имени Ачи (также известного как Мотто). Согласно этой сюжетной линии, Нил принес Мотто Гуру из Буньоро. Со временем к Гуру также пришли некоторые группы (Пакурукве, Пакой, Бари-Билинья и т. д.) из Куку и Бари.

Когда несколько групп маади двинулись на юго-восток и юго-запад от Раджафа, одна группа пересекла Нил и двинулась на юг. Эта группа поселилась в месте под названием Авори – нынешний Лоа. В Авори первым хранителем земли стал человек по имени Вури из семьи Павура. Две группы из Авори двинулись на север и поселились возле горы Ремо. Одну группу называли Паакори, другую — Пафоки.

Спустя годы в Авори одна группа назвала себя Лукай. Рассказчики устной истории Маади полагают, что предок Лукая происходил из Лолубо (Олубо). Согласно одной из версий, группу Лукай основал человек по имени Джукири. Считается, что Юкири и его брат Ньиквара бежали из Ару, изгнанные старейшинами Лолубо.

По одной версии, в Ару под деревом собралась группа людей на встречу. Среди них были Юкири и Ньикваре. По ходу собрания тень сместилась в сторону братьев, а старейшины Олубо остались на солнце. Старейшины попросили братьев оставить для них тень. Они отказались; так что бой распался. Следовательно, братья были вынуждены покинуть Ару.

Беглецы побежали на юг – и переправились через реку Юй. Они путешествовали и достигли горы Фоки. Джукири, старший брат, затем сказал Ньикваре, что им следует разделиться и пойти в разных направлениях. Чтобы в случае, если люди Лолубо последуют за ними, найдут одного человека и убьют его, другой выживет. Выживший продолжит фамилию. Итак, братья разошлись. Ньиквара отправился на юго-восток, где вовремя; он стал предком этнической группы ачоли-паньиквара. Джукири отправился на юго-запад и прибыл в Авори.

В Авори Юкири встретил Вури, который был хранителем земли. Вури заботился о Джукири, пока тот не вырос. Затем он отдал Юкири в жены свою дочь. Юкири и его жена стали родителями троих сыновей: Гирале, Биларо и Кадо. У них также была дочь по имени Абиния.

После того, как Юкири поселился в Авори, в Авори приехал человек по имени Мулудия Квиаквиа. По одной версии, его перенес Нил — по-другому можно сказать, что он пришел с юга. Вури приветствовал Мулудию и дал ему место для поселения. Они стали друзьями. Их дружба продолжалась до тех пор, пока между ними не начался конфликт. Вури потребовал, чтобы Мулудия покинула Авори. Итак, бой распался. Во время боя сын Вури застрелил сына Мулудии.

Затем пришел Юкири и заключил мир между враждующими сторонами. По традиции, Вури пришлось заплатить выкуп Мулудии. В те годы кровавую цену могли платить и женщины. У Вури не было девственной дочери. Итак, он попросил Юкири отдать ему дочь. Юкири отдал ему Абинию. Он, в свою очередь, отдал ее Мулюдии. Тогда совет старейшин уладил конфликт между ними.

После этого Мулудия покинула Авори. Он отправился на север и построил поселение в Мусуре, недалеко от Керепи, к западу от Опари. К тому времени Милла Акери была главой Бори. Когда Милла услышал, что Мулудия и его люди переехали из Авори и поселились в Мусуре, он разгневался. Его армия отправилась прогнать Мулудию. Драка прекратилась, и Мулудия была вытеснена из Мусуры. Он поехал и поселился в Керепи-Боронголе. Там у него было несколько детей, среди которых были сыновья: Юлу, Токе, Кичере и Локу. Со временем он стал родоначальником групп Керепи и Гоньяпи. В Керепи Локу стал основателем семьи Абача; Кицере стал первым главой Керепи-Тедире. Эберу, сын Кицере, сменил отца на посту вождя.

После того, как Мулудия уехала в Мусуру, в Авори, Юкири, отдавший свою дочь Вури, потребовал, чтобы Вури выплатил ему компенсацию. Он не хотел принимать никаких предложений от Вури, кроме поста вождя, который занимал Вури. Поэтому Вури отдал Юкири свое вождь в качестве компенсации. Вождь Юкири положил начало правлению Одрупи в Лукае. Гирале стал вторым главой Лукая после своего отца Джукири.

Народ Лукай много лет жил в Авори. Затем из Авори они двинулись на юго-восток, в Мугали. В Мугали вождем стал Оду, сын Гирале. У Оду было два сына Воло и Бада. После смерти Оду его преемником стал его дядя Кадо. После того, как Кадо умер его племянник, Воло стал вождем. После смерти Воло его сменил Бада. Когда Бада был убит во время войны, его преемником стал его брат Амоли. После смерти двоюродного брата Амоли его преемником стал Локу. После того как Локу умер его сын, его преемником стал Сурур Ифоро.

Считается, что несколько факторов: засуха, межклановые распри и бои с турецкими налетчиками рабов (которых коренные жители называли Тукутуку) вынудили Лукая отправиться в Мугали. Назвали Мугали, Агали – то есть мы отказались от конфликтов. Однако, на их беду, конфликты последовали за ними и в Мугали. Тукутуку не оставил их в покое.

Сопротивление Маади в эпоху вторжения в Тукутуку (Туркия)

[ редактировать ]

Народы южного Судана почти не имели контактов с северным Суданом до начала египетского правления (также известного как Турецкий Судан или Турция ) на севере в начале 1820-х годов и последующего расширения работорговли на юг.

Согласно устной истории, нилотские народы — динка , нуэр , шиллук и другие — уже обосновались на юге Судана к тому времени, когда турки вторглись в этот регион. В девятнадцатом веке народ шиллуков установил централизованную монархию, которая позволила им сохранить свое племенное наследие перед лицом внешнего давления в годы, последовавшие за турецким правлением.

К тому времени, когда нилотские народы установили свое господство в северной части южного Судана (особенно в регионе Бахар-эль-Газаль ), ненилотские азанде , мору-мади и т. д. обосновались в регионе Экватории. Народ азанде занимал большую часть региона.

Географические барьеры защищали население южного Судана и затрудняли вторжение турок в регион. Более того, жители южного Судана враждебно относились к любым иностранным авантюрам на их земле. Но военная мощь турецкой армии взяла верх в боях по подчинению Южного Судана. Из-за своей близости к северному Судану нилотские народы первыми уступили туркам.

Когда регион Бахар-эль-Газаль перешел под власть Турции, многие жители Нилота переехали на юг, спасаясь от нового режима. Турецкая армия также двинулась на юг, чтобы расширить свое господство. К 1841 году турецкие войска уже вошли в Экваторию. Их первая встреча произошла с жителями Бари , Каквы , Поджулу , Мундари и других. Когда турки прибыли в Бари, поначалу они не были встречены враждебно.

В апреле 1854 года относительно мирные отношения между жителями Бари и иностранцами внезапно оборвались, когда турецкий торговец без всякой причины открыл огонь из своего оружия по толпе жителей Бари в Гондокоро. В гневе бари предприняли контратаку, и результат был разрушительным для обеих сторон. Этот инцидент заставил жителей Бари стать более оборонительными и менее дружелюбными по отношению к торговцам (в основном арабам и туркам), которые использовали насилие для получения бивней из слоновой кости, но также начали брать людей (молодых мужчин и женщин) в рабство. Девушек насиловали или насильно брали в жены. Некоторые иностранные торговцы даже построили укрепленные склады возле Гондокоро, где людей держали в ожидании груза по Белому Нилу в Северный Судан.

Со временем турецкая армия смогла получить полный контроль над Экваторией, и ее торговый штаб теперь находился в Гондокоро. Затем турецкая армия расширила свою оккупацию дальше на юг. Следовательно, Мади, Куку , Лотуко , Ачоли и другие, чьи территории лежат к югу от Гондокоро, должны были стать добычей.

Примерно в 1854 году тукутуку, уже захватившие Гондокоро (город Бари, к северу от современной Джубы), также разбили лагерь в Каджо-Кеджи (город на территории Куку). Они использовали базу для нападения на народ Маади по ту сторону Нила. Нападения Тукутуку ограничивались не только Лукаем, но и народом Мади в целом.

На восточном фронте Тукутуку разместили базу в Оббо (поселение, расположенное примерно в ста милях к юго-востоку от Гондокоро). В середине 1860-х годов главой Оббо был человек по имени Катчиба. Когда Тукутуку укрепили свою базу в Восточной Экватории, им удалось перетянуть на свою сторону некоторых туземцев (Бари и Ачоли). С помощью туземцев они вели успешные бои на Маади. Например, в одном сражении Тукутуку вступили в сговор с Ачоли-Патико и Ачоли-Палабе. Затем они напали на Мугали, схватили вождя Баду, отвезли его в Лебубу (Одрупеле) и убили.

Миграция Мади в Уганду

[ редактировать ]

Учитывая превосходящую военную мощь Тукутуку и помощь, которую они получили от туземцев (которые присоединились к ним), победа над народом Маади была лишь вопросом времени. Народ Маади был вынужден разойтись. Некоторые ушли глубже в леса; другие отправились дальше на юг, в Уганду. Тех, кому повезло меньше, взяли в плен и увезли. Некоторые из пленных позже были призваны в армию Тукутуку; другие стали чернорабочими.

Когда Тукутуку укрепил свою базу в Судане, некоторые из них пошли дальше на юг и построили несколько баз в Уганде . В Уганде группа тукутуку разбила лагерь в Одрупеле (Лебубу). Командующий Тукутуку, Эмин-паша, заставил мади и другие этнические группы (он призвал их в свою армию) построить форт. Форт, сегодня известный как Форт Дюфиле, был построен в 1879 году. Форт расположен на реке Альберт-Нил на территории Уганды. Многие из рабочих, строивших форт, были выходцами из народа маади. Сейчас народ Мади в основном проживает в Мойо, Оодрупеле.

В 1888 году мятежники из паши Эмина заключили в тюрьму его и Эй. Дж. Маунтни Джефсона. Позже они освободили двоих и объединились для борьбы с силами махдистов. В 1889 году Эмин и его армия покинули Дюфиле Форте. Бельгийские войска повторно оккупировали и реконструировали его с 1902 по 1907 год. Другая группа армии Тукутуку с восточного фронта (которая обосновалась недалеко от Оббо) двинулась на юг и обосновалась в Фалоро, городе на территории современной Уганды. Фалоро был частью анклава Ладо.

Таким образом, к концу 1860-х годов несколько групп маади из Судана мигрировали в Уганду, где поселились в разных местах. Некоторые на западном берегу Нила, другие на восточном. Южная территория групп Маади простиралась до Фалоро. Фалоро называли Страной Маади английские исследователи Джон Хэннинг Спик и Джеймс Август Грант, посетившие этот район в 1863 году нашей эры. Сэр Сэмюэл Уайт Бейкер, посетивший это место годом позже, также назывался Страной Фалоро Маади.

Несколько групп маади из Моли, Керепи, Арапи, Пагери, Лоа и Нимуле поселились в горах Мету. Среди первых поселенцев Мету была группа Падика. Вслед за Падикой прибыли люди Керепи. В Мету Кутулунгу стал первым вождем Эрепи и Памуджо на юге Мету. Лукере стал первым вождем северного Мету. Среди других групп, приехавших в Мету, были Пачара и Вура. Первым главой Пакары был Лумара.

Из Мету некоторые члены группы Вура двинулись дальше на запад, в район Мойо. В Мойо первым вождем Вуры был Алику, сын Бандая. Алику правил Мойо до прихода британского правления. Британцы арестовали его. Его обвинили в убийстве английского исследователя, приехавшего в Мойо. Алику посадили в тюрьму. Он не вернулся. Считается, что он был убит.

В то время как группы из северного и центрального Маади поселились в Мету, другие отправились в Мойо. По словам рассказчиков устной истории Мади (Альбино Акаси, Самуэль Анзо и Макпе), группа мигрантов из Лулубо прибыла в Уганду и поселилась к юго-западу от Мойо. Эта группа называлась Маади Агай по имени их лидера. Группу также называли Маади Околло, что означает «Периферийный Маади», потому что диалект группы сильно отличался от основного Маади. Другие группы Мади называли Маади Околло Маади Индри, потому что у них было много коз. Одна этническая группа ноне-мади с юга, вероятно, из Буньоро, пришла и поселилась недалеко от Маади Околло. Позже группа была названа Маади Оюви. Некоторые члены Оюви двинулись на восток и поселились недалеко от Пакеле.

В Судане бори также разошлись по группам. Некоторые из них затем отправились на юго-восток, в Уганду. Остальные двинулись на юго-запад. Те, кто двинулся на юго-восток, поселились в Падибе, где смешались с группами ачоли-падибе и ачоли-парабонго. Те, кто двинулся на юго-запад, пересекли Нил и поселились в Мету. Как и другие группы маади, лукаи из Мугали также переехали в Уганду. Многие из них поселились в Китгуме. Остальные поселились в Аджумани.

Народ Мади и англо-египетский Судан

[ редактировать ]

В 1840-х годах Турция (находившаяся под властью хедива Египта) к настоящему времени укрепила свой контроль в регионе Экватории. В 1845 году британец Джон Петерик , поступивший на службу к Мехемету Али, был занят исследованием Верхнего Египта , Нубии, побережья Красного моря и Кордофана в безуспешных поисках угля. В 1861 году он был назначен консулом в Евкатории. Позже Патерику пришлось основать свой центр в Фалоро , страна Мади.

В марте 1861 года британский исследователь Сэмюэл Бейкер начал экспедицию в Центральную Африку с целью «обнаружить истоки реки Нил». Он также надеялся встретить восточноафриканскую экспедицию под руководством Джона Ханнинга Спика и Джеймса Огастеса Гранта где-то около озера Виктория . Бейкер провел год на суданско-абиссинской границе, за это время выучил арабский язык, исследовал реку Атбара и другие притоки Нила. В начале 1862 года он прибыл в Хартум, а в декабре того же года покинул город, чтобы следовать по течению Белого Нила. Несколько месяцев спустя он прибыл в Гондокоро.

В 1862 году Спик и Грант, с которыми г-н Бейкер планировал встретиться с г-ном Бейкером в Гондокоро, прибыли в страну Мади, проехав из Занзибара через несколько стран: Абиссинию, Уганду, Гани… и Уньоро . В стране Мади их должен был встретить г-н Петерик, которому Королевское географическое общество поручило доставить в Гондокоро склады с гуманитарной помощью для Спика и Гранта. Петерик отправил лодки в Гондокоро в 1862 году, но Спик и Грант не прибыли.

В феврале 1863 года, когда эти двое мужчин прибыли в Фалоро, г-н Петерик вышел на охоту, и посетителей встретил г-н Мохамед (черный человек), который был вакилом (то есть помощником консула). Прежде чем отправиться в Гондокоро, исследователи провели несколько недель в стране Мади. В своих воспоминаниях о своем пребывании г-н Спик признался, что народ Мади был цивилизованным по сравнению с народом Униоро, Гани, Бари и т. д. Г-н Спик также вспомнил истории о турецких работорговцах, которые часто вступали в конфликт с народом Мади. .

В апреле 1863 года Сэмюэл Бейкер наконец встретил Спика и Гранта в Гондокоро, которые рассказали ему об открытии истока Нила. Успех этих двоих заставил Бейкера опасаться, что его собственной экспедиции больше нечего делать. Тем не менее два исследователя предоставили ему информацию, которая позволила ему после отделения от них добиться открытия Альберта Ньянзы (озера Альберт), в существовании которого Спику и Гранту уже были даны надежные подтверждения.

После встречи со Спиком и Грантом Бейкер отправился в собственную экспедицию. Он путешествовал из Гондокоро, проезжая через страны Бари, Латука, Шуа и Мади. По пути он столкнулся с рядом трудностей. В стране Латука он пробыл несколько дней, где встретился с вождем Латуки г-ном Бокке. Затем он продолжил путь на юг и прибыл в Оббо, город в стране Мади Шуа. В Оббо он провел несколько недель, где встретился с начальником Оббо г-ном Катчибой. Бейкер и Катичба обсудили несколько тем.

14 марта 1864 года Бейкер наконец прибыл к озеру Альберт. Он провел несколько месяцев, исследуя окрестности, прежде чем вернуться на свою базу. Он прибыл в Хартум в мае 1865 года. В октябре следующего года он вернулся в Англию со своей женой, которая сопровождала его на протяжении всего опасного и трудного путешествия.

В 1869 году по просьбе хедива Исмаила Бейкер взял на себя командование военной экспедицией в экваториальные районы Нила с целью пресечь там работорговлю и открыть путь к торговле и цивилизации. Прежде чем отправиться из Каира с отрядом в 1700 египетских солдат (многие из которых были освобождены от наказания), ему было присвоено звание паши и генерал-майора османской армии. Леди Бейкер, как и прежде, сопровождала его. Хедив назначил его генерал-губернатором новой территории Экватории сроком на четыре года; и только по истечении этого времени Бейкер вернулся в Каир, оставив его работу новому губернатору, полковнику Чарльзу Джорджу Гордону .

В 1910 году, через несколько месяцев после смерти Леопольда II, короля Бельгии , также произошел распад анклава Ладо (частью которого были территории Мади). Это привело к новому иностранному правлению в Маади. В 1912 году британцы , ставшие теперь новым правителем региона, произвольно присоединили южную часть Мади к Уганде. В связи с изменениями, произошедшими как в Судане, так и в Уганде, многие мигранты Маади в Уганде решили вернуться в Судан.

Многие жители Нимуле, поселившиеся в Атияке и Китгуме, вернулись обратно. Некоторые люди бори, поселившиеся в Парабонго, вернулись в Опари. Остальные остались в Овиникибуле. Паджери переехали из Оголиго в Уганде в Нимуле. Старейшины Нимуле предоставили группе Пагери место у подножия горы Болихо (ныне гора Гордон). Поселение получило название Пагери Анду. Из Пагери-Анду группа двинулась на север и обосновалась в Джелее. Из Джелея группа поселилась в районе современного Пагери.

Большинство людей Лукай также вернулись в Мугали. Однако конфликты между ними и Ачоли -Палабе продолжались. Рассказчик устной истории Маади Люсия Нья-Тиангва считает, что именно конфликт между лукай и ачоли-палабе вынудил народ лукай вернуться из Уганды в Мугали. Британские администраторы в регионе считали, что виноваты люди Лукаи. Итак, однажды армия Королевских африканских стрелков (КАР) вступила в сговор с ачоли. Они пришли и напали на Мугали. Они убили много людей, в том числе нескольких членов правящей семьи Одрупе. Среди убитых были Иньяни, сын вождя Лазиру Коро, и Каку, мать вождя Алиму Денгу.

Чтобы избежать резни, люди Лукаи бежали в Ндинди, через реку Акка, к северу от Мугали. Эти события произошли примерно в 1920 году. Амоли был главой Лукая. В Ндинди Сурур Ифоро стал главой Лукая. Ему было дано задание перевезти людей на новое место, более плодородное и гостеприимное. Ему не удалось выполнить поставленную задачу. Поэтому его двоюродный брат Алиму Денгу вынудил Ифоро уйти в отставку. Алиму Денгу стал вождем. Затем он отвёл людей в место под названием Муа. Его еще называли Вангчори (на языке ачоли), что означает «глаза человека» — место войны.

В Вангчори несколько лет жили люди Лукай. Лубай заменил Алиму Денгу. После его смерти вождем стал Касмиро Луку. Касмиро умер через год. Лазиру Коро стал вождем. Он правил девять месяцев и подал в отставку. Алиму Денгу стал вождем во второй раз. Затем люди Лукай вернулись в Мугали. Эти события произошли примерно в 1930-1945 годах нашей эры. Англо-египетское правление теперь взяло под свой контроль вождей Маади. Пытаясь облегчить управление коренным населением, британцы ввели понятие верховного вождя, который должен был управлять всем Маади. Это ознаменовало конец старой эпохи в истории Маади и начало новой эры. [2] [5]

Народ мади во время Второй гражданской войны в Судане (1983–2005 гг.)

[ редактировать ]

До 1986 года для народа Мади Вторая гражданская война в Судане была чужой историей. Это не повлияло на их повседневную жизнь. Многие из них слышали о войне только по радио или понаслышке. Однако по мере того, как повстанцы НОАС начали продвигаться на юг, на каком-то этапе они достигли территорий, населенных народом Мади. Одна из их первых встреч с народом Мади произошла в Овингибуле.

В 1985 году группа повстанцев, выдававшая себя за НОАС, ограбила и разграбила деревни в Овиникибуле . Некоторые люди, ставшие свидетелями инцидента в Овингибуле, бегут в Нимуле, чтобы попросить правительство о помощи. К их разочарованию, они не получили необходимой помощи. Неспособность правительства помочь им вынудила жителей Мади в Овингибуле и других местах в других местах задуматься о том, чтобы взять вопрос своей безопасности в свои руки. Инцидент в Овингибуле также привел к тому, что у жителей Мади сформировалось самое негативное мнение о НОАС/М .

Дальнейшие столкновения народа Мади с солдатами НОАС в 1985 году лишь укрепили позицию народа Мади в отношении НОАС. Например, разграбление собственности покойного вождя Сабасио Окуму в Лоа, убийство мади по имени Кайо Мохадиа в Лоа, разграбление деревень в Моли заставили народ Мади смотреть на НОАС как на врага, а не как на освобождение. армия. А поскольку большинство солдат НОАС, впервые прибывших в Мадиленд, были выходцами из племени ачоли, народ мади начал смотреть на народ ачоли как на агрессоров. Такое восприятие в сочетании с провокациями в отношении народа Мади со стороны некоторых элементов племени Ачоли привело к разжиганию вражды между двумя племенами, что привело к конфликтам, приведшим к тяжелым последствиям – для обеих сторон.

Определяющее движение народа Мади за то, чтобы принять сторону в конфликте, произошло в начале 1986 года, когда некая повстанческая группа в форме НОАС хладнокровно убила г-на Джозефа Кебулу, очень уважаемого политика Мади. Г-н Кебулу был на предвыборной гонке, когда автобус, в котором он ехал, был остановлен на дороге Джуба-Нимуле. Бандиты вытащили его из автобуса и застрелили.

Возмущенные тем, что происходит с их народом, и неспособностью правительства защитить их, народ Мади решил взять ситуацию в свои руки. Поэтому в марте 1986 года в Нимуле совет старейшин Мади собрался, чтобы решить, как подготовиться к дальнейшим агрессиям и грабежам со стороны НОАС в Мадиленде. Заседание проходило под председательством г-на Рубена Сурура , тогдашнего руководителя компании Lukai. Совет единогласно выбрал г-на Полиодоро Драру, чтобы возглавить народ Мади в борьбе с агрессорами. Встреча завершилась традиционным ритуалом Мади, во время которого Сурур подарил Драру свое аджуго (самое большое копье воина).

Выбор совета старейшин, избравшего Драру аджуго, не был исторической случайностью. Скорее, это было основано на лидерском послужном списке Драру. Более того, и Сурур, и Драру происходили из королевской семьи Лукай. На самом деле Драру был протеже Его Величества Алиму Денгу. Драру должен был стать преемником Алиму Денгу, но по нескольким причинам он этого не сделал, поэтому Алиму Денгу стал последним королем народа Мади.

Спустя годы, когда генерал Джозеф Лагу (генерал Лагу начал движение Аньянья в пятидесятых годах, создается впечатление, что он сделал это после 1983 года, пожалуйста, исправьте эту историю. Движение Аньянья) , Драру хотел быть на передовой. Но генерал Лагу назначил Драру офицером разведки. Он работал рука об руку с [г-ном Анджело Вуга] (который также был офицером разведки) в управлении логистикой Ананьи I, а также помогал в вербовке молодых бойцов, некоторым из которых пришлось поехать в Израиль для обучения.

Теперь, по воле судьбы, Драру пришлось оказаться на передовой. Чтобы подготовиться к будущим сражениям, Драру и его главный советник Джино Гама Аньяси проконсультировались с генералом Питером Сирило (суданской армии, тогдашним губернатором Восточной Экватории) о ситуации в Мадиленде, который затем дал свое благословение народу Мади на самозащиту. . Таким образом было сформировано ополчение Мади во главе с Драру.

Пока формировалось ополчение Мади, тем временем геополитическая ситуация в Судане менялась очень быстро. НОАС становилась сильнее по мере захвата новых территорий, в том числе в регионе Восточной Экватории. Более того, некоторые жители Мади решили присоединиться к НОАС. Среди людей Мади, которые первыми присоединились к НОАС, были доктор Анн Итто (которая ранее работала преподавателем в Университете Джубы ), г-н Джон Андруга и г-н Мартин Терезио Кеньи . Эти люди впоследствии заняли высокие посты в НОАС.

Присоединившись к НОАС, первые представители движения Мади думали превратить НОАС из врага народа в освободителя народа. Но такая тактическая уловка не принесла ожидаемых плодов. Вместо этого народ Мади поляризовался. Одна группа встала на сторону Драру, другая — на сторону НОАС. Например, в клане Моли два брата (господин Тиби и Томбе Селестино) заняли в войне противоположные стороны. В то время как Тиби присоединился к НОАС, г-н Селестино присоединился к Драру.

Поляризация общества мади должна была привести общество мади к конфликтам, в которых народ мади заплатил так много; многие живут своей жизнью. Всего за три года (между 1986–1988 гг.) Мэдиленд, который был очень мирным, стал зоной боевых действий – местом великих трагедий. Например, только в районе Моли много невинных людей было убито у реки Лиро в результате сражений, которые возглавили два брата: г-н Тиби и г-н Селестино. Первоначально на сторону НОАС выступил и клан Ачоли-Мади.

В 1988 году, понимая, что народы Мади и Ачоли-Мади оказались втянуты в бедствие, вызванное поляризацией общества, старейшины Мади и Ачоли, чтобы остановить дальнейшие трагедии, решили, что враждующие стороны протянут друг другу руку помощи.

В результате группа Драру встретилась с его коллегой. После переговоров и переговоров последовало своего рода соглашение. Однако казалось, что соглашение между двумя группами не сильно изменило динамику вещей. В национальном масштабе НОАС продолжала становиться сильнее, поскольку суданское правительство и поддерживаемые им ополченцы теряли позиции. В 1988 году НОАС захватила несколько стратегических городов в Восточной Экватории : Магви , Оббо и др. Когда она наконец захватила Торит , столицу восточной экваториальной части, стало очевидно, что это всего лишь вопрос недель, захватит и Нимуле .

Итак, в начале 1989 года (3 марта 1989 года, 15:00) армия солдат НОАС направилась к Нимуле. Однако за два дня до прибытия Нимуле генерал Петер Сирило отправил г-ну Драру срочное сообщение. Он написал: «Все кончено, пожалуйста, не сражайтесь и не уничтожайте свой народ ради Пирровой победы!» Драру послушался старшего генерала и не стал рисковать жизнями своих солдат и многих жителей Мади. Итак, Нимуле пал перед НОАС – без большого боя.

После падения Нимуле ополчение во главе с Драру и даже простые люди Мади, опасаясь мести со стороны солдат НОАС, бежали в [Уганду]. Страх людей не был беспочвенным; По прибытии в Нимуле несколько солдат НОАС хладнокровно убили нескольких мирных жителей. Однако, когда НОАС обосновалась в Нимуле, ее руководство начало призывать жителей Мади, бежавших в Уганду и другие места, вернуться домой. Некоторые жители Мади прислушались к призыву и вернулись. Другие дождались подписания Всеобъемлющего мирного соглашения между правительством Судана и НОАС, прежде чем репатриироваться. Тем не менее, многие жители Мади решили остаться в Уганде даже после заключения ВМС. Таким образом, вторая гражданская война значительно сократила численность народа мади в Судане.

Ори – духи перевоплотившихся предков

[ редактировать ]

До прихода христианства и ислама в Мади преобладающей религией народа Мади была вера в предков и поклонение им. [2] Считалось, что они пережили смерть в форме духов, известных как ори. Считалось, что ори могут напрямую вмешиваться в дела человека. Таким образом, Мади приписывают каждое несчастье гневу духа, и в случае несчастья или болезни они немедленно консультировались с одзо или одзого (духом-медиумом), чтобы узнать, какой предок стоял за этим испытанием. Затем конкретному духу приносились жертвы, чтобы предотвратить его пагубное влияние на живых. Считалось, что у влиятельных семей среди Мади были могущественные духи предков, которые помогали им, однако при обращении большинства людей Мади в христианство , а некоторых в ислам, Рубанга - христианский Бог и Аллах ислама - занял места и роли, которые когда-то принадлежал ори.

Тем не менее, сегодня, в эпоху, когда большинство людей Мади обратились в иностранные религии, некоторые верующие в традиционную религию Мади все еще пытаются построить мост между Рубангой и Ори. Сегодня некоторые люди Мади до сих пор хранят миниатюрные алтари, называемые Кидори, где приносятся жертвы духам предков как в хорошие, так и в плохие времена, чтобы приблизиться к Богу. Часто во время сбора урожая первый урожай необходимо предложить духам, чтобы поблагодарить их за успешное ходатайство перед Богом за живых.

Духовность и божества Мади

[ редактировать ]

Помимо веры в ори, народ Мади также верит в существ, которые не являются духами перевоплощенных предков, но сами по себе являются божествами. Некоторые из этих божеств являются священными деревьями, холмами, реками, змеями и т. д. Например, среди клана Моли хорошо известным божеством является Джомболоко (черепаха, которая, как полагают, живет на холме вокруг холма Моли Токуру). О Джомолоко было рассказано много историй. Некоторые люди Моли до сих пор верят в Жомболоко. Также небольшой клан (памангра) собирал «камни дождя» (айи они), которые вождь клана (создатель дождя) использовал, чтобы призвать предков вызвать четвертый дождь. группа людей верит в более чем одно божество. В этом смысле некоторые люди Мади были политеистами в своей вере. Однако сегодня вера в этих существ значительно уменьшилась.

христианство

[ редактировать ]

Христианство было впервые представлено в Судане, то есть Нобатии (северный Судан и часть Донголы ), миссионером, посланным византийской императрицей Феодорой в 540 году нашей эры. Вторая волна христианства в Судане пришла во времена европейского колониализма. В 1892 году бельгийские экспедиторы захватили часть южного Судана, которая стала называться анклавом Ладо (т.е. западный берег региона Верхнего Нила, который сегодня является юго-востоком Судана и северо-западом Уганды). После смерти короля Леопольда II 10 июня 1910 года анклав Ладо стал провинцией англо-египетского Судана со столицей в Раджафе. В 1912 году южная часть анклава Ладо стала частью северной Уганды, которая также была британской колонией. Именно в это время народ мади разделился на суданских и угандийских мади. Христианство в северную часть анклава Ладо было принесено через Уганду примерно в то же время, поскольку колониализм всегда сопровождался христианизацией.

Понятие «Бог» и слово «Рубанга», обозначающее его на языке Мади, имеют совсем недавнюю историю. Они пришли вместе с христианством. Например, в римско-католической катехизации на языке мади, когда нас спрашивают «Рубанга идо олука аду нга» («Сколько лет Богу»), мы должны ответить «Рубанга идо олука ку» («У Бога нет начала»). И когда вас спросят Ади оби ньи ни оба ньи ву дри ни (кто создал вас и поместил на Землю), вы должны ответить Рубанга оби мани обама ву дри ни (Бог создал меня и поместил на Землю). И нас также просят поверить в ta Rubanga abi le ati ri anjeli (первыми созданиями, созданными Богом, были ангелы).

Отойдя от христианской парадигмы, если вы захотите вернуться в прошлое, вы достигнете берониги . До этого ничего не было; такие понятия, как время и пространство, лишены смысла и содержания. Таким образом, ву (пространство-время) появилось вместе с берониго, а все события и творение произошли после берониги.

Теперь, без контекста христианства, в космогонии Мади нет слова Рубанга оби ву ни . Этого не может быть, поскольку Рубанга пришла в Мади вместе с христианством, а ву (пространство-время) возникло со времен Берониги . Также ошибочно приписывать ву качество доброты, поскольку оно его не имеет. Ву всегда находился во власти ори ( богов-духов). Ори , как хорошие, так и плохие , часто проявляются в деревьях, змеях, реках, холмах или душах ушедших родителей и родственников. В то время как древесный бог может умереть, речной бог может высохнуть, Ори, наделившие эти сущности качествами божественности, никогда не умирают — они перевоплощаются! Именно у кидори (каменных алтарей) народ Мади поклоняется ори . В Мади поклонение называется кироди ди ка (или иногда ву ди ка ). Когда ори довольны людьми, они благословляют ву , и ву становится дружелюбным к жителям.

Большинство народа мади в Уганде в настоящее время являются христианами, а небольшая часть — мусульманами. Жители Южного Судана в основном христиане или исповедуют традиционные религии. Большинство христиан-мади - католики, небольшой процент - англиканцы. Однако ежедневно в этом районе появляется множество новых церквей. Согласно переписи населения Уганды 2002 года, 87,9% жителей Мади являются католиками , 5,9% — англиканцами , 4,1% — мусульманами , 1% — пятидесятниками и 0,6% исповедуют другие религии. [7]

Существует также значительная мусульманская община, в основном нубийцы (в Уганде), особенно в таких торговых районах, как Аджумани, Дзаипи и Нимуле. См. Джума Орис и Мозес Али . Однако даже так называемые «книжные люди» часто возвращаются к традиционным верованиям и практикам в травматические моменты. Кроме того, некоторые современные люди продолжают верить в традиционные африканские религии.

Социально-политическая и культурная система

Управление. Социальная и политическая система Мади тесно переплетена с духовностью, и это формирует их взгляды и традиции. Общество организовано в вождества, возглавляемые потомственным вождем, известным как Опи . Опи обладали как политической, так и религиозной властью. Считается, что вызыватели дождя, земельные вожди – вудипи (которые оказывают важное влияние на землю) и вожди сохраняют аналогичные полномочия даже после своей смерти. Существовала иерархия духов, в точности соответствующая иерархии власти, существовавшей в обществе. Опи (вождь/король) является высшим авторитетом в Мади, за ним по рангу следует сообщество старейшин, ответственных за разрешение споров в кланах/деревнях. Исторически должность опи всегда занимал мужчина. Сведений о женщинах-опи нет.

Легенда гласит, что в прошлом человеку достаточно было истолочь лишь семя зерна, чтобы накормить всю семью. Однажды, когда фермерское население разошлось по своим фермам, а кузнецы, как обычно, остались одни дома, ими овладела жадность. Они хотели большего, чем одно семя, которое фермерское сообщество дало им за свои услуги. Итак, в этот роковой день они украли и истолтели ступку зерна. Боги отреагировали на это неповиновение быстро и жестко; одного семени уже никогда не было достаточно. Человеческим существам приходилось (тяжелее трудиться ради постоянно уменьшающегося урожая на зерно семени. Когда рождаются близнецы, первого из пары называют opt 'начальник (или родственная форма opia для женщины), а второго из пары - эремуго'. кузнец» (или муджа для женщины-второго близнеца). Кузнец должен обеспечивать вождя.

Основной экономической деятельностью, которой традиционно занимались маади, является сельское хозяйство. Распространенность мухи цеце привела к истощению поголовья скота в конце девятнадцатого века. Почти все население живет за счет земли, сажая и выращивая в основном сезонные продовольственные культуры, такие как кунжут, арахис, маниока, сладкий картофель, кукуруза, просо и сорго. Большинство из них предназначены для личного потребления; только излишки продаются за наличные. Основными выращиваемыми товарными культурами являются хлопок в Уганде и табак в Судане.

Те, кто живет недалеко от Нила, занимаются рыбной ловлей в коммерческих целях. Основными районами промысла являются Ларопи (Уганда) и Нимуле (Южный Судан). Большую часть рыбы, пойманной в Нимуле, сушат в дыму и отправляют на продажу в Джубу, столицу Южного Судана. Важным сезонным занятием раньше была охота. Важность этого вопроса снизилась отчасти из-за ограничения охоты со стороны правительств, а отчасти потому, что Нимуле объявлен национальным парком, что делает незаконным гул на его территории или вокруг него. Сезон охоты раньше был засушливым сезоном, когда большая часть сельскохозяйственных работ в течение года была завершена, а трава достаточно сухая, чтобы ее можно было сжечь.

Кузнецы имеют особое значение для Маади. Маади когда-то ассоциировались с «Маади Хок», который когда-то использовался в качестве валюты в браках как Маади, так и соседними племенами, такими как Ачоли. которые называют это квери маади «мотыга маади». Это делали кузнецы (эрему). Однако маади невысокого мнения о кузнецах, несмотря на важную экономическую роль, которую они играют в обществе. Их считают ленивыми людьми, которые проводят целый день в сарае, пока остальные трудятся под палящим солнцем. Их также обвиняют в отпадении человечества от благодати.

Социальные обычаи

[ редактировать ]

Общество Мади основано на понятиях кланов и родства при традиционных правителях, которым подчиняются все подданные в одном и том же географическом районе. Существуют лидеры кланов и деревень, а также семейные ячейки, которые обеспечивают поддержание и поддержание правопорядка в сообществах в социальном плане.

санный спорт
Традиционные зеленые овощи культуры Мади.
people do not worry within close relations, communal field work, feasts, hunting and funerals take place which brings about consolidation of unity, cooperation and peace. Marriages normally take place in churches, in homes of bridegrooms and in the government Administrators office. Traditional shrines are respected. Hereditary rulers and their spouses are buried in those sacred places (rudu).[2]
  • Мурэ — танец праздника и траура. Его часто танцуют во время празднования (таких событий: победа в войне, рождение короля и т. д.) и траура (смерть короля, потеря земель во время войны и т. д.). Муре часто танцуют под звуки деревянных труб (туре, одири), рогов животных (пкере,била), мгбири (танцующих колокольчиков) и барабанов (лери). Во время танца мурэ мужчины время от времени издают мычание (сира сока). Каждая сира уникальна и несет в себе закодированное послание. Сира обычно используется как знак идентификации и власти. Женщины (часто жены мужчин, произносящих cira) отвечали своим ревом (Gbilili) в знак признания и почтения. Во время мурэ часто поют военные песни (женьи), особенно когда народ Мади находится на войне. Воины Мади могли даже петь Дженьи во время сражений в сопровождении звуков сира, туре и пкере, чтобы подбодрить себя и пригрозить врагам сдаться или бежать.
  • Гайи — молодежный танец флирта, похожий на фламинго.
  • Коре — изящный танец
  • Кеджуа — в основном танцуют женщины.

Известные люди Маади

[ редактировать ]
  • Джозеф Лагу , вице-президент (Судан), лидер Ананьи
  • Маку Ига, генеральный директор Организации внешней безопасности Уганды [8]
  • Генерал Мозес Али, второй заместитель премьер-министра Уганды

Мойра, герой войны Мади, сражавшаяся на стороне народа Мади.

Алума Дэвид, один из известных музыкантов, известный как Трей Дэвид.

Мзи Гванья Один из известных музыкантов UDI.

Важные туристические достопримечательности [9]

[ редактировать ]

В Уганде есть значительные земляные валы форта в Дюфиле , который был построен в 1879 году Эмином-пашой недалеко от места, выбранного Чарльзом Джорджем Гордоном в 1874 году; Первоначально Дюфиле использовался как порт для пароходов, а сегодня пассажирские паромы связывают его с Нимуле. В Судане есть национальный парк Нимуле и пороги Фула , которые могут стать основным поставщиком гидроэлектроэнергии для всего региона.

  1. ^ «Маади в Южном Судане» . Проект Джошуа . Проверено 25 сентября 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж «АФРИКА | 101 последнее племя — народ мади» . www.101lasttribes.com . Проверено 7 января 2024 г.
  3. ^ «Мади | Афроамериканец, борец за гражданские права, активист | Британика» . www.britanica.com . Проверено 7 января 2024 г.
  4. ^ «АФРИКА | 101 последнее племя — народ мади» . www.101lasttribes.com . Проверено 3 июня 2024 г.
  5. ^ Уганда, здесь (26 июня 2022 г.). «МАДИ (Маади)» . Здесь, в Уганде . Проверено 7 января 2024 г.
  6. ^ «Краткая история ислама в Уганде» . Исламский музей и исследовательский центр Уганды . 31 декабря 2019 г. Проверено 3 июня 2024 г.
  7. ^ «Состав населения» (PDF) . ubos.org . Проверено 7 августа 2023 г.
  8. ^ «Бывший руководитель ESO Маку похоронен» . Архивировано из оригинала 27 мая 2015 г. Проверено 27 мая 2015 г.
  9. ^ «Проект гидроэнергетики Фула-Рапидс» . Мультиконсалт . Проверено 3 июня 2024 г.
  • Абабику, Роза. Ключевая история Маади
  • Блэкингс, М. и Фабб Н. (2003) Грамматика Ма'ди : Мутон
  • Блэкингс, М. (2000) Англо-английский словарь Маади . Линком Европа.
  • Фули, Северино (2002) Формирование свободного Южного Судана: Мемуары о нашей борьбе . Приход Лоа.
  • Мирный проект Гуртонг - Сообщества Южного Судана
  • Мурхед Алан, «В ​​ковчеге нет места» , «Пингвин», Миддлсекс, 1962 год.
  • Открытие истока Нила , Джон Ханнинг Спик
  • Исмаилия , сэр Сэмюэл Уайт Бейкер
  • Альберт Н'Янза, Большой бассейн Нила и исследования истоков Нила , сэр Сэмюэл Уайт Бейкер
  • В сердце Африки , сэр Сэмюэл Уайт Бейкер
  • Притоки Нила в Абиссинии и охотники за мечами хамранских арабов , сэр Сэмюэл Уайт Бейкер
  • Крабиты, Пьер. Гордон, Судан и рабство Greenwood Press, 1970. ISBN   0-8371-1764-X
  • Нортруп, Дэвид. За излучиной реки: африканские рабочие в Восточном Заире, 1865–1940 гг. Центр международных исследований Университета Огайо, 1988. ISBN   0-89680-151-9
  • Удал, Джон О. Нил во тьме: завоевание и исследование, 1504–1862 гг ., Michael Russell Publishing, 1998. ISBN   0-85955-238-1
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bae0a3f0dce227f73ece61fb5c73ade5__1718645160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/e5/bae0a3f0dce227f73ece61fb5c73ade5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Madi people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)